Централизованное наступление на крестьянство порождало его упорное сопротивление. В IX в. народные движения принимают широкий, если так можно выразиться, общеимперский размах, когда в движение вовлекаются различные провинции империи. В начале 20-х годов IX в. Византия была потрясена восстанием под руководством Фомы Славянина, которое современники называли «гражданской войной» и «возмущением всей вселенной». Тогда, по словам хрониста, междоусобная война «подобно открывшимся Нильским порогам, затопила землю, но не водой, а кровью».
Фома был по происхождению славянином из Малой Азии и долгое время служил в императорских войсках. Социальная природа движения отчетливо проступает в словах современников: хронисты говорили, что «раб поднялся против своего господина и стратиот против своего командира». В первую очередь восстание было направлено против податного гнета: Фома, выступавший как защитник бедноты, повсеместно арестовывал податных сборщиков. Однако к движению народных масс присоединились разнородные и чуждые интересам народа элементы: монашество, недовольное политикой правящих кругов Константинополя, знать восточных фем, стремившаяся к политической самостоятельности. Арабы поддержали восстание Фомы, полагая, что оно ослабляет Византию; по приказу халифа антиохийский патриарх возложил на Фому императорскую корону.
В 821 г. Фома приступил к осаде Константинополя; фема Кивирреотов была на стороне восставших, и это позволило Фоме собрать большой флот. Его корабли мешали подвозить припасы в осажденную столицу. Однако император Михаил II опирался на войска крупнейших фем Опсикия и Армениака; его союзником выступили также болгары. К тому же в лагере восставших не было единства, что обусловливалось как разнородным составом участников движения, так и неясностью социальных задач, которые ставили перед собой крестьяне. Все это заставило Фому после долгой и бесплодной осады отойти от Константинополя, ряды его сторонников постепенно редели; в октябре 823 г. он был взят в плен и после долгих пыток казнен.
На середину IX в. приходится подъем павликианского движения. Павликианство, которое первоначально было религиозно-мистическим учением, распространенным в восточных фемах империи и осуждавшим неравенство и эксплуатацию, становится теперь идеологией вооруженного восстания. Павликиане под руководством Карвеаса и его преемника Хрисохира создали на восточных границах империи независимую республику с центром в Тефрике. Они вели успешные военные действия против константинопольского правительства: войска Хрисохира заняли Эфес, даже население Фракии оказывало поддержку павликианам. Движение павликиан было подавлено с огромным трудом лишь в 872 г. войсками императора Василия I (867—886). Закабаление крестьянства. Василий родился в крестьянской семье; его родители были потомками армян, переселенных во Фракию. Юношей Василий ушел в Константинополь и поступил на службу в один из знатных домов. Колоссальная физическая сила и искусство укрощать лошадей сделали его заметным человеком в столице, где сам император Михаил III был поклонником борцов и возничих. Василий был приближен ко двору, и Михаил даже милостиво соизволил выдать за него свою бывшую любовницу.
Но Василия уже не удовлетворяла роль видного вельможи и супруга императорской любовницы; он стремился занять первое место в государстве и добился этого, совершив дворцовый переворот, стоивший жизни Михаилу.
Выходец из крестьянской среды, Василий был, однако, энергичным слугой господствующего класса. Это выразилось не только в разгроме павликианского движения, но и в ряде мероприятий, подготовивших новое наступление на крестьянство. Прежде всего правительство Василия предприняло попытку возобновить ответственность соседей за уплату налогов с опустевших участков (что стремился сделать еще Никифор I) — правда, Василий решил в конце концов отказаться от этого мероприятия; оно было осуществлено лишь в начале X в.
Затем правительство Василия приступило к рецепции римского права, нормы которого охраняли частную собственность, рабовладельческие порядки и колонат; эти нормы могли быть использованы для санкционирования процесса разорения и закабаления общинников. Подготовка нового сборника законов, начатая при Василии I, была завершена при его преемнике Льве VI, издавшем под названием «Василики» (Царские книги) сборник норм римского права, почерпнутых из греческих переводов и пересказов юстинианова свода, выполненных еще во второй половине VI в. Как бы архаична ни была терминология «Василик», как бы ни казались далекими от действительности IX в. отдельные их постановления, издание этого сборника законов должно было способствовать наступлению на крестьянство и, рассматривая вопрос шире, процессу феодализации.
Таким образом, IX столетие было временем массовых народных движений в Византии. Их программа, подчас затемненная религиозными идеями, по существу была обращена против податного гнета, против бесчинств податных сборщиков, которые становятся с этого времени наиболее ненавистной фигурой для византийского крестьянина, против крепнущих феодальных порядков. Но народные движения были разгромлены; византийскому правительству после неудачных попыток при Никифоре I и Василии I удалось в конечном итоге ввести аллиленгий, мы не знаем точно, когда, но, во всяком случае, не позднее первой четверти X в.
Одновременно с этим было покончено и со свободой крестьянского перехода: и крестьянам, и стратиотам было запрещено уходить из их общин, устанавливались высокие штрафы для тех, кто осмелился бы принять беглого крестьянина или стратиота. В одном из житий X в. рассказывается о десяти стратиотах-моряках, которые скрывались на опустевшем острове, они были арестованы по приказу наместника фемы и обвинены в уклонении от «общей повинности».
Памятники X в. рисуют нам византийское крестьянство разделенным на различные категории, обязанные строго определенными повинностями: стратиоты шли на военную службу, крестьяне-георги должны были платить денежную ренту (канон), поставлять хлеб, фураж и скот, нести барщины (рубить лес, строить укрепления, дороги, мосты, корабли); особая категория крестьян носила названия экскуссатов; они были освобождены от основных налогов, но зато должны были выполнять специальные повинности: одни экскуссаты обслуживали государственную почту и со своими лошадьми и повозками сопровождали императорских чиновников, другие снабжали продуктами императорский стол. Так, на экскуссатов из деревни Тември в феме Опсикий была возложена обязанность поставлять рыбу для трапез императора.
Помимо всех этих налогов, тяжелым бременем для крестьян был постой, т. е. обязанность принимать и кормить чиновников и войска, проходившие через их деревню; кроме того, крестьяне должны были платить специальные поборы землемерам, устанавливавшим размеры их владений и их повинностей, сборщикам налогов, принимавшим от них подати, и другим разнообразным чиновникам, кормившимся за счет крестьянства.
Усиление податного гнета и закабаление крестьянства ускоряло его разорение. Памятники X в. постоянно говорят о разорении стратиотов. Мы слышим о стратиотах, которые разорялись дотла, об обедневших стратиотах, которые лишь с помощью соседей могли приобрести коня, оружие и обмундирование, о стратиоте, коня у которого отнял стратиг: все хозяйство этого воина пришло в упадок и, умирая, он оставил детей нищими. Литературные памятники X—XI вв. постоянно порицают жестокость сборщиков податей, которые бросали в тюрьму недоимщиков, произвольно увеличивали налоги, разоряли крестьян; они даже привязывали недоимщиков вместе с голодными собаками, чтобы заставить их уплатить налог. Автор одного трактата X в., посвященного военному искусству, с гневом говорит о «людишках, собирающих подати», которые не приносят никакой пользы обществу, но зато умеют создавать для себя целые пуды золота из крови бедняков.
Перемена, которая произошла в положении крестьян в VIII—X в., была весьма существенной: из свободных людей на общинной земле они превратились теперь в «государственных париков», зависимых людей государства; их земля считалась государственной собственностью, они не имели права уходить из своих деревень, в случае бегства крестьянина община в соответствии с принципом солидарной ответственности (аллиленгий) принимала на себя обязанность платить подати, лежавшие на его участке. Следовательно, в ходе централизованного наступления господствующего класса византийские свободные крестьяне были превращены в зависимых людей, с той только особенностью, что их сувереном было само государство и что рента, которую они уплачивали, была централизованной рентой.
Специфической особенностью генезиса византийского феодализма явилось то обстоятельство, что разгром общины феодалами совершился здесь сравнительно поздно. Аллодиальная собственность складывалась сравнительно медленно, а сила сопротивления византийской общины оказалась настолько значительной, что ей удалось на первом этапе сохранить себя как учреждение: сохранить общие земли, административные права и привилегии. Если вотчинники были слишком слабы, чтобы подчинить себе общину, то община, наоборот, оказалась достаточно сплоченной и сильной, чтобы отстоять свое бытие. Вот почему основная масса византийских крестьян была на первых порах обращена не в лично зависимых людей, а в государственных париков.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.