Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Л. И. Дейкун


"Беседы о Вахтангове". Записаны X. Н. Херсонским
Издание ВТО, М.-Л., 1940 г.
OCR Detskiysad.Ru

Встретила его впервые в августе 1909 года в школе Адашева. Я была на третьем курсе, он поступил на первый и в один год прошел два курса.
Сближение с нами, „стариками" школы, началось у Евгения Богратионовича в начале октября 1909 года, когда организовали первое „кабаре". Инициатором и устроителем „кабаре" был Н. В. Петров. До этого времени Вахтангов держался замкнуто. „Кабаре" мы устраивали для того, чтобы заработать деньги и платить за учение. В программе „кабаре" Вахтангов был вначале только исполнителем.
У нас был номер — экзамен в драматическую школу. Вахтангов в этом номере показывал, как он сам держал экзамен при поступлении в школу: молодой грузин выскакивал без вызова на сцену и говорил: „Уважаемые товарищи!"— потом читал с кавказским темпераментом „По горам, среди ущелий темных" и так же внезапно убегал, как и появлялся.
Затем он изображал очень рассеянного профессора, про которого ходили анекдоты. Вахтангов был с ним лично знаком, когда учился в университете, и составил очень комичный разговор профессора по телефону. Но еще до этого второго своего номера Вахтангов поразил всех присутствующих способностью к имитации.
В пародийной сцене „Экзамен в драматическую школу" у нас было устроено так, что экзаминаторов не было видно, они были как бы за кулисами. Экзаминаторы задавали нам вопросы. Я играла девушку из Шуи, шепелявила и картавила. Один из невидимых экзаминаторов меня спрашивал: „С кем вы занимались по дикции?". Я говорила: „С Качаловым". И вот в это время из-за кулис раздается неожиданно голос Качалова: „Нет, я никогда ее в жизни не видел". А настоящий В. И. Качалов находился в зрительном зале. Он был так поражен сходством со своим голосом, что встал и попросил: „Покажите мне его". На аплодисменты вышел Е. Б. Вахтангов.
Позже второе кабаре уже было приготовлено Вахтанговым по его тексту, в виде обозрения. Евгений Богратионович изображал В. И. Качалова в роли Айатемы. У него был настоящий грим, и В. И. Качалов пришел в восторг, потому что Вахтангов не только внешне верно его изображал, но и необычайно внутренно передавал сущность...
— И на этот раз не пародировал?
— Нет, вообще у Вахтангова было замечательное свойство: он передавал сущность человека.
Когда умер Л. А. Сулержицкий, мы, его ученики, собрались в школе, вспоминали о нем. Вахтангов встал и прошелся по комнате. Он не то что имитировал (это не то слово), но перед нами был живой Леопольд Антонович, не тот, которого мы привыкли видеть вначале, — жизнерадостный, бодрый, подчас озорной,— а больной Леопольд Антонович, когда он ходил по студии как-то особенно, — бессильный, бездейственный, отсутствующий.
Вахтангов настолько верно его передал, что нам стало жутко.
— Хотя внешне они не были похожи?
— Абсолютно не похожи. Вахтангов был крепкий, мускулистый, быстрый, сухой, порывистый, он обладал какой-то своеобразной грацией, а Леопольд Антонович — мягкий, спокойный, легкий. Леопольд Антонович был „легато", а Вахтангов — „стаккато".
После первых выступлений в кабаре Евгений Богратионович вошел в нашу инициативную группу старшекурсников и мало-по-малу взял художественную власть над нами. Окончательное же сближение у нас произошло во время первой поездки в Шую. У нас была ученица М. О. Чернова, ее мать была заведующей детским приютом в Шуе. М. О. Чернова считалась у нас „антрепренером", — она устраивала наши поездки, которые мы очень любили.
Мы приготовили водевили „Спичка меж двух огней", „Свадьба Анатоля" А. Шницлера (Вахтангов играл не Анатоля, а его приятеля), „Горящие письма", затем шел дивертисмент, в котором Вахтангов играл на мандолине. В дивертисменте он ввел „новшество". Раньше мы выходили по очереди на сцену, читали и пели, как обычно делают в концерте. Вахтангов сказал еще в вагоне: „Сделаем по-иному. Раскрывается занавес, мы сидим, разговариваем друг с другом, как бы в гостях, и потом по очереди будем выступать, и каждый исполнит свой номер. "Мы говорим: Это будет скучно". Он говорит: "давайте попробуем". Мы так и сделали. Петров имитировал танцы Дункан, Потемкин пел, я что-то читала. У нас была масса номеров. В работе над водевилями нам помогал Леопольд Антонович.
