Мы уже говорили, что характерной чертой византийской сельской общины VIII—X вв. являлось отсутствие полной кристаллизации аллодиальной собственности, сохранение значительных прав на «чужую» землю, что способствовало сплочению общинников, упрочению единства византийской деревни. Но разумеется, несмотря на это, византийская община ни в коей мере не являлась коллективом равных в имущественном отношении лиц: сила византийской общины подрывалась изнутри процессами внутреннего расслоения, может быть, более медленными, нежели на Западе, но столь же неумолимыми.
Уже «Земледельческий закон» свидетельствует о существовании различных градаций среди сельского населения Византии. На самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. «Земледельческий закон» пять раз упоминает рабов и всякий раз в связи со скотоводством: дважды он прямо говорит о рабах-пастухах, а в остальных случаях — о наказании рабов за кражу скотины. По-видимому, в крестьянских хозяйствах времени «Земледельческого закона» рабский труд применялся если не исключительно, то главным образом в скотоводстве.
Рабство не только само по себе было признаком социального неравенства, но и способствовало дальнейшему его росту, поскольку человек, обладавший рабами, мог использовать их для приобретения новых богатств и для насильственных действий в отношении своих односельчан. Именно богатые общинники были собственниками рабов.
Среди полноправных свободных мы можем выделить прежде всего богатых и бедных крестьян: уже «Земледельческий закон» упоминает крестьян-апоров (неимущих), которые не имеют возможности возделать собственное поле и отдают его в аренду. Византийская агиография нередко рисует картину крестьянской нищеты: в житиях мы встречаем рассказы о поселянине, который имел всего только одно грушевое дерево, или о безземельном крестьянине, у которого была лишь одна голова скота; в одном житии идет речь о вифинском земледельце, обремененном многочисленным семейством, который безнадежно ковыряет скудную землю, в другом прямо говорится, что жизнь бедной вдовы была хуже смерти. Такие крестьяне-бедняки в IX и особенно в X в. очень часто продавали свои наделы более богатым соседям.
Разоряющаяся беднота подчас превращалась в мистиев, сельских батраков. Уже «3емледельческий закон» упоминает мистия, которого община нанимает в качестве мирского пастуха; в других случаях мистий мог служить подносчиком воды для поливания сада. Мистии обычно были чужаками, покидавшими свою общину и поселявшимися в чужих деревнях, но эти чужаки — во всяком случае в VIII—X вв. — оставались свободными людьми.
Бедность византийской деревни была настолько значительной, что земледельцы иной раз были вынуждены продавать своих детей в рабство. В одном житии рассказывается о мальчике-сироте, который зарабатывал свое пропитание, выгоняя на пастбище крестьянский скот. Неожиданно его затребовал брат, но крестьяне решили не отдавать ему пастушонка, опасаясь, как бы тот не продал младшего брата «за золото».
Ростовщичество, порождаемое бедностью, в свою очередь ускоряло процесс разорения крестьянства: византийские ростовщики сурово взыскивали со своих должников — они даже разрывали могилы под предлогом взимания долга, опасаясь, как бы наследники бедняка не спрятали там последних ценностей.
Таковы были факторы, способствовавшие разорению византийских крестьян; поэтому, несмотря на ряд ограничений (действие права протимисис, запрещение кредитору приобретать крестьянский надел за долги), земля постепенно переходила в руки наиболее зажиточных членов сельской общины. «Трактат об обложении» рассказывает, что некоторые члены общины, обладавшие большим количеством скота и рабами, были недовольны деревенскими порядками и предпочитали покидать свою родную деревню, переселяясь на хутора. Следовательно, в самой общине вырастали богатые хозяйства, которым уже становилось тесно в пределах общины с ее ограничениями и которые выделялись из общины, превращаясь в мелкие вотчины. Мелкие вотчинники — особенно в X в. — энергично осваивали новые земли: разбивали виноградники, строили водяные мельницы — в том числе и на наделах, захваченных у крестьян. На их землях трудились рабы и мистии, а некоторую часть земли они отдавали в аренду под условием уплаты морты, т. е. десятины (десятого снопа).
Таким образом, как только появилась возможность отчуждения земли — пусть даже в пределах общины, — сразу же создались предпосылки для перераспределения земельного фонда в среде общинников, а затем и выделения из самой общины мелких вотчинников, представителей новой социальной категории, отрицающей по существу прежнюю систему общинных отношений. В недрах византийской общины зарождались феодальные отношения.
Различные источники рисуют нам совсем не идиллическую картину взаимоотношений, сложившихся в византийской деревне к X в.: постоянные тяжбы из-за земли, сознательное нанесение имущественного ущерба, тяжкие бесчестия, покушения на жизнь. В одном житии XI в. нарисована картинка, свидетельствующая о распаде прежней солидарности византийской деревни; там идет речь о девочке, отец которой без вести пропал на войне, а мать умерла; после смерти матери соседи, разграбив все имущество, выгнали девочку вместе с ее маленькими братьями из дому.
Стихийные бедствия, вызванные в конечном итоге низким уровнем производительных сил и бедностью византийской деревни, в свою очередь способствовали разорению крестьян. То разливались реки, затопляя поля, то земля превращалась в бесплодный солончак, то мороз сковывал землю и губил урожай, то наступала засуха, когда пересыхали ручьи и реки, блекли и сохли цветы, скот страдал от жажды. Иногда сильные майские ветры губили урожай, а то и саранча поедала его. Сколько раз византийским общинам приходилось выходить на поля и совершать крестный ход, тщетно умоляя святых даровать дождь или защиту от саранчи!
За неурожаем неминуемо следовал голод, когда крестьяне питались дикими кореньями, напрасно вымаливая на дорогах горсточку зерна. Особенные бедствия принесли крестьянам голодные годы, последовавшие за неурожаем 928 г.: великий голод продолжался несколько лет, и смертность была настолько велика, что, по словам хрониста, живые не успевали хоронить мертвецов. Источники следующего столетия рисуют нам страшную картину непрерывных крестьянских бедствий: в 1026 г. была страшная засуха, в 1028 г., наоборот, начались непрерывные ливни, которые шли всю зиму, погибло много животных, и плоды, сбитые на землю, сгнили; в 1032 г. Армениак, Пафлагония и некоторые соседние области были охвачены голодом, к тому же сопровождавшимся моровой язвой, и толпы людей, теряя надежду, переселялись на новые места. С 1032 по 1034 г. несметные тучи
саранчи опустошили поля во Фракисийской феме, и жители этой области бежали от голода во Фракию. Едва исчезла саранча, как в том же 1034 г. выпал сильный град, побивший виноградники и особенно фруктовые деревья. В 1037 г. засуха продолжалась шесть месяцев, а затем шел сильный град, разбивавший даже черепичные крыши; голод охватил балканские фемы империи; новая засуха посетила Византию в 1040 г. Таким образом, каждый второй год приносил с собой бедствия, иногда распространявшиеся по всей Византии, иногда затрагивавшие отдельные ее области.
И все же процесс распада сельской общины и формирования мелкой вотчины до некоторой степени сдерживался в Византии благодаря существовавшей здесь сплоченности крестьянства. Поскольку аллодиальная собственность кристаллизовалась сравнительно медленно и была опутана множеством всяческих ограничений, рост мелкой вотчины был на первых порах затруднен. Рождающийся и еще слабый класс византийских феодалов встретил чрезвычайно стойкое сопротивление общинников; не будучи в состоянии порознь закабалить общину и превратить свободных крестьян в лично зависимых и крепостных, византийские феодалы стремились иным путем закабалить крестьянство — при помощи централизованной ренты.
Римская налоговая система рухнула в VII в.; вместе с ней прекратил существование и институт эпиболе. На протяжении VIII в., когда византийское свободное крестьянство переживало период расцвета, налоговое бремя не возрастало, наоборот, еще в конце VIII в. был отменен ряд пошлин и поборов: по словам современника, в то время перестали взимать пошлины с торговцев, моряков и ремесленников; рыболов больше не должен был отдавать каждую третью рыбу, охотник не должен был вносить определенную долю в казну, и стратиоты получили облегчение. Централизованный натиск на крестьянство. Однако уже с начала IX в. положение изменяется: господствующий класс Византийской империи приступает к централизованному натиску на крестьянство. При императоре Никифоре I (802—811) были увеличены размеры налогов и введены различные до того не существовавшие пошлины. Вместе с тем Никифор попытался установить систему аллиленгия, в общих чертах соответствовавшего старой эпиболе: на соседей возлагалась ответственность за уплату налогов, кроме того, они должны были приобретать оружие для обедневших стратиотов.
Никифор продолжает наступление на Балканском полуострове. В 805 г. пелопоннесские славяне осадили один из византийских опорных пунктов Патры, войска Никифора нанесли им поражение и подчинили славянские общины империи. На славян, живущих в окрестностях Патр, была возложена обязанность принимать и кормить всех проезжающих стратигов, царских чиновников и иноземных послов. Для этого славянам было приказано иметь своих поваров и иных лиц, необходимых для приготовления трапезы, а также людей, прислуживающих за столом.
Однако и внутренняя и внешняя политика Никифора оказалась неудачной: его постановления вызвали массовое недовольство и были после его смерти отменены, а сам он потерпел поражение от болгар и погиб во время бегства.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.