Возникновение «Песни о Роланде» относят к концу XI— началу XII в.
Вопрос о точном времени, месте и авторстве («коллективных преемственных авторах», «анонимных редакторах») достаточно сложен, чтобы пытаться вполне удовлетворительно разрешить его в рамках школьного знакомства с произведением.
Содержание «Песни о Роланде» составляет история гибели графа Роланда, племянника Карла Великого, преданного отчимом Ганелоном и убитого маврами в Ронсевальском ущелье, и повествование о жестокой мести Карла неверным и изменнику Ганелону за смерть отважного рыцаря.
Историограф и современник Карла Великого Эйнхард (770— 840) свидетельствует о подлинных событиях в Ронсевальском ущелье в «Жизни Карла Великого».
Неприятная, но не особенно значительная неудача экспедиционного корпуса франков была переосмыслена легендой в грандиозную битву франков с неверными, в сражение, решившее судьбы христианского мира.
Написанная на старофранцузском языке десятисложными стихами, ассонансом, поэма декламировалась нараспев и обладала одной и той же сквозной мелодией, подобно нашим былинам.
Ее исполнители, а подчас и составители — народные певцы-жонглеры, бродившие по всей Франции, были непременными участниками свадеб, торжеств, гостями замков и монастырей, домов простолюдинов, постоянно присутствовали при всех народных сборищах.
Поэма прожила многовековую жизнь в устном пересказе, постоянно перерабатывавшем ее; мотивы «Песни» сохранились во Франции до второй половины XIX в.
Это народное сказание, по жанру близкое романам Круглого стола (бретонский цикл) и романам об Александре (античный цикл), но отличное от них национальным сюжетом и стремлением передать с большими оговорками, разумеется, истинные события.
Отсюда даже идеализация героев происходит за счет некоторой доли гиперболизма, но без прямого обращения к фантастике.
Подобно «Слову о полку Игореве», мы можем назвать «Песнь» светской воинской повестью, но разделенной тремя веками от описываемых событий и содержащей по сравнению со «Словом» множество исторических несообразностей.
Идейный смысл поэмы определяется переплетением национальных (защита родины от поползновения арабских властителей), феодальных (вассальная верность сюзерену — основной закон жизни, а забвение долга — трагедия веры в непоколебимую жизненную закономерность) и религиозных (мечта о полной победе христианства над неверными) элементов.
В сознании современников возникновения «Песни» мысль о крестовом походе против «язычников» отождествлялась с идеей защиты южной Франции от нашествия арабов (мавров, сарацинов), захвативших в VIII в. всю Испанию. В то же время сила и целостность Франции прямо зависели от мощи королевской власти, противостоящей интересам строптивых феодалов.
«Песнь о Роланде» отражала заветные чаяния всех прогрессивных элементов тогдашней Франции, «которые прежде всего требовали... чтобы прекращены были раздоры между феодалами, приводившие к непрерывной междоусобной войне даже в тех случаях, когда в стране был внешний враг, чтобы прекратилось это состояние непрерывного и совершенно бесцельного опустошения, которое неизменно продолжалось в течение всего средневековья»,— писал Энгельс.
После беспощадного разгрома мавров Карл держит совет со своими пэрами: продолжать ли войну до полного уничтожения войск Марсилия или предложить бежавшему королю мир при условии его вассальной зависимости и обращения в христианство? Решено вступить с побежденным врагом в переговоры.
Но кого же послать в стан врага с почетной, но чрезвычайно опасной миссией? Нужен смелый рыцарь и дальновидный политик. Роланд вызывается сам отправиться к Марсилию для переговоров, но всем известен его несдержанный нрав и недостаточная дипломатичность — такой посол вряд ли добьется успеха. Тогда Роланд предлагает в парламентеры Ганелона, тем более что именно его отчим дал Карлу принципиальный совет — покончить дело с язычниками миром, коль скоро Марсилий обещает: «Вассалом вашим сделаться покорным, принять и нашу веру, и закон».
Может показаться (так решает и Ганелон), что Роланд не столь уж безупречен, рекомендуя в послы родственника, которому грозит смерть от руки неверных; но основной мотив — уважение Роланда к уму и сдержанности Ганелона, который, в его глазах, лучше других может выполнить опасное поручение императора.
Так что здесь противоречие внешнее. Просто Роланд умеет подчинить все соображения (в том числе и заботу о безопасности достойных рыцарей) долгу вассала по отношению к своему сеньору, в данном случае — Карлу.
Каким же изображен в поэме Роланд и до какой степени беспочвенны подозрения Ганелона?
Сразу заметим, что идеализация рыцаря в его образе, не подлежащая сомнению, далеко не беспредельна, и это связано с основной художественной установкой автора: показать человека своей эпохи, а не бесплотный символ.
