Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Ц. Л. Мансурова


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

Когда я впервые пришла на занятия в „Мансуровскую студию", Евгений Богратионович долго молча смотрел на меня и только улыбался. Потом спросил: „Что же вы поздно пришли в театр? Сколько вам лет?". — „Девятнадцать". — „Вы кончили гимназию?" — „Я университет кончила". Он довольно недоверчиво отнесся. „Когда же вы успели? Почему вы пошли в университет, почему не в театр сразу?" — „Потому что я не смела".
Мне всегда казалось, что в театр могут итти лишь избранные, чем-нибудь отмеченные люди, а все не могут итти в театр. ЛАЯ этого нужно иметь данные.
Он спросил: „Что же, вы считаете, что у вас нет данных?". — „Не знаю".
Я сказала, что считаю одним из серьезных препятствий то, что у меня некрасивые руки. Он положил свои руки на стол: „Вот видите, какие у меня некрасивые руки, а это меня не смутило. Дело не в форме рук, а в том, чтобы они жили, и в том, чтобы их не стесняться. Если движение будет творчески обосновано, если мысль и темперамент не застрянут в локте, в кисти, если воля будет как бы излучаться из движения руки, из пальцев, то и руки становятся прекрасными. И некрасивое лицо становится красивым".
Это произвело на меня большое впечатление. Я была очень рада, что он так говорит, потому что мне и самой так казалось.
Евгений Богратионович всегда говорил о необходимости уметь обращаться на сцене с вещами. Он изумительно показывал, как брать графин, как взять стул, чтобы это играло, чтобы это была театральная вещь.
„Преодолевайте инерцию вещи, — говорил нам Евгений Богратионович, когда мы начали работать над „Турандот". — Когда вы берете материю, пусть она оживает в ваших руках". Он часто употреблял выражение: „Продолжайте инерцию вещи, а не преодолевайте ее".
Евгений Богратионович был совершенно гениальный педагог, он умел раскрывать в актере поразительные возможности, причем делал это незаметно.
Очень большое значение он придавал тренировке тела, — он хотел, чтобы мы добивались легкости движения. Я много раз приходила до репетиции, вскакивала на площадку и с площадки помногу раз, чтобы натренироваться.
Все мы много и упорно занимались балетным станком. Движения, которые в „Турандот" производят впечатление легкости, появились в результате огромной работы над своим телом, в результате долгой и тщательной тренировки.
Занятия по движению Евгений Богратионович передал Симонову, потому что Симонов, исключительно музыкальный человек, свободно варьирует ритмы и темпы. Вахтангов был в это влюблен.
— Евгений Богратионович умел открывать в людях самые сильные их стороны?
— Это верно. Я вспоминаю еще такой момент с тем же Симоновым. В студии Шаляпина шла „Революционная свадьба". Совсем молодой Рубен Симонов играл „безумно"-драматическую роль. Ему очень хотелось играть драматического героя. На спектакль пришел Евгений Богратионович, сел в зрительном зале. Я сидела справа, а Варя Попова слева. Сидим и смотрим. Вокруг сморкаются, плачут. И вот, когда все рыдали, Евгений Богратионович наклонился ко мне и говорит: „Из него поразительный комик получится".
У Евгения Богратионовича было еще одно удивительное качество. Несмотря на бедность студии, он нам нанимал самых лучших педагогов, какие только были в Москве. Так, по движению у нас был лучший педагог Александрова, родоначальница ритмических этюдов. Евгений Богратионович говорил: „Мне нужно самого лучшего, самого смелого, может быть, новатора в каждой области. Мы так бедны, что должны учиться у лучших". Поэтому, если по постановке голоса самым лучшим был Пятницкий, то давайте Пятницкого.
Да, Евгений Богратионович умел узнавать настоящих людей искусства! У него было к ним чутье, и он старался главным образом вырастить педагогов из своих старших учеников.
— Расскажите, как в роли Турандот у вас рождались неповторимо-индивидуальные интонации речи, то, что составляет одну из обаятельных особенностей этого образа.
— Не знаю, почему я была выбрана на роль Турандот. Кажется, неискушенностью своей я понравилась, безнадежным непониманием. Роль Турандот показывало несколько человек. Евгений Богратионович выбрал меня. В художественном совете студии многие были против меня, не лично против меня, а потому, что я ничего не умела и мало что понимала. Выдвигали аргументы: к чему Евгений Богратионович зря будет тратить свои силы, его надо беречь и дать ему на эту роль более опытного человека. У нас была одна актриса, опытная и очень красивая (ее уже давно нет в театре). Евгений Богратионович сказал: „Она будет хорошо играть, это я знаю. Но я знаю, как хорошо, и мне это не интересно. Что Мансурова будет играть плохо, я допускаю, но я не знаю, как плохо, и это мне интересно".
И вот стали репетировать. Мы страшно долго сидели на сцене. Борис Щукин играл сначала Алтсума и репетировал плохо, и я плохо. Евгений Богратионович с нами бился, бился. Я помню, как он повторял: „У вас лопнет терпение, а у меня для вас никогда".
Я помню, как в продолжение целого ряда репетиций Евгений Богратионович страшно увлекался подтекстами. Возьмет любую реплику и начнет подкладывать самые различные мысли. Например: „Не мучь меня, Зелима, и без того мне стыдно сознаться, что он причиной был чувств, раньше мне незнакомых". Он необычайно увлекался тем, что под эту фразу можно подложить любой смысл. Он говорил: „Возьмем такую мысль: „ай-яй-яй, как тебе не стыдно!", и выразим ее словами: „Не мучь меня, Зелима..." То, что он предлагал, было музыкой, которую он подкладывал под данную фразу, партитурой. Он проверял этим слух, т. е. чуткость актера, восприимчивость к подтексту. Реплика может означать множество вещей, множество задач.
Так как Евгений Богратионович нас очень мало знал, он пытался увидеть, как мы обижаемся, как мы радуемся, как мы увлекаемся, и провоцировал нас на разные чувства. Так, меня он спровоцировал на обиду. Сказал, что сидел на бульваре, а я прошла и не обратила на него внимания. Когда я стала уверять, что этого не может быть, он настаивал, стыдил меня. Это было во время репетиции. Мне стало стыдно, обидно, я заплакала и стала всхлипывать. Тогда он закричал: „Всхлипывайте и говорите". Я начала говорить всхлипывая: „Не мучь меня, Зелима..." Он все это придумал для того, чтобы я нашла верную интонацию. Это один из его замечательных приемов.
Он мне сказал: „Когда вы говорите: „Зелима, не мучь...", вспомните, какая вы самая симпатичная". Я улыбнулась: „Откуда я знаю, какая я самая симпатичная?". Но от его слов становилось очень хорошо и хотелось действительно быть самой симпатичной.
— Естественное кокетство?
— Наоборот, конфуз. Он понял, что я конфужусь. Этот оттенок удовольствия и смеха и был тем самым, что ему здесь годилось, потому что Турандот смущена тем, что она влюблена. Это подходило здесь исключительно уместно, он подбирал, подсказывал эмоциональные состояния и этим сразу ставил все на место.
Раз он меня жестоко оскорбил. Я должна была говорить: „О, принц.. ." Не выходит — и все. Сижу и вижу, что я его раздражаю. „Не можете? Садитесь на рояль" — сказал он и посадил меня на крышку рояля. Я не могу начинать, мне стыдно, мне хочется уйти, куда глаза глядят. Завадский посмеивается, ему жалко на меня смотреть. Я испытываю чувство жгучего стыда, у меня уши горят. Зачем Евгений Богратионович тогда это сделал? Он преследовал цель, которой, несомненно, добился. Теперь я ему благодарна за сиденье на рояле. Я тогда обозлилась, собралась вся — и это место роли стало выходить.
Как-то во время репетиции Евгений Богратионович ударил меня по руке. Я оскорбилась невыносимо, страшно возмутилась, и мне очень трудно было репетировать. Потом все это утряслось. Я забыла об этом случае и вспомнила о нем много позже вот при каких обстоятельствах.
Здоровье Евгения Богратионовича ухудшилось. Мы узнали, что врачи приговорили его к смерти. Я помню поразительную ночь. Это была его последняя репетиция. В два часа мы кончили прогон „Турандот". Евгений Богратионович посмотрел на нас и сказал: „Теперь все сначала". Это было под утро. Все проголодались и устали. Евгений Богратионович с повязкой на голове. На худом лице страшно горят глаза. Он все время глотает соду. Смотрит на нас и говорит: „А теперь все сначала..." И мы начали репетицию вновь.
После нее он очень устал и не мог итти домой. Лежал у себя в кабинете в театре. Я проходила мимо и не могла не зайти. В комнате было темновато, он лежал почему-то один. Очевидно, все вышли, чтобы не утомлять его. Я наклонилась, мне кажется, что я хотела поцеловать ему руку. Он тронул мою руку и со страшным трудом сказал: „Прости меня, пожалуйста, что я тогда тебя ударил". Значит, он помнил, что обидел меня. Тогда я уже об этом забыла. Наоборот, если вспоминала об этом, то с огромной благодарностью. Я понимала, что все, что он ни делает, все это для нас же. Я думаю, что и этот удар по руке сделал свое дело.
Евгений Богратионович умирал от рака. Это были ужасные страдания. Я пришла к нему в последний день его жизни. Помню, как сейчас, Надежда Михайловна мне говорит: „Посмотрите сначала в щелку и привыкните к его виду. Я боюсь, что на вашем лице он слишком много прочтет". Это было что-то страшное. От Евгения Богратионовича ничего не осталось, одни только глаза. Он был похож на больного ястреба. Я помнила его творческим и деятельным, и теперь его вид был мне невыносим. Сколько я ни собиралась с силами за дверью, но как вошла в комнату — расстроилась. Слезы полились градом. Я ничего не могла с собой поделать. Думаю — удрать? Нельзя. Он посмотрел и сказал: „Цецилия, ты не тае", — дескать, ничего, — и поманил меня пальцем. Я подошла и поцеловала его. А он откинулся и только сказал, то ли выразил чем-то: не противно ли мне его целовать, потому что он болен?
Сижу и смотрю на него, потом глажу его по руке. Он иногда то закрывает глаза, то открывает. Он начал бредить, стал говорить, что люди мечены какими-то цветами. Цвет обозначает интенсивность этого человека и талант. Я долго с ним сидела и была как безумная. Потом, помню, ему захотелось пить. У него стояло шампанское на столе. Я обрадовалась, что могу чем-то услужить. Налила шампанского в длинный бокал и подала. Евгений Богратионович лежал на высоких подушках. Со страшной силой он отодвинул меня так, что я пролила часть шампанского на него, и сказал, стиснув зубы: „Я сам". Он не мог выдержать, что он сам не может взять. Он взял бокал с огромным напряжением, как мог, откинулся от подушки и победоносно посмотрел на меня.
Вечером этого дня он умер.
В день смерти, когда он мучился от адской боли, он не хотел терять сознания, он боролся с мраком и ужасом, которые на него наступали. И это было по-вахтанговски. Это довершало мое о нем представление как о человеке необыкновенном, волевом и жизненно-творческом.
— Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили свое настроение и обстановку показа „Турандот" К. С. Станиславскому.
— Могу сказать так: страшнее я ничего не помню. Это были именины без именинника. Что может быть ужаснее, когда нас чествовали, — и все было адресовано к нему, когда нами восхищались, — и каждое слово было адресовано к нему. Когда мы вышли на парад, нас встретили горячими аплодисментами и криками: — Вахтангов! Я весь вечер проплакала. Это было ужасно. За несколько дней до спектакля Вахтангов слег окончательно, первого спектакля в костюмах он не видел. Он один не видел своего спектакля.
Мы имели большой успех, всех нас целовали, обнимали, гладили, лазили в оркестр. Константин Сергеевич брал гребенки в руки. „Неужели это вы играли?" Оркестра не было, все студийцы играли на чем-нибудь. В зале стоял гул, в зале был праздник. Среди спектакля Константин Сергеевич поехал к Вахтангову домой, и все мы и публика ждали его возвращения. Потом продолжали „Турандот".
Мне кажется, что я никогда так плохо не играла, а может быть, хорошо, потому что хотелось донести и прославить чудесные замыслы Евгения Богратионовича, но это было так трудно делать. Этот день я вспоминаю с ужасом. Это был один из самых чудесных и самых страшных дней, когда молодой, тридцатидевятилетний человек создал прекрасное произведение искусства и не может на него взглянуть. Все восхищаются, а творца нет. Когда все встали и устроили овацию, мне было все время стыдно, я думала: за что это нам достается, мы — только глина в его руках. Мне казалось, что на „параде" все до одного актеры плачут. Не забудьте, что все мы были очень молоды и не так легко поддавались слезам. Хотелось несколько лет жизни отдать, только бы он был рядом с нами. В публике это понимали, казалось, что в зрительном зале одни только друзья, все родные и все понимают, какой ужас происходит и, вместе с тем, как все это чудесно. После спектакля мы пошли к Евгению Богратионовичу и понесли ему цветы.
Одно могу сказать: мало он сделал, а между тем мог бы сделать колоссально много, ведь у него были такие громадные запасы. Бывало, он говорит, говорит, а за этим никогда не чувствовалось дна, как бы он ни устал, в каком бы настроении ни приходил.
А как он поставил „Гадибука"! Как он показывал каждому его роль, не зная древнееврейского языка, и пел из „Песни песней"! Он возвращался с репетиции „Гадибука" к нам в три часа ночи, а мы сидели и ждали. Он ходил, как одержимый. Я была тогда еще слишком неразумна, чтобы понимать, что он делал в театре.
На спектакле „Гадибук" я сидела рядом с Горьким. Евгений Богратионович страшно волновался.
— Вы не помните, что говорил Горький?
— Не помню, что именно он говорил, но помню, что спектакль его страшно удивил. Алексей Максимович был поразительный человек. Сидит, покручивает ус, вдруг что-то скажет. Когда Горький смотрел „Егора Булычова", я вообще не могла играть, мне казалось, что я ни одного слова не смогу вымолвить. Он был очень строгий и требовательный художник.
Возвращаясь к „Гадибуку", надо сказать, что Евгению Богратионовичу в студии „Габима" было интересно работать. В „Гадибуке" его увлекало создание необыкновенно четкой формы. Это было увлечение не формализмом, а формой.
Что было так изумительно в Вахтангове, чем отмечены его постановки? Тем, что для каждого спектакля он находил неповторимую форму. Он был революционером в этой области. Почему? Потому что под формой он подразумевал органическую красоту, рожденную из творческой встречи автора, т. е. пьесы, зрителя, т. е. современности, и актера, т. е. данного театрального коллектива, так же неповторимого ни завтра, ни в другом составе.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +