Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Сочинение-инсценировка


"Творческие сочинения в старших классах", под ред. Н. В. Колокольцева
Изд-во «Просвещение», М., 1966 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

1964 год. В IX классе изучается жизнь и литературная деятельность М. Ю. Лермонтова. Готовясь отметить юбилей великого поэта, мы предложили школьникам составить программу лермонтовского вечера. Наряду с другими номерами решили включить в программу инсценировку по одному из эпизодов романа «Герой нашего времени». Началась подготовка.
Но прежде чем рассказать об этом опыте, остановимся на вопросе: допустимо ли инсценировать эпическое произведение?
Известно, что многие рассказы, повести и романы («Капитанская дочка», «Мертвые души», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы» и др.) инсценированы и успешно поставлены профессиональными театрами, однако целесообразно ли это делать в школьных условиях? Ведь даже в хорошей пьесе-инсценировке невозможно с исчерпывающей полнотой передать идейно-эмоциональное содержание эпического произведения.
В итоге многолетнего опыта мы пришли к выводу, что инсценирование эпических произведений в школе все же целесообразно.
Театральное искусство носит синтетический, характер, так как в нем сочетаются различные виды искусств (изобразительное, словесное, музыкальное и др.), поэтому спектакль-инсценировка по сравнению с художественным текстом обладает специфическими средствами воздействия на зрителя. В литературном произведении не всегда подробно обрисован внешний вид героев, обстановка, их окружающая. В театре подбирается для актеров грим, костюмы, убранство комнат соответствует определенному времени. Все это дополняет впечатления, полученные от художественного произведения, и дает возможность читателям увидеть на сцене, как в жизни, литературных героев, которых при чтении и анализе они представляют мысленно, в воображении, не всегда конкретно, а иногда, может быть, и искаженно. Поэтому на спектакле зритель испытывает более глубокое эстетическое чувство, чем при чтении художественного текста, а следовательно, воздействие произведения усиливается, что в школьном преподавании литературы очень важно.
Ведь задача словесника и состоит в том, чтобы приблизить художественное произведение к внутреннему миру учеников, достичь его эмоционального восприятия. Одним из многих средств достижения этой цели и служит инсценирование отрывков из эпических произведений.
Школьники, составляя список действующих лиц, ремарки, вспоминают текст, перечитывают отдельные места, размышляют над ним вновь, более глубоко проникают в психологию героев, острее чувствуют и понимают авторское отношение к изображенному.
Сочинения-инсценировки развивают воображение школьников. Часто ученики выпускают из поля зрения ремарки в пьесах. Такая работа заставляет обращать внимание на это, углубляет представление и понимание драматического жанра.
Сочинения-инсценировки — своеобразная форма развития творческих способностей и письменной речи учащихся. Школьники учатся самостоятельно инсценировать отрывки из прозаических произведений.
Теперь расскажем о подготовке и проведении первого сочинения-инсценировки в IX классе.
После изучения романа «Герой нашего времени» мы предложили девятиклассникам для школьного вечера инсценировать некоторые страницы романа. Школьники выбрали следующие отрывки: «На свадьбе», «Последнее объяснение Печорина с Мери», «В лодке», «Дуэль», «Встреча Печорина с Грушницким в Пятигорске».
Ученики никогда не писали сочинения такого жанра, поэтому мы решили несколько облегчить их работу — взять из романа для инсценирования эпизод, в котором участвуют только два героя. Чтобы мотивировать выбор эпизода, перед девятиклассниками был поставлен вопрос: какое событие в повести «Княжна Мери» послужило началом всех последующих событий? Учащиеся отвечают, что завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким в Пятигорске. Затем школьники прочитали текст от слов «Наконец, вот и колодец...» до слов «Я повернулся и пошел от него прочь...». Дается задание: инсценировать этот отрывок, т. е. создать маленькую пьеску для двух действующих лиц на материале одного эпизода.
Что для этого необходимо сделать? Прежде всего очень хорошо вспомнить текст романа и попытаться представить в своем воображении персонажей, участвующих в этой сцене. Образ Печорина школьники рассматривали на предшествующих уроках, теперь же, чтобы они лучше написали инсценировку, мы попросили кратко охарактеризовать главного героя. Девятиклассники отметили, что Печорин умен, образован, не добивается карьеры и успехов в светском обществе, хорошо разбирается в людях, способен на глубокое чувство, стремится к свободе, любит природу, смел, храбр, настойчив, но эгоист и индивидуалист. Разочарованность и противоречивость делают героя типичной фигурой для круга критически мыслящей дворянской молодежи 30-х годов XIX века.
Внутренняя сущность характера Печорина выражена в его портрете. Кратко останавливаемся на особенностях речи Печорина, которая, так же как и поступки, характеризует его социально-психологический облик.
Беседуем о Грушницком. Просим школьников рассказать, каким изображен он в этой сцене. Школьники отмечают фразерство, фальшивую восторженность, внешнее подражание романтическим героям, пристрастие к позе и напыщенность Грушницкого. Он стремится произвести впечатление человека, глубоко чувствующего, страстного, разочарованного в окружающем, поэтому в речи юнкера обилие восклицательных предложений, риторических вопросов, незаконченных фраз.
Просим дать название эпизоду, выбранному для инсценировки. Из нескольких предложенных названий: «Двое разочарованных», «Разговор у колодца», «Знакомство Мери с Грушницким», «Неожиданная встреча Печорина с Грушницким в Пятигорске» — останавливаемся на последнем.
Как писать инсценировку? Сначала необходимо составить список действующих лиц и дать им очень краткую характеристику (в качестве примера вспоминаем замечания автора в комедии «Ревизор»). На доске рядом с именем и фамилией действующего лица в скобках даем примерный план для кратких замечаний о герое, и в итоге получается такая запись:

Действующие лица
Печорин (его социальное положение, возраст, основные качества характера, внешность).
Так же о Грушницком.
Обращаем внимание школьников на то, что описание портрета и одежды должно соответствовать общественному положению и характеру героя.
В инсценировке следует описать также обстановку действия, возможные декорации. Для этого необходимо вспомнить текст повести, а некоторые подробности вообразить, добавить, но эти добавления не должны противоречить авторскому замыслу.
Вспоминаем идейно-художественный смысл описаний природы и обстановки в этом отрывке. Выделяем из текста прямую речь каждого героя и записываем ее по ролям. Возможно, что некоторые реплики персонажей, где это потребуется, придется составлять самим на основании авторского текста.
Вспоминаем, что образ человека в пьесе раскрывается преимущественно через его поступки и речь. Автор дает краткую характеристику героев в списке действующих лиц и ремарках. Многое определяется тоном говорящего, его внутренним состоянием, поэтому в ремарках автор указывает, каким тоном произносятся те или иные реплики или монологи, какими жестами и мимикой они сопровождаются, объясняет поступки персонажей, переходы от одного настроения к другому, подчеркивает несоответствие между словом и состоянием или действием героя, выделяет мысли, высказанные им про себя или в сторону.
Первый диалог между Печориным и Грушницким записываем на доске и коллективно составляем варианты ремарок. К следующим диалогам предлагаем составлять ремарки самостоятельно. Говорим о возможности использовать в ремарках лермонтовский текст, но в переработанном виде.
Девятиклассники написали инсценировку. При разборе ученических работ мы обратили особое внимание на недостатки, связанные с жанром сочинения-инсценировки. Некоторые ученики не сумели составить такие характеристики действующих лиц, которые помогли бы актерам ясно представить героев. Другие школьники не сделали необходимых ремарок. У третьих ремарки оказались слишком скупыми. Наконец, в некоторых сочинениях невыразительно описана обстановка действия.
Естественно, что сочинения, выполнявшиеся впервые, у многих учеников были далеки от совершенства. Однако некоторые инсценировки девятиклассников оказались довольно интересными. Эти работы показали, что школьники творчески осмыслили текст романа «Герой нашего времени», не нарушая авторского замысла. Вот одно из таких сочинений:

Неожиданная встреча
(Инсценировка отрывка из романа «Герой нашего времени»)

Действующие лица

Печорин — офицер лет двадцати пяти. Худенький, белокурый. Ходит в новом мундире. Его отличает остроумие, скрытность, желание вникать в человеческие судьбы. Он умеет разбираться в людях и правильно их оценивать, высшим светом не интересуется. Живет как будто двойной жизнью. В нем много противоречий: незлой, но заставляет людей страдать; чувствует в себе силы необъятные, но не знает, как их приложить, и тяготится этим.
Грушницкий — юнкер. Ему двадцать один год, но на вид можно дать и двадцать пять лет. Хорошо сложен, смугл и черноволос. Говорит быстро и вычурно. Довольно остер, но «никогда не убьет» человека «одним словом». Не знает людей. Всю жизнь занимался только самим собой. Его цель — сделаться героем романа. Поэтому он хочет казаться таинственной, мрачной, гордой, страдающей, разочарованной личностью. На самом деле мелочен, завистлив, хочет быть в большом свете.
Обстановка действия. Колодец с минеральной водой находится в центре сцены на некотором возвышении. Перед ним площадка, по которой ходят, скрываясь за сценой и вновь показываясь, несколько дам. Вдалеке виднеются горы. Они ярко освещены.
Запыхавшись, поднимается к колодцу Печорин. Повернувшись спиной к зрителям, он рассматривает живописную картину природы, открывающуюся с возвышенности.
В это время с другой стороны сцены, опираясь на костыль, одетый по особенному роду франтовства (он юнкер, но на нем солдатская шинель), выходит Грушницкий. Он приближается к Печорину, слегка бьет его по плечу левой рукой. Печорин резко оборачивается.
Грушницкий. Печорин! Давно ли здесь? (Эти слова Грушницкий произносит удивленно, но в то же время радостно. Они обнимаются. Потом некоторое время смотрят друг на друга.)
Печорин. Как поживаешь?
Грушницкий (прислонясь к углу домика и глубоко вздохнув). Мы ведем жизнь довольно-прозаическую: пьющие утром воду — вялы, как все больные, а пьющие вино повечеру — несносны, как все здоровые. Женские общества есть, только от них небольшое утешение: они играют в вист, одеваются дурно и ужасно говорят по-французски. Нынешний год из Москвы одна только княгиня Литовская с дочерью; но я с ними незнаком. Моя солдатская шинель — как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня. (Грушницкий изображает страдание на своем лице. Около них проходят две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Их лиц за шляпками не видно, но они одеты по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего.)
Грушницкий. Вот княгиня Литовская. И с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский манер. Они здесь только три дня.
Печорин (усмехнувшись). Однако ты уж знаешь ее имя?
Грушницкий (сильно покраснев). Да, я случайно слышал. Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцез, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью. (Грушницкий тяжело вздыхает.)
Печорин (усмехаясь). Бедная шинель!
А кто этот господин, который к ним подходит и так услужливо подает им стакан?
Грушницкий (оживившись). O! Это московский франт Раевич. Он игрок: это видно тотчас по золотой огромной цепи, которая извивается по его голубому жилету. А что за толстая трость — точно у Робинзона Крузо! Да и борода кстати, и прическа по-мужицки.
Печорин. Ты озлоблен против всего рода человеческого.
Грушницкий (загадочно). И есть за что...
Печорин (с поддельным удивлением). О! Право? (В это время две дамы поравнялись с ними)
Грушницкий (он уже успел, опираясь на костыль, принять драматическую позу и, чтобы обратить на себя внимание дам, нарочно громко отвечает Печорину по-французски). Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом. (Княжна оборачивается и дарит оратора долгим любопытным взором. Выражение взора неопределенно, но не насмешливо. Потом княжна вместе с матерью медленно уходят за сцену.)
Печорин (снисходительно). Эта княжна Мери прехорошенькая. У нее такие бархатные глаза, именно бархатные; я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах. Нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: будто они тебя гладят, они так мягки, как... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... (Печорин обрывает неоконченную фразу, переходя к другой.) И что, у нее зубы белы? Это очень важно. Жаль, что она на улыбнулась на твою пышную фразу.
Грушницкий (негодуя)- Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади.
Печорин (стараясь подделаться под напыщенный и неестественный тон Грушницкого). Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком смешной мелодрамой. (Не прощаясь, Печорин поворачивается и уходит. Занавес опускается.)

Вот сочинение другого ученика IX класса:

Действующие лица

Печорин — молодой человек лет 25—30, приятной внешности. Дворянин, служит офицером на Кавказе. Умен, красноречив, умеет разбираться в людях, очень начитан. Одет по моде.
Грушницкий — юнкер, среднего роста, хорошо сложен, смугл, черноволос, на вид ему можно дать 25 лет, хотя он едва ли достиг двадцатилетнего возраста. Любит рисоваться, говорить пышные фразы. Носит солдатскую шинель.
Обстановка действия. Колодец. На площадке близ него домик с красной кровлей, далее галерея. Вокруг на скамейке сидят несколько раненых офицеров.
Грушницкий (удивленным тоном). Печорин! Давно ли адесь?
Печорин (оборачиваясь, с изумлением). Грушницкий! Что ты здесь делаешь? Как живешь?
Грушницкий (рассказывая оживленно о местном обществе, а также и о своем времяпрепровождении). Мы ведем жизнь довольно прозаическую: пьющие воду — вялы, как все больные, а пьющие вино повечеру — несносны, как все здоровые. Женское общество есть, только от них небольшое утешение: они играют в вист, одеваются дурно и ужасно говорят по-французски. Нынешний год из Москвы одна только княгиня Лиговская с дочерью, но я с ними незнаком. Моя солдатская шинель — как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня. (В эту минуту к колодцу подходят две дамы: одна пожилая, другая молоденькая, стройная.)
Грушницкий (провожая взглядом молодую даму). Вот княгиня Лиговская и с ней дочь ее Мери, как она называет ее на английский манер. Они здесь только три дня.
Печорин (изумленно, с иронией). Однако ты уже знаешь ее имя?
Грушницкий (стараясь говорить безразлично, но краснеет). Да, я случайно слышал, признаюсь, я не желал с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью.
Печорин (с усмешкой). Бедная шинель!
А кто этот господин, который к ним подходит и так услужливо подает им стакан? (Смотрит в сторону дам.)
Грушницкий. О, это московский франт Раевич! Он игрок: это видно тотчас по его золотой огромной цепи, которая извивается по его голубому жилету. А что за толстая трость — точно у Робинзона Крузо! Да и эта борода кстати, и прическа по-мужицки.
Печорин (смотрит на Грушницкого с удивлением). Ты озлоблен против всего рода человеческого.
Грушницкий (с пафосом). И есть за что...
Печорин. О! Право?..
Грушницкий (принимает драматическую позу и говорит нарочито громко, так как дамы отошли от колодца и поравнялись с молодыми людьми). Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом. (Молодая княжна оборачивается и дарит Грушницкого продолжительным взглядом.)
Печорин (глядя на княжну). Эта княжна Мери прехорошенькая. У нее такие бархатные глаза, именно бархатные; я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.
Грушницкий (с негодованием). Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади.
Печорин (стараясь подделаться под напыщенный тон Грушницкого). Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что жизнь иначе была бы слишком смешной мелодрамой.

Несмотря на то что это было первое сочинение такого вида и в работах оказалось много общего, каждый ученик в какой-то степени по-своему давал описание обстановки, раскрывал внешний и внутренний облик героев, давал ремарки к репликам и диалогам. Например, в первой работе в списке действующих лиц дана более глубокая, чем у других учеников, социально-психологическая характеристика Печорина и Грушницкого. В других сочинениях даны выразительные психологические ремарки. Второе сочинение-инсценировка было проведено после изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Из нескольких отрывков, предложенных школьникам для драматизации, мы остановились на сцене дуэли (из XXIV главы от слов «Базаров поднял голову и увидал Павла Петровича...» до слов «... не вздумай ему докладывать»). Этот эпизод был более труден для инсценирования, так как в нем участвовало три действующих лица, а не два, как в сцене встречи Печорина с Грушницким. Сложность заключалась также и в том, что школьники должны были передать трагикомический характер этого эпизода. В самом деле, Павел Петрович говорит вполне серьезно, в словах Базарова чувствуется скрытая ирония, Петр страшно перепуган.
Предварительная беседа проводилась, однако мы давали меньше пояснений, чем первый раз. Беседа шла по таким вопросам:
1. Какие страницы из романа хотелось бы вам инсценировать?
2. Какое событие является развязкой в сюжетной линии Базаров — Павел Петрович? (Сцена дуэли.)
3. Как изображены Базаров, Павел Петрович во всем романе и в этом эпизоде?
4. Каковы особенности их речи и внешнего облика?
5. Что можно сказать о личности Петра?
6. Как озаглавим сцену? (Развязка. Дуэль. Решение спора.)
Большинство учеников это сочинение написали лучше, чем предыдущее: детальнее дана характеристика действующих лиц, подробнее описана обстановка, удачнее подобраны ремарки, в которых отражены и тон, и внутренние переживания, и жесты, и мимика героев. Приводим одно из сочинений, хотя оно и не лишено недостатков:

Дуэль (Инсценировка отрывка из романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева)

Действующие лица

Базаров — демократ-разночинец, нигилист, лекарь; высокого роста, худой, с темно-белокурыаш волосами, с зеленоватыми глазами, висячими бакенбардами, просторным черепом, заостренным носом. Лицо выражает ум и самоуверенность. Руки, обнаженные и красные, говорят о его простом происхождении и любви к труду. Одет в длинный балахон с кистями, на голове фуражка. У него небрежные манеры, говорит кратко и отрывисто, употребляет латинские слова. Он не вынуждает себя к любезности, резок (иногда умышленно), грубоват {иногда с напускным цинизмом). Отрицает романтику, умен, волевой, прямой и честный, очень простой и по-человечески гордый, склонен шутить, любит своих родителей, пренебрежительно относится к аристократам.
Павел Петрович Кирсанов — дворянин, аристократ, консерватор, англоман, твердо придерживается своих аристократических принципов и привычек в образе жизни, обычаях, одежде. На демократов смотрит, как на врагов, таким считает и Базарова.
Он среднего роста, стройный, на вид ему лет сорок пять, с седыми волосами, отливающими серебряным блеском; лицо, на котором выделяются черные глаза и небольшие усы, без морщин, красивое, правильное, чистое. Он вспыльчивый и злой, но считает необходимым всегда сдерживаться, чтобы не уронить своего аристократического достоинства. Умен, но в спорах с Базаровым всегда терпит поражение. Одет по-модному: в клетчатый пиджак и белые панталоны.
Петр — камердинер Николая Петровича, считает себя образованным, но трусоватый и глуповатый парень.
Обстановка действия. Лесная поляна, озаренная лучами восходящего солнца. Во всей природе чувствуется свежесть раннего летнего утра. В небе поют жаворонки. Дорога огибает лесок. На ней лежит пыль, еще не тронутая ни колесом, ни ногою. На сцене Базаров, сидит на опушке, рвет и кусает траву. Ои смотрит на дорогу. Петр, уныло глядящий на Базарова, прислонился к березе.
По дороге быстро идет Павел Петрович. Он несет ящик, завернутый во что-то зеленое.
Павел Петрович (подходит, кланяется Базарову и слегка Петру. Обращаясь к Базарову). Извините, я, кажется, заставил вас ждать. Я не хотел будить моего камердинера (как бы оправдываясь).
Базаров. Ничего-с, мы сами только что пришли.
Павел Петрович (оглядываясь вокруг). А! Тем лучше! Никого не видать, никто не помешает. (Деловитым тоном.) Мы можем приступить.
Базаров (слегка кивает головой). Приступим.
Павел Петрович (вынимает пистолеты). Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете?
Базаров (усмехаясь). Не требую.
Павел Петрович (с полупоклоном Базарову). Угодно будет заряжать? (Подает Базарову пистолеты.)
Базаров (отстраняя рукой пистолеты). Нет. Заряжайте вы, а я буду шаги отмеривать. (Усмехаясь.) Ноги у меня длиннее.
(Шагает, отмеривая расстояние и считая.) Раз... два... три...
Петр (дрожит, как в лихорадке). Евгений Васильевич! Воля ваша, я отойду.
Базаров (смеясь). Отойди, братец, отойди; можешь даже эа дерево встать и уши заткнуть (серьезно), только глаз не закрывай, а повалится кто, беги поднимать. (Продолжает отмерять.) Четыре... пять... шесть... семь... восемь... (Павлу Петровичу.) Довольно? Или еще пару шагов накинуть?
Павел Петрович (заколачивая вторую пулю, не поднимая глаз от пистолета и пожимая плечами). Как угодно.
Базаров (безразличным голосом). Ну, накинем два шага. (Отмеряет еще два шага и проводит черту на земле.) Вот и барьер. (Иронически усмехаясь.) А кстати; на сколько шагов каждому от барьера отойти? Вчера на этот счет не было дискуссий, а это важный вопрос.
Павел Петрович (подавая пистолеты Базарову, делает вид, что не заметил усмешки Базарова). Я полагаю, на десять.
(Подчеркнуто вежливо!) Соблаговолите выбрать.
Базаров (в тон Павлу Петровичу). Соблаговоляю. (Берет один из пистолетов, сдерживая смех.) А согласитесь, Павел Петрович что наш поединок необычаен до смешного. (Показывает глазами на Петра.) Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта.
Павел Петрович (строго, осуждающе глядя на Базарова). Вам все желательно шутить, а я и не отрицаю странности нашего поединка, но (твердо) я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьезно (добавляет по-французски).
Базаров (нарочито громко восклицает). О! Я не сомневаюсь в том, что мы решились истреблять друг друга (на его губах появилась легкая усмешка), но почему же не посмеяться и не соединить приятное с полезным (переводит на латынь)... Вы мне по-французски, а я вам по-латыни.
Павел Петрович (решительно). Я буду драться серьезно! (Идет на свое место. Твердо.) Вы готовы?
Базаров (отходит на свое место, равнодушно). Совершенно.
Павел Петрович. Можем сходиться. (Базаров тихо двинулся вперед. Павел Петрович идет на Базарова и поднимает на него пистолет.)
Базаров (в сторону). Он мне прямо в нос целится. И как щурится старательно, разбойник. (Горько усмехается.) Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов. (Базаров услышал выстрел, пуля не задела его. Он делает шаг вперед, надавливает пружинку пистолета не целясь. Раздается выстрел. Павел Петрович схватывается за ногу. Струйка крови потекла по панталонам. Павел Петрович падает со стоном.)
Базаров (подбегает к нему, тревожно). Вы ранены?
Павел Петрович (морщась от боли, раздраженно). Вы имели право подозвать меня к барьеру (пытается встать). А это пустяки. По условию каждый имеет право на второй выстрел.
Базаров (не обращая внимания на тон Павла Петровича строго и внушительно). Ну, извините, это уж в другой раз. Я уже не дуэлянт, а доктор и должен осмотреть вашу рану. (Петру.) Петр! Поди сюда, Петр! (Кричит.) Петр! Куда же ты спрятался? Петр (издали, трепещущим голосом.) Убит-с?
Павел Петрович (слабым голосом). Все это вздор. Я не нуждаюсь ни в чьей помощи. (С трудом дыша, говорит с расстановкой.) И... надо... опять... (Он хочет себя дернуть за ус, но рука ослабевает, и Павел Петрович лишается чувств.)
Базаров (удивленно восклицает). Вот новость! Обморок! С чего бы? (Серьезно.) Посмотрим, что за штуки. (Ощупывает рану, вынимает платок, вытирает вокруг раны кровь, бормочет сквозь зубы.) Кость цела, пуля прошла неглубоко насквозь. Один мускул задет. (Пренебрежительно.) А! Обморок! Ох! Уж эти мне нервные люди! Вишь кожа-то какая тонкая. (Петру.) Ступай, братец, за водой. Он нас с тобой переживет. (Петр не двигается с места, не понимает слов Базарова. Павел Петрович медленно поднимает глаза.)
Петр (шепотом и крестясь). Кончается!
Павел Петрович (слабо улыбаясь, смотрит на Петра). Экая глупая физиономия!
Базаров (сердито и повелительно). Иди за водой!
Павел Петрович (пытается говорить бодро). Не нужно. Это минутное головокружение. (Тише и медленнее.) Пешком я вряд ли дойду, стоит послать за дрожками. А дуэль, если вы желаете, может не возобновляться. Вы поступили благородно, но (подчеркивая, что помириться с Базаровым он все-таки не хочет, продолжает) только сегодня... сегодня, заметьте это.
Базаров (вежливо и предупредительно, успокаивая). Зачем вспоминать о прошлом (гордо, с достоинством), а что касается будущего, так о нем не извольте беспокоиться, меня сегодня же не будет здесь. (Доброжелательно.) Дайте перевяжу вам ногу, рана-то неопасная. (С усмешкой.) Прежде нужно этого смертного привести в чувство. (Подходит к Петру и встряхивает его за ворот.) Скорей за дрожками!
Павел Петрович (уходящему Петру). Да смотри, брата не испугай, не вздумай ему докладывать.

В чем же состоит воспитательно-образовательное значение сочинения такого вида? Ученики проявили большую заинтересованность в составлении инсценировок, у них было разбужено эстетическое чувство, они стремились увидеть в Печорине, Грушницком, Базарове, Павле Петровиче живых людей.
Сочинения подобного жанра и подготовка к ним помогают формированию эстетических суждений о литературе. Учащиеся закрепили представление о драматическом жанре в литературе и после этого с большим интересом будут знакомиться с пьесами и глубже понимать их художественное своеобразие. Такая работа развивает и литературно-творческие способности школьников.
Все сказанное позволяет отнести сочинения-инсценировки к творческим сочинениям, дающим большие возможности связывать литературные знания с жизнью.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +