Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

Рассказы детей о собственных наблюдениях и переживаниях


О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду"
Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
Приведено с сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Подобные рассказы имеют место в непосредственном общении с окружающими — как взрослыми, так и сверстниками. Пронизанные живым, ярким чувством, они очень выразительны, но мало связны, непоследовательны и даже не всегда понятны слушателям. Приведем рассказ девочки старшей группы. Она рассказывала своим подругам о том, как провела праздник новогодней елки. Девочка рассказывает с увлечением, торопится:
Когда мы... ну, вчерась мы с мамой... нас довезли до дому, а там плясали снежинки.. Плясали, плясали — и упали. Потом маленькие девочки делали фигуру пирамиду. Они так делали (показывает руками). Потом все плясали. Потом все ушли. Подарки раздавали. Потом пошли в гости. В шахматы играли. Потом бабушка меня одела, и мы пошли в парк культуры и отдыха. Там елка. Там мальчик на коньках. Потом мы пошли на елку... Когда взрослые плясали, нам подарки давали. Потом мы ходили к маме на работу...
Трудно понять без дополнительных вопросов, когда все это происходило: в один ли день и в какой последовательности. Видимо, родители несколько раз и в разные места водили ребенка на утренники, посвященные новогодней елке. У девочки накопилось много впечатлений за несколько дней, все впечатления перепутались, ничто не закрепилось. Это одна причина бессвязности рассказа; другая причина — девочка только недавно поступила в детский сад и не приобрела еще умения рассказывать.
Связность и последовательность рассказа зависят от ясности и отчетливости представлений. «Только ясное, отчетливое представление может вылиться в ясное и отчетливое устное слово»
Обучать детей рассказыванию следует на материале, содержание которого детям хорошо известно. «Язык выражает мысли человека и его переживания, а потому он развивается наилучшим образом тогда, когда в основу того материала, которым пользуются для развития лингвистических способностей детей, кладутся их личные переживания, личный опыт и интересы. Только при этом условии можно побороть застенчивость, неразговорчивость, пробудить общительность, без чего лингвистическое образование затрудняется в высшей степени. Только при этом условии развитие речи ребенка совпадает с развитием его личности» (Е. И. Тихеева, Родная речь и пути к ее развитию, Спб., 1913, стр. 73.)
Перед занятием, где дети будут рассказывать о своем опыте, воспитателю нужно продумать: а) о чем будут рассказывать дети, б) какими приемами учить их рассказыванию.
Тема рассказов намечается воспитателем на основе знания того, чем, какими интересами живут дети дома и в детском саду, какие события произошли в их жизни. Чтобы узнать о жизни детей дома, нужно чаще разговаривать с детьми и с родителями. Намечая тему для детских рассказов, воспитатель должен быть уверен, что у всех детей (или по крайней мере у большинства детей) имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний.
В методических указаниях к «Программе воспитания в детском саду» имеются примерные темы для таких занятий по обучению рассказыванию: рассказы детей о проведении праздников в семье и в детском саду, о том, что видели на экскурсиях, о собственном труде детей по выращиванию растений в детском саду, о поездках по железной дороге, на пароходе, на автобусе, о домашних животных, которых детям приходится часто наблюдать.
Недопустимо предлагать детям рассказывать о том, что ими недостаточно хорошо понято. Например, некоторые родители берут детей в кино, не считаясь с тем, доступен ли детям кинофильм. Ребенок, конечно, многого не понял, после посещения кино у него остались разрозненные, бессвязные впечатления; если предложить ему рассказать о кинофильме, то рассказ его будет бессвязным.
Кроме того, на занятиях по рассказыванию, как и на всех занятиях по родному языку, детям нужно давать материал, который окажет положительное воспитательное влияние на них,возбудит хорошие чувства и правильное отношение к окружающему. Конкретная тема для рассказов сообщается детям в начале занятия и формулируется так, чтобы она была им понятна. Приемы обучения: рассказывание по образцу рассказа воспитателя и рассказывание по указаниям.
Какую роль выполняет рассказ педагога, когда дети должны рассказывать о том, что они сами видели или делали или что с ними случилось? В данном случае рассказ педагога как бы дает им тему, направляет их на отбор впечатлений, и кроме того, он является образцом последовательного изложения. Так, например, воспитатель рассказал о забавных шалостях своего щенка, и дети припоминают какие-либо случаи с домашними животными, которые им пришлось наблюдать. Содержание рассказа педагога должно иметь воспитательнее значение. Если он предложил детям рассказать о том, как они провели праздник 1 Мая, то он сам опишет демонстрацию, в которой принимал участие, празднично украшенные улицы и площади, веселых нарядных людей.
Приводим рассказы детей о том, как они провели праздник 1 Мая.
Надя (6 л.) Мы с мамой вышли из дома и пошли в Таганку, где стоят легковые машины. Мама спросила: «Можете довезти до Красной площади?» Шофер сказал: «Сегодня нет». Пошли в метро. Метро работала Пришли мы на Красную площадь и прошли туда, где сидят гости. Сначала прошли по Красной площади солдаты, а потом моряки. Когда мы стояли на параде, я стояла и смотрела. Ко мне подошел дяденька и сказал: «Здравствуй, девочка!» Я сначала думала, что это знакомый дяденька, а это гость из другой страны. Мне было очень весело.
Витя (5 1/2 л.) Мы с папой ходили на демонстрацию. Видали, как шли пионеры на праздник. Одеты по-праздничному. Пионеры шли и пели, у них были красные галстуки. Пионеры в барабан стучали и играли в горн.
После этого мы с папой пошли в парк. Папа играл в волейбол и я тоже. Потом мы пошли на карусели кататься. Карусель быстро крутилась. Я еще видел на площади трибуну, на которой дяденька стоял и говорил. После они ушли, и остались две тетеньки. Они пели, а дяденька стоял и говорил, что они будут петь. На трибуне стояли четыре пионера с цветами. Они тоже пели.
Боря (5 л.) Я с папой ходил на демонстрацию на Красную площадь. Шло много людей. Цветы несли. Мавзолей был украшен знаменами. Я видал салют. Были сначала полоски, потом равные огоньки: синие, белые, красные. Было очень красиво. Потом мы пошли с папой домой. Папа и мама мне подарили барабан и палочки: я играл. Он громко стучит.
А вот рассказ мальчика о том, что он видел в зоологическом саду.
Витя (6 л.) Мы были в зоологическом саду. Я видел павлина с красивыми хвостами. Самый сильный там слон... большущий-пребольшущнй, и хобот у него большой. Я ему кричал стихотворение «Дали туфельку слону», а он не слышал.
Приводим рассказы детей о животных. В первой записи даются и вспомогательные вопросы педагога.
Рита (6 л. 3 мес.)
Дело было летом. Я была в деревне у бабушки. Я гуляла во дворе и вижу: играют кошка с собакой — как в ловишки играют. Они бегали друг за другом — кошка от собаки, собака ра кошкой. Кошка вцепилась в забор и перескочила в огород. Там были огурцы. А собака побежала в калитку. Кошка шерсть дыбом сделала (воспитательница поправляет: подняла), хвост взъерошила. Кошка мяукает, собака лает. Зубы оскалила, рычит. Потом собака догнала кошку.
Воспитательница. А как это случилось?
Рита. Кошка побежала в калитку, а собака ее и встретила.
Воспитательница. Как же они помирились?
Рита. Я помогла: «Динка, Динка!» — кричу ласково. Динка подбежала ко мне. Динка ласково залаяла на меня. А кошку на руки взяла. «Мурка, Мурка», — говорю.
Воспитательница. Рита помогла помириться кошке с собакой.
Саша (6 л. 2 мес.) На пруду я видел большую зеленую лягушку. Она сидела на плоту. Глаза большие, большие. Я хотел поймать, она в воду. А другие лягушки потом квакали: «Ква-ква!»
Таня (6 л. 4 мес.) Вот, смотрите, стрекоза. У нее крылья, как стеклышки. Глаза огромные, во всю голову. Она летала, а на солнце ее крылья блестели. Она села на цветок, а я ее поймала.
Приведенные рассказы детей отличаются связностью и последовательностью изложения, и в то же время в них чувствуется непосредственность переживания, заинтересованность, эмоциональность.
Своеобразным занятием по обучению рассказыванию является коллективный рассказ детей в виде письма - они диктуют воспитателю его содержание, которое тот записывает. Переписка практикуется в старшей группе детского сада в воспитательных целях, для воспитания внимательного отношения к родным (переписка с родными летом, во время пребывания на даче), заботливого отношения к товарищам и сотрудникам детского сада (письма заболевшим), дружеских чувств к детям народов Советского Союза (переписка с детским садом соседней республики, автономной или союзной).
Письмо, в котором рассказывается об интересных событиях из жизни детей, составляется устно по вопросам и указаниям воспитателя. Ответы и сообщения детей он тут же записывает, затем прочитывает все письмо полностью.
Приводим рассказ воспитательницы о том, как она вместе с детьми составляла первое письмо мальчику, который заболел.
Дети в моей группе были дружные. Узнав о болезни Саши, дети решили послать ему конфеты, книжки и написать письмо. Собрались на занятие. Я приготовила бумагу, конверт, чернила, ручку и спросила, кто из детей получал письма и от кого. Дети ответили: «От тети...», «Дедушки...», «Бабушки...» Тогда я предложила вспомнить, как начинались их письма. Наташа Р. сказала:
— Дорогой Саша, я очень скучаю по тебе.
Детям понравилось такое начало, и они решили начать свое письмо так: «Здравствуй, дорогой Сашенька!»
— О чем мы спросим Сашу? — задала я вопрос.
— Как твое здоровье?
— Хорошо ли тебя лечат врачи?
— Вспоминаешь ли ты детский сад?
— Приходит ли к тебе мама?
Я объяснила, что к больным скарлатиной никого не пускают, но больному можно передать фрукты, конфеты, письма. Затем я задала такой вопрос:
— Что же мы напишем Саше о себе?
Вова. Как нам читали о неизвестном герое Маршака. Вот интересная книга!
Люда. Мы разучиваем русскую пляску.
Юра. Мы играли в моряков и вспоминали, как ты был капитаном.
Алла. Мы живем дружно и хорошо занимаемся.
Люда. Сашенька, скорей поправляйся и приходи в детский сад.
Лида. Мы соскучились по тебе.
Витя. Целуем крепко, крепко.
Если составление первого письма затрудняло детей, то последующих — нисколько. Этому помогло то, что я часто читала детям письма, которые получала от своих бывших воспитанников и сама писала детям.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +