Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка в окружающей обстановке (в групповой комнате, на участке), приведение в порядок вещей, которыми пользуются все дети (стирка белья для кукол, уборка групповой комнаты или веранды, несложный ремонт игрушек и пособий), подготовка к обеду или занятиям — это содержание хозяйственно-бытового труда всегда имеет своей целью заботу об окружающих. Даже тогда, когда малыш кладет несколько ложек на стол, он делает это не для себя, а для сверстников и вместе с тем освобождает взрослых от этой работы. И следует положительно оценить, что он с желанием откликается на просьбу взрослого что-то сделать, убрать, принести, что эти незначительные дела для него приятны, что он охотно занимается пусть небольшим, но полезным делом.
Со временем бытовой труд потеряет свою новизну для детей, но побудительным мотивом будет сознание, понимание того, что не выполнять порученные дела стыдно, ибо, если не выполняешь их ты, кто-то должен сделать их за тебя.
Вторая младшая группа комплектуется из детей 4-го года жизни. Начиная работу, воспитатель прежде всего должен выяснить, у кого из детей сформированы элементы самостоятельности, умения выполнять какие-либо действия. Многие из малышей тянутся к общению с воспитателем, задают вопросы, заглядывают ему в глаза, с интересом слушают любое сообщение. Им-то и надо давать поручения на начальном этапе, ибо при выполнении задания они сами ищут поддержки, обращаются ко взрослому в случае затруднений. Эти дети станут затем и для других примером, позволят показать им поступки, которые оцениваются положительно и которым надо следовать.
Если кто-либо из малышей не проявляет интереса к поручениям, отказывается их выполнять, следует выяснить причины этого. Может быть, ребенок просто нерешительный, замкнутый, тогда надо помочь ему побороть свою робость. На некоторое время его даже можно оставить в покое, пока он не привык к обстановке детского сада. По отношению к таким детям полезно использовать следующий прием.
— Давай посмотрим, как Вася помогает Тамаре Ивановне накрывать на стол,— предлагает воспитатель робкой Олечке,— может быть, завтра и ты захочешь так же помогать?
— Видишь, Вася несет вазочку с салфетками. Он поставил ее на середину стола. Всем ребятам будет удобно достать салфетку.
И дальше воспитатель поясняет действия Васи, что имеет большое значение для новичка, учит его, вызывает желание попробовать действовать так же, ободряет.
Иногда воспитатель дает поручение ребенку, когда тот играет с товарищем. Или ребенок только пришел с прогулки и устал, и тогда, разумеется, он может отказаться что-либо сделать. Все это воспитатель должен учитывать прежде всего при высказывании просьбы сделать что-то.
Возможно, у ребенка уже есть отрицательный опыт: выполняя какое-то поручение, он допустил оплошность, не сумел справиться, получил отрицательную оценку. В этом случае необходимо помочь ему преодолеть негативное отношение, предупредить возможные ошибки, помочь справиться с поручением. Только учитывая особенности детей, их опыт, можно добиться того, что у каждого будет постепенно развиваться интерес к выполнению поручений, а в процессе их выполнения — формироваться желание трудиться.
Во второй младшей группе воспитатель уже в сентябре — октябре начинает привлекать детей д выполнению простейших поручений. Их содержание элементарно, носит характер отдельных действий, чаще всего производимых совместно со взрослым. Однако они имеют большое значение для воспитания, и потому педагогу необходимо добиться того, чтобы все охотно принимали и выполняли их.
Лучше всего высказать поручение в форме просьбы или пожелания:
— Скоро будет обед. Катя, ты хочешь разложить ложки на столы?
После согласия ребенка надо понаблюдать, как он начинает выполнять поручение, предупредить возможную ошибку, неправильные действия, например:
— Как хорошо, что ты захотела разложить ложечки. Давай, я тебе помогу, покажу, как удобнее их взять.
В таком предупреждении звучит и положительная оценка, и разъяснение необходимых действий. Но сначала — положительная оценка, и это очень важно, ибо настраивает ребенка на следование указаниям взрослого.
Первое участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями, переживанием успеха. Это
возможно при условии, если воспитатель одобряет действия ребенка, поддерживает его. Особенно важно это для детей робких, нерешительных, замкнутых.
