Многие дети с трудом и довольно поздно (к 4—5 годам) овладевают правильным произношением шипящих звуков. Даже в старших группах детских садов немало детей, не умеющих правильно произносить их.
Артикуляция звуков ш и ж
Губы округлены и несколько выпячены вперед. Зубы сближены, как при с и з. Широкий кончик языка приподнят к переднему краю неба альвеолам) и образует с ним щель. Боковые края языка прижаты к коренным зубам и отчасти к нёбу, несколько приподняты. Задняя часть спинки языка поднята и образует с нёбом вторую, более широкую щель. В общем язык принимает форму «чашечки». Мягкое нёбо поднято, голосовая щель раскрыта. Воздух, проходя через обе щели ротовой полости, создает особый шум, усиливаемый затем губным рупором. Так получается звук ш. При дрожании голосовых связок (голосовая щель закрыта) слышится звук ж. Звуки ш и ж произносятся только твердо.
Артикуляция звуков ч и щ
Губы и зубы расположены, как при ш. Передняя часть спинки языка при ч: в первый момент произнесения звука прижимается к переднему краю твердого нёба, а затем без заметного (не слышен) взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при шь. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки не вибрируют. В некоторой степени артикуляция ч сходна с артикуляцией сочетания звуков ть — шь, произносимого, как один простой звук. Звук ч всегда произносится мягко. Звук щ произносится или как звукосочетание шч, или как долгое мягкое шьшь.
Недостатки в произношении шипящих звуков и устранение их
Эти недостатки в основном бывают такие же, как при произношении свистящих. Например, звук ш может быть межзубным, призубным (туба вместо шуба), нечистым и смягченным (сюба, шюба). Вместо звуков ч и ш дети иногда произносят только их элементы (тай, тяй, шай, шяй вместо чай; чука, шука вместо щука). Часты замены шипящих свистящими: суба, зук, цай, сека (щека).
Для устранения подобных недостатков прежде всего проводятся игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Дети должны различать ш — с, ж — з, ч — ш, ч — ть, ша — жа, шу — жу: шишка — сосиска, жук — зуб, печка — Петька, кошка — кочка, шар — жар, Журка — Шурка и т. д.
Методические приемы те же, что и при различении свистящих звуков на слух.
1. Игра «Кто лучше слышит». Поочередно произносятся звуки ж и з, имитируя жука и комара. Дети угадывают, чье это жужжание.
2. Игра «Кто любит Шурку, кто Журку». Воспитатель рассказывает импровизированную сказку про двух братьев Шурку и Журку, из которых один, страдающий чрезмерным любопытством, всюду совал свой нос, который и вытянулся в клюв, сам он превратился в журавля Журку и сталь жить на болоте. Дети разбиваются на две группы — сторонников Шурки и Журки и хлопают в ладоши, когда услышат имя своего героя.
3. Игра «Скажи, чего не стало» — в произнесенном воспитателем вторично слове пропускается звук, слог (шапка — апка, Мишка — Мика).
После усвоения различий между звуками по слуху переходят к произнесению их.
Так как шипящие звуки произносятся напряженным выдохом, то на первых порах обучения полезно проводить игры, развивающие дыхание (выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха), и другие игры, как-то:
1) «Лес шумит». Дети в кругу раскачиваются и произносят: шшш... Хорошо показать при этом картину леса, еще лучше это проделать во время прогулки в лесу.
2) «Пузырь лопнул». Дети сначала «раздувают» пузырь (раздвигают круг), а затем приседают, сжимаются в комок с шипением: шшш...
3) «Курочки». Дети прогоняют «курочек» (сдувают бумажки) со стола, с ладони со звуком: кш-кш-кш...
4) «Баюкание». Дети укачивают кукол: ш-ш-ш...
5) «Поезд». Изображая движущийся поезд, дети произносят: шшш, а при остановке, разводя руками в стороны, выпускают пар со звуком ссс..
6) «Пчелки». Вокруг ребенка с цветком в руке кружатся «пчелки» и жужжат: ж-ж-ж-ж...
7) «Змейка». Дети по очереди вытягивают из предложенной им колоды карточки. Кто вытянет карточку со змейкой (остальные — без картинок), тот — «змейка» и должен 5—10 раз правильно прошипеть по-змеиному: шшш...
8) «Кто первый угадает (подскажет) слово». Воспитатель загадывает, произнося сначала слоги со звуком ш, а дети заканчивают, затем роли меняются (шу-ба, шап-ка); далее звук ш уже во втором слоге (ка-ша, мы-ши).
9) Речевое лото, домино (слово со звуком ш).
10) Загадки (дети только отгадывают). Теплая, ушастая, с головкой дружится, мороза не боится. (Шапка.) Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. (Кошка.) Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш.) Кто имеет гребешок, а не чешется? (Петушок.)
После овладения звуком ш аналогичным образом усваивается звук ж. Для этого проводят игры на звукоподражание жукам, пчелкам, мухам: «пчелки» жужжат около «цветка» (ребенок держит в руках цветок); «мухи» жужжат в «паутине» (стараются «вырваться» из образованного детьми круга). Инсценировка на тему: «Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет». Один из детей ловит сачком жуков, а те летают и жужжат. На кого упадет сачок, тот падает на спину, двигает руками и ногами — встать не может, «жужжит», пока всех пойманных не соберут (не поднимут), перевернув на живот.
Когда усвоен звук ж, то полезно сопоставлять его с уже твердо усвоенным звуком ш, а затем и с з. Например, проводится игра в телефон (по очереди передаются звуки ш — ж). Используются слова шар — жар, шила — жила. Мама платье... (шила). Я у бабушки ... (жила). Миша спросил у Жени: «Есть у ужей уши?» Что ответила Женя? «Ужи имеют уши». Жура и Шура будут летом у бабушки ... (жить). Шура и Жура будут под дубом собирать ... (желуди). Из кожи козы делают ... (сапожки).
После этого проводится игра на придумывание слов с этими же звуками. Затем дети заучивают в играх коротенькие скороговорки со звуками ш и ж. (Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Жутко жуку жить на суку.)
Далее заучиваются загадки, которые уже раньше отгадывали, и новые: Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка. (Луна.) Сидит на крыше всех выше, дымом дышит. (Труба.)
Обучение заканчивается играми, в которых дети пользуются связной речью, заучиванием стишков и песенок, в тексте которых часто встречаются изучаемые звуки.
Хорошо усваиваются эти звуки в игре «Базар».
Примерные игры для закрепления изученных звуков.
1. «Тишина». Дети на цыпочках ходят вокруг Маши, которая пишет, и тихо говорят: «Тише, тише, Маша пишет, пишет Маша дли-н-ное письмо».
2. «Кошка на крыше». Ребенок в роли кошки сидит (спит) на скамеечке, на стуле или на столе. Взявшись за руки, мышки осторожно ходят вокруг кошки и тихо говорят: «Тише, мыши, кошка спит на нашей крыше!» Потом, обращаясь друг к другу: «Мышка, мышка, берегись, кошке в рот не попадись». «Кошка» просыпается и с криком «мяу» бросается на мышей. Мыши убегают в «норку», т. е. на свои места. Кошка ловит тех, кто плохо произносит звук ш. Пойманный должен произнести пять слов с этим звуком.
3. «Жук». Проводится вводная беседа о жуках. Воспитатель говорит, где живут жуки (по временам года). Затем начинается игра. Стоя на месте, дети одновременно плавно размахивают руками, ритмично переступая ногами, произносят: «Я жук, я жук» (дважды); руки рупором ко рту: «Жужжу, жужжу»; полный поворот с вытянутыми в сторону руками: «Кружу, кружу»; ладони на грудь: «На листке сижу»; руки на бедра, смелая осанка: «И не тужу, и не тужу!» Взмах руками вверх и прыжок: «Я жук!» Воспитатель: «Полетели!»
Ребята делают мелкие летательные движения руками и быстро бегут мелкими шажками в разные стороны: жжж...
Хорошо проводить эту игру под музыку или с маршировкой.
4. «Кто больше выиграет». Подбираются 10—12 игрушек, в названия которых входят звуки ш и ж, и соответствующее число рисунков на карточках и столько же «пустышек» (карточек без рисунков). Дети поочередно вынимают карточки и, громко назвав картинку, берут соответствующую игрушку. Вынув «пустышку», ребенок говорит: «Ничего, пустышка». Игрушку получают при условии правильного произношения ш и ж.
5. Игра «Что это такое?» Дети ощупывают спрятанную в мешок игрушку или вещь, называют и показывают ее (мишка, шапка, шарик, мышка).
6. «Муха в паутине». Ребенок-«муха» бегает в круге детей и жужжит, стараясь вырваться из круга (паутины).
7. «Сбор плодов» (для старшей группы). На большой карте нарисовано 10—20 картинок (вишня, черешня, крыжовник, ежевика, груша, шиповник, желуди, орешки, баклажан). Дети по очереди бросают на стол кубик, на гранях которого имеются «очки» от 1 до 6. Какое число будет на верхней грани кубика, на столько клеток передвигается фишка игрока по карте. Он громко произносит название картинки, на которую ставит свою фишку. Чья фишка придет первой к последней картинке (левый верхний угол карты), изображающей груду разных овощей, тот выиграл. Проигравший по указанию выигравшего называет по три раза 3 картинки из этой игры.
8. «Поездка в Шувалово».
Дети обращаются к кассиру со словами: «Дайте, пожалуйста, билет на поезд № 6 до станции Шувалово». Контролер: «Разрешите, ваш билет».
Для закрепления правильного произношения звуков дети заучивают стишки и загадки, например:
1) Бедный Мишка заболел — Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит: «У меня живот болит!»
2) Я рубашку сшила Мишке,
Сшила новые штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфету положить.
3) Дождь покапал и прошел,
Солнце ярко светит.
Это очень хорошо
И большим и детям.
4) Крошечный мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей.)
5) С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака.)
После усвоения детьми звуков ш, ж подобными же приемами их обучают звукам ч и щ. Начинают с упражнений на различение звуков по слуху (мяч — мать, петь — печь, печка — Петька, лечь — лещ, чёлка — щёлка). Далее следуют:
1. Игры:
а) «Поезд» (ч-ч-ч), а затем: чу-чу-чу;
б) Игра в слова: ча-сы, чай-ник, чу-лок, чаш-ка, ту-ча, пле-чо, мя-ч, клю-чи;
в) «Кот и мыши». Мыши, убегая от кота, говорят: «Я от кошки убегу, жить хочу-хочу-хочу!»
2) Потешки. Чи-чи-чи, чи-чи-чи, испекли калачи во горячей печи. Калачи горячи, очень, очень хороши! Аи, чу-чу-чу, чу-чу, чу-чу! Я на поезде качу! (Можно применить в игре «Поезд».)
3. Стишки.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
«Тише, Танечка, не плачь —
не утонет в речке мяч».
4. Считалочки.
Чок-чок...
Каблучок
Наскочил
На сучок.
Оторвался,
Поломался,
Чок-чок,
Каблучок!
Почини мне,
Старичок,
Вот этот каблучок.
Примерные тексты для произнесения звука щ и дифференциации со звуком ч.
1. «Щенки». Два щенка щека к щеке треплют щетку в уголке. Да у щетки половой палка есть над головой. Палка щелк щенков с плеча, два щенка ушли ворча.
2. Я вам быстро перечислю, Что я каждой щеткой чищу. Этой щеткой чищу платье, Этой щеткой чищу обувь,
А вот этой — не забуду, По утрам я чищу зубы.
При этом показываются называемые щетки или их рисунки.
3. Не кричи и не пищи,
Червяка ты поищи.
А под старым кирпичищем
Мы с тобой вдвоем поищем.
4. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
5. С Бобкой в грязь мы угодили,—
Меня в ванну посадили.
