Основоположником реализма в болгарской прозе был Любен Каравелов. Каравелов — выдающийся представитель передовой общественной мысли периода подъема освободительной борьбы в Болгарии 60—70-х годов. Литературно-публицистическая деятельность Каравелова была тесно связана с его политической деятельностью, протекавшей в Болгарии, России, Румынии и
Сербии. Жизнь и деятельность. Каравелов родился в семье торговца в городе Копривштице. Свое первоначальное образование он получил в местной греческой школе и в гимназии города Пловдива.
В течение нескольких лет (1857—1866) Каравелов жил и учился в России; он был вольнослушателем историко-филологического факультета Московского университета. Период жизни в России явился решающим для формирования мировоззрения Каравелова. В Москве он сближается с представителями революционной молодежи, знакомится с русской классической литературой.
В Москве были изданы первые произведения Каравелова. В 1861 году вышел его сборник «Памятники народного быта болгар», включавший пословицы, легенды, поверья, обряды славянских народов. Богатый этнографический материал, представленный в сборнике, свидетельствует о глубоком интересе Каравелова к истории своего народа, его фольклору. В 1866 году был издан сборник рассказов Каравелова «Страницы из книги страданий болгарского племени». Включенные в этот сборник рассказы были написаны на русском языке и первоначально печатались в русских журналах (в «Отечественных записках» и других). Впоследствии Каравелов сам перевел их на болгарский язык.
В 1869 году, после нескольких лет, проведенных в Сербии, где Каравелов был членом организации «Омладина» («Молодежь»), объединявшей передовую молодежь, Каравелов совместно с болгарским революционером Левским организует в Бухаресте Болгарский Центральный революционный комитет. В этом же году в Бухаресте начинают выходить редактируемые Каравеловым газеты «Свобода» (1869—1873) и «Независимость» (1873—1874), являвшиеся органом Центрального революционного комитета. Как писал Каравелов в первом номере «Свободы», эта газета имела своей целью защищать интересы народа и указать ему путь достижения политической независимости. Путь, встать на который Каравелов призывал болгарский народ,— это путь революционной борьбы.
Однако социально-политические взгляды Каравелова не были лишены значительных колебаний. С 1874 года он отходит от политической деятельности, что было вызвано временным разгромом болгарских революционных организаций. Непоследовательность революционных взглядов Каравелова привела его к выходу из состава Центрального революционного комитета. В последние годы своей жизни Каравелов издает газету «Знание», цель которой заключалась в просвещении народа путем популяризации научных знаний. Литературные взгляды Каравелова. В истории общественной жизни Болгарии Каравелов выступил как наследник и продолжатель дела Раковского, подняв революционную идеологию последнего на более высокую ступень развития. Огромное значение имела литературная деятельность Каравелова. Своей революционной страстью и актуальностью его произведения отвечали задачам времени, они помогли народу глубже осознать свое положение, понять стоявшие перед ним задачи, звали к борьбе. Каравелов — большой и оригинальный художник. Его значение в истории развития болгарской художественной прозы, в утверждении в ней принципов реализма столь же велико, как и значение Славейкова в развитии болгарской поэзии.
В своих статьях и отдельных высказываниях по вопросам искусства Каравелов изложил свои взгляды на задачи литературы. Одним из первых в истории болгарской литературной критики он выступил с требованиями правдивого отображения жизни, критического отношения к действительности, выражения передовых идей современности, актуальности тематики, активного отношения к изображаемому и познавательной ценности художественного произведения.
По своим эстетическим взглядам Каравелов близок русской революционно-демократической критике. В этом убеждают его статьи, печатавшиеся в редактируемых им «Свободе» и «Независимости», в которых он признавал за литературой как одним из видов искусства воспитательные и общественные функции. Впоследствии эти статьи сыграли значительную роль в борьбе народного поэта Болгарии, классика болгарской литературы Ивана Вазова и других писателей-реалистов с теорией «искусства для искусства».
Теоретические статьи Каравелова не расходятся с его деятельностью писателя-реалиста.
Стихотворения, с которыми Каравелов выступил в молодости, и многие его рассказы посвящены освободительной борьбе болгарского крестьянства; в них правдиво отражены ужасы рабства, произвол, творимый турецкими поработителями, моральное единство беднейшего крестьянства, его готовность к борьбе.
Рассказы и повести 60-х годов. Первые рассказы и повести Каравелова, объединенные им в сборник «Страницы из книги страданий болгарского племени» (1868), были написаны в 60-х годах (1860 г. — «Атаман болгарских разбойников», «Неда»; 1862 г.— «Бедное семейство»; 1864 г.— «Дончо», «Слава», «Бошко»; 1866 г. — «На чужой могиле без слез плачут», «Турецкий паша», «Болгары старого времени»).
В предисловии к сборнику автор писал о том, что свои произведения он посвящает «тем русским людям, сердцу которых близко великое дело славянской свободы». Обилие фактического материала, склонность к обширным описаниям, изобилующим подробностями этнографического характера, объясняются стремлением Каравелова познакомить русских читателей с условиями жизни болгар. Автор включает в свои рассказы народные песни, пословицы, поговорки, останавливается на описании обрядов. Основное место в творчестве писателя занимает тема национально-освободительной борьбы.
В рассказах «Атаман болгарских разбойников» (1860) и «Дончо» (1864) Каравелов вслед за Раковским обращается к теме гайдучества.
В «Атамане болгарских разбойников» воевода дружины гайдуков рассказывает историю своей семьи, пострадавшей от злодеев-турок; рассказ заканчивается призывом к мести. Непосредственно сам процесс борьбы не показан. Характеры героев статичны; прием построения их элементарно прост: он основывается на прямом противопоставлении положительных качеств болгар резко отрицательным качествам турок. Продан, Прыван, Латинка и другие представители большой и дружной патриархальной болгарской семьи выступают как носители положительных начал: они идеальные работники, примерные дети, честные, добрые, скромные люди. Образы врагов противопоставлены им. Хасан и Мемиш лишены каких бы то ни было положительных качеств: они презирают труд, предпочитая ему разбой и открытый грабеж; они хитры и лживы. В первую очередь это относится к Хасану, на образе которого автор сосредоточивает внимание. Грязный и оборванный, он наделен отталкивающей внешностью; образ жизни, которую ведет Хасан под сенью турецкого законодательства, приводит к тому, что он полностью утрачивает человеческий облик. Он знает, что «турок всегда найдет защитника в паше и судье»; он уверен, что равенство между турками и болгарами, о котором говорится в турецких законах, — это «вздор, пустое слово», и он с откровенным цинизмом заявляет об этом. Сцена турецкого суда, приведенная в рассказе, полностью подтверждает слова Хасана. В рассказ включены описания убийств, похорон, сцены оплакивания престарелыми родителями своих детей, зверски убитых турками. Обо всем этом устами воеводы Стояна рассказывает автор, призывая читателей и слушателей к борьбе и мести.
Тема разрушения и гибели семьи, поставленная Каравеловым в его первом рассказе, находит дальнейшее развитие в целом ряде произведений — «Дончо», «Неда», «Турецкий паша» и других. И хотя калейдоскоп событий, изобилие подробностей, имеющих лишь косвенное отношение к основному действию, нарушают стройность композиции этих рассказов и мешают автору сосредоточить свое внимание на главных действующих лицах, что разбивает цельность их- образов, сам факт столь частого обращения Каравелова к теме семьи имеет вполне определенный и глубокий смысл. На примере страданий той или иной болгарской семьи, типичных для множества болгарских семей, Каравелов стремится обрисовать положение всего болгарского народа. Фактический материал рассказов Каравелова настолько богат и страстность тона повествования так убедительна, что он достигает желаемого результата. Однако те обобщения и выводы, к которым естественно приходит читатель, еще не обоснованы внутренней логикой развития образов. Говорить о социально-психологическом обосновании эволюции образа героя в творчестве Каравелова можно лишь начиная с 1866 года, когда был написан рассказ «На чужой могиле без слез плачут», в котором впервые была поставлена задача социальной борьбы.
Основная мысль, пронизывающая весь рассказ, заключается в противопоставлении двух миров: мира бедности и мира богатства, мира бедняка Танчо и мира чорбаджиев Голуба и Нейки, являющихся опорой турецких властей.
История Танчо проста. Отец большой и дружной семьи, он работает изо всех сил, чтобы прокормить своих детей; но бедность так прочно поселилась в его доме, что избавиться от нее у него не хватает сил. Воспользовавшись безвыходным положением Танчо, Голуб предлагает ему работу; он посылает его скупать овец, заключив с Танчо выгодную для себя сделку. Танчо рад этому предложению. «Будем работать, и все будет у нас, — говорит он жене. — Господь не оставляет бедняков — я это тебе тысячу раз говорил... Благодарю его и благословляю свою судьбу. Мне дают хорошее место!» Но слепой оптимизм доверчивого Танчо оставляет его при столкновении с действительностью. Сборщик податей отбирает у Танчо лошадь за неуплаченный налог; без лошади Танчо не может выполнить поручение Голуба; Голуб требует назад деньги, которые он выдал Танчо вперед; Танчо не может их вернуть, и его сажают в тюрьму. Танчо прозревает. «Чем же я виноват? — спрашивает он себя. — Я честен, никому не делаю зла, и вот страдаю, а, гляди, чорбаджии, и ага, и паша — все эти люди живут себе в чертогах, все так счастливы, разодеты в шелк и бархат, им не скверно даже от нашей крови, которую они пьют, тогда как мы помираем с голоду».
Городничий Халил готов помочь Танчо с тем условием, если Танчо отдаст ему свою дочь для гарема; чорбаджий Нейко уговаривает Танчо покориться. Но все уговоры напрасны. Танчо теперь уже не тот, каким он был прежде; он знает, что закон на стороне тех, кто побогаче; он проклинает всех чорбаджиев, кадиев, городничих, пашей — всех, кто опустошает Болгарию, как чума; он убивает предателя Нейку, выпускает из тюрьмы арестантов и с их помощью спасается. Так тихий и покорный Танчо перерождается в мстителя.
История Танчо подтверждает положение, выдвинутое автором в начале рассказа: «Бедность тянет за собой то, что еще злее бедности,— нищету, а нищета тянет преступление... Голод заставит его (человека) быть столь же свирепым и злым, как любой из диких зверей».
Рассказ «На чужой могиле без слез плачут», в котором Каравелов сделал первый шаг по пути обоснования эволюции в характере своего героя, можно считать важным этапом в творчестве писателя. «Хаджи Ничо». В дальнейшем Каравелов совершенствует мастерство социально-психологической характеристики. Одним из значительных по силе обобщения образов, созданных Каравеловым, является образ чорбаджия Ничо из рассказа «Хаджи Ничо» (1870).
История Ничо — это история жизненного пути типичного буржуа, сумевшего путем предательства, спекуляций, лжи, лицемерия добиться богатства, а тем самым — и положения в обществе. Сын бедной матери, он еще в детстве решил стать торговцем, и у него хватило ловкости и хитрости, чтобы добиться желаемого. Ничо становится крупным коммерсантом, банкиром. Автор убедительно показывает, что путь, на который встал Ничо,— это путь полного морального разложения, путь, ведущий к утрате человеческого достоинства. Хаджи Ничо становится рабом тех, кто сильнее и богаче его, он трепещет и раболепствует перед ними. Но с теми, кто беднее его и кто зависит от него, он жесток и требователен.
Рисуя образ Ничо, Каравелов не отказывается от присущей ему манеры сгущения красок, особенно при создании отрицательных персонажей. Призывая читателей к национальной и социальной борьбе, Каравелов силой образов своих произведений стремится доказать необходимость этой борьбы. И потому в произведениях Каравелова образы врагов народа — турецких поработителей, чорбаджиев и представителей греческого духовенства — предстают прежде всего как носители всех отрицательных качеств.
Велика сила обобщения, которой достиг Каравелов при создании образа Ничо и других врагов болгарского народа.
Каравелов не ограничивался лишь призывом к борьбе. Он стремился логически доказать неизбежность поражения Турецкой империи и болгарского чорбаджийства, внушить народу уверенность в своих силах. Миру чорбаджиев, этих прихвостней турецкой власти, миру, неизбежно идущему к своей гибели, обреченному, морально опустившемуся и разложившемуся, он противопоставляет мир борцов за свободу и независимость, уверенных в правоте своего дела и в своей победе («Богатый бедняк», 1872, и другие). «Болгары старого времени». В связи с этим как одну из основных тем творчества Каравелова можно отметить тему противопоставления всего отживающего, уходящего нарождающемуся, новому. Впервые этот мотив прозвучал в повести «Болгары старого времени», являющейся значительным достижением болгарского реализма XIX века.
Повесть «Болгары старого времени» в художественном отношении — одна из лучших повестей Каравелова; в ней писатель проявил себя подлинным мастером создания типических характеров.
В повести описана жизнь небольшого провинциального городка и его обитателей. Эта повесть Каравелова во многом близка «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Ники-форовичем» Гоголя. История жизни и ссоры двух обывателей, с блестящим мастерством и ярким юмором описанная Гоголем, во многом повторена Каравеловым на богатом материале болгарской действительности. Следуя Гоголю, его реалистическому мастерству, и учась у него, Каравелов обогатил свой собственный писательский опыт.
Невежественный учитель Генчо и богатый обыватель дед Либен, ведущие паразитический образ жизни, являются типичным порождением затхлой мещанской среды провинциального городка, в котором господствует невежество, предрассудки и суеверия. Косность быта, уродующего людей, убожество и ограниченность обывателей — вот характерные особенности среды, которую олицетворяют Либен и Генчо.
Каковы же художественные средства, к которым обращается автор при создании образов? Это интересно проследить на примере образа Генчо. Каравелов последовательно раскрывает особенности характера своего героя. Не удовлетворяясь приемом простого описания, он показывает своего героя в действии. Основной прием, к которому обращается Каравелов при раскрытии той или иной стороны характера Генчо, заключается в противопоставлении описания, даваемого от лица автора, истинной сущности характера Генчо, проявляющейся в его поступках. Говоря о Генчо, автор выдвигает тот или иной тезис, утверждающий какие-либо положительные качества этого достойного болгарина. Например: «Хаджи Генчо — болгарин, каких мало: такого человека и в Англии не сыщешь. Хаджи Генчо — весьма почтенный человек, превосходный человек, ученый, умный: он все знает и на все дает ответ, потому что у него живая душа и горячее сердце». «Хаджи Генчо — добрейшее существо. Он не пропустит ни одной свадьбы, ни одних поминок, а иногда даже сам читает псалтырь по покойнику; не пропустит он также ни одних крестин, ни одних родин...». «Хаджи Генчо — настоящий оракул. Пойдите и расскажите ему свой сон или сообщите, что у вас рука чешется, правый или левый глаз дергается, либо веко дрожит, либо вы чихнули под Новый год, — и он вам тотчас же объяснит значение этих важных, сверхъестественных явлений, вторгающихся в неразумную жизнь человека», и т. д. Каждое из подобных утверждений сопровождается конкретными примерами из жизни «достойного и всеми уважаемого» Генчо, которые явно противоречат тому, что утверждалось автором.
Генчо оказывается в действительности жадным, хитрым, злым, ограниченным человеком, деспотом по отношению к домашним, эксплуататором учеников. На подобном несоответствии утверждаемого тому, что существует на самом деле, на подобном искусно вскрываемом автором противоречии мнимых добродетелей Генчо его явным порокам и основан комический эффект, вызывающий смех. Попытки доказать заслуги, добродетели, ум Генчо осуществляются автором путем привлечения несостоятельных, порой просто абсурдных доказательств. Этот прием оказывается весьма эффективным. Мягкий юмор, пронизывающий повесть и первоначально звучащий при описании Генчо, восторженно-комическое умиление автора своим героем постепенно угасают, уступая место сатире. Атмосфера пошлости и жестокости все больше сгущается вокруг Генчо, порождая по отношению к нему чувство отвращения. Веселый смех, вызванный некоторыми чудачествами Генчо, при более близком знакомстве с ним сменяется возмущением. Стремясь подчеркнуть моральное уродство и умственное убожество своего «героя», Каравелов прибегает к возвышенному тону при описании его низменных страстей и поступков. Так, слова: Генчо «сеет семена благонравия» в сердцах мальчиков — следует понимать: он только что выдрал своих учеников за уши и т. п. Каравелов умело раскрывает истинные мотивы, которыми руководствуется Генчо в том или ином случае. В лице Генчо Каравелов осуждает и критикует убожество церковно-религиозной культуры, невежественную интеллигенцию, руководствующуюся в своих поступках чисто практическими интересами, чуждую задачам общественной борьбы.
