Нормальная артикуляция. При звуке к губы и зубы расположены в зависимости от последующих гласных. Спинка языка выгнута крутым горбом в зависимости от последующего гласного, плотно прижимается или к задней, или к средней части нёба. В связи с этим опущенный кончик языка то касается зубов (ки), то удаляется от них (ку). Выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом. С той же артикуляцией, если голосовые связки напряжены, при выдохе получается звук г.
Артикуляция звука х отличается от артикуляции к тем, что между выгорбленным языком и нёбом остается щель.
При звуке й кончик языка касается нижних зубов, а спинка более напряжена и поднята еще выше и ближе к передней части твердого нёба, чем при х. Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято. Обычно произносится только с гласным звуком.
Недостатки произношения и фронтальные методы устранения их
1. К и г полностью отсутствуют (от — кот, алка — галка); иногда при опущенном языке вместо к и г слышится лишь едва уловимое щелканье голосовых связок.
2. Заменяются к звуком т, г — д, х — т (таша — каша, долова — голова, тудо — худо).
3. Й совсем не произносится или заменяется звуком ль (в последнем случае язык не прижат к боковым зубам): абако — яблоко, ама — яма, сталька — стайка, сараль — сарай, такаля — такая.
Для устранения этих недостатков известным уже методом по слуху вычленяются из слов и связной речи к, г и различают их от смешиваемых с ними звуков. Примерный речевой материал: Коля — Толя (различают детей), кот — тот (указывает пальчиком), молоко — молоток, у Тони кони, Таня — Даня, рот — рог, угар — удар, губы — дубы, гори — дари, махать — макать,
муха — мука, корь — хорь, сух — сук, холст — толст, мой — моль, дай — даль, боль — бой, ялик — Алик, ярко — арка, дойка — долька, гайка — галька. При обучении правильному произношению к и г проводят игры.
1. «Кукушка». Дети подражают пению кукушки (ку-ку).
2. «Кукушка деток собирает». Воспитательница читает стишки: Ку-ку! Ку-ку! То кукушка поет, своих деток зовет. Растеряла детей, жалко бедненьких ей. Ку-ку! Ку-ку! Дети имитируют крик кукушки.
Другой вариант. Дети по очереди играют роль кукушки. Она, созывая детей, кукует, а спрятавшиеся дети поодиночке «прилетают» к ней и тоже кукуют, затем радостно кукуют все вместе и снова разлетаются во все стороны, прячутся.
3. «Петушок с семьей». (К. Ушинский.) В известных местах дети произносят: ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, куд-куда!
4. «Квакушка» (инсценировка).
Тук-тук-тук (стучат в домик лягушки).— Кто тут? — Ква-ква-ква.— Ты, квакушечка, пришла? — Ква-ква-ква это я. Дайте комара! Лягушка хочет комара (дают ей комара).
5. «Дождик» (инсценировка).
Капля раз, капля два,
Медленно сперва —
Кап, кап, кап, кап (под медленные хлопки).
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять —
Кап, кап, кап, кап (хлопки учащаются).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (поднимают руки над головой, имитируя зонтик).
6. Произнесение соответствующих стишков: «Петушок, петушок, золотой гребешок», «Сорока-белобока».
7. «Гуси», а) Дети играют в гусей, подражая их крику: гага-га или го-го-го, б) Дети перекликаются с гусями:
— Гуси! гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Га-га-га!
8. «Лиса, пастух и гуси». Пастух. Гуси, гуси, вы откуда?
Гуси (взмахивая руками-«крыльями»). Га-га-га, га-га-га, все мы с юга, все мы с юга.
— Гуси, гуси, вы куда?
— Га-га-га, га-га-га. Мы летим на луга.
Пастух (приглашает жестом). К нам сюда, на луга, на зеленые луга.
Гуси (летят). Га-га-га, га-га-га!
Лиса. Ага, так вот вы куда? Здесь хозяйка я!
Лиса ловит гусей, пастух защищает их. Пойманные становятся помощниками лисы.
9. Произносят стишки, потешки.
Например: Аи, гугу-гугу-гугу,
Не кружися на лугу!
На лугу-то лужица.
Головушка закружится —
Галя в лужу упадет.
Обучение правильному произношению звука й
При обучении правильному произношению звука й проводятся игры.
Игра «Отгадай». Когда дети кричат: Аи, ой, эй! Воспитатель имитирует испуг, боль, призыв.
Игра в слова: зак-рой, уга-дай, иг-райте, стреляй, кла-няйтесь, умы-вайся, ути-райся. Дети украсили (-лку). Яша выкопал (-му), дети повесили на (-лку -блоки).
Читают стишки, где много йотованных гласных звуков или й.
Например: 1. Ежик жил у нас в углу,
Ел и спал он на полу.
2. Курочка снесла яичко,
Яичко не простое — золотое.
3. Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда несешься вскачь?
4. «Зайка». Зайка, зайка! Что с тобой
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Дети подают сидящему в круге «зайке» морковку, он под хлопанье пляшет.
5. Гора крутая, крутая, вся снеговая.
Эй, эй, санки живей!
Сели гурьбой, мчатся стрелой.
Ай, ай, нам не мешай!
С горки скатились, с саней свалились.
Ух, ух, в снежный пух!
Обучение правильному произношению звука х
1. Игра «Отгадай». Дети произносят: ха, ха, ха! ах, ах, ах! ох, ох, ох!, воспитатель соответственно имитирует смех, стоны (отгадывает).
2. Игра в слова: хозяй-ка, хо-рек, ха-ла, му-ха, су-харь, пас-тух, пе-тух.
3. Стишки, потешки.
а) Хрюшка ходит по селу: хрю-хрю-хрю да хрю-хрю-хрю.
б) Ха-ха-ха да ха-ха-ха, вся потеха в том моя.
в) Мягкий снег, как пух,
Как рой белых мух,
Хлопьями валит,
Под ногой хрустит;
Хруст-хруст-хруст-хруст-хруст,
Сам — как белый куст.
г) Хохлушечка-хлопотунья
Хохолком потряхивает,
На цыпляток покудахтывает:
Квох-куда! квох-куда! квох-квох!
Не ходите вы в горох.
А петух вкруг важно ходит,
Всех цыпляток в поле водит,
Крыльями похлопывает,
Хлоп-хлоп, кукареку!
Всех на горку приведу.
д) «Воробушек» (хороводная), см. книгу В. И. Городиловой и Е. И. Радиной «Воспитание правильной речи», 1956, стр. 66.
Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях
Для получения правильных к и г, широко открыв рот, уперев кончик языка в нижние зубы, выгибают язык горбом, сильно прижимая спинку к разным точкам твердого нёба (ближе к резцам или дальше от них), и вслед за воспитателем произносят со взрывом твердые и мягкие звуки — к, а затем г.
Если почему-либо спинка языка не поднимается до касания с нёбом, то ребенку предлагают дышать носом при широко открытом рте. В таком случае язык поднимается вверх. Иногда удается получить к, подпирая язык к нёбу большим пальцем снаружи через дно ротовой полости.
Можно пользоваться и таким приемом. Воспитатель предлагает ребенку настойчиво повторять слог та, а сам мизинцем или шпателем прижимает кончик языка книзу; вместо та сначала получится тя, затем язык подталкивается назад — из тя получается кя; при еще большем продвижении назад вместо кя услышится ка. Тогда внимание ребенка обращается на эту установку языка и на полученный звук, далее ему предлагают делать это с помощью собственного пальца, а затем и без него. Таким же путем можно добиться произношения г, но предварительно произносится слог да. Последовательно получится дя, гя, га; х образуется из са (ся, хя, ха). X можно получить, выгнув язык не до самого нёба и выдыхая через образовавшуюся щель.
Чтобы усвоить звук й, дошкольник делает правильную артикуляцию и, подражая воспитателю, произносит: йа, йе, йо, йу (я, е, ё, ю). Затем произносятся слова с начальным й (йама — яма) и т. п.; далее: аи, ой... край, стайка. Можно начинать с произношения иа, затем аиа, на одном выдохе, слитно, при этом и произносится более протяжно, а конечное а возможно быстрее. Получается айа. Тогда произносится только йа, т. е. я, или ай. Так сочетают й и с остальными гласными.
В случае замены й звуком ль, во время произнесения длительного зззз нажимают шпателем на переднюю четверть языка — получается й, затем — йа, йо, аи, ой... айа, айо... (й произносится протяжно). После получения отдельных правильных звуков их включают обычными методами в речь.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.