— Такие вылазки повторялись?
— Да, и очень часто. В разные города.
В то время у нас в ходу были альбомы, мы заполняли их рисунками, стихами, афоризмами, шутками На страницах моих альбомов сохранилось много записей Вахтангова, напоминающих о нашем быте артистической богемы.
Лидия Ивановна раскрывает альбом.
— Вот одна:
Мадемуазель Чернова,
Ужели снова
Всю эту ораву
Всем на забаву
В Шую свезете хоть раз?
Услышьте мой глас —
Потоком бросаю вам славу!
Такие же вылазки с небольшими пьесами и дивертисментами мы делали, кроме Шуи, в Ковров, в Вязьму, в Серпухов, Орехово-Зуево. Ставили "Потоп", "Пустоцвет" и массу водевилей. Однажды мы поставили „Весенние мелодии" М.Горького.
- Как складывались отношения Е. Б. Вахтангова
- Вахтангов сразу выделился среди неопытных студентов. На третьем курсе Леопольд Антонович ставил "Гавань" Мопассана и отрывки из пьес „Евреи Чирика "„Михаил Крамер" Гауптмана Вахтангов в этом не участвовал, потому что он не был на третьем курсе, но присутствовал на каждом уроке. И у Леопольда Антоновича и Евгения Богратионовичасразу, с первого момента, появилось взаимное влечение. Они не сразу подошли друг к другу. Сначала присматривались. Но когда Леопольд Антонович рассказывал нам что-нибудь, работал с нами, мы видели, что он чувствует присутствие Вахтангова. Когда Сулержицкий приходил и Вахтангова не было в классе, Леопольд Антонович спрашивал: „Почему нет Вахтангова?", и не начинал урока, пока тот не приходил.
Вахтангов однажды показал Леопольду Антоновичу что-то вроде этюда. Это было очень плохо. Евгений Богратионович пришел в ужас и хотел убежать. Леопольд Антонович его не пустил и заставил сделать еще раз. Сказал: „Это вышло потому плохо, что вы хотели меня потрясти. Идите обратно, и, пока вы не сделаете, я вас не выпущу со сцены". Вахтангов начал делать заново и показал необычайный, замечательный этюд.
С самых первых шагов все его этюды, которые он показывал у Адашева, очень отличались от того, что делали мы.
— Вы не можете вспомнить, в чем заключалась их особенность?
— Мы брали обязательно трагические моменты: смерть ребенка, расхождение с мужем и т.д. Вахтангов же брал самые обыкновенные темы и делал их очень тонко. Он показал Леопольду Антоновичу тоскующего человека, но не от большой причины. А бывает какая-то тоска беспредметная, безысходная, неопределенная тоска. Он показывал тончайшие вещи, какие-то особые приемы. Это у нас вызывало недоумение. Мы спорили и отвергали, но вместе с тем это нас страшно увлекало. Это же привязывало к нему Леопольда Антоновича. Хотя они были совершенно противоположные характеры.
— В чем же было их основное несходство?
— В Вахтангове жили два человека, две сущности. Он мог часами лежать в полном бездействии, равнодушный, безучастный ко всему, как будто он лежал в забвении. Ничего не читал. Лежит так часа три. Если к нему обращаешься, он подчас не отвечает. Он отсутствовал. И внезапно мог вскочить, полный энергии, с загоревшимися глазами, и тогда из него вырывался буквально вулкан творчества, озорства, интереса ко всему.
А Леопольд Антонович — другой человек, в нем постоянно жила энергия, жизнерадостность, нежное отношение к людям. Очень часто, когда Вахтангов приходил на урок опущенный, постаревший, с бесцветными глазами, Леопольд Антонович говорил: „Ну, грузин, слезы льешь на шелковые шальвары?". Он страшно преследовал такое состояние Вахтангова и говорил, что его надо в себе обязательно преодолевать.
