Встретила его впервые в августе 1909 года в школе Адашева. Я была на третьем курсе, он поступил на первый и в один год прошел два курса.
Сближение с нами, „стариками" школы, началось у Евгения Богратионовича в начале октября 1909 года, когда организовали первое „кабаре". Инициатором и устроителем „кабаре" был Н. В. Петров. До этого времени Вахтангов держался замкнуто. „Кабаре" мы устраивали для того, чтобы заработать деньги и платить за учение. В программе „кабаре" Вахтангов был вначале только исполнителем.
У нас был номер — экзамен в драматическую школу. Вахтангов в этом номере показывал, как он сам держал экзамен при поступлении в школу: молодой грузин выскакивал без вызова на сцену и говорил: „Уважаемые товарищи!"— потом читал с кавказским темпераментом „По горам, среди ущелий темных" и так же внезапно убегал, как и появлялся.
Затем он изображал очень рассеянного профессора, про которого ходили анекдоты. Вахтангов был с ним лично знаком, когда учился в университете, и составил очень комичный разговор профессора по телефону. Но еще до этого второго своего номера Вахтангов поразил всех присутствующих способностью к имитации.
В пародийной сцене „Экзамен в драматическую школу" у нас было устроено так, что экзаминаторов не было видно, они были как бы за кулисами. Экзаминаторы задавали нам вопросы. Я играла девушку из Шуи, шепелявила и картавила. Один из невидимых экзаминаторов меня спрашивал: „С кем вы занимались по дикции?". Я говорила: „С Качаловым". И вот в это время из-за кулис раздается неожиданно голос Качалова: „Нет, я никогда ее в жизни не видел". А настоящий В. И. Качалов находился в зрительном зале. Он был так поражен сходством со своим голосом, что встал и попросил: „Покажите мне его". На аплодисменты вышел Е. Б. Вахтангов.
Позже второе кабаре уже было приготовлено Вахтанговым по его тексту, в виде обозрения. Евгений Богратионович изображал В. И. Качалова в роли Айатемы. У него был настоящий грим, и В. И. Качалов пришел в восторг, потому что Вахтангов не только внешне верно его изображал, но и необычайно внутренно передавал сущность...
— И на этот раз не пародировал?
— Нет, вообще у Вахтангова было замечательное свойство: он передавал сущность человека.
Когда умер Л. А. Сулержицкий, мы, его ученики, собрались в школе, вспоминали о нем. Вахтангов встал и прошелся по комнате. Он не то что имитировал (это не то слово), но перед нами был живой Леопольд Антонович, не тот, которого мы привыкли видеть вначале, — жизнерадостный, бодрый, подчас озорной,— а больной Леопольд Антонович, когда он ходил по студии как-то особенно, — бессильный, бездейственный, отсутствующий.
Вахтангов настолько верно его передал, что нам стало жутко.
— Хотя внешне они не были похожи?
— Абсолютно не похожи. Вахтангов был крепкий, мускулистый, быстрый, сухой, порывистый, он обладал какой-то своеобразной грацией, а Леопольд Антонович — мягкий, спокойный, легкий. Леопольд Антонович был „легато", а Вахтангов — „стаккато".
После первых выступлений в кабаре Евгений Богратионович вошел в нашу инициативную группу старшекурсников и мало-по-малу взял художественную власть над нами. Окончательное же сближение у нас произошло во время первой поездки в Шую. У нас была ученица М. О. Чернова, ее мать была заведующей детским приютом в Шуе. М. О. Чернова считалась у нас „антрепренером", — она устраивала наши поездки, которые мы очень любили.
Мы приготовили водевили „Спичка меж двух огней", „Свадьба Анатоля" А. Шницлера (Вахтангов играл не Анатоля, а его приятеля), „Горящие письма", затем шел дивертисмент, в котором Вахтангов играл на мандолине. В дивертисменте он ввел „новшество". Раньше мы выходили по очереди на сцену, читали и пели, как обычно делают в концерте. Вахтангов сказал еще в вагоне: „Сделаем по-иному. Раскрывается занавес, мы сидим, разговариваем друг с другом, как бы в гостях, и потом по очереди будем выступать, и каждый исполнит свой номер. "Мы говорим: Это будет скучно". Он говорит: "давайте попробуем". Мы так и сделали. Петров имитировал танцы Дункан, Потемкин пел, я что-то читала. У нас была масса номеров. В работе над водевилями нам помогал Леопольд Антонович.
— Такие вылазки повторялись?
— Да, и очень часто. В разные города.
В то время у нас в ходу были альбомы, мы заполняли их рисунками, стихами, афоризмами, шутками На страницах моих альбомов сохранилось много записей Вахтангова, напоминающих о нашем быте артистической богемы.
Лидия Ивановна раскрывает альбом.
— Вот одна:
Мадемуазель Чернова,
Ужели снова
Всю эту ораву
Всем на забаву
В Шую свезете хоть раз?
Услышьте мой глас —
Потоком бросаю вам славу!
Такие же вылазки с небольшими пьесами и дивертисментами мы делали, кроме Шуи, в Ковров, в Вязьму, в Серпухов, Орехово-Зуево. Ставили "Потоп", "Пустоцвет" и массу водевилей. Однажды мы поставили „Весенние мелодии" М.Горького.
- Как складывались отношения Е. Б. Вахтангова
- Вахтангов сразу выделился среди неопытных студентов. На третьем курсе Леопольд Антонович ставил "Гавань" Мопассана и отрывки из пьес „Евреи Чирика "„Михаил Крамер" Гауптмана Вахтангов в этом не участвовал, потому что он не был на третьем курсе, но присутствовал на каждом уроке. И у Леопольда Антоновича и Евгения Богратионовичасразу, с первого момента, появилось взаимное влечение. Они не сразу подошли друг к другу. Сначала присматривались. Но когда Леопольд Антонович
рассказывал нам что-нибудь, работал с нами, мы видели, что он чувствует присутствие Вахтангова. Когда Сулержицкий приходил и Вахтангова не было в классе, Леопольд Антонович спрашивал: „Почему нет Вахтангова?", и не начинал урока, пока тот не приходил.
Вахтангов однажды показал Леопольду Антоновичу что-то вроде этюда. Это было очень плохо. Евгений Богратионович пришел в ужас и хотел убежать. Леопольд Антонович его не пустил и заставил сделать еще раз. Сказал: „Это вышло потому плохо, что вы хотели меня потрясти. Идите обратно, и, пока вы не сделаете, я вас не выпущу со сцены". Вахтангов начал делать заново и показал необычайный, замечательный этюд.
С самых первых шагов все его этюды, которые он показывал у Адашева, очень отличались от того, что делали мы.
— Вы не можете вспомнить, в чем заключалась их особенность?
— Мы брали обязательно трагические моменты: смерть ребенка, расхождение с мужем и т.д. Вахтангов же брал самые обыкновенные темы и делал их очень тонко. Он показал Леопольду Антоновичу тоскующего человека, но не от большой причины. А бывает какая-то тоска беспредметная, безысходная, неопределенная тоска. Он показывал тончайшие вещи, какие-то особые приемы. Это у нас вызывало недоумение. Мы спорили и отвергали, но вместе с тем это нас страшно увлекало. Это же привязывало к нему Леопольда Антоновича. Хотя они были совершенно противоположные характеры.
— В чем же было их основное несходство?
— В Вахтангове жили два человека, две сущности. Он мог часами лежать в полном бездействии, равнодушный, безучастный ко всему, как будто он лежал
в забвении. Ничего не читал. Лежит так часа три. Если к нему обращаешься, он подчас не отвечает. Он отсутствовал. И внезапно мог вскочить, полный энергии, с загоревшимися глазами, и тогда из него вырывался буквально вулкан творчества, озорства, интереса ко всему.
А Леопольд Антонович — другой человек, в нем постоянно жила энергия, жизнерадостность, нежное отношение к людям. Очень часто, когда Вахтангов приходил на урок опущенный, постаревший, с бесцветными глазами, Леопольд Антонович говорил: „Ну, грузин, слезы льешь на шелковые шальвары?". Он страшно преследовал такое состояние Вахтангова и говорил, что его надо в себе обязательно преодолевать.
— И сам никогда не был в таком состоянии?
— Нет.
— Или умел его преодолевать?
— Если умел преодолевать, то для нас это не было заметно. Поэтому, когда он был очень сильно болен, незадолго до своей кончины, чувствовалась в нем колоссальная перемена, так как то состояние, которое он преследовал в Вахтангове, он не мог победить в себе.
— Были у них споры?
— Когда они были в школе, у них не было споров, потому что Вахтангов, как из источника, пил все из творчества Леопольда Антоновича. Он им очень увлекался как художником и любил как человека. И Леопольд Антонович также им увлекался, как будто он нашел материал, из которого он мог лепить то, что хочется. Конечно, Леопольд Антонович оказал на Вахтангова колоссальное влияние.
— Они учились и играли даже на улице?
— Леопольд Антонович говорил: все, что мы видим, мы должны использовать в творчестве. И когда мы ходили куда-нибудь гулять, он всегда заставлял нас все замечать и запоминать. Потом мы это должны были разыгрывать. Так, Леопольд Антонович и Вахтангов изображали двух пьяных. Это был экспромт, импровизация. Леопольд Антонович изображал пьяного, которого обидели, он оскорблен и все время замахивается кулаком. А Вахтангов непрерывно уговаривает его простить. Они могли целыми часами играть такие этюды. Если был какой-нибудь скандал на улице, Леопольд Антонович обязательно тащил нас смотреть и говорил: „Вы в этом что-нибудь найдете". Вахтангов ему беспредельно верил. Вообще это была настоящая дружба и любовь.
— Евгений Богратионович дружил и с М. А. Чеховым?
— Да, очень. Было тоже увлечение, но другое. Леопольду Антоновичу он беспредельно верил — это был старший друг, а с Чеховым у него постоянно был „турнир", они все время во всем состязались.
— Тут было только артистическое увлечение, в то время как отношения с Сулержицким были глубже и цельнее?
— Совершенно верно. Увлечение талантом Чехова особенно выразилось у Вахтангова, когда они репетировали „Эрика". Вахтангов спрашивал иногда: „Миша! А что я буду делать? Я же тебе все отдаю?". Вахтангов должен был играть Эрика во втором составе. И Чехов говорил: „А я найду для тебя новое и отдам". У Вахтангова было все сделано, чтобы самому играть роль Эрика, — костюмы, грим, — когда он сказал: „Правда, не стоит мне играть? Миша так блестяще играет. Я все ему отдал, и мне не хочется играть".
"Эрик" был неожиданным по стилю. Он был нов и по внутреннему содержанию.
Когда Станиславский смотрел „Эрика", Вахтангов сбежал; он попросил: „Скажите Константину Сергеевичу, что я заболел и уехал в санаторий". И в ночь, после просмотра спектакля Станиславским, мы ему позвонили и дали знать, что все благополучно. Константин Сергеевич был очень доволен. Мы долго сидели с ним после спектакля. С каждым из нас Константин Сергеевич говорил и был очень увлечен.
— Когда Вахтангов впервые пришел экзаменоваться в Художественный театр?
— В 1910 году, после окончания школы Адашева, я держала экзамены в Художественный театр. Мой партнер был взят на военную службу, а Вахтангов был во Владикавказе у родителей. Я послала ему телеграмму. Отрывок был подготовлен в школе Леопольдом Антоновичем, и Вахтангов его великолепно знал. Он приехал, и мы начали репетировать. Я была простужена, у меня не было голоса, и я не могла даже давать реплики. Но Вахтангов в несколько часов с Леопольдом Антоновичем приготовил роль. Она была чужда ему по его индивидуальности — сильный матрос, грубый. Для него это было трудно.
— Это „Гавань"?
— Да, „Гавань" Мопассана. На другой день я проснулась и могла только хрипеть. Голоса не было. Вахтангов повез меня в одну больницу, в другую. В результате все же я держала экзамен. Евгений Богратионович настолько хорошо играл, что Владимир Иванович Немирович-Данченко тут же предложил ему поступить в театр. Но Вахтангов хотел раньше окончить школу. Он был без экзамена принят в театр осенью 1911 года.
— Как возникла студия?
— Студия зародилась, когда Вахтангов поступил в Художественный театр. В это время Константиy Антонович начал пропагандировать свою "систему". Надо сказать, что "систему" в театре многие приняли в штыки, Было много недоверия, шуток, острот, всяких пародий. А мы уже были воспитаны Леопольдом Антоновичем по „системе" и пришли в театр с тем, что бы продолжить начатое. И мы решили проверить до конца систему на себе. Нас собралась небольшая группа:Вахтангов, Афонин, Бирман, Гиацинтова, Косарская - племянница В. Ф. Комиссаржевской, Глеб-Кошанская, я. Собирались мы у Б.М. Афонина. Начали мы с первых шагов, с сосредоточенности. Свои занятия мы держали в секрете. Даже Леопольд Антонович не знал.
Так мы довольно долго занимались. Это было замечательное время! Но, несмотря на то, что мы держали наши занятия в секрете, Станиславский узнал. Очевидно, это, ему понравилось. Он почувствовал, что это та молодежь, которая хочет по-настоящему работать, и перенес наши занятия в театр, соединив нас с другими актерами. Группу должен был вести Вахтангов. Ему было необычайно трудно. Я видела, что он подчас изнемогает от недоверия. Пришел какой-то „мальчишка", никто его не знает, из школы Адашева, ученик Сулержицкого. И на одном уроке, когда была ужасающая атмосфера, когда Вахтангову все время задавали колкие вопросы, он обратился к нам за поддержкой. Мы поднялись и стали делать этюды - Бирман, Афонин и я. Мы настолько верили в это и увлекались, чтопостепенно увлекали и остальных.
Потом Константин Сергеевич (это было в конце 1912 года) снял нам помещение. Там уже началась работа над пьесами. Нами стал руководить Леопольд Антонович. Станиславский с Болеславским выбрали пьесу „Гибель Надежды", Вахтангов выбрал "Праздник мира" Гауптмана.
— Еще раньше, летом 1911 года, ваша группа давала спектакли в Новгород-Северске?
— В Новгород-Северске жил А. А. Асинг, которого все называли Толь Толичем. Это был страстный поклонник Художественного театра, энтузиаст и очень неделовой человек. Он захотел, чтобы в его родном городе был хороший театр. Каждое лето он составлял труппу из молодежи Художественного театра. В это лето он пригласил нас.
В Новгород-Северске у нас шли пьесы: „Огни Ивановой ночи" (постановка Вахтангова, он же играл управляющего), „Снег" Пшибышевского (ставил Гусев, Вахтангов играл Тадеуша), „Зиночка" из студенческой жизни, „Иван Миронович" Чирикова (Ивана Мироновича играл Уралов — актер Художественного театра, ставил Вахтангов); „Самсон и Далила" из жизни немецких актеров (Вахтангов играл драматурга, у него жена — актриса, она изменяет ему с богатым коммерсантом. Это драматическая роль, немного похожая на Карено из „У врат царства". Вахтангов очень любил эту роль); „Доктор Штокман" (Вахтангов играл Штокмана).
— Подражал Константину Сергеевичу?
— Нет, у него был свой образ, очень своеобразный.
Затем „Гавань",—Вахтангов играл Селестина, — и „У врат царства", — играл Карено. Тут он был под влиянием Качалова, но что-то свое вносил во все.
Когда мы приехали в Новгород-Северск, наше положение было очень скромное, очень бедное. Мы искали квартиру, а за нами бежали мальчишки и кричали: „Погорелые актеры". Вечером мы все собрались в домике, снятом нами за четыре рубля. Домик имел три комнаты и большой фруктовый сад.
Мы сидели тоскливо. Глеб-Кошанская, которая должна была участвовать в спектакле, заболела, и Вахтангов грустно смотрел на нас и говорил:„Нет, вы не можете быть актрисами. Вы не красивы!". А актрисы были — я, С. Г. Бирман и Глеб-Кошанская (Глеб-Кошанская была очень красива). Когда он увидел, что мы еще больше загрустили от того, что не можем быть актрисами, он начал читать Аверченко и всячески веселить нас. Вообще, когда он видел, что люди падают духом, он не утешал их, а что-нибудь делал: или напишет экспромт, или придумает что-то, что может сразу развеселить человека, упавшего духом.
