Дефо, популярнейший писатель на протяжении веков, был тем не менее весьма холодно оценен, быть может, большей частью знатоков литературы своего времени. Поп, Филдинг, Ричардсон с большим сомнением относились к художественному дару автора «Робинзона Крузо», иронизировали над его «грубостью» и литературной «безграмотностью», «примитивностью» характеров его героев и «недалекостью» их создателя.
Однако уже к концу XVIII в. «Робинзон Крузо» издавался в Англии более трехсот раз и был переведен на многие европейские языки. Со времен английского романтизма Дефо занимает прочное место и в истории английской литературы: с пониманием и благодарностью характеризуют его «Робинзона» Вальтер Скотт, Байрон, Диккенс.
В наше время первостепенная роль Дефо в создании английского реалистического романа Просвещения может считаться несомненной.
«Дефо заслужил звание отца английского и всего европейского романа. Именно с «Робинзона Крузо» начинается история жанра в литературе нового времени. У Дефо были предшественники (и среди них писатель, несомненно, более гениальный, чем Дефо,— Сервантес), но их работа только расчищала почву для возникновения нового вида литературы. Дефо был тем писателем, который утвердил роман как основную повествовательную форму в литературе нового времени».
Дефо родился в год реставрация монархии Стюартов, когда вернувшийся изгнанник Карл II занял престол.
Получив образование в духовной академии пуритан, Дефо тем не менее отказывается от возможности сделаться проповедником и целиком посвящает себя мирским делам, хотя впоследствии мы легко обнаруживаем близость некоторых его литературных выступлений к проповедям. Это и понятно, так как Дефо на всем протяжении жизни горячо интересовали вопросы веры. Противоречия здесь нет, если мы будем помнить о том, что весь кальвинизм (английские кальвинисты именовались пуританами) был вероучением поднимающейся буржуазии, насквозь пропитанным демократизмом и отражавшим социально-политическую ориентацию буржуазии в ее борьбе с католичеством, служившим извечной опорой феодализма.
Дефо принимал участие в неудавшемся восстании герцога Монмута (1685) против дворянско-монархического произвола, после его разгрома вынужден был бежать и скрываться от преследований, но вскоре вернулся и продолжал заниматься на время оставленными коммерческими делами.
Дефо радостно приветствовал восшествие на престол в 1688 г. Вильгельма Оранского, итог так называемой «славной революции», открывшей в Англии период конституционной монархии, когда крупная буржуазия получила известный доступ к государственным делам.
Коммерция остается основным делом жизни Дефо, в котором, правда, удача не спешит к нему, но с ней связано и начало его литературной деятельности — «Опыт о проектах» (1697), трактат на социально-экономическую тему.
Однако уже в этом сочинении автор не ограничивает себя рассмотрением финансовых проблем, а обращается к идеям гуманного отношения к человеку, мыслям о необходимости просвещения, о положении женщины в семье.
В 1701 г. появляется стихотворная сатира Дефо — памфлет «Чистокровный англичанин», сделавший имя автора широко известным и весьма расположивший к нему короля, который, как известно, не был «чистокровным англичанином».
Но это была не только речь в защиту почитаемого Дефо монарха: посмеиваясь над мнимой чистотой крови англичан вообще — потомков различных национальностей, живших в разные времена и совместно на острове, автор бичует кичливость аристократов, их пороки, развращенность и над всеми сословными привилегиями возносит личную доблесть. Истинное благородство противопоставляется автором родовым претензиям.
Со смертью Уильяма III (Вильгельма Оранского) общественное положение Дефо вновь пошатнулось. Выступая против преследования пуритан, возобновившегося с воцарением Анны, он пишет в 1702 г. памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (т. е. «несогласными» с господствующей англиканской церковью), в котором, подделываясь под слог и аргументацию сторонников преследования пуритан, завершает свои «рекомендации» издевательским абсурдом.
В результате автор попадает в тюрьму, а затем его в течение трех дней выставляют у позорного столба.
В эти дни по Лондону начинает распространяться «Гимн позорному столбу» (1703), написанный Дефо в заключении, в котором он обвинял судей в несправедливости; «Гимн» обличал их бесчестье и продажность и предрекал им возмездие.
В идейной и политической борьбе на рубеже двух веков Дефо постоянно апеллирует в своих выступлениях к народу, сражаясь с реакцией тори.
Однако постепенно демократические, гражданственные мотивы в творчестве Дефо глохнут, уступая место его «отстранению» от народа. Уже в «Гимне к черни» (1708) автор относит политическую, реформирующую действительность, активность масс к временам истории, когда это было оправдано и необходимо. Теперь же эта активность — угроза упорядоченности общества, и с нею следует бороться любыми средствами.
По-видимому, в это время Дефо уже становится негласным политическим агентом на службе правительства, хотя он чрезвычайно невысоко оценивал «принципы» обеих партий английского парламента.
Дефо много сил отдавал журналистской деятельности. Газеты, которые он издавал, сохраняли видимость независимого органа и во многом были прогрессивными, освящая различные стороны общественной жизни. Тем не менее Дефо вынужден был принимать тайную финансовую помощь правительства тори, стоявшего у власти долгие годы, и поддерживать его политику в определенных вопросах под флагом независимого органа, свободного «от ошибок и предвзятостей журналистов и мелких политиков всех направлений».
Со страстью отдается Дефо изучению экономических отношений, их мощной пружины — торговли. Выяснению главных закономерностей общественной жизни капиталистического мира в огромной степени способствовали и его романы.
Одновременно Дефо пишет и выпускает в свет множество сочинений-памфлетов, книг по вопросам торговли и т. д. В течение 1703—1719 гг. он издал свыше двухсот пятидесяти сочинений.
В течение этого времени появляются и первые произведения Дефо, не связанные прямо с экономическими условиями жизни и политической борьбой современности: педагогические и исторические сочинения, бытовые очерки, реалистические зарисовки жизненных типов, а также стихотворные опыты.
В 1719 г. появилась книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», успех которой вызвал к жизни двухтомное продолжение и ряд произведений приключенческого характера, написанных Дефо в последующие годы.
Частью они представляли собою повествования об известных в Англии правонарушителях и находились на грани судебного очерка и романа по заключавшемуся в них материалу, частью это целиком вымышленные произведения уголовно-приключенческого характера, приближающиеся к нашему пониманию романа с определенными способами типизации героев.
Наиболее значительный после «Робинзона Крузо» роман Дефо— «Молль Флендере» (1721). Героиня проходит сквозь реальные отношения буржуазного общества, познав невзгоды, приключения, удачи, разочарования, обман и ложь, и причаливает семидесятилетней старушкой к берегу добродетели.
Исторической тематике посвящены две повести Дефо: «Записки кавалера» (1720)—об эпохе Тридцатилетней войны и «Дневник чумного года:» (1722) — о первых годах Реставрации; однако художественно-аналитическое обращение к прошлому осталось только эпизодом в творчестве Дефо — слишком волновало его происходящее на глазах.
Конец жизни писателя был омрачен коммерческими неудачами, он умер преследуемый кредиторами и разыскиваемый властями. Смерть Дефо прошла почти незаметно для соотечественников.
Дефо вошел в историю литературы и общественной мысли как типичный представитель Просвещения и сын своего времени. Борьба против феодального порабощения человека, вера в силу деятельной личности и всемогущество разума, преклонение перед неограниченными возможностями просвещения вместе с тем сочетаются у Дефо с прославлением буржуазного предпринимательства, религиозными предрассудками, ограниченностью проповеди практицизма.
«Робинзон Крузо» увидел свет 25 апреля 1719 г., и когда Дефо называют отцом английского и европейского романа нового времени, то прежде всего имеют в виду именно это его произведение.
Тема человека, долгое время прожившего на необитаемом острове в полном одиночестве, достаточно традиционна в литературе. Д. Дефо, несомненно, были известны многие книги с этим сюжетом, в частности неоднократно переводившаяся на английский язык книга писателя-араба Ибн Туфайля, жившего в XII в., о некоем Хадже Бен Иокдане, познавшем все законы жизни и смерти «без всякого общения с людьми (ведя одинокую жизнь на острове и достигнув совершенства...)».
Были и другие иностранные источники, наверняка знакомые Дефо.
Тема романа определилась все же, видимо, после появлений в печати рассказов и отчетов о судьбе шотландского моряка Александра Селькирка, в течение четырех с лишним лет прожившего на затерянном острове, куда он был высажен после ссоры с капитаном. О Селькирке повествовалось в книге моряка Вудза Роджерса «Путешествие на корабле вокруг света» (1712), в «Путешествиях к южным морям» (1712) капитана Эдуарда Кука, наконец, в журнальном очерке (1713) писателя Ричарда Стиля. Из рассказов о жизни Александра Селькирка Дефо почерпнул немало фактов, использованных им в «Робинзоне Крузо».
«Робинзон Крузо» воспринимается прежде всего как приключенческий роман. В предыстории жизни героя на необитаемом острове мы видим буржуа авантюристической складки, в душе которого мечта о необычайной жизни переплавлена со стремлением обогатиться как можно скорее.
Это пока еще вполне обычный характер активного предпринимателя, действующего в духе времени и его морали.
Сам Дефо стремился сделать процесс обогащения «нравственным», а состояние довольства и достатка буржуа устойчивым. С этой точки зрения метания и авантюры молодого Робинзона не встречают у него большого сочувствия: активность, целеустремленность, жажда деятельности, которые автор приветствует, ему хотелось бы направить по иному руслу.
Опасность, риск, обстоятельства, в которых проявляется мужество человека, влекут Дефо, может быть, еще более, нежели его героя; личные качества Робинзона, делающие его не только игрушкой внешних сил, но и началом, истоком событий, импонируют автору, и в них-то по сути дела заложено обаяние Робинзона — творца, делателя, каким он предстает перед нами несколько позже.
Робинзон-буржуа не обязан утверждать себя в обществе как представитель своего класса: буржуазия на гребне истории, она отстояла уже свои права перед дворянством во всех сферах экономической и политической жизни. Это резко отличает героя от тех, кто выбивается из низов, дает ему уверенность в себе, ощущение полноправия. В этом смысле все, что он берет и хочет взять от жизни, он получает, по его мнению, на законных основаниях .
Соображение это существенно в плане устойчивости, основательности Робинзона Крузо, фундаментальности его труда, морали, духовной жизни. В этом, разумеется, и причина известной ограниченности характера, лишенного энергии поиска в осознании своего места в мире.
Рядовой английский буржуа становится главным героем романа. Будучи, по определению Энгельса, воплощением «английского негоцианта», Робинзон-стяжатель удобно чувствует себя в положении плантатора и работорговца; торгуя с дикарями, меняет побрякушки на золотой песок, в борьбе за капитал он продает в неволю мальчика, спасшего его от рабской зависимости.
Он прежде всего собственник в отношении к миру, который будто бы и создан для извлечения выгоды.
Сила и впечатляемость образа в значительной степени объясняются его отъединенностью от системы капиталистических отношений, когда герой вынужден утверждать себя не спекуляцией, а работой, личной предприимчивостью, изобретательностью. Недаром же, овладев живой собственностью — Пятницей, Робинзон прежде всего учит его работать на себя, а затем уже говорить по-английски.
Робинзон сводит баланс с самим господом богом, вычисляя приход и расход взаимных отношений («добро», «зло» всего случившегося с героем).
Робинзон — свободный человек буржуазного предпринимательства, порвавший феодальные путы, сфера его беззастенчивой деятельности — вся планета. «Это настоящий буржуа»,— говорит о нем Энгельс.
Делец, собственник, хозяин, а затем уже размышляющий, наблюдающий человеческую природу исследователь и работник — таким предстает перед нами герой романа.
Робинзон бежит от «золотой середины» — «высшей ступени скромного существования», за которое с такой убежденностью ратует его отец, типичный буржуа, мечтающий о такой же благой участи и для собственного сына.
Презрев призывы своего отца и влекомый к жизни бурной и опасной, Робинзон перекладывает вину за свое непослушание на тайное веление всесильного рока, злосчастную судьбу и т. п.
Именно в изоляции от буржуазного общества раскрывается в полной мере Робинзон-человек. Будучи по природе своей «средним» человеком, герой испытывает чувства, характерные для многих, сталкивается с трудностями и преодолевает их, опираясь на ординарный человеческий опыт.
Необыкновенной может быть названа лишь его энергия: в поисках все новых возможностей усовершенствования своего быта Робинзон не знает усталости, ставит перед собой все более сложные задачи, учится прогнозировать будущее, как мы сейчас сказали бы, ищет самоудовлетворения и радости в труде.
Основная часть повествования о жизни Робинзона на острове — это гимн труду. Ни дня не проводит герой в праздном ничегонеделании. Оказавшись на острове, где некуда было в первые дни приклонить голову, а угроза голодной смерти была вполне реальной, Робинзон строит хижину, возделывает землю, разводит коз, сооружает крепость и т. д. и т. п.
Действительно, с чего начинается «робинзонада»?
На мне не оставалось сухой нитки, переодеться было не во что; мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы укрепить свои силы, а в будущем мне предстояло или умереть голодной смертью, или быть растерзанным хищными зверями. Но что всего ужаснее — у меня не было оружия, так что я не мог ни охотиться за дичью для своего пропитания, ни обороняться от хищников, которым вздумалось бы напасть на меня. У меня вообще не было ничего, кроме ножа, трубки да коробочки с табаком.
Каждый первый шаг в новом деле идет через недоумение и неудачу, через открытие и тысячекратный труд.
«Не теряя времени и не щадя сил» — сказанные между прочим, эти слова на самом деле становятся девизом существования Робинзона.
Робинзон вынужден овладеть десятками профессий: пастух, пекарь, каменщик, плотник, охотник, портной и т. п.— он каждый раз, принимаясь за новое ремесло, добивается в нем необходимого мастерства. И что самое главное — делает это с радостью, граничащей прямо-таки с упоением. Производство всякой вещи для Робинзона именно акт творения. Герой поглощен созиданием.
Необычайность ситуации, в которой живет и действует Робинзон, возводит в героический ранг едва ли не любое его достижение на поприще труда. Смысл его работы не столько в результатах, дающих возможность более комфортабельного существования и уверенность в завтрашнем дне, сколько в изобретательном и упорном преодолении препятствий, в неуклонности и решимости Робинзона добиться своего.
Недаром же процесс производства какой-либо вещи занимает в романе куда больше места, чем рассказ об использовании ее: здесь чаще всего краткая ремарка или простое указание на результаты достигнутого.
Нетрудно уловить в истории Робинзона-творца отражение всегдашней иллюзии просветителей о том, что природа создала человека всесильным: освобождаясь от пут феодализма, возвращаясь к природе, герой черпает в ней, подобно Антею, приникшему к земле, неиссякаемую мощь.
Долгие годы тянется ничем не восполнимая трагедия «несчастного существа, совершенно лишенного человеческого общества». Это «полная безмолвия печальнейшая жизнь, какая когда-либо выпадала в удел смертному».
Вечным трудом, постоянной деятельностью преодолевает Робинзон неизбывную силу трагических обстоятельств, свою каждодневную драму одиночества.
Героика труда не столько в нем самом, сколько в поддержке им чувства человечности, преодолении величайшего недуга героя, «которому увидеть лицо человеческое казалось, после спасения души, величайшим счастьем, какое только могло быть ниспослано ему провидением, воскресением из мертвых».
Неверно было бы представлять себе Робинзона Крузо этаким бодряком, примирившимся со своим отъединением от мира и налаживающим комфортабельное существование недалеким мастеровым природы.
К утверждению человеческого достоинства и осмысленной жизни он идет, преодолевая трудом не только сопротивление неподатливых обстоятельств, но и негасимую душевную боль.
Именно в этом, а не в удачных поделках и хозяйственных достижениях сила и обаяние образа, его общечеловеческая значимость, истинное величие.
Поэзия труда сообщает необыкновенную занимательность рассказам Робинзона о том, как он шил себе платье, устанавливал частокол, строил лодку и т. п.
Немного найдется в мировой литературе персонажей, равных Робинзону Крузо как герою материального мира, работнику-творцу.
Не следует, однако, забывать, что он все время оставался рабом ситуации, вынуждавшей его стать тем, кем он и сделался. Его жизнь не воплощение какой-либо философской идеи с точки зрения самого героя, а всего лишь здравомыслящая реакция на сложившиеся обстоятельства. В связи с этим Робинзон как личность, как мыслитель не составляет в глазах читателя ничего оригинального: круг общепринятых религиозных норм и этических правил — вот и весь его духовный багаж.
Религиозность Робинзона — вера делового человека времени, смысл ее можно передать поговоркой: «На бога надейся, а сам не плошай». Это и вообще характерно было для предпринимательского духа времени.
Религиозность героя всегда сочетается с трезвым расчетом. Рационалистический подход к действительности оказывается сильнее суеверий, когда Робинзон сталкивается с неожиданностью (умирающий козел в пещере, след ноги на песке и т. п.). Рассуждения Робинзона о человеческой судьбе, природе страха, одиночестве в меру глубоки, правдивы и философичны, а их религиозная окраска чаще всего оказывается внешним придатком.
Природа, отвлеченные чувства, не связанные с религиозными размышлениями, воспоминания о далеком прошлом не играют в жизни Робинзона сколько-нибудь значительной роли. Разумеется, «Робинзон Крузо» не психологический роман в обычном понимании этого слова. Но было бы неверным утверждать, как это иногда делалось, что автор ограничивает поступки героя еднозначной вынужденностью мотивов.
Приведем только один пример рассуждений Робинзона, вскрывающий глубокое и проникновенное понимание героем причин и следствий многих человеческих поступков, далеко не всегда связанных жестокой логикой смысла.
Что касается возвращения в родительский дом, то стыд заглушал самые веские доводы моего разума; мне представлялось, как надо мной будут смеяться все наши соседи и как мне будет стыдно взглянуть не только на отца и на мать, но и на всех наших знакомых. С тех пор я часто замечал, до чего нелогична и непоследовательна человеческая природа, особенно в молодости: отвергая соображения, которыми следовало бы руководствоваться в подобных случаях, люди стыдятся не греха, а раскаяния, стыдятся не поступков, за которые их справедливо можно назвать безумцами, а исправления, за которое только и можно почитать их разумными.
И не раз еще предстает Робинзон вдумчивым психологом, внимательным наблюдателем человеческой природы, хотя круг его исследований ограничен исключительно первичными формами самоанализа да совершенно изредка воспоминаниями о людях «доостровного» существования.
Необыкновенная популярность «Робинзона Крузо» не была, разумеется, следствием одной только занимательности его приключений. Роман Дефо заключал в себе также теорию социального развития, соответствующую воззрениям XVIII в., т. е. имел, помимо прямого, еще и аллегорический смысл.
На необитаемом острове Робинзон проходит последовательно стадии развития человеческого общества, как это представлялось в философии эпохи Дефо.
Один на один с природой герой поддерживает свое существование охотой, затем скотоводством и, наконец, земледелием. Все это как бы соответствует начальным периодам социальной эволюции человечества.
Спасенный Пятница, ставший рабом героя, олицетворяет уже и начало новых отношений. Вводя в роман борьбу Робинзона против аборигенов, автор проводит аналогию с битвой цивилизации против варварства, а с организацией маленькой колонии связывает некое подобие государства, чье устройство мыслится Дефо идеальным. Это тип просвещенной монархии, где веротерпимость возведена в закон, собственность священна и правитель все силы отдает заботам о благе народа.
Глубокая нравственная идея о воспитании без вины виноватых, о просвещении как орудии против варварства и дикости заложена в эволюции отношения Робинзона к дикарям-людоедам.
Естественное желание наказать, уничтожить жестоких людоедов, чувство всеослепляющей ненависти к ним, негодование, порожденное отвращением, постепенно уступают место размышлениям о том, что «они не имеют в жизни иных руководителей, кроме своих извращенных инстинктов и зверских страстей», что «они не более убийцы, чем те христиане, которые убивают военнопленных или, что случается еще чаще, предают мечу, никому не давая пощады, целые армии, даже когда неприятель сложил оружие и сдался».
Робинзон осознает, что вправе расправиться с дикарями, но что это было бы «безнравственно и неблагоразумно». Не уничтожить людей, волею истории не доросших до цивилизованных норм общения, а воздействовать на их природу — в этом предполагает выход Робинзон.
Недаром же, по словам Пятницы, дикари «будут рады учить доброе» — было бы только кому учить!
Этические проблемы романа тесно связаны с пуританскими убеждениями самого Дефо. Религиозные занятия, чтение Библии помогают герою избавиться от дурных страстей, ощутить, что следование божеским заветам ему же на пользу, ибо приносит мир душе и помогает справляться с невзгодами жизни.
В этом плане нравственное самовоспитание Робинзона протекает с точки зрения автора вполне удовлетворительно. Однако практически движущей силой в истории героя становятся два чувства, заимствованные из учения о «естественном» состоянии человека: доброе отношение к людям и стремление к деятельности. Миролюбие и гуманность как символы веры Робинзона вынуждены порой отступать перед обстоятельствами, например в борьбе с дикарями-людоедами или взбунтовавшимися матросами, но иллюзия относительной гармонии в период пребывания Робинзона на острове в основном соблюдена.
Робинзон, осваивающий природу посредством своего разума, трудом своих рук,— высоко гуманный образ. Робинзон не только не одичал в одиночестве, он интеллектуально вырос, он превратился из потребителя ценностей в их творца. В этом смысле самоуважение Робинзона вполне оправдано.
Величайший оптимизм романа определяется воспеванием человеческих возможностей, в этом смысле «Робинзон Крузо» — образец просветительского романа XVIII в. Катастрофические противоречия буржуазного мироустройства еще не стали настолько очевидными, чтобы заслонить силу энергии, предприимчивость, своеобразную отвагу героя.
Необходимо при этом заметить, что Робинзон, проделавший двадцативосьмилетний путь от «естественного» состояния к идеальному, по Дефо, государству не нашел по возвращении в Англию воплощения этого общественного идеала: заботы, неуверенность, а главное — одиночество стали уделом возвратившегося к «нормальной жизни» островитянина. С невольной грустью вспоминает герой и о своей независимости, и о беззаботности, от которых он был «спасен» действительной цивилизацией.
«Книга Дефо оказала заметное влияние на общественную мысль XVIII столетия. Философы увидели в ней выражение определенной концепции отношения человека к окружающему миру. Политические экономисты основывали на примере Робинзона теорию возникновения производства. Педагоги разработали теорию воспитания, опираясь на жизненный опыт Робинзона Крузо».
Книга вышла без имени автора в качестве мемуарных записок героя и предназначалась вовсе не для детей.
Фабулу составляет рассказ Робинзона, нанизывающий один за другим цепь эпизодов. Многое герой обещает рассказать читателю позже и, как правило, выполняет свое намерение, оживляя композицию изложениями, уместными с точки зрения занимательности, отступлениями, возвращением к незавершившимся событиям и т. п. В течение всего романа выдержана свободная, раскованная манера доверительной беседы с читателем.
Бытописатель, отличающийся завидной обстоятельностью, избегающий усложненных психологических мотивировок, но внимательно следящий за их социальной обусловленностью, Дефо покоряет силой достоверности изображаемого им мира. Точность, последовательность действий героя, перечисление всего необходимого порой воспринимаются своеобразной инструкцией для потерпевших кораблекрушение современников.
Точный, простой, без ухищрений язык воспроизводит и полную реальность духовной жизни Робинзона.
«Робинзон Крузо», прообраз просветительского реалистического романа в еще необособленном, нерасчлененном виде, совмещает в себе множество различных литературных жанров. Это путешествие; это автобиографический роман приключений; это «роман воспитания»; это беллетристическое переложение локковской теории общественного договора и предвосхищение «робинзонад» английской буржуазной политической экономии».
Второй том романа повествует о десятилетних странствиях Робинзона после возвращения его на родину и небезвыгодного брака. Герой навещает остров, теперь усиленно колонизируемый, и видит там вражду, опасения, кровопролития. С трудом удается ему восстановить подобие мира между белыми, их невольниками и дикарями. Нормальные отношения, впрочем, очень непрочны, хотя у каждого из новых робинзонов есть все (и даже более того), чем располагал Крузо в конце пребывания на острове, да еще плюс к тому человеческое общество.
Правда, несовершенство идеальной схемы Дефо объясняет не социальными, а нравственными причинами, автор не теряет надежды посредством воспитания улучшить человеческую природу и добиться полной гармонии отношений.
Во втором томе нет Робинзона-делателя, здесь он купец, наблюдатель, путешественник. И очарование первого тома ушло вместе с активностью человека-творца.
Третий том содержит «серьезные размышления» Робинзона Крузо о нравственности и религии, о поведении человека. Эта часть гораздо ближе к религиозной проповеди, чем к реалистическому произведению, трактующему знаменательные социально-философские идеи времени.
Вторжение чистогана на остров Робинзона, открывающееся читателю во второй части романа, занимательные приключения в Индии, Китае, наконец, заключительная, третья часть романа не составляют интереса (разве только ограниченно историко-литературный) для современного читателя. В них нет поэзии свободы и полного приобщения к земной жизни, изгнания всяческих преград, всех опосредовании между человеком и его деятельностью, так ярко характеризующих жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.