Фронтальные занятия по развитию дыхания. Недочеты детского дыхания преодолеваются: 1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, 2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем и особенно в старшем отчасти и через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3—5 минутами с соблюдением чередования в это время детей.
Для развития дыхания ребенка пользуются следующими методами:
Дыхательные игры: а) сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
б) дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, загонять шарик по лотку вверх в лузу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, флажки, бумажные фигурки (но чтобы они двигались не падая), всякие вертушки, крылья мельницы, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков; дуть двумя группами с противоположных сторон на натянутый между ними легкий шарф (игры на детских духовых музыкальных инструментах — дудочках, трубах, губных гармошках по гигиеническим соображениям проводятся дома);
в) надувать резиновые детские игрушки, бумажные мешки-хлопушки; особенно полезна игра в мыльные пузыри, она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха (игра проводится дома);
г) поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь. На кого упадет предмет, тот читает стишок, поет песенку и т. п. Индивидуальные игры чередуются с групповыми (дуют то по одному, то группой). Перед некоторыми играми ставится определенная задача. Например, не вообще дуют на парусный кораблик, а «путешествуют» из Ленинграда в Москву. Для этого на краях тазика укрепляются «пристани, города» (картинки или, что лучше, модели домиков). Подобным же образом загоняют домашних «птиц и животных» (бумажных) в сарай. Такая целеустремленная игра делает игру осмысленной, более интересной и познавательной, уточняет развиваемую функцию дыхания.
Хорошо умело вводить в игру элемент соревнования (кто скорее или на большем расстоянии сдунет пушинку, чей кораблик прибудет первым и т. п.).
Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки?»
Необходимо приучить детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого воспитатель, беседуя или рассказывая, читая сказку, стишок, говорит короткими фразами, вдыхая перед каждой из них. Ребенок через рефлекс подражания усвоит эту манеру говорить.
Когда же ребенок очень плохо владеет дыханием, он заучивает сказочку или стишок таким образом: воспитатель вдыхает и произносит коротенькую фразу, затем оба повторяют ее; впоследствии повторяет только ребенок. В особо трудных случаях вначале делается вдох перед каждым словом. Описанный способ применим и на занятиях со всей группой.
В младшей группе дети приучаются говорить на одном выдохе короткими фразами от 2 до 5 слов, в средней и старшей группах фразы несколько удлиняются.
Развитию дыхания очень помогает пение с соответствующими тексту движениями. Не менее полезно читать в старшей группе стишки под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением.
Фронтальные занятия по развитию голоса
Крикливый голос устраняется разъяснением ребенку вредности и неприятности такого голоса, успокаиванием его нервной системы, систематическим надзором за его голосом. Для этого же используются разнообразные игры в тихую или шепотную речь.
1. «Телефон». Стоящий или сидящий первым в ряду ребенок произносит шепотом на ухо соседу заданное ему воспитателем слово. Так слово передается до конца. Кто исказит его, тот произносит заданный стишок.
2. «Кто лучше слышит». Находясь в кругу детей, один из них то тихо, то громко вызывает по именам остальных, не смотря на них (можно завязать глаза). Услышавшие тихий голос отходят направо, остальные налево.
3. «Эхо». Дети разделяются на две группы: одна изображает участников сбора грибов, а другая — эхо. Первая группа произносит громко: «Пойдем». Вторая тихо: «Пойдем». Текст: «Пойдем мы в лес, в тенистый, свежий лес. Тра-ля-ля, тра-ля-ля» (припев произносится целиком, а не по частям). Можно подобрать песенку с переходами от тихого голоса к громкому.
4. «Поезд». Приближаясь и удаляясь, поезд издает звуки, постепенно усиливающиеся или затихающие.
5. «Усатый кот». Кто-либо из детей — «кот», притаившись, подползая произносит вполголоса: «Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход», а остальные дети («мышки») тихо проходят мимо него и шепчут: «Тише, мыши, кот все ближе, ближе». Кто скажет громко, того кот хватает.
6. Произнесение стишков с изменением силы голоса: в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче. Пример (для старшей группы):
Мне мила моя работа (тихо),
Я доволен (громко),
Я горжусь (еще громче)!
Нет ни горя, ни заботы (умеренно),
Как за дело (громче)
Я берусь (еще громче)!
Если у ребенка тихий голос, его следует заставлять петь, произносить перед группой стишки, играть («Эхо» и «Аукание»). Для детей младшего возраста предусматриваются игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием: ам-ам, му-му, ме-ме, бом-бом, тук-тук, бах. При декламации надо ставить ребенка возможно дальше от слушающих его. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса: чем больше расстояние, тем громче незаметно для себя ребенок говорит. Тихим голосом говорят большей частью дети физически слабые, робкие, стеснительные, их нельзя принуждать говорить громко. Они могут совсем затормозиться, избегать разговоров, превратиться в «молчальников». Одобрение, лаока, включение ребенка в благоприятные условия речи — вот что сделает его более уверенным в своих силах и тем самым усилит голос. Для усиления голоса полезны уже рекомендованные игры.
Монотонность речи преодолевается обогащением интонаций, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребенка, о чем говорилось в главе «Предупреждение недостатков речи». Ведущий метод — выразительное произношение воспитателем и детьми эмоционально насыщенных стишков, потешек. Важно предварительно объяснить, в каких словах, фразах, какие чувства выражаются, а затем заразить ими детей и предложить им произнести этот текст. Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребенком. Повышение и понижение тона и богатство модуляций (переход от одного тона к другому в произносимых стишках и диалогах достигается подражанием воспитателю или декламацией под музыку. Для этого можно использовать текст, данный для развития силы голоса.
В единичных случаях недостатки голоса носят патологический характер. Такие расстройства вызываются особыми наростами на краях голосовых связок, мешающих их сближению. Эти наросты — результат длительных криков. От простуды может быть катар голосовых связок, что тоже способствует искажению голоса. Изредка встречаются парезы и параличи голосовых связок или других мышц гортани, отчего голос становится хриплым, срывающимся или он полностью отсутствует.
При появлении сиплого, хриплого, срывающегося голоса после врачебного осмотра и соответствующего лечения ребенка нужно на неделю-две освободить от пения, декламации и всякого рода речевых выступлений, разрешать говорить только шепотом или очень тихо, пока у него не появится чистый голос. Это делается и тогда, когда врач не находит каких-либо органических заболеваний. Причиной музыкальной невыразительности речи детей иногда служат болезни, сильное физическое истощение, особенно — значительное понижение слуха. В этих случаях воспитатель должен обязательно использовать советы врача.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.