Задача изображения условий, окружающих человека, стояла перед писателями самых начальных этапов развития художественной литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Илиада» и «Слово о полку Игореве».
Человек живет не изолированной жизнью отдельного индивида, а в обществе. Понять человека, свойственную ему сущность, его характер можно лишь в связи с обществом, членом которого он является, а отнюдь не в обособлении, не в отрыве от него.
Человеческий характер, его свойства, внутренняя логика, поведение определяются, порождаются окружающей его средой, социальными обстоятельствами.
Значит, последовательно правдивого изображения человеческих характеров не может быть вне воссоздания и той действительности, в которой они находятся.
Но правильного понимания и раскрытия роли обстоятельств, конкретных их проявлений (быта, экономики, политики и т. д.) в обрисовке действующих лиц художественных произведений писатели достигли не сразу.
Политические обстоятельства включались в художественные произведения еще древними писателями, а между тем, подчиненная роль этих обстоятельств в жизни людей начала осознаваться лишь позднейшими писателями (преимущественно в XIX в.).
В связи с постепенным и различным пониманием роли обстоятельств проблема их художественного воспроизведения решалась в истории мировой литературы неодинаково.
Так, классицисты, прогрессивные и реакционные, рисовали своих героев по преимуществу в абстрактной, внеисторической обстановке, вне определяющих их поведение конкретных социальных обстоятельств. Это пренебрежение конкретно-историческими условиями, окружающими персонажей, сказывалось даже в показе места действия классицистических пьес. В трагедиях местом действия обычно является неопределенная Дворцовая площадь, palais a volonte (дворец какой угодно).
Реакционные сентименталисты и романтики пытались воссоздавать человеческие характеры совершенно свободными от общественных связей, лишь на фоне «естественной» природы.
Прогрессивные сентименталисты и романтики изображали своих действующих лиц в окружающих их обстоятельствах, но чаше всего в той или иной степени условных и необычных. Необычность обстоятельств с особой отчетливостью проявляется у романтиков («Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, «Эрнани» и «Собор парижской богоматери» В. Гюго).
Только представители реалистической литературы, отражая действительность в свойственных ей закономерностях, пришли к необходимости конкретно-исторического воплощения и человеческих характеров и окружающих их обстоятельств.
Писатели-реалисты не мыслят изображения человеческих характеров вне присущих им обстоятельств.
Г. И. Успенский требовал от С. А. Раппопорта, чтобы он дополнил свой рассказ «Кабак» словами «о местности, где стоит этот кабак, о рабочем населении города и о том, каким образом и отчего выходят такие горькие пьяницы».
М. Горький, критикуя рассказ «Мастеровые» А. Чапыгина за отсутствие социальной среды, в которой действуют его герои, отмечает: «И все происходит в „пустом пространстве": нет ни города, ни дома, ни мастерской».
Слабость рассказа А. С. Макаренко «Глупый день», интересного по теме, А. М. Горький также видит в том, что в нем «не написан фон».
Все теоретики реалистического искусства считают изображение обстоятельств неотъемлемой частью характеристики человека.
Утверждая необходимость социального фона, жизненной обстановки для действующих лиц пьесы «Гроза», Добролюбов писал:
«Чтобы хорошо узнать свойства жизни растения, надо изучить его на той почве, на которой оно растет; оторвавши от почвы, вы будете иметь форму растения, но не узнаете вполне его жизни. Точно так не узнаете вы жизни общества, если вы будете рассматривать ее только в непосредственных отношениях нескольких лиц, пришедших почему-нибудь в столкновение друг с другом».
Исходя из конкретно-исторической типизации как сущности реализма Энгельс дал его классическое определение. Он сказал:
«Реализм обозначает, по моему мнению, кроме верности детали, верность в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Таков основной специфический закон реалистической литературы, отличающий ее от других направлений литературы.
Последовательно-реалистическое произведение является типичным не только в своих человеческих характерах, но и в окружающих эти характеры обстоятельствах. Но что значит изобразить типические обстоятельства определенной общественной среды?
На человека оказывает влияние не только узкая сфера его труда и быта, его непосредственное социальное окружение, но и вся полнота, вся сложность общественных отношений его времени.
Реальные обстоятельства - это все то, что окружает человека в жизни, является результатом его опыта и сферой его деятельности: экономические отношения, социально-бытовые связи, уровень культуры, условия общественной (классовой) борьбы, и т. д.
Типические обстоятельства в реалистическом художественном произведении - это обстоятельства социальной среды, эстетически отражающие существенные тенденции исторического развития воспроизводимого времени и определяющие поведение персонажей.
Всем писателям-реалистам свойственно признание взаимосвязи человеческих характеров и окружающих их обстоятельств. Но благодаря различному пониманию ими социальных закономерностей, неодинаковому качеству и уровню их мировоззрения одни из них дают более, а другие менее глубокий показ типических обстоятельств.
При этом нередко писатели сосредоточивают преимущественное внимание на каких-либо отдельных сторонах и факторах изображаемой ими среды, например просвещения (Пушкин), морали (Гоголь), экономики (Г. Успенский), политики (Салтыков-Щедрин).
Рисуя человеческие характеры в присущих им условиях, писатели-реалисты стремились и стремятся, где это необходимо, так или иначе показать не только ту обстановку, в которой живут и действуют эти характеры, но и определяющие обстоятельства всей данной эпохи.
Так, действия основных персонажей комедии «Горе от ума» Грибоедова раскрываются на широком фоне острой социально-политической борьбы прогрессивных и консервативных сил, развернувшейся накануне выступления декабристов на Сенатской площади.
В трагедии «Борис Годунов» Пушкина уже в первой сцене «Кремлевские палаты» крупными линиями рисуется исторический фон и затем весь путь Бориса, все его поведение обусловливается окружающими его обстоятельствами общественной борьбы. Решающая сила в этой трагедии - мнение народа. Используя мнение народа, Борис Годунов восходит на царский трон. Мнение народа является и основной причиной его гибели. Художественная убедительность трагедии «Борис Годунов» достигается именно органической слитностью характеров и обстоятельств или, как говорит Пушкин, «верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий».
В пьесе «Гроза» А. Н. Островского отчетливо намечены те условия (тирания господствующих классов, тяжелое положение трудовых слоев населения, определившие рост недовольства и протеста против насилия и произвола), которые привели к революционной ситуации 1859-1861 гг.
В романах «Анна Каренина» и «Воскресение» Л. Н. Толстого совершенно ясно обнаруживаются основные тенденции типических обстоятельств пореформенной поры, «когда старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось». Советские писатели, изображая типические характеры периода иностранной военной интервенции и гражданской войны, выпукло показывали обстоятельства величайших трудностей, стоявших на пути молодой республики рабочих и крестьян, условия непримиримой классовой борьбы между защитниками старого капиталистического режима и нового, социалистического порядка.
Эти обстоятельства невероятных трудностей, всеобщей разрухи, голода, напряженной классовой борьбы, в процессе которой решался основной для того исторического периода вопрос «кто кого?», ярко отражены в повестях «Чапаев» и «Мятеж» Фурманова,
«Разгром» Фадеева, в пьесах «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, «Любовь Яровая» К. Тренева и «Разлом» Б. Лавренева.
Обращаясь к произведениям советской литературы, отражающим дела и дни советских людей периода победы социализма, мы видим показ уже иной конкретно-исторической обстановки - мирного социалистического строительства.
Примером воспроизведения этих новых обстоятельств могут служить такие произведения, как «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Слава» В. Гусева, «Танкер „Дербент"» и «Инженеры» Ю. Крымова.
Широкий и глубокий, показ типических обстоятельств является необходимым условием последовательно правдивого, реалистического раскрытия человеческих характеров.
Писатели,, изображающие своих героев вне им присущих существенных обстоятельств, способствующих решению поставленных в произведении социально-эстетических задач, а односторонне, лишь в узкопроизводственных или узкобытовых связях, обедняют их.
Подобные произведения, лишенные жизненного полнокровия, широкого дыхания времени, ограничиваются в своей социально-эстетической сущности и функции.
Так в повести «Стахановцы» П. Шебунина все действующие лица раскрываются лишь в производственных связях и отношениях.
Основной герой этой повести старший оператор Дмитрий Артемов, как и все другие персонажи, дается в изоляции от общественно-политической и культурной жизни страны и по преимуществу вне быта. Описание производства, машин, их работы заслонило здесь человека. И вследствие этого стахановцы предстали не передовыми людьми социалистической эпохи с присущими им внутренними запросами интеллектуального и эмоционального характера, а весьма однобокими профессионалами, поглощенными лишь узкопроизводственными интересами.
Подобная картина наблюдается и в романе «Труд» А. Авдеенко.
Очень хорошо, что действующие лица этого романа - стахановцы угольной промышленности - любят свою профессию и являются патриотами своих шахт, но плохо то, что они как будто лишены иных влечений.
Их общественная жизнь показана только через их производственные конфликты, а потому и носит узкопрофессиональный характер. Другие обстоятельства их жизни автором по сути дела игнорированы. Мы почти не знаем, как ведут себя герои романа вне производства, чем занимаются, каковы их духовные запросы, думы, помыслы. Производство, его технология почти совершенно заслонили внутренний мир изображаемых писателем людей.
Авдеенко с фотографической точностью рисует подготовку запальщицы Тани Бескоровайной к взрыву, но о ее учебе сообщает совершенно невразумительной скороговоркой. Читателю так и неясно, почему она оставила школу, пренебрегла ею, сдает экзамены не учась, не занимаясь, а вспоминая «то, чему училась когда-то». Это не украшает и не поднимает ее в глазах читателей.
Ограничение типических обстоятельств лишь сферой производства неизбежно привело писателя к одностороннему показу действующих лиц и наложило на них известную печать примитивизма. Он зарисовал их как замечательных производственников, золотых умельцев, но не раскрыл богатство их духовного облика, их внутреннюю красоту.
Полнота типических обстоятельств, несомненно, содействует полноте раскрытия внутреннего облика персонажей художественного произведения. Но требование полноты типических обстоятельств нельзя превращать в догму, сковывающую писателя.
Писатель может создать яркий типический характер, пользуясь обстоятельствами по преимуществу производственного или бытового характера, но при этом пунктиром, косвенными приемами, намеками давая представление о всем остальном. Так созданы образы Беликова в рассказе «Человек в футляре» Чехова, Гаврилы в рассказе «Челкаш» М. Горького, Чапаева в одноименном произведении Фурманова и Левинсона в «Разгроме» А. Фадеева.
Подлинный художник, изображая тот или иной период, ту или иную сторону жизни своего героя, способен дать представление и о всем остальном. «Художественная обрисовка характера,- писал Белинский,- в том и состоит, что если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами можете рассказать всю его жизнь и до и после этого момента».
Правдивое воспроизведение социальной обстановки во всей ее многосторонности и исторической конкретности требует изображения и ее национального своеобразия.
Вне воспроизведения национальных особенностей человеческих характеров и их окружающих обстоятельств Белинский не мыслил истинного искусства и подлинной литературы.
«В поэзии всякого народа,- справедливо утверждал критик,- отражается природа (местность) и дух (национальность) страны».
Если поэт оригинален, то он и национален.
«Только сфера бездарности,- подчеркивал Белинский,- отличается безличною общностью, для которой не существует ни пространства, ни времени, ни нации, ни колорита, ни тона,- которая во всех странах и во все времена, от начала мира до наших дней, выражается одним языком и одними и теми же словами».
Национальные особенности типических обстоятельств, выражающиеся в социально-экономических, культурно-бытовых и природных условиях, представляют неотъемлемую особенность любого классического реалистического произведения прошлого и настоящего времени.
Шекспир, Гете, Пушкин, Бальзак - каждый из этих величайших писателей с изумительной проникновенностью запечатлевал неповторимый национальный облик персонажей своих произведений и местный колорит той внешней обстановки, в которой развертываются их действия.
«Евгений Онегин» - это русский роман и по идейному пафосу, и по характерам, и по обстановке.
Усадебный быт дяди Онегина, Лариных, окружающая их природа типично русские. Разве можно ярче, выпуклее, нагляднее передать приметы русской зимы, чем это сделал Пушкин в стихах: «И вот уже трещат морозы» (глава IV, строфа 42), «В тот год осенняя погода...» (глава V, строфа 2), «Вот ветер, тучи нагоняя» (глава VII, строфы 21-30)? Рисуя атмосферу быта и природы, отличающуюся глубоко национальным Колоритом (сколько здесь простоты, непосредственности, шири, простора, своеобразной красоты!), Пушкин показал истоки характера Татьяны - русской по всему своему облику, по влечениям и вкусам.
Национальные особенности условий, в которых действуют их герои, с удивительной выпуклостью отображают и Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и Лермонтов в «Герое нашего времени», и Л. Толстой в «Войне и мире», и Чехов в «Степи».
Продолжая лучшие традиции предшествующей литературы, особенности национального колорита типических обстоятельств воспроизводят и представители социалистического реализма.
Великолепным художником национального колорита русской жизни является М. Горький в своих романах «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина». Каким ароматом русского быта веет, например, описание свадьбы Петра и Натальи в романе «Дело Артамоновых»!
А. Н. Толстой, подчеркивая национально-русские особенности характеров и обстоятельств персонажей романа «Хождение по мукам», взял эпиграфом к первой его книге крылатое выражение из «Слова о полку Игореве»: «О, Русская земля!..»
«Тихий Дон» - так назвал свой роман М. Шолохов, указывая этим самым на своеобразие социальной, национальной и природной обстановки, в которой протекает жизнь изображаемого им казачества, составляющего часть русского народа.
Национальное своеобразие обстоятельств привносит в художественные произведения ту жизненную конкретность, тот жизненный колорит, без которых нет и не может быть полной правды, последовательно реалистического изображения.
Необходимо отметить при этом, что некоторые писатели подменяют глубокое изображение национальной сущности характеров
и обстоятельств поверхностным описанием внешних этнографических деталей и тем самым впадают в примитивизм.
О примитивном понимании и изображении национальных особенностей народа очень хорошо сказал в свое время Гоголь: «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Стремясь к воспроизведению национально-бытового колорита, иные писатели, увлекаясь, злоупотребляют им.
Несомненные излишества при описании национально-бытовой обстановки, старинной одежды допустил, например, В. Язвицкий в романе «Иван III - государь всея Руси».
Роль типических обстоятельств не ограничивается изображением обстановки, своеобразной общественной среды, в которой проявляются и действуют человеческие характеры.
Обстановка, социальная среда входят в типические обстоятельства реалистического художественного произведения, но не тождественны им. Типические обстоятельства реалистического художественного произведения - это не нейтральный социальный фон, так присущий фотографическим, натуралистическим произведениям, а существенные обстоятельства, отражающие закономерности конкретно-исторической среды, которые помогают наиболее верному и яркому раскрытию изображаемых типических характеров, определяют их поведение, заставляют их действовать в том или ином направлении.
Известно, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Социальная среда формирует характеры людей, мотивирует их поведение. И поэтому типические обстоятельства, будучи выражением социальных закономерностей, обладают силой огромного воздействия, влияния.
Типические обстоятельства являются такими условиями, в которых типические характеры не только проявляются, но и формируются, создаются.
К. Маркс учил, что «характер человека создается обстоятельствами».
Чернышевский, отмечая определяющее значение обстоятельств, писал:
«Все зависит от обстоятельств,- они дают направление жизни целого народа, как и жизни отдельного человека... власть обстоятельств всесильна, и надобно ближе вникать в обстоятельства дела, чтобы судить о том, действительно ли слаб или силен, хорош или дурен страдающий или торжествующий».
Великие писатели-реалисты, заботясь о жизненной убедительности поведения изображаемых ими социальных характеров, с большой тщательностью рисуют определяющие, стимулирующие это поведение условия жизни, общественные связи и т. п.
«Искусство поэта должно состоять в том,- утверждал Белинский,- чтобы развить на деле задачу: как данный природою характер должен образоваться при обстоятельствах, в которые поставит его судьба».
