Дети старшего дошкольного возраста имеют определенный опыт участия в труде, владеют рядом трудовых навыков, в. первую очередь навыками самообслуживания. Ребята умеют также совершать отдельные трудовые действия в сфере хозяйственно-бытового труда, ухода за растениями и животными.
Воспитатель учитывает этот багаж трудовых навыков, направляет свои усилия на их закрепление, совершенствование, а вместе с тем ведет работу по формированию новых навыков. Это необходимо делать потому, что на старшей дошкольной ступени появляются новые трудовые процессы, для освоения которых нужны соответствующие навыки. Так, ранее малыши не стирали тряпочек после занятий рисованием и аппликацией, не стирали кукольное белье; ребята не дежурили по занятиям, не принимали участия в уборке групповой комнаты и т. д. Чтобы старшие дошкольники освоили эти и другие трудовые процессы, надо сформировать у них нужные трудовые навыки.
Опытные воспитатели, учитывая возросшие возможности детей, сразу показывают и объясняют весь процесс предстоящей трудовой деятельности. Они не дробят его, не делят на промежуточные маленькие ступени, как в работе с малышами. Выслушав указания о том, какие действия он должен совершать, как их выполнять, какова их последовательность, ребенок приступает к реализации задания в целом.
В связи с этим к ребенку предъявляются большие требования в момент, объяснения хода выполнения задания: он должен запомнить и отдельные трудовые операции, и их последовательность, увидеть связь между содержанием задания и способом выполнения, а затем воспроизвести его в действии.
Обучая детей приемам пришивания пуговицы, воспитатель говорит:
— Пуговицу надо приложить напротив петельки, вот так. Затем снизу иголкой проколоть ткань, продеть конец иглы в одно из отверстий пуговицы и вытянуть нитку. Теперь иголку нужно продеть в другое отверстие пуговицы, но уже сверху и, проколов ткань, вытянуть иголку с ниткой. А дальше вновь нужно продеть иголку снизу в первое отверстие пуговицы и вытащить нитку, затем иголку вставить в другое отверстие пуговицы. Так надо сделать несколько раз. Теперь я сделаю узелок, чтобы закрепить пуговицу. Вы это умеете делать. Нитку обрежу. Теперь приступайте к работе.
Когда дети приступили к выполнению задания, надо проконтролировать правильность повторения ими приемов. Очень важно, чтобы ребята с самого начала делали все так, как положено.
Часто можно видеть, что одни дети легко повторяют приемы деятельности, а другие с трудом осваивают их. Детям, испытывающим затруднения, необходимо показывать детально все приемы, так же как в работе с малышами. Только при таком обучении они усвоят и отдельные приемы, и их последовательность, смогут активно участвовать в деятельности. Такое возвращение от целостного обучения трудовым действиям к дробному особенно уместно в руководстве трудом детей среднего дошкольного возраста.
Опытные педагоги часто при показе даже нового трудового процесса стремятся ограничиться демонстрацией только наиболее сложных приемов работы. Например, в случае обучения пришиванию пуговицы педагог не показывает, как нужно вдевать нитку в иглу, как делать узелок на конце нитки, как закрепить ее, когда пуговица уже пришита. Детям дана возможность самим вспомнить отдельные приемы, почувствовать свою умелость.
При обучении старших дошкольников трудовым действиям важно обращать внимание на ряд моментов.
Прежде всего, необходимо акцентировать внимание ребенка на последовательности, в которой он должен выполнять указанные приемы действий. Например, воспитатель объясняет, как сделать цз деревянных планок санки для кукол, раскрывает весь процесс труда: на сколько частей распилить брусок, куда и как прибить поперечные рейки, как получить из фанеры продольные полоски, как сделать спинку и боковые стенки. Вместе с тем он объясняет и последовательность выполнения операций. Так, надо обратить внимание ребят на то, что после заготовки каждую деталь следует зашкурить, чтобы она была гладкой и красивой, легко поддалась дальнейшей обработке.
В практике воспитатели разрешают детям зашкуривать уже готовую вещь, но это неверно. Детали легче и лучше можно обработать начисто, чем собранную из них вещь. А если поделка плохо обработана, остались заусенцы, это мешает хорошо ее покрасить, она будет внешне малопривлекательной. Такие поделки и просто небезопасны в пользовании: можно легко получить царапину, занозу.
Все это обязывает педагога тщательно продумывать последовательность выполнения работы детьми.
Второй важный момент при ознакомлении детей со способом выполнения трудового процесса заключается в доведении до их сознания соблюдения именно данного способа, а не другого. Следует объяснить не только то, что и как надо сделать, но и почему так, а не иначе. В старшем дошкольном возрасте, опираясь на опыт детей, при формировании трудовых навыков можно и необходимо обращаться к мотивировке приемов. Это позволяет ребятам осознанно отнестись к выполнению задания, повторяя нужный способ деятельности. Например, показывается способ расстановки чашек. При переноске чашку надо брать за ручку, носить по одной чашке в каждой руке. Это нужно для того, чтобы не запачкать пальцами чашку внутри, не разбить ее. При расстановке тарелок следует брать их по количеству сидящих за столом детей (чтобы не относить лишние тарелки в буфет). Надо напомнить, что сначала вся стопка тарелок помещается на угол стола, а затем каждый раз берется верхняя тарелка и ставится на стол напротив стула ребенка. Нельзя перетаскивать с одного места на другое всю стопку, оставляя при этом на месте тарелку снизу (как иногда можно видеть на практике), можно невзначай уронить тарелки и разбить.
Третий момент — педагог должен обращать внимание на качество выполнения каждой отдельной трудовой операции. Это как раз и обеспечивает качество выполнения процесса в целом.
Нередко можно наблюдать, что воспитатель при оценке труда детей говорит о качестве достигнутого результата, но не указывает, благодаря чему достигается хорошее качество.
На наш взгляд, уже на первом, предваряющем этапе работы, когда речь идет о способе выполнения задания, педагог должен указать на качество выполнения каждой отдельной трудовой операции. Так, если дети будут заняты ремонтом книг, надо обратить внимание на то, как бумажную полоску подобрать по цвету обложки, сделать полоску равной длине корешка книги, как тщательно надо намазать полоску клеем и т. д. Именно такие указания позволят ребенку увидеть качество каждого приема работы, к достижению которого он и будет стремиться.
Дети старшего дошкольного возраста, как и малыши, овладевают трудовыми навыками путем упражнения. Перед шести-семи-летними детьми открываются большие возможности для многократного повторения трудовых действий, трудовых процессов. Многие дети благодаря систематическим упражнениям ко времени обучения в школе приучаются к опрятности и порядку, бережному отношению к вещам, к проявлению заботливости.
Благоприятные условия для формирования трудовых навыков заложены в организации систематического общения старших дошкольников с малышами, естественно протекающего при совместном пребывании в смешанной группе. Шести-семилетние дети имеют возможность поупражняться в трудовых действиях, оказывая помощь малышам.
Умение оказывать помощь более младшим детям, а также и сверстникам воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся овладеть действиями, показывают свою умелость и точность исполнения.
Старшие ребята помогают малышам во время одевания, раздевания, уборки игрушек, раздачи материалов для занятий и пр., выполняя специальные задания воспитателя: «Помоги снять Маше рубашку», «Выверни Косте рукава кофточки», «Подскажи Ане, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф». В подобных ситуациях дети закрепляют нужные навыки.
Участие старших детей в оказании помощи малышам имеет успех лишь в том случае, если они имеют представление о том, как надо выполнять то или иное задание. Вместе с тем практика показывает, что, даже владея навыками одевания, раздевания, наведения порядка в группе, старшие дети не всегда в состоянии помочь в этом малышам. Они часто теряются, чувствуют себя неуверенно, просят помощи у педагога. Поэтому перед воспитателем стоит задача, привлекая детей к оказанию помощи, напомнить (а может быть, показывать и объяснять), что и как надо сделать. Это вселяет уверенность в свои силы, убеждает в умелости. Позднее, когда навык начнет складываться, взрослый будет ограничиваться лишь общими напоминаниями: «Сделай, все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно и правильно».
По мере приобретения навыков ребята становятся все более самостоятельными, а формы оказания помощи сверстникам и малышам разнообразными. Например, Вове поручили помочь раздеться малышам, пришедшим с прогулки. Мальчик тут же обращается к малышу и говорит:
— Где твой шкаф? Давай я тебе помогу раздеться.
— Тутла,— отвечает малыш и показывает на шкаф, где на картинке нарисована кукла.
— Не «тутла», а кукла. Скажи: «Кукла». А теперь вешай вот сюда шарф. Знаешь, как вешать шарф? Не знаешь? Его нужно повесить на гвоздик.
Вова сам вешает шарф, малыш внимательно смотрит.
Но иногда в поведении старших дошкольников можно наблюдать и нежелательные проявления. Например, при общении с малышами старшие дошкольники начинают командовать, не позволяют им самим выполнить какие-либо действия. Чтобы предупредить это, надо заранее поговорить с воспитанниками, как и в чем конкретно они должны оказать помощь маленьким, чему их могут научить, а в чем предоставят возможность справиться самостоятельно, что-то сделать.
Трудовые навыки успешно формируются у детей в процессе общего труда. Опытные педагоги правильно делают, обращая внимание на распределение ребят по звеньям. Они учитывают возможные влияния и взаимовлияния детей при выполнении работы, особенно одинаковой по содержанию. Надо позаботиться о том, чтобы ребенок, хорошо владеющий способом выполнения задания, не подавлял того, кто владеет этим навыком хуже. Напротив, неумелый ребенок должен видеть, как умело, ловко трудятся другие дети, учиться у них.
Воспитатели иногда объединяют в одно звено детей, слабо владеющих нужной трудовой операцией или трудовым процессом в целом. При этом они получают возможность показать и объяснить этот прием (процесс) сразу нескольким детям. Например, четверо детей правильно стирают кукольное белье, но не умеют отжимать. Педагог показывает, как это делается, не одному, а сразу всем детям, занятым процессом стирки (групповой показ действия).
Но чаще в процессе труда используется индивидуальный показ, что более верно. Не отвлекая внимание других ребят, работающих правильно, активно, педагог оказывает помощь тому ребенку, уровень развития навыков которого недостаточен. Как и при индивидуальной форме организации труда, он показывает и объясняет нужные приемы работы, добивается их усвоения.
Достичь хорошего результата коллективной работы помогает оценка взрослого, даваемая в процессе труда. Педагог при этом своевременно предупреждает неправильные действия ребенка, поощряет верные приемы, их последовательность, хорошее качество выполнения каждого. Словесные указания, советы, даваемые воспитателем в ходе трудовой деятельности, предъявление соответствующих требований также направляют внимание ребенка на соблюдение определенного способа труда.
Опытные воспитатели, обращая внимание на качество результата, показывают его зависимость от степени овладения навыком. Надо уметь об этом сказать воспитаннику: «Все столы правильно накрыты к обеду, потому что хорошо запомнил, что за чем класть, как все нужно делать» или: «Я недовольна твоей работой, Миша. Не старался, торопился, забыл о том, что нужно было сначала намазать клеем лишь одну половину полоски. Тогда вторую половину ты смог бы намазать перед тем, как ее приклеить к обложке книги. А вот теперь клей высох, и полоска приклеилась плохо». Старших дошкольников обязательно надо учить видеть причину успехов и неудач.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает постепенное повышение требований к качеству выполняемых действий. Поэтому необходимо на эту сторону работы с детьми старшего дошкольного возраста обращать особое внимание. На первом этапе трудовой деятельности, когда она только организуется, педагог включает в свою инструкцию требования относительно качества работы и темпа. Вместе с овладением приемами и процессами труда дети постепенно приобретают умение делать работу аккуратно, тщательно, красиво.
Организуя труд ребенка, воспитатель сообщает способ выполнения, называет требования, которые он должен соблюдать. Первоначально контроль за реализацией этих требований осуществляет воспитатель. Его роль заключается в том, чтобы своевременно напомнить ребенку то или иное требование к качеству и темпу работы, добиться его выполнения. Так, педагог говорит:
— Посмотри, весь ли строительный материал ты сложил так, чтобы его было удобно брать для мытья? Видишь, вот эти бруски взять невозможно, сразу все упадет. Давай вместе сложим все как надо.
Если задание выполняется коллективно, контроль за соблюдением требований к качеству и темпу работы, возлагается на участников труда. Ответственный за работу в звене — звеньевой и другие дети не упускают из виду, как трудятся их товарищи. Каждый вправе предъявить свои претензии другим в отношении качества работы, а значит, и качества совершенного действия.
Особенно благоприятные условия для этого создаются в совместном труде, когда дети трудятся цепочкой. Здесь, как известно, каждый из участников коллективного труда должен выполнить свою операцию крайне добросовестно, иначе всю работу придется переделывать.
Например, дети делают бумажные гирлянды для оформления групповой комнаты к Новому году. Одни нарезают разноцветные полоски бумаги, другие намазывают концы полосок клеем, третьи соединяют их в кольца. Вдруг ребенок, выполняющий работу по намазыванию клея, обнаружил, что полоски получаются разной длины. Он возвращает неровно отрезанные полоски тому, кто не так нарезал, просит сделать все хорошо, чтобы цепь получилась красивой. И другой ребенок должен принять эту справедливую претензию, исправить работу.
Если дети сами не могут договориться, взрослый тактично напоминает о необходимости соблюдать требования качественного вйполнен«я трудовых операций, настойчиво добивается их соблюдения каждым.
Опытные педагоги дают ребенку возможность самому убедиться, правильно или неправильно он действует. С помощью взрослого старший дошкольник разбирается в допущенной ошибке и при этом нередко находит причину — поторопился, не старался, не приложил усилий. Если это ребенку не удается, следует ему помочь.
Направляя усилия детей на совершенствование качества действий, быстроты выполнения задания, важно выяснить, насколько каждый воспитанник способен это сделать. Нельзя допускать, чтобы одни и те же требования к темпу исполнения, ритму в работе предъявлялись к разным детям — быстрому и медлительному, хорошо владеющему навыком и только осваивающему его. Поэтому так важен индивидуальный подход к детям, учет степени овладения навыками, характер активности ребенка, имеющийся опыт трудового обучения. Когда требования вполне посильны ребенку, когда он знает, что и как надо делать, хочет сделать хорошо, работает с интересом и видит, что у него все выходит как надо, видит реальные, ощутимые плоды своего труда,— тогда быстрее и лучше образуются трудовые навыки, рождается умение работать.
Если бы человек не имел способности к навыку, он не мог бы продвинуться в своем развитии ни на одну ступень, потому что беспрестанно задерживался бы бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для других работ. Вот почему так важно формирование полезных навыков, являющихся важнейшей опорой в умственном развитии ребенка.
Вырабатывать у детей трудовые навыки тем более важно, что без этого они никогда не научатся быстро и хорошо работать, а следовательно, у них не будет воспитано настоящее трудолюбие.
Некоторые воспитатели жалуются на то, что у детей трудовые навыки вырабатываются медленно.
— Учу, учу делать коробочку из бумаги, а она никак не научится,— с грустью говорит педагог.— Иной раз кажется, что дело пошло на лад, но проходит некоторое время, девочка возьмется за бумагу — и опять у нее ничего не получается.
Дело в том, что навыки образуются не сразу. Для того чтобы ребенок научился чему-то, нужно постоянно упражнять его в этой работе. Воспитателям в этот период необходимо быть настойчивее и терпеливее — и результаты будут хорошими. На каком-то этапе навык прочно закрепится. Например, малыш долгое время мыл руки, лицо медленно, с трудом, и вдруг он те же самые действия стал совершать быстро и хорошо, значит, образовался навык. Но для этого потребовалось некоторое время. Встречаясь с трудностями в формировании трудовых навыков у отдельных детей, иногда воспитатель говорит:
— Этого ребенка ничему не научишь. Сколько ни заставляю его, сколько он ни упражняется — ничего не выходит и, наверное, не выйдет. Такой пессимизм неправомерен. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному приему работы, другим — больше. Иногда задержка в приобретении трудовых навыков объясняется тем, что ребенка не сумели заинтересовать делом. Бывает и так, что воспитатели не рассчитали сил ребенка, он переутомляется и поэтому плохо овладевает навыками определенного вида труда. Нужно добиваться, чтобы ребенок постоянно упражнялся в работе,— и трудовые навыки непременно образуются.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.