Особенности морфологической системы, т. е. особенности словообразования и словоизменения, свойственные русскому языку, ребенок практически усваивает в процессе речевого общения путем подражания и под влиянием родителей и воспитателей.
В первый период овладения речью, приблизительно до 1 года 10 месяцев, ребенок не изменяет слова, а пользуется им в том же виде, как он получил его от взрослых, присоединяя слова одно к другому: я — гулять, мама — гулять Аля. Этот период длится недолго: ребенок начинает, следуя примеру взрослых, изменять слова и к трем годам практически усваивает основные грамматические категории (число, склонение, спряжение и т. д.), т. е. малыши этого возраста изменяют слова по числам, падежам, временам, лицам, употребляют предлоги, союзы, однако в речи их нередко встречаются ошибки, они неправильно изменяют слова: «гусев» вместо гусей, «ухи» вместо уши. Это объясняется тем, что они еще не усвоили многообразия грамматических форм.
Дело в том, что в русском языке одна и та же грамматическая категория имеет несколько форм выражения. Например, именительный падеж множественного числа образуется по-разному от различных типов существительных: стол — столы, стул — стулья, дерево — деревья, котенок — котята и т. д.
Вот этого-то многообразия форм ребенок еще не знает. Он образует множественное число по аналогии с известными ему словами: кошка — кошки, котенок — «котенки», дятел — «дятелы».
Для глаголов характерны различные варианты чередования звуков в основе при изменении по временам, лицам: рисовать — рисую, искать — ищу, петь — пою, отойти — отошла. Звуковой состав глаголов подвергается значительным изменениям. Ребенок не сразу усваивает правильные формы глаголов, ошибки детей в отношении глаголов сводятся к тому, что они, правильно изменяя окончание слова, не изменяют его основы. Вот типичные ошибки детей: «рисоваю» (от рисовать), «отойдила» (от отойди), «искаю» (от искать).
Чередование звуков встречается и в других частях речи: ухо — уши. И в этих случаях у детей возможны ошибки («ухи»).
В первую очередь ребенок осваивает наиболее типичные грамматические формы, а затем уже всевозможные отклонения и единичные формы. Процесс усвоения морфологической системы русского языка продолжается на протяжении почти всего дошкольного возраста. Но этот период затягивается, если ребенок слышит грамматически неправильную речь или если взрослые в этом отношении не влияют на ребенка.
Первые слова ребенка по своему смыслу чаще всего являются однословным предложением. Слово «мама» может означать: «Мама, возьми меня»; «Мама, погляди на меня» и т. д. Слово «дай» — дай кашки, дай погремушку, «гулять» — возьми меня гулять.
К концу второго года появляются двухсловные предложения — «мама, гулять». По характеру интонации взрослые догадываются о смысле сказанных слов, т. е. просит ли ребенок, жалуется, радуется, сообщает и т. п.
В три года в речи ребенка появляются уже многословные предложения — как простые, так и сложные, даже сложноподчиненные. Но строй предложения еще довольно неопределенный, нечеткий, иногда трудно даже расчленить речь ребенка на законченные предложения.
Простое, понятное, близкое содержание ребенок излагает более стройно, более связно, а более сложное содержание или новое ребенок излагает менее связно.
Приведем примеры: четырехлетняя девочка рассказывает о том, что она видела в цирке.
Воспитательница. Женя, где ты была с мамой в воскресенье?
Женя. В Москве... лошадок видела.
Воспитательница. Где?
Женя. В цирке... (пауза) концерт... Как медведь плясал с дяденькой. А потом звери выскочили.
Воспитательница. Какие звери?
Женя. Какие? Еще медведи белые выбегали... Там много всяких медведей... Один медведь все качался... А медведи в разных платочках... как они плясали... качели привязали для дяденьки в серединке... Они его качают-качают. Долго ли упасть-то? Потом ничего не видела...
Воспитательница. Так ничего и не видела?
Женя. Там дяденька на лестнице лазил... Какую-то кровать (видимо, гимнастический снаряд) там принесли... для... (пауза) дяденьки... Он не лег, а прямо через голову ногами... Завязали ему голову... Он лег кверху ногами... Я переживаю там... и все дяденьки полезли...
Цирковое представление, конечно, сложно для восприятия четырехлетнего ребенка. Девочка плохо поняла, что видела, и плохо запомнила, у нее нет нужных слов для передачи специфического содержания, и вся ее речь, особенно рассказ о гимнастах, представляет бессвязное изложение; слушателям трудно представить себе, что же видел ребенок в цирке, какой аттракцион.
Но вот четырехлетний ребенок рассказывает о том, как он жил у бабушки в деревне. Речь ребенка более стройная и выразительная, так как он рассказывает о том, что ему хорошо известно, близко:
— У бабушки есть много-много курочек. Курочки несли яички. Мне бабушка варила яички. Я их люблю.
Воспитательница. А курочек любишь?
— Люблю, они хорошенькие. Я их кормила. Воспитательница. Что еще есть у бабушки?
— Ничего больше нет. (Немного подумав.) Я вспомнила. У бабушки есть еще киска маленькая. Она пила молоко. Я с ней играла. Вот рассказ ребенка старшей группы о новогоднем празднике в детском саду (ребенок недавно поступил в детский сад).
Мы пришли в зал. Стали песню петь «Не шуми ты, елка». Потом стали елку рассматривать. А потом опять песни петь... Разные звездочки, хлопушки... под елкой зайчик и мишка, игрушки. Домик там стоял в «угле». (Дети его поправляют: в углу.) Потом мы стали танцевать «конькобежцы» (танец конькобежцев). После конькобежцев кто? (Дети: снежинки). Льдинки танцевали. Потом начали «средние» — зайчики танцевать. Хорошо, и они пригласили медведя танцевать — Борю. Потом начали хлопушки танцевать. Они вместе танцевали: хлопушки и зайчики. А потом танцевали малыши «карантинные», они общую пляску танцевали. Ну, потом Боря-медведь присоединился к малышам. Который малыш присоединился, заплакал и убежал, испугался. Ведь он в маске был. Потом стали подарки раздавать... Дед Мороз... А когда появился Дед Мороз?
Воспитательница. Он постучал палочкой по полу. Потом в группу пошли — праздник кончился.
Речь старшего дошкольника более четко членится на предложения; простые предложения построены правильно, придаточные предложения — неправильно; в рассказе много местоимений вместо существительных; это затрудняет понимание; последовательность передается одним и тем же словом «потом», которое повторяется многократно. Эти недостатки изложения могут быть устранены, если детей обучать рассказыванию. Общие закономерности усвоения родного языка детьми своеобразно преломляются в каждом отдельном случае. При благоприятных условиях, главным из которых следует назвать планомерное воспитательное воздействие, все стороны речи детей формируются быстрее.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.