Детский сад, как учреждение общественного воспитания детей, представляет благоприятные возможности для развития их речи уже тем, что ребенок живет в детском коллективе, располагающем к взаимному общению в играх, занятиях, труде под руководством педагога и его обучающим воздействием.
1. Для поддержания и развития у ребенка потребности в речевом общении, т. е. желания разговаривать с детьми и взрослыми, стремления выразить в слове свои мысли, чувства, переживания, необходимо с первых же дней организации группы наладить содержательную жизнь детей.
Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она ее обогащает и активизирует: у человека есть что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Это целиком относится и к детям дошкольного возраста. Разнообразные творческие и подвижные игры, затеи, занятия, прогулки и наблюдения, посильное участие в организации своей жизни (дежурства), яркие детские праздники — все это наполняет содержанием жизнь детей и, естественно, становится содержанием их речи. Необходимо подчеркнуть значение ролевых игр в развитии речи детей. Эти игры дают возможность самого широкого общения и обмена мыслями. Дети сообщают друг другу свои знания, спорят, доказывают, объясняют.
Содержательная жизнь способствует повышению жизненного тонуса, сближению и объединению детей в дружный, слаженный коллектив, где нет места обидам, ссорам и дракам. Каждый ребенок в такой группе найдет заинтересованного слушателя в лице воспитателя или сверстника.
Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь их бедна и однообразна, то речь у них слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов медленно увеличивается; скука рождает драки, ссоры, и, конечно, при таких условиях не может быть правильного развития речи детей.
Нужно умело сочетать разнообразие и повторность впечатлений. Если воспитатель в стремлении обогатить содержание жизни детей будет давать каждый день все новые и новые впечатления, то ничто не закрепится в памяти, ничто не усвоится прочно, слова не обогатят язык, а лишь обременят память, так как связь слова с конкретным представлением будет слабой.
Развитие речи детей на фоне бессодержательной жизни приведет лишь к развитию пустой болтовни; дети привыкнут рассуждать обо всем без понимания и чувства, не умея ничего делать. Добиться у детей единства мысли, слова и дела нужно и можно при условии действительно всестороннего воспитания личности каждого ребенка, что является задачей советской педагогики.
2. Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания.
Дети научаются говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец.
Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой. Нужно устраивать для обслуживающего персонала совместные чтения статей о языке, обсуждение наиболее часто встречающихся недостатков речи. Ведь часто человек не замечает, как он произносит то или другое слово, не замечает неправильностей своей речи.
Детская художественная литература, созданная классиками и лучшими советскими писателями, дает образцы литературного языка. Писатели из огромного запаса слов отбирают наиболее точные, наиболее выразительные слова для передачи своих мыслей и чувств, для характеристики героев, их переживаний и действий, для описания общественных событий и картин природы.
Русские народные сказки, потешки, песенки, загадки, поговорки и пословицы раскрывают сокровищницу русской народной речи, образной и вместе с тем простой, немногословной и убедительной.
Мы указали, какое значение имеет речь воспитателя как пример для подражания. Но ведь в воспитании детей огромную роль играет семья. На речь детей оказывает влияние речь родителей, близких, родных.
В семье иногда взрослые разговаривают с детьми дошкольного возраста так называемым «детским» языком: «тпруа» вместо гулять, «бо-бо» вместо больно. Бывают случаи, когда родители подлаживаются под детский язык с его неправильным произношением: «Натасенька, дяй люцку» вместо «Наташенька, дай ручку». Несдержанные родители допускают резкий, раздражительный тон, даже крик и грубые слова в обращении с детьми, не учитывая того, что ребенок все перенимает и сам начинает грубо разговаривать с окружающими, в том числе и с родителями. Одни родители отмахиваются от детей, когда те обращаются к ним с вопросами, другие поощряют пустую болтовню, видя в болтливости признак развития.
Все это бывает от недостатка педагогических знаний у родителей или от недооценки роли воспитания детей в дошкольном возрасте. Задача детского сада — вести педагогическую пропаганду среди родителей, раскрывать значение языка в умственном и нравственном воспитании детей, значение примера взрослых, советовать, как добиваться того, чтобы дети говорили вежливо, правильно и чисто, рекомендовать, о чем и как разговаривать с маленьким ребенком.
3. Необходимым условием развития речи детей является разнообразная речевая практика, так как овладеть языком можно лишь в процессе пользования им. Восприятие чужой речи, хотя бы и самой образцовой, как например слушание литературных произведений лучших писателей, еще не дает ребенку умения пользоваться языком в общении с окружающими. На занятиях по родному языку речевая практика осуществляется через специальные упражнения обучающего характера.
Речевая практика детей имеет большое место в их общении друг с другом в играх, забавах, труде.
Здоровые, дружные взаимоотношения детей друг с другом необходимы для речевого общения во время разнообразной деятельности. Где дети играют или заняты чем-то интересным, там меньше конфликтов, недоразумений, следовательно, в такой группе больше возможностей для активного развития речи детей.
Воспитатель должен поощрять разговоры детей друг с другом, помогать застенчивым детям включаться в игру, в разговор с другими детьми.
Особенно важное значение имеет речевое общение со взрослыми — разговор воспитателя с ребенком в повседневной жизни (во время утреннего сбора, еды, одевания и раздевания и т. д.). Нужно позаботиться о том, чтобы дети имели практику общения
с сотрудниками детского сада. С этой целью полезно давать детям поручения что-либо спросить или передать, например спросить у поварихи, что будет на завтрак или обед, пригласить заведующую в группу посмотреть рисунки или интересную постройку, рассказать музыкальному руководителю или врачу об экскурсии в парк и т. д.
Подобные поручения воспитатель дает тем детям, которые больше всего нуждаются в развитии навыков речевого общения. По выполнении поручения следует спросить у ребенка о результатах. С точки зрения задач развития речи большое значение имеют занятия по счету и музыкальные занятия.
4. Забота о здоровье и особенно о состоянии нервной системы, о гигиене уха, горла, носа ребенка имеет огромное значение для развития его речи. Многие инфекционные заболевания (скарлатина, корь, свинка и др.) дают осложнение — воспаление среднего уха, что может повести к понижению слуха, тугоухости, а это задерживает развитие речи.
Иногда в группу попадают дети с пониженным слухом. Они мало говорят, плохо слушают, быстро отвлекаются во время чтения и рассказывания и могут оказаться вне воспитательного воздействия педагога. Чем раньше воспитатель такого ребенка направит к врачу для проверки слуха, тем скорее врач примет необходимые меры — и ребенок будет нормально развиваться наравне со всеми детьми.
Состояние органов слуха у детей всегда должно быть в поле внимания воспитателя. В случае заболевания уха надо своевременно направить ребенка к врачу. Нельзя лечить уши своими средствами; об этом нужно предупредить и родителей детей.
Воспитатель должен быть внимательным к состоянию здоровья каждого ребенка, консультироваться с врачом по поводу недомоганий, которые могут быть у отдельных детей, соблюдать все правила гигиенического ухода за ребенком. Чрезвычайно важно обеспечить спокойную обстановку в жизни группы, доброжелательное отношение ко всем детям, не допускать насмешек и поддразнивания тех детей, у которых есть какие-либо недостатки речи.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.