Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

Устранение недостатков произношения звука р


М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

По артикуляции звук р является самым трудным для дитяти. Поэтому он появляется значительно позже других звуков (нередко к 6—7 годам или позже) и часто произносится неправильно не только детьми, но и взрослыми.

Нормальная артикуляция

1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного.
2. Широкий напряженный язык боковыми краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а эластично утонченный кончик его касается верхних альвеол.
3. Мягкое нёбо поднято.
4. Голосовые связки вибрируют.
5. Под воздействием сильной струи воздуха на упругий кончик языка последний то отскакивает от альвеол, то снова касается подобно молоточку электрического звонка,— образуется звонкий рокочущий твердый звук р. При мягком р средняя часть спинки языка слегка приподнята, а кончик языка касается верхних десен, отчасти и зубов.
В начале слова, перед согласными звуками и после них звук р произносится с 1—2 ударами (роза, рвать, карта, крот), между гласными — с 1 ударом (Вера, ворота), в конце слова — более раскатисто, до 3—4 ударов (шар, СССР, бобр, кедр). Излишняя раскатистость портит звук.

Недостатки произношения и методика фронтальных занятий

Совершенно не произносится (ама, от вместо рама, рот).
2. Картавый звук р. Он очень разнообразен и получается вследствие дрожания или мягкого нёба с маленьким язычком или одного язычка. Иногда он образуется сближением задней части языка с нёбом — образуется щелевой звук типа звонкого х (украинское г). Картавый звук р по звучанию иногда, особенно при дрожании одного язычка, почти не отличается от нормального (грассирующий р).
3. Р произносится губами вроде в (вама, вот вместо рама, рот), иногда даже с дрожанием губ, вроде кучерского окрика для остановки лошадей (тар...).
4. Р заменяется другими звуками: в, у, ы, й, л (чаще всего), ль, рьль (вама, уама, ыама, яма, лама, ляма, рьляма).
5. Р произносится недостаточно раскатисто.
Устранение недостатков произношения р начинается с развития фонематического слуха. Детей приучают по слуху различать звук р от звуков, с которыми он смешивается — ль, л, й, рьль. Для повышения интереса звуки можно символизировать: р — рокот мотора, л — баюкание (л-л-л).
Услышав р, ребенок руками заводит мотор (имитирует), при л имитирует руками укачивание младенца.
В таком же роде проводится игра на различение слогов: ра — ла, ре — ле; слов жарко — жалко, вол — вор, курочки — кулачки, лыжи — рыжий (кот), лак — рак, ложки — рожки, рама — лапа, жарь — жаль, шар — шаль, рама — яма, бойцы — борцы, бой — бор, марка — майка.
При выделении р из фраз и связной речи дети поднимают руку при слове, в котором имеется р (Белое одеяло всю землю покрывало. Сорока-белобока кашу варила). Затем звук р вырабатывается и закрепляется в играх (в младшем возрасте можно сразу начинать с них).
Для приучения детей быстро и упруго поднимать и прижимать кончик языка к передней части твердого нёба и также быстро отрывать от него проводятся следующие игры.
1. «Лошадки». «Кучера» с вожжами подходят к «лошадкам», а те, взявшись за руки, говорят: Тра-ра-ра, тра-ра-ра, ушли кони со двора, и разбегаются, цокая языком. «Кучера» ловят их с криками тпр или трр (последнее лучше), запрягают и с цоканьем ездят, затем привязывают к столбам (стульям), хором приговаривая: А ребята их поймали и покрепче привязали. В играх дети меняются ролями.
Не овладевшим звуком р в игре воспитатель показывает артикуляцию и дрожание кончика языка. Надо следить, чтобы дети в дидактических играх по возможности не пользовались картавым р. Если р, хотя бы и с неясным рокотом, в игре получится, то можно переходить к тренировке звука в коротеньких словах и звукоподражании. Для этого проводится например, следующая игра.
2. Игра «Вороны». Часть детей, хотя бы в некоторой степени владеющая звуком р, становится в кружок и говорит:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Остальные дети («вороны») прыгают в кружке около стульев и каркают: карр-карр! карр-карр!
Первые.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались.
Вторые.
Карр-карр! Карр-карр!
Первые.
Вот собаки прибегают,
И вороны улетают.
Вбегают в круг несколько спрятавшихся до этого «собак» и с лаем гонятся за «воронами», которые с карканьем разбегаются.
В младшей группе на первых порах стишки произносятся только воспитателем, а одни из детей каркают, другие изображают собак. Постепенно все дети заучивают стишок и в игре произносят его полностью.
3. «Медведь». Дети собирают в лесу ягоды, приговаривая:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит
И на нас рычит:
рррр...
Из укрытия на детей набрасывается «медведь» с рычанием ррр... Дети убегают.
Если дети не овладевают в этих играх рокотом, то надо поиграть в «Аэроплан», «Стрекозу» и «Карандашик», чтобы добиться дрожания кончика языка, т. е. рокочущего р. Если же овладели сразу, переходят к игре 4.
а) «Аэроплан». Первый этап — дети «запускают» мотор аэроплана, т. е. произносят на одном выдохе отрывисто, твердо и отчетливо, сначала медленно, потом постепенно ускоряя: т-т-т...; т-т-т-т...; т-т-т-т... (широкий кончик языка касается альвеол, но нельзя ть-ть...).
Второй этап — «аэроплан полетел». На сильном без перерыва выдохе, с толчком на трр, произносится: т-т-т — трр... У кого не получается рррр, тот «приземляется» («механик»-воспитатель — помогает летчику «сняться с земли»).
б) «Стрекоза». Дети, размахивая руками, как крыльями, «летят» и одновременно произносят кончиком языка шепотный или громкий рокот трррр. У кого не получается рокота, тот «летать не может», выбывает из строя, чтобы поучиться летать отдельно.
в) «Карандашик». Воспитатель, показав, что у него кончик языка поднят к нёбу, дует на лежащий на столе карандаш, издавая шепотный рокот. При этом получается ррр... (прием логопеда А. Н. Ассмус). Дети по очереди подражают воспитателю. Сначала так катают круглый карандаш, а затем, по мере успеха,— граненый (рот детей должен находиться на одном уровне с карандашом).
Для повышения интереса на столе делают отметки, чтобы определить, кто дальше сдвинет карандаш. Овладев шепотным р, дети по подражанию воспитателю, издают вместо шепотного звонкий рокот ррр. Используя этот звук, поют вместе с воспитателем мелодию какой-либо хорошо знакомой, простенькой песенки. Затем возвращаются к играм 1—3 и т. д.
4. «Злая собака». Часть группы («собаки») сторожит в поле «лошадей» (другую часть группы). «Лошади», видя подкрадывающегося к ним «волка», беспокойно перебирают ногами и фыркают (губами), а «собаки» начинают рычать на «волка» ррр (кончиком языка). «Волк» убегает, в лес. Неожиданно появляется «охотник» и выстрелом убивает его. Охотником назначается ребенок, хорошо владевший звуком р. При повторении игры роли меняются.
5. «Наша прогулка». Воспитатель рассказывает о прогулке детей в лес, употребляя слова со звуком р. Затем говорит: «Я повторю рассказ еще подробнее, а вы мне помогайте, говорите за всех животных и птиц, где надо, как они кричат: ррр, тпрр, фрр, брр. Сначала вспомним, как фыркает лошадка (фрр), рычит собака (рррр).
Примерный рассказ (в скобках слова, которые должны произносить дети).
«Как-то летом дядя Рома стал запрягать лошадку Рыжика в тележку, чтобы отвезти нас в лес собирать грибы. А лошадка не стоит на месте, ногами топает и фыркает: «Не хочу везти вас! (фрр)». Дядя Рома крикнул на нее: «Стой!» (тпрр — кучерское р) и стегнул кнутом. Уселись мы и поехали.
Провожали нас: кот Васька (мур-мур), утята (кря-кря), поросята (хрю-хрю), петушок (кукареку).
Вдруг из-под ворот большущая собака как зарычит на нас: «Не подходите близко! (ррр)». А мы, на телеге, не испугались и говорим ей: «А мы тебя, злюка, не боимся! (ррр)».
Дорога была неровная, и телега на ней все подпрыгивала и дребезжала: «Неудобно мне (дыр-дыр-дыр)». Растрясло нас, мы вылезли из телеги и пошли пешком. Только вошли в лес, а птички запели нам: «Здравствуйте! (чик-чирик). Вдруг одна испугалась: «Ох, страшно!»— и взлетела на березку (фрр).
Увидели нас большие черные вороны, стали кружиться над нами, сердито каркать: «Зачем пожаловали? (кра-кра-кра!)». К ним подлетели серые вороны и успокоили их: «Мы знаем детей, они добрые (карр-карр-карр)».
Замолчали черные вороны. Насобирали мы много грибов, выкупались в речке. Стало нам холодно (брр). Поиграли на полянке в пятнашки, согрелись и поехали обратно домой».
6. «Голоса животных». Дети играют аналогично игре «Гуси-гуси! Га-га-га...» Гусей заменяют другие «действующие лица»: утки (кря-кря), журавли (курлы-курлы), ежик (фр-фр), котик (мур-мур), хрюшка (хрю-хрю), петушок (кукареку), жучка (ррр), воробей (чик-чирик).
Например:
— Хрюшка, хрюшка!
- Хрю-хрю-хрю!
— Есть ты хочешь?
— Хрю-хрю-хрю!
7. «Оркестр». Эта игра полезна для выработки четких, тонких вибраций и звонкого, приятного для слуха рокота.
Оркестр состоит из трубачей (ру-ру-ру), скрипачей (ри-ри-ри), барабанщиков (ра-ра-ра).
После разучивания каждой партией с этим звуком мелодии уже известной детям песенки оркестр исполняет ее в полном составе.
Воспитатель дирижирует то обеими руками — весь оркестр играет, то одной — играют те «инструменты», на которые дирижер указывает. Затем дирижируют дети.
По овладении звуком р в слогах проводятся игры в слова, включение звука в отдельные предложения (прибаутки, стишки).
8. «Кто лучше скажет?» Например: Та-ра-ра, та-ра-ра, ушли кони со двора. Та-ра-ра, та-ра-ра, у крыльца растет трава. Светит, сверкает всех согревает. (Солнце). Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.) Затем проводятся игры с более сложным текстом, иногда с музыкальным сопровождением.
9. «Бараны». Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют «ворота». Остальные («бараны») подходят к «воротам», стучат в них (топают ногами).
Бараны. Тра-тра-тра тра-тра-тра, открывайте ворота!
Ворота. Рано, рано вы, бараны, застучали в ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, пропустите в ворота.
Ворота. Вам куда, вам куда? Не откроем ворота.
Бараны. На луга, где трава, а на травушке роса.
Ворота. Еще рано вам туда, не откроем ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра! До свиданья, ворота.
Мы придем, как высохнет трава.
10. «Парад». Дети маршируют и декламируют стихи (хорошо под сопровождение негромкой музыки): «Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд» и т. д.
11. «Барашек». На стуле с закрытыми глазами сидит один из играющих. Остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки. Кто по голосу будет узнан, тот заменяет «барашка». Стихи:
Барашек, барашек,
Покажи рога,
Крошку дам я сахару,
Кусочек пирога!
Кто я?

Приемы индивидуальных занятий в более трудных случаях

Если дрожания языка в описанных играх не получается, то в старшей и средней группах индивидуально применяются следующие упражнения.
1. «Лопатка». Дитя, высунув широкий язык («лопаткой») между губами, говорит «мама» или «баба», после чего, не убирая в рот языка, сильно оскаливает зубы — улыбается. Так повторяется пять-шесть раз. Цель упражнения: научиться удерживать язык тонким и широким.
2. «Слизывание меда». Дитя слизывает воображаемый мед с верхней губы, т. е. загибает язык на верхнюю губу и с силой, так что слышится щелкание, всасывает язык в рот. Цель упражнения: научить дитя загибать широкий язык кверху. Если у ребенка не получается, то следует «почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы, двигая им под губами вправо — влево или делая между ними вращательное движение.
Все движения языком производятся под команду: «раз-два» или «вверх — вниз». Развитие дыхания и мышц языка проводится в один и тот же этап работы.
Следующие занятия состоят из игр:
1. «Индюки». Во время произнесения звука а язык лопаткой быстро высовывается из широко открытого рта и втягивается обратно, попеременно ударяясь о верхнюю и нижнюю губы. Получаются рокочущие звуки вроде блблбл. То же можно проделать (вторая стадия игры) и во рту, причем язык ударяется о зубы. Эту игру можно назвать еще «болтушкой».
2. «Лошадка». На этот раз фыркание «лошадки» производится губами с высунутым между ними языком (стало жарко!). И здесь вначале часто приходится помогать движению губ и языка, шевеля их пальцем.
3. «Кучер». «Кучер» удерживает игрушечную лошадь, производя соответствующий звук губами (кучерское тпр). Этот же звук издается губами вместе с выдвинутым между ними широким языком.
Также язык дрожит при сильном задувании на широкий кончик языка, плотно прижатый к верхней десне,— получится тррр.
В старшем возрасте, если в упомянутых играх р не получается, можно с успехом использовать следующую игру.
Игра «Балалайка». Предложив ребенку тянуть звук ж, воспитатель в это время мизинцем (не забывать вымыть!) или набитой ватой соской быстро двигает под кончиком языка, «сбивая» его вправо — влево: образуется грубый рокот. Вместо ж можно быстро произносить дддд... После показа ребенок сам «сбивает» пальцем свой язык. Полученный рокот уже без помощи пальца доводится до нужной чистоты.
Такое движение иногда можно получить очень быстро, сдувая бумажку, положенную на прижатый позади верхних десен кончик языка. Надо лишь сильно дунуть на бумажку.
Когда достигнута вибрация кончика языка, то произносят р сначала шепотом, потом с я, е, и, далее громко: ря, ре, ри, ра, ро, ру и т. д., затем применяют игры.
Может быть картавость и из-за короткой уздечки языка (кончик его мало или совсем не поднимается кверху). При безуспешности гимнастики языка обращаются к врачу и после операции возвращаются к указанным приемам. Но так как часто уздечка легко растягивается упражнением (вытягивание к носу, сильное высовывание изо рта, щелканье), то не следует торопиться с подрезанием уздечки: случаются, хотя и очень редко, неудачи и шоки.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +