Нравственное, воспитывающее влияние художественных образов, творимых искусством актера непосредственно перед зрителем, жизненная убедительность условного языка сцены, великолепие классического русского и зарубежного репертуара, острые, глуббко волнующие нашу молодежь спектакли о современности, разнообразие режиссерских почерков и актерской игры — все это, очень важно для развития и обогащения духовного, мира юных зрителей.
Возможности, которые предоставляет театр для преподавания литературы в школе, чрезвычайно разнообразны. Спектакль может стать одним из важнейших этапов анализа изучаемого драматического произведения, средством знакомства с новым автором и привлечения интереса к его творчеству, поводом для постановки серьезнейших мировоззренческих и нравственных вопросов перед юными зрителями; спектакль дает возможность показать некоторые художественные приемы творчества, особенности жанров с большей выразительностью, чем чтение. Даже некоторые абстрактные литературоведческие понятия могут быть успешно усвоены после просмотра и обсуждения спектакля.
Сочинения о театре, различные по тематике и форме, могут решать многие задачи образовательного и воспитательного характера.
Наибольшая необходимость в спектакле встает при изучении драматического произведения, и прежде всего при изучении классической драматургии. Потребность в театральном воплощения диктуется здесь не только и не столько трудностями восприятия давно ушедшего быта и нравов, сколько теми художественными законами, на основании которых организуется в драме материал. Не воссоздав зрительного образа спектакля, юный читатель не сможет открыть за сюжетным действием ни пластической выразительности сценических характеров, ни убеждающей силы и богатства идейно-нравственного содержания. При отсутствии мало-мальски развитого зрительского опыта беспомощность в восприятии драматургического текста становится тем более разительной.
Как же быть с теми учащимися, которые в силу разных причин оказались не подготовленными к восприятию драматургического произведения как произведения, предназначенного для сцены?
Одним из средств ознакомления старшеклассников с особенностями драматургии и театра может быть ряд специальных письменных работ творческого характера с различными заданиями. Задания эти преследуют цель развить творческое воображение учащихся, убедить, что в истинно художественном творчестве нет ничего лишнего, случайного. При этом они должны побудить школьников внимательно вчитываться в Драматический текст, и улавливать то его своеобразие, которое позволяет драматическому произведению становиться основой спектакля, необходимым элементом театрального искусства. Вот примеры таких заданий:
1. Воспроизвести тот или иной эпизод изучаемой пьесы как эпизод спектакля, т. е. с подробным описанием обстановки действия, поведения, поступков, взаимоотношений действующих лиц, их внешнего вида, мотивов поведения, характера речи, явных и скрытых мыслей и чувств. Задание это обычно дается в тех случаях, когда школьники не имеют возможности посмотреть настоящий спектакль, поэтому учитель ищет средства активизировать восприятие драматического текста и приблизить его к театральному. Выполняя задание, ученик мобилизует свое воображение, чтобы представить какой-то эпизод так, как он, по его мнению, должен бы выглядеть на сцене. При этом школьник осмысливает драматический конфликт и начинает догадываться о
существовании и значении психологического подтекста, оценивает роль языка действующих лиц. Приобретаемые таким образом навыки ценны и для углубления литературных знаний, и для совершенствования театрального опыта юного зрителя, и для приобретения известного умения работать над ролью, над постановкой пьесы. Вот пример такой работы:
«Горе от ума» (действие II, явление I)
В 12 часов в кабинет вошел человек; по внешности в нем легко было узнать хозяина дома. Это Павел Афанасьевич Фамусов, московский дворянин. Ему лет 60, но он бодр и свеж. От его лица веяло здоровьем, хотя старость давала о себе знать: поседевшие волосы сильно поредели, по лбу пролегло несколько морщин. Глаза же смотрели самодовольно и уверенно, а губы расплывались в довольной улыбке. Павел Афанасьевич сел в кресло; по-хозяйски, с чувством собственного достоинства закинул одну ногу на другую и вызвал к себе верного слугу Петрушку, старика лет шестидесяти, приказав ему сделать пометки в календаре. «Во вторник зван я на форели»,— сказал он, и в его воображении возник стол со всевозможными блюдами. Он мысленно улыбнулся, представив все это себе. Но вот лицо его помрачнело, а улыбка сменилась выражением ханжеского смирения, и Павел Афанасьевич произнес: «В четверг я зван на погребенье». Тут он пустился в рассуждения о смысле жизни, а Петрушка глядел на него с чувством восхищения и внимательно слушал...
Ученик не смог увидеть всю сцену, во всех ее деталях: с декорацией, бутафорией, костюмами действующих лиц и т. д. Воображение его оказалось способным описать лишь портрет Фамусова, его манеру самодовольно разглагольствовать; сделана робкая попытка выявить психологический подтекст его высказываний и поведения.
В дальнейшем понимание подтекста углубляется, больше внимание уделяется «психологическому портрету» действующих лиц, откровеннее и определеннее выражается личное отношение к описываемой сценической ситуации, к действующим лицам.
В «Грозе» очень ярко нарисована Кабанова... Разговаривая с Феклушей, она смотрит на нее как бы свысока, иногда она немножко подсмеивается над ней. Например, когда Феклуша говорит, что люди в городе суетятся, бегают, «сущий Содом», Кабанова отвечает: «Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша». То есть она ставит себя и ей подобных выше других — пусть они суетятся, а мы не будем, мы люди не такие. А когда Феклуша говорит о железной дороге, Кабанова с иронией отвечает: «Слышала я, милая». То есть: что ты мне об этом говоришь; я ведь тоже «грамотная». И поэтому она над Феклушей подсмеивается...
Полезно для подобных работ привлекать самостоятельно прочитанные пьесы из обязательного списка внеклассного чтения. Так, школьники IX класса легко и с интересом пишут короткие сочинения об отдельных сценах различных драматических произведений. Приведем примеры — отрывки из сочинений-миниатюр о 4-м явлении IV действия комедии «Свои люди — сочтемся»:
...Липочка пышная, белая, с румяными щеками и пухлыми губами; невысокая, с медленными и ленивыми движениями. Одета очень нарядно, но безвкусно, на ней яркие ленты, кружева, оборочки, бантики. Голос капризный, как будто она на всех обижена. Любит делать всем замечания, считает себя умнее и образованнее всех. Искренних чувств ни к кому не имеет, любит только деньги, наряды да себя. Когда приходит отец, она сидит в кресле, ничего не делает, как кукла. С отцом даже не поздоровалась, не встала, не подошла. Прислушивается к разговорам с пренебрежением, если скажет, то «как рублем подарит». Отказывает отцу в деньгах для уплаты его долгов. Она должна вызывать у публики отвращение, и злость...
Дополнительно к первому заданию можно предложить вопрос: в чем заключается сценическое действие избранного эпизода... Ученик отвечает:
...Я назвал бы эту сцену «Расплата». Она является самой драматической в комедии. Развитие действия в ней заключается не только в том, что Большов приходит к дочери и зятю из долговой тюрьмы, с просьбой о деньгах, о помощи, а в другом — Большов убеждается, что деньги сделали его дочь и зятя хищниками, они не хотят помочь старику, им жалко денег и не жалко человека. И хотя сам Большов затеял всю историю с объявлением себя несостоятельным должником и сам хотел таким путем еще больше разбогатеть, он оказался обманутым. Понимание этого обмана, своей вины и разуверение Большова в людях, которых он считал самими преданными, является главным в этой сцене...
2. Какая роль в изучаемой пьесе была бы выбрана вами для себя? Чем определяется этот выбор?
Задание предлагается на первом этапе изучения драматического произведения, когда учащиеся знакомятся с ним в процессе домашнего чтения. Отвечая на предложенный вопрос, ученики не один раз обращаются к тексту. При этом они получают более точное представление не только о событиях, вокруг которых строится действие в пьесе, но и о значении каждого действующего лица в развитии сюжета. Учащиеся вспоминают свои театральные впечатления, задумываются над тем, есть ли у них данные, необходимые для исполнения выбранной роли. Вначале такими данными представляются лишь рост и голос, но уже в процессе работы происходит переоценка и усложнение первых представлений о требованиях роли к исполнителю. Несколько позже, в беседе о сочинениях, учитель может вплотную подвести учеников к понятию о перевоплощении как традиционному условию художественной актерской игры в театре.
Надо иметь в виду и то обстоятельство, что выполнение такого рода заданий очень полезно для подготовки школьников к чтению по ролям.
Приведем пример выполнения такого задания (ученица IX класса выбрала для себя роль Катерины):
Роль Катерины привлекает меня тем, что она очень трудна дла исполнения. Чтобы сыграть эту роль, нужно понять характер Катерины, надо понять ее душевные переживания... Характер Катерины складывался под влиянием обстановки ее детства, девических лет. Поэтому нужно понять и обстановку, которая ее окружала. В жизни теперь не найти таких обычаев и порядков, какие описал Островский, но про них можно узнать из книг, в музеях, где есть старые картины и снимки артистов, которые играли в «Гроае» раньше. Но не только обстановку и одежду старого времени надо изучить. Мие непонятны некоторые особенности поведения Катерины, например, когда она хочет полететь, когда кается перед народом, когда пугается барыни. Я понимаю, почему она не любила Тихона, но не совсем разбираюсь в том, почему она такая безгласная в отношении к Кабанихе. Наверно, потому, что закон требовал во всем подчиняться свекрови...
Если бы я стала готовить эту роль, я бы все поняла и на все ответила. Я бы играла Катерину несдающейся и погибшей из-за одиночества...
Выполняя подобное задание, ученики работают над своего рода характеристиками, которые отличаются от обычных большей самостоятельностью и свободой в оценках, в обращении с литературным материалом. Короткие, самые общие характеристики, предваряющие изучение текста, очень важны для последующей работы над драмой, когда все внимание сосредоточивается на том, чтобы осмыслить характеры в обстоятельствах, предлагаемых пьесой.
Здесь были названы только наиболее экономные и доступные для учащихся задания. Конечно, приведенными примерами далеко не исчерпывается все разнообразие письменных творческих работ, при помощи которых облегчается понимание драматургии как самостоятельного рода литературы и как основы театра. Следует помнить, что подобные задания направлены, во-первых, на то, чтобы учащиеся, незнакомые с театром, не имеющие достаточной «зрительской практики», все же соприкоснулись со спецификой драматургии, чтобы активизировалось их воображение, чтобы развивались навыки чтения драматического текста. Во-вторых, короткие ответы на вопросы в конце концов должны оформиться в театральную рецензию, так как ученики постепенно вырабатывают навыки, необходимые для критической оценки спектакля.
До сих пор мы рассматривали такие формы работ (преимущественно короткие ответы на вопросы или сочинения-миниатюры), которые предшествуют изучению драматического произведения или даются на первых этапах знакомства с ним, сообщая самые необходимые сведения о требованиях сцены.
Что же дает театральный спектакль? Как он влияет на литературные знания, на эстетическое восприятие художественного произведения?
В практике уже утвердилось мнение, что чтение и анализ классической пьесы должны предшествовать знакомству со спектаклем. Вникнув в сущность изображенного в драме столкновения человеческих характеров, познакомившись со сложными обстоятельствами и мотивами действий героев как литературных персонажей, учащиеся оказываются подготовленными к тому, чтобы откликнуться на нравственно-эстетическую сущность спектакля, содержание которого предстает в художественном синтезе, в законченном, цельном образе. Специфически литературные темы обычно проводимых сочинений не всегда обнаруживают новое отношение к драме, которое сложилось под влиянием спектакля. Часто бывает так, что сценические образы спектакля сливаются с литературными, придавая им особый, жизненный характер. «Театральное» как бы вновь поглощается «литературным». Вот почему мы предпочитаем давать школьникам литературные темы.
Но мы должны предлагать, для сочинений и темы специально «театральные», которые доступны учащимся, хотя не обязательны для всех. Здесь очень важно придерживаться принципа добровольности, имея в виду индивидуальные склонности старшеклассников. Вот некоторые образцы тем в связи с изучением программных произведений драматургии:
1. Как показаны на сцене быт и нравы усадьбы Простаковых(«Недоросль» Д. И. Фонвизина).
2. Почему комедия «Недоросль» до сих пор пользуется успехом у зрителей.
3. Как трактуется в спектакле роль Софьи и совпадает ли эта трактовка с твоей («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
4. Чем опасна Катерина для Кабановой и как показал театр непримиримость борьбы, которую ведут между собой Кабанова и Катерина («Гроза» А. Н. Островского).
5. Какими средствами, театр создает на сцене «чеховское настроение» («Вишневый сад» А. П. Чехова).
6. Как передается в спектакле атмосфера «дна жизни» («На дне» А. М. Горького).
7. Как актеры знакомят зрителей с прошлым своих героев («На дне» А. М. Горького).
8. Чем волнует спектакль «На дне» современного зрителя.
Помимо названных тем учителя часто предлагают учащимся написать об исполнении актером той или иной роли. Думается, что подобная работа может стать полезной, если будет предложена только самым сильным учащимся, так как задача понять трактовку актером своей роли и оценка ее требуют большого опыта.
Приведенные темы для сочинений не предполагают рецензирования спектакля, а ограничиваются результатами лишь небольшого круга театральных наблюдений и впечатлений, которые сочетаются с литературными знаниями. Практика показывает, что рецензирование спектакля по только что изученной пьесе классического репертуара создает большие трудности для старшеклассников. Как бы, казалось, ни сильны были театральные впечатления, анализ спектакля в большинстве случаев подменяется анализом пьесы или пересказом ее содержания, причем забывается все своеобразие постановки и интерпретации и лишь игра актеров вызывает некоторые, самые общие замечания.
Сочинение же на литературную тему после просмотра спектакля, несмотря на отсутствие суждений о постановке, режиссуре и игре актеров, в большинстве случаев приобретает гораздо большую самостоятельность. Персонаж пьесы становится знакомым, близким человеком, и отношение к нему уже совершенно иное: теряется абстрактность и неопределенность характеристик, забываются пресловутые «черты», зато автор сочинения или энергично оправдывает, или так же энергично обвиняет своего героя — в зависимости от согласия или несогласия с трактовкой роли. Вот один пример (тема «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой»):
...Образ Софьи очень интересен. С одной стороны, это пустая светская дама, с другой — очень чувствительный, по-детски наивный человек. Но этот человек постепенно исчезает, уступая место салонной даме из тех, которые «умеют себя принарядить...» У Софьи нет близкого друга, который может помочь, может не дать пропасть человеку. Раньше был такой друг — Чацкий. С ним Софья могла поделиться заветными мыслями, рассказать о своих сокровенных мечтах, не опасаясь, что ее не поймут, неправильно истолкуют... Любила ли Софья Чацкогб? Если и любила, то ее чувства были неглубоки, они не выдержали испытания временем. Чацкий же любил и любит Софью горячей, пылкой любовью, которую «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Но Чацкий не мог полюбить Софью, которую мы видим в комедии,— раньше она была совсем не такой, как сейчас, а простой, искренней, нежной. Когда Чацкий уехал, она осталась одна в светском московском обществе. Софья не очень сопротивлялась обществу, подошла под общий тон, стала членом этого общества. Она смогла полюбить... Молчалина. Молчалин во многом способствовал снижению морального поведения Софьи, давая ей свои низкие советы... И вот Софью постигает огромный удар. Она случайно узнает, что тот, которого она любит, подло обманывал ее. Она вдруг поняла, что за человек Молчалин. Можно представить, что значит для Софьи такое открытие... «Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично»,— пишет Гончаров. На это есть свои причины. Софья очень тяжело переживает свалившееся на нее горе, а страдающий человек не может не вызывать сочувствия. В Софье сохранились хорошие, человеческие черты. А главное, виновата ли Софья, что она стала такой? В какой-то степени, конечно, виновата. Но основной причиной ее поведения является окружающая среда. В фамусовском обществе не может существовать хорошее и человеческое...
Сочинение это, хотя и процитированное в отрывках, не лишено, конечно, недостатков, но убеждает в том, что театральные впечатления во многом подсказали, мотивировали и укрепили «авторскую позицию» учащегося, его личное отношение к персонажу. В результате в сочинении выразились заинтересованность судьбой литературного персонажа, попытки осмыслить его личность в связи с определенными общественными условиями.
Все это приводит к выводу, что спектакль на основе классической пьесы активизирует и индивидуализирует литературное восприятие, внимание же учащихся к чисто театральной, постановочной стороне в этом случае несколько ослабляется. Вот почему мы предпочтем предложить ученику сочинение на литературную тему, в котором отразятся и впечатления сценические.
В процессе преподавания литературы нередко создаются, такие условия, которые обязывают учителя (если только есть возможность) использовать спектакль по классической пьесе как основу для решения литературно-образовательной задачи. Речь идет о средствах ознакомления учащихся со стилем драматурга, с теми художественными приемами творчества, которые рассчитаны на условия сцены и могут быть обнаружены во всём своем сложном комплексе лишь в спектакле. Это прежде всего касается драматургии А. П. Чехова. В условиях классной работы невозможно показать учащимся, как «люди обедают, только обедают, а в это время решаются их судьбы», как «сорится жизнь», как трагически одиноки герои Чехова «в длительном, обычно томительно-неполном ежедневно-будничном состоянии». При чтении трудно понять волнующую глубину подтекста, речевые паузы, символический смысл многих незаметных деталей. Это может сделать только хороший спектакль. Вот почему в этом случае спектакль предшествует анализу пьесы, и предваряется он только словом учителя о Чехове, новаторстве его драматургии, о его особом театре. Насколько полученные от спектакля, впечатления сильны, доказывает отрывок из сочинения ученика IX класса на тему «Какими средствами театр создает на сцене «чеховское настроение».
...На протяжении всех четырех действий спектакль окрашен то грустью, то иронией, то восторженностью и радостью больших надежд, то глубоким разочарованием. И прежде всего это проявляется в речи и мимике актеров. Вот речь Раневской — это взволнованная, сбивчивая речь сентиментальной женщины, и А. К. Тарасова сумела тонко передать это богатыми и разнообразными интонациями, задушевностью, неожиданными паузами. Когда она говорят, то хочется слушать не то, что говорится, а то, как говорится. Речь Гаева—Массальского то отрывистая, пренебрежительная, то плавная, величавая, а иногда это просто растерянная скороговорка... Лирическое настроение пьесы создается также жестами и мимикой актеров. Сколько счастья и радости чувствуется в каждом движении Раневской, приехавшей после долгого пребывания за границей в родной дом: вот она радостно обнимает дочь, близких, оглядывает кажущиеся ей теперь милыми стены дама и никак не может оторвать взгляда от прекрасного вишневою сада... Совершенно иначе ведет себя Раневская в сцене прощания с вишневым садом, в последнем акте: нетвердая поступь, робкие замечания, рыдания... Декорации чаще всего представляют собой пейзаж. Он — или непосредственно на сцене, или за открытым окном. Вишневый сад выполнен с таким искусством, что, кажется, слышишь свежий запах цветущих деревьев. Восходящее солнце и пышные бело-розовые цветы вишен наводят действующих лиц (в 1 акте), а вместе с ними и зрителей на грустные и в то же время приятные воспоминания... Иначе выглядит вишневый сад осенью, в день отъезда прежних хозяев: голые ветви под хмурым небом — как этот вид гармонирует с подавленным настроением отъезжающих!»
Гораздо раньше и легче старшеклассникам дается оценка спектакля, если он представляет инсценировку эпического произведения. Звая текст романа, ученики довольно легко определяют ценность театральной постановки с точки зрения выражения основной идеи произведения, отбора сюжетных линий, характеристик персонажей. Огромный материал романа позволяет ученику сравнивать и доказывать. Обычно такие работы являются выражением крайних точек зрения в споре, возникающем после изучения большого эпического произведения на основе новых впечатлений от сценической (или кинематографической) интерпретации его. Учитель, вступая в этот спор, не спешит высказать свое мнение: важно, чтобы ученики еще раз в поисках аргументов, обратились к тексту произведения, во одновременно возможно глубже осознали художественные приемы того искусства, средствами которого воспроизводится литературный материал.