— И сам никогда не был в таком состоянии?
— Нет.
— Или умел его преодолевать?
— Если умел преодолевать, то для нас это не было заметно. Поэтому, когда он был очень сильно болен, незадолго до своей кончины, чувствовалась в нем колоссальная перемена, так как то состояние, которое он преследовал в Вахтангове, он не мог победить в себе.
— Были у них споры?
— Когда они были в школе, у них не было споров, потому что Вахтангов, как из источника, пил все из творчества Леопольда Антоновича. Он им очень увлекался как художником и любил как человека. И Леопольд Антонович также им увлекался, как будто он нашел материал, из которого он мог лепить то, что хочется. Конечно, Леопольд Антонович оказал на Вахтангова колоссальное влияние.
— Они учились и играли даже на улице?
— Леопольд Антонович говорил: все, что мы видим, мы должны использовать в творчестве. И когда мы ходили куда-нибудь гулять, он всегда заставлял нас все замечать и запоминать. Потом мы это должны были разыгрывать. Так, Леопольд Антонович и Вахтангов изображали двух пьяных. Это был экспромт, импровизация. Леопольд Антонович изображал пьяного, которого обидели, он оскорблен и все время замахивается кулаком. А Вахтангов непрерывно уговаривает его простить. Они могли целыми часами играть такие этюды. Если был какой-нибудь скандал на улице, Леопольд Антонович обязательно тащил нас смотреть и говорил: „Вы в этом что-нибудь найдете". Вахтангов ему беспредельно верил. Вообще это была настоящая дружба и любовь.
— Евгений Богратионович дружил и с М. А. Чеховым?
— Да, очень. Было тоже увлечение, но другое. Леопольду Антоновичу он беспредельно верил — это был старший друг, а с Чеховым у него постоянно был „турнир", они все время во всем состязались.
— Тут было только артистическое увлечение, в то время как отношения с Сулержицким были глубже и цельнее?
— Совершенно верно. Увлечение талантом Чехова особенно выразилось у Вахтангова, когда они репетировали „Эрика". Вахтангов спрашивал иногда: „Миша! А что я буду делать? Я же тебе все отдаю?". Вахтангов должен был играть Эрика во втором составе. И Чехов говорил: „А я найду для тебя новое и отдам". У Вахтангова было все сделано, чтобы самому играть роль Эрика, — костюмы, грим, — когда он сказал: „Правда, не стоит мне играть? Миша так блестяще играет. Я все ему отдал, и мне не хочется играть".
"Эрик" был неожиданным по стилю. Он был нов и по внутреннему содержанию.
Когда Станиславский смотрел „Эрика", Вахтангов сбежал; он попросил: „Скажите Константину Сергеевичу, что я заболел и уехал в санаторий". И в ночь, после просмотра спектакля Станиславским, мы ему позвонили и дали знать, что все благополучно. Константин Сергеевич был очень доволен. Мы долго сидели с ним после спектакля. С каждым из нас Константин Сергеевич говорил и был очень увлечен.
— Когда Вахтангов впервые пришел экзаменоваться в Художественный театр?
— В 1910 году, после окончания школы Адашева, я держала экзамены в Художественный театр. Мой партнер был взят на военную службу, а Вахтангов был во Владикавказе у родителей. Я послала ему телеграмму. Отрывок был подготовлен в школе Леопольдом Антоновичем, и Вахтангов его великолепно знал. Он приехал, и мы начали репетировать. Я была простужена, у меня не было голоса, и я не могла даже давать реплики. Но Вахтангов в несколько часов с Леопольдом Антоновичем приготовил роль. Она была чужда ему по его индивидуальности — сильный матрос, грубый. Для него это было трудно.
— Это „Гавань"?
— Да, „Гавань" Мопассана. На другой день я проснулась и могла только хрипеть. Голоса не было. Вахтангов повез меня в одну больницу, в другую. В результате все же я держала экзамен. Евгений Богратионович настолько хорошо играл, что Владимир Иванович Немирович-Данченко тут же предложил ему поступить в театр. Но Вахтангов хотел раньше окончить школу. Он был без экзамена принят в театр осенью 1911 года.
— Как возникла студия?
— Студия зародилась, когда Вахтангов поступил в Художественный театр. В это время Константиy Антонович начал пропагандировать свою "систему". Надо сказать, что "систему" в театре многие приняли в штыки, Было много недоверия, шуток, острот, всяких пародий. А мы уже были воспитаны Леопольдом Антоновичем по „системе" и пришли в театр с тем, что бы продолжить начатое. И мы решили проверить до конца систему на себе. Нас собралась небольшая группа:Вахтангов, Афонин, Бирман, Гиацинтова, Косарская - племянница В. Ф. Комиссаржевской, Глеб-Кошанская, я. Собирались мы у Б.М. Афонина. Начали мы с первых шагов, с сосредоточенности. Свои занятия мы держали в секрете. Даже Леопольд Антонович не знал.
Так мы довольно долго занимались. Это было замечательное время! Но, несмотря на то, что мы держали наши занятия в секрете, Станиславский узнал. Очевидно, это, ему понравилось. Он почувствовал, что это та молодежь, которая хочет по-настоящему работать, и перенес наши занятия в театр, соединив нас с другими актерами. Группу должен был вести Вахтангов. Ему было необычайно трудно. Я видела, что он подчас изнемогает от недоверия. Пришел какой-то „мальчишка", никто его не знает, из школы Адашева, ученик Сулержицкого. И на одном уроке, когда была ужасающая атмосфера, когда Вахтангову все время задавали колкие вопросы, он обратился к нам за поддержкой. Мы поднялись и стали делать этюды - Бирман, Афонин и я. Мы настолько верили в это и увлекались, чтопостепенно увлекали и остальных.
Потом Константин Сергеевич (это было в конце 1912 года) снял нам помещение. Там уже началась работа над пьесами. Нами стал руководить Леопольд Антонович. Станиславский с Болеславским выбрали пьесу „Гибель Надежды", Вахтангов выбрал "Праздник мира" Гауптмана.
— Еще раньше, летом 1911 года, ваша группа давала спектакли в Новгород-Северске?
— В Новгород-Северске жил А. А. Асинг, которого все называли Толь Толичем. Это был страстный поклонник Художественного театра, энтузиаст и очень неделовой человек. Он захотел, чтобы в его родном городе был хороший театр. Каждое лето он составлял труппу из молодежи Художественного театра. В это лето он пригласил нас.
В Новгород-Северске у нас шли пьесы: „Огни Ивановой ночи" (постановка Вахтангова, он же играл управляющего), „Снег" Пшибышевского (ставил Гусев, Вахтангов играл Тадеуша), „Зиночка" из студенческой жизни, „Иван Миронович" Чирикова (Ивана Мироновича играл Уралов — актер Художественного театра, ставил Вахтангов); „Самсон и Далила" из жизни немецких актеров (Вахтангов играл драматурга, у него жена — актриса, она изменяет ему с богатым коммерсантом. Это драматическая роль, немного похожая на Карено из „У врат царства". Вахтангов очень любил эту роль); „Доктор Штокман" (Вахтангов играл Штокмана).
— Подражал Константину Сергеевичу?
— Нет, у него был свой образ, очень своеобразный.
Затем „Гавань",—Вахтангов играл Селестина, — и „У врат царства", — играл Карено. Тут он был под влиянием Качалова, но что-то свое вносил во все.
Когда мы приехали в Новгород-Северск, наше положение было очень скромное, очень бедное. Мы искали квартиру, а за нами бежали мальчишки и кричали: „Погорелые актеры". Вечером мы все собрались в домике, снятом нами за четыре рубля. Домик имел три комнаты и большой фруктовый сад.
Мы сидели тоскливо. Глеб-Кошанская, которая должна была участвовать в спектакле, заболела, и Вахтангов грустно смотрел на нас и говорил:„Нет, вы не можете быть актрисами. Вы не красивы!". А актрисы были — я, С. Г. Бирман и Глеб-Кошанская (Глеб-Кошанская была очень красива). Когда он увидел, что мы еще больше загрустили от того, что не можем быть актрисами, он начал читать Аверченко и всячески веселить нас. Вообще, когда он видел, что люди падают духом, он не утешал их, а что-нибудь делал: или напишет экспромт, или придумает что-то, что может сразу развеселить человека, упавшего духом.
В первый же вечер мы начали упорно работать. Дисциплина у нас была исключительная. Мы в неделю должны были приготовить пьесу. На „Доктора Штокмана" было дано полторы недели. Недостающих актеров мы заменяли любителями. Отношения у нас были замечательные. Было много смешного и детского. Но это была настоящая творческая работа. Вахтангову приходилось быть и режиссером и, выражаясь по-современному, художественным руководителем. Художника у нас не было. Вахтангов должен был оформлять сцену, придумывать декорации.
Репетировали мы два раза в день. Делали перерыв на обед и после обеда продолжали репетировать до позднего вечера. В воскресенье у нас шел спектакль, а в понедельник мы отдыхали.
Денег у нас никогда не было. Жили мы очень дружно. По-настоящему сердечно. Вахтангов с нами был беспощадно строг, но вместе с тем очень внимателен и мягок. Помню, когда я играла в „Огнях Ивановой ночи", я никак не могла согласиться с тем, что он мне предлагал делать, но в конце концов он меня увлек, и я совершенно отказалась от своего замысла и стала играть так, как он мне показал. Вахтангов следовал совету Леопольда Антоновича:не надо заставлять актера, а надо его увлечь настолько, чтобы он легко сделал то, что хочет от него режиссер. Сулержицкий говорил: „Не надо пихать человеку лягушку в рот".
Во время одной из репетиций мы услыхали музыку. Вышли, увидели еврейскую свадьбу. Несмотря на железную дисциплину, Вахтангов прервал репетицию и смотрел с большим увлечением. Это была старинная, по всем традициям, еврейская свадьба: родственники были одеты в старинные шелковые платья, невеста — в белое атласное платье, жених был в котелке. Какие-то особенные мотивы и не то чтобы танцы, но очень интересные движения. Играл „оркестр": скрипка и бубен. Жениха и невесту вели под балдахином. В этом было какое-то особенное настроение. Когда много позже Вахтангов начал работать над „Гадибуком", в спектакле было что-то от той еврейской свадьбы — в костюмах, в танцах, в белом атласном платье невесты.
— Он написал для вас стихотворение в прозе о море?
— Он написал целую поэму. Отрывки из нее я много раз читала на концертах в Москве и других городах, особенно отрывок „К морю". Евгений Богратионович аккомпанировал, импровизируя на рояле.
Лидия Ивановна снова раскрывает альбомы. Страницы покрыты рисунками, карикатурами, каламбурами, шутливыми виршами. Среди них меланхолические стихотворения в подражание поэтам-символистам, дань печальным декадентским настроениям русской интеллигенции тех лет.
Вот много страниц, сплошь — одна быстрая, мягкая рука, то короткие, то длинные строчки. В конце той же знакомой рукой пометка: „1910". Это написанная белыми стихами поэма Вахтангова-студента, актера-любителя, ученика театральной школы, видимо, последняя литературная претензия, взволнованный и неуверенный опыт, завершающий сказки, рассказы, поэмы немного запоздалой и невеселой юности, сохранившиеся во многих его тетрадях гимназических и студенческих лет.
Глухое время общественной реакции, упадочные настроения сказались в каждой строке этой поэмы, написанной молодым человеком своего времени, так остро всегда чувствовавшим современность, душевное состояние окружавшей его среды. Поэма начинается так:
У меня нет слез...
Давно,
И потому я не могу плакать —
Смешно, когда плачет „большой"...
Ну, а если он давно не плакал,—
Если его глаза все чаще и чаще режет сухая
слеза,
Если в душе его такой страшный покой,
Если безгранично его равнодушие,
Если шаги жизни не тревожат его,
Если мутен взор его и одинока его душа
Так долго, долго...
А потом как-нибудь на эту мертвую поверхность
Упадет луч сознания,
Оттает лед бесстрастия у мертвой души,
В сердце попадет свежая кровинка,
В хаос мысли ворвется живая струйка,
Страшный покой прорвется звонкой нотой
На миг,
На маленький, короткий миг
И подчеркнет одиночество,
И застонет душа,
И шелохнется сердце,
И дрогнет мысль,
Откроются глаза,
И если в этот миг заплачет он,
„Большой" — разве смешно?..
У меня нет слез
Давно,
И поэтому я не могу плакать,
И потому я не могу дать посмеяться другому,
А если он хочет смеяться, я расскажу ему сказку,
Глупую и нескладную,
Но такую смешную и потешную.
У меня нет слез, возьми мою сказку.

Далеко, далеко от людей, на маленьком острове,
одиноком и диком, культурой нетронутом,
жил-был стройный Иолла.
И не один он жил: с ним была нежная, хрупкая Эдда...
Проходит время.
Эдда уходит от возлюбленного.
Покинутый Иолла обращается к морю:
Откликнись, море!
Заглуши криком своей холодной груди крик
моих страданий,
Вспень волны!
Вздымай на гребни их осколки моих надежд
И погружай на страшное дно!
Ты, могучее море, одним всплеском
Можешь затопить миры, одним легким кивком волн
Своих можешь смыть все, созданное человеком,
Грозным взглядом зеленых глаз
Потушить огонь земли.
Я кричу тебе всем существом моим,
Кровью, застывшими вперед руками:
Откликнись, море!
Вспень волны!
Заглуши крик моих страданий
и т. д.

Закрываем альбом.
— Не можете ли вы вспомнить, как работал Евгений Богратионович? Чего добивался от вас в отдельных ролях? В „Празднике мира", в „Эрике XIV"?
— Самая ценная для меня работа с ним — это первая серьезная его постановка „Праздник мира". Вахтангов добивался правды. Он говорил: „Есть много правд. Но есть неинтересные правды и есть интересные. Так вы берите те правды, которые не истрепаны". До сих пор, когда я работаю, я называю это: искать „избранные" правды. Он искал предельную правдивость на сцене. Но он не любил, когда в искусство переносится поверхностное, повседневное, измызганное: „Делайте так, чтобы это была предельная правда, но чтобы это не было изношено, использовано всеми, чтобы это раскрывало людям нечто для них новое".
— В этом он видел первую обязанность талантливого человека? Не оригинальничанье, не трюки, а раскрытие в общеизвестном нового, в повседневном — необыденного, большого?
— Да, и чтобы эта правда была органичной.
Он говорил: „Жизнь дает громадное разнообразие форм. Отбрасывайте неинтересное. Подумайте, покопайтесь, пофантазируйте. Фантазия поможет вам".
Я — жизнерадостная, веселая, здоровая, молодая — была в „Празднике мира" вся больная, раздражительная, подозрительная, диаметрально противоположная себе в жизни. Когда он бывал в упадочном настроении, я одна из его друзей решалась нарушить его состояние, подходила к нему, всячески старалась его отвлечь, если же не удавалось, начинала придумывать смешное и хохотать. Мой смех всегда его заражал, но он все же долго сопротивлялся и говорил: „Уходите, уходите". — „Не уйду!" В результате я его побеждала своим весельем. Я его заставляла в конце концов вскакивать с дивана. И он становился настоящим Женей.
— У Вахтангова был сложный и неровный характер, а последний период его жизни, видимо, сопровождался резким переломом в его психике? Молодой Вахтангов, когда он появился в Художественном театре, был сдержанным, производил впечатление замкнутого и немного медлительного, меланхоличного человека. А затем он стал резче по отношению к людям, к жизни и гораздо более решительным и жадным в творчестве.
— Совершенно верно. Я думаю, это случилось под влиянием того, что он начал догадываться, что ему предстоит недолгая жизнь.
— Как вы узнали о его смерти?
— Здоровье его настолько ухудшилось, что с минуты на минуту можно было ждать конца. Я помню, в тот вечер был устроен в Большом театре концерт в помощь голодающим на Волге. Театр был разделен: партер был отдан труппе Большого театра, бель-этаж — Художественному театру. Мы обслуживали публику, как ресторанная прислуга, и собирали деньги. А на сцене исполнялись концертные номера. Перед самым началом, когда мы собрались в передничках, как горничные, пришел Б. М. Сушкевич, бледный, на него было страшно смотреть. Отвел нас в сторону и сказал: „Я должен вам сказать, что Женя умер". Нечего говорить о нашем состоянии. Сушкевич сказал: „Мы должны исполнять то, за что мы взялись, что обязаны здесь делать". Мы разошлись молча, в слезах, а после этого прислуживали, подавали шампанское нэповцам...

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +