В социальном развитии византийской деревни XIII—XV вв. мы замечаем двойственные и, на первый взгляд, противоречащие черты: с одной стороны, это было время роста крупного землевладения и усиления феодальной эксплуатации, с другой — эпоха зарождения новых, предкапиталистических отношений.
Рост крупной земельной собственности становится особенно стремительным с конца XIII в., при династии Палеологов, отражавшей интересы провинциальной феодальной знати. Византийские монастыри, несколько потрепанные в период латинского владычества, теперь интенсивно приобретают новые земли. Не только императорские пожалования и покупка, но прямой обман и насилие были источником обогащения византийских монахов, которые не брезговали составлением поддельных грамот и сутяжничали из-за клочков земли. В патриаршей грамоте, составленной в 1315 г., рассказывается, как монахи одного из афонских монастырей во время тяжбы со своими соседями ворвались в их владения, вырубили оливковые деревья, подожгли строения.
Росло в это время и светское феодальное землевладение. Уже в XIII в. появилось немало независимых правителей, настоящих владетельных князьков. Историки сохранили имена некоторых из них: например, Савва Асиден был независимым правителем в Сампсоне, недалеко от Милета, а Феодор Манкафа — в Филадельфии. В XIV в. большое число крупных и мелких полунезависимых владений существовало в Фессалии. Естественно, что обратной стороной роста крупной феодальной собственности (как светской, так и монастырской) было значительное сокращение государственных доменов и числа государственных париков.
В соответствии с укреплением феодальной собственности все более отчетливо пробивает себе, дорогу новый для Византии принцип — идея раздела империи на патримониальной основе между сыновьями монарха. Уже в конце XIII в. императрица Ирина (Иоланда Монферратская) потребовала от своего мужа Андроника II (1282—1328), сына и преемника Михаила Палеолога, разделить государство между его многочисленными сыновьями. Отказ Андроника, приверженного к традиционной политике византийского самодержавия, вызвал резкий конфликт между супругами. Ирина удалились в Солунь и стала плести тонкую сеть интриги, пытаясь привлечь на свою сторону и византийскую знать и иноземных правителей.
Позднее феодальная знать подняла открытый мятеж против Андроника II, противопоставив престарелому императору его внука Андроника III, который уже в 1325 г. был коронован как соправитель своего деда. За спиной молодого монарха стояли крупнейшие феодалы империи, подобные Кантакузину.
Укрепление феодальной собственности в Византии проявлялось не только в количественном росте поместий монастырей и светских феодалов, но и в увеличении их прав на землю и личность крестьянина. Если в XI—XII вв. феодалы были по преимуществу собственниками определенной квоты государственной ренты, взимаемой с переданных им париков, то теперь они превращаются в собственников (как правило, наследственных) подлинных феодальных вотчин; в XI—XII вв. феодал имел в своих руках определенное количество крестьян — теперь ему принадлежала деревня (или часть деревни) со всеми населяющими ее крестьянами, независимо от их числа; недаром крестьяне именовались теперь «прирожденными париками».
Эта перемена не была простым изменением имени, терминологии: суть дела заключалась в том, что оформлялись новые права, которыми прежде феодалы не обладали. К XIII—XIV вв. феодалы присваивают себе права общины и выступают, словно, от ее имени, в качестве субъектов права предпочтения. То самое право, которое в X в. должно было служить препятствием для роста крупной собственности, теперь оказывается принадлежащим самим феодалам. На основании этого феодалы выступают с притязаниями на выморочный крестьянский надел, т. е. на землю крестьянина, умершего без наследников. Если в X—XI вв. динаты не имели права наследовать крестьянам, то в XIV в. выморочный надел монастырского крестьянина переходил его господину — монастырю.
С конца XIII в. в византийских документах начинает упоминаться так называемый авиотикий — право, присвоенное себе феодалами и несколько напоминающее западноевропейское право «мертвой руки». Авиотикий давал феодалу возможность захватить часть наследства бездетного крестьянина: если крестьянин умирал, не имея детей, вдова получала лишь третью часть его имущества, остальные две трети делили между собой церковь и господин умершего крестьянина.
