Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими — как взрослыми, так и сверстниками. Пронизанные живым, ярким чувством, они очень выразительны, но мало связны, непоследовательны и даже не всегда понятны слушателям.
Приведем рассказ девочки старшей группы. Она рассказывала своим подругам о том, как провела праздник новогодней елки. Девочка рассказывает с увлечением, торопится:
Когда мы... ну, вчерась мы с мамой... нас довезли до дому, а там плясали снежинки.. Плясали, плясали — и упали. Потом маленькие девочки делали фигуру пирамиду. Они так делали (показывает руками). Потом все плясали. Потом все ушли. Подарки раздавали. Потом пошли в гости. В шахматы играли. Потом бабушка меня одела, и мы пошли в парк культуры и отдыха. Там елка. Там мальчик на коньках. Потом мы пошли на елку... Когда взрослые плясали, нам подарки давали. Потом мы ходили к маме на работу...
Трудно понять без дополнительных вопросов, когда все это происходило: в один ли день и в какой последовательности. Видимо, родители несколько раз и в разные места водили ребенка на утренники, посвященные новогодней елке. У девочки накопилось много впечатлений за несколько дней, все впечатления перепутались, ничто не закрепилось. Это одна причина бессвязности рассказа; другая причина — девочка только недавно поступила в детский сад и не приобрела еще умения рассказывать.
Связность и последовательность рассказа зависят от ясности и отчетливости представлений. «Только ясное, отчетливое представление может вылиться в ясное и отчетливое устное слово»
Обучать детей рассказыванию следует на материале, содержание которого детям хорошо известно. «Язык выражает мысли человека и его переживания, а потому он развивается наилучшим образом тогда, когда в основу того материала, которым пользуются для развития лингвистических способностей детей, кладутся их личные переживания, личный опыт и интересы. Только при этом условии можно побороть застенчивость, неразговорчивость, пробудить общительность, без чего лингвистическое образование затрудняется в высшей степени. Только при этом условии развитие речи ребенка совпадает с развитием его личности» (Е. И. Тихеева, Родная речь и пути к ее развитию, Спб., 1913, стр. 73.)
Перед занятием, где дети будут рассказывать о своем опыте, воспитателю нужно продумать: а) о чем будут рассказывать дети, б) какими приемами учить их рассказыванию.
Тема рассказов намечается воспитателем на основе знания того, чем, какими интересами живут дети дома и в детском саду, какие события произошли в их жизни. Чтобы узнать о жизни детей дома, нужно чаще разговаривать с детьми и с родителями.
Намечая тему для детских рассказов, воспитатель должен быть уверен, что у всех детей (или по крайней мере у большинства детей) имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний.
В методических указаниях к «Программе воспитания в детском саду» имеются примерные темы для таких занятий по обучению рассказыванию: рассказы детей о проведении праздников в семье и в детском саду, о том, что видели на экскурсиях, о собственном труде детей по выращиванию растений в детском саду, о поездках по железной дороге, на пароходе, на автобусе, о домашних животных, которых детям приходится часто наблюдать.
Недопустимо предлагать детям рассказывать о том, что ими недостаточно хорошо понято. Например, некоторые родители берут детей в кино, не считаясь с тем, доступен ли детям кинофильм. Ребенок, конечно, многого не понял, после посещения кино у него остались разрозненные, бессвязные впечатления; если предложить ему рассказать о кинофильме, то рассказ его будет бессвязным.
Кроме того, на занятиях по рассказыванию, как и на всех занятиях по родному языку, детям нужно давать материал, который окажет положительное воспитательное влияние на них,возбудит хорошие чувства и правильное отношение к окружающему.
Конкретная тема для рассказов сообщается детям в начале занятия и формулируется так, чтобы она была им понятна.
Приемы обучения: рассказывание по образцу рассказа воспитателя и рассказывание по указаниям.
Какую роль выполняет рассказ педагога, когда дети должны рассказывать о том, что они сами видели или делали или что с ними случилось? В данном случае рассказ педагога как бы дает им тему, направляет их на отбор впечатлений, и кроме того, он является образцом последовательного изложения. Так, например, воспитатель рассказал о забавных шалостях своего щенка, и дети припоминают какие-либо случаи с домашними животными, которые им пришлось наблюдать. Содержание рассказа педагога должно иметь воспитательнее значение. Если он предложил детям рассказать о том, как они провели праздник 1 Мая, то он сам опишет демонстрацию, в которой принимал участие, празднично украшенные улицы и площади, веселых нарядных людей.
Приводим рассказы детей о том, как они провели праздник 1 Мая.
Надя (6 л.) Мы с мамой вышли из дома и пошли в Таганку, где стоят легковые машины. Мама спросила: «Можете довезти до Красной площади?» Шофер сказал: «Сегодня нет». Пошли в метро. Метро работала Пришли мы на Красную площадь и прошли туда, где сидят гости. Сначала прошли по Красной площади солдаты, а потом моряки. Когда мы стояли на параде, я стояла и смотрела. Ко мне подошел дяденька и сказал: «Здравствуй, девочка!» Я сначала думала, что это знакомый дяденька, а это гость из другой страны. Мне было очень весело.
Витя (5 1/2 л.) Мы с папой ходили на демонстрацию. Видали, как шли пионеры на праздник. Одеты по-праздничному. Пионеры шли и пели, у них были красные галстуки. Пионеры в барабан стучали и играли в горн.
После этого мы с папой пошли в парк. Папа играл в волейбол и я тоже. Потом мы пошли на карусели кататься. Карусель быстро крутилась. Я еще видел на площади трибуну, на которой дяденька стоял и говорил. После они ушли, и остались две тетеньки. Они пели, а дяденька стоял и говорил, что они будут петь. На трибуне стояли четыре пионера с цветами. Они тоже пели.
Боря (5 л.) Я с папой ходил на демонстрацию на Красную площадь. Шло много людей. Цветы несли. Мавзолей был украшен знаменами. Я видал салют. Были сначала полоски, потом равные огоньки: синие, белые, красные. Было очень красиво. Потом мы пошли с папой домой. Папа и мама мне подарили барабан и палочки: я играл. Он громко стучит.
А вот рассказ мальчика о том, что он видел в зоологическом саду.
Витя (6 л.) Мы были в зоологическом саду. Я видел павлина с красивыми хвостами. Самый сильный там слон... большущий-пребольшущнй, и хобот у него большой. Я ему кричал стихотворение «Дали туфельку слону», а он не слышал.
Приводим рассказы детей о животных. В первой записи даются и вспомогательные вопросы педагога.
Рита (6 л. 3 мес.)
Дело было летом. Я была в деревне у бабушки. Я гуляла во дворе и вижу: играют кошка с собакой — как в ловишки играют. Они бегали друг за другом — кошка от собаки, собака ра кошкой. Кошка вцепилась в забор и перескочила в огород. Там были огурцы. А собака побежала в калитку. Кошка шерсть дыбом сделала (воспитательница поправляет: подняла), хвост взъерошила. Кошка мяукает, собака лает. Зубы оскалила, рычит. Потом собака догнала кошку.
Воспитательница. А как это случилось?
Рита. Кошка побежала в калитку, а собака ее и встретила.
Воспитательница. Как же они помирились?
Рита. Я помогла: «Динка, Динка!» — кричу ласково. Динка подбежала ко мне. Динка ласково залаяла на меня. А кошку на руки взяла. «Мурка, Мурка», — говорю.
Воспитательница. Рита помогла помириться кошке с собакой.
Саша (6 л. 2 мес.) На пруду я видел большую зеленую лягушку. Она сидела на плоту. Глаза большие, большие. Я хотел поймать, она в воду. А другие лягушки потом квакали: «Ква-ква!»
Таня (6 л. 4 мес.) Вот, смотрите, стрекоза. У нее крылья, как стеклышки. Глаза огромные, во всю голову. Она летала, а на солнце ее крылья блестели. Она села на цветок, а я ее поймала.
Приведенные рассказы детей отличаются связностью и последовательностью изложения, и в то же время в них чувствуется непосредственность переживания, заинтересованность, эмоциональность.
Своеобразным занятием по обучению рассказыванию является коллективный рассказ детей в виде письма - они диктуют воспитателю его содержание, которое тот записывает. Переписка практикуется в старшей группе детского сада в воспитательных целях, для воспитания внимательного отношения к родным (переписка с родными летом, во время пребывания на даче), заботливого отношения к товарищам и сотрудникам детского сада (письма заболевшим), дружеских чувств к детям народов Советского Союза (переписка с детским садом соседней республики, автономной или союзной).
Письмо, в котором рассказывается об интересных событиях из жизни детей, составляется устно по вопросам и указаниям воспитателя. Ответы и сообщения детей он тут же записывает, затем прочитывает все письмо полностью.
Приводим рассказ воспитательницы о том, как она вместе с детьми составляла первое письмо мальчику, который заболел.
Дети в моей группе были дружные. Узнав о болезни Саши, дети решили послать ему конфеты, книжки и написать письмо. Собрались на занятие. Я приготовила бумагу, конверт, чернила, ручку и спросила, кто из детей получал письма и от кого. Дети ответили: «От тети...», «Дедушки...», «Бабушки...» Тогда я предложила вспомнить, как начинались их письма. Наташа Р. сказала:
— Дорогой Саша, я очень скучаю по тебе.
Детям понравилось такое начало, и они решили начать свое письмо так: «Здравствуй, дорогой Сашенька!»
— О чем мы спросим Сашу? — задала я вопрос.
— Как твое здоровье?
— Хорошо ли тебя лечат врачи?
— Вспоминаешь ли ты детский сад?
— Приходит ли к тебе мама?
Я объяснила, что к больным скарлатиной никого не пускают, но больному можно передать фрукты, конфеты, письма. Затем я задала такой вопрос:
— Что же мы напишем Саше о себе?
Вова. Как нам читали о неизвестном герое Маршака. Вот интересная книга!
Люда. Мы разучиваем русскую пляску.
Юра. Мы играли в моряков и вспоминали, как ты был капитаном.
Алла. Мы живем дружно и хорошо занимаемся.
Люда. Сашенька, скорей поправляйся и приходи в детский сад.
Лида. Мы соскучились по тебе.
Витя. Целуем крепко, крепко.
Если составление первого письма затрудняло детей, то последующих — нисколько. Этому помогло то, что я часто читала детям письма, которые получала от своих бывших воспитанников и сама писала детям.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.