«Габима» до встречи с Вахтанговым была профессиональным театром, таким же, как все полулюбительские провинциальные еврейские театры, которые встречались на большой территории бывшей Российской империи.
Приехав в 1917 году из Белостока в Москву, в эту „театральную Мекку", Цемах, Гнесин и Ровина (основатели „Габимы") обратились к К. С. Станиславскому, чтобы он посоветовал, как создать новый театр. После нескольких бесед Цемаха с К. С. Станиславским труппа театра была распущена, а актерам предложено было приступить к учебе на студийных началах.
Для их воспитания Станиславский посоветовал обратиться к одному из своих лучших учеников — Евгению Богратионовичу Вахтангову.
В этой группе „Габимы" осталось всего восемь человек. Затем было принято еще четверо. В эту группу вошел и я.
Мы приступили к постановке одноактных пьес, вошедших затем в программу „вечера студийных работ". Евгений Богратионович хотел преподать метод Художественного театра на разном материале. Были выбраны: „Старшая сестра" Шолом-Аша, „Пожар" Перетца, „Солнце-солнце" Кацнельсона и „Напасть" Берковича.
Подход Вахтангова ко всем четырем пьесам был различный.
Сказать коротко: если в первой вещи („Старшая сестра" Шолом-Аша) мы искали, и сквозное действие и задачи и разбивали эту одноактную вещицу на куски, главные и второстепенные, очень обстоятельно „обговорили" задачу каждой фразы, каждое слово, состояние каждого действующего лица и отношения его с окружающими, — то во второй вещи принцип уже был другой. Там устанавливалось главным образом сквозное действие каждого действующего лица и отдельного куска. В третьей вещи главным оказывалось настроение, с которым актеры должны выйти на сцену. В четвертой важнее всего было найти характер взаимоотношений действующих лиц.
— Это различие зависело от различия произведений, их стилей, жанров, тем?
— Да. „Напасть" — это был комический случай, произведение, которое разрешалось в легких планах, в определенном настроении и темпе, с некоторым сатирическим отношением к его образам.
„Солнце-солнце" — лирическое произведение, „Пожар" — трагическое, а „Старшая сестра" — произведение драматическое.
Е. Б. Вахтангов воспитывал из нас не только актеров и не только людей, умеющих в театре исполнять то, что им поручено, но и учил анализировать драматургию, стиль, все актерские задачи в каждой вещи. Вот почему его ученики из первой группы почти все стали режиссерами. Они ведут свою работу на основе принципов Вахтангова.
На премьере „вечера студийных работ" 8 октября 1918 г. Вахтангов не присутствовал. Он был болен. Но каждому из учеников он прислал открытку с трогательной надписью, где он всех нас благословлял на выступление. Спектакль произвел большое впечатление. Это было рождение еврейского театра в Москве.
Так как Вахтангов был долго болен, „Габима" приступила к новой работе без него. Была выбрана пьеса Пинского „Вечный жид". Ставил другой ученик К. С. Станиславского — Мчеделов.
Но после этого начинается второй и главный период в жизни „Габимы" — под руководством Вахтангова Анский (Рапопорт) написал пьесу из еврейского быта. Станиславский принял ее для постановки в Художественном театре, но затем предложил „Габиме". Пьеса была написана на русском языке. Перевод на еврейский было поручено сделать поэту Бялику. Он перевел так, что русский оригинал по глубине лирики и символики остался далеко позади. Это „Гадибук", или „Между двух миров".
— Пьеса Вахтангову понравилась?
— Он говорил, что в этой пьесе он мог поставить памятник уходящим формам еврейского быта, уходящим верованиям, всему тому, что в нашей жизни уже не имеет никакого основания. Вахтангов считал пьесу слабым драматическим произведением, но его привлекали легендарные поэтические образы, в которых раскрывались отношения собственников-богачей и несчастных нищих.
Впрочем, на другой стороне были не только нищие. В одном лагере были люди, живущие только делами денежными, не ведающие ничего, кроме своего личного благополучия; в другом — люди, обиженные жизнью и борющиеся за лучшие условия жизни. Но благодаря определенному мистико-символическому характеру пьесы эти люди не могли быть достаточно активно и реалистически выражены, о них можно было рассказать только символически.
Поэтому каждый акт этой пьесы (Вахтангов из четырех сделал три акта) был осуществлен Евгением Богратионовичем своеобразно, в несколько ином характере, чем остальные.
— Вахтангов вопреки пьесе шел от реалистического оправдания каждого характера, каждого образа?
— Да. Он шел от реалистического понимания всех обстоятельств действия в этой пьесе. Для понимания мысли Вахтангова можно сравнить, как роль Цадика играли Варди и Цемах. Варди играл ближе к мысли Вахтангова. Варди играл человека, который понимает свою слабость, понимает, что он не святой, а только должен поддержать веру в свою святость, чтобы не распалась окружающая его человеческая масса — хасиды, он этой верой хочет поддержать силы массы; а Цемах вообще верил в то, что он святой. Он не только поддерживал веру в это у окружающих, но эта вера была сущностью создаваемого им образа.
Вахтангов шел не от религии и не от отвлеченной символики или легенды, а от реальных человеческих отношений, на почве которых могли развиться и легенды, и верования, и вся поэтика пьесы.
— Какую роль в процессе работы над пьесой сыграл художник Натан Альтман?
— Громадную. Вначале, когда мы получили эскизы Альтмана, мы их не поняли. Долго спорил с Альтманом и Вахтангов. Но, после того как мы поработали с Евгением Богратионовичем в этом плане, нам всем стали ясны формы Альтмана — на черном белое, эти изломанные косые линии и гримы. Они для нас наполнялись определенной сущностью. Это была необычайная форма, которая не может повториться. В чем заключалась идея этой формы? В том, что все это уже кончено, что это — лишь памятник, что этим мы как бы подводим определенную черту и характеризуем период времени, эпоху, которая не вернется. Все мысли и ощущения зрителя должны были быть сконцентрированы на одном: все, что он видит и слышит, больше не повторится в жизни.
— Мне думается, что в этих косых линиях, на которых был построен спектакль, в этих угловатых, резких движениях отразились особенности национального мироощущения и еврейского жеста, складывавшиеся веками, веками страданий. А в то же время для Вахтангова эти тревожные, неустойчивые линии отражали вообще ушедшие годы, весь ушедший мир. Эти косые формы отвечали представлению о мире неспокойном, мире негармоничном, несправедливом и непрочном, который в конце концов и рухнул. Для Вахтангова все те формы, которые подсказывал Альтман, получили глубокое идейное оправдание. И поэтому в таком плане и развивалась дальше работа Евгения Богратионовича над спектаклем.
У Вахтангова примерно так же был решен и „Эрик XIV". А если бы Евгений Богратионович ставил пьесу из современной жизни, к чему он, конечно, скоро пришел бы, то он никогда не стал бы оформлять ее в одних косых линиях. Так что тут дело не в каком-то предвзятом экспрессионизме, в плену у которого, по мнению некоторых рецензентов, был Вахтангов. Это принципиальное решение художника, его отношение к тому миру, который он в данном случае показывает. Вахтангов, как никто другой, был способен и на совершенно иные, светлые художественные решения.
Но и в „Чуде св. Антония" — чем больше он врастал в существо пьесы, тем резче становились внешние формы спектакля как выражение отношения к уходящему навсегда миру.
— Это очень верная мысль. Ее нужно подчеркнуть.
— В случае с эскизами Натана Альтмана раскрывается еще одна черта Евгения Богратионовича. Вахтангов не только исключительно много давал актерам и всем окружающим, но он сам от каждого много брал. Он чрезвычайно внимательно прислушивался к людям и ждал их инициативы. Не поэтому ли актеры чувствовали себя такими счастливыми от общения с ним и по-настоящему во время работы „расцветали"?
— Это был не начальник, а товарищ, чудесный товарищ-руководитель. Бывало, он приходит вечером к нам, садится за стол и просит, чтобы ему рассказали побольше еврейских легенд. Света не зажигали. Одна легенда рождает другую. Наконец Вахтангов шепотом просит начать репетицию, и вот „в состоянии легенды" начинают репетировать первый акт. Это были замечательные вечера.
Однажды приходим в студию. В комнатах темно. Слышим звуки рояля. Знаменитая армянская песенка Вахтангова... Думаем, что кто-то из товарищей сидит и вспоминает эту песню. Тихонько поднялись наверх и видим, что за роялем сидит знакомая серая фигура. Тихо отошли в сторону, чтобы не мешать. Слушаем. В такое необычное время у нас Вахтангов. Пришел один, другой, третий человек, пока вся труппа не собралась, а Вахтангов все не оборачивается и импровизирует. Мы рассаживаемся по уголкам, по скамейкам или прямо на полу возле рояля; лампы не зажигаем. И так это длится, пока кто-то не запел песню. В течение многих часов лились песни; затем кто-то что-то стал рассказывать.
Счастлив тот человек, который испытывал такие моменты.
— Это была подготовка к овладению пьесой?
— Вахтангов впитывал в себя это настроение. Но самое главное - он создавал нужное настроение у нас и при этом воспитывал.
Прийти к Вахтангову на репетицию считалось величайшим счастьем, и я не помню, чтобы кто-нибудь не пришел потому, что он был болен, — если только не лежал прикованный к постели. Вахтангов нас всегда учил, что сцена есть место большой и прекрасной службы. Тут все лучшие человеческие чувства, которые в обычной жизни редко проявляются, получают выход. Все мечты человека, все его чаяния и надежды, все его устремления, все то, что содержится глубоко внутри.
У него каждый поступок или слово, относилось ли это к пьесе, или к костюму, или к чему-нибудь иному, — все было пропитано большим художественным вкусом и юмором. Все, что он говорил, не носило назидательного характера. Он воспитывал нас через человеческие отношения. Он знал каждого из нас. И не потому, что он нас расспрашивал (этого я не помню), а потому, что с ним можно было разговаривать, как с товарищем, с другом. Этим он чрезвычайно привлекал к себе.
— Как относился Вахтангов к тому, что спектакль должен был итти на древнееврейском языке?
— Вахтангов не раз, пожимая плечами, с улыбкой говорил: „А поймут ли нас?.. Нет, поймут!» Он хотел довести выразительность в этом спектакле до того, чтобы суметь рассказать все не словами, а одними звукам. Он говорил, что всю пьесу можно сыграть без единого слова или на любом языке — и все будет понятно. Он сам работал над пьесой на русском языке. И хотя он интересовался еврейским языком и даже кое-какие слова произносил, но языка не знал.
Наш театр посещало много людей, которые не понимали языка, но прекрасно понимали всё, потому что Евгений Богратионович довел спектакль до такой силы выразительности, о какой мечтал.
Я хочу остановиться еще на одном вопросе: как он определял характер пьесы и своей работы. Как-то идя с нами, он говорил: „Как назвать этот спектакль — фантастический реализм или реальная фантастика? Если сказать последнее, это будет моя работа, а если назвать „фантастический реализм", то это будет, может быть, и моя работа и сама пьеса".
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.