Главная задача трудового воспитания — формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.
Как же формируется целенаправленная деятельность детей в труде, каковы педагогические условия, способствующие воспитанию у ребенка умения сознательно ставить цель, каковы методические приемы развития у него способности планировать деятельность и достигать в ней результата? Рассмотрим все эти компоненты, составляющие сущность процесса труда детей в дошкольном учреждении.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитаний детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4—5 лет.
От целенаправленных действий процессуальные отличаются тем, что могут многократно повторяться, не преследуя определенной задачи; ребенок производит действие потому, что оно само доставляет ему удовольствие.
Целесообразный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания. Подражание ребенка с самого начала носит осмысленный характер. Ребенок, подражая сложным действиям взрослых, понимает их смысл. «Сам процесс подражания предполагает известное понимание значения действия другого. В самом деле, ребенок, который не умеет понять, не сумеет подражать пишущему взрослому... само подражание представляет сложный процесс, требующий предварительного понимания» (Л. Выготский). Понимание действия является предпосылкой для подражания, а подражание — важным условием для первой простой ориентировочной деятельности.
В действиях с предметами, получивших название предметных, происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения.
Усвоение способа действия с предметом в процессе ориентировочной деятельности самих детей иногда подсказывается взрослым в совместной деятельности с ребенком. Этот процесс является важным побудительным фактором развития личности ребенка, приводит к осознанию (еще неполному и неточному) собственных возможностей, вызывает стремление к известной независимости от взрослого. «Я сам», — заявляет он.
Действия полутора-, двухлетнего ребенка, пытающегося самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, есть, расчесывать волосы, что-то мыть, вытирать, примитивны, но значение их очень велико и заключается в том, что цель в большинстве случаев достигается выполнением этого единичного действия.
Это уже не игра; действия протекают в реальном плане, и именно в них мы видим зачатки трудовой деятельности, а несколько позднее, в 3—4 года, — отдельные виды хозяйственно-бытового труда, самообслуживания, ручного труда.
Дальнейшее развитие действия с предметами и первой ориентировочной деятельности приводит ребенка к игре. Она протекает главным образом не с предметами обихода, а с игрушками — копиями реальных вещей; в процессе игры возникает перенос действия с одного предмета на другой.
Таким образом, от процессуальных действий манипулятивного характера ребенок переходит к игре с предметами, которые в ходе ее постепенно осознаются им и действия, с которыми приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели.
Стремление ребенка сделать что-то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности. В первых попытках ребенка действовать самостоятельно развиваются такие стороны детской личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива, напряжение физических сил и разума.
Витя (3 года) идет по дорожке. Он производит движения лопаткой, как бы расчищая снег, хотя дорожка чистая. Процессуальный характер
деятельности ребенка в данном случае представляет примитивную игру. Пусть цели в этом действии и нет, но оно полезно: в нем ребенок подражает старшим, учится держать лопатку, производит нужные при сгребании снега движения. Когда воспитатель указывает ребенку на то место дорожки, где снег не расчищен, и предлагает расчистить ее, Витя старательно выполняет задание, в деятельности ребенка появляется цель.
На другой день Витя берет лопатку и очищает снег со ступенек веранды, потом со столика на участке. Воспитатель поощряет мальчика. Ребенок может еще много раз вернуться, к процессуальным действиям, особенно когда он получает новый материал или инструмент.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Сами дети 2— 3 лет часто ставят перед собой цели, осуществить которые не могут. Выражая желание что-то сделать, ребенок еще не сообразуется с тем, сможет или не сможет он это сделать. Отказ от выполнения того или иного непосильного дела приходит позднее и обусловливается тем, что у детей накапливается опыт, в котором выполнение этих маленьких дел шло не так гладко, возникали известные трудности, вызывавшие у них разочарование. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. Если же ребенок по своей инициативе берет сложную работу, ему надо дать возможность попытаться собственными силами ее выполнить. И лишь тогда, когда воспитатель заметит, что ребенок испытывает затруднение, которое он сам не может преодолеть, оказать ему помощь.
Во время обработки участка весной дети второй младшей группы принялись перекапывать клумбу. Желание работать было велико, но первые же попытки детей показали, что эта работа им не по силам. Один за другим они отходили от клумбы и начинали играть.
В другой раз воспитатель, заметив это, основной труд взял на себя, а детям предложил помочь нажимать на лопату. Они старательно пытались это делать. Так было обеспечено до конца участие детей в трудовом процессе. В итоге дети с удовлетворением отмечали, обращаясь к воспитателю: «Правда, мы помогли, а то вам одной было бы трудно работать».
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели, но не они являются определяющими в формировании правильного отношения детей к труду. В работе по уходу за растениями на огороде и в цветнике цель далека и не все дети осознают и связывают полученный в конце лета с огорода урожай с затраченными усилиями по уходу за растениями. Эта перспектива может быть ясна детям 6—7 лет.
Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать: обладают определенными трудовыми навыками, не отвлекаются от выполняемого дела, доводят его до конца, умеют действовать совместно. При таком подходе нельзя у всех детей развить навыки, умения и воспитать интерес к труду, желание трудиться. Необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности двух-трех детей. На третьем году жизни следует большее внимание уделять игре, в процессе которой дети могли бы совместно пользоваться игрушкой, содействовать тому, чтобы они приучались согласовывать свои действия: один едет на автомашине «за молоком», а другой «вдевает кукол на прогулку; один убирает кроватки кукол, а другой приготавливает коляски для катания кукол; вместе строят домик, мостик, вместе укладывают строительный материал в ящик после игры.
Возможности участия детей младшего дошкольного возраста в коллективных формах труда еще весьма ограничены. Эта работа детей не носит регулярного характера, как в старших группах, но к выполнению отдельных поручений следует привлекать детей чаще: помогать убирать игрушки, наводить порядок в кукольном уголке, участвовать в его уборке. Например, дети наблюдают за тем, как воспитатель стирает кукольное белье, гладит его, затем вместе с ним одевают кукол. Любуясь работой, воопитатель восклицает: «Как красиво, когда на куклах чистые платья!» Во второй половине года детям можно поручить самостоятельно выстирать платьедая куклы.
Малыши могут быть привлечены и к коллективной уборке групповой комнаты. Особенно активно дети включаются в эту работу перед праздниками. Им говорят о том, что скоро будет праздник, надо, чтобы все было красиво: и украшения групповой комнаты, и одежда кукол. Дети охотно выполняют поручения педагога, стараются все сделать хорошо.
Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять ее. Эта целесообразность деятельности у маленьких детей проявляется уже в самообслуживании, когда ребенок самостоятельно надевает чулки, ботинки, убирает на место игрушки. На первых порах цель выступает для него вполне конкретно, наглядно: убрал игрушки — в уголке порядок, можно идти гулять; одел куклу, можно посадить ее в коляску и покатать.
Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навык выполнения того или иного дела, но не всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев навыком выполнения того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилий и он спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду, расчистить дорожку от снега, полить песок в песочном ящике и многое другое. Воспитатель, направляя внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить.
Примечание. Однако не следует переоценивать возможности детей сознательно ставить перед собой цель. Опыт свидетельствует о том, что ребенок даже пятого года жизни сам ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать. Так, привыкнув ежедневно приводить в порядок игрушки в игровом уголке групповой комнаты, дети легко договариваются друг с другом о том, кто и что будет делать, в какой последовательности. На вопрос о том, что они будут делать, прежде чем пойдут на прогулку, дети пяти лет уверенно отвечают: «Будем игрушки убирать. Строительный материал положим на полки, мозаику уложим, кукол хорошо посадим, а потом можно гулять». Все, что назвали дети, было ими выполнено.
Но когда им весной было предложено убрать игрушки на участке, они затруднились сделать это, так как раньше уносили их в помещение, а теперь надо было убрать в другое место.
Способность детей 6—7 лет самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где дети получают в итоге материальный результат: работа в цветнике, на огороде, поделка игрушек из бумаги, дерева, природного материала. В этом возрасте целенаправленная деятельность детей приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.