Наряду с возрастными несовершенствами речи уже с раннего детства встречаются речевые недостатки явно патологического происхождения (нарушение произношения при тугоухости, гнусавость при расщелине нёба, картавость вследствие короткой уздечки языка, резкое недоразвитие речи, заикание и т. п.).
Наиболее распространено нарушение произношения. Оно называется косноязычием (от слова косный, т. е. малоподвижный, неповоротливый), и его следует отличать от часто внешне сходного косноязычия, возникшего в результате педагогической запущенности.
Расстройства речи могут вызываться нарушением или периферического, или центрального, или проводящего отделов соответствующих анализаторов. Эти нарушения в силу взаимосвязи центральных концов анализаторов сказываются на деятельности всей коры. Причем поражения любого отдела анализатора нарушают деятельность последнего в целом. Например, поражение или аномалия уха, нёба вызывают специфические расстройства коркового анализа и синтеза вследствие недостаточности приходящих в кору мозга раздражителей. Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии.
В речевой патологии различают органические расстройстйа (нарушено анатомическое строение коры мозга или периферических органов речи) и функциональные (нарушена только деятельность при сохранности анатомической структуры коры мозга и периферических органов речи).
И. П. Павлов в отношении корковых поражений пояснил различие между тем и другим. Если нервная клетка еще глубоко не повреждена, может выйти из тормозного состояния и перейти к нормальной деятельности — это функциональное расстройство ее. В противном случае перед нами органическое нарушение. Вообще же здесь он не предполагал никакой резкой разницы, во-первых, из-за невозможности установить «настоящие изменения клетки» и, во-вторых, вследствие перехода длительного функционального расстройства в органическое. Также трактуются и периферические нарушения (например, временный парез лицевого нерва).
Особый вид функционального нарушения речи представляет подражание неправильной речи окружающих.
Органические и функциональные нарушения взаимодействуют: короткая уздечка языка ограничивает движения кончика языка, не произносится звук р; непроизношение р (т. е. неупражняемость языка — функция) задерживает нормальное развитие мускулатуры его кончика. При длительной немоте (отсутствии речевой функции) у глухих детей от бездействия преждевременно окостеневают хрящи гортани, а атрофированная гортань плохо издает голос и тем самым тормозит свое органическое развитие. Одни из перечисленных нарушений речи могут быть первичными (основными), а вытекающие из них вторичными (последствиями первых). Например: немота при афазии или алалии — первичные нарушения речи, так как поражен центральный речедвигательный аппарат речи — мозг. Немота же при глухоте — вторичное нарушение: речедвигательный аппарат не поврежден, но потерян слух, из-за чего глухой не может подражать речи окружающих и, следовательно, не говорит.
Причины центральных нарушений речи
Расстройство речи центрального происхождения порождается или болезненной раздражимостью мозга, или действующими на него ненормальными, речевыми раздражителями, или, наконец, психическими («психогенными») факторами.
Причиной патологического изменения мозговой деятельности (нарушения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов) могут быть воздействия: физические (перегрев, переохлаждение мозга), механические (удар, сотрясение головы), химические (интоксикация мозга), биологические (бактерии, вызывающие тяжелые болезни и нарушение деятельности эндокринных желез).
У детей чаще всего наблюдаются две последние категории причин: яды (токсины) и всякого рода нарушения обмена веществ, ослабляющие высшую нервную деятельность, часто возникающие в результате тяжелых форм дистрофии, коклюша или рахита. Нередко, например, глисты и коклюш вызывают заикание, а рахит — задержку в развитии речи или косноязычие. Глисты вредно действуют на высшую нервную деятельность путём выделения токсинов, механическими же раздражениями кишечника они повышают возбудимость нервной системы. Коклюш нарушает дыхательную и голосовую функции (судорожные спазмы) и создает невротическое состояние (чувство страха перед припадком). То и другое нередко приводит к расстройствам речи. Рахит, являясь одним из видов нарушения обмена веществ, в тяжелых случаях вызывает резкие деформации костей органов артикуляции, а также и черепной коробки, в связи с чем деформируется и самый мозг, нарушаются условия его питания. В результате этого — косноязычие, запоздалое развитие речи и психики в целом.
Особенно вредно отражается на развитии речи у маленького ребенка, как это установлено проф. Н. И. Красногорским, расстройство пищеварения и питания, так как при этом резко падает образование условных рефлексов. Даже относительно легкие нарушения питания задерживают нормальное развитие речи. Более резко такое влияние сказывается в первые три года жизни
ребенка. Как показал тяжелый опыт Великой Отечественной войны, в этих случаях, кроме задержки в развитии речи, новые речевые рефлексы (звуки, слова, фразы) образуются медленно, отличаются неустойчивостью, часто они надолго пропадают, а затем медленно восстанавливаются; звуки и слова плохо дифференцируются и поэтому долго смешиваются, речь становится невнятной, нечленораздельной.
К ненормальным раздражителям относятся: чрезмерно для данного ребенка тонкие дифференцировки звуков (с и з, с и ш и т. п.) при излишне длительном упражнении в них, одновременное действие возбуждения и торможения («сшибка» их), неумелое изменение усвоенного ребенком динамического стереотипа (например, при переделке звуков с—ш — педагогическая запущенность).
Психогенные факторы проявляются в ряде тяжелых, острых или затяжных переживаний ребенка, по терминологии И. П. Павлова, «несчастных событий в жизни», «жизненных потрясений». Сюда относятся: испуг, аффекты, страх, боязнь обнаружения какой-либо детской провинности и т. п. Эти патологические явления развиваются на основе физиологических механизмов «срыва» и «перенапряжения», приводящих к разнообразным неврозам речи (заикание, истерическая немота, афония).
В результате вредных воздействий на мозг речевые рефлексы вообще не создаются или разрушаются, или образуются неправильно. Вследствие структурно-функциональной связанности в коре мозга анализ и синтез речи могут временно нарушаться независимо от места поражения. Это объясняется тем, что «всякое торможение коры полушарий в одном месте должно давать себя знать, отражаясь на всем приборе или, по крайней мере, на многих отдельных его пунктах или частях» (И. П. Павлов). То же можно сказать и о возбуждении.
При этом нарушение одних структур коры совсем или почти не расстраивает речи, нарушение же других структур вызывает крупные дефекты ее.
При поражении ядра анализатора не только выпадают непосредственно связанные с ним речевые рефлексы, но иногда вследствие иррадиации торможения речевая деятельность полностью прекращается. Через недели или месяцы начинается восстановление речевых рефлексов, вначале — мало дифференцированных. Но их раздражители легко, после нескольких повторений, переходят в тормозные: речевой рефлекс скоро слабеет и исчезает.
Такая несовершенная компенсация — это уже результат работы периферии анализатора, т. е. рассеянных по значительной части коры, так сказать, «запасных клеток», неспособных к высшему анализу и синтезу и никогда не достигающих «той функциональной силы, какой обладают элементы специальных областей» (И. П. Павлов). Подобные явления мы наблюдаем при афазиях и, по-видимому, при алалиях.
При разнообразных неблагоприятных влияниях на мозг явления охранительного торможения раньше всего возникают и дольше удерживаются во второй сигнальной системе. Это торможение нарушает взаимодействие второй и первой сигнальных систем и распространяется на последнюю. Следовательно, при любом вредном воздействии на мозг чаще и сильнее всего страдает речь. Хотя и не всякое расстройство речи вызывается непосредственным нарушением мозга, но всегда в конечном счете решающим для речи будет функциональное состояние его. При этом даже дезорганизованный мозг наряду с неправильной деятельностью стремится посильно компенсировать дефект, урегулировать нарушенную речь.
Причины периферических нарушений
В основном это анатомические нарушения органов речи. 1) Врожденные расщелины язычка («двурогий» язычок) или язычка с мягким небом, или всего нёба. В наиболее тяжелых случаях расщелина распространяется и на верхнюю челюсть и верхнюю губу, расчленяя их на две части. Вследствие нёбных расщелин выдыхаемый при речи воздух проходит и в нос, что придает голосу неприятный носовой тембр (гнусавость).
2) Расщелина верхней губы, вызывающая неплотное смыкание губ (п, б произносятся как ф, в).
3) Неправильные прикусы: открытый прикус (передний или боковой), резко выдающаяся вперед верхняя или нижняя челюсть.
4) Деформации зубов, челюстей, нёба, обусловленные часто рахитом, затрудняют произношение тех или иных звуков.
5) Короткая уздечка языка, препятствующая произношению.
6) Нарушения слуха (глухота, тугоухость). При ранней глухоте у ребенка речь совсем не развивается, при тугоухости — затруднена.
7} Нарушение голосового аппарата (гортани) в результате чего голос или полностью исчезает (возможно только шепотная речь), или становится хриплым.
Некоторые анатомические причины являются следствием неправильного ухода за ребенком (не соблюдается гигиена рта, уха, носа). Например, длительно, иногда до 2—3 и более лет, дети сосут твердый рожок или пальчики, что деформирует зубы, челюсти и нёбо. Рожок или пальчик вдавливают нёбо или вытягивают челюсти, нарушают правильное положение зубов.
При наличии анатомических нарушений и аномалий обращаются к специалисту-врачу. Однако одной медицинской помощи недостаточно, надо научить ребенка правильно пользоваться улучшенным органом речи. Это дело воспитателя.
Но и при имеющихся некоторых анатомических дефектах в периферических органах речи все же можно, хотя и с большим трудом, обучить дитя правильному произношению, так как у человека биологическое преодолевается социальным (обучением, воспитанием) на основе ведущей роли центральной нервной системы. Высшая нервная деятельность в силу необычайной пластичности мозга способна приспособить к речи дефектные органы. Вот почему нередко дети с неправильными челюстями или зубами все же говорят нормально.
Кроме болезнетворных факторов, непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют еще факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. «Мы должны,— пишет И. П. Павлов,— иметь в виду как разные причины, так и разные почвы, которые, конечно, должны повлечь за собой как разные степени, так и разное течение, хотя бы и того же основного болезненного нарушения». Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без нее, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает эффективность их. Почвой может послужить переутомление, недостаточное питание, длительное недосыпание, ослабление организма предшествующими болезнями. Некоторые из заболеваний в иных случаях также можно считать почвой. Нередко причины речевых нарушений начинают действовать задолго до обнаружения их последствий, например, в случаях якобы «беспричинного» заикания. Наблюдаемые у детей нормального детского сада недостатки речи можно обобщить таким образом.
1. Наиболее распространены возрастные особенности дыхания, голоса, произношения (от лепетной речи в младшей группе до отдельных звуков в старшей группе), темпа и ритма речи.
2. Гораздо реже встречаются патологические недостатки (косноязычие, гнусавость, заикание, остаточные явления алалии или афазии).
Из изложенного видно, что причины нарушений речи не являются изолированными, неизменными и непреодолимыми. Семья и воспитатель могут многое сделать, чтобы предупредить эти нарушения или преодолеть их.
Врожденные предпосылки недостатков речи проявляются чрезвычайно редко. Преувеличение роли наследственности в формировании речи приводит к вредной установке: если косноязычие или заикание наследственное, то бороться с ним бесполезно. Наследственно могут иногда передаваться лишь особенности анатомического строения органов речи (особая структура некоторых участков мозга, выдвинутая челюсть, редкие зубы и т. п.) и повышенная или пониженная возбудимость нервной системы в целом. То и другое может лишь облегчить проявление недочетов речи, но не обусловливает их и во всяком случае не обрекает детей на пожизненную неполноценность речи. Главная беда ребенка не в том, что он рождается с некоторыми дефектами речевого аппарата, а в том, что он живет иногда в условиях, неподходящих для нормального развития речи.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.