Нормальная артикуляция. Твердый звук л является также трудным, и поэтому дети не всегда овладевают им.
Для правильного произношения звука л необходимо соблюдать следующие правила:
1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от следующего гласного.
2. Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или деснам. Корень языка чуть приподнят, а середина языка принимает ложкообразную форму. Боковые края, оба или один, несколько отстают от боковых зубов и десен, образуя одну или две боковые щели, через которые проходит выдыхаемый воздух.
3. Мягкое нёбо приподнято, голосовые связки вибрируют,— получается твердый звук л.
Если при несколько опущенной задней части языка средняя часть спинки приподнята к твердому нёбу и общая площадь касания языка с нёбом больше, то образуется мягкий звук (ль).
Недостатки произношения и методика фронтальных занятий
1. Совсем не произносится (апа вместо лапа).
2. Произносится вытягиванием обеих губ, получается подобие краткого у или в (уапа, вапа).
3. Произносится недостаточно твердо, смягченно, но тверже ль; задняя часть языка несколько ниже нормы, а средняя — выше.
4. Произносится при высунутом между зубами кончике языка.
5. Заменяется другими звуками: ль, р, в, н, ы, й, д (ляпа, рапа, вапа, напа, ыапа, йапа, дапа).
6. Если мягкое нёбо опущено, а задняя часть спинки языка или его корень приподняты, то воздух проходит в нос — л звучит гнусаво, часто вроде сочетания нг.
Обучение правильному л начинается с различения по слуху звука л от сходных с ним по звучанию р, ль, у, в, и, например: лапа — вата, уши — лужи, вой — вол, бой — боль, ужи — лужи, байка — балка, мел — мель, лук — люк, луг — юг, лак — як и т. п., и использования сопоставлений л и р. В рассказе-импровизации воспитателя на тему «Приключение в лодке» дети отмечают услышанное л в словах: волна, лодка, весло, плот, плотина, плакал, плыла. После усвоения детьми звука л по слуху проводятся следующие игры:
1. «Песенка иголочки». Воспитатель показывает, как язык поднимать к нёбу. Дети вслед за воспитателем поют а, поднимая и опуская во рту язык «иголочкой»: Ла-ла-ла-ла, у нас кошечка была, с белыми лапками, голубыми глазками.
Это же произносится с притопыванием, с хлопаньем в ладоши.
2. «Мальчики-пальчики». Дети смотрят на свой большой пальчик и, поочередно сближая с ним остальные, произносят:
— Мальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Дети младшей группы, если они не различают пальцы, пригибают их другой рукой.
3. «Лошадка». «Кучера» подходят к стоящим в один ряд «лошадкам», ласкают их, поглаживая с головы до ног, и приговаривают: Ну и лошадка —
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыт.
Овса поела
И снова — за дело.
Дети запрягают «лошадок» и со звуками но! тпрр! уезжают. «Лошадки» бегут с цоканьем. Затем роли меняются.
4. Если л в этих играх не получается, проводится игра «Гудок поезда». Подражая воспитателю и изображая поезд, дети гудят у с высунутым «иголочкой» между губами языком. После усвоения детьми этого приема воспитатель говорит: «Мы рады гудку — скоро поедем на поезде, мы улыбаемся». Дети обнажают зубы, удерживая между ними язык, и продолжают гудеть— звучит л. Некоторым приходится удерживать пальцами растянутые губы. «А теперь на радостях споем так (с высунутым языком) свою песенку: ла-лал-ла...»
Когда звук достигает определенной точности, эту же песенку дети поют, спрятав язык за верхние зубы, после чего возвращаются к играм 1, 2 и 3.
Мягкий звук ль редко отсутствует или искажается и легко усваивается после овладения твердым л путем произнесения имен: Леля, Леня, Лиза, Люся, Олег.
Для закрепления правильного л в речи применяются следующие игры:
1. «Пила». Дети парами, взявшись руками крест-накрест, пилят «бревна» (нижнюю пару рук) и декламируют:
Заработала пила,
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок,
Наскочила на сучок,
Треснула и стала —
Начинай сначала!
2. «Наша пила» (плясовая песенка на мотив «Как у наших, у ворот»). Дети, как в предыдущей игре, пилят «дрова» и поют.
Как у нас была, была
Острая пила, пила!
(Припев с хлопаньем в ладоши.)
Ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Острая пила, пила.
Припев.
Как пилила та пила
Саду нашему дрова.
Припев.
Наскочила раз пила
На сухой сучок, сучок.
Припев.
Поломала тут пила
Острый свой зубок, зубок.
Припев.
Не пилит уже пила
Саду нашему дрова.
Припев.
Ах, как жалко, нет пилы —
Ведь дрова нам так нужны!
Припев.
Мастер, почини пилу,
Что валяется в углу.
Припев.
Вашу, деточки, пилу
Я сейчас же починю.
Припев.
И по-прежнему пила
Будет вам пилить дрова.
Припев.
Под последний припев все, взявшись за руки, пляшут круг «мастера» с напильником и поют: ла-ла-ла-ла-ла-ла.
3. «Сорока-белобока» (считалочка).
Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала...
(повторяется по числу детей с указанием каждого из них, можно и с упоминанием имени каждого, вместо «этому»: Коле дала, Оле дала и т. д.).
Мама добрая была,
Кашу всем раздала!
Ла-ла-ла-ла-ла,
Кашка сладкая была!
(Берутся за руки и кружатся.)
4. Лото.
Заучиваются соответствующие загадки, стишки, потешки, например:
1. Белое одеяло
Землю покрывало.
Солнце припекло —
Одеяло потекло.
(Снег.)
2. Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Мышка ела сыр да сало.
А все мышке было мало.
Мышка в крынку забралась
И там сливок напилась.
Мышку в крынке изловили,
Взяли палку и побили.
3. Уточка-качалочка яиц нанесла,
Уточка-качалочка детей выводила,
Уточка-качалочка рыбы наловила,
Уточка-качалочка детей накормила,
А селезень-молодец по делу плыл,
По делу плыл — детей сторожил.
Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях
Если кончик языка плохо поднимается к нёбу, (л или совсем не получается, или получается губное л), то предварительно упражняют его в загибании к носу и вниз; при этом язык должен быть узким. Это достигается следующими упражнениями и играми.
1. «Ходики». Дети под команду воспитателя «тик-так», подражая ему, поворачивают высунутый изо рта суженный язык («иголочкой») вправо — влево (лучше перед зеркалом). Хорошо показать хотя бы игрушечные «ходики».
2. «Иголочка». Кто может уколоть иголочкой (воспитатель следит, чтобы язык был узкий) верхнюю губку? верхние зубы? за верхними зубами?
3. «Болтушка», как для р, но язык узкий между губами, и получается: бл-бл-бл; затем: бла-бла...; далее, удерживая в том же положении язык: ла-ла...; наконец, язык оттягивается за зубы: ла-ла...
Чтобы устранить обычное при губном л упорное движение губ, нужно произносить звук при сильно оскаленных зубах, вначале принуждая удерживать губы в неподвижности («улыбаться») пальцами.
Если л смягчается, ребенок, подражая воспитателю, просовывает широкий кончик языка между зубами и, слегка прикусив его, произносит л, упражняясь так на слогах и на словах. Когда подобное произношение твердо усвоено, язык постепенно ставится в нормальное для л положение, и ребенок упражняется в произнесении правильного л. Этим приемом пользуются в том случае, если одно подражание не приводит к успеху. Он применяется и в первом случае при безуспешности уже указанного ранее способа.
Когда же л межзубное, дети произносят его при сжатых зубах или пользуются приемом, рекомендуемым для первого случая.
В случаях, когда боковые края языка плотно прижаты к зубам, вследствие чего получается д вместо л (дапа, доб), поперек языка, подальше от его кончика перекидывают тесемочку. Слегка натянув ее за концы вниз и назад для образования боковых щелей, оттягивают среднюю часть языка от боковых зубов и от нёба и произносят л.
При других искажениях узкий кончик языка надо прижать к верхней губе и издавать получающиеся при этом похожие на л протяжные звуки, далее надо шпателем осторожно отодвигать кончик языка к верхней десне (ребенок все время произносит звук). Применима и «болтушка».
Если указанные способы не приведут к успеху, то ребенку предлагают тянуть нараспев а и одновременно, не прерывая голоса, многократно и ритмично поднимать и опускать к верхней и нижней десне узкий кончик языка. В момент прикосновения к деснам слышится звук л (а-ла-ла-ла-ла-ла), который закрепляется воспитателем, «подпевающим» ученику этот звук.
При гнусавом л перед зеркалом учат удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху и при этом выдыхать через рот. Предварительно полезно поупражнять дитя в позевывании, поднимании и опускании задней части языка перед зеркалом; затем учить правильному произношению, пользуясь указанными приемами. Хорошо вначале зажимать нос пальцами.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.