Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

Заучивание стихотворений с детьми


О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду"
Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
Приведено с сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

В детском саду с детьми заучивают стихи с целью воспитания у них любви к художественному слову, воспитания вкуса, обогащения их восприятия лучшими образцами поэзии. Следовательно, для заучивания наизусть нужно отбирать стихи, достойные того, чтобы выполнить эту роль в эстетическом воспитании детей.
В программе воспитания в детском саду перечислены стихи для заучивания наизусть. Это стихи из детской жизни: о веселых играх, забавах и игрушках, о домашних животных, о простых, но милых сердцу картинах родной природы.
При заучивании стихов с детьми перед воспитателем стоят две задачи: во-первых, добиваться, чтобы все дети хорошо запомнили стихотворение, во-вторых, чтобы они читали стихотворение выразительно. Эти две задачи решаются одновременно. Заучивание стихов на память есть в то же время выработка выразительности речи. Если решать их поочередно, т. е. сначала добиваться запоминания, не обращая внимания на выразительность, то у детей образуется привычка читать монотонно, иногда даже скандировать слова.
Чтобы достигнуть прочного и сознательного запоминания, нужно заучивать стихотворение не по частям, не по строфам, а целиком, но в течение нескольких дней.
Для запоминания какого-либо материала, тем более стихотворения, важно отношение к нему детей, их эмоциональный настрой. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы стихотворение детям понравилось, чтобы оно вызвало у них живые образы и чувства. В младшей группе перед детьми не ставится задача выучить стихи, так как ребенок этого возраста не способен понимать учебную задачу — выучить что-либо путем произвольного запоминания. Если же воспитатель с помощью разнообразных игровых приемов многократно повторяет стихотворение, то дети, играя, непроизвольно запоминают текст.
Чтобы дети запомнили стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитательница предлагает кому-нибудь из них взять красный флажок и походить по комнате, а сама в это время читает стихотворение:
Солнце гладит по щеке,
Нынче праздник Мая.
У меня флажок в руке,
Я теперь большая!
Мой флажок, как огонек,
Светится, играя.
Здравствуй, радостный денек!
Здравствуй, праздник Мая!
При последних словах ребенок поднимает флажок и машет им. Желающих походить с флажком найдется много, поэтому стихотворение повторяется многократно.
Если заставлять детей просто повторять стихи для заучивания, то малышам быстро это наскучит, но ходить с флажком и слушать стихи — это дело другое. Это уже игра, а играть детям всегда интересно и не надоедает. Благодаря игровому приему стихи легко запоминаются.
В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание и на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.
Чем старше ребенок, тем чаще надо воспитателю опираться на понимание и сознательное намерение ребенка сделать так, а не иначе. Нужно: а) пояснить простым, доступным детям языком, как, с каким чувством следует читать отдельные места стихотворения, б) напомнить им подходящий случай, подходящее положение из их жизни, если это возможно, в) применить игровые приемы, начиная с самого простого: подержать в руке предмет, о котором идет речь в стихотворении, прочитать стихотворение, сопровождая чтение игровыми действиями; чтение в лицах (элементы игры-драматизации).
Например, заучивая стихотворение А. Барто «Наша Таня», воспитатель объясняет, как его прочитать: Таня плачет, ей жаль мячика, а ее утешают. Надо сказать ласково, чтобы маленькая Таня перестала плакать:
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Чтение стихотворения, сопровождаемое игрой. Вызываются две девочки (или девочка и мальчик); у одной девочки в руках мяч, она роняет его. Другой ребенок в это время говорит стихотворение, утешая ее, гладит по плечу или по голове.
Приводим пример удачного занятия в младшей группе. Воспитательница поставила задачу повторить и закрепить в памяти детей знакомые стихи и песенки, прочитать новое для них стихотворение Е. Благининой «Флажок» и учить их говорить громко и внятно. С этой целью она провела дидактическую игру «Чудесный мешочек».
Описание занятия во второй младшей (дети от трех до четырех лет) группе.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат игрушки: мячик, кукла, лошадка, маленький и большой мишки, кошка и петушок.
Дети сидят полукругом. Воспитательница приносит мешочек с игрушками.
Воспитательница. Дети, что у меня в мешочке?
Ответ. Игрушки!
Воспитательница. Да, у меня полный мешочек разных игрушек. Послушайте, как они гремят. Вы будете вынимать игрушки из мешочка. Кто вынет игрушку, тот скажет о ней стихотворение или споет песенку. Вова, иди и вынь игрушку.
Вова вынимает мишку.
Воспитательница. Что это?
Вова. Мишка.
Воспитательница. Какой?
Вова. Большой мишка.
Воспитательница. Скажи стихотворение про мишку.
Вова звонко, отчетливо читает стихотворение «Мишка — маленький проказник».
Лена (вынула мячик). Мячик.
Воспитательница. Какой?
Лена. Синий, красный.
Воспитательница. Лена, скажи стихотворение про мячик.
Девочка молчит.
Воспитательница (начинает). «Наша Таня...»
Лена подхватывает: «...громко плачет»,— и читает стихотворение до конца.
Воспитательница вызвала другую девочку прочитать это же стихотворение, но девочка молчит, видимо, не помнит его.
Вызванный мальчик громко прочитал стихотворение Барто.
Толя (вынимает из мешочка мишку). Мишка.
Воспитательница. Какой?
Толя. Маленький.
Воспитательница. А этот какой? (Указывает на ранее вынутого мишку.)
Толя. Большой.
Воспитательница. Скажи стихотворение про мишку.
Мальчик начал было читать- «Мишка — маленький проказник», но воспитательница предложила ему прочитать другое стихотворение. Толя читает стихотворение Барто «Уронили мишку на пол».
Наташа (вынимает из мешочка куклу). Кукла.
Воспитательница. Покажи ребятам куклу. (Девочка показывает.) Какое платье у куклы?
Наташа. Зеленое.
Воспитательница. Разве зеленое?
Наташа. Желтое.
Воспитательница. Правильно, желтое. А какое ты стихотворение знаешь?
Наташа. Про Таню.
Воспитательница. Нет, есть стихотворение про куклу: «Баю, баю-баю, куколку качаю». Споем все вместе эту песенку!
Дети начали петь низко; воспитательница присоединила свой голос, и пение постепенно наладилось.
После этого воспитательница вызвала Витю, который взял из мешочка лошадку.
Витя. Лошадка.
Воспитательница. Где грива у лошадки? Покажи.
Витя показал.
Воспитательница. Витя, ты знаешь песенку про лошадку?
Витя. Знаю.
Воспитательница. А вы, дети, знаете?
Ответ. Знаем.
Воспитательница. Споем песенку про лошадку.
Все поют: «Я люблю свою лошадку».
Воспитательница. А в мешочке еще остались игрушки.
Оля подняла руку.
Воспитательница. Иди, Оля, вынь игрушку.
Оля. Петушок.
Воспитательница. Как кричит петушок?
Оля. Ку-ка-ре-ку!
Воспитательница. Дети, скажите все вместе.
Дети (хором). Ку-ка-ре-ку!
Воспитательница. Оля, спой песенку про петушка.
Девочка поет песенку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
По предложению воспитательницы дети хором поют эту песенку. Петя (вынул из мешочка игрушку кошку). Кошечка.
Воспитательница. Как кошка мяукает?
Петя. Мяу.
Воспитательница. Скажите все вместе: мяу!
Дети (хором). Мя-а-у!
Воспитательница. Скажите стихотворение про кота.
Дети.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине... (и т. д.)
Воспитательница (заглядывает в мешок). А в мешочке еще что-то есть. (Она вынимает из мешочка красный флажок и читает два раза стихотворение Благининой «Флажок».) А теперь я положу игрушки снова в мешочек.
Воспитательница берет каждую игрушку, показывает ее детям и спрашивает; «Что это?» Дети хором называют игрушку.
Затем воспитательница дает красный флажок одному ребенку, и все дети за ним уходят из комнаты. Занятие длилось 15 минут. Перед детьми среднего и старшего возраста воспитательница ставит задачу выучить стихотворение.
Как в этих группах проводится занятие по заучиванию стихов?
В начале занятия нужно вызвать у детей состояние, наиболее благоприятное для восприятия и запоминания стихотворения, например задать детям вопрос, связанный с темой произведения, или напомнить о событии из жизни детей, близком к содержанию стихотворения.
Затем воспитательница читает стихотворение (наизусть).
После первого прочтения дети предупреждаются о том, что стихотворение они будут заучивать наизусть.
Воспитательница читает стихотворение несколько раз, затем вызывает детей по одному повторить стихотворение. В первую очередь она обращается к тем, кто быстрее запоминает, кто изъявляет желание, а затем и к другим детям. Такое индивидуальное чтение проходит с помощью воспитателя. В последующие дни на ближайших занятиях нужно уделять минут десять повторению вновь заучиваемого стихотворения, спрашивать тех, кто еще не был вызван. Таким путем воспитательница добивается запоминания стихотворения каждым ребенком.
Описание занятия в старшей группе.
Заучивание стихотворения С. Маршака «Ноябрь».
Воспитательница. Дети, какой праздник мы будем скоро праздновать?
Дети. Праздник Октябрьской революции.
Воспитательница. Правильно. Праздник Октября будет праздновать вся наша страна и мы с вами тоже. А кто видел демонстрацию?
Дети. Я! И я! Я тоже...
Воспитательница. Что несут в руках взрослые на демонстрации?
Дети. Знамена. Флаги. Плакаты.
Воспитательница. А какого цвета знамена?
Дети. Красные... Знамена красные.
Воспитательница. Красные флаги и знамена несли на демонстрацию, а солнышко переливалось в знаменах, как будто пламя пылало. А какое пламя?
Дети. Красное.
Воспитательница. Послушайте, я вам сейчас прочитаю стихотворение про 7 Ноября (читает стихотворение выразительно, четко). От чего было все красно?
Коля. От солнышка.
Воспитательница. Солнышко переливалось в красных знаменах. «Вся страна и млад и стар празднует свободу». Кто это млад и стар?
Вова. Значит, празднуют и маленькие люди и старшие.
Воспитательница. И взрослые и дети празднуют праздник Октября. Послушайте, я вам еще раз прочитаю стихотворение. Кто хочет повторить это стихотворение?
Витя повторяет, воспитательница помогает. Воспитательница. Дети, а что такое «небосвод»?
Дети. Небо!
Воспитательница. Правильно. «И летит мой красный шар прямо к небосводу», то есть в небо.
Воспитательница вызывает Вову, он рассказывает стихотворение так же с ее помощью. Воспитательница обращает внимание на выразительность чтения.
Воспитательница. Послушай, Вова, как надо сказать: «Посмотри в свое окно, все на улице красно». Ну, повтори.
Затем вызывает Колю, который читает стихотворение выразительно, громко. Воспитательница хвалит мальчика и вызывает Тому. Тома спешит, затрудняется в произнесении слов «пламенем пылая». Воспитательница предлагает Томе повторить эти слова вместе с ней, а затем со всеми детьми.
Когда воспитательница вызывает Люсю, та краснеет, отказывается говорить и чуть не плачет.
Воспитательница. Садись, Люся, ты мне после расскажешь.
Вызывает Валю, которая читает тихо, невнятно.
Воспитательница подсказывает ей. Когда девочка кончила, говорит: «Тебе надо научиться громко читать стихи!»
Воспитательница. Послушайте, дети, я еще раз прочту это стихотворение. (Читает два раза стихотворение.) Вот так и вы должны будете читать в следующий раз это стихотворение. Теперь вспомним стихи, которые мы учили в средней группе.
Игровые приемы заучивания успешно применяются и в группах детей пяти и шести лет. Это чтение в лицах, которое близко игре-драматизации, любимой детьми дошкольного возраста.
Приведем пример заучивания стихотворения Елизаветы Стюарт «Воробей».
Это чудесная картинка, увлекающая своей непосредственностью восприятия действительности, юмором, динамичностью сюжета, выпуклой обрисовкой героя.
После многократных наблюдений воробьев во дворе детского сада дети под руководством воспитательницы заучивали на занятии стихотворение «Воробей», читая его в лицах.
Чтение в лицах повторяется несколько раз, и каждый раз чтение за воробья поручается другому ребенку.
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «С Новым годом» можно начать с беседы о предстоящем новогоднем празднике. Воспитатель напоминает, какие удовольствия ожидают детей, затем читает стихотворение несколько раз. Для заучивания стихотворения вызывается по четыре человека.
Воспитатель напоминает детям, чтобы они читали стихи не слишком тихо, не торопясь, без выкриков. Недопустимо учить детей читать стихи с пафосом, нарочито громким голосом, с заученными жестами. Все это несвойственно детям и производит неприятное впечатление, а детей приучает к неискренности.
Заучивая стихотворение с детьми, воспитатель следит за тем, как дети воспринимают содержание, насколько они внимательны, нет ли признаков утомления (потягивание, лишние движения и т. п.). Продолжать заучивание, когда дети в таком состоянии, нецелесообразно. Лучше оставшееся время использовать на повторение других стихотворений или чтение скороговорок, отгадывание загадок.
Выученные стихи без повторения забываются, поэтому необходимо время от времени (примерно один раз в месяц) проводить занятие на повторение ранее выученных стихотворений. На таких занятиях надо чаще вызывать детей, которые медленнее других запоминают стихи.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +