Для обучения детей пересказу сказок и рассказов надо отбирать литературные произведения, которые представляют наиболее совершенный образец для подражания. Пересказывание углубляет понимание произведения художественного слова: образы становятся для детей более понятными и близкими.
Для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему, написанные выразительным и в то же время простым языком.
Народные сказки о животных — наиболее благодатный материал для пересказа; они увлекают детей острым сюжетом, динамикой развития действия. В сказках нет отступлений и прямых нравоучений, характеристика действующих лиц сказок определенна (добрый или злой, хитрый или простоватый и т. д.). Многие сказки строятся на повторении эпизодов. Так, например, в сказке «Колобок» повторяются встречи и разговор колобка с дикими зверями. В сказках неоднократно повторяются песенки, реплики диалога, сказочные формулы. В силу этих особенностей сказки пользуются большой любовью у детей и легко запоминаются.
Наиболее подходят для пересказа народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Зайкина избушка», «Лиса и волк», «Медведь и девочка», «Лиса и рак»; Л. Н. Толстого «Три медведя», К. Д. Ушинского «Умей обождать».
Л. Н. Толстой в своем творчестве для детей был педагогом в прямом смысле этого слова. Создавая детские рассказы, он ставил перед собой и дидактическую задачу — учить детей читать и писать, учить их родному языку. Поэтому его детские рассказы так широко и успешно служат обучению детей родному языку.
Но нельзя ограничиваться в выборе произведений для пересказа тем, что создали классики, как бы ни были совершенны по своим художественным качествам их рассказы. Мы должны учить детей пересказыванию и на современных произведениях, которые отражают то, чем сейчас живут дети, что они видят вокруг себя сегодня.
Современная советская детская литература для дошкольников обширна, она богата и разнообразной тематикой, и жанрами, однако для обучения детей рассказыванию можно взять далеко не все, потому что авторы не имели намерения решать своими произведениями дидактическую задачу прямого обучения детей языку путем пересказа.
При выборе произведений для пересказа не надо забывать о том, что дети дошкольного возраста еще только начинают практически овладевать родным языком, и не все, что им доступно для воспитания, доступно и для воспроизведении.
Подходят для пересказа короткие, написанные простым языком рассказы советских писателей, например: «Про белочку», «Красные флажки» (с небольшими сокращениями) Н. Калининой, «Праздник», «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Купание медвежат» В. Бианки и др. Каким должен быть детский пересказ? Пересказ детей должен передавать содержание произведения без пропусков существенных деталей и без смысловых искажений.
Вот пересказ девочкой, воспитанницей старшей группы, рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»: «Мама купила детям слив и положила их на тарелку. Ваня очень любил сливы, и, когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел...» И т. д.
Ребенок неправильно передал мотив проступка героя рассказа «Косточка», и тем самым образ был искажен. У Толстого Ваня совершил проступок непреднамеренно: он съел без спросу сливу, потому что никогда не ел слив, а запах слив ему очень понравился.
Девочка неправильно пересказала, по-видимому, потому, что недостаточно внимательно слушала чтение рассказа, а может быть, воспитатель прочитал плохо: быстро, невыразительно.
Если не обращать внимания детей на смысловые ошибки, неправильности, то у них может войти в привычку поверхностное отношение к содержанию книг.
При подготовке к занятию воспитатель должен прочитать рассказ и подумать, все ли детям будет понятно, постараться взглянуть на рассказ с точки зрения детей, учесть запас их знаний и представлений об окружающем.
Выразительное чтение рассказа значительно облегчает детям слушание и понимание, а значит, и пересказ. Перед воспитателем при проведении занятия стоят следующие задачи в обучении детей пересказыванию: добиться, чтобы все дети поняли рассказ, запомнили его, внимательно слушали пересказы своих товарищей; вызвать возможно больше детей для пересказа, в случае надобности исправлять ошибки в передаче содержания, а также грамматические ошибки (неправильные окончания слов и т. п.). В соответствии с этими задачами план занятия может иметь несколько вариантов. В развернутом виде план занятия строится так:
а) вводная беседа, чтобы вызвать интерес к содержанию рассказа и обеспечить правильное восприятие детьми художественного произведения;
б) чтение рассказа (или сказки) воспитателем; перед чтением он говорит детям, чтобы они внимательно слушали рассказ, постарались его запомнить, так как они будут пересказывать;
в) передача рассказа (или сказки) по вопросам, заранее составленным воспитателем; вопрос ставится всей группе, а затем один ребенок вызывается для ответа;
г) повторное чтение произведения;
д) пересказ произведения детьми (на это отводится большая часть занятия).
Рассказы и короткие сказки каждый вызванный ребенок пересказывает целиком. Более длинные сказки следует пересказывать по частям, но так, чтобы каждый ребенок рассказал законченный эпизод. Деление произведения на части воспитатель заранее продумывает; дети в эту работу не включаются.
В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное детям произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. Может отсутствовать вводная беседа, если рассказ, сказка детям уже известны или содержание понятно без каких-либо пояснений и напоминаний. Можно провести пересказ произведения без предварительных вопросов, если дети научились внимательно слушать и запоминать. Если содержание рассказа перекликается в какой-то мере с событиями из жизни детей, то целесообразно после пересказов (в конце занятия) побеседовать с ними на эту тему.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.