Расширяется в это время и власть феодала над личностью крестьянина: все более упрочиваются иммунитетные права монастырей и светских феодалов. Значительная часть феодальных поместий, светских и монастырских, была свободна от обложения или по крайней мере могла не платить многие государственные налоги. Уже в XIII в. прониары созывали суд «людей своей пронии», иными словами — вотчинную курию. Грамота, дарованная трапезундскому монастырю Сумела (середина XIV в.), свидетельствует, что парики подлежали монастырскому суду; кроме того, монахам было разрешено собирать из своих париков вооруженные отряды для борьбы с турками.
Расширение прав феодалов на личность крестьянина приводит в конечном итоге к установлению в Византии крепостного права. Мы уже видели, что в XI в. частновладельческие парики могли покидать землю своих господ, хотя феодальная знать пыталась добиться ограничения свободы крестьянского перехода. По-видимому, в Никейской империи еще также не существовало крепостного права: известно, что монахи Лемвийского монастыря (близ. Смирны) обращались к императору со специальной просьбой, когда они хотели вернуть назад своих париков, ушедших в другие деревни. Но на Балканах — возможно, под влиянием крестоносцев — уже в XIII в. свобода крестьянского перехода была ликвидирована. Греческие архонты Пелопоннеса в своем договоре с крестоносцами впервые сформулировали этот принцип в общем виде, заявив, что крестьяне должны оставаться в тех деревнях, где они живут. Здесь уже в поместных описях XIII в. встречается утверждение, что парики должны принадлежать своему господину «до последнего их дыхания». Другая сторона крепостного права освещена в грамоте, выданной гражданам Янины в 1319 г., где указывалось, что никто из них не должен принимать на свою землю чужого парика. Ухудшение правового положения крестьян было тесно связано с увеличением феодальной ренты. Отработочная рента в XIV в. была небольшой: в одних поместьях она составляла 12 дней в году, в других — один день в неделю, и, по-видимому, оказывалась менее значительной, нежели барщины в сербских и болгарских землях. Византийские крестьяне платили также натуральную ренту — главным образом хлебом и вином; при этом известно, что на протяжении XIV в. были введены некоторые новые натуральные налоги, уплачивавшиеся зерном. Хотя точные расчеты затруднительны, можно оказать, что в платежах византийских крестьян XIV в. преобладала денежная рента. Ее основной частью было подворное, размеры которого определялись не только хозяйственными возможностями крестьянского двора (размер надела, кличество скота), но и чисто средневековым фактором — феодальной традицией, которая по-своему складывалась в различных областях и даже в различных поместьях. При этом, как правило, крестьяне, владевшие меньшим участком, уплачивали относительно более высокую ренту. Размеры подворного не изменялись, существенно на протяжении XI—XIV вв. Однако денежная рента росла в это время, но росла она за счет всевозможных дополнительных платежей. Одним из таких дополнительных платежей был зевгаратикий, который в XI в. взимался в незначительных размерах, а в XIV в. мог достигать 20% всей суммы денежной ренты. Первоначально, по-видимому, зевгаратикий был десятиной с зевтарей, т. е. с воловьих упряжек, однако в XIII—XIV вв. это прежнее значение было забыто, и зевгаратикий взимался независимо от числа волов.
Византийские акты перечисляют многочисленные другие дополнительные поборы: «пастбищное», десятину овец и свиней, десятину пчел, плату за выпас на горных пастбищах и в дубовых рощах, поборы за рыбную ловлю и охоту. В грамотах, относящихся к Морейскому княжеству, т. е. к владениям крестоносных завоевателей, упоминаются разнообразные сборы за пользование -господским прессом для выжимания оливкового масла и господской льномялкой, однако трудно сказать, существовали ли эти поборы только в латинских государствах или они были введены также и на территории, принадлежавшей ромеям. Феодалы взимали судебные пошлины, при этом число их возрастало с течением времени: так, лишь в XIV в. появляется в грамотах «прелюбодейная деньга»; наконец, в пользу феодалов шли в некоторых случаях рыночные пошлины.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.