Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Р. Н. Симонов


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

Моя первая встреча с Евгением Богратионовичем произошла в 1912 или 1913 году, когда я был еще подростком. В Охотничьем клубе был вечер владикавказского землячества студентов. Я приехал в клуб с отцом и матерью, тогда я в первый раз увидел Евгения Богратионовича на сцене. Он исполнял в концертной программе комедийный разговор по телефону и разговор продавца яблок Антоныча с хором: „Антоныч, Антоныч, что ты везешь?". — „Яблоки!" — отвечал хор после каждого вопроса.
О Вахтангове я слышал с детства, потому что его отец был очень хорошо знаком с моим отцом и Н. М. Вахтангова была большим другом моей покойной матери.
Но близко я встретился с Евгением Богратионо-вичем только в шаляпинской студии в 1919 году, куда Вахтангов был приглашен ставить спектакль „Зеленый попугай" Шницлера. Я должен был играть роль Анри.
Эта работа Вахтангова мало известна. Я до сих пор помню, как очень точно, исключительно педантично он разбирал произведение „Зеленый попугай" с точки зрения требований системы Станиславского. Евгений Богратионович тогда вел режиссерско-педагогическую работу со студийцами и преподавал систему.
Когда дело дошло до разрешения спектакля в образах, он придумал и показал для моего образа ряд пластических мизансцен: как Анри смотрит, как он слушает, как стоит. Евгений Богратионович показал основное поведение актера Анри. Показ раскрывал характер моего героя.
Репетиции длились около месяца. Мы с Евгением Богратионовичем разобрали всю пьесу. Потом он перестал посещать студию, стало ясно, что больше преподавать у нас он не будет. Мы в этот период играли спектакль „Революционная свадьба".
Я около месяца не видел Евгения Богратионовича. После прекращения репетиций в шаляпинской студии я однажды встретил его на улице. Внешний вид его был немного экзотичный. Канотье, сверху — макинтош, а внизу — синее галифе и сапоги.
Мы шли с ним и говорили о разном. Разговор зашел о театре. Наконец я набрался храбрости и спросил: „Евгений Богратионович! Если бы я перешел к вам в студию, вы меня приняли бы?".
Он сказал: „Я бы вас сразу принял без всяких экзаменов на третий курс".
Я ему ответил: „Евгений Богратионович, я к вам обязательно перейду". Но после этого для меня начались очень мучительные дни колебаний, так как в этот период я в шаляпинской студии играл ведущую роль (а мне было 19—20 лет). На общем собрании труппы я был избран в директорскую тройку, начал вести дело и отвечать за него. Состав студий был довольно сильный: Астангов, Лобанов, Абдулов, Раппопорт, Некрасова, Горчаков. Но, тем не менее, то, что дал Вахтангов на репетиции „Зеленого попугая", произвело на меня такое впечатление, что я видел: нужно бросить все. Я начал понимать, что положение, занятое мною в шаляпинской студии, случайно, а Вахтангов может перестроить, переставить меня на рельсы большого, настоящего, профессионального искусства.
Полный противоречивых чувств, я трижды подходил к дверям студии Вахтангова и трижды уходил от них. За ними стояло неизвестное будущее, а позади, в коллективе шаляпинцев, — увлекательная самостоятельная работа.
На четвертый раз я открыл дверь и поднялся наверх. Мне посчастливилось: Евгений Богратионович был в студии на репетиции.
— Я пришел к вам, Евгений Богратионович, — сказал я.
— Вы будете приняты, но не на третий курс, как я вам говорил, а на второй. Но это все равно, вы школу очень быстро пройдете.
Я ответил: „Мне все равно".
Первый период моей жизни в вахтанговской студии был очень тяжелым, так как пять-шесть месяцев я ничего не делал, только смотрел репетиции. Вахтангов занимался „Чудом св. Антония" Метерлинка и „Свадьбой" Чехова. Репетиции были очень увлекательны. Методы работы Вахтангова не походили на то, что он делал в шаляпинской студии. Там была педагогическая работа, а здесь я увидел великолепное, блестящее мастерство режиссера, художника. Этот контраст меня очень поразил. Я увидел, как Вахтангов мгновенно лепил мизансцены в „Чуде св. Антония", скульптурно, чеканно, точно, как они переливались из одной скульптуры в другую и как сатирически-гротесково, с огромным юмором вскрывал он сценические образы метерлинковских персонажей, как молниеносно рождались краски, приспособления для любого из действующих лиц, как тут же, выйдя на сцену, он создавал целый образ, характер того или другого действующего, хотя бы в толпе, лица.
Репетируя „Свадьбу", Евгений Богратионович говорил, что Чехов должен быть рассмотрен как драматический писатель с точки зрения новых идей, принесенных революцией. Чехов в представлении русской интеллигенции безвременья — незлобивый писатель. ..
— Примиренный?
— Да. Но мы не имеем права на такое же разрешение произведений Чехова после Октябрьской революции. Я думаю, что Вахтангов не оригинальничал, не придумывал, а по-настоящему, по-новому прочел Чехова, прочел органично, исключительно прозорливо, талантливо и умно. Чехов Вахтанговым был исключительно правильно понят еще тогда, в 1919—1920 году.
И не случайно М. И. Калинин в беседе с работниками искусства в 1939 году сказал: „Я не знаю, но мне кажется, что Чехов — это самый гениальный русский писатель".
Чехов — писатель, который обличал пороки и недостатки, это человек, страдающий за русскую куль-ТУРУ> человек, прозревающий будущее. Он понимал, что это общество, нравы, быт, эта безидейность и мертвечина, которые существовали при нем в среде русской интеллигенции, должны быть взорваны. И, мне кажется, всякое произведение Чехова, любой его маленький рассказ начинен динамитом.
И если для Мопассана нужен целый роман „Жизнь", чтобы написать судьбу Жанны, то для Чехова достаточно маленького рассказа „Душенька", который по своим достоинствам и значительности ничем не уступает гениальнейшему произведению Мопассана и одному из лучших женских образов в мировой литературе — образу Жанны.
Возвращаюсь к своей судьбе в вахтанговском театре.
Как-то среди зимы Евгений Богратионович вызвал меня и спросил, что я хочу играть в „Свадьбе" — жениха, Нюнина или грека? Я выбрал грека.
Первое время все, что я делал на сцене, вызывало у Вахтангова очень критическое отношение и неприятие.
Наконец я был доведен до такого состояния, что думал: в актеры я не гожусь, и нужно уходить из театра.
В то время в вахтанговской студии готовились к показу работ Художественному театру. Все ближе и ближе подходил срок показа. А я уже потерял всякую веру в себя и решил, что на показе я окончательно провалюсь и уйду.
Наступил волнующий всех нас день. Мы показывали „Чудо св. Антония" и „Свадьбу". В зрительном зале сидели К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, М. А. Чехов, много представителей Первой студии и „старики" - мхатовцы. Когда начался спектакль „Свадьбы" и я вышел на сцену, то не поверил своим ушам. Я услышал очень сильный, раскатистый прием зрительного зала. Я даже не отнес его к самому себе, настолько был уверен, что не могу хорошо сыграть эту роль.
Когда кончился спектакль, неожиданно все меня хвалили. Потом подошел Вахтангов и с улыбкой сказал, что вот Симонов сегодня впервые хорошо исполнил свою роль, она у него двинулась, пошла.
Только через несколько лет я понял, что делал со мной Вахтангов. Видя, что я пришел с уже плохими навыками, идущими не от настоящего опыта и знания в искусстве, а от способностей, он решил сшибить эти навыки с меня. За это я ему очень благодарен, ибо от любительщины я перешел к настоящему искусству.
С этого момента моя жизнь в театре потекла совсем иначе. Я получил роль Труффальдино в спектакле „Принцесса Турандот", сдал удачно отрывок Макса в шницлеровском „Утре дня свадьбы Анатоля". Тогда Вахтангов получил уже театр с большой сценой (большой зал на 250 мест, первый зал Вахтанговского театра на Арбате). Работая над „Принцессой Турандот", Вахтангов начал искать принципы сценического движения, ритм, четкость, музыкальность, необходимые для актеров — участников спектакля. Он выбрал меня своим ассистентом и поручил заниматься с составом спектакля „Принцесса Турандот" сценическим движением и обращением с театральными аксессуарами.
Этим он толкнул меня на режиссерский путь и на педагогическую работу.
— И требовал, чтобы вы проявили самостоятельность ?
— Да. Евгений Богратионович требовал этого от всех своих участников.
Особенно же много он требовал от участников „Принцессы Турандот". Вы помните, что этот спектакль вначале весь строился по принципу импровизации. Нам, исполнителям масок, Вахтангов дал задание: „Выходите на сцену, говорите о чем угодно, развлекайте нас". Первые минуты нам казались часами жгучего стыда и полной беспомощности на сцене. Начать импровизировать, на ходу находить сценические отношения со своим партнером, заражать зрителя своей веселостью, своим импровизационным самочувствием было чрезвычайно трудно. Требовалось много времени, чтобы мы потеряли связывавшее нас смущение и контроль над собой и кинулись в пучину импровизации. Через час мы начали развлекать зрителя, услышали дружный прием зала, и по окончании репетиции Вахтангов нас даже похвалил. Позже, когда я попытался анализировать, что я делал, я не мог восстановить ни текста, ни своего поведения. Каждая репетиция начиналась с того же самого тягостного самочувствия, т. е. с полного отсутствия импровизационного самочувствия, и через какое-то время оно приходило.
— Или не приходило совсем?
— Да. Иногда не приходило.
Я думаю, что работа над масками в моей жизни сыграла огромную роль, так как вырабатывалось актерское мужество, храбрость, актерский азарт, что чрезвычайно необходимо актеру в его творчестве. Роль с готовым текстом оказалась значительно более легкой, чем с текстом, который приходилось самому придумывать.
Помню, как Вахтангов нашел итальянца — дирижера Эспозито, который дал нам ключ к „Принцессе Турандот". Он нам рассказывал о комедии масок в Италии. Этот старичок, маленький, с седой бородкой, бык напоен таким темпераментом, искренностью, заразительным весельем, такой огромной наивностью и жизнерадостностью, что, когда он ушел, Вахтангов сказал: „Смотрите на него, так и надо играть „Принцессу Турандот".
— Помните, как вы услышали о смерти Вахтангова?
— Очень хорошо. Щукин, Шухмина и я были на вечере Художественного театра. По окончании на сцену вышел Вл. И. Немирович-Данченко и сообщил: только что получены сведения, что умер режиссер и актер Московского Художественного театра Евгений Богратионович Вахтангов. Мы со Щукиным побежали в Денежный переулок и застали в комнате Вахтангова „стариков" - вахтанговцев. Были Завадский, Котлубай, Захава. Завадский брил умершего Вахтангова.
— И тут же его зарисовал?
— Да, и зарисовал.
— У театроведов распространена версия, что Вахтангов был только для театра создан и в театре видел самоцель. Версия, мне думается, не совсем верная. Когда я проследил внимательно всю биографию Вахтангова, то увидел, что основное у него — это стремление делать жизнь, делать людей, а театр всегда был для него лишь лучшим средством, которым он располагал. И я думаю, что именно потому, что он через театр хотел строить жизнь и строил ее в своей школе, и за кулисами, и на сцене, и в зрительном зале, — он создал замечательный театр.
— Это верно.
— Как вы думаете, чем отличается Вахтангов от других режиссеров? В чем „секрет" его творчества?
— Мне кажется, что Евгений Богратионович умел прежде всего необычайно талантливо прочесть каждого драматурга, ощущал сущность, стиль, особенности, характер, форму драматургического произведения. А во-вторых, то, что Вахтангов шел по пути лучших традиций русского театра. Он понимал: настоящая театральность — это не манерная „театральность" и не натурализм. Сущность театральности в русском театре — это сценический образ. И, в третьих, Вахтангов не терпел дилетантизма в искусстве. Он требовал органического мастерства актера, требовал тонкого рисунка роли, композиционной завершенности образа, музыкальности построения. Без ощущения безупречной композиционной формы не может существовать большое произведение искусства.
— Природу образа Вахтангов часто находил через музыку? Внутренняя музыка образа — это не то ли, с помощью чего он умел раскрывать глубоко область „подсознания" и чем был так силен?
— Да, и поэтому так ритмичны его спектакли.
— В самом существе пьесы и образа он находил присущий только им неповторимо-индивидуальный ритм? Ритм помогал кристаллизоваться форме?
— Да, так. Кроме того, очень важно, что Вахтангов идеально сочетал в себе руководителя, великолепного постановщика, режиссера, педагога и хорошего товарища. Пять таких качеств в одном человеке! Нет, мы забыли еще одно качество — это был обаятельнейший человек. Это замечательный, редкий человек по стилю жизни, характеру, вкусу, простоте, легкости, уму. В Евгении Богратионовиче абсолютно не было ничего напускного. Это был живой, настоящий, простой человек. Существует точка зрения, против которой я глубоко протестую, что Вахтангов — какой-то философ, мудрец, стоящий над жизнью. Это — ерунда. Это был человек бесконечно одаренный именно для театра.
— Но это — не простая непосредственность в жизни и в театре, а то, что дается громадной работой над самим собой?
— Несомненно. Это — высота мастерства, которая только и имеет право на легкость. В основе ее всегда лежит огромный труд.
— Над самим собой и прежде всего над своим характером?
— Да.
— Еще один вопрос. Не кажется ли вам, что Станиславский почти всю свою сознательную театральную жизнь преодолевал непреодолимое? Он хотел от актера добиться такого же самочувствия на сцене, какое бывает только в жизни, и для этого придумывал бесконечное количество совершенно гениальных способов, приемов, приспособлений. А Вахтангов внес во все это большую поправку. Весь арсенал средств Станиславского он сознательно направил на создание художественного образа. Это — и только это — снимает „неестественность". Не полная „естественность" — в житейском смысле — самочувствия актера, с которой воевал Станиславский, есть в сущности источник искусства, а не порок.
— Вы очень близко подходите к истине.
— Из этого состояния актера и рождается искусство.
— Но все, что дает „система", есть необходимый фундамент.
— Для развития всех способностей?
— Да. А дальше надо стать на точку зрения Вахтангова.
— Поэтому он и шагнул в искусстве дальше Художественного театра?
— Да, в те годы — гораздо дальше.
— Не правда ли, в этом основная особенность его творчества?
— Да.
— Но, разумеется, и Станиславский на деле, пусть стихийно, всегда приходил, в конце концов к тому же самому, т. е. к жизни в образах на сцене...
— Со времен расцвета русского театра XIX века, кончая лучшими представителями Малого и Александрийского театров, Ермоловой, Садовской, Давыдовым, Варламовым и др., знамя русского драматического театра несли наши учителя Станиславский и Немирович-Данченко. Это знамя нес и Вахтангов. В самый ответственный для русской интеллигенции период он сохранил и развил лучшие традиции искусства театра.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +