В программе детского сада большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря.
Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.
Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, от других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит.
В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления.
Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.
Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием), накоплением представлений, Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают.
Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.
Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.
Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость.
В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка. Это непреднамеренное ознакомление с внешним миром.
Однако в детском саду ознакомление детей с окружающим миром осуществляется и организованно — на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой. Он систематически планирует эту работу, т. е. заранее намечает, с какими предметами и явлениями окружающей действительности, когда и как он будет знакомить детей.
В ходе этих занятий ведется словарная работа, задачей которой является расширение запаса слов детей, уточнение понимания ими значения слова, активизация словарного запаса.
Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря: названиями предметов (имена существительные), с которыми детям приходится иметь дело: игрушек, одежды, посуды, домашней обстановки, утвари, кушаний, зданий, машин, растений, животных и т. д.; названиями качеств предметов (имена прилагательные) — словами, обозначающими цвет, пространственные и временные качества и отношения (большой, маленький, узкий, широкий, правый, левый, круглый, быстрый, медленный и т. п.), другие свойства и качества предметов, воспринимаемые зрением, осязанием, вкусом (блестящий, пушистый, холодный, горячий, мокрый, тяжелый, кислый, сладкий и т. п.); внешние или физические, телесные качества людей и животных (старый, молодой, худой, босой, кудрявый, гибкий, неуклюжий и т. п.); внутренние качества, качества характера, психического склада (хороший, добрый, вежливый, смелый, грубый, веселый и т. п.); относительные признаки (железный, деревянный, березовый, паровозный, автомобильный, домашний, городской и т. п.); названиями действий и процессов (глаголы).
Пример:
Словарь, отражающий явления неживой природы.
Названия предметов и явлений: небо, облако, туча, радуга, солнце, луна, звезды, ветер, дождь, снег, снежинка; названия качеств: голубое, ясное, чистое, серое, пасмурное, облачное (небо); сильный, слабый, мягкий, порывистый (ветер); мелкий, частый, крупный, проливной (дождь); белый, холодный, пушистый, колючий, мягкий, искрящийся, мелкий (снег); яркая, бледная, разноцветная (радуга). Название действий: идет (снег); моросит, льет, каплет (дождь).
Словарь, относящийся к одежде.
Названия предметов: пальто, платье, юбка, кофта, блузка, фартук, сарафан, рубашка, брюки и т. д.; названия качеств: красное, голубое (и другие цвета), длинное, короткое, узкое, широкое, нарядное, чистое, новое, старое (платье) и т. п.; названия действий: надеть (что?), одеть (кого?), выстирать, выгладить, зашить, починить, запачкать, вычистить (что?) и т. п.
Запас слов у детей должен соответствовать запасу их представлений. Если у ребенка накапливаются представления, а запас слов растет медленно, то у него будет недоставать слов для выражения мыслей, речь его будет бедной, он будет поневоле прибегать к иллюстрирующему жесту («девочка вот так держала куклу»). Общение с окружающими затруднится, так как они не всегда будут понимать ребенка.
Если рост слов опережает накопление конкретных представлений и знаний, то у ребенка образуется привычка болтать, не вникая в смысл слова. И то и другое отрицательно скажется на развитии мышления.
В состав словаря детей должны входить слова, необходимые им для общения друг с другом, со взрослыми, для выражения собственных мыслей.
Не следует вводить в словарь детей узкопрофессиональные слова (например, педагогические термины типа дидактическая игра и др.), устаревшие слова или вышедшие из употребления (горница), местные слова (клушка вместо наседка).
Не менее важна работа над уточнением понимания ребенком значения слов. В силу того что смысловая емкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова нашего языка многозначны, ребенок из-за недостаточного жизненного опыта не может сразу усвоить значение слова во всем его объеме. Это длительный процесс, который не заканчивается в дошкольном возрасте.
Например, дети рано начинают пользоваться словом «стол» в смысле наименования предмета обстановки, потому что этот предмет входит в обиход их жизни, но усвоение слова «стол» в смысле «питание» («в этом доме отдыха хороший стол», т. е. хорошо кормят) придет значительно позднее. Кроме того, дети, мышление которых отличается от мышления взрослых конкретностью, наглядностью, усваивают прежде всего слова с конкретным значением. Есть в словаре детей и слова, обозначающие общие понятия, ребенок даже пользуется ими, но понимает он эти слова в ограниченном смысле. На этой почве иногда происходят недоразумения, и дети не понимают воспитателя. Задача воспитателя — подвести детей к доступному для них правильному пониманию смысла слова и правильному употреблению названия предметов и действий, сходных по каким-либо признакам.
Дети часто неправильно говорят: «раздеть пальто» вместо снять (пальто), «мы обратно будем рисовать» вместо опять. Подобные ошибки во многих случаях появляются в речи детей как влияние неправильной речи взрослых.
Воспитатель должен не только расширять запас слов детей, но и учить пользоваться словарным запасом, добиваться, чтобы речь возможно точнее выражала мысль.
Основным источником обогащения словаря детей является речь взрослых, в первую очередь речь педагога, который учит и воспитывает детей и больше других находится с ними в течение дня.
Дети заимствуют у воспитателя слова и способы употребления слов; они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат. Поэтому речь воспитателя должна быть образцом для детей, он должен работать над обогащением своего словарного запаса. Нужно помнить, что знание словарного состава родного языка отражает «нашу общую осведомленность, нашу начитанность, круг наших интересов».
Вторым источником обогащения словаря детей служат детская художественная литература и фольклор, которые воспринимаются детьми через чтение и рассказывание взрослых.
В творческой работе над языком своих произведений писатель отбирает наиболее точные, наиболее меткие, выразительные слова нашего прекрасного русского языка.
Методика работы по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря
Словарная работа — неотъемлемая часть работы по ознакомлению детей с окружающей жизнью; она осуществляется разными методами и приемами.
Есть два пути ознакомления детей с действительностью:
1) непосредственное восприятие внешнего мира органами чувств — дети рассматривают, трогают, слушают, пробуют, действуют с предметом;
2) дети получают сведения об окружающем опосредствованно: воспитатель рассказывает о труде людей, о жизни природы, объясняет наблюдаемые детьми явления, читает книги, показывает картинки, диафильмы, кинофильмы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.