Период болгарского Возрождения. Развитие прогрессивной национальной болгарской культуры и литературы в XIX веке тесно связано с подъемом освободительной борьбы болгарского народа, с процессом политического пробуждения масс.
Период с конца XVIII века до окончания русско-турецкой войны 1877—1878 годов носит в истории Болгарии название национального Возрождения. Период болгарского Возрождения— одна из ярких страниц в истории болгарского народа, на протяжении нескольких веков (с конца XIV века) ведшего героическую борьбу за независимость своей родины. Это период формирования болгарской нации в связи с зарождением и развитием капитализма в стране, период подготовки и проведения освободительной революции 1876 года (так называемого Апрельского восстания).
Борьба болгарского народа за его национальное освобождение от Турции сочеталась с социальной борьбой против «внутренних турок» — болгарских богачей, чорбаджиев. Особенно обострилась эта борьба в период подъема революционного движения в стране, когда стремления народа, вступившего в борьбу за полное уничтожение турецкого господства путем всенародного восстания, приходят в противоречие с интересами крупных феодалов и буржуазии.
Своего наивысшего подъема освободительная борьба в Болгарии достигает в 60—70-е годы XIX века. Основная задача, стоявшая перед болгарским народом, заключалась в освобождении страны от турецких поработителей, в ликвидации феодального строя, тормозившего развитие капиталистических отношений.
Судьба свободолюбивого болгарского народа всегда привлекала внимание передовых слоев русского общества. Свои надежды на освобождение болгары связывали с мыслью о помощи со стороны России. И именно русский народ явился освободителем Болгарии.
Апрельское восстание 1876 года, ставившее своей целью освобождение страны из-под турецкого ига, было жестоко разгромлено. Но оно нашло отклик в России и ускорило начало русско-турецкой войны (1877—1878), объективно-положительное значение которой заключалось в том, что она принесла освобождение Болгарии, независимость Черногории и Сербии. Именно потому эта война называется болгарами освободительной. Развитие национальной литературы. В период болгарского Возрождения формируется и быстрыми темпами развивается национальная литература Болгарии.
Развитие болгарской национальной культуры и литературы — одна из сторон той героической борьбы, которую на протяжении многих лет народ Болгарии вел за свою независимость.
Подъем национально-культурного движения в стране выразился в развитии просвещения, в создании и укреплении болгарской школы, в борьбе за утверждение прав на существование национального языка и национальной культуры. Этот общий подъем сказался и на успехах литературы. В XIX веке развивается болгарская поэзия, проза, драматургия; возникают периодические издания; появляются переводы и многочисленные переделки произведений иностранной литературы. Особенно широкое распространение получают в Болгарии произведения русских писателей — Пушкина, Гоголя, Некрасова, Чернышевского и других.
В XIX веке развиваются и крепнут межславянские культурные и литературные связи (русско-болгарские, украино-болгарские, русско-чешские, сербско-болгарские, русско-польские и т. д.). Движение за братское единение было одной из важных сторон национально-освободительной борьбы народов славянских стран.
К первой половине XIX века относится творчество болгарских поэтов — Д. Попского, Г. Пешакова, П. Протича и других.
В своих произведениях они отстаивали права народа на национальную независимость, продолжая тем самым дело, начатое первыми болгарскими «будителями», Паисием Хилендарским и Софронием Врачанским, выступившими в конце XVIII века. Автором ряда лирических стихотворений и поэмы «Стоян и Рада» был широко известный в Болгарии поэт Найден Геров (1823—1900). Н. Геров утвердил в болгарской поэзии силлабо-тоническое стихосложение. Его творчество развивалось под сильным влиянием фольклора. Широкое признание получили в Болгарии песни Добри Чинтулова (1822—1886). Одним из первых в болгарской литературе Д. Чинтулов передал в поэтической форме интимные переживания людей. В своих стихах, написанных в форме, близкой народным песням, он с большим поэтическим обаянием, непосредственно и задушевно передает чувства скорби и радости, тоски и веселья. Особенно большое значение имели революционные песни Д. Чинтулова («Восстань, восстань, юнак балканский», «О, где ты, верная любовь народа?» и другие). Они завоевали признание и популярность в среде болгарского народа. В своих песнях Чинтулов призывает народ к борьбе с чужеземными угнетателями, обращается к славному прошлому свободолюбивого народа Болгарии, выражает уверенность в освобождении родины. Простые по форме, песни Чинту-лова отличаются ярко выраженным свободолюбием, пламенным патриотизмом, большой эмоциональностью.
Начиная с середины XIX века в болгарской литературе начали складываться два основных направления, окончательно оформившиеся в период 60—70-х годов: буржуазно-либеральное и революционно-демократическое.
Представители буржуазно-либерального направления (к их числу относились и такие известные писатели, как Петко Славейков и Васил Друмев) ограничивались требованием просветительских мероприятий и отдельных реформ.
Революционно-демократическое крыло передовой болгарской общественности, возглавляемое писателями-борцами Георгием Раковским, а затем Любеном Каравеловым и Христо Ботевым, призывало к освобождению страны через вооруженное восстание и вело подготовку к освободительной революции.
Борьба этих двух направлений получила свое отражение в болгарской литературе. Однако всех лучших болгарских писателей сближало свойственное каждому из них стремление к независимости родины. Основная тема творчества Славейкова и Друмева, Раковского и Каравелова, Ботева и Вазова — тема национально-освободительной борьбы народа. В своих произведениях все эти писатели рассказывали о судьбах своего народа и родины, о тяжелом настоящем и героическом прошлом Болгарии, пробуждая самосознание своих соотечественников.
Одной из основных, наиболее характерных черт демократического направления в болгарской литературе этого периода является его тесная связь с национальной и политической борьбой болгарского народа.
Славейков, Раковский, Каравелов, Ботев вошли не только в историю литературы как авторы целого ряда выдающихся произведений, но и в историю освободительной борьбы как ее непосредственные участники и руководители.
Раковский, Каравелов и Ботев были не только идеологами и вдохновителями движения за независимость, но и наиболее активными деятелями его, стремившимися на практике осуществить развиваемые ими теоретические положения. Эта тесная связь теории и практики в деятельности писателей-борцов со всей силой проявилась в их литературном творчестве, определив его боевую направленность.
Глубокий патриотизм и ярко выраженный демократизм характеризуют творчество выдающихся писателей Болгарии этого периода. Основоположник революционно-демократической идеологии в Болгарии Г. Раковский писал в своей автобиографии:
«Любовь к отечеству превосходит все блага мира, она — самая утешительная мысль для человека на свете. Ставши в человеке постоянным началом, она заставляет его презирать все остальное и побуждает его на самые невероятные и опасные предприятия. Чем бы ни занимался человек, какое бы добро он ни принес миру, он никогда не может иметь большего и высшего удовлетворения и наслаждения, чем делая добро для своего отечества и успевая совершить что-либо в его пользу».
Эта глубокая и прекрасная мысль в той или иной форме находит выражение в творчестве Славейкова, Друмева, Каравелова, Ботева и других. Одна цель объединяет всех писателей-борцов. Любовь к родине сочетается у них с интересом к историческому прошлому Болгарии, к народному быту, обрядам и обычаям, к устному народному творчеству.
С особой силой интерес к бытовой стороне жизни народа проявился в творчестве Любена Каравелова. Каравелов писал:
«Я люблю народную жизнь с ее песнями и пословицами, с ее сказками, обрядами и обычаями. Я хотел бы привести любого в мое отечество и показать наши высокие горы, сосновые и буковые леса, над которыми клубятся темные облака...
Я хотел бы каждому показать мой народ, живущий в белых хатках, показать его праздничные обряды и песни».
Оставаясь верными исторической правде, болгарские писатели делают героями своих произведений простых людей, которым было особенно близко дело освобождения родины и которые были действительными героями упорной повседневной борьбы,— крестьян, ремесленников, представителей интеллигенции, связанных с народом (чаще всего — учителей).
Огромное значение для развития болгарской литературы имела передовая русская классическая литература. Влияние русской литературы на болгарскую обосновано всем ходом исторического развития Болгарии, историей взаимоотношений Болгарии и России, близостью русского и болгарского языков.
Все передовые болгарские писатели отмечают то большое значение, которое имела русская литература для их творчества. Русская литература явилась для них не только главным учителем в деле совершенствования их художественного мастерства, но и неисчерпаемым познавательным источником, беспредельно богатым по своему идейному содержанию.
В деле воспитания выдающихся общественных деятелей и писателей Болгарии, Ботева, Каравелова и других, особенно велико значение русских революционеров-демократов. Знакомство с трудами Белинского, Чернышевского сыграло большую роль в формировании их революционного мировоззрения.
Влияние передовой русской литературы и критики сказалось и на формировании эстетических взглядов лучших болгарских писателей, выступавших сторонниками реалистического метода изображения действительности, и на практике их литературного творчества, в котором оно нашло свое конкретно-художественное выражение. Петко Рачев Славейков (1827—1895). Выдающимся поэтом, основоположником болгарского литературного поэтического языка был Петко Рачев Славейков. Пламенный сторонник просвещения широких народных масс, активный борец за национальную культуру, Славейков писал для народа. Демократическое содержание творчества Славейкова, живой народный язык его произведений способствовали их широкому распространению и популярности в народной среде.
Петко Славейков родился в Тырново, в семье торговца среднего достатка. Его жизнь, описанная им в «Автобиографии», была наполнена творческим трудом, борьбой, материальными лишениями. На протяжении многих лет Славейков работал учителем в ряде городов и сел Болгарии. За свою просветительскую деятельность Славейков подвергался преследованиям со стороны властей. Но это не сломило его. В период 1863—1867 годов Славейков был редактором просветительской газеты «Гайда» и газеты «Македония». Деятельность редактора и публициста он успешно сочетал с поэтическим творчеством. В годы русско-турецкой войны (1877—1878) Славейков был проводником войск русского генерала Скобелева через горный перевал. После 1878 года он принимал участие в работе Учредительного собрания как представитель либеральной партии, редактировал газеты «Объединенная Болгария» и «Тырновская конституция».
Славейков явился одним из первых болгарских поэтов, в подлинно художественных образах воплотивших свои убеждения, взгляды, стремления.
Славейков вступил на литературное поприще в период, когда новая болгарская литература не имела еще достаточно разработанного литературного поэтического языка. Народное творчество и русская поэзия — вот основные источники, пользуясь богатствами которых Славейков оформился как поэт.
Знакомство Славейкова с русской литературой началось с 1846 года; и затем на протяжении всей своей жизни Славейков обращался к русской литературе. В его переводах болгарские читатели познакомились с произведениями Пушкина, Батюшкова, Никитина, Шевченко, Крылова и других русских поэтов.
В 1852 году были изданы первые сборники Славейкова — «Смешанный букет» и «Сборник песен». В эти сборники включено несколько десятков оригинальных и переводных стихотворений Славейкова.
Большинство ранних поэтических произведений Славейкова имеет сентиментально-романтический характер. В них нет еще пока места социально-гражданским мотивам. На первом плане в раннем творчестве Славейкова — любовная лирика.
В стихотворениях раннего периода, написанных обычно в форме обращения к возлюбленной, в глубоко прочувствованном поэтическом монологе влюбленный воспевает красоту своей милой, говорит о своей любви и верности. Искренность и непосредственность чувства выражаются в простых и правдивых речах влюбленного. Круг тем и мотивов довольно ограничен, как ограниченны и те художественные средства, к которым прибегает автор. Мягкая меланхолия, сентиментальный характер свойственны большинству ранних стихотворений Славейкова так же, как и повторяющиеся мотивы разлуки, измены, возможной или действительной смерти возлюбленной. Романтический характер носит описание пейзажей. Таинственный покров ночи, темное небо, редкие звезды, луна, выглядывающая из-за туч. Любовь проявляется как робкое чувство: нет ощущения любви как яркого сильного чувства. Меланхолическое настроение поэта проявляется в бедном и однообразном подборе красок, в однотонных пейзажах.
Ранняя лирика Славейкова наряду с стихотворениями любовного характера включает прекрасные стихи, воссоздающие образы родной природы («Ночь», «Осенний лес» и другие).
Славейков явился первым поэтом родины. Он открыл и воспел прелесть и красоту ее пейзажа, сумел в обыденном и малом увидеть прекрасное и большое. Но в большинстве его ранних стихотворений нет места ярким краскам, ясному солнцу. Образ осеннего леса, задумчивого леса («Осенний лес») характерен для поэзии Славейкова, так же как и овеянное грустной меланхолией сопоставление образа увядающей природы с уходящей молодостью. Это чувство мягкой грусти и томления, свойственное ранней лирике Славейкова, перекликается с чувством ожидания приближающегося рассвета, утренней зари, восходящего солнца, которое осветит ярким светом окружающую природу (стихотворение «Восход» и другие).
В период 60-х и особенно 70-х годов в творчестве Славейкова, в связи с подъемом освободительной борьбы в стране, основное место занимает гражданская тематика. В своей поэзии Славейков уделяет много внимания вопросу о долге и назначении поэта в обществе. В стихотворениях «Ответ» (1866), «Мое положение» (1870) и других он ставит важный вопрос об ответственности поэта перед народом. Славейков воспевает честного и смелого поэта-борца, считающего своим долгом служение народу. Славейков считал поэзию важным оружием в борьбе с пороками общества. Однако он не ставил и не мог в силу своей просветительской ограниченности определить конкретные задачи борьбы. Его рассуждения носят абстрактный характер и содержат прежде всего призыв к моральному самоусовершенствованию.
Были в жизни Славеикова периоды колебаний и разочарований, когда из-под его пера вышли стихотворения, отразившие чувство неудовлетворенности результатами происходившей в стране борьбы (стихотворение «Мне не поется», 1871), ее трудности и временные неудачи.
Проповедь ухода от общественной жизни и отказа от борьбы против турецкого господства вызвала резко отрицательное отношение со стороны Христо Ботева, который в своем стихотворении «Отчего я не поэт?» высмеял позиции, занимаемые Славей-ковым.
Выступления Христо Ботева против Славеикова носили глубоко принципиальный характер. Объективное значение их заключалось в том, что они были направлены против буржуазного либерализма.
Период разочарования и неверия Славеикова в свои силы продолжался недолго, но он показателен для его творчества.
С 1873 года начинается новый подъем в творчестве Славейкова. Под влиянием событий русско-турецкой войны он пишет свое известное стихотворение «К болгарам» (1879):
Братья, все к оружью! Становитесь в строй, Родине послужим, За свободу - в бой! Рабства нам довольно. Хватит нам невзгод, Тяжела неволя,— Вольность нас зовет. ..............
Слава непокорным, Павшим — честь навек, Кто в ярме позорном, Тот — не человек!
Однако даже в 70-е годы тема революции не находит места в поэзии Славеикова. Но следует подчеркнуть утверждение социальных мотивов в его творчестве этого периода. Социальная тема в поэзии Славеикова свидетельствует о крепкой и органической связи его творчества с болгарской действительностью.
В стихотворениях социально-политического характера, написанных до русско-турецкой войны и после нее, наибольшей силы достигает реализм поэзии Славейкова. В таких стихотворениях, как «К беднякам», «Несчастный», «В деревне» и другие, правдиво изображена жизнь болгарского крестьянства, его нужды, горе и мимолетные радости. Славейков провел жизнь, полную скитаний; он прекрасно знал народный быт и сумел воссоздать его, не поэтизируя и не прикрашивая. Картины безрадостной жизни болгарского крестьянства в нужде и бедности достигают значительной силы обличения в поэзии Славейкова. Теме честной трудовой жизни простого человека посвящены многие его стихотворения. Таково, например, стихотворение «Труженики» (1882):
Честь тому, кто в зной и холод
Спину над сохою гнет,
Кто, подняв тяжелый молот,
Им по наковальне бьет.
Честь тому, кто в тьме подземной,
Днем без солнечных лучей,
Труд несет свой подъяремный, Чтобы прокормить детей. .............
Честь за каждую работу Всем мозолистым рукам, Честь соленым каплям пота С черной грязью пополам!
Одним из первых в болгарской литературе XIX века обратился Славейков к теме денег и их роли в обществе. В сатирическом по своему характеру стихотворении «Песня моей монете» поэт пишет о всевластии денег и всеобщей продажности в современной ему действительности. Стихотворение написано в форме обращения поэта к оставшейся у него одной-единственной
монетке:
О тебе слагаю Песню, дорогая! Слышишь, о монета,
Ты — царица света! ............
С древних пор для мира Стала ты кумиром.
Но вот шутливый тон вступления сменяется гневным осуждением существующей в мире несправедливости и беззакония. Резко меняется звучание стихотворения:
Ты владык провозглашаешь, Ты ничтожных возвышаешь, Ты монахов освящаешь, Ты безумцев умудряешь, Ты уродов украшаешь, Ты вселенной управляешь... ...............
Патриархи для богатых Все законы нарушают, Все богатым разрешают. В честь тебя архиереи Грабят бедный люд, злодеи. В честь тебя выносят судьи Приговоры честным людям. Подчиняясь звону злата, Лгут бесстыдно дипломаты...
В 1892 году Славейков написал свою «Автобиографию».
«Автобиография» Славеикова интересна не только как источник сведений из жизни поэта и как документ, помогающий глубже понять его мировоззрение, но и как памятник болгарской художественной прозы. Ведущая тема «Автобиографии» — связь поэта с народом.
Славейков был близок народу, жил его интересами и стремлениями. Странствуя по родной стране, он знакомился с богатствами народного творчества, собирал пословицы, загадки, знакомился с жизнью народа и природой своей родины. Именно эта близость к народу и обусловила значительность и силу образа поэта, встающего перед нами со страниц «Автобиографии». Оборванный, часто голодный, бродит он по стране, прислушиваясь к песням народа, легендам и преданиям. Он пытается разгадать тайну красоты народного творчества, которая влечет его к себе с непонятной для него силой. Он беседует с простыми людьми из народа, умными и наблюдательными, и ни одна из этих бесед не проходит для него бесследно. Богатство и разнообразие жизненных впечатлений увеличивали и без того сильное, почти непреодолимое желание писать, которое с ранней юности ощущал Славейков. Он не получил систематического образования. Его первым учителем была сама жизнь, которая и заняла по праву основное место в его творчестве.
История жизни поэта, рассказанная в «Автобиографии»,— это история того, как в рождающуюся болгарскую литературу входила сама действительность. Мы имеем все основания для того, чтобы сказать о Славейкове словами Д. Благоева: «Он был наилучший знаток Болгарии, ее обычаев, ее языка, ее географии и нравственного склада болгарского народа».
Демократическое содержание и высокое художественное мастерство творчества Славейкова, его общественная деятельность обусловили признание его со стороны широких народных масс.
Славейков был не одинок в своих поисках и утверждении путей развития новой болгарской литературы. Он был лишь одним из представителей целой плеяды болгарских писателей, выступивших в период болгарского Возрождения; его творчество ознаменовало начало расцвета болгарской поэзии; его поэтические начинания явились предвестниками значительных успехов оригинальной болгарской литературы XIX века. Георгий Савва Раковский (1821—1867). Одним из крупнейших революционных поэтов Болгарии XIX века является Георгий Савва Раковский — основоположник революционно-демократической идеологии в Болгарии. В период 50—60-х годов он возглавлял освободительное движение в стране. В историю болгарской литературы Г. Раковский вошел как автор революционной поэмы «Лесной путник» (1857), в которой он призывает к народному восстанию.
Поэма открывается вступлением, написанным в форме обращения поэта к болгарскому народу. Скорбя о тяжелом положении порабощенного народа, поэт призывает его встать на путь борьбы за национально-политическую независимость. Затем следует картина весны. Во всем своем великолепии предстает пробуждающаяся весенняя природа. На лесной опушке в горах собирается отряд гайдуков, возглавляемых отважным воеводой. Образ воеводы — один из основных образов поэмы. Всю жизнь посвящает воевода борьбе с врагами своего порабощенного отечества. Обращаясь к гайдукам, воевода расспрашивает каждого из них о его судьбе. В своей дальнейшей части поэма «Лесной путник» построена в форме рассказов гайдуков о их жизни. По-разному сложилась жизнь Велко, Драгоя, Момчила и других гайдуков, но всех их сближает ненависть к поработителям и готовность к борьбе. Различными путями пришли они в отряд, но теперь каждый из них понимает необходимость совместной борьбы. Перед читателями проходят картины из жизни угнетенного народа — жестокая эксплуатация, непосильный труд, тюрьмы, унижения. Наряду с представителями турецкого правительства непримиримыми врагами болгарского народа показано высшее духовенство и болгарское чорбаджийство. Национальное экономическое и духовное угнетение народа подтверждается фактами из жизни гайдуков — героев поэмы «Лесной путник»; эти факты взяты из повседневной жизни; с ними сталкивался в своей жизни почти каждый болгарин. Именно потому чувства негодования и гнева, охватывающие отряд, передаются и читателям; потому призыв к свободе, звучащий в обращении автора ко всему болгарскому народу, получил такой большой резонанс.
Творчество Раковского далеко не совершенно по художественной форме. Причиной этого явился во многом искусственный, архаизированный язык с устаревшими формами, малоупотребительными словами и усложненным синтаксисом, а также сложная система стихосложения. Гайдуки, рассказывающие друг за другом историю своей жизни, не показаны в действии. Они выступают только как рассказчики; их речь не индивидуализирована; их характеры раскрыты недостаточно.
Значение формы рассказов очевидцев, к которой обращается в своей поэме Раковский, заключается в том, что она помогает ему с наибольшей убедительностью иллюстрировать основную мысль поэмы, доказать примерами из жизни народа необходимость активной борьбы. Тот призыв к свободе, который прозвучал в предисловии автора к поэме, получает свое дальнейшее обоснование в рассказах гайдуков, построенных на материале реальной действительности.
Поэма заканчивается тем, что воевода ведет гайдуков на бой.
Одним из необходимых условий достижения свободы Раковский считал просвещение народа, способствующее пробуждению его самосознания; однако борьба за просвещение, по мнению Раковского, должна непосредственно сочетаться с национальной и
социальной борьбой. Большое значение придавал Раковский изучению истории болгарского народа. Присущая Раковскому склонность к идеализации прошлого Болгарии имела своей целью внушить болгарскому народу твердую веру в его будущее, что было очень важно в обстановке напряженной борьбы. Большое место занимает в поэме Раковского тема природы, через которую раскрывается любовь автора к родине. Поэма открывается картиной весеннего распускающегося леса, в котором собираются гайдуки и дают клятву до конца быть верными общему делу. В красоте и величии природы Болгарии Раковский видит красоту и величие ее свободного прошлого, ее светлое будущее. Поэма «Лесной путник» — первая революционная поэма в болгарской литературе — оказала значительное влияние на пути ее дальнейшего развития. Причиной этого явились глубина идейного содержания поэмы, принципиальное разрешение насущных задач времени, богатство и разнообразие затронутых тем и вопросов, получивших дальнейшее развитие и разрешение в творчестве Каравелова и Ботева.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.