Среди наук, изучавшихся в Византии, первое место принадлежало философии. Образованные византийцы читали Аристотеля и Платона и пытались толковать их, хотя и не внесли чего-либо нового в постановку и решение философских проблем. Классическую литературу и греческий язык изучали довольно пристально: не только Гомер и трагики, но даже Аристофан, лирические поэты VI—VII вв. и Лукиан были здесь хорошо известны. Византийские писатели составляли обширные словари и толкования к древним авторам; причем особенно излюбленным было аллегорическое истолкование Гомера, когда пытались обнаружить тайный смысл, который будто бы содержала каждая гомеровская строка.
История не была предметом школьного изучения, однако византийцы гордились своим прошлым и охотно читали исторические сочинения. В IX в. были написаны две популярные хроники (Феофана и Георгия Монаха), представлявшие собой краткое и поверхностное описание событий начиная от сотворения мира. Хронисты отражали интересы господствующего класса и крайне неприязненно относились к народным движениям. Философия истории этих хронистов определялась их богословскими воззрениями: весь ход истории сводился к проявлению божественной воли, выражавшейся в деятельности императоров и патриархов. Тем не менее эти сочинения, являющиеся нашими важнейшими источниками для истории VIII—IX вв., представляют значительный интерес; хроника Георгия Монаха была переведена на славянские языки и оказала серьезное влияние на развитие славянской историографии.
С X в. в византийской историографии можно проследить новые черты: историки этого времени избирают более узкие сюжеты (обычно правление одного или нескольких императоров, современниками которых они были), повествование приобретает более самостоятельный характер, отражая личные взгляды, симпатии и антипатии автора. Наконец, мы встречаем в это время и новый подход к объяснению исторических событий. Анонимный историк середины X в., известный под именем Продолжателя Феофана, провозглашал, что его задача состоит в выяснении причин явлений. «Историческая плоть, — писал он, — бессодержательна и
пуста, если она лишена причинности событий». В некоторых случаях он приближался к правильному пониманию причинности. Так, нападения арабов на Византию Продолжатель Феофана объяснял бедностью страны, в которой они жили, и ростом населения. По его словам, их стесняла численность и понуждала нехватка продуктов. Такая трактовка причин арабской экспансии коренным образом отличалась от традиционного объяснения византийских хронистов и агиографов, видевших в арабах бич божий, карающий за грехи.
Одним из интереснейших произведений византийской историографии были мемуары Михаила Пселла, посвященные событиям конца X и XI вв. Это не последовательная картина событий, а живые наброски, сделанные по памяти. Современник и активный участник важнейших событий середины XI столетия, Пселл был вместе с тем талантливым наблюдателем, умевшим дать образную характеристику, подметить недостаток и смешные стороны людей, которых он знал.
Чтобы дать представление о творческом методе Пселла, приведем отрывок из его книги — характеристику Иоанна Орфанотрофа, всемогущего временщика императора Михаила IV: «Меня, который нередко ел и пил вместе с ним, удивляло, как такой человек — пьяница и шут — все-таки умудрялся удержать на своих плечах государство ромеев. Даже будучи пьяным, он мог следить за течением мысли своих собутыльников и, уличив их, затем призвать к отчету за то, что они делали или говорили: и вот они стали бояться его пьяного еще больше, чем трезвого. Он представлял собой странное смешение качеств: он долго носил монашескую схиму, но никогда и не думал соблюдать те нормы поведения, к которым обязывает монашеский сан; все же он делал вид, что соблюдает предписанное божественным законом и презирает тех, кто отдает себя мятежу и разврату. Но он становился врагом всякого, кто избирал честную жизнь, свободно развивал свои доблести и обогащал ум классическим наследием — и он делал все, что мог, чтобы очернить перед каждым предмет его интересов».
Характеристика Пселла может быть сочтена пристрастной, но нельзя не видеть, что Иоанн Орфанотроф предстает перед нами как живой человек, наделенный индивидуальными качествами, в отличие от шаблонных героев ранних византийских хронистов. Однако хотя Пселл и талантливый наблюдатель, горизонт его узок — он ничего не видит за пределами дворца и дворцовых интриг.
В области математики византийцы не дали чего-либо нового, но они хорошо знали достижения античной математики, читали и переписывали Евклида. Лев Математик, будучи в Багдаде, поражал широтой своих знаний ученых при дворе халифа. Астрономические представления сформировались первоначально на основании сочинений Косьмы Индикоплова, купца и путешественника VI в., оставившего очень живое и яркое описание восточных стран и восточной торговли. Вместе с тем общие взгляды Косьмы на мироздание были крайне наивными: он утверждал, что земля — плоская и четырехугольная и над ней, подобно потолку в комнате, покоится небо; что солнце во много раз меньше земли и по ночам скрывается за высокой горой на западе; что земля окружена океаном, за которым лежит страна, где люди жили до потопа.
Развитие науки в IX и последующих столетиях заставило передовых ученых отвергнуть фантастическую конструкцию Косьмы: уже Фотий высмеивал учение Косьмы о том, что земля и небо являются плоскостями, лежащими друг против друга, и с пренебрежением отзывался о других «странностях» Косьмы. В духе эллинистической науки Фотий высказывал мысль о сферичности земли.
Значительными были географические представления византийцев. Латинский писатель IX в. Эйнгард рассказывает, что Карл Великий подарил римскому храму св. Петра план Константинополя, вырезанный на серебряной табличке. Несомненно, этот план был изготовлен византийскими мастерами или по крайней мере являлся подражанием работе византийских мастеров. По словам Анны Комнины, у императора Алексея Комнина, ее отца, была карта Адриатического моря. У византийских писателей (Константина Багрянородного, Анны Комнины) мы встречаем довольно точные сведения о течении рек, о направлении ветров. Однако наряду с этим широко были распространены фантастические легенды о дальних странах. В одном из житий, например, рассказывается о пустыне Индийской земли, где Ганг смешивает свои воды с Эритрейским морем (?). Там — логовища слонов и единорогов, пещеры львов и барсов, норы аспидов и драконов. Там-то, у предгорий величайших хребтов Аркана и Гиркана, находятся гигантские пифосы, когда-то вылепленные древними. Многие христиане, покинув мир и разделив свое имущество между бедняками, поселились в этих пифосах. Дикие звери, познав добродетель этих людей, сохраняли с ними мир и жили у них наподобие овец и быков. В этом житии христианская легенда причудливо переплетается с народными сказаниями о далеких странах.
Столь же противоречивыми были воззрения византийцев на явления природы. В Византии господствовали традиционные суждения о землетрясении, затмении, молнии и т. п. как о божественных знамениях, и на основе этого выработалась целая система предсказаний. Вместе с тем передовые умы искали естественного объяснения подобных явлений. Фотий в IX в. говорил о естественных причинах землетрясений, а историк Акрополит, писавший в XIII в., понимал естественную причину затмений.
Медицина живо интересовала византийцев. Что касается истории медицины, то византийцы не ушли далеко от Гиппократа, но зато они сделали много для организации здравоохранения.
В Константинополе и других городах империи было немало врачей. Столичные врачи, по-видимому, составляли особую корпорацию, во главе которой стоял комит врачей; каждый из столичных врачей имел свой район, где он практиковал. Подготовка врачей осуществлялась в XII в. в специальной школе при константинопольской церкви св. Апостолов.
Византийцы строили больницы. Особенно знаменита была основанная в начале XII в. при константинопольском монастыре Пантократора больница на 50 коек, разделенная на пять отделений, одно из которых было предназначено для больных женщин; многочисленные врачи, получавшие жалованье деньгами и хлебом, должны были жить при больнице — им запрещалось заниматься частной практикой, если только сам император не распорядился бы об этом. При больнице была открыта школа, где опытный врач должен был обучать детей служащих этой больницы. Впрочем, как методы лечения, так и управление больницами стояли в Византии на очень невысоком уровне: людей, сошедших с ума, держали в течение нескольких месяцев в оковах, а убедившись в бесполезности лечения, отпускали на все четыре стороны; кровопускания и прижигания считались чуть ли не наиболее действенными средствами лечения; персонал больниц использовал свою службу для личного обогащения и так ревностно растаскивал больничное добро, что подчас там не оставалось даже оливкового масла. В житии преподобного Сампсона, покровителя византийских врачей, повествуется, как «святому» приходилось подниматься из гроба, чтобы навести порядок в одной из константинопольских больниц и наказать нерадивых служащих.
Говоря о развитии византийской науки, мы должны отметить некоторые ее особенности. Прежде всего наука была здесь тесно связана с богословием, все дисциплины были подчинены богословию, все ученые должны были быть богословами. Далее, византийская наука была схоластичной наукой, опиравшейся не на опыт, не на наблюдения, а на книжную традицию: свои доказательства византийские авторы строили исключительно на высказываниях авторитетов. Писатель VIII в. Иоанн Дамаскин с гордостью заявлял: «Я не скажу ничего, что исходило бы от меня самого». Правда, некоторые ученые (например, Фотий) торжественно провозглашали, что опыт имеет первостепенное значение, но на деле наука здесь сводилась к пересказу или истолкованию старых книг. В силу этого византийская наука была не в силах преодолеть суеверия, и ученые сохраняли веру в магические заговоры. Так, автор «Геопоник» писал: «Хотите, чтобы плоды не падали с деревьев? Напишите на них какой-нибудь стих из Гомера». Астрология, предсказания будущего были чрезвычайно популярны, а в демонов и духов верили даже образованные люди. Наконец, с этой неразвитостью науки была связана и энциклопедичность знаний византийских ученых, которые должны были заниматься самыми разнообразными вопросами: философией, медициной, богословием, математикой.
Развитию науки и распространению образованности препятствовало отсутствие публичных библиотек. Константинопольская библиотека, насчитывавшая 120 000 книг, была уничтожена в 476 г. и с тех пор не восстанавливалась; частные и монастырские собрания книг были очень бедными. Характерным примером может служить библиотека монастыря на острове Патмос (XI в.): в ней было всего 330 книг, из которых лишь 15 — светских. Книги были дороги: мы знаем, что в X в. том Евклида обошелся в 4 номисмы, а цена экземпляра Ветхого завета составляла 18 номисм. Для сопоставления можно сказать, что осел стоил 3 номисмы, а ремесленнник зарабатывал в день 1—2 кератия (1 номисма равнялась 24 кератиям).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.