Немногим от Генчо отличается его приятель — богатый дед Либен. Черты деспотизма, эгоизма, самодурства присущи и ему. Однако отношение к нему автора несколько более благосклонно, хотя оно и не лишено критичности. Это объясняется тем, что у деда Либена интересное прошлое, наполненное приключениями и подвигами. Благодаря более богатому содержанию своего жизненного опыта Либен несколько возвышается над Генчо. Его душа жаждет подвигов; он удовлетворяет эту жажду мелкой местью Генчо.
И Либен, и Генчо — две разновидности одного и того же общественно-бытового уклада, уходящего в прошлое; им противопоставляется молодое поколение. В данном случае это дети Либена и Генчо — Павлин и Лила, «выросшие в рабстве», но
проявившие энергию, сумевшие преодолеть препятствия и соединить свою судьбу. Однако их образы даны гораздо бледнее, чем образы Либена и Генчо. Тема Павлина и Лилы, их стихийного протеста лишь намечена, но не раскрыта Каравеловым в «Болгарах старого времени».
Много внимания Каравелов уделил в повести описаниям быта, обрядов, природы своей родины, вылившимся в целый ряд прекрасных лирических отступлений.
В «Болгарах старого времени», так же как и в других рассказах и повестях Каравелова, лирические отступления занимают важное место. Тема любви к родине — ведущая тема большинства из них. Ярким примером этого может служить прекрасное по своему содержанию и художественным достоинствам лирическое отступление, включенное во вторую главу повести «Болгары старого времени»: «Люблю тебя, моя милая родина! Люблю твои горы, леса, долины, скалы, твои чистые студеные источники. Люблю тебя, милый мой край! Люблю всей дутой и всем сердцем, хотя ты и обречен на тяжкие страдания и муки! Все, что еще осталось в осиротевшей душе моей доброго и святого, — все это твое. Ты благословенная земля, цветущая, полная нежности, сияния и величия, научившая меня любви и состраданию ко всякому человеческому несчастью, — а это уже много для человека». «Виновата ли судьба?» Тема «отцов и детей» продолжала интересовать писателя на протяжении всего его творчества; ведущее место принадлежит ей в повести «Виновата ли судьба?». Эта повесть была написана Каравеловым в период его жизни в Сербии и впервые опубликована в сербском журнале «Матица» в 1868 году. Повесть «Виновата ли судьба?» явилась программным произведением Каравелова в его борьбе за утверждение реалистического метода изображения действительности. Выступая глашатаем прогрессивных идей, выдвигая требования гражданской свободы, эмансипации женщин, Каравелов обращается к Чернышевскому и Герцену, ища на страницах их произведений разрешения конкретных проблем современной ему действительности. В повести Каравелова нашли отражение материалистические взгляды писателя, сформировавшиеся в период его жизни в России под влиянием русской классической философии.
Повесть «Виновата ли судьба?» написана под непосредственным влиянием романов «Что делать?» Чернышевского и «Кто виноват?» Герцена. Это сказалось в общности идейного содержания произведений, в известном сходстве сюжета и композиции, в сходстве ряда художественных приемов (разговор писателя с читателем, сны Веры Павловны и Цаи).
Действие повести происходит в Белграде в доме богача Йовановича. Писатель противопоставляет передовую идеологию молодого поколения косным устоям жизни и развращенной морали буржуазной среды. Саве йовановичу, самодуру и деспоту, верящему лишь в силу денег, противопоставлен молодой студент Калмич, выступающий в повести как носитель передовых идей и убеждений. Калмич — интеллигент-разночинец, убежденный материалист и атеист, сторонник просвещения народа и равноправия женщин. Он стремится перевоспитать дочь Савы, Цаю, согласно своим взглядам и убеждениям, хочет вырвать ее из-под власти жестокого отца, но прежде чем он успевает сделать это, на него пишут донос, и за распространение «свободных идей» он попадает в тюрьму.
Повесть не окончена. Однако основные установки автора вполне ясны. Он выступает сторонником освобождения женщины; он критикует всю существующую систему воспитания. Но круг своих рассуждений Каравелов не ограничивает вопросами воспитания и морали. Он идет дальше, и в этом большая заслуга писателя. Каравелов приводит читателя к выводам о необходимости революционного переустройства общества, основанного на социальной несправедливости.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.