В первый же вечер мы начали упорно работать. Дисциплина у нас была исключительная. Мы в неделю должны были приготовить пьесу. На „Доктора Штокмана" было дано полторы недели. Недостающих актеров мы заменяли любителями. Отношения у нас были замечательные. Было много смешного и детского. Но это была настоящая творческая работа. Вахтангову приходилось быть и режиссером и, выражаясь по-современному, художественным руководителем. Художника у нас не было. Вахтангов должен был оформлять сцену, придумывать декорации.
Репетировали мы два раза в день. Делали перерыв на обед и после обеда продолжали репетировать до позднего вечера. В воскресенье у нас шел спектакль, а в понедельник мы отдыхали.
Денег у нас никогда не было. Жили мы очень дружно. По-настоящему сердечно. Вахтангов с нами был беспощадно строг, но вместе с тем очень внимателен и мягок. Помню, когда я играла в „Огнях Ивановой ночи", я никак не могла согласиться с тем, что он мне предлагал делать, но в конце концов он меня увлек, и я совершенно отказалась от своего замысла и стала играть так, как он мне показал. Вахтангов следовал совету Леопольда Антоновича:не надо заставлять актера, а надо его увлечь настолько, чтобы он легко сделал то, что хочет от него режиссер. Сулержицкий говорил: „Не надо пихать человеку лягушку в рот".
Во время одной из репетиций мы услыхали музыку. Вышли, увидели еврейскую свадьбу. Несмотря на железную дисциплину, Вахтангов прервал репетицию и смотрел с большим увлечением. Это была старинная, по всем традициям, еврейская свадьба: родственники были одеты в старинные шелковые платья, невеста — в белое атласное платье, жених был в котелке. Какие-то особенные мотивы и не то чтобы танцы, но очень интересные движения. Играл „оркестр": скрипка и бубен. Жениха и невесту вели под балдахином. В этом было какое-то особенное настроение. Когда много позже Вахтангов начал работать над „Гадибуком", в спектакле было что-то от той еврейской свадьбы — в костюмах, в танцах, в белом атласном платье невесты.
— Он написал для вас стихотворение в прозе о море?
— Он написал целую поэму. Отрывки из нее я много раз читала на концертах в Москве и других городах, особенно отрывок „К морю". Евгений Богратионович аккомпанировал, импровизируя на рояле.
Лидия Ивановна снова раскрывает альбомы. Страницы покрыты рисунками, карикатурами, каламбурами, шутливыми виршами. Среди них меланхолические стихотворения в подражание поэтам-символистам, дань печальным декадентским настроениям русской интеллигенции тех лет.
Вот много страниц, сплошь — одна быстрая, мягкая рука, то короткие, то длинные строчки. В конце той же знакомой рукой пометка: „1910". Это написанная белыми стихами поэма Вахтангова-студента, актера-любителя, ученика театральной школы, видимо, последняя литературная претензия, взволнованный и неуверенный опыт, завершающий сказки, рассказы, поэмы немного запоздалой и невеселой юности, сохранившиеся во многих его тетрадях гимназических и студенческих лет.
Глухое время общественной реакции, упадочные настроения сказались в каждой строке этой поэмы, написанной молодым человеком своего времени, так остро всегда чувствовавшим современность, душевное состояние окружавшей его среды. Поэма начинается так:
У меня нет слез...
Давно,
И потому я не могу плакать —
Смешно, когда плачет „большой"...
Ну, а если он давно не плакал,—
Если его глаза все чаще и чаще режет сухая
слеза,
Если в душе его такой страшный покой,
Если безгранично его равнодушие,
Если шаги жизни не тревожат его,
Если мутен взор его и одинока его душа
Так долго, долго...
А потом как-нибудь на эту мертвую поверхность
Упадет луч сознания,
Оттает лед бесстрастия у мертвой души,
В сердце попадет свежая кровинка,
В хаос мысли ворвется живая струйка,
Страшный покой прорвется звонкой нотой
На миг,
На маленький, короткий миг
И подчеркнет одиночество,
И застонет душа,
И шелохнется сердце,
И дрогнет мысль,
Откроются глаза,
И если в этот миг заплачет он,
„Большой" — разве смешно?..
У меня нет слез
Давно,
И поэтому я не могу плакать,
И потому я не могу дать посмеяться другому,
А если он хочет смеяться, я расскажу ему сказку,
Глупую и нескладную,
Но такую смешную и потешную.
У меня нет слез, возьми мою сказку.
Далеко, далеко от людей, на маленьком острове,
одиноком и диком, культурой нетронутом,
жил-был стройный Иолла.
И не один он жил: с ним была нежная, хрупкая Эдда...
Проходит время.
Эдда уходит от возлюбленного.
Покинутый Иолла обращается к морю:
Откликнись, море!
Заглуши криком своей холодной груди крик
моих страданий,
Вспень волны!
Вздымай на гребни их осколки моих надежд
И погружай на страшное дно!
Ты, могучее море, одним всплеском
Можешь затопить миры, одним легким кивком волн
Своих можешь смыть все, созданное человеком,
Грозным взглядом зеленых глаз
Потушить огонь земли.
Я кричу тебе всем существом моим,
Кровью, застывшими вперед руками:
Откликнись, море!
Вспень волны!
Заглуши крик моих страданий
и т. д.
Закрываем альбом.
— Не можете ли вы вспомнить, как работал Евгений Богратионович? Чего добивался от вас в отдельных ролях? В „Празднике мира", в „Эрике XIV"?
— Самая ценная для меня работа с ним — это первая серьезная его постановка „Праздник мира". Вахтангов добивался правды. Он говорил: „Есть много правд. Но есть неинтересные правды и есть интересные. Так вы берите те правды, которые не истрепаны". До сих пор, когда я работаю, я называю это: искать „избранные" правды. Он искал предельную правдивость на сцене. Но он не любил, когда в искусство переносится поверхностное, повседневное, измызганное: „Делайте так, чтобы это была предельная правда, но чтобы это не было изношено, использовано всеми, чтобы это раскрывало людям нечто для них новое".
— В этом он видел первую обязанность талантливого человека? Не оригинальничанье, не трюки, а раскрытие в общеизвестном нового, в повседневном — необыденного, большого?
— Да, и чтобы эта правда была органичной.
Он говорил: „Жизнь дает громадное разнообразие форм. Отбрасывайте неинтересное. Подумайте, покопайтесь, пофантазируйте. Фантазия поможет вам".
Я — жизнерадостная, веселая, здоровая, молодая — была в „Празднике мира" вся больная, раздражительная, подозрительная, диаметрально противоположная себе в жизни. Когда он бывал в упадочном настроении, я одна из его друзей решалась нарушить его состояние, подходила к нему, всячески старалась его отвлечь, если же не удавалось, начинала придумывать смешное и хохотать. Мой смех всегда его заражал, но он все же долго сопротивлялся и говорил: „Уходите, уходите". — „Не уйду!" В результате я его побеждала своим весельем. Я его заставляла в конце концов вскакивать с дивана. И он становился настоящим Женей.
— У Вахтангова был сложный и неровный характер, а последний период его жизни, видимо, сопровождался резким переломом в его психике? Молодой Вахтангов, когда он появился в Художественном театре, был сдержанным, производил впечатление замкнутого и немного медлительного, меланхоличного человека. А затем он стал резче по отношению к людям, к жизни и гораздо более решительным и жадным в творчестве.
— Совершенно верно. Я думаю, это случилось под влиянием того, что он начал догадываться, что ему предстоит недолгая жизнь.
— Как вы узнали о его смерти?
— Здоровье его настолько ухудшилось, что с минуты на минуту можно было ждать конца. Я помню, в тот вечер был устроен в Большом театре концерт в помощь голодающим на Волге. Театр был разделен: партер был отдан труппе Большого театра, бель-этаж — Художественному театру. Мы обслуживали публику, как ресторанная прислуга, и собирали деньги. А на сцене исполнялись концертные номера. Перед самым началом, когда мы собрались в передничках, как горничные, пришел Б. М. Сушкевич, бледный, на него было страшно смотреть. Отвел нас в сторону и сказал: „Я должен вам сказать, что Женя умер". Нечего говорить о нашем состоянии. Сушкевич сказал: „Мы должны исполнять то, за что мы взялись, что обязаны здесь делать". Мы разошлись молча, в слезах, а после этого прислуживали, подавали шампанское нэповцам...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.