Осуществляя эту задачу, Гончаров с изумительным мастерством показал паразитическую социально-бытовую обстановку, в которой формировался характер Обломова - тунеядца и ленивца, неспособного ни к какому общественному труду, праздного созерцателя. Родившись и получив воспитание в собственной деревне, Обломов затем переезжает в город и живет в столице, в Петербурге. Но и здесь он остается владельцем поместья, барином, освобожденным от всяких забот и трудов наличием работающих на него трехсот крепостных Захаров. И на Гороховой улице и на Выборгской стороне социально-бытовой уклад жизни Обломова сохранил подобие деревенского. Обломов строил свой быт в Петербурге по образцу деревенского существования, «только с другим колоритом местности и, отчасти, времени.И здесь, как и в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой... Илья Ильич кушал аппетитно и много, как в Обломовке, ходил и работал лениво и мало, тоже как в Обломовке. Он, несмотря на нарастающие лета, беспечно пил вино, смородиновую водку и еще беспечнее и подолгу спал после обеда» (часть четвертая, глава IX).
Типические обстоятельства, так широко воспроизведенные Гончаровым, помогли раскрыть характер Обломова в его определяющих истоках, во всей полноте его внутренней сущности - типической и индивидуальной.
Изображая условия жизни Обломова, показывая его общественное положение, окружающую его социально-бытовую среду, Гончаров достиг той изумительной рельефности, скульптурности и ясности, которые так присущи образу Ильи Ильича.
Если Гончаров, раскрывая характер барина, подробно рисует обстоятельства поместно-крепостнической среды, то М. Горький, создавая образ рабочего Павла Власова, тщательно воспроизводит условия жизни рабочего класса поры подготовки русской революции 1905-1907 годов.
Важно отметить, что роман «Мать» начинается с описания именно типических обстоятельств, в которых протекала тогда жизнь
рабочего класса. При этом Горький стремился подчеркнуть исключительную тяжесть труда и быта рабочих, мрачную безысходность их каторжного существования.
Общая зарисовка изнуряющего труда, беспросветного существования рабочих, дополняется и конкретизируется Горьким обстановкой быта рабочей слободки и жизненной судьбы отца Павла Власова.
Великое мастерство Горького сказалось в том, что он рисовал обстоятельства жизни рабочей слободки в качестве определяющих пробуждение сознания Павла, формирующих его пролетарские взгляды, толкающих его на путь революционной борьбы за интересы рабочего класса.
Видя вокруг себя лишь горе, не находя удовлетворения ни в тяжелом труде, ни в бессмысленных вечеринках, ни в диком озорстве, ни в пьяном угаре, доискиваясь до правды, Власов естественно вовлекается в круг рабочей общественности с ее социально-экономическими и политическими интересами. Он начинает посещать занятия политического рабочего кружка, и это расширяет его социально-политический горизонт, повышает его культуру. Вся совокупность окружающих Власова обстоятельств неизбежно, закономерно, естественно приводит его на путь пролетарского общественного деятеля, революционера.
Определяющая роль типических обстоятельств в формировании человеческого характера отчетливо показана и в романе Н. Островского «Как закалялась сталь».
В этом романе, так же как и в повести «Мать» М. Горького, писатель подробно рисует те условия, которые постепенно раскрывали Павлу Корчагину глаза на жизнь, помогали понять ее ложь и правду и возбуждали в нем ненависть и злобу против всего того, что порабощало и уродовало человека.
Еще мальчиком, работая в станционном буфете, Павка «заглянул в самую глубину жизни, на ее дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него».
Показывая социальную среду, в которой складывался характер Корчагина, писатель отчетливо наметил и его связи с представителями старой большевистской гвардии (Жухрай, Долинник). Страстное стремление Корчагина к новым формам жизни, глубочайшая преданность пролетарской революции определялись и тем, что он в полную меру познал мерзость старого мира, основанного на сословных привилегиях и эксплуатации богатыми бедных, и тем, что у него нашлись идейные руководители, которые раскрыли ему глаза на мир и направили по единственно верной дороге.
Жизнь развивается диалектически, в борьбе старого с новым, только что возникающим, в ней обычное и распространенное переплетается с необычным и редким.
Реалистическая художественная литература отражает это своеобразие жизненного процесса и в человеческих характерах и в обстоятельствах.
Писатели, изображая сложность жизни, обращаются и к исключительным обстоятельствам, если в них проявляются закономерности действительности, ее существенные, типические тенденции.
Так, условия жизни Корчагина рисуются во многих отношениях как исключительные, необычные.
Но эти исключительные и в то же время жизненно правдивые обстоятельства, например, тяжелая, прогрессирующая болезнь, приковавшая Павла к постели, приведшая его к потере зрения, великолепно использованы писателем для того, чтобы ярче и выпуклее показать типические духовные свойства советского человека: его социалистическую идейность, неукротимый оптимизм, органическую связь с коллективом, несгибаемую волю к преодолению любых препятствий, активный самоотверженный труд на благо народа.
Изображая в одном и том же произведении различные социальные типы, писатели-реалисты стремятся показать и различные социальные условия, их сформировавшие. Именно так рисуются Обломов и Штольц в романе «Обломов» Гончарова, Базаров и Кирсанов в романе «Отцы и дети» Тургенева, Григорий Мелехов и Евгений Листницкий в романе «Тихий Дон» Шолохова, Павел Корчагин и Туманова в романе «Как закалялась сталь» Островского.
Когда же в произведении изображаются различные типы одной и той же социальной среды, то писатели подчеркивают воздействие на них различных ее сторон. Так, в романе-эпопее «Мертвые души» Гоголя образ Ноздрева связывается по преимуществу с трактирно-ярмарочными интересами поместно-дворянской среды, а образ Манилова, наоборот, с сентиментально-романтическими проявлениями ее культуры. В романе «Тихий Дон» своеобразие идейных настроений братьев Мелеховых определилось в основном различием их общественных связей: последовательно белогвардейских у Петра и более сложных и противоречивых у Григория.
Типические обстоятельства как условия, формирующие человеческие характеры, мотивирующие их поведение, стимулирующие те или иные их поступки, с большей или меньшей полнотой воспроизводятся во всех классических реалистических произведениях прошлой и современной художественной литературы. И это делает их образы покоряющими жизненной правдой.
В своей конкретно-исторической сущности человеческие характеры раскрываются лишь в полноте своих социально-бытовых связей, при наличии свойственной их общественному положению обстановки. Нетипические или недостаточно типические обстоятельства препятствуют истинному проявлению типических характеров.
Так, английская писательница М. Гаркнесс в повести «Городская девушка» справедливо показала свою героиню Нелли и других рабочих в ужасающих условиях потогонного труда, в страшных материальных лишениях. Но она прошла мимо того, что в изображаемое ею время рабочий класс уже активно выступал на борьбу за свои социально-экономические права и, ограничив свои возможности всесторонне правдивого изображения рабочего класса, дала его лишь пассивной, темной, страдающей массой.
В связи с этим Энгельс, справедливо отмечая недостатки романа «Городская девушка», писал:
«Если я что-либо и могу подвергнуть критике, то разве только то, что рассказ все же недостаточно реалистичен... Характеры у Вас достаточно типичны в тех пределах, в каких они действуют, но нельзя сказать того же об условиях, которые их окружают и являются стимулами их действий. В „Городской девушке" рабочий класс фигурирует как пассивная масса, неспособная помочь себе, не делающая даже никаких попыток и усилий к тому, чтобы помочь себе. Все попытки вырвать ее из отупляющей нищеты исходят извне, сверху. Но если это было верно для 1800 и 1810 гг. в дни Сен-Симона и Роберта Оуэна, то в 1877 г. для человека, который около 50 лет имел честь участвовать в борьбе воинствующего пролетариата,- это не так. Революционный отпор рабочего класса угнетающей среде, которая его окружает, его судорожные попытки, полусознательные или сознательные, добиться своих человеческих прав вписаны в историю и должны поэтому занять свое место в области реализма».
Важно обратить здесь внимание на то, что нетипичные обстоятельства, нарушая реалистичность произведения, понижают и правдивость характеров, их обобщающее значение. Характеры романа «Городская девушка» типичны лишь «в тех пределах, в каких они действуют», то есть как выражающие частные, а не ведущие, не определяющие настроения рабочего класса изображаемой поры. Вследствие этого их реалистичность условна, относительна.
Смягчая свой отзыв, Энгельс находил оправдание для М. Гаркнесс в том, что она изображала жизнь рабочих той части Лондона (Ист-Энд), где рабочий класс отличался наименьшей активностью. «И почем я знаю,- писал он,- не было ли у Вас достаточных оснований для того, чтобы довольствоваться изображением пассивной стороны жизни рабочего класса, оставляя активную сторону этой жизни для другого произведения?»
Таким образом, если бы М. Гаркнесс правильно показала типические обстоятельства, в которых выступают действующие лица ее романа - активность рабочего класса, его революционную борьбу за свои права, то характеры основных героев (Нелли, Джордж) ее романа выступили бы с большей полнотой и верностью своих типических особенностей, они бы отразили ведущие черты своего класса на данном этапе его развития.
Нетипичность, неполнота или отсутствие обстоятельств не только препятствуют истинному проявлению типических характеров, но и лишают их реалистической убедительности, привносят в их облик неясность, наконец, искажают их.
Так, Лассаль в трагедии «Франц фон Зикинген» изобразил Франца Зикингена и его соратника Ульриха Гуттена национальными героями, самоотверженными борцами за религиозную и политическую свободу народа.
Франц фон Зикинген видит в Гуттене могучего воскресителя нации и, обращаясь к нему, говорит:
Два исполина воплощают нам
Всю силу века: это вы да Лютер.
Пред этими титанами ничто
Мы все...
Гуттен считает Зикингена народным вождем, с потерей которого «падет отечество». Сам Зикинген говорит:
...Мы хотим единство,
Величье и могущество вернуть
Германии, хотим народ избавить
От гнета ненавистного попов,
Хотим все связи с Римом уничтожить,
Чтоб чистое учение в стране
Единственной религиею стало,
Хотим родной стране мы возвратить
Старинную германскую свободу,
Хотим сломить владычество князей,
Что своевольно стали на дороге
Меж троном и народом, наконец,
Хотим на императорском престоле
Мы видеть государя, всей душой
Отдавшегося чистому ученью,
Такого государя, что себе
Опоры бы искал в стремленьях века.
Но такой показ Зикингена и Гуттена не соответствовал истине. Оба они являлись выразителями интересов не народа, а рыцарской, дворянско-лютеровской оппозиции тогдашней княжеско-импера-торской власти. Зикинген выступил против императора потому, что тот из императора рыцарей превращался в императора князей. Лассаль явно идеализировал Зикингена и Гуттена.
Причина тому, как указывают Маркс и Энгельс в своих письмах к Лассалю, в том, что он пренебрег показом типических обстоятельств, социально-исторического фона изображаемого им времени, недооценил движение народа, плебейских масс, крестьянства и переоценил социальную сущность и роль дворянства, поставил лютеровско-рыцарскую оппозицию выше плебейско-мюнцеровской.
В это время истинно революционной силой был лишь плебейски-мюнцеровский блок, представители же дворянско-лютеровской оппозиции являлись соглашателями, предателями, изменниками по отношению к плебеиско-крестьянскому революционному движению. «Не надо было,- писал Маркс Лассалю,- чтобы весь интерес сосредоточивался, как это происходит в твоей драме, на дворянских представителях революции, за чьими лозунгами единства и свободы все еще скрывается мечта о старой империи и кулачном праве. И, наоборот, представители крестьян (особенно их) и революционных элементов городов должны были бы составить весьма существенный активный фон. Тогда ты мог бы в гораздо большей степени высказывать устами своих героев как раз наиболее современные идеи в их самой наивной форме, между тем как сейчас основной идеей остается в сущности, кроме религиозной свободы, гражданское единство. Тебе волей-неволей пришлось бы тогда в большей степени шекспиризировать, между тем как теперь основным твоим недостатком я считаю то, что ты пишешь по-шиллеровски, превращая индивидуумы в простые рупоры духа времени».
В полном согласии с Марксом Энгельс считал, что привлечение Лассалем «тогдашней, поразительно пестрой плебейской общественной сферы дало бы совершенно иной материал для оживления драмы, дало бы неоценимый фон для разыгрывающегося на авансцене национального дворянского движения и впервые представило бы в истинном свете само это движение».
Ложное понимание конкретно-исторической обстановки привело Лассаля к тому, что он представителя дворянской оппозиции Зикингена, фактически выражавшего интересы реакционных классов, выдвинул на первый план социальной борьбы, тогда как истинным вождем народного движения был Томас Мюнцер. Этим самым народные лица трагедии предстали не в свойственных им ролях, искаженными, соотношение социальных сил оказалось грубо извращенным и историческая правда - нарушенной.
Примером того, что неполнота раскрытия социальной среды, в которой протекает деятельность персонажа, лишает его необходимой жизненной конкретности и правдивости, может служить образ Штольца из романа «Обломов».
Гончаров показал обстановку, формировавшую характер Штольца, но он не раскрыл обстоятельств, в которых развертывается его
деятельность. И это обусловило известную его отвлеченность, абстрактность и... ложность.
Образ Штольца, как его представлял Гончаров, гармоничный, благородный, гуманный, принципиальный, устремленный в своей деятельности к социальному благу, не получает убедительной мотивировки, реального подтверждения в обстоятельствах своей жизни, в практике своего общественного поведения. И потому он не имеет той жизненной осязаемости, верности, с какой дан Обломов. Мы так и не знаем конкретно, что и как делает Штольц. Но то, что он может делать в качестве капиталистического предпринимателя, находится в явном противоречии с тем внутренним обликом, каким он предстает в романе. В атмосфере купли и наживы, связанной с обманом и хищничеством, в которой вращается Штольц, он не может сохранить те идеальные черты, какими наделил его Гончаров. И вот почему Добролюбов сказал: «Штольц - человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать,- это для нас остается тайной». Гончаров, освободив Штольца от присущих деятелю буржуазии недостатков, изъянов, дав его вне свойственных ему связей и отношений, вне общественной практики, лишил его жизненности, правдивости, необходимой внутренней логики, последовательной реалистической рельефности.
Убедительным свидетельством ущербности произведения вследствие недостаточности показа типических обстоятельств является роман «Времена года» В. Пановой.
Этот роман резко критиковали за нетипичность, за объективизм, в частности, за то, что в нем честная трудовая советская семья Куприяновых воспитала последовательного эгоиста, трутня, мерзавца Геннадия, а из морально-гнилой семьи Борташевичей вышли честные советские ребята.
То, что в некоторых честных трудовых, общественно активных советских семьях вырастают моральные уроды - эгоисты, трутни, «стиляги» - широко известный факт. Изобразив этот факт, писательница не погрешила против истины. В этом ее заслуга.
Но, рисуя в образе Геннадия «блудного сына», законченного индивидуалиста, паразита, циника, хама, писательница не показала ту среду, тех типических обстоятельств, которые его сформировали.
Геннадий и его мать, заместитель председателя городского совета, не понимают друг друга. «Сидят мать и сын,- пишет В. Панова,- и оба говорят по-русски, а она его не понимает, как будто он свалился с Марса и разговаривает на марсианском языке» (глава первая). Возмущаясь поведением своего сына, отец Геннадия, машинист, замечает: «Будь мы бывшие помещики или капиталисты, тогда бы понятно. А ведь я, чтоб вы знали, с четырнадцати лет в депо, мать его чернорабочая была, а он типичный эксплуататор» (глава одиннадцатая).
Освобождая Геннадия от обязанностей и предоставляя ему лишь права, потворствуя всем его капризам, Куприяновы создали условия, при которых он ушел из-под их влияния и попал под воздействие враждебных им людей.
Но писательница не показала толком ни того, как, излишне балуя сына, Куприяновы теряли над ним свою власть, пробуждали в нем эгоистические наклонности, ни в особенности того, как под воздействием враждебной среды у Геннадия возникли и крепли иждивенческо-эгоистические настроения, развивались такие свойства, как отвращение к труду, душевная черствость, моральный цинизм.
Лишив образ Геннадия полноты обстоятельств, определивших его характер, писательница дала его объективистски, вне необходимой оценки. Вместо того чтобы полным голосом осудить Куприяновых и им подобных людей за антиобщественное воспитание сына, она вызывает к ним жалость. Без осуждения остался и Геннадий.
Семья Борташевичей не могла привить своим детям ни любви к труду, ни высоких моральных принципов советского общества.
Надежда Петровна Борташевич - воплощение эгоизма и мещанства. Для нее превыше всего удобства праздной и роскошной жизни. У нее никогда не было никаких духовных запросов, ее всегда привлекали лишь деньги, драгоценности, туалеты. Эта женщина без сердца, понятия совести и чести ей чужды. И вот почему она после крушения мужа так легко уходит от своих детей, бросая их на произвол судьбы.
Степан Андреевич Борташевич когда-то был рабочим пареньком, честным человеком. Под влиянием своей жены он продал свою совесть и честь за роскошь внешних удобств и стал преступником, покровителем целой своры крупных и мелких мошенников, уютно устроившихся вокруг государственного пирога.
Но у нравственно погибшего отца и морально растленной матери выросли прекрасные советские дети. Как это произошло? Как случилось, что семья не оказала на Сережу и Катю никакого влияния и они остались незапятнанными ее грубым эгоизмом?
Ответа на это в романе нет. Несомненно, что Катя и Сережа, дети Борташевичей, формировались вопреки той гнилостно-затхлой атмосфере, которая их окружала. Они развивались под воздействием школы, советской общественности, советской литературы. На это писательница лишь намекнула, но как следует этого не раскрыла. Образы Кати и Сережи лишились необходимой жизненной убедительности, а следовательно, и реалистичности. Они воспринимаются как мнимые, ложные, выдуманные, непонятные.
Вне типических обстоятельств даны в этом романе и другие образы. Результатом явился явный отход от реализма - фактографизм, натурализм, объективизм.
Уклонение от правдивого изображения типических обстоятельств никогда не проходит бесследно; оно всегда снижает реалистическую достоверность и художественные достоинства произведения.
С. Нариньяни, большой мастер сатирического фельетона, в комедии «Аноним» поставил целью изобличение клеветничества. В этой пьесе бездарный инженер Кравченко, завистливый обыватель, бездельник, клевещет на талантливую, честную, принципиальную Воронову, его сотрудницу по архитектурной мастерской. В конечном итоге клевета разоблачается. Но, изображая условия, при которых клевета Кравченко оказала свое действие, повредила и Вороновой и всей мастерской, Нариньяни слишком сгустил краски. Он представил окружающих клеветника людей почти сплошь отрицательными: растяпами, самодовольными глупцами, карьеристами, сплетниками. Автор не сумел противопоставить клеветнику типическую советскую среду, и его цель - изобличение клеветничества, не получила должного осуществления. Больше того, советская действительность предстала в комедии по сути дела искаженной.
Люди всегда действуют в определенных условиях. Их поведение мотивируется и стимулируется той или иной социальной обстановкой. Но это не значит, что они не могут бороться и не борются с неудовлетворяющими их или враждебными им обстоятельствами, не побеждают их и не создают новых обстоятельств.
«Если характер человека создается обстоятельствами, то,- указывал Маркс, - надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».
Изменяя себя, человек изменяет и окружающие его обстоятельства. «В революционной деятельности, - утверждает Маркс,- изменение самого себя совпадает с преобразованием обстоятельств».
Активное отношение человека к окружающим его обстоятельствам находит свое отражение и в художественной литературе.
0 том, как прогрессивные люди боролись за изменение окружающих их условий, много прекрасных произведений создали критические реалисты. Такими произведениями являются, например, «Горе от ума» Грибоедова, «Накануне» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Доходное место» и «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Воскресение» Л. Толстого, «Невеста» Чехова.
Но тема положительного героя, решительно изменяющего жизнь, коренным образом переделывающего окружающие его обстоятельства, стала ведущей все же только в литературе советской эпохи.
Это закономерно, так как советская эпоха является эпохой «коренной ломки старого быта», «пробуждения в человеке его чувства собственного достоинства... сознания им самого себя как силы, действительно изменяющей мир».
Пафосом действенной перестройки жизни, преобразования ее на социалистических началах проникнуты все лучшие произведения советской литературы.
Одним из первых и наиболее ярких произведений советской литературы, откликнувшихся на эту тему, является «Цемент» Гладкова. В этом романе Ф. Гладков показал, как рабочий Глеб Чумалов, не удовлетворяясь окружающими его условиями, развернул борьбу за их изменение. Он организовал массы на восстановление полуразрушенного цементного завода, на мирное строительство, ведущее к социализму. Героические усилия рабочих, преодолевших огромные лишения, происки врагов, вредительство, привели к победе. Восстанавливая завод, перестраивая условия своего труда и быта, рабочие изменяют и самих себя. Они изживают в себе пережитки капиталистического прошлого: эгоизм, индивидуализм, и становятся сознательными строителями социализма.
Переустройство советскими людьми их окружающих обстоятельств изображает и М. Шолохов в романе «Поднятая целина». Под руководством посланца партии рабочего класса, ленинградского слесаря Давыдова труженики деревни - Разметнов, Нагульнов, Любишкин, Майданников и другие, преобразуя весь уклад деревенской жизни, вступают в смертельную схватку с враждебной буржуазно-кулацкой силой, возглавленной царским есаулом Половцевым, дворянином Лятьевским и кулаком Островновым. В этой напряженной борьбе побеждают строители новой социалистической жизни.
Ликвидируя кулачество и перестраивая на началах коллективизма старый, собственнический уклад деревенской жизни, положительные герои романа «Поднятая целина» в то же время изменяют и себя, преодолевают в себе чувство собственничества. Майданникоз, Любишкин и другие положительные персонажи романа даются в присущих им противоречиях, в развитии. Раскрывая диалектику души крестьянина, Шолохов с большим мастерством показывает, как под действием новых производственных отношений в сознании крестьян возникают, растут и побеждают социалистические тенденции, как в процессе коллективного труда формируются люди новых чувств, нового сознания. Рост людей под влиянием новых производственных отношений выразился и в их трудовом соревновании и в их отношении к колхозному добру.
О человеке - преобразователе окружающих его обстоятельств. хозяине жизни, творце истории - писали В. Маяковский («В. И. Ленин»), Н. Островский («Как закалялась сталь»), П. Павленко («Счастье»), Б. Горбатов («Донбасс»), Д. Гранин («Искатели»), Анатолий Рыбаков («Екатерина Воронина»), В. Кочетов («Братья Ершовы»), Ф. Панферов («Раздумье»), Е. Пермитин («Горные орлы») и многие другие.
Борясь за изменение обстоятельств окружающей его жизни, положительный герой советской литературы изменяет и собственную сущность. Но его борьба лишь тогда убедительна, когда он действует в типических обстоятельствах и преодолевает реальные препятствия и трудности.
То, что жизненная конкретность характеров определяется конкретными реальными обстоятельствами, в которых они действуют, хорошо понимал еще Пушкин. Ему принадлежат замечательные слова: «Обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры».
В тех произведениях, в которых действующие лица окружались обстоятельствами в той или иной степени абстрактными, мнимыми, их характеры лишались необходимой жизненной конкретности. Примером тому могут служить романы «Кавалер Золотой Звезды» и особенно «Свет над землей» С. Бабаевского. Писатель верно раскрыл существенные черты героя этих романов, Сергея Тутаринова, как характера нового человека. Но этот герой, к сожалению, показывается вне обычных условий быта и труда колхозников изображаемого времени. Он действует в обстановке явно облегченной, освобожденной от всей сложности тогдашних реальных противоречий. Он преодолевает на своем пути сравнительно легкие препятствия, тогда как советские люди боролись в эти годы с тяжелыми трудностями. Недостаточно конкретный показ обстоятельств, обстановка облегченных лишений и трудностей, в которых выступает Сергей Тутаринов, определили в его обрисовке элементы отвлеченности и схематизма.
В более или менее приглаженных обстоятельствах выступают также герои романов «От всего сердца» Е. Мальцева и «Жатва» Г. Николаевой. По поводу недостатков романа «Жатва» имеются любопытные признания самой романистки. Они заслуживают того, чтобы их напомнить.
«Центральным местом моего романа «Жатва»,- пишет Г. Е. Николаева,- была глава о том, как уходит из колхоза одна из лучших колхозниц - Любава Большакова. В «остро конфликтной» сцене колхозного собрания рассказывала я, как колхозники с разных точек зрения оценивают поступок Любавы, уходящей из колхоза, несмотря на всю ее преданность колхозному строю, уходящей потому, что в отстающем колхозе ей трудно прокормить детей.
В этой главе речь шла о решении проблемы материальной заинтересованности колхозников и об идейно-политической работе партии в деревне. В редакции журнала „Знамя" одобрили эту главу с „художественной" стороны, но наотрез отказались печатать из-за ее чрезмерной „остроты".
Под натиском редакции я в конце концов не выдержала характера и изъяла главу из романа. Я сделала это, хотя великолепно понимала, что именно эта глава является центральным местом романа, написанного об отстающем колхозе. Именно в этой главе я ближе всего подошла к раскрытию сущности описываемого явления, к анализу причин отставания некоторых колхозов - к тому нарушению соотношения между экономической, материальной заинтересованностью и идейно-политическими основами колхозного строя, которое имело место в остающих колхозах. Именно к этой главе я „стягивала" композиционно другие „конфликтные" линии романа (история с гречишниками, раскрытие двойственности в характере многих героев - Кузьмы, Фроськи, Василия Бортникова).
Оттого, что выпала центральная глава, сгладились и эти линии романа. Так, отступив от жизненной правды, я нарушила свой писательский долг и поплатилась за это тем, что сама сделала свой роман слабее, чем он был».
Нарушение жизненной правды обстоятельств эстетически снизило убедительность образов и «Повести о директоре МТС и главном инженере».
В этой повести Галина Николаева создала удивительно привлекательный и, несомненно, жизненный, типический образ новатора Насти Ковшовой. Но этот образ много теряет в своей убедительности именно потому, что писательница не совсем правильно и полно показала условия, в которых действует ее героиня.
Настя Ковшова, только что кончившая сельскохозяйственный институт, не имея ни жизненного, ни профессионального опыта, преодолевает сопротивление руководства МТС и райкома и с необыкновенной легкостью и быстротой одна вытягивает три самых отсталых колхоза, выдвигает МТС на первое место и всей своей работой предугадывает решения четырех пленумов ЦК партии.
Нельзя не согласиться с В. Овечкиным, что от сверхъестественной мудрости, непогрешимости и прозорливости Ковшовой, которую Г. Николаева «слишком возвысила над толпой окружающих ее „простых смертных"», веет сочинительством.
Основной недостаток интересной повести Г. Николаевой в упрощенном, схематическом, однолинейном (почти сплошь отрицательном!) и в то же время по сути дела облегченном показе обстоятельств. Односторонний, а следовательно, в какой-то мере условный характер обстоятельств определил и известную условность героини повести Насти Ковшовой, ее одиночество.
Если бы писательница более диалектично подошла к изображению обстоятельств, то есть более конкретно обрисовала трудности, которые мешали развитию колхозов, и более отчетливо, выпукло показала те передовые силы, на которые опиралась ее героиня в своей борьбе, то повесть не вызвала бы справедливых возражений.
Как следует из всего сказанного, характеры и обстоятельства связаны в действительности не механически, а диалектически. Между ними наличие органической связи, взаимовлияния, взаимопроникновения. Это находит отражение во всех лучших произведениях реалистической литературы.
Исходя из требований художественной правды, писатель обязан воспроизводить обстоятельства в той мере, в какой они необходимы для раскрытия характеров. Но характеры не равнозначны в произведении: одни из них выполняют ведущую роль, другие - второстепенную, третьи - эпизодическую. В соответствии с этим типические обстоятельства не обязательно воспроизводятся с одинаковой полнотой для всех действующих лиц художественного произведения.
Для персонажей второстепенных и третьестепенных по своей идейной и сюжетной роли типические обстоятельства намечаются кратко, опосредствованно.
Так, Гончаров очень широко зарисовал типические обстоятельства, в которых формировался и проявлялся характер Ильи Ильича Обломова. Более экономно он изобразил обстановку, в которой создавался характер Штольца. Сжато сказал он об условиях, определивших облик Тарантьева и Мухоярова. Легким очерком, пунктиром наметил он условия, в которых преуспевает Судьбинский.
Эпизодические образы, выполняющие лишь служебную роль, создающие жизненный фон художественного произведения, как правило, рисуются вне им присущих социально-бытовых условий, которые подразумеваются.
Например, в «Мертвых душах» Гоголя при въезде Чичикова в губернский город ему встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах. Если о характере его еще можно судить по костюму с покушениями на моду, то обстоятельства его жизни остаются непоказанными. И это является не недостатком, а достоинством произведения.
Но и в том случае, когда обстоятельства не показываются, писатели-реалисты обязаны все же рисовать сущность характера как порождение и плод определенных социальных условий, конкретных обстоятельств. Вне этого нет реализма.
В. Г. Белинский, отстаивая реалистическое изображение характеров, справедливо писал: «Теперь требуется, чтоб каждое лицо в романе, повести, драме говорило языком своего сословия и чтоб его чувства, понятия, манеры, способ действования, словом, все оправдывалось его воспитанием и обстоятельствами его жизни».
В художественном произведении плохо и то, что обстоятельства рисуются вне необходимой конкретности, как в «Обломове» Гончарова для Штольца, и то, что они рисуются слишком подробно, как в «Обрыве» того же автора, где образы Беловодовой, Аянова, Пахотиных, Козлова и их обстановка могли быть даны более экономно. Тургенев справедливо отметил «всякую меру превосходящее многословие», свойственное первой части этого романа.
Высшее мастерство художественного изображения заключается в том, что в произведение вводятся лишь те факты, которые имеют прямое отношение к его идее, к его образам, а все прочее, хотя бы само по себе и интересное, исключается как ненужное.
Для полного и убедительного раскрытия типических характеров необходимы соответствующие им типические обстоятельства. Типические обстоятельства формируют характер и определяют его поведение, его поступки.
Г. Н. Поспелов в соответствии с Белинским отмечает, что «„типические характеры" - это не просто отдельные личности, это такие личности, которые законченно воплощают в себе какую-то социальную типичность, причем индивидуальные свойства их характеров, в частности свойства их натуры, всегда служат писателю средством воплощения их социальной типичности. Значит, речь может идти о „внутренней логике", об объективной внутренней закономерности социальных характеров героев. Но она как раз и создается „типическими обстоятельствами" общественной жизни. Социальные характеры людей не возникают сами по себе и не являются лишь предметом внешнего воздействия обстоятельств общественной жизни. Они всегда представляют собой внутреннее порождение социальных отношений, существующих в той или иной стране, в ту или иную эпоху, и всегда несут в себе внутреннюю обусловленность этими отношениями.
Вот почему Энгельс и видит реализм в „верности воспроизведения" характеров относительно „типических обстоятельств". Реализм произведения заключается в том, что писатель заставляет своих героев действовать (хотеть, поступать, думать, чувствовать, говорить) в соответствии с особенностями их социальных характеров, порожденными общественными отношениями их страны и эпохи.
Следовательно, реализм произведения заключается не во внешнем, сюжетном изображении социальных отношений, породивших и обусловивших особенности изображаемых характеров. Реализм может проявляться и без такого изображения» (Г. Н. Поспелов, «Спорные вопросы», «Вопросы литературы», 1958, N° 3, стр. 111-112).
Воспроизведение социальных отношений, классовой борьбы, представляет, как уже говорилось, важную и необходимую особенность реализма, но справедливо то, что и здесь не может быть догматизма. В ряде случаев действующие лица, социальные отношения могут в художественных произведениях выступать и вне развернутых обстоятельств.
Но всегда ли, во всех ли случаях типический характер должен выступать в соответственных его общественному положению типических обстоятельствах?
Жизнь сложна. Человек определенной социально-бытовой среды нередко попадает на своем жизненном пути в самые разнообразные общественные условия. Эти условия могут быть ему и совершенно чуждыми, не соответствующими ни его общественному положению, ни его культурному уровню.
В подобных случаях соответствия между типическим характером и типическими обстоятельствами, естественно, не окажется. Но это несоответствие будет типичным, если оно отразит закономерности действительности.
Так, в романе «Люди из захолустья» Ал. Малышкина бывший торговец Петр Соустин, спасаясь от возмездия за свои преступления, бежит из родного города на Урал и, скрывая свое прошлое, поступает на строительство нового завода. Обстановка социалистического строительства, трудового энтузиазма была враждебна Петру Соустину, врагу социализма, и он, пользуясь маской советского служащего, пытается создать свою среду, сплотить вокруг себя подобных ему для подрывной работы. Но социалистические обстоятельства оказываются сильнее возможностей Петра Соустина.
Таким образом, условия, в которых работает Петр Соустин, находясь на строительстве социалистического предприятия, не типичны для него. Само же перемещение из одной среды в другую и поведение Соустина на стройке типично. Именно так складывалась обстановка классовой борьбы в то время. Сопротивляясь социалистическому строительству, отстаивая свои позиции, классовый враг маскировался, и проникал в советские предприятия для вредительства. Типичным было то, что в жизни побеждали социалистические тенденции и классовый враг вынужден был жить в чуждой ему среде, все время находясь под страхом разоблачения.
Попадая в иную социальную среду, человек может подвергнуться ее влиянию. Это влияние может быть весьма разнообразным. Писатели-реалисты учитывают и эту возможность.
У О. Генри есть новелла «Квадратура круга». Писатель рассказывает в ней о том, как Сэм Фолуэл, живший в тиши Кэмберлендских гор, мечтал убить своего кровного врага Кола Гаркнесса и, узнав, что Кол находится в Нью-Йорке, отправился туда для совершения акта мести. Но, очутившись в огромном городе, Сэм был оглушен необычными впечатлениями, шумом и грохотом. Он растерялся и испугался среди враждебной ему обстановки, почувствовал себя страшно одиноким. И когда неожиданно оказался лицом к лицу со своим врагом, то встретил его как самого близкого человека. Одним прыжком он приблизился к своему врагу и крикнул:
«- Здорово, Кол! До чего же я рад тебя видеть!
И на углу Бродвея, Пятой авеню и Двадцать третьей улицы кровные враги из Кэмберленда пожали друг другу руки».
А. Н. Толстой великолепно показал в эпопее «Хождение по мукам», как под влиянием революционных событий, новых обстоятельств решительно изменились настроения, идеология, поведение Даши, Кати, Телегина и Рощина.
Изменение психологии действующих лиц под воздействием новых обстоятельств ярко изображается в романах «Цемент» Ф. Гладкова, «Поднятая целина» М. Шолохова и «Необыкновенное лето» К. Федина.
Писатель-реалист, воспроизводя обстоятельства труда и быта своих героев, руководствуется жизненной правдой, закономерностями реальной действительности.
Типические обстоятельства должны предстать в произведении искусства правдиво и художественно.
Художественность предполагает отбор и обобщение.
Еще Аристотель, предостерегая писателей от голого фактографизма, утверждал: «Задача поэта - говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости».
Отбирая и обобщая реальные характеры и их окружающие обстоятельства, писатель конструирует сюжет художественного произведения. Типические обстоятельства - органическая часть сюжета художественного произведения как известного эстетического единства.
Иными словами, типические обстоятельства художественного произведения - это социально-эстетически осмысленные и отраженные жизненные условия, события, ситуации, конфликты, являющиеся составной частью его сюжета.
Воспроизведение типических обстоятельств, входящих в состав сюжета художественного произведения, требует последовательного их подчинения задачам раскрытия человеческих характеров, темы и идеи данного произведения.
Будучи органической частью сюжета, типические обстоятельства определяют, мотивируют и стимулируют поведение человеческих характеров, входящих в состав произведения.
Исходя из этого, писатели отбирают из всей полноты возможных реальных связей и ситуаций изображаемого жизненного процесса лишь те, которые способствуют наиболее правдивому и глубокому проявлению рисуемых человеческих характеров.
Писатель воспроизводит не всю совокупность типических обстоятельств изображаемой социальной среды, а лишь ту их совокупность, которая наиболее выпукло и полно раскрывает связи с действительностью данного характера. Например, Ноздрев, Манилов, Собакевич, Плюшкин - представители поместно-дворянской среды, но их связи с ней не тождественны, а своеобразны. Ввиду этого писатель и показывает каждого из них в конкретных, только ему присущих, соответственных ему обстоятельствах.
По данному вопросу имеются весьма любопытные суждения Чернышевского. Он утверждал, что по типичности и полноте обрисовки лиц, а также и по сюжету художественные произведения далеко уступают отображаемой в них жизни. Но при этом он добавлял: «есть две стороны, которыми они могут стоять выше действительности: это украшения и сочетания лиц с теми событиями, в которых они участвуют».
В соотношении лиц и событий реальной жизни наблюдается игра случайностей, здесь нередко, отмечал Чернышевский, «не знаешь, кого винить, кого хвалить». Но писатель, отправляясь от типического лица или явления реальной действительности, так или иначе видоизменяет его, ставит в более ему подходящие и яснее, резче его раскрывающие условия. Поэзия «чаще, нежели действительность, двигателями и участниками события выставляет людей, которых существенный характер совершенно соответствует духу событий».
Ставя характеры всегда в соответствующую их сущности обстановку, поэзия, по мнению Чернышевского, проигрывает в сравнении с жизнью в правде, в индивидуальном разнообразии, но она выигрывает в своем воспитательном значении, в значении объяснения жизни, в качестве ее учебника.
Непреложное требование художественно экономного, максимально определенного раскрытия своих героев заставляет писателей-реалистов ставить их в обстоятельства такой сложности, остроты и даже исключительности (но при этом всегда естественной, жизненно вероятной и закономерной!), которые обуславливают наиболее решительные поступки, предельное напряжение их душевных сил и наиболее глубокое раскрытие их идейной, психологической, моральной сущности. Свидетельством тому могут служить «Отелло» Шекспира, «Горе от ума» Грибоедова, «Дубровский» Пушкина, «Гроза» А. Н. Островского, «Воскресение» и «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова.
Грибоедов для более выпуклого раскрытия основных характеров комедии «Горе от ума» показал их в сложном конфликте социально-политического и личного плана, в сюжетной ситуации своеобразного поединка.
Владимир Дубровский любит дочь своего смертельного врага («Дубровский» Пушкина). Эта острая сюжетная ситуация позволяет Пушкину ставить своего героя в такие решительные положения, в которых он проявляет полную меру своих душевных возможностей. В. Г. Белинский, характеризуя искусство Гоголя, проявляемое в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и в «Ревизоре», утверждал:
«Чтобы произведения его были художественны... он взял из жизни своих героев такой момент, в котором сосредоточивалась вся целостность их жизни, ее значения, сущность, идея, начало и конец: в первом - ссору двух приятелей, во втором - ожидание и прием ревизора».
Избранные Гоголем обстоятельства дали возможность раскрыть характеры действующих лиц с максимальной выпуклостью и предельной выразительностью. Разъясняя смысл избранных Гоголем поворотных в жизни героев обстоятельств, Белинский пишет: «Все чуждое этой ссоре и этому ожиданию и приему ревизора не могло войти в повесть и комедию, и та и другая начаты с начала и кончены в конце: нам не нужно знать подробности детства обоих друзей-врагов, ни того, что было с ними после, как их видел поэт: мы знаем это из повести, потому что знаем этих героев с головы до ног, знаем всю сущность их жизни, вполне исчерпанную поэтом в описании их ссоры. Так точно, на что нам знать подробности жизни городничего до начала комедии? Ясно и без того, что он в детстве был учен на медные деньги, играл в бабки, бегал по улицам, и как стал входить в разум, то получил от отца уроки в житейской мудрости, то есть в искусстве нагревать руки и хоронить концы в воду».
Подобное искусство отбора поворотных, решительных обстоятельств видит Добролюбов в построении «Грозы» Островского.
«Здесь,- отмечает критик,- является перед нами лицо, взятое прямо из жизни, но выясненное в сознании художника и поставленное в такие положения, которые дают ему обнаружиться полнее и решительнее, нежели как бывает в большинстве случаев обыкновенной жизни».
О необходимости тщательного отбора типических обстоятельств для наиболее яркого изображения характеров очень хорошо сказал Л. Н. Толстой:
«Драма,- говорил он,- должна вместо того, чтобы рассказать нам всю жизнь человека, поставить его в такое положение, завязать такой узел, при распутывании которого он сказался бы весь».
Важно отметить, что типические обстоятельства могут быть полностью раскрыты и подчеркнуты в своей сущности и опосредствованно, через нетипические, но жизненно вероятные поступки действующих лиц.
Убедительное доказательство тому рассказ «Спать хочется» Чехова. Тяжелые условия непосильной работы днем и бессонные ночи с больным грудным ребенком привели тринадцатилетнюю девочку Варьку, служившую у хозяина-сапожника, к ложному представлению, что ее враг - ребенок, и она душит его.
А. П. Чехов пишет: «Ложное представление овладевает Варькой. Она встает с табурета и, широко улыбаясь, не мигая глазами, прохаживается по комнате. Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам... Убить ребенка, а потом спать, спать, спать. Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...» Убийство ребенка - нетипично для Варьки и ей подобных детей, принуждаемых в прошлом наниматься в прислуги и выполнять роль кухарки, горничной и няньки. Это событие исключительное. И вместе с тем оно особенно правдиво и ярко показывает типические обстоятельства, в которых находились беззащитные дети.
Как следует из только что сказанного, типические обстоятельства нельзя понимать упрощенно и прямолинейно.
Упрощенность понимания типических обстоятельств как литературоведческой категории проявляется, в частности, и в ограничении их образами социальной среды, картинами внешней обстановки и даже места действия. Необходимо понять, что типические обстоятельства могут показываться в художественных произведениях не только прямыми образами социальной среды, внешней обстановки, но и через характеры.
Больше того, для каждого отдельного образа - характера художественного произведения другие персонажи (иногда и все) являются выражением типических обстоятельств, в которых протекает его жизнь, труд, борьба. Так, например, в типические обстоятельства Ильи Ильича Обломова («Обломов» Гончарова) входит вся совокупность окружающих его людей. Было бы неправильно считать, что типические обстоятельства инженера Козаковой («Братья Ершовы» В. Кочетова) ограничиваются только зарисовками условий ее быта и труда. Органической частью этих обстоятельств предстают и окружающие ее друзья (Платон, Дмитрий и Андрей Ершовы, Гуляев) и враги (Орлеанцев, Воробейный, Крутилич).
В художественной литературе типические обстоятельства раскрываются в зависимости и от жанрово-родовых особенностей произведения.
Наибольшие возможности для воспроизведения типических обстоятельств дают произведения эпические и лиро-эпические.
Изображение типических обстоятельств в драматических произведениях сопряжено с особыми трудностями, так как характеры раскрываются здесь «самосильно, без подсказываний со стороны автора».
Но классики реалистической драматургии не мыслили воспроизведения изображаемых ими характеров вне свойственных им обстоятельств и добивались на этом пути блестящих результатов.
А. Н. Островский не только провозглашал, что «драматические произведения есть не что иное, как драматизированная жизнь», но и великолепно осуществлял это положение в своих пьесах.
Продолжая традиции предшествующей драматургии, весьма широко и полно типические обстоятельства рисуют в своих пьесах А. Чехов и М. Горький.
Все трудности, стоящие на пути воспроизведения типических обстоятельств, драматурги преодолевали средствами реалистического мастерства, художественной экономии.
Поэты, воспроизводящие в лирических стихотворениях не развернутые характеры, а лишь их отдельные переживания, идейные и эмоциональные отклики на явления действительности, не обязаны раскрывать обстоятельства в той полноте, которая свойственна прозаическим и драматическим произведениям.
Но, чтобы воспроизводимые настроения, чувства, мысли были правдивыми, глубокими, искренними, они должны быть так или иначе связаны с определенными жизненными обстоятельствами.
Подлинно художественные лирические произведения всегда рождаются под воздействием конкретной обстановки.
Гете, считавший истинно поэтическое творчество невозможным вне познания действительности, заметил:
«Все мои стихи - стихи по поводу, они навеяны действительностью, в ней имеют почву и основание. Стихи, не связанные с жизнью, для меня ничто».
Необычайная сила покоряющей власти таких стихов Пушкина, как «Погасло дневное светило», «Зимняя дорога», «Анчар», «Зимнее утро», заключается в том, что за ними мы ощущаем живого человека, страдающего или радующегося, находящегося в конкретных обстоятельствах жизни.
Лирические произведения отражают так или иначе, иногда едва заметными, очень тонкими штрихами, и приметы тех обстоятельств, в которых возникли выражаемые в них чувства и мысли.
Именно связь с определенными обстоятельствами, приметы которых рисуются здесь с большей или меньшей отчетливостью, и придают этим стихам жизненную конкретность, убедительность, волнующую задушевность.
Типические обстоятельства составляют необходимое условие для всех родов поэтического творчества. Но различны мера, трудность и форма их художественного воспроизведения в каждом отдельном роде и жанре.
В подлинно художественном произведении характеры и обстоятельства представляют неразрывное единство, и поведение персонажей определяется сформировавшими их обстоятельствами.
Для более яркого выражения типических характеров писатель ставит их в соответствующие конкретные обстоятельства.
Эти соответствующие обстоятельства могут быть самыми разнообразными в своем сюжетном выражении. Здесь писательской фантазии предоставляется полный простор, но лишь при непременном условии, чтобы эти обстоятельства отражали существенные закономерности изображаемой действительности, ее объективную логику.
Ведь писатель может полностью выдумать и героев и обстоятельства, никак не сообразуясь с логикой жизни, с ее закономерностями, опираясь лишь на свою фантазию. Между этими сочиненными, высосанными из пальца героями и придуманными для их оправдания обстоятельствами будет гармоническое соответствие. Так, к сожалению, бывает весьма часто. Но здесь отсутствует жизненная правда, а следовательно, и подлинное искусство.
Именно органическая взаимосвязь между типическими характерами и типическими обстоятельствами придает произведению ту покоряющую правду, ту эстетическую убедительность, которые делают его источником художественного наслаждения, художественным памятником истории, неумирающим учебником жизни. Вот почему, Л. С. Соболев в докладе «Литература и наша современность», сделанном на Первом Учредительном съезде советских писателей РСФСР, предложил участникам съезда коснуться и необходимости сохранения в произведениях признаков времени и места. «А то иногда,-сказал он,- действие книги может быть отнесено и к Сибири, и к Поволжью, и к Подмосковью. Посмотрите, какую силу изобразительности придает книгам сибирских писателей пейзаж и воздух Сибири! Привожу именно этот пример, так как именно сибиряки особо ревниво относятся к своему удивительному краю». Утверждая великое реалистическое искусство, лучшие представители прогрессивной мысли всегда подчеркивали необходимость изображения человеческих характеров в окружающих и определяющих их социальных условиях. Но значение типических обстоятельств не ограничивается раскрытием типических характеров. Типические обстоятельства обладают и огромной самостоятельной ролью показа объективной внешней действительности.
Основоположники марксизма-ленинизма особо подчеркивали значение отражения в художественной литературе общественных условий, социальной борьбы, всего того, что входит в понятие типических обстоятельств. Разумеется, типические обстоятельства приобретают познавательное значение лишь при их правдивом изображении, а их самостоятельность нужно понимать условно, при непременном подчинении социально-эстетическим задачам каждого отдельного художественного произведения. Роль типических обстоятельств в художественной литературе колоссальна. Вне показа типических обстоятельств нет и не может быть последовательно жизненно правдивых и художественно убедительных характеров людей. Вне понятия типических обстоятельств нет и самого понятия реализма.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.