Истоки литературы средневековья относят к IV—V вв.— периоду, когда на развалинах Римской империи оформляются новые государственные объединения, созданные варварскими народами,— с течением времени в пределах этих государств образовались и современные европейские нации.
За немногими исключениями, все эти народности подвергались сильной романизации, т. е. активному воздействию римской культуры в целом и латинского языка в особенности; германскими по языку остаются области древнейшего расселения этих племен (Германия, Скандинавия).
В течение V—X вв. на территории Западной Европы развиваются новые, феодальные отношения, явившиеся результатом взаимодействия и столкновения рабовладельческого строя позднеримского общества и германского родоплеменного строя. Именно эти общественные отношения и характеризуют содержание и тематику наиболее значительных литературных памятников средневековья.
Определяющими источниками литературы этого периода были воздействия в сложном переплетении народно-поэтического творчества традиций латинской письменной культуры и влияния христианства. Основой для развития позднейших европейских литератур следует считать поэзию варварских народов, достаточно развитую ко времени «великого переселения», однако и влияние религии на всю культуру средневековья было по неизбежности чрезвычайно значительным.
«Средневековье развивалось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать во всем с самого начала. Единственным, что оно заимствовало от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утративших всю свою прежнюю цивилизацию
городов. В результате, как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер»,— писал Энгельс.
Церковь, располагавшая огромным и прекрасно организованным пропагандистским аппаратом, постоянно внушала народам идеи аскетизма, послушания, презрения к земным благам и беспрекословного подчинения мирской власти. Она «окружила феодальный строй ореолом божественной благодати»,— замечает Энгельс. В связи с этим революционные народные движения средневековья по форме своей нередко облекались в богословские ереси, а пропаганда христианских идей наталкивалась на доктрину радостного, гедонистического мироощущения, черпавшую силу как в гуще стародавних народных верований, так и в естественной реакции наиболее здравомыслящей части общества на религиозные догмы.
Вместе с тем многие жанры средневековой литературы церковного происхождения: это гимны, культовая драма, жития святых; с клерикальной литературой связаны обработка библейских мотивов и легенд, зачатки историографии.
Религиозное мышление наложило отпечаток и на сугубо светские жанры средневековой литературы — героический эпос и рыцарскую поэзию, ввело в литературный обиход элементы символического восприятия действительности и аллегорию.
Было бы тем не менее неверным воспринимать мироощущение средневекового человека как болезненно аскетическое. Отсюда и элемент восприятия чисто религиозных моментов средневековой литературы был все-таки достаточно ограниченным.
Двойственность мысли и чувства, базировавшаяся в значительной степени на далеко не изжитых еще ощущениях недавних языческих верований, отблески античности, неприглушенная тяга к яркой, глубокой чувственности находили отображение в лучших, переживших эпоху средневековья выражениях художественной мысли.
Наконец, еще одним источником, формировавшим литературу средневековья, была языческая культура. Во многих жанрах средневековой литературы ощутимы и следы прямого влияния римских писателей, прежде всего Вергилия, почитавшегося церковью «христианином до Христа», и Овидия.
Несмотря на отрывочность, бессистемность изуродованного церковной цензурой обращения к латинскому наследию, римская культура заявляла о себе жизнеутверждающими отголосками античности.
«Наиболее распространенный и популярный в эту эпоху жанр литературного произведения — жития святых, самый типичный
образчик архитектуры — собор, в живописи преобладает икона, в скульптуре —персонажи Священного писания. Средневековые мастера, писатели, художники, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир».
В основе эстетики средневековья лежало стремление к постижению божества, этические категории средневекового человека преследовали единственную цель: мечту о спасении души.
Разумеется, это никоим образом не предопределяло, гармоничности реального существования средневекового общества. Контрасты бедности и богатства, власти и бесправия, образованности и невежества и т. п. по сути дела и служили основой противопоставления в мировоззрении типичного человека средневековья греха и добродетели, преходящего и неизменного, конечной гибели души или ее вечного спасения.
Мир средневекового человека был замкнут пределами его селения или городка, бездорожье и разбой затрудняли сообщение между областями, путешествие из одной европейской страны в другую продолжалось многие недели, а то и месяцы.
То, что средневековый человек наблюдал в течение всей своей жизни, представлялось ему, с одной стороны, миниатюрным повторением мироздания, а с другой — лишь бледной тенью «настоящего», потустороннего мира.
Литература средневековья делится на два больших этапа, связанных с характером общественных отношений: литература периода разложения родового строя и возникновения феодализма (V—X века) и литература стадии развитого феодализма (XI—XV вв.).
Первый период характеризуется памятниками народного поэтического творчества, во втором различают литературу народную, феодально-рыцарскую и клерикальную, а затем начиная с XIII в. и городскую литературу. Все эти потоки существуют и параллельно, и в сложных переплетениях и взаимопроникновениях, однако основной питательной средой всей литературы средневековья остаются произведения народной поэзии.
Городское искусство, как и городская литература, начиная с XII—XIII веков, развивается чрезвычайно быстрыми темпами и во многом вбирает в себя искусство клерикальное и клерикальную литературу.
Обособление различных потоков средневековой литературы становится с этого времени еще более условным. Теплые тона отношения к миру, если и не оказываются ведущими, тем не менее начинают значительно приглушать суровое, аскетическое мироощущение.
Отсюда видно, что традиционное деление средневековой литературы на феодально-рыцарскую, клерикальную и народную
является безусловно не всеохватывающим. Если литература периода разложения родового строя может рассматриваться в русле одного потока, то период развитого феодализма оказывается в этом смысле далеко не однообразным.
Поэтическое творчество народов Северной Европы оставило больше дошедших до нас памятников обоих периодов, но это объясняется специфическими условиями развития этих регионов.
Несомненно родство тематическое, и по смыслу внутреннего пафоса между «Словом о полку Игореве» и «Песнью о Роланде».
Последняя принадлежит героическому эпосу, занимавшему, быть может, наиболее значительное место в литературе развитого феодализма и в одинаковой мере характерному также для испанской («Поэма о Сиде» — около 1140 г.) и немецкой («Песнь о Нибелунгах» — около 1200 г.) литератур.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.