Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов.
Рассмотрим подробнее методику воспитательной работы педагога на примере руководства одеванием и раздеванием детей.
В «Программе воспитания в детском саду» указано, что необходимо формировать у детей младших групп навыки самообслуживания, добиваясь самостоятельного выполнения того, что посильно. Но что посильно? Малыши очень разные, и опыт у них различен: что быстро и ловко выполняет один, совершенно непосильно другому. Даже если группа одновозрастная (например, от 3 до 4 лет), то разница в возрасте в пределах года тоже важна. Не учитывать этого нельзя, иначе одни дети будут поставлены в условия непосильных требований, к другим, наоборот, не будет предъявлено достаточных требований. Скажем, педагог предложит ребенку самостоятельно раздеться. Если у ребенка еще нет навыка делать это, он будет волноваться, ощущать свою неумелость, у него возникнет нежелание посещать детский сад. Значит, в этом случае можно ставить лишь задачу формирования некоторых элементарных умений выполнять отдельные действия с помощью взрослого. Если ребенок достаточно самостоятельно раздевается, ему посильно выполнение требования более сложного: в процессе раздевания соблюдать установленную последовательность складывания одежды.
Главное, к чему следует стремиться воспитателю младших групп,— это создать у всех детей одинаковое стремление научиться самим справляться с одеванием, и не как-нибудь, а тщательно, аккуратно, испытывая удовлетворение от порядка во внешнем виде. Вот почему правильнее будет, если педагог разрешит вставать после сна сразу всем, кто проснулся, а не по очереди, но обучать будет каждого тому, что ему уже посильно, тем умениям, которых у него не хватает. Воспитателю необходимо терпеливо дожидаться, пока малыш справится с непослушными рукавами, и помогать он должен так, чтобы у ребенка не исчезло ощущение самостоятельности, не пропала уверенность в том, что он умеет одеваться («я сам!»).
Вначале при работе с группой трудно бывает уложиться во времени, отведенном по режиму, но спешить не следует. Этот период затягивания моментов одевания и раздевания скоро пройдет при условии постоянного внимания к затруднениям детей и настойчивости при обучении необходимым навыкам.
Педагог должен отмечать успехи своих питомцев; хвалить тех, кто прилагает достаточные усилия, а недостатки в своем внешнем виде либо пытается устранить сам, либо обращается за помощью к взрослым. А если в группе есть старшие дошкольники, которые помогают малышам, обязательно следует поблагодарить их, вместе с ними порадоваться успехам малышей.
Как же помочь малышам усвоить правила, связанные с одеванием — одеваться последовательно, самостоятельно, складывать вещи аккуратно? Как приучить одеваться тщательно, чтобы их внешний вид был всегда опрятен, радовал глаз? Как освободить время для воспитательной работы, чтобы совмещать в своей деятельности и помощь детям, и формирование нравственных сторон личности?
Представим такую картину. Дети спят после обеда. На стульчиках висит белье. Воспитатель проверяет, расположено ли оно в соответствии с установленными правилами, вывернуты ли рукава рубашек, нет ли вещей наизнанку, на всех ли колготах есть метки, указывающие переднюю сторону. Проверив все, он таким образом освобождается от необходимости помогать детям при одевании (вывертывать рукава, находить перед колготок и т. д.).
Воспитатель проверяет также обувь — расстегивает пряжки, пуговицы (нередко дети снимают их не расстегивая, из-за чего обувь быстро портится, стаптываются задники). Так же осматривает он и шкафчики с детской верхней одеждой, договаривается с няней, чтобы она развесила высушенные рейтузы, варежки.
Когда дети проснутся, им будет гораздо удобнее одеваться, они все наденут правильно. И тогда можно больше уделить внимания обучению детей недостающим умениям, воспитанию у них желания самостоятельно справляться с этим делом, формированию поведения.
Процесс одевания для малышей довольно утомителен, поэтому воспитатель стремится поддерживать положительно-эмоциональную атмосферу: он одобряет ребенка, обнаружившего недостатки во внешнем виде и пытающегося исправить их, поправляет ребенка, если, например, он не сумел определить правый и левый ботинок, предупреждает возможную оплошность.
— Подожди, ты еще не посмотрел, где у тебя кармашек,— обращается он к ребенку, одевающему штанишки задом наперед. (Зайчик на кармашке служит ориентиром для ребенка, помогая определить, где передняя сторона.)
Если рядом одевается малыш, овладевший некоторыми навыками, или ребенок более старшего возраста, эта ситуация получит подкрепление,— воспитатель опирается на пример старшего как на. образец и одновременно обращает внимание старшего на затруднения маленького. И если ребенок постарше чувствует, что является примером для малыша, это заставляет его особенно тщательно поправлять костюм, сосредоточить внимание на одевании. Вызвав желание помочь малышу, воспитатель подсказывает, как ему помочь и делом, и советом.
Педагог сообщает разного рода потешки, которыми старшие могут позабавить малышей, организует общение, воспитывает у малышей уважение к старшим (они все умеют, помогут, приласкают), а у старших — заботливое отношение к маленьким (они такие беспомощные, им надо помочь, приласкать).
Точно так же поступает воспитатель и при одевании детей на прогулку. Важно не допустить сутолоки, торопливости, особенно в зимнее время, когда одежды довольно много и процесс одевания усложняется. В детских садах на помощь воспитателю в зимнее время приходят медицинская сестра, няня из старшей группы, нередко и старшие дошкольники.
Приведем пример. Одевают детей четверо взрослых: две няни, воспитатель, медицинская сестра. Все они сидят в разных местах раздевальной комнаты, чтобы детям было удобнее подойти к кому-либо из них. Выходя в раздевальную, дети берут из шкафчиков рейтузы и обувь, садятся на банкетки и самостоятельно одеваются. Затем берут платок, шапочку и подходят к взрослому за помощью (надеть платок, завязать шапку и др.). Взрослые поправляют при необходимости одежду на ребенке (заправляют рубашки, подтягивают колготы и пр.), надевают принесенные им вещи. В это время они отмечают красиво связанный свитер («Это бабушка тебе такой красивый свитер связала?»), одобряют ребенка («Молодец, так быстро научился одеваться»), отмечают, что на аккуратно одетых детей приятно смотреть, напоминают о необходимости убрать в шкафчик комнатную обувь («Ты не забыл убрать тапочки в шкаф?»), закрыть дверцу. При этом они используют шутку, потешку, даже песенку, что создает обстановку доброжелательности.
В течение года малыши приобретают довольно устойчивые навыки одевания, усваивают правила организации своей деятельности и обращения за помощью к взрослому. Чтобы добиться такой самостоятельности и организованности детей, надо с осени, когда одежды еще мало, начинать учить их последовательности одевания. Когда дети идут с прогулки, полезно напомнить, что, пойдя в раздевальную комнату, они должны сразу подойти к своим шкафчикам, снять шапочки и положить их на полку, а кофточки (или пальто) повесить на крючок. (С родителями надо договориться, чтобы они пришили под воротник кофточек петельки.)
Зная своих детей, воспитатель легко определит, в чем им нужна помощь. Например, Коля сам не справится с тугими пуговицами, Жене трудно снять самой очень плотно связанный свитер, Наташе надо обязательно развязать ленты на шапочке, иначе затянет узел. Он может, встав в дверях комнаты, на ходу помочь каждому, и дети без задержки разденутся. Так же можно приучить детей сначала взять комнатную обувь, сесть на банкетку и только потом снимать валенки или ботинки. Они привыкнут к правильной последовательности одевания и не будут в колготах ходить по мокрому полу, относя валенки в шкаф.
Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным во всех мелочах. С этой целью, готовясь к встрече детей (при открытии дошкольного учреждения), полезно провести деловую игру — предложить воспитателям младшей группы одеть и раздеть куклу, чтобы договориться, в какой последовательности надо учить детей всем необходимым действиям одевания и раздевания, куда что класть. Обговорив все моменты руководства самообслуживанием детей, потом не следует отступать от этого. Если обнаружится, что какие-то особенности детей не были учтены, необходимо совместно договориться о том, какие изменения целесообразно внести в принятый порядок.
В средней группе воспитатель продолжает закреплять у детей навыки одевания и раздевания. В то же время задачи этой работы усложняются: основной заботой становится формирование деловитости, должной сосредоточенности, организов.анности поведения. В основном быстро раздеться или одеться детям мешает неорганизованность, недостаточная сосредоточенность. Ребенок сел надевать ботинки, но не захватил сразу рейтузы; пошел за рейтузами, заговорил с соседом и перестал одеваться... Стал надевать кофту, не вывернув рукава, запутался, оказался в смешном положении, вызвал смех детей или затеял возню. Не повесил сразу пальто на место, а положил на банкетку, вслед за ним — остальную одежду. Воспитатель напомнил, что вещи надо складывать в шкаф. Ребенок начал выполнять его указание, но, для того чтобы достать пальто, пришлось перевернуть одежду. Она падает на пол...
Дети часто ходят по мокрому полу в колготах, не убирают обувь в шкаф, проявляя неряшливость, неаккуратность. Отвлекаясь от дела, начинают шуметь, баловаться. Кто-то спрятал шапку соседа, воспитателю приходится ее искать, делать замечание виновнику, вовлекать детей в поиски пропавшей вещи. Кто-то наступил сверстнику на ногу, возможно, и нечаянно, но тот плачет или замахивается на обидчика. Воспитателю надо и утешить ребенка, и предупредить назревающий конфликт.
Причины такого поведения детей различны: либо навыки отсутствовали, либо они оказались непрочными, были частично утрачены за летний сезон, либо группа пополнилась новичками. В любом случае не следует сердиться, давать отрицательные оценки. Надо просто вернуться к обучению, как это делалось в младшей группе. Дети быстро усвоят необходимые приемы — ведь они стали старше и их возможности выше. Более того, учитывая, что дети стали старше, следует не только указывать на их ошибки, но и разъяснять возможные последствия: оставил вещи на скамеечке — они упали, испачкались; отвлекался во время одевания — не успел закончить свои дела вместе со всеми.
Для решения воспитательных задач (формирования у детей достаточной сосредоточенности, самостоятельности, бережного отношения к вещам, опрятности) используются различные приемы: положительная оценка поступков детей, их стремления следовать правилам; предупреждение случаев оплошности, неосторожности или напоминание о последовательности действий, постоянный контроль за выполнением детьми всех действий.
В средней группе необходимо сформировать у детей устойчивые навыки, привычки, поведение, соответствующие правилам, в противном случае это отрицательно скажется на поведении и навыках детей в старшей группе. Педагог должен помнить, что вместо полезных привычек у детей могут сформироваться отрицательные, преодолеть которые крайне трудно.
Опираясь на свой авторитет, на растущие возможности детей, педагог должен оптимально реализовать задачи воспитания, указанные в «Программе воспитания в детском саду». Наличие элементарных навыков у детей пятого года жизни, накопленный опыт общения со сверстниками позволяют усложнять задачи воспитания во второй половине учебного года, а именно — начинать формировать у детей навыки культуры поведения. Не следует при этом прибегать к длинным разъяснениям. Лучше использовать разнообразные конкретные ситуации, возникающие в повседневной жизни и требующие от детей учета состояния, нужд сверстников, и учить, как проявить внимание к ним:
— Дима, подвинься на край скамеечки. Тане тоже нужно сесть. Скажи ей: «Садись, пожалуйста».
— Федя, прикрой дверцу своего шкафчика, а то Илюше неудобно достать пальто.
— Лиза, покажи Насте, как надо складывать шарфик и платочек.
— Вася, что-то твой друг ищет. Помоги ему. Спроси: «Может быть, тебе надо помочь?»
Такие обращения учат детей, как следует поступать в том или ином случае, помогают им видеть затруднения сверстников. Дети еще неспособны глубоко осознать нравственный смысл тех или иных поступков, но практический опыт образуется у них довольно легко. Привязанность к педагогу, его положительная оценка побуждают их поступать в соответствии с его предложениями.
В течение года дети могут приобрести значительный опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того — повышается самостоятельность детей: они начинают совершать соответствующие поступки по собственному желанию. И задача педагога — подхватить, поддержать инициативу ребенка, вызвать у других желание поступать подобным образом.
В старших группах труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Расширяется содержание труда, усложняются воспитательные задачи: формируется аккуратность, культура деятельности и поведения, взаимопомощь, организованность.
Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и ее темпу. Дети должны уметь не только быстро одеваться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке. Воспитатель постоянно должен отмечать, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли платок), позаботился ли ребенок о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он себя в порядок в раздевальной комнате или продолжает поправлять одежду, входя в групповую комнату.
Очень полезно иметь зеркало не только в умывальной комнате, но и в раздевальной, предлагать детям посмотреть на себя, прежде чем входить в комнату. Однако, если воспитатель замечает во внешнем виде недостатки, он не должен спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребенка и тем самым вызвать негативизм. Полезнее отметить положительные поступки:
— Молодец, Алеша, прежде чем входить в группу, осмотрел себя, все ли в порядке. Поэтому (обращается воспитатель ко всем детям) он сразу заметил, что рубашка не совсем аккуратно была заправлена в шорты. Я надеюсь, что и другие ребята так поступят. У нас в группе все дети хотят быть аккуратными.
Такое косвенное побуждение окажет более действенное влияние, нежели сухое указание. Можно также напомнить ребенку шепотом, с улыбкой, какое правило он забыл, или помочь ему привести себя в порядок, да так, чтобы он почувствовал заботу о себе, внимание.
Воспитатель должен объяснить значение правильных поступков, отражающих культуру поведения: «Дети, которые так поступают, культурные. Они умеют привести себя в порядок, на них приятно смотреть».
Педагог может напомнить детям знакомые стихи о Маше-растеряше, Человеке рассеянном с улицы Бассейной, различные ситуации, в которых проявилась неряшливость героя, вместе с ними посмеяться над таким неаккуратным человеком. Надо вызвать у детей желание не быть похожими на него.
У детей формируются навыки культуры поведения в окружении сверстников. А именно, во время одевания надо помнить о том, что рядом одеваются товарищи, не помешать, не причинить никому неприятности. Наклонившегося товарища предупредить о том, чтобы он, выпрямляясь, не ударился. Проходя мимо в неудобном месте, обратиться к товарищу в вежливой форме: «Разреши пройти, пожалуйста».
Старшие дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь. Очень важно создать в раздевальной такую обстановку взаимопомощи и взаимоуважения, когда дети сами предлагают помощь товарищу, сами обращаются за помощью, устраняют допущенную оплошность, не теряя времени на выяснение того, кто ее допустил.
К сожалению, на практике нередко возникают ситуации, показывающие, что, у детей не сформировано умение обращать внимание на затруднения сверстников, готовность по собственному побуждению оказать помощь. Например, воспитатель, увидев, что ребенок не может развязать шарф, обращается к его соседу с вопросом:
— Коля, ты видишь, как Саше самому трудно развязать шарф?
— Да, у него на шарфе очень коротенькие кончики.
— А почему ты ему не поможешь?
— Так ведь он не попросил!» В старшем дошкольном возрасте детям доступны элементарные формы предупредительности. Поэтому, используя возникающие ситуации, следует учить их быть внимательными, замечать, кто из окружающих нуждается в участии, помощи, поддержке, и поступать соответствующим образом, не дожидаясь просьбы с их стороны. Ситуаций для этого возникает в повседневной жизни детского сада очень много, и надо использовать их для формирования у детей положительного практического опыта в поступках, соответствующих моральным нормам.
Значительно возросший уровень навыков позволяет повышать требования к темпу деятельности. Отвлечения детей следует рассматривать теперь как недостатки и настойчиво воспитывать собранность. К тем ребятам, которые отвлекаются от дела и потому задерживаются, воспитателю надо быть предельно внимательным с первого момента их выхода в раздевальную или подъёма после сна. Побуждая детей к тому, чтобы процессы одевания не затягивались, можно использовать следующие приемы: напомнить о предстоящей интересной деятельности на участке, положительно оценить детей, проявляющих деловитость и сосредоточенность (однако при этом важно, чтобы в пример приводились разные дети).
Иногда бывает так, что весь процесс одевания в группе протекает слишком медленно, без должной активности детей.
В передовом опыте описан прием, который помог воспитателю изменить установившийся в группе подобный стиль одевания. Воспитатель рещил при выходе детей в раздевальную комнату выносить песочные часы. Собрав детей возле себя, он показал, как сыплется песок, и сказал:
— Эти песочные часы показывают, за какое время вы должны одеться. Но это может сделать только тот, кто не будет тратить время попусту. Вы знаете, в каком порядке следует одеваться, вам нетрудно одеться быстро.
Затем детям предложили одеваться, не отвлекаясь, быстро, обращая в то же время внимание на то, сколько песка останется.
Этот прием позволил значительно повысить организованность детей, повлиял на формирование самоконтроля. Разумеется, его не следует рассматривать как универсальный, но в ряде случаев можно использовать. Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе — воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.