Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Г. Б. Казаров. Е. Б. Вахтангов во Владикавказе (1909-1911 годы)


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

Еще зимой 1908 года, разъезжаясь после рождественских каникул в университетские города, мы, постоянные участники гимназического, а потом студенческого драматического кружка во Владикавказе (сейчас гор Орджоникидзе), решили поставить дело серьезно" и летом организовать крепкий студенческий драматический кружок под хорошим руководством. Москвичи, уже работавшие с Женей Вахтанговым в поездках под Москвой, выдвинули его кандидатуру, принятую единодушно.
Летом 1909 года „Владикавказский художественный драматический кружок" дал шесть спектаклей: „Зиночка" С. Недолина, пьеса из студенческой жизни (три раза, из них один раз в гор Грозном, по приглашению грозненских студентов), „Грех" Дагны Пшибышевской и „Забава" Шницлера (в один вечер), „У царских врат" К. Гамсуна, „Дядя Ваня" Чехова. Режиссером всех спектаклей был Вахтангов.
Сам он сыграл: в „Зиночке" — студента Магницкого, злого, саркастического, эгоистичного человека; в „Грехе" — Леонида, „сильного", „неотразимого" мужчину (мефистофельская бородка); в „Забаве" — студента Фрица; в „У царских врат" — Ивара Карено; в „Дяде Ване" — Астрова.
Вахтангов в это время был целиком под обаянием Художественного театра. Всё — декорации, мизансцены, характеристика ролей, манера разучивания ролей на репетициях, звуковые эффекты, технические детали — всё было „по Художественному театру".
В "Дяде Ване" в первом акте устраивали на сцене настоящий цветник, дорожки посыпали настоящим песком. Уже не говорю о том, что все участники спектакля энергично шлепали себя по лбу, по щекам, по рукам, убивая комаров.
Астрова Женя исполнял „под Станиславского" („... Вы хи-ит-рая!.."), Ивара Карено — „под Качалова". Исполнителям других ролей также давал указания соответственно исполнению в Художественном театре.
Не помню, как Жене удалось это сделать, но только очень быстро он ввел у нас строгую дисциплину — не только во время спектакля, но и на репетициях. Это было явлением совершенно необычным в нашей „любительской" практике.
Всем этим мы гордились.
На одном студенческом вечере Женя выступил с монологом Анатэмы из одноименной пьесы Л. Андреева, исполнив этот монолог целиком „под Качалова". Но это не было простым копированием. Женя читал так, что мы были взволнованы. Перед нами был художник.
На одной из репетиций Жене по ходу пьесы надо было произнести: „Да..." Эту реплику он стал повторять на разные лады, придавая голосу самые разнообразные интонации, пока не добился нужного. Потом он объяснил нам, что так вот Леонидов подбирал интонации на репетиции.
Порой применялись и более „домашние" средства. Подходил к концу последний акт „У царских врат". Студент К., игравший Бондезена, собирается уйти со сцены за извозчиком, чтобы увезти фру Карено. Женя, играющий Ивара Карено, стоит рядом со мной за кулисами и злится, глядя, как недостаточно темпераментно ведет роль К. Но вот К. выходит к нам за кулисы. И пока фру Карено на сцене трогательно, в последний раз, пришивает пуговицу к жилетке оставляемого мужа, за кулисами происходит следующее: Карено набрасывается на вышедшего за кулисы похитителя и, взяв его за плечи, встряхивает несколько раз, стукая при этом спиной о кирпичную стену и приговаривая: „Настраивайся! Настраивайся!".
И запыхавшегося, растерянного „любовника" выталкивает на выход. Конец сцены у К. прошел с заметным подъемом.
Но был, конечно, у нас сверчок запечный, был лай собак за сценой, были бубенцы за кулисами „у крыльца" к моменту отъезда Астрова домой.
Несмотря на хороший художественный успех и очень благоприятные рецензии в местной газете, несмотря на приличные, в общем, сборы, расходы по постановке спектаклей не оправдались, и наше студенческое землячество (чистый сбор должен был поступить в пользу материально не обеспеченных студентов) вместо дохода понесло убыток (правда, очень небольшой). А мы уже мечтали о следующем лете...
Летом 1910 года Женя жил опять во Владикавказе. И хотя ни „Юлия Цезаря", о котором он тогда мечтал, ни вообще спектаклей ставить не удалось (мы не имели финансового доверия), — художественная репутация была у нас высокая. Традиционный студенческий вечер оформили мы под режиссерством Вахтангова. Тут проявилась новая сторона его дарования. Он организовал программу „кабаре": „Вечер, чтобы смеяться".
Вечер открыл Женя номером „Тоска по сверхчеловеку, музыкальная пьеса на органионе" (Женя сыграл на обыкновенной шарманке марш „Тоска по родине"). Затем шли стихи Саши Черного, юмористическая „трагедия в 6 актах" (каждый „акт" состоял из двух-трех слов) „Росмунда" в сопровождении „оркестра" (рояль, две скрипки, барабан, дудочка-свистулька, кукушка); затем ряд номеров, в том числе имитации (Женя дал имитацию Качалова и Сары Бернар), сценки и, наконец, комическая опера в одном действии „Сказка о золотом яичке" (дирижером был Женя) и др.
Вахтангов выступил на этом вечере еще с имитацией Титто Руффо (спел „басом" известное прутковское „Однажды попадье заполз червяк за шею...") и исполнил „шансонетку для детей, юношей и старцев" (спел очень выразительно песенку: „Коля и Оля бегали в поле..."). Программа получилась „грандиозная".
Этим летом был еще концерт Армянского благотворительного общества, к участию в котором пригласили группу членов нашего кружка во главе с Женей. Женя выступил, как постановщик небольшой музыкальной вещи с пятью исполнителями и с мелодекламацией („Шиповник" Бальмонта, муз. Попова). И, наконец, Женя поставил оперетту нашего земляка М. Попова „Оказия, в доме господина Великомысла приключившаяся" (впоследствии эта оперетта шла в Москве в „Театре одноактных пьес" в Мамоновском переулке).
Оперетта прошла с успехом даже два раза, а следующим летом мы повезли ее и еще кое-какую музыкальную мелочь в гор. Грозный, но уже без Жени. В 1911 году летом во Владикавказ Е. Вахтангов уже не приехал.
Его полностью поглотила Москва и новые товарищи. Еще 22 ноября 1909 года он писал: „... Занятый так, как я не был занят всю свою жизнь, я не мог уделить и тех коротких минут, которых требуют письма к друзьям.
„Вы простите... Большая часть идет на школу. Потом репетиции, репетиции без конца.
„5 отрывков. Спектакль для поездок. Репертуар на лето. (Об этом как-нибудь потом). Спектакли случайные. Кабаре.
Организуемый кружком молодых сил „Интимный театр". Спектакли на Рождестве. Экзамены в школе. Экзамены в университете. Отчеты земляческие. Выборы. Работа на земляческих собраниях два раза в неделю. . ."
Немного раньше, в начале осени, при встрече в Москве Женя мне сказал: „Ну, Рубикон я перешел. .." Несколько лет он не решался перейти этот „Рубикон" — стать профессиональным актером. Но вот, оказывается, Женя решился. Он поступил в театральную школу Адашева.
И хотя театральный „Рубикон" был перейден, однако какие-то экзамены в университете Женя сдавал. Сразу сжечь за собой мосты ему было трудно. Не помню, в 1909 или 1910 году Женя по какому-то поводу показывал мне свою студенческую книжку (матрикул), где он имел отметку о двух сданных зачетах — это за несколько лет пребывания на факультете! Думаю, что к этим двум зачетам прибавилось не много...
Материально жизнь не была обеспечена.
Один мой московский корреспондент, член нашего кружка, сообщил мне о том, что они с Женей решили заняться антрепризой. Женя облек компаньона в свой новый костюм, дал денег и отправил его в гор. Клин снимать клубное помещение под спектакль на 11 октября. Денег было, настолько мало, что по уплате задатка за клуб (5 рублей) оставалось 3 рубля на залог за афиши, а исправник потребовал еще 4 рубля авторских уплатить заранее; за этими 4 рублями пришлось возвращаться в Москву. В следующем письме мой корреспондент сообщает о результатах „антрепризы". Антрепренерам пришлось покрывать дефицит около 25 рублей. Большая часть дефицита — около 15 рублей — составилась от расхода на ужин участникам спектакля. Тут же с гордостью сообщается, что если не было материального успеха, то был успех художественный, настолько большой, что нашим антрепренерам с их труппой был предложен в Клину гарантированный спектакль, „т. е. приехать, сыграть и получить за это 80 рублей".
О личных успехах Жени корреспондент мой, его приятель, сообщал еще раньше: „Успехам Евг. Богр. Вахтангова нет конца и границ. Сейчас он выступает в Сухаревском Народном доме в Москве и, получая 10 руб. за выход, пользуется симпатиями публики и благодарностью антрепризы за художественное исполнение ролей. В школе Адашева он считается одним из лучших учеников и уже „перепрыгнул" на второй курс..." Но все это, констатирует автор, дает Жене малую материальную пользу, почему они и решили заняться вышеописанной „антрепризой".
Выступал Е. Вахтангов и в роли критика-публициста.
Во Владикавказ приехал на гастроли „трансформатор" Уччелини — актер, исполнявший единолично небольшие пьески, в которых фигурировало 2—3 действующих лица, никогда не сталкивающихся на сцене. Вся задача актера состояла в быстром преображении из одного действующего лица в другое во время коротких выходов за кулисы. Уччелини „приспособил" к эстрадной работе и своих детишек.
Однажды утром при встрече Женя сунул мне в руку свернутую полосу исписанной бумаги и попросил передать в редакцию газеты „Терек", где я бывал постоянно. На второй или третий день фельетон Жени был напечатан. Привожу его целиком. ФЕНОМЕНЫ

Новость XX века...
Феномены...
Единственные в мире...
Одному ребенку десять лет, другому — девять.
Так рекламирует своих детей „первый в мире" трансформатор Уччелини.
Почти теми же словами мать девочки-композитора Энери оповещала Москву о талантах своей десятилетней дочери.
Москвичи переполняли зал Благородного собрания.
Слушали старца-скрипача Ауэра под аккомпанемент маленькой, худенькой Энери. Умилялись москвичи.
Своим бесталанным ребятам на ушко шептали:
— Вот, Шура, будешь хорошо учиться — и ты в таком беленьком платьице перед публикой выступишь.
— Слушайся маму, Олечка, и тебе вот так в ладоши хлопать будут.
Умилились даже музыкальные критики:
— Слышали мы многих вундеркиндов, но такого, как Энери, нам приходится отмечать в первый раз.
— Творчество Энери носит в себе зачатки великого будущего.
— Богом отмеченный ребенок, — писал Энгель.
А закулисная сторона „творчества" этой Энери и подобных ей слишком очевидна.
Целый день — учителя.
Целый день — рояль.
Целый день — сольфеджио, арпеджио, гармония... И грустно становится за маленькую Энери.
Грустно за детство ее.
Грустно за детскую душу.
Слишком рано знакомят ее с блеском огней эстрады, с развивающими честолюбие аплодисментами.
Что же остается сказать не о „богом отмеченном ребенке", а о выдрессированных детях, наряженных, в цирковую мишуру и с грацией кафешантанных артистов распевающих „Китаянку" и танцующих матчиш...
С видом заправской кокотки десятилетняя девочка „делает глазки" в публику, высоко поднимает ножку и вертит юбочкой по всем правилам шантанного искусства.
Прикладывает ручку к углу рта и игриво-куплетным говорком сообщает публике скабрезные места шансонеток.
И не верится, что всем этим премудростям обучала ее мать. ..
Не верится, что под руководством отца отделывается каждый жест...
Правда, мысль о хлебе насущном на многое вынуждает итти.
Но разве не достаточно г-ну Уччелини его собственных талантов?
Разве программу своего вечера он не может заполнить один?
Разве его виртуозная способность переодеваться недостаточно привлекает публику и требуется еще соблазнять ее „феноменальными" способностями к матчишу своих собственных детей? ..
Г-н Уччелини может надевать на себя хоть шестьдесят костюмов в одну минуту, но имеет ли он право рядить своего ребенка в костюм кокотки — на это пусть ответят своим „феноменальным детям" их „феноменальные родители".

Это было глухое время. Владикавказ ничем не отличался своей общественной физиономией от многих других провинциальных городов. Интеллигенция в большинстве проводила время после работы за картами, вином, — в этом смысле „процветали" клубы: Общественное собрание, Коммерческий клуб и др.
Наши спектакли были живой струей в этом затхлом мирке. И к нам охотно шли все, кто тосковал по свежему воздуху.
* * *

У Жени были излюбленные словечки.
Он говорил: „З-м-чатьно!" — с самыми разнообразными интонациями в зависимости от его отношения к явлению: спокойно, чуть смешливо, с восторгом и т. д.
В ответ на заявление о мелкой обиде, нанесенной одним участником кружка другому; в ответ на всякие мелочи, засорявшие работу, но требовавшие авторитетного вмешательства Жени, — он отвечал изумленным восклицанием: „Н-неужели?". И совершенно неподражаемая, тонкая и веселая ирония пронизывала это слово.
* * *

Разговор с молодой девушкой, курсисткой, „уходящей" от „прозы жизни" в мечты о „неведомом" и „прекрасном".
Я только что познакомил ее с Вахтанговым. Она счастлива. У Жени скучноватое лицо. Робко девушка начинает беседу:
— Скажите, вы умеете мечтать?..
— Конечно. Сейчас вот. Очень пива хочется. Жарко, знаете...

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +