В детском саду на занятиях по родному языку широко применяется разнообразный дидактический материал в качестве наглядных пособий. Это вызывается тем, что в развитии мышления и речи детей огромную роль играет непосредственное восприятие действительности через ощущения. Слово в сознании ребенка тесно взаимодействует с наглядным образом, и зачастую наглядный образ, как непосредственный раздражитель, действует даже сильнее слова.
Наглядный материал вызывает у детей интерес, работу мысли и речевую активность.
В детском саду при обучении детей родному языку и ознакомлении с окружающим во всех случаях, когда это возможно, используются в качестве наглядных пособий натуральные предметы. Например, во время беседы о предметах домашнего обихода воспитатель показывает эти предметы — посуду, одежду, орудия труда; во время беседы в школе воспитатель демонстрирует школьные принадлежности; на занятиях по родному языку и ознакомлению с природой наглядными пособиями являются сами предметы природы — растения, животные и т. д.
В тех случаях, когда натуральный предмет по тем или иным соображениям не может демонстрироваться на занятии, воспитатель использует игрушки или картины.
Выбор пособий для занятия определяется программной задачей, т. е. в зависимости от того, какую задачу из программы ставит перед собой воспитатель, он выбирает соответствующее пособие. Следовательно, необходимо знать, какие пособия изданы для детского сада, тщательно ознакомиться с пособием и с методическими указаниями, которые в виде брошюры приложены к таким наглядным пособиям, как серия картин, альбомы. Ниже приводятся программные задачи и пособия, которые использует воспитатель при решении этих задач.
1. Материал для дидактических игр.
Для дидактической игры «Чудесный мешочек» необходимо иметь следующее: нарядный мешочек из цветной ткани с вышивкой размером около 35X45 см; набор маленьких игрушек из папье-маше, пластмассы, металла, дерева, ткани; дикие звери и птицы, домашние животные, куклы, предметы кукольного обихода; народные дидактические игрушки разного цвета и двух-трех размеров: шарики, яйца, кубики, кольца, башенки, матрешки, бирюльки, грибки, чашечки-вкладки и т. д.; мелкие предметы домашнего обихода, сделанные из различного материала (дерева, кожи, металла, стекла, картона), например наперсток, ключ, кожаный ремешок для часов, резиновая пробка и т. д.
Так называемая дидактически оборудованная кукла (по методике Е. И. Тихеевой) — кукла большого размера (от 40 см и выше) с полным набором белья, платья, верхней одежды для разных сезонов, подходящая — по размеру куклы — кукольная посуда (чайная и столовая), кукольная мебель (стол, стул,кровать с постелью, шкаф).
Предметные, картинки — небольшие карточки из плотного картона (не менее 10Х10 см) с изображением отдельных предметов: животных, растений, орудий труда, средств передвижения; посуда, одежда, мебель, здания и т. д.
Для самостоятельного изготовления наборов предметных картинок можно использовать некоторые плакаты, открытки (например, цветы), накрывашки от лото и т. д.
2. Настенные картины и альбомы для ознакомления детей с окружающим и обучения разговорной речи и рассказыванию.
Набор репродукций с картин советских художников на темы из общественной жизни страны, доступные детям дошкольного возраста и отвечающие задачам, поставленным «Программой воспитания в детском саду».
«Наши маленькие друзья» (авторы Е. И. Радина и Л. А. Пеньевская), М., Учпедгиз, 1963. Серия из 7 картин: «Ждут в гости маленьких друзей», «На солнечном юге», «У детей шахтеров», «Дети севера», «На взморье», «Уборка хлопка», «Да здравствует дружба советских ребят!».
«Домашние животные» (автор С. А. Веретенникова), М., Учпедгиз, 1954. Серия из 10 картин: «Кошка с котятами», «Собака с щенками», «Куры», «Корова с теленком», «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами», «Коза с козлятами», «Овцы», «Кролики», «Гуси и утки».
«Дикие животные» (автор П. С. Меньшикова), М., изд. «Просвещение», 1965. Серия из 12 картин: «Ежи», «Зайцы», «Белки», «Лисица», «Волки», «Лоси», «Бурые медведи», «Белые медведи», «Львы», «Тигры», «Слоны», «Обезьяны».
«Картины для детских садов» (авторы Л. А. Пеньевская, Е. И. Радина), М., Учпедгиз, 1952. Серия из 12 картин: «Мы флажки несем!», «Новенькая», «На демонстрацию», «В гости к бабушке», «Шар улетел», «Подарки маме в день 8 Марта», «В школе», «Уборка урожая комбайном», «На работу», «Улица города», «На реке», «Дорогие гости».
«Картины для детских садов сельской местности» (авторы О. И. Соловьева и О. А. Фролова), М., Учпедгиз, 1954. Серия из 7 картин: «Родные поля», «Детский сад в колхозе», «У колхозной конюшни», «Привезли елку в школу», «В колхозном саду», «У пристани», «Встреча награжденной».
«Картины для детских садов» (авторы Ф. Ф. Советкин и В. М. Чистяков), М., Учпедгиз, 1954. Серия включает 8 картин:
«Детский сад», «Семья», «Двор», «Колхозная улица», «Огород», «Сад», «В лесу», «На реке».
Каждая картина этой серии имеет на полях предметные рисунки, тематически связанные с содержанием картины.
«Наша Таня» (автор О. И. Соловьева), М., Учпедгиз, 1957. Серия из 4 картин: «Таня гуляет», «Мы не боимся мороза!», «Мамина помощница», «Завтрак куклы».
«Времена года» (автор О. И. Соловьева), М., Учпедгиз, 1948. Серия из 4 картин: «Зимние развлечения», «Весной на бульваре», «Летом в парке», «Осенний день в городе».
Альбом картин для упражнений в правильном звукопроизношении детей дошкольного возраста (авторы В. И. Городилова и Е. И. Радина), М., Учпедгиз, 1959.
Альбом по развитию речи «Говори правильно». Пособие для детских садов (автор О. И. Соловьева), М., Учпедгиз, 1961. Набор из 88 предметных и сюжетных картинок для упражнений в наиболее трудных для детей дошкольного возраста грамматических формах. Хранение пособий.
Все перечисленные пособия приобретаются в количестве, одного набора или одной серии на три-четыре группы детей. Они используются только на занятии и хранятся в кабинете заведующей в определенном порядке, чтобы в случае необходимости их можно было быстро найти. Наборы маленьких игрушек можно хранить в коробках или в картонных контейнерах (из-под пищевых продуктов), предметные картинки, подобранные по категориям,— в конвертах; настенные дидактические картины и репродукции для удлинения срока использования рекомендуется наклеивать на картон или ткань и хранить их в висячем положении. Картины небольшого формата, подобранные по темам, лучше всего хранить в папках. Следует завести специальный каталог пособий; это упростит пользование ими.
В многокомплектном детском саду каждый воспитатель, если для занятий требуются пособия, делает об этом заявку заведующей детским садом за несколько дней, а накануне дня занятия получает пособие в свое распоряжение.
Вопросы для повторения
1. Чем обеспечивается уровень активного внимания детей на занятиях и успешное усвоение программного материала?
2. Укажите особенности проведения занятий в смешанной группе.
3. Как планировать и учитывать занятия по родному языку?
4. Какие условия являются благоприятными для развития речи детей и усвоения ими родного языка? Расскажите об этих условиях.
5. Какова роль воспитателя в создании благоприятных условий для развития речи детей?
6. Какие пособия по родному языку должны быть в детском саду? Как их нужно хранить?
Задания
1. Составьте на одну неделю календарный план занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим для одной из возрастных групп (время работы с детьми — сентябрь). В календарном плане укажите для каждого занятия программный материал и план занятия.
2. Проведите наблюдение над двумя-тремя занятиями по родному языку и ознакомлению с окружающим и запишите его.
3. Просмотрите наглядные пособия по родному языку в одном из детских садов. Соответствует ли подбор пособий требованиям программы для каждой возрастной группы? Как хранятся пособия? В каком они состоянии? Что положительного имеется в подборе и хранении пособий, в пособиях-самоделках воспитателей?
4. Прочитайте в книге Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника» (Учпедгиз, 1948) о так называемой дидактической кукле (раздел «Игра и труд», стр. 64—74) и составьте перечень предметов, необходимых для такой куклы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.