Пожалуй, самым сложным и радостным в работе учителя-словесника со старшеклассниками является их общий труд над сочинениями. Ведь школьное сочинение в большинстве своем — плод творческого труда, выражение дум, чувств, часто заветной мечты автора. В сочинении раскрывается личность школьника: его культура, умение работать самостоятельно, эстетические вкусы.
Учитель-словесник должен приобщить всех школьников к прекрасному, помочь им приобрести эстетические навыки и воспитать художественный вкус, сделать для них литературу и искусство источником наслаждения и учебником жизни, научить школьников овладевать прочными навыками самостоятельной работы, творчески трудиться. Значение сочинения по литературе в этом отношении невозможно переоценить.
Однако до последнего времени сочинения нередко пишутся стандартно, не выражают мыслей, чувств и дум учащихся, из эстетических вкусов и отношения к жизни, к творчеству писателя или художественному произведению.
В своих занятиях со старшеклассниками мы стремимся строить работу над сочинениями так, чтобы она приносила школьникам удовлетворение и радость, приучала их к самостоятельному творческому труду и чтобы сочинение являлось действенным средством литературного образования и эстетического воспитания.
Мы специально занимаемся и с группой старшеклассников, проявляющих особую любовь к литературе, мечтающих о гуманитарном образовании. Долг каждого учителя — вовремя помочь учащемуся найти себя, помочь стать ему «физиком» или «лириком», правильно решить вопрос о своей профессии.
Обычно уже в самом начале учебного года, раскрывая содержание и формы работы по литературе, мы специально говорим о роли сочинений в общей системе работы учащихся, намечаем календарный план сочинений и других письменных работ на первое полугодие, а в конце его — и на второе. Беседам, предваряющим работу учителя и учащихся над сочинениями, мы придаем большое значение: они делают труд школьников целенаправленным, перспективным, более сознательным.
В старших классах мы пишем в течение учебного года не меньше 12 письменных работ различных форм и видов, а не 8, как это рекомендуется составителями примерных календарных планов по литературе в старших классах (см., например, журнал «Литература в школе», 1965, № 4). Из них — 8—9 сочинений в связи с изучением курса литературы, а 2—3 сочинения — на темы из жизни и впечатлений учащихся, например: «О людях хороших», «Я хочу рассказать вам...», «Дом, в котором я живу», «О дорогом мне человеке», «Очень интересный спектакль в театре нашего города», «Рецензия на книгу писателя, моего земляка» и т. п.
Для сочинений, непосредственно связанных с изучением программного материала, мы предлагаем такие темы, которые дают возможность учащимся раскрыть в них знание текста художественных произведений, учат пользоваться фактическим материалом и выражать свое отношение к вопросу, поставленному в теме. Полезными в этом смысле мы считаем следующие неоднократно предлагавшиеся нами темы: «Как я понимаю Чацкого (Онегина, Печорина)», «О чем хотел бы я поспорить с Печориным», «Чацкий и Печорин», «Чем обогатило меня творчество Пушкина», «Как раскрывается в содержании драмы «Гроза» ее название», «Если сливки плохи, что же молоко» (о семье Кирсановых в романе Тургенева «Отцы и дети»), «Образ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», «Почему Чехов назвал «Вишневый сад» комедией?», «Человек партии в романе М. Горького «Мать», «Тема труда в творчестве Горького», «Что дало мне изучение жизни и творчества Горького», «Вопросы морали в романе Н. Островского «Как закалялась сталь», «Маяковский — поэт, революцией мобилизованный и призванный», «Мой Маяковский», «О молодом герое советской литературы», «Образ строителя коммунизма в советской литературе» и др.
Филологическая школа Куйбышевского дворца пионеров и педагогического института явилась инициатором проведения конкурсов на лучшее сочинение по литературе и литературное произведение школьников. Проведение таких конкурсов стало хорошей и давней традицией в Куйбышеве и Куйбышевской области. В нем охотно принимают участие сотни школьников. Цель и задача конкурса — способствовать повышению общей культуры учащихся, привить любовь и интерес к художественной литературе, помочь, приобрести навыки самостоятельной работы, способствовать развитию их литературного творчества. Конкурс на литературное произведение и сочинение школьников города проводится Дворцом пионеров вместе с кафедрами литературы Куйбышевского педагогического института и института усовершенствования учителей.
Оргкомитет конкурса, состоящий из учителей, научных работников, студентов-филологов, членов методического и литературно-творческого кружков, руководит конкурсом, составляет темы сочинений и рецензирует работы учащихся, выносит решение о премировании авторов лучших сочинений и художественных произведений, подготавливает заключительный вечер, посвященный итогам конкурса.
Конкурс проводится в два тура: первый — по школам города, второй — городской (областной) — во Дворце пионеров. В конкурсе на сочинение принимают участие школьники старших классов, на литературное произведение — учащиеся V—X классов. Конкурс обычно проводится в III четверти учебного года (январь—март). Условия и правила проведения конкурса следующие. Участники конкурса пишут домашнее сочинение, на одну из рекомендованных оргкомитетом тем (или по выбору автора, в этом случае тема согласуется с педагогами); сочинение не должно превышать по объему школьной тетради и должно быть самостоятельным; автор указывает использованную литературу; сочинения и литературные произведения учащиеся сдают в школьную комиссию, которая рассматривает все представленные работы, направляет лучшие из них во Дворец пионеров на второй (городской, областной) тур, подводит итог конкурса по школе, организует литературно-творческий вечер. Директор школы, по представлении председателя школьной конкурсной комиссии, приказом по школе отмечает отличившихся в конкурсе учащихся, объявляет благодарность школьникам и педагогам.
Все сочинения и литературные произведения учащихся, представленные на конкурс во Дворец пионеров, рецензируются, рассматриваются оргкомитетом, и авторы лучших работ премируются; сочинения с рецензией возвращаются школьникам; оргкомитет дает общее заключение о сочинениях и художественных произведениях школьников — участников второго тура.
Проведение конкурса завершается городским литературно-творческим вечером. На нем подводятся итоги: анализируются работы учащихся, вручаются дипломы I и II степени, некоторые из премированных авторов выступают с чтением и декламацией своих произведений. Школам, принявшим активное участие в конкурсе, вручаются Похвальные грамоты гороно и горкома ВЛКСМ.
Темы сочинений носят творческий характер и обычно выходят за рамки школьной программы (предполагается довольно длительная и самостоятельная работа авторов над ними). Приведем для примера темы, предложенные участникам конкурса в 1964/65 учебном году: «Вашим, товарищ, сердцем и именем думаем, дышим, боремся и живем» (В. Маяковский, «Разговор с товарищем Лениным»), «Ленин и партия — близнецы-братья», «На пыльных дорогах далеких планет останутся наши следы», «Пусть всегда будет солнце», «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А. П. Чехов), «Моя Родина», «Тема Родины в поэзии В. В. Маяковского», «Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе и только к победе — и никуда иначе!» (Н. Островский), «Каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу» (М. Шолохов), «Как я понимаю задачи советской литературы и искусства в наши дни», «Какие взгляды на литературу Белинского, Добролюбова, Чернышевского близки нам сегодня», «Мое любимое произведение русской классической литературы», «Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори!» «Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве Пушкина», «О чем хотел бы я поспорить с Печориным», «Что бы я ответил Обломову на вопрос: «А жить когда же?», «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком» (М. Горький), «Вечно живые герои А. Гайдара», «Очень интересное произведение зарубежной литературы», «Итальянский писатель-коммунист Джанни Родари», «Современная Америка в романе Харпер Ли «Убить пересмешника», «Чему меня учит М. Горький», «Какое произведение советской литературы, прочитанное за последнее время, я особенно ценю», «Герой, на которого я хочу быть похожим», «Значение романа «Как закалялась сталь» в наши дни», «Величие духа и несгибаемости воли советских людей в рассказах М. Шолохова «Наука ненависти» и «Судьба человека», «Маяковский — наш современник в борьбе против тех, кто мешает нам жить», «Мое любимое произведение искусства», «Мой любимый поэт», «Произведение писателя-земляка» (опыт самостоятельной литературно-критической работы), «Наш современник в произведениях писателей-земляков» (по выбору автора сочинения), «По страницам журнала «Юность», «В мою судьбу входила Волга все незаметней, все властней», «Я шагаю по стране» (о путешествиях по родной стране и краю), «Рассказы о себе», «Сила слова» (о языке писателя).
Периодически мы организуем тематические конкурсы. Так, были проведены конкурсы, посвященные 90-летию со дня рождения М. Горького, 100-летию со дня рождения А. П. Чехова, 125-летию со дня гибели Пушкина, 150-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.
Как видно из этой тематики, конкурсы на лучшее сочинение по литературе и литературное произведение школьников, рассчитаны на развитие творческих способностей учащихся, расширение их интересов и эстетических вкусов. Это вовсе не значит, конечно, что все сочинения участников конкурса хороши. К сожалению, в числе представленных даже на второй тур конкурса работ, т. е. лучших, встречаются и беспомощные по композиции и стилю, поверхностные по содержанию, бедные по языку и недостаточно грамотные. Мы хорошо знаем общий, все еще невысокий уровень качества письменных работ школьников. Именно это и заставило нас взяться за перо и поделиться опытом своей работы со старшеклассниками над творческими сочинениями, именно это и свидетельствует о необходимости вести работу над сочинениями в школах, настойчиво, творчески, добиваться положительных результатов, не жалея для этого ни временя, ни сил.
Из лучших сочинений участников конкурса мы составляем сборники, которые издает Куйбышевский дворец пионеров совместно с Куйбышевским педагогическим институтом или институтом усовершенствования учителей.
Таких сборников мы издали пять. Вот, например, содержание последнего сборника, изданного в 1964 году под названием «Наша цель — коммунизм, путь — вдохновенный труд». Он состоит из трех разделов. Первый раздел — «Жизнь без труда — воровство». В нем опубликованы сочинения на морально-этические темы: «Человек партии» (о коммунистах), «Цель моей жизни». Во втором разделе сборника — «Жизнь без искусства — варварство» — опубликованы сочинения о поэзии, музыке, живописи, природе. Третий раздел — «Школьники о писателях-земляках» — составлен из литературно-критических статей и очерков юных филологов о жизни и творчестве писателей Самары первых лет Советской власти.
Самостоятельные работы старшеклассников о жизни и творчестве писателей-земляков, носящие исследовательский характер, являются прекрасным средством воспитания советского патриотизма, идейного, нравственного, эстетического воспитания. Это не легкая, но очень увлекательная творческая работа учителя и учащихся имеет большую педагогическую ценность и приносит моральное удовлетворение каждому ее участнику. Она проводится в литературном кружке одновременно с изучением школьниками русской классической, советской и зарубежной литературы и, в частности, с ознакомлением с новинками советской литературы, обзором журналов, газетных материалов о литературной и культурной жизни страны, области, города.
Творчество писателей Самары в предреволюционные годы, в первые годы Советской власти, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы дает возможность учителю-словеснику показать школьникам особенности советской литературы — литературы социалистического реализма, частью которой является и литература нашей области.
Первый опыт литературно-краеведческой работы в Куйбышевском дворце пионеров и в школе № 12 был связан с 90-летием со дня рождения М. Горького. Труппа учащихся вела самостоятельную работу, изучая жизнь и творчество М. Горького в самарский период. Использовались материалы куйбышевского музея М. Горького. А когда в Куйбышев на научную конференцию, посвященную М. Горькому, приезжали Екатерина Павловна Пешкова, писатель Константин Федин и литературовед Бялик, мы встретились с ними.
В ознаменование юбилея М. Горького Дворец пионеров, Куйбышевский педагогический институт и институт усовершенствования учителей провели конкурс на сочинение, посвященное творчеству великого писателя. Среди других тем были и темы литературно-краеведческого характера. Над такими темами мы и организовали самостоятельную и в какой-то мере даже исследовательскую работу старшеклассников. Лучшие работы школьников были затем опубликованы в сборнике сочинений учащихся «М. Горький», изданном Куйбышевским педагогическим институтом и Дворцом пионеров в 1959 году. Приведем одно из этих сочинений:
«Все в человеке, все для человека» — не уставал повторять Алексей Максимович Горький. Уже в ранних своих произведениях он говорит о человеке с гордостью и любовью: «Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»
Горький был великим гуманистом, он глубоко верил в человека, в его творческие силы и разум. Свое литературное творчество Горький начал революционно-романтическими произведениями, в которых жизнь изображалась стремительной, яркой, бьющей ключом. Герои этих произведений — молодые, сильные, смелые борцы за свободу, за счастливую долю народа. Таков Данко, который огнем своего пылающего сердца освещает людям путь к солнечному свету. Таков Буревестник, у которого надвигающаяся буря вызывает радостную жажду битвы. Таков Сокол... Эти образы Горького призывали к жизни-горению, жизни-подвигу.
«Безумству храбрых поем мы песню!» — провозгласил Горький. Но Горький знал, что, кроме жизни-горения, есть жизнь-гниение. Такой жизнью живут: уж, гагары, пингвины. Жизнь-гниение и показана в очерке Горького «Часы отдыха учителя Коржика».
Затхлая обстановка мещанского быта. Старинные часы, с хрипом и шипением отсчитывающие время, замаскированный обоями шкаф, большое кресло, стол. Из-за стола медленно встает учитель Коржик, потягивается, с презрением окидывает взглядом стопку ученических тетрадей, только что проверенных им. Работа окончена, на его лице появляется улыбка удовлетворения. Он берет лампу и идет в другой угол комнаты, открывает дверцу шкафа и достает оттуда бутыль водки, тарелку с ломтиками черного хлеба и все это ставит на стол. На столе, кроме водки, закуски и лампы, стоят три рамки: одна «из черного плюша», и в ней портрет пожилой дородной женщины с широким лицом и раздвоенным подбородком — доброе и мягкое лицо матери; из другой, бронзовой рамки, смотрит на учителя улыбающееся лицо девушки в короне волнистых волос, с миндалевидными глазами и пухлой, задорно приподнятой верхней губкой; в третьей рамке — гравюра, изображающая человека в тоге римлянина. Это Сенека.
Учитель несколько минут неподвижно смотрит на эти портреты, затем наливает одну рюмку за другой и пьет. Пьет очень много. «Глаза, обыкновенно нелюдимо сощуренные и тусклые, расширяются и приобретают тот внутренний блеск, который так облагораживает физиономии, придавая им выражение жизни и мысли». В промежутках между рюмками он говорит, обращаясь то к матери, то к девушке, то к Сенеке. И в его пьяных речах чувствуется глубокая тоска человека, не нашедшего своего места в жизни. Он понимает, что опускается все ниже и ниже, что трясина жизни затягивает его, крепко обхватывая своими щупальцами.
«Пью, мама... — и, виновато улыбаясь, кивает головой портрету дородной женщины... — Страшно пью... По-свински напиваюсь, потом сплю, потом просыпаюсь... потом...»
Коржик мертвецки напивается каждый вечер. И в этом виноват не только он, но и общество, которое его окружает. Коржик страдает от пустоты жизни, оттого, что в течение всей своей жизни не встретил человека, которому он был бы нужен.
Двенадцать лет назад он встретил девушку, которая показалась ему совершенством, несмотря на то что всех женщин он считал злыми, неряшливыми, мелкими. Но через два месяца она уехала, а он так и не успел ничего сказать ей. И хоти он берег о ней воспоминания, единственная нить к радости и полноценной жизни оборвалась. Он пытался найти утешение в философии Сенеки. Известны изречения этого философа: «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». «Ошибаются те, которые думают, будто судьба посылает нам благо и зло. Душа наша сильнее судьбы». Коржик, хотя и знал их, но не принял как добрый совет направить свою жизнь по правильному руслу, он остался равнодушным к добру и злу, покорился первому удару судьбы, стал ее рабом без борьбы.
Учитель Коржик ненавидит детей — это самое страшное, что может быть в человеке. Он сам признает, что большая подлость учить тех, кого считаешь «большими болванами» и «феноменально тупоголовыми».
«Зачем мне нужна жизнь? Зачем? Мне и сотням тысяч подобных?» — спрашивает учитель. Да, именно то и печально, что не у одного Коржика жизнь сложилась так бессмысленно, не освешен-ная высоким идеалом, полезным делом. Пустота, бесцельность жизни, жизнь-гниение — это большое социальное явление, порожденное капиталистическим строем.
Этим рабам серой повседневности Горький противопоставил подлинных героев, людей, сумевших понять правду своей эпохи, ставших борцами за новую, лучшую жизнь.
Такова «ма-анинькая» из одноименного рассказа Горького. Это молоденькая, лет восемнадцати, учительница, за революционную деятельность сосланная в Сибирь. О скромной, но героической жизни этой молодой девушки Горький узнал из рассказа двух богомольцев — старика и старухи, прошедших тысячи верст, чтобы помолиться за нее.
Рассказывая с восторженной любовью о маленькой учительнице, они часто повторяли в один голос: «Ма-анинькая така была телом-ту!» Они удивляются, что такая хрупкая девушка, почтя девочка, выросшая в городе, сумела понять суровую правду жизни.
«Все-то до нее доходило, все-то ее сердечушко ведало! Барышня ведь как есть городская, в бархатной кофточке... ленточки... башмачки... книжки читает и все это, а крестьянство понимала, ах, как просто!»
Ее полюбила вся деревня, потому что она была «раделица про все да про всех». И когда умерла «золотая девчурка» от горячки, это стало горем всех крестьян. Ее смерть была для них смертью любимой дочери. «Так всем миром и похоронили ее».
Высшей данью уважения в понимании крестьян считалось молитва богу эа человека. И потому старик и старуха, у которых хила учительница, по просьбе крестьян идут помолиться эа нее в Киев.
Великая любовь к людям сделала маленькую революционерку бессмертной. Народ, крестьяне будут рассказывать о ней внукам и правнукам. К такому выводу приходишь после чтения этого рассказа.
Нужно быть поистине великим художником, чтобы с таким искусством передать любовь и нежность крестьян к девушке. Этого Горький добивается мягкой плавностью повествования, его теплым лирическим тоном.
Рассказ странников спокойный, задушевный, а «кругом пустынно и тихо. По оба бока дороги неподвижно стоит чахлая рожь».
Говоря об учительнице, Горький использует ласкательные суффиксы: «манинькая», «девчурочка», «милушка». Рассказ одухотворяется любовью самого Горького к героине и утверждает, что такая жизнь, жизнь-горение, жизнь-подвиг, достойна подражания.
Маленькая учительница, отрешившаяся от личных благ и посвятившая себя народу, нужна людям и никогда не будет ими забыта.
Рассказ «Ма-анинькая!» и очерк «Часы отдыха учителя Коржика» по содержанию и по форме совершенно различны, но их объединяет общая идея — призыв к новой жизни. «Маанинькая!» зовет на борьбу, вдохновляя нас своим примером, а образ учителя Коржика усиливает желание бороться, потому что мы не хотим, чтобы жизнь людей проходила пусто и бесцельно. В этом революционизирующее значение обоих этих произведений. И нам, куйбышевцам, особенно приятно, что они быди написаны в нашем городе и впервые напечатаны в «Самарской газете».
Ученица избрала произведения Горького, не изучаемые в школе, и это обязывало ее дать самостоятельный анализ их. Нет сомнения, что она справилась с задачей — показала умение самостоятельно мыслить, давать собственную оценку произведению. Сочинение написано в хорошем стиле, обоснованно и читается с интересом. Все это и привлекает к нему внимание. Следующий этап в литературно-краеведческой работе старшеклассников — это изучение жизни и творчества А. С. Неверова — писателя-земляка.
В Куйбышеве широко отмечалось 75-летие со дня рождения А. С. Неверова, и наша работа велась в течение двух лет.
Изучение жизни и творчества А. С. Неверова представляло несомненный интерес, имело образовательное и воспитательное значение, принесло большую пользу всем членам литературного кружка.
Круг тем, над которыми работали школьники, был широк и разнообразен: «Жизнь и творчество Неверова», «Неверов — о писателе и писательском труде», «Рассказы Неверова о дореволюционной деревне», «Образ сельского учителя в дореволюционном творчестве Неверова», «Рассказы Неверова о войне», «Тема новой женщины-крестьянки в творчестве Неверова», «Революционные преобразования в деревне в повести «Андрон Непутевый», «Мысли и чувства, вызванные чтением повести «Андрон Непутевый», «Антирелигиозные рассказы Неверова», «Образы коммунистов в романе «Гуси-лебеди», «Очерк Неверова о деревне («В глухих местах»)», «Сатирические рассказы Неверова» и др.
Работая над этими темами, школьники обогащались новыми знаниями, расширяющими их представления о жизни и литературе начала XX века, первых лет Советской власти, времени, богатом событиями исторического значения. Вместе с тем кружковцы закрепили навыки самостоятельной работы над текстом и критической литературой.
Эту работу мы стремились построить так, чтобы знания кружковцев стали достоянием всех школьников города и родителей. Для этого мы сочетаем работу в кружке с массовой работой по литературе — с пропагандой творчества А. С. Неверова.
Первая трудность, с которой мы встретились,— бедность литературы об А. С. Неверове и очень ограниченное количество его произведений даже в лучших библиотеках города.
Изучая с кружковцами жизнь и творчество А. С. Неверова, мы проводили семинарские занятия, стремясь достаточно широко и полно ознакомить учащихся с основными биографическими фактами и деятельностью писателя, с литературной средой и его связями с крупнейшими писателями начала XX века (М. Горький, В, Короленко), с его эстетическими взглядами и требованиями, какие он предъявлял к писателям, и прежде всего к себе. В задачу кружка входило также и ознакомление «неасровцев» с текстом важнейших произведений писателя, доступных школьникам, и возможно широкий обзор и анализ идей, тем, художественного мастерства А. С. Неверова, анализ творческого пути писателя, места и значения Неверова в истории советской литературы.
Изучая творчество А. С. Неверова, мы подчеркивали его неразрывную связь с жизнью, его стремление активно воздействовать на нее своим честным, искренним, оптимистическим словом.
Мы показали учащимся умение А. С. Неверова поднять в своих произведениях самые животрепещущие вопросы современности, рассказать о жизни трудового крестьянства и интеллигенции в деревне накануне революции, о первой империалистической войне, о ростках нового в жизни и психологии советской деревни, о классовой борьбе и руководящей роли Коммунистической партии в первые годы социалистического строительства, о новой женщине, о революционных преобразованиях, о формировании нового человека в советской деревне, о борьбе с религией и духовенством, о борьбе с бюрократизмом. Обратили внимание школьников на многообразие жанров творчества А. С. Неверова — рассказы, рассказы-миниатюры для детей, повести, романы, пьесы, статьи, письма — особенности литературного стиля писателя.
Занятия литературного кружка, посвященные А. С. Неверову, были разнообразными по содержанию и форме. Вся работа строилась на основе активного участия в ней большой группы школьников (около тридцати человек), специально занимающихся самостоятельной работой над изучением творчества А. С. Неверова.
Работы учащихся о творчестве Неверова, конечно, не были одинаково удачными. Это, видимо, естественно: они написаны довольно большим коллективом учащихся IX—XI классов, имевших различную подготовленность и навыки; качество работы иногда определялось и особенностью темы.
Педагогическая ценность этой коллективной работы несомненна; она явилась шагом вперед в духовном и интеллектуальном развитии школьников, согрета большой любовью к советской литературе, к творчеству писателей-земляков, патриотическим чувством.
К юбилею писателя нами был издан сборник «А. С. Неверов». В нем опубликованы работы юных филологов-краеведов. В дни юбилея школьники рассказали о жизни и творчестве Неверова. Наш кружок принял также участие во Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения А. С. Неверова. Одно из заседаний этой конференции было проведено Куйбышевским дворцом пионеров и школьников. На нем юные филологи выступили с докладом о Неверове и читали отрывки из его произведений.
Школьники, ученые, приехавшие в Куйбышев, жена писателя Пелагея Андреевна Неверова-Скобелева высоко оценили работу наших учащихся.
Очень интересны и важны в воспитательном отношении работы старшеклассников о писателях-земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, особенно о бывших учащихся наших школ и воспитанниках Дворца пионеров.
Готовясь отметить 20-летие со дня победы над фашистской Германией, юные филологи написали очерки и статьи о тех, кто много лег назад, учась в старших классах школ нашего города, занимался в литературном кружке Дворца пионеров, кто так же, как теперь и они, участвовал в конкурсах на лучшее сочинение, и литературное произведение школьника, кто мечтал о большой, радостной, творческой работе, о счастливой жизни. Они были оптимистами и романтиками, комсомольцы 40-х годов.
В 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, нами был составлен и областным издательством выпущен сборник стихотворений школьников — участников областного конкурса «Юные поэты». В них юноши и девушки писали о весне, о песне, о друзьях, «об отцах и детях», о верности Родине, о своем месте в жизни, о своем будущем. Многие из авторов этого сборника не вернулись с фронтов войны, и среди них молодые поэты Юрий Твердин, Захар Городисский, Павел Тульчинский, Юрий Теплов и др. О них, их делах, их поэзии, их героических подвигах рассказали юные филологи в очерках и статьях, в выступлениях по радио и телевидению. Писали со слов их родителей, друзей, учителей, разбирали их стихи, которые удалось разыскать.
Накануне 20-летия победы над Германией Куйбышевским областным издательством был выпущен сборник «Всегда в строю». В нем опубликованы произведения писателей-куйбышевцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
И опять напряженная, кропотливая и увлекательная работа школьников, опять встречи с людьми, знавшими погибших, с родными и в результате — очерки и статьи...
Вот один из них, посвященный жизни и творчеству нашего поэта-земляка Ивана Булкина:
Поэт-воин
Красивым и большим стал наш город. Много улиц, новых и старых, пересекает его. Они носят имена борцов революций, тех, кого мы все хорошо знаем. Это те люди, о ком говорят: «Человек! это звучит гордо!» А недавно в нашем городе появилась еще одна новая улица. Улица имени Ивана Булкина.
Мне захотелось узнать, кто он, этот человек, что он сделал, почему его именем назвали улицу. «Наверное, будет трудно узнать что-нибудь»,— думала я. Но вот удача! Близкий друг Булкина Н. Т. Евстрапов раскрывает передо мной то, что он собирает по крупинке уже в течение нескольких лет.
С волнением я рассматриваю три большие папки с фотографиями, письмами, стихами, воспоминаниями. И вот постепенно образ этого человека вырастает в моем сознании. Я могу уже представить себе небольшой, но очень яркий жизненный путь этого человека.
Ваня родился в селе Шилан. Он был еще маленьким, когда вернулся домой с фронта империалистической войны полуслепой его отец. Он часто рассказывал Ване о войне.
Ваня кончает школу. Семья Булкиных переезжает в Куйбышев. Это было в 1930 году. Ваня поступает на завод имени Масленникова учеником слесаря. На заводе, как и в школе, Ваня — умелый, смекалистый, старательный. Он учится в механическом техникуме. В 1933 году кончает техникум и возвращается на завод уже техником.
Заводская многотиражка, которая в те годы называлась «Пять — в четыре», печатает его стихи. Его поэтический талант проявился на заводе, в коллективе литературного кружка завода, который существует и поныне. Стихи его публикуют в областных газетах и литературно-художественном альманахе нашего города. Он много и упорно работает над стихами, не спешит отдавать их в печать.
Друзья по литературному кружку буквально отнимали у него их и сами несли в редакцию.
Как оскорбленная,
Уходит утром ранним
На запад мягко ветреная ночь.
Стучатся ветки по оконной раме,
Влетает солнце в звонкое окно.
Влетает солнце...
Я встаю с постели,
Бегу под кран —
О, свежестью одень!
Страна летит к своей почетной цели.
И открывает свой рабочий день!
Кипучая энергия, интерес ко всему окружающему делали жизнь Вани интересной, полезной. Он вожак молодежи — комсоог цеха, участник художественной самодеятельности, курсант парашютного отряда Осоавиахима. На два года он уходит с завода. Ему поручили работу в горкоме комсомола. Он постоянно в гуще молодежи. Но все это время он не перестает писать стихи.
Они перекликаются со многими событиями. Булкин пишет о том, как строится, растет наша страна:
О новом построенном доме Я написал стихи. Товарищ редактор, минутку. Прочтите стихи с вниманьем. Здесь радость моя и многих. Здесь радость моей страны.
Советские люди тяжело переживали смерть Островского. Булкин тоже не мог оставаться равнодушным к смерти любимого писателя.
Сердцу горе не затворишь дверцей.
Горю не прикажешь — перестань!..
Замолчало огненное сердце.
Сердце раскаленное, как сталь.
Ты, сурово брови принахмурив,
Бил врагов, как молнией, клинком,
Революцией, рожденный бурей,
Юный комсомолец, военком.
Булкин решает вступить в ряды партии. Товарищи по работе внают его как хорошего работника, хорошего друга и дают ему хорошую рекомендацию. Да, он достоин быть в рядах партии. Иван Булкин принят в партию. Трудиться еще лучше, все силы и знания отдать на благо Родины! Но июнь 1941 года нарушает мирный труд Советской страны. Родина зовет своих сыновей защищать ее от врага. Родина зовет — надо идти!
На линию огня мы уезжаем. Быть воинами в этот грозный час, О, Родина! На битву провожая, Бесстрашием ты наградила нас.
Уже в дни формирования дивизии, в которую его направили, Булкин стал военкомом.
В дивизионной газете он выступает как страстный пропагандист и агитатор. Его слово любили, ждали его появления в ротах, в нем в шутку говорили: «После беседы будет художественная часть»:
И ждали Булкина солдаты В окопах разных рот. И было весело ребятам, Когда поэт придет.
Так писал о нем однополчанин — поэт Исаков. Он погиб в январе 1943 года в городе Ставрополе, на Кавказе. Двадцать пять храбрецов во главе с Булкиным ворвались в город, занятый врагом, чтобы принять удар на себя и спасти сотни воинов и жителей города от гибели.
Он провел очень сложную операцию, сумел обмануть врагов и пройти в центр города. Иван был ранен, его подобрали двое мальчишек и девчонка, наблюдавшие бой через щель в заборе, перевязали, но и раненного не смогли удержать. «Пустите меня, я не могу стоять в стороне, когда дерутся товарищи». Его, этого орленка, никто туда не гнал, он сам рвался в бой. Он ушел. Совершенно случайно он встретился лицом к лицу с фашистами. Завязался короткий бой. Это был последний бой Ивана Булкина.
Иван Булкин похоронен на Даниловском кладбище в Ставрополе, на Кавказе. Воин с обнаженной головой, старый партизан и склонившаяся девушка — такая скульптурная группа воздвигнута на могиле Булкина. Одна из центральных улиц Ставрополя носит его имя, Имя Ивана Булкина присвоено пионерской дружине школы номер пять города, на улице героя.
Свято чтут память земляка куйбышевцы. Он навечно занесен в списки рабочих завода имени Масленникова. На заводе учреждены два почетных вымпела имени Булкина, которые вручаются лучшим на производстве и в общественно-массовой работе. В нашем городе его именем названа улица, где прошла его юность.
Вот так я встретилась с тобой, Ваня Булкин. Незнакомый, отдавший свою жизнь за счастье тех, кто живет сейчас. Тебе и всем тем, кто погиб за наше счастье, говорит спасибо мое поколение.
Это сочинение - не о поэте-классике, но высокая образовательная и воспитательная ценность его не подлежит сомнению. Ученица провела большую самостоятельную работу по собиранию материала, сумела обработать и обобщить его. Сочинение свидетельствует о достаточно развитых литературных навыках автора, и в этом - большое значение подобных письменных работ учащихся.
В идейном, нравственном развитии юных авторов, формировании их взглядов, эстетических вкусов творческие работы по литературе, о которых шла речь в настоящей статье, сыграли важную роль. Полезны они и школьникам, так как могут быть в известной мере образцом для самостоятельной работы, вполне доступной всем старшеклассникам.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.