Неукротимый нрав и гордое сердце формируют вспыльчивый, несдержанный, порой едва ли не вздорный характер Роланда, именно поэтому Оливьер, кузен героя, возражает против назначения Роланда послом к Марсилию.
Роланд отважен до безрассудства, удаль его неумеренна, советы благоразумия он не приемлет — ив этом причина гибели тысячи франков. Гордыня помешала Роланду вовремя призвать Карла на помощь; когда же французов осталось лишь 60 из 20 000, он трижды собирается трубить в свой рог Олифант, но возмущенный Оливьер удерживает его: все равно Карл не успеет их спасти, так что храброму остается только умереть.
Но по совету архиепископа Турпина, примирившего друзей, Роланд все-таки призывает императора, чтобы отомстить за смерть французов и похоронить их под церковными сводами, «смочив слезами жалости и скорби».
Горько раскаяние Роланда в конце битвы. Неотвратимая смерть уносит баронов, гибнут двенадцать пэров Франции, сражен друг Оливьер, хотя поле битвы, оставленное бегущими в страхе перед мужеством франков сарацинами,— за Роландом, лишившимся чувств от ран и горя, и умирающим архиепископом.
Как полководец Роланд тоже не безупречен: Ганелон напоминает Карлу, как его племянник без ведома императора попытался самочинно захватить город Нопль:
На вылазку язычники пошли,
Роланда славного они разбили.
Тогда водой он приказал свои
Залить луга, чтоб скрыть число убитых.
И Карл молчаливо соглашается с тем, что все именно так и было.
Предшествующие отношения Роланда и Ганелона не вполне ясны. Это следует хотя бы из того, что Роланд первым указывает Карлу на сомнительность искренности смирения Марсилия, напоминает об аналогичном случае в прошлом, когда в ответ на предложение о мире Марсилия, «лжеца презренного», к нему отправили послами «Базана с Базилисом, графов смелых» — он же отсек им головы; однако воспоминание о страшном прецеденте ничуть не мешает Роланду тут же предложить в послы к Марсилию Ганелона.
В такой ситуации последний мог, естественно, заподозрить пасынка в недобрых намерениях, хотя тот рекомендовал Ганелона послом в знак уважения его отваги (ведь он и сам готов отправиться к неверным).
Кстати сказать, в этом случае кажущаяся непоследовательность поступка опровергается внутренним благородством Роланда, не желающего слышать худого о своем отчиме, даже когда предательство Ганелона становится очевидным:
Ах, Оливьер, ни слова!
Ты не забудь, что Ганелон — мне отчим.
Я слышать не хочу о нем дурного.
Таким образом, характер Роланда далек от иконописного идеала. Реалистические черты его личности как раз и подчеркиваются спонтанностью, необузданностью, порою даже логической бесполезностью поступков, предопределенных безграничной активностью и несдержанностью темперамента.
Однако самое сильное чувство Роланда — патриотизм; Франция — его душевное моление, символ его веры. Ее благо, ее честь — превыше всего. И даже когда горячность отваги затемняет разум Роланда, его глубинным, скрытым мотивом действия остается служба родине.
Служба Франции для Роланда тождественна службе императору. Отсюда долг вассала по отношению к Карлу — высшая обязанность честного рыцаря, именно этой верностью и проверяется подлинное достоинство человека, его общественная ценность. Здесь автор «Песни» и его герой совершенно единомышленники.
Святость обязанностей по отношению к сюзерену, когда он император, провозглашает герой, готовясь к сражению с сарацинами:
Для императора вассал примерный
И жар и холод должен претерпеть,
Ни волоса, ни кожи не жалеть.
«Ни у кого еще из королей
Вовек героев не было отменней»,—
с гордостью утверждает автор.
В «Песни» прославляется выполнение воинского долга как основная из вассальских обязанностей рыцаря. И Оливьер определяет воинскую честь и храбрость в бою как следствие вассальского долга и главное содержание жизни рыцаря:
Но отступать — позорно для вассала,
Чем стыд такой принять, не лучше ль пасть?
Автор откровенно восхищается Роландом, его благородным великодушием, честностью, сердечной простотой, скромностью, верностью и преданностью долгу.
Прекрасен граф Роланд, могуч он телом,
Улыбка у него на лике светлом,—
и это перед грозной сечей, из которой ему наверняка не выйти живым.
Когда он обращается к соотечественникам, товарищам по оружию, взгляд его становится ласковым и нежным, он разговаривает с ними «с учтивостью отменной». Это воспитанный человек и хороший друг. Подкупает экспрессивная афористичность речи Роланда:
Купил король Марсилий наши жизни,
Но лишь мечом их сможет получить.
Характер этот — душа поэмы, ее внутренний двигатель.
Антипод Роланда — Ганелон не просто изменник, он олицетворяет злое антинародное начало, ибо ввергает в несчастье страну своим анархизмом (трагедией, напоминаем кстати, оборачивается и своеволие Роланда).
Характерна художественная объективность в изображении Ганелона, а следовательно, и идеи, за ним стоящей.
Он не урод — ни физически, ни нравственно, держит себя с достоинством и удалью и перед Марсилием, и перед Карлом.
Обращаясь к Марсилию, Ганелон предъявляет ему унизительно жестокий ультиматум, значительно расходящийся по смыслу и особенно по форме с истинным поручением Карла.
И дело не только в том, что «Песнь» хочет подчеркнуть смелость, дразнящую отвагу Ганелона — это так; но главное, видимо, в расчетливом намерении помешать возможному примирению франков с сарацинами («Заранее Ганелон обдумал речь. Заговорил хитро он и умело» — однако при простой передаче поручения, сюзерена ничего этого не требовалось).
Ганелон, понятное дело, идет на риск, озлобляя Марсилия, но зато облегчает себе задачу дальнейшего сговора с маврами.
Перед смертью Роланд соглашается с тем, что Ганелон предатель, и призывает на его голову месть Карла.
Благородство Роланда долго не позволяет ему усомниться в рыцарской порядочности Ганелона, нарушившего сразу два
святых долга: вассала — перед Карлом и родственника — перед пасынком.
Многим не верилось, что возможно пренебречь этими в равной почти мере сильными чувствами, освященными временем и традициями. Свидетельство тому заступничество Пинабеля и множества баронов за предателя Ганелона, когда проступок последнего стал для всех очевиден.
Ганелон в действительности предатель вдвойне: он попрал долг вассала и оказался врагом члена своей семьи, своего рода.
Вассальская верность потому, в частности, и нуждается в восславлении, что ее приоритет перед верностью роду далеко еще не утвердился.
Суд над Ганелоном — суд над феодальным своеволием. Ганелон не принимает упрека в измене, потому что непосредственной целью его сговора с маврами была гибель Роланда — остальное его не интересовало, он не стремился к поражению всего
войска Карла.
И бароны, которые хотят оправдать Ганелона, мотивируют это тем, что
Ведь не под силу никакой ценою
Вам воскресить Роланда своего.
Тьерри, поддержавший обвинение против изменника, также говорит о судьбе Роланда, но дает происшедшему иное истолкование на том основании, что пострадал не просто барон, а верный слуга, вассал короля, и император тем самым вправе — и даже обязан — покарать предателя:
Пред Ганелоном если был бы даже
Роланд хотя бы в чем-нибудь неправ,
Роланд был императора вассалом,
И служба та — ему была порукой,
Но все же Ганелон его предал,
Тем оскорбивши вашу честь и право.
И только победа Тьерри в жестоком поединке делает возможным наказание Ганелона, преданного страшной казни при полном сочувствии рассказчика:
Такой конец изменник заслужил:
Злодейства своего пожал плоды.
Идея религиозной борьбы с маврами обусловливает введение в «Песнь о Роланде» молитв, знамений, прямых призывов выступить против неверных.
Душу храбрейшего из рыцарей принимают ангелы; перед тем же архангел Гавриил, посредник между богом и людьми, берет у Роланда перчатку как залог его верности своему новому сюзерену — богу.
Нельзя не увидеть здесь двоякой рыцарственности Роланда-вассала Карла и бога, прославление той же идеи рыцарского служения долгу. Замечателен в этом смысле образ архиепископа Турпина. По сути дела, это тот же рыцарь, проведший жизнь в сражениях и молитве, он «словом пасторским и бранным делом всю жизнь противоборствовал неверным».
Знаменательно, что реймсскии архиепископ на первое место ставит верность королю, а затем уже церкви:
За короля должны принять мы смерть,
Христианской веры славу мы поддержим.
Эпитимья, которую он накладывает на воинов,— «бить врагов». «Тот и гроша не стоит, кто труслив. Пускай себе идет в монастыри» — и это говорит прелат!
Доброта, человечность, юмор отличают облик священнослужителя-бойца.
Выше уже отмечалось, что «Песнь о Роланде» трансформировала мечту об окончательном устранении угрозы со стороны арабского нашествия: месть маврам перерастает в великую битву со всемирным войском неверных, возглавляемым Балигантом, в военное столкновение двух религий, из которого христиане выходят полными победителями.
Война, ее описание в трудной битве, удалой сече занимает большое место в «Песни о Роланде». Грозно и динамично воспроизводится сражение:
Чудесен бой, час от часу он злее.
Французы бьют, ударов не жалея.
Насквозь пронзив тяжелые доспехи,
Их копья входят в плоть живую тел.
Мечи крушат хребты и рубят плечи.
Битва дается в «Песни» через восприятие человека, а не только француза, описание ее пронизано не одной мрачной радостью борьбы, но и гуманистическим сочувствием к боли, мукам:
Не увидать нигде страданий больше.
Как много тел валяется кругом,
Убитых, раненых, залитых кровью!
Они лежат кто вверх, кто вниз лицом.
Это особенно интересно в сопоставлении с одной из основных мыслей «Песни» — о посрамлении языческого воинства, о борьбе с неверными как высшей доблести рыцаря.
Кровавая сеча не просто праздник битвы, не только упоительное зрелище столкновения бесстрашных рыцарей; это потрясающе мрачные, трагические сцены, в которых страдание предметно, даже натуралистично:
Архиепископ мертвым там лежит.
Из живота все внутренности, выпав,
Траву вокруг убитого покрыли,
И вытекает мозг из головы...
Сам Роланд чувствует: «подходит смерть. Сочится мозг сквозь рассеченный череп».
Разумеется, идти на все эти муки имеет смысл только во имя спасения родины. Недаром же предложение уладить распри с Марсилием миром находит полную поддержку мудрейшего из приближенных императора — герцога Нэма и созвучно мыслям самого Карла.
Образ Карла как бы затенен событиями, он во многих отношениях скорее символ, вокруг которого идет борьба идей, нежели полнокровное действующее лицо.
Карл неровен в своем отношении к вассалам: «Вы дьявол... когда на ум приходит вам такое»,— говорит он Ганелону, предложившему поставить во главе арьергарда отходящего войска Роланда. (Кстати сказать, это предложение само по себе месть Ганелона, так как заключает огромную опасность для Роланда независимо от сговора Ганелона с неверными.) И он же с легким сердцем отпускает к Марсилию Ганелона, не подозревая еще, разумеется, о его возможном предательстве.
Власть императора только укрепляется, он еще далек от единоправия, и это особенно заметно в его колебаниях во время суда над изменником.
Известная неуверенность сквозит и в непоследовательности Карла, который обращается с вопросом и выслушивает ответы рыцарей, хотя непосредственно перед этим в самой резкой форме приказал им молчать.
Плач Карла над трупом Роланда интонационно и по смыслу, исполненный скорбных преувеличений и жалоб, напоминает нам сходные мотивы в русском эпосе.
Единственный женский образ в «Песни» Альда — сестра Оливьера и невеста Роланда, любимая им.
Но любовная тема, получившая развитие в позднейших поэмах цикла шансон де жест, в «Песни о Роланде» даже не намечена всерьез, если говорить о самом герое. Чувства героини незатейливо и прямо обозначены через добровольную смерть подруги Роланда, не сумевшей и не пожелавшей пережить любимого, хотя бы и для того, чтобы связать свою судьбу с судьбой другого отважного рыцаря, предложенного ей в мужья великим Карлом.
Вмешательство чудес, пророчества стихий имеют место в «Песни», но сюжетно незначительны. Так, по мольбе Карла бог останавливает солнце, чтобы ночь не скрыла бегущих неверных от мести разгневанного и удрученного бедой короля: мотив, прямо заимствованный из библии, где в ответ на молитву Иисуса Навина бог задерживает светило, чтобы израильтяне могли выиграть сражение с амореями.
Недобрым знаком становится разбушевавшаяся природа, когда воины Роланда идут на последнее сражение с сарацинами, там
Низринулись с небес и дождь, и град,
И грома оглушительны раскаты,
И ослепляют вспышки молний частых,
И от толчков земля заколебалась.
Повсюду в трещинах стоят дома.
Среди полудня полный мрак настал,
Его лишь вспышки молний освещают,
Объемлет ужас франкские сердца...
В страхе люди ждут страшного суда, последнего дня творенья. Грозные стихии «предвещают кончину графа храброго Роланда».
Автор «Песни» все время активно присутствует в тексте. Он переживает вместе с героями, обращается непосредственно к читателю, скорбит и радуется.
Чтобы упрочить веру в истинность описываемых событий, он ссылается на свидетельство «анналов Франции», предупреждая читателя о будущих событиях, он еще до ссоры Роланда с Ганелоном замечает о роландовом отчиме: «И Ганелон пришел, в душе изменник».
Высокие художественные достоинства, большой культурно-исторический интерес и безусловное воспитательное воздействие «Песни о Роланде» неоспоримы и в наши дни.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.