В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» в разделе, определяющем задачи дошкольного воспитания, отмечается: «Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоническое развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки и любовь к труду...».
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Для ребенка-дошкольника игра является основной деятельностью. Как строить воспитательно-образовательную работу, чтобы маленького ребенка, который хочет играть, научить трудиться? Необходимо направлять его активность, направлять таким образом, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес к игре, формировать у него потребность трудиться.
Прежде всего у детей следует воспитывать уважение к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся: в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.
В «Программе воспитания в детском саду» указывается примерное содержание трудового воспитания, однако следует учитывать особенности местных условий, позволяющих использовать конкретные возможности. Например, в районах новостроек показать строительство, а сельской местности — труд овощеводов, хлеборобов и т. д. В детских садах, имеющих большой участок, открываются возможности для разбивки цветников, огородов, садов, где дети могут повседневно трудиться. Если таких возможностей нет, больше внимания следует уделить ручному труду с использованием природных материалов, которыми богата данная местность.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.
Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особое значение приобретает в средней в старшей группах как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы.
В старшей и подготовительной группах основную роль начинает играть труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения.
Так же как и хозяйственно-бытовой труд, эти виды труда содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.
Труд должен приносить детям радость; важно, чтобы они все дела выполняли с увлечением. Поэтому, руководя трудом, необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Не следует упрекать малышей за медлительность и за то, что не все у них получается так, как надо. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде. Навыки, сноровка, опыт придут постепенно, а на первых порах важно вызвать интерес к деятельности.
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.
Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. Эти задачи осуществляются во всех группах детского сада. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду, об общественном его характере; нравственные понятия о том, что значит хорошо трудиться, быть заботливым, внимательным к окружающим.
Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
Естественно, что воспитание у детей тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития детей. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка; так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности. Если в младшей группе ставится задача формирования у ребенка какого-либо навыка, то она должна с возрастом обязательно усложняться: должны повышаться требования к качеству деятельности, темпу, самоорганизации, умению проявить деловитость, смекалку; использовать пособия, орудия, предметы труда; поддерживать их чистоту, хранить в должном порядке, на месте и пр.
Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Задача формирования привычки к трудовому усилию впервые ставится «Программой» в средней группе детского сада. Это накладывает особые обязательства на воспитателя средней группы, требует от него глубокого понимания содержания задачи — сформировать у каждого ребенка 4—5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести — лейку с водой, фрукты из сада, игрушки на участок и т. д., и волевые — заниматься порученным делом, несмотря на то что сверстники играют в интересную игру или зовут его сооружать дом).
В старших группах эта задача усложняется тем, что к детям предъявляются более высокие требования — умение включаться в труд по необходимости, не ожидая напоминания, не избегая неприятной работы, проявляя при ее выполнении необходимую настойчивость.
Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы — умение готовить заранее все необходимое, убирать на место использованные инструменты после окончания труда, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить в порядок место работы.
В старших группах выдвигается задача формирования элементарных навыков планирования своей и общей работы — умение намечать ее последовательность, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после работы и т. д.
К пятой группе относятся задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Опыт трудового воспитания показывает, что начала трудолюбия формируются у ребенка рано и зависят от тех условий, которые предоставляют детям взрослые при первых проявлениях у детей самостоятельности, активности, инициативного отношения к замыслу игры, выполнению трудового поручения.
В тех случаях, когда такое отношение к ребенку со стороны взрослых в семье и детском саду совпадает, воспитание трудолюбия происходит более успешно.
В данном пособии поставлена задача — показать особенности трудовой деятельности дошкольников, вскрыть большие ее возможности для формирования у них качеств, которые необходимы для жизни в обществе сверстников, раскрыть методику организации разнообразной трудовой деятельности ребенка в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.