Для творчества Г. Бюхнера решающее значение имела его революционная деятельность и естественнонаучные интересы. Жизнь и деятельность. Георг Бюхнер родился и вырос в семье врача, что оказало влияние на выбор им профессии. Окончив гимназию в Дармштадте, он в 1831 году поступает в Страсбург-ский университет для изучения естественных наук. В 1833 году Бюхнер переводится в Гессенский университет для изучения медицины. Здесь в 1834 году начинается его революционная деятельность. Бюхнер организует тайное «Общество прав человека», которое должно было заняться политической агитацией среди крестьян — самого многочисленного и бесправного класса тогдашней Германии. Политическая агитация должна была подготовить крестьян к революционному выступлению.
Революционное насилие Бюхнер считал единственным средством изменения существующих порядков. «Если в наше время что-нибудь может помочь, то это насилие»,— писал он в письме к семье 5 апреля 1833 года.
Материальные потребности народных масс, и прежде всего голод, Бюхнер считал основой всего. Современное общество он делил на бедных и богатых; имущественные отношения определяли для Бюхнера всю жизнь общества.
Первое (оставшееся единственным) воззвание, с которым в июле 1834 года «Общество прав человека» обратилось к крестьянам, составлено Бюхнером; оно носит заголовок «Гессенский сельский вестник» и начинается словами: «Мир хижинам, война дворцам!» Бюхнер говорит в воззвании о труде и страдании народа и праздности и тунеядстве богатых. «Жизнь богатых — сплошной праздник: они живут в красивых домах, носят изящные платья, они упитаны и говорят особым языком; народ лежит перед ними, как удобрение в поле. Крестьянин идет за своим плугом, а богатый идет за крестьянином и погоняет его и впряженных в плуг быков; он берет себе зерно и оставляет крестьянину мякину. Жизнь крестьянина — это непрерывный труд; другие поедают плоды его полей на его глазах; он весь в мозолях, его пот — соль за столом богатых». Государство служит интересам богатых, разъясняет Бюхнер крестьянину: «Юстиция в Германии уже столетия является девкой немецких князей». Бюхнер напоминает крестьянам о французской революции, когда власть перешла к народу, об Июльской революции 1830 года, о том, что народы, обрадованные известием о свержении Карла X, стали готовиться к борьбе за свободу; в ответ на это испуганные князья дали конституции — жалкие, ничтожные, — чтобы обмануть народ. Листовка кончается призывом подняться, когда будет дан знак.
Агитация Бюхнера и его друзей не встретила широкого сочувствия крестьян, задавленных жестокой эксплуатацией, запуганных. Да и продолжалась она очень недолго, ибо предатель выдал Бюхнера и его друзей.
Бюхнеру удалось скрыться: в марте 1835 года он бежал в Страсбург. В Страсбурге он продолжает свои занятия медициной и философией. Вскоре Бюхнер получает ученую степень доктора при Высшей школе в Цюрихе, куда он переезжает в 1836 году. В Высшей школе в Цюрихе он начал читать курс лекций по сравнительной анатомии, который он так и не закончил; после недолгой болезни Бюхнер умер в феврале 1837 года.
В области естественных наук Бюхнер придерживался материалистических взглядов, этот естественнонаучный материализм оказал влияние и на творчество Бюхнера.
За свою короткую жизнь, не считая естественнонаучных сочинений и перевода двух драм В. Гюго, Бюхнер успел написать очень немного; до нас дошли его три драмы и одна повесть. «Смерть Дантона». Единственное произведение, опубликованное при жизни Бюхнера,— драма «Смерть Дантона». Она была написана в тяжелые для Бюхнера дни, когда он и его друзья были выданы, часть участников тайного общества арестована, а сам он скрывался в доме отца в Дармштадте накануне бегства в Страсбург.
Закончив свою драму, Бюхнер послал ее К. Гуцкову, прося в письме рекомендовать ее к печати (февраль 1835 года). Гудков считал, что драму невозможно напечатать в том виде, как она вышла из-под пера Бюхнера, ибо, по выражению Гуцкова, «дух санкюлотства бушевал в произведении, провозглашение человеческих прав витало там, увенчанное розами, но обнаженное. Идея красного колпака господствовала над всем»'. Хотя Гудков был единственным более или менее значительным представителем современной литературы, с которым Бюхнер был как-то связан, последнего отделяли от Гуцкова, как и от всей «Молодой Германии», расхождения по основным политическим и социальным вопросам и по вопросам искусства. Выражая свое несогласие с Тучковым и его единомышленниками, Бюхнер писал ему из Страсбурга в 1836 году: «Реформировать общество с помощью идеи силами образованного класса? Невозможно! Наша эпоха насквозь материалистична». Еще ранее в письме к Гуцкову (1835) Бюхнер писал: «Отношения между богатыми и бедными есть единственный революционный элемент в мире».
Революционным и материалистическим взглядам Бюхнера соответствовала его реалистическая концепция искусства.
«Что касается так называемых идеалистических писателей, то я нахожу, что они давали почти только одних марионеток с небесно-голубыми носами и аффектированным пафосом, но не людей из мяса и крови, страдания и радость которых заставляют меня сочувствовать им и поступки и действия которых вызывают мое презрение или восхищение. Одним словом, для меня много значат Гете или Шекспир и очень мало — Шиллер»,— писал Бюхнер (в письме от 28 июля 1835 года).
В немецкой литературе Бюхнеру были близки представители движения «Бури и натиска» реалистическими тенденциями творчества и эстетики, стремлением «к природе».
Не случайно поэтому представитель движения «Бури и натиска» Ленц (в неоконченной повести Бюхнера, названной именем главного героя — Ленца) выражает взгляды самого Бюхнера на искусство. Бюхнер требует от искусства воспроизведения правды жизни. Он отказывается в своей эстетике от категории прекрасного: если то, что создано художником, живет,— этого достаточно.
Жизненность, конкретность образов, сила и энергия выражения жизни, заключенной в художественном образе, составляют существенные черты творческой манеры Бюхнера.
В центре драмы «Смерть Дантона» — события французской революции. Революция, как ее понимает Бюхнер,— грандиозная стихия, в ее основе лежат материальные потребности народных масс. Революция не закончена, пока народ не накормлен, не одет и не обут. Дантона и его единомышленников, попытавшихся остановить революцию, ее грандиозная лавина сметает и уничтожает.
Героев драмы, Дантона и его противников Робеспьера и Сен-Жюста, сближает фатализм мироощущения; им представляется, что поступки человека, вся его жизнь определяются природными и социальными силами и что люди — лишь орудия в руках этих сил. «Мы куклы, которых дергают за проволоку неведомые силы, мы сами ничто. Ничто! Мечи, которыми сражаются духи — только мы, как в сказке, не видим их рук»,— говорит Дантон.
Понимая определяющую роль материальных факторов в жизни человека и преодолевая субъективизм романтиков, Бюхнер фаталистически-упрощенно представляет детерминированность поступков человека, не понимает диалектики свободы и необходимости, субъективных и объективных моментов в истории.
Симпатизируя материализму Дантона, Бюхнер сумел показать, как на определенном этапе буржуазной революции материализм XVIII века пришел в столкновение с задачами дальнейшего углубления революции: материалистическая буржуазная этика обернулась своей эпикурейской и эгоистической стороной и пришла в противоречие с интересами масс, голодающих, вынужденных непрерывно трудиться и не могущих насладиться радостями бытия. Народу оказывается ближе, чем Дантон, аскет Робеспьер, требующий дальнейшего углубления революции.
Как ни грандиозна величественная картина революции, нарисованная в драме, Бюхнер ставит в ней под сомнение, может ли буржуазная революция разрешить основную социальную проблему — противоречия между неимущими и имущими. Признавая огромное значение революций 1789—1793 и 1830 годов, Бюхнер достаточно прозорлив, чтобы видеть их ограниченный характер.
«Войцек». В драме «Войцек», оставшейся незаконченной, рассказывается история солдата. Он живет с женщиной из народа, имеет от нее ребенка и из мучительной ревности убивает ее, узнав, что она ему изменила.
В этой драме социальные проблемы трагически обнажены. Войцек и его подруга Мария поставлены в собственническом мире в такое положение, что не могут вырваться из-под власти первичных животных инстинктов, подчиняются целиком власти своей материальной «природы».
Войцек беспомощно, косноязычно пытается объяснить своему капитану, который обвиняет его в «аморальности», что добродетель не для бедных, у которых ничего нет, что бедному человеку всегда и везде плохо. В ответ на обвинение капитана, что у Войцека «незаконный» ребенок, Войцек отвечает: «Мы бедные люди... Видите ли, господин капитан, на все нужны деньги, деньги! А у кого нет денег... приходится уже рожать себе подобных без морали. Ведь и у нас есть тоже плоть и кровь. Нашему брату нет счастья ни на этом, ни на том свете. Я думаю, когда мы попадем на небо, нас заставят помогать грому греметь».
Художественная форма этих двух драм Бюхнера связана с традициями драматургии Шекспира и писателей «Бури и натиска»: свободное сочетание большого числа сцен, наличие народных сцен, умение создать эмоциональную атмосферу, энергичный, смелый язык, которому свойственна иногда нарочитая грубость.
В «Войцеке» Бюхнер ближе всего к драмам Ленца, который впервые в немецкой литературе XVIII века так просто и обнаженно показал повседневную жизнь простого человека и трагические конфликты его обыденного существования.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.