Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Развитие речи >>

Устранение недостатков произношения звуков с, з, ц


М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков с, з, ц встречаются довольно часто. Чтобы уметь предупреждать и устранять их, необходимо самому воспитателю точно знать не только правильную, но и неправильную артикуляцию этих звуков.

Артикуляция звуков с, з

Губы при звуке с (перед а, э (е), ы, и) слегка раскрыты, как при улыбке; зубы сближены, иногда почти сомкнуты; несколько обнажены; перед о, у губы несколько округлены и выпячены вперед.
Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к переднему краю нёба (альвеолам) и образует с ним узкую щель.
Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам, отчасти и к твердому нёбу, так что в передней части языка образуется продольный желобок. Голосовая щель открыта, мягкое нёбо поднято, и воздух проходит через ротовую щель по желобку языка и далее между зубами. Так образуется звук с.
Когда при той же артикуляции воздух проходит с голосом (голосовые связки дрожат), получается звук з. Если средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается, звуку придается «мягкость» (повышение тона), получается сь, зь. При этом кончик языка немного оттягивается назад и ротовая щель несколько расширяется. Губы и зубы расположены, как при с.

Артикуляция звука ц

Передняя часть спинки языка в первый момент произнесения звука прижимается к переднему краю твердого нёба, как при т, а кончик языка касается нижних зубов. Затем спинка языка без заметного (неслышимого) взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при с. Мягкое нёбо и голосовые связки, как при с.
Условно ц можно рассматривать как сочетание двух звуков — т и с, произносимых, как один простой звук. Звук ц произносится только твердо.

Недостатки произношения с, ц, з

1. Кончик языка просовывается между зубами - в большинстве случаев получается нечистое с и з (пришептывание), реже — звучание нормальное, но некрасивая артикуляция.
2. Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо с и з слышится притуплённый звук, сходный с межзубным с и з, отчасти с т и д с присвистом (котса, кодза (вместо коса, коза)).
3. При нормальном положении передней части языка средняя часть спинки его недостаточно опущена — получаются смягченные сь и зь (сянки, зямок).
4. Спинка языка на незначительном участке выгорблена и образует широкую длинную щель; кончик языка несколько оттянут назад от зубов - с и з произносятся почти как мягкие ж и ш (шянки, жямок).
5. Кончик языка упирается в верхние зубы или десну, бока же его не прижимаются к боковым зубам и воздух проходит не по желобку языка, а между боковыми краями языка и щеками - слышится хлюпающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь (хлюп, любы вместо суп, зубы).
6. Опущенное мягкое небо смыкается с выгорбленной спинкой языка, вследствие чего воздух проходит через нос — вместо с, з образуются неясные носовые (гнусавые) звуки.
7. С и з заменяются другими звуками, часто ш — ж, реже в младшей группе ф — в (шапог, жамок, фапок, вамог). Этот недостаток сравнительно быстро ликвидируется.
8. Ц заменяется звуками с, т, ч (сапля, тапля, чапля).
Прежде всего надо удостовериться, отличает ли ребенок неправильные звуки от правильных по слуху. Для этого, после предварительного знакомства с подобранными картинами, детям предлагается по названию найти, взять соответствующие из них. Сначала проверяются и, если нужно, развиваются более грубые дифференцировки: санки — банки, маска — марка, сабли — грабли, а затем — более тонкие: коса — коза, осел — козел, сайка — зайка, сабля — цапля и т. д. (Такие слова, отличающиеся только одной парой звуков, называются паронимами.)
На первых порах картинки, сходные по названию, лежат рядом, а затем вразбивку. Картинки рекомендуется подбирать и по смысловым категориям: одежда — шуба, сапоги, шапка; домашние животные — собака, кошка, свинья, лошадь и т. п.
Далее воспитатель вразбивку произносит сходные звуки, придав им конкретное значение: с — вода течет из крана, з — комарик поет, ш — поезд идет. Дети же при произнесении с показывают на кран (на картинке или в натуре), з — отмахиваются от комаров, ш — двигают руками — «шатунами» паровоза. Так же они различают сходные слова: суп (подносят ложку ко рту) — зуб (показывают зубы).
Затем детям предлагается поднимать руки, когда они услышат заданный звук. Например, они поднимают руки при с, слушая фразы: У Саши заболел Мишка. Саша везет Мишку на санках к доктору.
Если дети сразу дифференцируют по слуху звуки с, з, ц, то на этом игры прекращаются. В противном случае они продолжаются до получения положительных результатов. Когда ребенок долго не различает звуки, воспитатель подчеркивает их различие: это крыша, а это крыса (сопоставляемые слова повторяются многократно).
По усвоении данных звуков на слух проводятся разнообразные игры, в которых детям часто приходится, подражая воспитателю, произносить с, з, ц. Например:
1. «Поезд». «Паровоз» выпускает пар — ссс...
2. «Пошли за водой». Дети с ведерками подходят к колонке, «водонос» имитирует звук льющейся струйки — ссс...
3. «Насос». Имитируют наполнение велосипедной шины или «шина лопнула» — ссс...
4. «Пильщики». Дети парами, взявшись накрест руками, «пилят» бревно, имитируют звук пилы — ззз...
5. «Песня комара». Дети хором поют ззз... Затем разбиваются на две группы. Комары с пением гоняются за собирающими грибы, схватывают их и поют им (но не в ухо), те отмахиваются. Затем меняются ролями.
6. «Поймай комара». Ребенок ловит, комары «улетают» со звуком ззз...
7. «Зимняя вьюга». После маленького рассказа воспитателя о вьюге или произнесения подходящего стихотворения детям показывается картина вьюги (метели), а затем они изображают эту вьюгу, произнося вместе с воспитателем ззз, то повышая, то понижая голос. При этом дети могут имитировать порывы ветра, двигаясь гуськом с резкими изменениями направления и темпа движения.
8. «Телефон». Дети тихо передают вперемежку звуки с — з.
После усвоения изолированного звука дети включают его в слоги, фразы, стишки. Например, кто на одном вдохе скажет больше: са-са-са или са-за-са-за и не собьется? Или воспитатель говорит: «Какое слово я хочу сказать: са? Дети заканчивают (-ша, -жа, -хар), за-? (-мок, -бор, -ря). Затем роли меняются — дети начинают слово на заданный звук, а воспитатель заканчивает его; наконец, то и другое выполняется самими детьми.
Далее загадывают загадки, задают вопросы, ответы на которые включают слова с изучаемым звуком, заставляют детей договаривать предложения. Белый, как молоко, сладкий, как мед (сахар). Между щек вырос ... (нос). Дед Мороз заморозил Коле ... (нос). Расти коса до ... (пояса), не вырони ни ... (волоса).
В старшей группе для связи логопедической работы с развитием обобщающего мышления можно предварительно назвать категорию предметов — овощи, фрукты, животные, посуда и предложить детям заканчивать, начинать или придумывать названия предметов с звуками с и з по категориям: са-хар, са-лат, сай-ка, са-ло.
Желательно, чтобы усваиваемый звук находился в разных местах слова. Например: са-ло, по-яс, ли-са, ко-за, за-яц. Надо почаще упражнять в сопоставлении звуков с и з (роса — роза, козел — осел).
Причем после сказанного слова роса воспитатель спрашивает: «Кто придумает похожее слово?» После слова козел — «Кто называется похоже?» Можно показать соответствующую картинку, игрушку, макет, предмет в натуре.
Воспитатель следит за правильным произношением звука во всех положениях его в слове. После усвоения звука в отдельных словах он включается в предложения и в связный текст.
Подходящие стишки, потешки, прибаутки, загадки, речевые игры имеются в специальных сборниках. Приведем лишь некоторые из них.

1. Киска, киска, киска, брысь!
На ступеньку не садись.
Мы сидим на лесенке
И поем мы песенки.
Наша Симочка пойдет —
Из-за киски упадет.

2. Листопад, листопад,
Осыпается наш сад.
Листья желтые летят —
Скоро станет голый сад.

3. Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце.)

4. Ползун ползет,
Иголки везет. (Еж.)

5. Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.

6. Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не поспеть мне за тобой!

7. Березка моя, березынька,
Березка моя белая,
Березка кудрявая,
Стоишь ты, березынька,
Посреди долинушки,
На тебе, березынька,
Листья зеленые,
Под тобой, березынька,
Трава шелковая.

Для обучения правильному произношению звука ц пользуются следующими дидактическими приемами.
1. Игра в «лошадки». Дети в упряжке бегают и, сильно прижимая кончик языка к верхним деснам, ритмично цокают языком — ц-ц-ц.
2. Отгадывание и заучивание загадок:
1) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)
2) На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец и скворечня.)
3) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
4) Эту птицу каждый знает.
На шесте ее дворец.
Червяков птенцам таскает
царства птичьего певец.
(Скворец.)
3. Дифференцировка звука ц со сходными с ним звуками т, с, ч:
а) в словах: цель — тень, птенец — птенчики, яйцо (лицо) — пальто, цепи — сети, паяц — пояс, цапля — чибис (чай), цветок — челнок;
б) в связном тексте:
1) В марте курица напьется из лужицы.

2) Жила была умница,
Умница-разумница.
Про умницу-разумницу
Знала вся улица —
Петух да курица.

3) Забрели к нам в сад
Десять крошечных цыплят,
Завела их с улицы
Пестренькая курица,
Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей —
Это детский сад,
Но не для цыплят.

Дети охотно играют в речевое лото, домино, в «базар». Воспитатель, показывая картинку лото (можно и не показывать), спрашивает: «У кого коза?» Ребенок отвечает: «У меня коза», и закрывает соответствующую картинку на карте. Без называния вслух закрывать нельзя. Для связи с жизнью и повышения интереса задаются вопросы: «Где ты видел козу? У кого есть дома коза?»
Но не следует слишком отвлекаться от игры. Важно, чтобы дети охотно повторяли за воспитателем название картинки, а не ограничивались заявлениями: «У меня», или молчаливым покрыванием картинок, иногда даже не смотря на них. Так же играют в домино.
Игра «Базар» состоит в том, что «торговцы» продают подобранные по определенному принципу товары: овощи, посуду, в названиях которых имеются звуки с или ц.
«Товары» подбираются по принципу составления лото. Игра заканчивается вопросами: «Как можно назвать этих животных всех вместе?» (Домашние животные.) «Что продается в этом магазине?» (Посуда.)
Если ребенок отстает от группы, воспитатель, не настаивая на правильном произношении данного звука, сам произносит слова; постепенно, хотя и в более длительное время, ребенок приучится говорить правильно.

Приемы индивидуальных занятий в более трудных случаях

Каждый воспитатель должен владеть некоторыми специальными логопедическими приемами, необходимыми для индивидуальных занятий с ребенком, который не усваивает звук при фронтальных занятиях или имеет недостаток речи, отсутствующий у других детей.
Работа начинается с развития фонематического слуха, а затем с установки правильной артикуляции звука. Для закрепления индивидуально поставленные звуки включаются в речь через тексты в играх (насколько они возможны при индивидуальной работе), применяемых в фронтальных логопедических занятиях.
При устранении недостатков звука с воспитатель объясняет, что для произнесения с надо сделать язык «лопаткой», а затем «желобочком» и «горкой». Дети подражают ему в этих движениях перед зеркалом. Затем учатся, слегка улыбаясь, продувать воздух не слишком сильно по «желобочку», дуют в бутылочку — получается с, но искаженный резонансом. Прием с бутылочкой не только забавляет дитятю, но и приучает его длительно дуть тонкой и широкой струей, что необходимо для получения звука с. Бутылочкой пользуются лишь в случаях, когда ребенок не умеет длительно дуть.
Описанные упражнения являются подготовительными для всех случаев устранения недостатков звука с. В случае пришепетывания (кончик языка выдвинут между зубами) ребенку предлагается перед зеркалом произносить с плотно сжатыми зубами звук с, а затем также и прямые слоги: са, со, су. После этого дети упражняются в произношении слов с начальным с (сани, сон, суп). Далее упражняются на обратных слогах ас, ос, ус с последующим произнесением слова с конечным с (ус, нос).
Аналогично усваивается звук з. Наконец, звуки с, з произносятся в звукосочетаниях аса, оса, аза, озо. После этого произносятся слова, в которых с и з находятся в середине слова (волосы, музыка).
Для получения мягких звуков сь, зь средняя часть спинки языка поднимается несколько выше и весь язык напрягается больше (показать выгорбленный язык, поупражнять в этом перед зеркалом во время произнесения, подтолкнуть вверх сред нюю часть языка большим пальцем снаружи снизу рта).
Если кончик языка ребенка при произнесении с упирается в верхние зубы, поперек рта кладут вязальную спицу между резцами и клыками и под нее подсовывают кончик языка, — образуется свободный для воздуха проход между зубами. При произнесении получаются нормальные с и з. Часто этим приемом пользуются и в случаях пришепетывания.
В случаях, когда с и з = сь, зь или шь, жь, полезно показать перед зеркалом разницу между высоким и низким (нужным) положением спинки языка и поупражнять ребенка.
Если вместо с получается хлюпание (хьль, льхь), для исправления этого недостатка ребенок высовывает широко распластанный напряженный язык «лопаткой» между зубами и в этом положении произносит, хотя и шепеляво, с и з в слогах и словах. После усвоения такого звука кончик языка постепенно, день за днем, оттягивается за нижние зубы до нормального положения, которое и закрепляется упражнением. Иногда нажимают на спинку языка ручкой чайной ложки или шпателем.
Если ребенку не удается сделать широкий язык, он должен положить язык между губами и произносить па-па-па, или нараспев тянуть и, или улыбаться; при этом язык расширяется.
Когда ребенок с и з заменяет звуками ф и в, нижнюю губу пальцем оттягивают вниз.
Для устранения гнусавости полезно применять такой способ: воспитатель произносит с, з, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев руки ребенка, после чего ребенок сам повторяет это.
Такое задувание на пальцы впоследствии применяется и при постановке ц: ребенок по очереди произносит перед своей рукой ц и с, чтобы лучше усвоить различие между ними.
Вначале при произнесении зажимается нос. Помогает и межзубное с. Когда при межзубном положении языка не удается устранить боковые щели или гнусавость, начинают исправление звуках задувания на язык, высунутый «лопаткой» между губами (и над бутылочкой), после чего переходят к произнесению межзубного с, заменяемого в дальнейшем нормальным с.
В случаях гнусавости и замены с, з, ц другими звуками, установив язык глубоким желобком во всю его длину, произносят с, а затем постепенно уменьшают этот желобок.
При замене с и з звуками ш и ж правильному произношению первых обучают, предлагая, после гимнастики языка (если она необходима) и показа артикуляции, произносить звуки, слоги, слова в указанной уже последовательности.
После овладения звуками с и з, чтобы их дифференцировать между собой, ребенку предлагается четко произносить с — з, с — з, са — за, суп — зуб, оса — коза. Соня и Зоя сидят на возу сена и т. п. Если з упорно произносится как с, т. е. без голоса, то используются приемы, относящиеся и к другим звукам с этим дефектом.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +