Предупредить появление недостатков речи — вот главная задача семьи и детского сада. Решение ее составляет прямую обязанность воспитателя. Забота о здоровье ребенка в целом и его органов речи в частности, а также о правильном в речевом отношении педагогическом подходе является важнейшим средством предупреждения неправильного развития речи. В этом отношении большое значение имеет здоровье самих родителей до зарождения ребенка, благополучная беременность и роды.
Следует предупреждать ушиб головы (отчего может быть сотрясение мозга), простуду уха, горла, не давать ребенку засовывать в уши и нос горошинки, камешки и т. п.; сохранять в чистоте полость рта, зубы. Надо оберегать слух ребенка от лишних и резких звуков, от шума.
Если ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает собеседника, поворачивает к нему одно ухо, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит (особенно если искажает звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, смешивает звонкие с глухими, путает слова), то надо обязательно направить его к ушному врачу. При своевременном лечении почти всегда удается или устранить тугоухость, или предотвратить дальнейшее ее развитие.
В случае аномалий (расщелины нёба, губы, неправильные челюсти и зубы) или заболеваний (разращение аденоидной железы, хронический насморк и т. п.) надо своевременно обращаться к врачам-специалистам.
Расщелину губы следует оперировать в возрасте от 4 до 12 месяцев. Короткую уздечку языка подрезать на 5—6-м году (некоторые врачи делают раньше). Расщелину нёба необходимо на 1-м году протезировать (с первых дней применяется особая соска, а после вставляется протез), а затем на 10—12-м году оперировать (в легких случаях оперируют и в более раннем возрасте — с 3,5 лет). До операции усиленно развивать речь ребенка. Аденоидные разращения важно своевременно удалять или лечить. Также обязательно и лечение носа. Болезни, затрудняющие дыхание, не только препятствуют развитию нормального произношения, но могут вызывать ночные страхи, во сне или наяву, приводящие к заиканию. Неправильно расположенные зубы и искривленные челюсти рекомендуется отрегулировать и исправить специальными лечебными приемами до пятилетнего возраста, обязательно же с появлением первых зубов. У маленьких детей это достигается быстро и безболезненно. К сожалению, многие матери не знают об этих способах и не прибегают к помощи медицины. Между тем иногда достаточно небольшого вмешательства врача (удаление лишнего зуба и т. п.), чтобы помочь челюстям и зубам в дальнейшем уже самостоятельно правильно сформироваться.
В патологических случаях окружающие должны проявлять особую чуткость к детям, чтобы смягчить их тяжелые переживания, вызванные недочетом речи. Нельзя употреблять укоренившиеся (особенно в медицине) неправильные и обидные для детей зоологические термины, как «заячья губа», «волчья пасть», или «волчий зев», «собачий» или «бульдожий прикус». Также не надо употреблять терминов «заика», «гнусавый» и т. п., приобретающих нередко оттенок презрительной клички.
Насколько подобные термины травмируют детей, видно, например, из такого случая. Когда при проверке речи одному гнусавящему школьнику I класса предложили отвечать на вопросы, он молча написал: «Я говорить не могу, у меня волчья пасть». По словам матери, он говорил достаточно понятно до осмотра врачом, который неосторожно упомянул при нем о «волчьей пасти». Мальчик с этого дня замолк. Следует говорить «расщелина нёба или губы», «выдвинутая челюсть», «запинающийся в речи ребенок», «речь с носовым призвуком» и т. д.
Недопустимо, конечно, и употребление таких обидных кличек (воспитателем и детьми), как «шепелявка», «косноязычный», «картавый», подшучивание над речевыми недочетами ребенка.
С первых дней жизни ребенка очень важна забота о здоровом развитии его нервной системы, об охране ее от таких чрезвычайных раздражителей, как крик, шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики, тяжелые семейные сцены в присутствии якобы еще «ничего не понимающего» ребенка, резкие переходы в обращении с ним от суровости к чрезмерной ласковости, физические и психические травмы, бурные проявления ребенком гнева или радости, испуг, страх, пребывание среди нервных, беспокойных и заикающихся детей.
По-видимому, чаще, чем мы полагаем, заикание появляется из-за страха, которому дети очень подвержены. Поэтому должно зорко следить, не испытывает ли ребенок страха. Легче, конечно, заметить явно выраженный страх и значительно труднее разгадать скрытый страх, тайную тревогу или беспокойство. В последнем случае помогает внимательное наблюдение над странностями в поведении ребенка (он неохотно идет в темную комнату или в переднюю, на даче вечером — на веранду или в сад, чуждается собак и т. п.).
Во всех случаях страха, явного и тайного, надо выяснить причину его и постараться или устранить ее (например, рассказывание на ночь страшных сказок), или показать ребенку, что в том, что он считает непонятным, таинственным и страшным, ничего особенного нет. Ирония, насмешка («трусиха», в отношении мальчика — «девчонка» и т. п.), равно одни словесные успокоения здесь мало помогают, а иногда еще больше усиливают чувство страха. Разоблачать страх надо на деле. Любовно, без насилия, осторожно и постепенно приучать к тому, что беспричинно страшит ребенка (М. Матич).
Вот пример скрытого страха, приведшего ребенка к заиканию. Подружка таинственно сообщила ему, что пожар — это что-то очень страшное. Окно спальни ребенка выходило на запад — он принял вечером зарю за пожар и настойчиво, с волнением требовал закрывать перед сном окно, стал заикаться. Когда ребенку показали зарю и объяснили, что заря не пожар, а очень красивое зрелище, он успокоился, перестал заикаться.
Вредно излишне возбуждать фантазию и эмоции ребенка страшными, неестественными рассказами или сказками, особенно на ночь.
Ребенка не следует излишне баловать, нельзя потакать его дурным желаниям, необходимо соблюдать ровное, спокойное отношение к нему и разумную требовательность. Сознательная дисциплина, выдержка, собранность ребенка обеспечивают устойчивость его нервной системы против неблагоприятных раздражений извне и, следовательно, предохраняют от нервной, торопливой и поэтому невнятной речи, от заикания. Перегрузка ребенка частыми и длительными декламациями и выступлениями тоже угрожает нарушениями речи. Левшей надо переучивать не торопясь, очень осторожно, без нажима (во избежание заикания или немоты).
Особое внимание следует уделять детям, которые недавно перенесли тяжелые, особенно инфекционные болезни. В этих случаях нужно проявлять повышенную чуткость к ребенку, усиленно укреплять его здоровье, избегать переутомления, своевременно устранять несовершенства произношения, тем более патологические. Слабых, впечатлительных детей следует тщательно отдалять, по возможности полностью изолировать от заикающихся; нужно объяснять им, что нельзя подражать заикающимся, передразнивать их. Речь окружающих, в первую очередь воспитателя, являясь образцом для детей, играет решающую роль в формировании их речи. Она должна быть доступной детям по содержанию, грамотной и литературной, образной, правильной, с четкой артикуляцией, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, ритмичной и в меру громкой. Воспитатель подчеркнуто произносит трудные для дитяти звуки, повторяет, подсказывает слова с этими звуками. Если дитя произнесет слово неправильно, надо спокойно и ласково повторить сказанное правильно один и два раза, но не требовать обязательно повторения в правильном виде. Добровольное же правильное повторение следует поощрять похвалой.
Назойливое, на каждом слове, исправление неправильного произношения вредно: это мешает ребенку высказывать свои мысли, чувства, раздражает, обижает его. Он «надувается», иногда огрызается и прекращает разговор. Такое антипедагогическое «воспитание» не только не помогает ребенку овладеть нормальной речью, но может расстроить ее: запуганные и задерганные робкие дети испытывают страх перед речью, боятся «рот раскрыть», а иные из-за нерешительности начинают заикаться.
Голос же не только участвует в образовании звуков нашей речи, но через изменение тона, силы и тембра его мы придаем словам или речи особый смысл или выражаем чувства, часто такие тонкие, которые словом не высказать (ирония, сарказм, недоверие и т. п.). Наконец, голос является древнейшим и любимейшим средством выражения чувств через пение. Нельзя забывать и о его эстетической и общекультурной значимости.
В целях предупреждения возникновения недостатков голоса следует с ранних лет соблюдать правила гигиены его: оберегать гортань от простуды (избегать резких охлаждений ее после разгоряченного состояния), бороться с сильными и длительными криками; в случае заболеваний горла своевременно обращаться к врачу. С ребенком следует говорить голосом средней громкости, звучным, гибким, т. е. с богатыми интонациями и модуляциями, соблюдая мягкий приступ, чему способствует хорошее, спокойное настроение. Такая манера перенимается детьми и препятствует развитию твердого приступа, от которого голосовые связки быстрее изнашиваются, теряют свою эластичность, появляется хрипота. Чрезвычайно важно качество голоса воспитателя. Пение, слушание музыки, особенно декламация с музыкальным сопровождением и без него, ритмические движения под музыку, связанные с речью, содействуют развитию хорошего голоса.
По программе в средней группе дети слушают песни с музыкальным сопровождением и без него, узнают сыгранные знакомые песни или отгадывают их по спетой мелодии без слов. В старшей группе, кроме того, дети упражняются в различении характера музыкального произведения (веселый, грустный), его вида (марш, пляска, колыбельная), темпа, громкости, высоты. Надо следить, чтобы дети уже в средней группе пели мелодично, без выкриков, правильно пользовались дыханием, четко произносили слова. Еще до пения рекомендуется выучить текст песни (не настаивая на особо точном произношении), после чего пропеть ее перед ними. Предпочтительно пение без аккомпанемента: дети лучше прислушиваются к мелодии и лучше слышат друг друга. Вообще аккомпанемент не должен заглушать пение и побуждать к крикливому, напряженному пению. В старшей группе проводится и пение без слов (ля-ля-ля... ту-ту-ту).
Следует удерживать детей от крикливого произнесения стихов, особенно при выступлениях на праздниках и при подготовке к ним.
Развитию точной артикуляции в некоторой степени помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом схватывать зрением движение рта,губ, языка. В этом плане полезна любимая детьми игра с фотографиями детских головок и куклами. Дети подражают мимике, отгадывают выражаемые чувства (смех, плач), определяют форму и положение языка (широкий, узкий, вверху, внизу) или произносимые звуки (а, у, и, п). Для развития слуха (элементарного и фонематического) и слухового внимания следует приучать ребенка по слуху различать звуки. Сначала дети дифференцируют природные звуки, при этом отгадчикам завязывают глаза или они сами закрывают их руками.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.