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
6. Серый, зубастый по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк.)
По овладении всей группой шипящих звуков дети упражняются в дифференцировке их в следующих играх и забавах.
«Поезд». Изображая движение поезда, дети под ритм марша двигаются по комнате и произносят звуки: 1) скорого поезда («стрела») — ш; 2) почтового — ч; 3) товарного — ж; 4) смешанного — ш.
При остановке «паровоз» выпускает пар (звук с), а затем все дети тормозят (звук з). Сигналы подает руководитель или кто-либо из детей (свисток — тррр...), «паровоз» (или все) издает гудок: у-у-у.
Первый в ряду («паровоз») издает пыхтящие звуки (ш, щ, ч), а «вагоны» воспроизводят ритм колес: та-та-та, та-та-та или да-да-да, да-да-да.
Воспитатель поет песенку «Поезд мчится», а дети, изображая движение «поезда», ритмично произносят: же-че-ша-ща или поют вместе с воспитателем.
В результате этой игры дети поют всю песенку во время хода поезда. Очень хорошо проводить её под музыку (не очень громкую). Вариант игры для старшей группы: — Ух, тяжело. ..— повторяет «паровоз», медленно отходя от «станции».— Ну так что же!..— повторяют многократно вслед за ним «вагоны».— Ух, жарко стало!..— ускоряет ход «паровоз».— А нам какое дело! — тарахтят вагоны.— Ох, как страшно!..— паровоз медленно проходит по «мосту» (условное место, обозначенное мелом, ковриком и т. п.).— Так потише ты!..— «вагоны» (испуганно).— Теперь прошло!..— «паровоз» (проехав «мост» и ускоряя свой бег).— Вот так пошел!..— «вагоны» (радостно).
Надо следить за четким подражанием детьми ритму поезда. Во всех этих играх «неисправные» вагоны «отцепляются» и отводятся после игры в «ремонт», т. е. для коррекции звука.
Занимательным для детей и полезным является произнесение трудных по дифференцировке фраз: У Саши на носу сажа; Бежит крыса по крыше.
Эта трудность облегчается показом соответствующих картинок.
Индивидуальные занятия в более трудных случаях
1. Гимнастика языка. Язык делается «лопаткой» с загибанием к носу, «ковшиком», сначала снаружи, затем во рту.
2. Произнесение звука. Предлагается ребенку приподнять язык «ковшиком» к переднему краю нёба, касаясь последнего лишь по бокам, несколько выпятив губы, и в этом положении произносить вслед за воспитателем звук ш.
Если кончик языка не удерживается во рту приподнятым, то ручкой чайной ложки или шпателем воспитатель отодвигает язык назад от зубов, приподнимая кверху в указанное положение, и заставляет дитя, подражая себе, произносить ш или ж. 3. Если первые два приема не дадут результатов, то при наличии правильного произношения сиз ребенку предлагают произносить тот или иной из них и в то же время постепенно оттягивать кончик языка назад — вверх (произвольно или посредством подталкивания шпателем), пока не получится ш или ж. При этом надо следить, чтобы язык не суживался.
Для устранения недочетов произношения ч и щ пользуются двумя приемами:
1) аналогично предыдущему, постепенно при произнесении ц кончик языка шпателем отодвигается назад до получения ч;
2) сначала медленно и четко, многократно и раздельно дитя произносит элементы звуков ч или щ в соответствующем порядке: ть — шь или шь — ч, а затем слитно тьшь (ч), шьч (щ), что в конце концов при подражании воспитателю и даст правильное произношение. Следует предпочесть, чтобы дети произносили щ как шч, а не как шьшь. Во-первых, это проще — не надо обучать их особому, не свойственному нашему языку мягкому долгому ш, во-вторых, этим предупреждаются в будущем частые ошибки в письме (шука, шипцы).
Устранять недостатки произношения этих звуков лучше при наличии правильных с, т, ш. Звук щ-шч ставится после усвоения ч. Для закрепления поставленных таким образом звуков их включают в слоги и связную речь.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.