В детском саду применяются две основные формы работы над речью детей: обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни (в играх, во время умывания, одевания, на прогулках).
Обучение детей на занятиях
Обучение детей родному языку на занятиях — планомерный процесс формирования определенных речевых умений и развития мышления ребенка.
Занятия дают воспитателю возможность видеть достижения и недочеты в усвоении умений каждым ребенком, наблюдать каждого ребенка.
Занятие строится на определенном программном материале так, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.
Все части программы в той или иной степени проходятся на занятиях: ознакомление с окружающим, обогащение словаря детей, обучение разговорной речи или рассказыванию, формирование грамматической правильности речи, воспитание звуковой культуры речи детей, чтение книг и заучивание стихов.
Для каждой возрастной группы определено количество недельных занятий по родному языку, ознакомление с окружающим и художественной литературой. В младшей группе в неделю проводится два занятия, в средней и старшей группах — по четыре занятия. В подготовительной группе — пять занятий в неделю. На занятиях дети приобретают навыки организованной речевой деятельности, необходимые знания и умение излагать свои мысли.
Руководство развитием речи детей в повседневной жизни
Успех развития речи зависит от упражнений, от речевой практики. Между тем удельный вес собственной речи каждого ребенка на занятиях не так уж велик, большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и товарищей. Следовательно, необходимо всячески способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь вне занятий. Воспитатель, широко используя детскую инициативу, организует игры и разговоры на интересные детям темы. Перед ним стоят задачи: разумно развивать детскую речевую активность, исправлять ошибки в речи детей (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слово в тех случаях, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Успешность руководства развитием речи детей в повседневной жизни, как и результативность обучения на занятиях, зависит от того, сумел ли воспитатель установить контакт с каждым ребенком, завоевать его доверие. Видеть всех и каждого, понимать каждое проявление детской мысли и чувства, любить маленького человека — необходимая предпосылка для успешного воздействия на речь, на личность ребенка в целом.
Вопросы для повторения
1. Какое значение имеет родной язык для воспитания детей дошкольного возраста?
2. Какие задачи стоят перед детским садом в отношении развития речи детей?
3. Как происходит усвоение детьми родного языка, его звуковой стороны, словаря и грамматического строя?
4. В чем заключается содержание программы по обучению детей родному языку и ознакомлению с окружающим?
5. Охарактеризуйте две формы работы по обучению детей родному языку в детском саду.
Задания
1. Запишите беседу с тремя детьми: трех, пяти и шести лет (отдельно с каждым). Примерные вопросы для беседы: как тебя зовут? Знаешь ли ты свою фамилию? Где работает твоя мама? Есть ли у тебя брат? сестра? Где ты живешь? Сравните содержание и форму ответов детей разного возраста, а также их поведение во время разговора.
2. Запишите разговор нескольких детей друг с другом (например, в творческой игре, у аквариума во время рассматривания рыбок, в раздевальной и т. п.).
Дайте анализ речи детей: содержание разговора, произношение, правильно ли по смыслу или нет употребляют слова, есть ли грамматические ошибки и какие; общий характер разговора.
3. Запишите речь нескольких детей на занятиях, например, ответы во время беседы на занятии по картине или в дидактической игре. Дайте анализ речи детей (см. задание 2).
4. Сравните пересказ сказки «Красная Шапочка» детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; отметьте, в каком отношении совершенствуется рассказ детей. Фонетические особенности произношения ребенка в записи не переданы.
Лена (4 г. 6 мес.)
Жила-была бабушка в лесу. А у бабушки была внучка. Звали ее Красная Шапочка. Она пошла к бабушке, а в лесу ее встретил волк.
«Куда идешь, Красная Шапочка?» — «К бабушке». Волк побежал вперед и съел бабушку и Красную Шапочку. А в животе у волка страшно. Красная Шапочка кричала. Ее и спас охотник.
Леня (5 л.)
Жила-была мама, у нее была дочка Красная Шапочка. У Красной Шапочки была бабушка, которая жила в лесу.
Мама говорит: «Красная Шапочка, отнеси бабушке пирожков». Она взяла пирожки и пошла. По дороге она рвала цветы, а навстречу бежит волк: «Куда идешь, Красная Шапочка?» — «К бабушке». А волк говорит: «Я сам отнесу пироги».
Прибежал, съел бабушку и лег на кровать.
А Красная Шапочка пришла и говорит: «Бабушка, а какой у тебя большой рот». А волк как съест Красную Шапочку! Охотники услыхали, что волк храпит, пришли, распороли волку живот, и бабушка и Красная Шапочка хвалили охотника, что он спас их.
Вова (6 л. 6 мес.)
Жила-была девочка. Бабушка ей подарила красную шапочку. С тех пор ее прозвали Красной Шапочкой. Один раз мама напекла пирожков и говорит: «Красная Шапочка, отнеси бабушке пирожков и горшочек маслица».
Красная Шапочка пошла, а навстречу ей волк: «Куда идешь, девочка?» — «К бабушке».— «Дай я отнесу ей пироги»,— «Нет». А сама цветы рвала. Волк прибежал, постучался, а бабушка говорит: «Поверни ручку, дверь и откроется». Волк съел бабушку, одел ее очки и лег. Пришла Красная Шапочка и говорит: «Бабушка, а почему у тебя большие руки?» — «Чтобы обнимать тебя».— «Бабушка, а почему у тебя большие глаза?» — «Чтобы видеть тебя».— «Бабушка, а почему у тебя большой рот?» — «Чтобы съесть тебя!» И проглотил Красную Шапочку, а сам уснул. Охотник услыхал, что волк храпит, пришел и спас бабушку и Красную Шапочку: распорол живот волку.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.