Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Это имена близких людей, названия некоторых предметов из ближайшего окружения. Первым собственным словам ребенка предшествует период понимания слов в речи взрослого. Ребенку говорят: «Иди ко мне!» — и он тянет ручки. Его спрашивают: «Где мама?» — и он поворачивает головку в ту сторону, где стоит мать. Благодаря общению взрослых с ребенком, он начинает усваивать смысл слова.
Появление же у ребенка слов для обозначения предметов и для выражения своих переживаний, желаний знаменует новый этап в развитии речи: ребенок вступает в речевое общение со взрослыми.
Количество слов в словаре ребенка к концу первого года жизни невелико, их можно без труда подсчитать. Например, ребенок одиннадцати месяцев понимает 27 слов, одиннадцатью словами он активно пользуется (по Вахтерову). Запас слов у детей растет довольно быстро: этому способствуют родители, называя ребенку окружающие предметы; затем ребенок сам начинает спрашивать: «Что это?». Многое ребенок воспринимает непосредственно из речи взрослых, когда они и не имеют намерения научить его.
Слово для ребенка двух и даже трех лет имеет конкретное значение, он им называет один предмет.
На эту особенность усвоения ребенком смысла слова указывал еще К. Д. Ушинский, когда писал: «Дитя начинает говорить собственными именами. Для него слова «мама», «папа» не нарицательные, а собственные; для него слово «кися» означает только ту кошку, которую он знает, и слово «стол» только тот стол, который он привык видеть в своей комнате. Уже потом, замечая сходство других предметов того же рода с предметами, которые он знает, дитя дает им общее имя и нередко ошибается; так, называет папою каждого мужчину, и если первый цветок, с которым оно познакомилось, была роза, то розой — всякий другой цветок».
Лишь с расширением жизненного опыта ребенок осознает обобщающий смысл слова.
Большинство слов нашего языка многозначно, значение слова раскрывается в контексте: Коси, коса, пока роса.— Как у доченьки коса — всему городу краса.
Ребенок усваивает прежде всего одно значение слова — название известного ему предмета (поскольку знания его еще ограничены, многие слова известны ему только в ограниченном конкретном значении); многозначность слова раскрывается для него вместе с расширением кругозора, с расширением знаний об окружающей жизни в ряде случаев за пределами дошкольного возраста.
В словаре ребенка могут быть слова, точного значения которых он еще не знает. На вопрос, сколько ему лет, четырехлетний мальчик отвечает: «Одиннадцать».— «Неужели одиннадцать? Ведь ты еще маленький».— «Нет, мне пятнадцать». Ребенок называет числа (одиннадцать, пятнадцать), не понимая их действительного значения.
Наблюдая зимой за действиями рыболова у проруби, шестилетний мальчик предупреждает своих товарищей: «Тише, тише, а то прорубь испугаете, и рыболов нас прогонит». Оказалось, он думал, что прорубь нечто живое, вроде рыбы.
Хотя даже дети младшего дошкольного возраста имеют значительный по количеству запас слов, они еще не умеют пользоваться им, у них пассивный словарь значительно превышает активный. (Пассивный словарь — слова, которые ребенок понимает в речи других, но в своей речи ими не пользуется. Активный словарь — запас слов, которым ребенок пользуется в общении с окружающими).
Когда двух-,трех- и четырехлетний ребенок впервые приходит в детский сад, у воспитателя может создаться впечатление, что у него очень бедный запас слов, так как ребенок мало разговаривает, на вопросы отвечает кивком головы. Нельзя делать подобные преждевременные выводы о запасе слов у детей. В новой обстановке некоторые дети становятся скованными, но при внимательном ласковом подходе воспитателя эта скованность проходит, и оказывается, что ребенок может отвечать на вопросы, правильно используя названия предметов, действий, качеств. Когда же малыш не знает, как назвать предмет или действие, он пользуется указательным или иллюстрирующим жестом вместо слова. Лева — трех с половиной лет — рассказывает, что он видит на картинке: «А козлик бородой вот так». И он показывает, как козлик трясет бородой. Другой ребенок младшего дошкольного возраста при рассматривании картины «Собака со щенятами» заметил белое пятно у собаки на груди и сказал: «А у собаки вот здесь беленькое»,— и он указал рукой на свою грудь, не зная названия этой части тела.
Пяти-, шестилетний ребенок в случае, когда он не знает точного названия, использует другое слово, обозначающее внешне сходный предмет или сходство по функции. Так, дети называли бутоны шариками, почками; иногда они применяют описательную форму для обозначения предмета: «маленькая лопаточка» вместо скребок, одна девочка назвала клавиши рояля «игралками».
В речи детей часто встречаются их «собственные» слова, которые являются в сущности словообразованиями по аналогии: «львиха» (вместо львица, по аналогии с зайчихой), «качунья» о кошке, которая качала головой (по аналогии с шалуньей), «льдиноход» вместо ледоход.
К словообразованию по аналогии ребенок обращается в том случае, когда он не знает точного названия. В известной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» собрано большое количество детских неологизмов.
Характерная особенность детского мышления — конкретность — находит отражение в языке детей: в их словаре преобладают слова с конкретными значениями (названия частей и органов тела, названия предметов домашнего обихода, продуктов, названия животных и т. д.).
Интересны в этом отношении данные В. П. Вахтерова: у его дочери в возрасте 2 лет 8 месяцев — 4 лет 4 месяцев слова с конкретным значением составляли 94%, а в возрасте 4 лет 4 месяцев — 8 лет —86%.
Слова, употребленные в общем смысле, дети даже шести лет, не говоря уже о трех-, четырехлетних малышах, чаще всего понимают совершенно конкретно, применительно к конкретному, частному случаю. Педагог, представляя детям старшей группы пришедшую в гости в детский сад писательницу, говорит: «К нам пришла писательница В., которая для вас много стихов написала». Один мальчик сразу же выразил свое недоумение: «Как она для нас написала? Разве она нас знает?» Ребенок понял слова педагога буквально и потому удивился, как писательница могла написать стихи именно для них, если она до сих пор не была с ними знакома.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.