На практике время выполнения поручений по хозяйственно-бытовому труду часто совпадает со временем подготовки к каким-либо режимным процессам. Например, все дети идут умываться, а один накрывает на стол. Или все одеваются на прогулку, а один ребенок выносит игрушки на участок. Поэтому желательно, чтобы руководили работой детей и воспитатель, и няня. Няня накрывает на стол и одновременно учит ребенка необходимым действиям. Воспитатель выводит часть детей, которые уже одеты, на прогулку и вместе с тем наблюдает за ребенком, выносящим игрушки.
Существенное значение для решения задач воспитания и обучения имеет единство методов и приемов работы педагога и его помощника. Там, где все взрослые, воспитывающие детей (два воспитателя и няня), работают дружно, согласованно, там дети охотнее включаются в деятельность, овладевают необходимыми навыками, у них более ярко проявляется положительное отношение к деятельности.
В условиях смешанной группы дети более старшего возраста должны помогать малышам выполнять поручения. Однако, как и в процессе руководства самообслуживанием, старших детей надо учить приемам оказания этой помощи. Малыши очень долгое время остаются беспомощными, если дети постарше выполняют за них порученное дело. Вследствие постоянного ощущения своей неумелости у ребенка может развиться беспомощность, робость перед взрослым или более старшим ребенком.
В течение года у детей формируется много разнообразных навыков хозяйственно-бытового труда и на их основе — желание принимать участие в поручениях воспитателя.
В средней группе хозяйственно-бытовой труд в форме поручений занимает большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений. Детей следует приучать не только по указанию педагога выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку, которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей инструкции. Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать миску, налить в нее воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место каждую игрушку.
Конечно, в начале года детям нужно не раз напоминать и о последовательности всех действий, и о самих действиях, тщательно контролировать их.
Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. Ибо в подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать. Важно не торопить детей, подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начала ответственности, первые проявления самоконтроля.
У детей пятого года жизни воспитатель начинает формировать представления об обязанностях. Они дежурят по столовой, расставляют хлебницы, салфетницы, раскладывают ложки и т. д. При этом они обязаны своевременно выполнить весь объем работы, проверить, все ли сделано правильно. Впервые включаясь в хозяйственно-бытовой труд, организуемый в форме дежурств, дети усваивают, что значит быть обязанным перед воспитателем, сверстниками. Это достигается при условии постоянного внимания к их труду, положительной оценки результатов.
Дети пятого года жизни с большой охотой принимают участие в хозяйственно-бытовом труде. Такую тягу к разного рода хозяйственным делам необходимо поддерживать, развивать и одновременно объяснять значение, формировать понимание важности и необходимости труда, направленного на поддержание порядка в комнате, в игровом уголке, на веранде. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает формирование у детей средней группы привычки к трудовому усилию. Хозяйственно-бытовой труд в силу своей доступности и постоянной жизненной необло-димости позволяет выполнить выдвинутое требование. Но было бы неправильно думать, что стоит только постоянно начать организовывать этот труд, предоставить детям достаточный объем работы, и задачи воспитания будут решены.
Хозяйственно-бытовой труд в силу его повторности быстро теряет новизну, интерес для детей. Они с меньшим желанием начинают выполнять поручения.
— Ну что за дети! — с горечью говорят воспитатели.— Раньше так хорошо дежурили! Если кто из дежурных не приходил — сами просили назначить их на место отсутствующих. А теперь стали старше, и никак не заставишь их накрыть на стол. Работают кое-как, лишь бы закончить.
Чтобы избежать такого отношения к труду, необходимо формировать у детей правильные представления о пользе труда дежурных, подчеркивать его значение для всей группы:
— Как хорошо приготовил стол к обеду Коля! Постарался, позаботился о своих друзьях! Хороший у нас дежурный!
В такой оценке поощряются действия ребенка, его личностные качества и отношение к делу, значение выполненных обязанностей для коллектива. Это оказывает положительное влияние и на отдельного ребенка, и на всю группу. Дети постепенно осознают необходимость работы и, несмотря на то что само содержание деятельности перестает их интересовать, старательно выполняют свои обязанности, прилагая необходимые усилия и инициативу.
Например, готовя группу к занятиям по рисованию, дежурные аккуратно разложат на столах по числу детей все необходимое, нальют воду в баночки, заранее расставив их на столы.
Говоря об общественной значимости труда дошкольников, следует понимать условность в использовании этого понятия, учитывая небольшие возможности детей. Естественно, результат их деятельности не может быть адекватен результату труда
взрослых. Тем не менее у дошкольников необходимо формировать мотивы общественной пользы. В условиях смешанной группы на детей пятого года жизни, если они оказываются в группе старшими, ложится большая работа по уходу за маленькими. Если же они оказываются младшими и педагог опирается на старших дошкольников, они могут оказаться в положении опекаемых. И в том, и в другом случае будут возможны ошибки в воспитании детей.
Детей пятого года жизни очень обижает то, что воспитатель дает серьезные поручения лишь старшим. Конечно, воспитателю легче руководить трудом старших дошкольников, у которых уже сформированы навыки хозяйственно-бытового труда. Но трудовая деятельность детей в детском саду организуется не для того только, чтобы освободить взрослых от каких-либо дел, но и в целях воспитания. Поэтому в смешанной группе, в которой пятилетние дети оказываются младшими, необходимо так продумать организацию труда, чтобы их возможности были полностью реализованы.
Важно также продумать вопрос и об объединении более младших детей со старшими в общей работе. Старшим можно поручить не только выполнять свое дело, но и одновременно обучать этому делу младших. Например, когда дети подклеивают коробки, то старший берет на себя основную работу — соединение краев полоской бумаги, намазанной клеем, а младшему предлагает нанести клей на полоску и подержать края коробки, чтобы удобнее было выполнить задание. Или: старшие дети стирают флажки для физкультурных занятий и тут же обучают пятилеток приемам стирки кукольного белья, показывают, как надо отжимать белье или проверять, насколько чисто отстирались пятна на нем.
Но не всегда такое разделение работы возможно и необходимо. Например, если младшие дети уже научились стирать, то в объединении со старшими им будет трудно успеть и в темпе, и в объеме работы, старшие могут подавлять их своей инициативой. В таком случае лучше дать отдельные поручения детям каждого возраста.
С другой стороны, старшим тоже надо дать возможность потрудиться в полную меру, а присутствие младших их будет тормозить, вызовет раздражение на медлительность младших. Допустим, старшие дети совместно моют строительный материал. Если поручить какую-нибудь операцию младшему, он явно не сможет действовать так же энергично и успеть за старшими. И тогда либо неминуем конфликт, либо деятельность старших дошкольников будет ниже их возможностей.
К концу пятого года жизни у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к деятельности, умение самостоятельно и тщательно справляться с разнообразными поручениями. В элементарной форме они должны осознавать значение хозяйственно-бытового труда как важной, нужной деятельности, благодаря которой в комнате, на участке постоянно поддерживается порядок, чистота, которая позволяет позаботиться о сверстниках, помочь взрослым. У детей будет сформирована привычка к трудовому усилию, умение преодолевать некоторые трудности, сложится первый опыт работы совместно со сверстниками.
Дети старшего дошкольного возраста уже владеют большим числом умений в хозяйственно-бытовом труде. Однако в начале учебного года прежде всего необходимо выяснить, проявляют ли они достаточную аккуратность, умение организовать порученное дело (приготовить все необходимое, завернуть рукава, надеть фартук, расположить оборудование рационально и удобно), прежде чем начнут работу. В процессе деятельности дети должны проявлять бережное отношение к предметам труда, приводить в порядок использованные инструменты, оставаться опрятными, быть настойчивыми при достижении результата.
Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшей группы в процессе выполнения знакомых поручений действуют достаточно самостоятельно и инициативно. Чаще всего это является результатом неравномерного включения детей в выполнение поручений в средней группе. Поэтому прежде всего надо проверить, насколько систематически каждый из детей участвует в труде. Можно с этой целью регулярно отмечать, кто из детей выполнял поручения и какие (можно использовать для этой цели бланк табеля посещаемости). Воспитатель может вести такой учет (для себя) в течение определенного времени (например, две недели). Дети не должны быть свидетелями записей, потому что иначе это приведет к ненужной конкуренции между ними, спорам.
Поручения в старшей группе усложняются (если группа смешанная, усложняются соответственно поручения для старших детей). Предложение выполнить то или иное поручение дается в общей форме, без детальных объяснений, например:
— Вова, вынеси, пожалуйста, игрушки на участок. Или:
— Катя, приведи в порядок полочку, на которой лежат предметы, необходимые для ухода за уголком природы.
В таких поручениях содержится наряду с определенными трудовыми действиями задача планирования и организации их: определить, какое потребуется оборудование, отобрать и расположить его так, чтобы было удобно работать, наметить последовательность действий, контролировать их в процессе выполнения поручения, с тем чтобы получить качественный результат.
Нередко в практике недооценивается именно эта сторона деятельности: воспитатель больше ориентирует детей только на достижение результата. Это неправильно, так как у детей при овладении навыками не формируется культура деятельности, способность организовывать и контролировать ее.
В старших группах возможны поручения, которые как раз нацелены на закрепление навыков планирования, организации, например: — Вова, пойди на огород, посмотри, не надо ли его привести в порядок: может быть, надо расчистить дорожки, междугрядья?
Когда ребенок посмотрит и скажет, что, по его мнению, необходимо сделать, вместе с ним можно обсудить, сколько детей надо включить в работу, чтобы справиться с ней, какой потребуется инвентарь. Это позволяет формировать инициативу, ответственное отношение к делу.
В условиях смешанной группы очень полезно побуждать старших детей оказывать помощь младшим. Например, можно дать такое поручение старшему дошкольнику:
— Игорь, помоги мне научить малышей протирать стульчики. Покажи им, что надо протирать сначала, а что — потом (сначала спинку стула, затем сиденье и уже потом — ножки, перекладины).
Или:
— Сегодня Машенька первый раз будет дежурить — готовить столы к занятиям. Покажи ей, как расставить подставки для кисточек, разложить краски, налить воду в стаканчики...
Поручения подобного рода позволяют воспитывать у старших уверенность в своей умелости, чувство ответственности перед воспитателем за обучение маленького: ведь они выступают в роли учителя! Это побуждает каждого ребенка мобилизовать себя, без непосредственного руководства со стороны взрослого, наблюдая за малышом, контролировать его действия, тем самым проявляя самоконтроль, радоваться за малыша, который научился с его помощью выполнять то или иное дело.
Индивидуальные поручения позволяют дифференцировать методы руководства, учитывая особенности детей. Так, дети неуравновешенные, с неустойчивым вниманием нуждаются в постоянном контроле в процессе деятельности. Следует учитывать и то, что у некоторых детей на предыдущем этапе могут быть закреплены отрицательные привычки, и они часто отвлекаются от работы, не доводят ее до конца, неаккуратны. Прямое замечание или высказанное воспитателем неудовлетворение качеством работы может вызвать у ребенка негативное отношение, нежелание продолжать работу, обиду.
Учитывая это, воспитатель должен предупредить нежелательные поступки. Например, увидев, что ребенок крайне небрежно несет посуду, надо напомнить ему, что посуду на стол ставят осторожно, иначе можно ее разбить. Это напоминает ребенку, что не только ставить посуду надо аккуратно, но и бережно ее нести.
Очень важен характер общения с детьми, тон обращений, содержание замечаний, манеры воспитателя, его мимика. Обращение, мягкое по форме, деловое по содержанию, приводит к желаемому результату: ребенку становится понятной претензия воспитателя, пути исправления недостатков, участие и расположение взрослого к нему.
Планируя организацию поручения для коллективного выполнения, воспитатель должен четко осознать, при каких условиях оно примет коллективный характер, ибо от этого во многом зависят методы руководства. Объединение детей в коллектив в процессе деятельности создает возможности для формирования способов их сотрудничества, согласования действий, опыта коллективных решений. Участники коллективного труда учатся и выслушивать друг друга, и уступать мнению других, и настаивать на своем, общаясь в дружеском тоне. Это возможно при условии, когда каждый ребенок осознает свою причастность к группе работающих, понимает, что общий результат труда во многом зависит от усилий каждого.
Если в средней группе дети приобрели опыт работы в небольшом звене, когда им предлагалось всем вместе выполнить то или иное поручение, они уже знают правила: «Когда работаете вместе, надо помогать друг другу»; «Успевай выполнить свое задание вместе со всеми, чтобы не отстать от товарищей».
Оценивая состояние, группы в начале учебного года, педагогу следует выяснить, знают ли дети эти правила, действуют ли в соответствии с ними в процессе выполнения поручений. Чтобы включать их в труд систематически, необходимо организовывать ежедневно одно-два поручения, в каждом из которых будут принимать участие 3—4 ребенка.
Первые задания не должны предусматривать тесное согласование действий детей в процессе деятельности (например, постирать кукольное белье или флажки для физкультурных занятий, вымыть игрушки после игр с песком и т.д.). Однако по окончании работы воспитатель должен подвести итоги, объясняя при этом, что качество работы каждого влияет на общий результат. Систематически включая детей в общие поручения, педагог формирует у них практический опыт участия в коллективной деятельности, а также представления о нормах отношения к делу, о значении качественного выполнения задания.
Общий труд в подготовительной к школе группе по форме организации и по объему содержания значительно усложняется. Задание, как правило, состоит из нескольких компонентов, поэтому требуется распределение работы между участниками.
Например, детям предлагается убрать уголок, в котором сосредоточено все, что нужно для самостоятельной художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации, поделок из природного материала). Они должны вымыть розетки для краски, протереть коробки, в которых хранится природный или бросовый материал (катушки, коробочки и пр.), перебрать детские работы, сложить их аккуратно; переставить готовые изделия из глины с полки, протереть там пыль, а затем снова поставить их на место
и т. д. Предварительно дети должны разделить работу между собой, договориться, кто что будет выполнять.
Наблюдения убеждают, что наиболее удачным в данном случае является следующее распределение работы: двоим детям поручается вынуть весь материал с полок (илл шкафчиков) на отдельный стол и протереть их; двоим участникам предлагается вымыть розетки, банки из-под краски, протереть клеенки или дощечки; еще двое могут заняться составлением альбома детских работ, если уже накопился достаточный материал. Закончив работу по уборке, дети могут присоединиться к последним и принять участие в изготовлении альбома.
При организации работы на участке, например, если надо привезти свежий песок на площадку для малышей, воспитатель поручит эту работу мальчикам, поможет распределить обязанности: один-двое будут лопатами насыпать песок на тележки, двое-трое — перевозить его. Двоим детям будет поручено разровнять его на площадке.
Воспитатель обязательно напомнит мальчикам, что работа требует физических усилий и что они достаточно сильные, чтобы хорошо справиться с ней.
По окончании работы тележки, лопаты, грабли должны быть тщательно очищены от песка и убраны.
Планируя организацию поручений, педагог должен исходить из жизненной необходимости. Например, заметив, что в кукольном уголке необходима уборка, он планирует ее проведение, учитывая, сколько детей надо включить в труд, рассчитанный на 25—30 минут. Зная, что няня будет менять постельное белье, организует детей в помощь ей: поручает принести чистое белье, разложить его по кроватям, надеть наволочки. Если необходимо, просит протереть кровати.
Возможны и эпизодические поручения. Допустим, в детский сад привезли капусту для заготовки на зиму. Не следует упускать такой ситуации, в которой становится значимым участие детей в труде, обязательно надо подключить их при переноске кочанов капусты в кладовую.
Если детский сад приобрел крупный строительный материал, прежде чем вносить в группу, его надо развернуть, протереть, рассортировать по формам.
Ни в коем случае нельзя предлагать детям труд, не имеющий достаточной значимости. Не рекомендуется также подменять дежурных, т. е. поручать выполнить другим их обязанности.
Содержание труда, указанное в «Программе воспитания в детском саду», с учетом конкретных условий позволяет сделать коллективные поручения систематической формой организации труда в старших группах.
При планировании коллективных трудовых поручений приходится решать вопрос о том, кого включать для их выполнения. Объединяя детей, воспитатель обязательно должен учитывать их особенности, с тем чтобы процесс труда способствовал формированию положительных взаимоотношений. Допустим, Коля хорошо владеет необходимыми умениями, но вспыльчив и неуступчив в коллективной деятельности; Лена работает вяло, но всегда доводит дело до конца; Юля — хороший организатор, умеет предложить, настоять на своем и в то же время спокойно принимает предложения сверстников.
Планируя коллективное поручение для них, воспитатель понимает, что необходимо при этом сдерживать порывистого Колю, способствовать активизации Лены, всех учить трудиться сообща. Так, Коле следует посоветовать помочь Леночке и в то же время одобрить стремление ее к аккуратному выполнению задания. Помогая Лене, Коля может поучиться у нее трудиться более тщательно. Юля спокойно примет предложение Коли или сумеет возразить, убедив его в правильности своего предложения, и у того не возникнет повода к конфликту.
Вначале можно подбирать разные группы участников, а через некоторое время объединения детей могут стать постоянными, отношения между ними принимают дружеский характер. У детей появляется первый опыт сотрудничества.
Это, конечно, не значит, что воспитатель не может менять составы звеньев: в силу разных причин может возникать необходимость замены. Допустим, в какой-либо группе один из детей берет инициативу в свои руки, другие участники ему подчиняются, и он уже перестает считаться с их мнением. Значит, следует либо очень корректно, но настойчиво внушить такому ребенку, как следует относиться к товарищам, либо перевести его в другую группу.
Может быть и другое положение, когда двое участников настолько конфликтуют, что мешают трудиться всей группе. Опять возникает необходимость перевода кого-либо из детей в другое звено.
Решив вопрос о составе звена, воспитатель переходит к руководству процессом детской деятельности. Собрав возле себя участников, он обсуждает с ними, какое содержание работы необходимо выполнить. Например:
— Вы сейчас все вместе будете убирать нашу библиотеку. Что вам надо сделать? Снять с полочек книги, альбомы, просмотреть их и отобрать те, которые нужно ремонтировать. Полочки надо протереть, а корешки книг, которые потерлись, подклеить.
Если обнаружится, что отдельные книги требуют более крупного ремонта, педагог включается в работу сам, привлекая в помощь кого-либо из детей.
Очень важно разъяснить детям значение предстоящей деятельности:
— Книги надо беречь. Они сейчас нужны вам, а потом их будут рассматривать ваши младшие товарищи. Поэтому необходимо своевременно подклеить потертый корешок, укрепить уголки. Тогда книгой приятно будет пользоваться.
Необходимо обратить внимание детей и на коллективный характер деятельности. С этой целью воспитатель рассказывает, как надо трудиться всем вместе:
— Вы сейчас будете работать вместе. Сначала надо обязательно договориться, кто , какую часть работы убудет выполнять. Тогда все дела будут выполнены. Каждый из вас постарается не отставать от товарищей. Давайте послушаем друг друга, договоримся о том, кто что будет делать. Валя, скажи, чем бы ты хотел заняться?..
После ответа ребенка он продолжает:
— Кто еще хотел бы выполнять это дело?
И если желающих больше, чем требуется для выполнения указанного дела, спрашивает: «Как же нам поступить?»
Он приводит необходимые примеры выхода из сложившейся ситуации, учит принимать советы товарищей, соглашаться с их мнением, выражать претензии в корректной форме, тем самым формируя у детей практический опыт согласования действий.
Не следует опасаться, что такие разъяснения займут слишком много времени. Они необходимы, ибо опыт детей только начинает складываться. Если не обращать внимания на возникающие конфликты, то навык коллективной деятельности не сложится,
несмотря на то что необходимые умения у детей сформированы в достаточной мере.
После того как содержание задания будет распределено между участниками, воспитателю следует помочь детям подготовить все необходимое к работе. Некоторые дети не умеют организоваться: начал мыть кубики — забыл мочалку; пошел за мочалкой — по дороге заговорился с приятелем; вернулся к прерванному делу — выплеснул на пол воду; пошел за тряпкой, чтобы вытереть,— не мог ее найти и т. д. Чтобы таких случаев не было, лучше научить их приготовить все необходимое заранее, проверить; все ли готово, и только потом приступать к делу.
В начале года воспитатель напоминает детям, где что лежит, как надо расставить столы для работы и расположить на них оборудование, сам подключается к делу. По мере накопления некоторого опыта необходимость участвовать в расстановке оборудования отпадает. Прямые указания воспитатель заменяет косвенными вопросами: «Что надо приготовить, прежде чем начнете трудиться? Где лежат необходимые предметы? Как лучше расставить столы, чтобы всем работать было удобно? Что надо сделать, чтобы не испачкать костюм, не намочить рукава?»
После того как дети приготовят все необходимое, распределят задания, они могут приступать к работе. Теперь ничто их не будет отвлекать от дела.
Процесс коллективной деятельности — это не только выполнение каких-либо операций, это и деловое общение между детьми, и принятие коллективных решений, и помощь сверстникам. Основной задачей педагога является регуляция взаимоотношений между детьми, стремление придать им деловой, дружеский характер.
Хозяйственно-бытовой труд — труд в основном будничный, постоянный. И здесь встают две задачи: с одной стороны, следует постепенно внушать детям, что если даже дело не очень интересно, его следует выполнять, так как оно имеет большое значение для поддержания постоянного порядка в групповой комнате, раздевальной, на участке. С другой, стороны, надо использовать приемы, вызывающие эмоциональный подъем. Так, веселая знакомая песенка о труде или бодрый марш, сопровождающий деятельность детей, повышает настроение. Шутка педагога, его умелая помощь, положительная оценка, а также предвидение будущего результата и радость по поводу его достижения — все это отражается на детях. Они с удовольствием выполняют задания, подражают тону и действиям своего наставника. Подведение итогов работы также должно сопровождаться эмоционально яркой оценкой.
В старших группах дети по-прежнему выполняют обязанности дежурных. Во второй половине учебного года в старшей группе появляется возможность изменить организацию дежурств. Так как дети овладели в достаточной степени навыками всего содержания труда, связанного с накрыванием на стол, с подготовкой к занятиям, можно уменьшить число дежурных: если ранее за каждым столом был дежурный, то теперь двое вполне справятся со всей работой.
Дети-дежурные должны вместе решать, кто что будет делать, определять последовательность всей работы, а также нести ответственность перед воспитателем, группой за общий результат работы. В специальной беседе воспитатель разъясняет им новые
обязанности:
— Дети, я хочу поговорить о наших дежурствах. Вы уже стали старше, многому научились, быстро и ловко накрываете столы к обеду, готовите пособия к занятиям. Я думаю, что теперь нам можно назначать не четырех дежурных, а двух, которые будут заботиться не только о своем столе, а обо всей группе.
Чтобы вместе дежурить, надо договориться, кто что будет делать. Например, вам надо накрыть столы. С чего вы начинаете работу?. (Стелем скатерти.) Верно. Вот и надо предложить друг другу вместе их расстелить. А потом что?
Опираясь на ответы детей, воспитатель учит их определять последовательность действий не каждого ребенка в отдельности, ло в совокупности:
— Лида, Алеша уже раскладывает ложечки, тебе не надо это делать, пусть он всем их разложит. А следующее дело какое? Вилки положить? Вот ты и выполняй это. А ты, Алеша, что будешь потом делать?
Дети не сразу усваивают это, и нужно обращать особое внимание на эту сторону коллективных дежурств.
Работая вместе, дети не сразу осознают и такую особенность коллективной деятельности, как общая ответственность за результат. Воспитатель разъясняет это на конкретных примерах. Так, когда дежурный в ответ на замечание о небрежном выполнении дела возражает: «А это не я делал!» — ему следует пояснить:
— Вы работаете вместе. Вы должны помогать друг другу. Если ты увидел, что твой товарищ ошибся (неправильно положил ножи, не проверил, достаточно ли салфеток, и пр.), надо ему подсказать, посоветовать, вместе исправить ошибку. Так поступают настоящие товарищи!
Так у детей в практической деятельности будут воспитываться начала коллективизма.
В подготовительной к школе группе организация труда дежурных может еще больше усложняться. Если воспитатель объединит всех дежурных (и по столовой, и по подготовке к занятиям, и по уголку природы) в одно звено, то тем самым он поставит детей перед необходимостью самим договариваться об очередности и содержании работы. Если кто-то из дежурных не пришел в детский сад, его надо заменить. Это также решают сами дети.
В условиях объединения детей в одно дежурное звено возможна и организация взаимопомощи. Например, для подготовки
к занятию по аппликации надо подобрать много материала, для занятия по физкультуре — много пособий. Двое дежурных не справятся с таким объемом работы своевременно. И воспитатель предлагает:
— Пусть вам помогут друзья. И тогда занятие не будет задерживаться.
В подготовительной к школе группе не столько увеличивается объем работы детей, сколько растут требования к самостоятельности, организованности, деловитости, самоконтролю. Увеличивая требования к детям, воспитатель разъясняет в то же время, как следует понимать свою ответственность перед коллективом. Систематическое объединение детей в труде оказывает большое влияние на формирование начал коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором «все члены выступают как носители моральных норм, которые предъявляются каждому участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки зрения его необходимости для коллектива, воспитатель формирует у каждого ребенка понимание того, что его дело является частью общего.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.