Вот что пишет восьмиклассник об инсценировке романа Диккенса «Оливер Твист»:
Инсценировка романа, осуществлённая ЦДТ, довольно полно охватывает события, описанные в книге. Но нужно сказать, что она имеет и некоторые недостатки. Во-первых, ослаблено социальное звучание романа Диккенса, обличительная сатира которого значительно острее и беспощаднее, чем пьеса. Затем сам Оливер выведен в пьесе слишком слабым и пассивным существом, являющимся игрушкой в руках двух враждующих сторон: сил добра и сил зла. Но, несмотря на это, спектакль получился интересным и оригинальным благодаря замечательной постановке и игре артистов. Режиссер сумел заметить особенность инсценировки, заключающуюся в том, что она позволяет сделать центральной роль Нэнси, и сосредоточил на этом свое внимание. Действительно, если бы не Нэнси, то никогда бы не раскрылись планы Монкса; если бы не она, маленького Оливера погубили бы. Артистка сумела сделать эту девушку центральным действующим лицом,- показала этот сложный характер в развитии...
О поставленной в ЦДТ инсценировке «Мертвых душ» по Гоголю учащиеся IX класса пишут:
Особенностью этого спектакля является введенный в него рассказчик, которого играет актер П. Задача его состоит в том, чтобы довести до зрителя и уточнить смысл изображаемых событий. Это — внешняя задача. Внутренняя же идея, положенная в основу этого образа, состоит, по-видимому, в том, чтобы внести в спектакль авторское «я», наполнить спектакль собственно гоголевским, лирическим содержанием. Вообще образ автора на сцене - очень ответственное дело... Артист появляется в модном костюме 30-х годов XIX века и действует между картинами, раскрывая своими речами мотивы и цели поступков героев, причины их появления в следующей картине. П. мало содействует уяснению сцен, он произносит свои слова вяло, равнодушно, нечетко. Впечатление теряется, и образ автора остается недосказанным, несмотря на выразительный костюм. Лишь в конце, в заключительных словах спектакля, обращенных к Руси и к необъятным силам, заложенным в ней, П. заметно оживляется. Конец своего последнего монолога он читает с большим пафосом. Но общее впечатление от рассказчика остается все же неясное...
В спектакле «Мертвые души» появилось действующее лицо «от автора». Наверное, инсценировщик чувствовал, что те картины, которые он отбирал для театра, не смогут так заинтересовать зрителя, если они будут передаваться без голоса самого Гоголя, Гоголь не только показывает разные события, но и переживает их, раздумывает над ними. Театр хотел, чтобы на сцене появился Гоголь, а не только картины из его поэмы. Но получилось, что действующее лицо «от автора» тоже стало одной из картин, а не слилось со всем спектаклем. Я считаю, что спектакль от этого не стал хуже, но и лучше он тоже не стал...
Сочинения подтверждают, что старшеклассникам легче писать о спектакле, о сценическом воплощении, о специфических средствах этого воплощения, если речь идет об инсценировке, театральной композиции, переложении для кинематографа хорошо знакомых им эпических произведений. Такие сочинения — это уже настоящие рецензии, которые требуют от школьников не только навыков формального порядка, но главным образом умения видеть в сложном произведении синтетического искусства и целое — художественный образ спектакля и его компоненты, высказывать суждения, обоснованные и определяемые мировоззренческой позицией и сформировавшимися эстетическими критериями.
Но, несмотря на то что учащиеся уже как будто вплотную подошли к овладению жанром рецензии, именно теперь наступил момент, когда необходимо познакомить школьников еще и с классическим образцом ее. В качестве такого образца мы брали статью В. Г. Белинского «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета». Анализируя эту статью в связи с изучением трагедии или совершенно самостоятельно, учитель стремится обратить внимание учащихся не только на блистательные характеристики персонажей драмы и оценку игры Мочалова, но и на следующие вопросы: какое место в статье занимает анализ пьесы, ее литературных образов; как воспроизводится и оценивается игра актеров и, наконец, как характеризуется в связи с этим ее автор — В. Г. Белинский.
После такой работы все элементы рецензии, с которыми учащиеся познакомились раньше, приобретают характер аргумента для доказательства главной мысли, для определения ценности спектакля или актёрского мастерства.
С большим интересом старшеклассники отзываются на спектакли по пьесам современных драматургов. У школьников появляются любимые театры, любимые режиссеры и актеры. Коллективные посещения уже не вызывают энтузиазма. Но, предлагая учащимся сочинения на свободные темы, учитель знает, что среди них будет много «театральных», причем не только рецензий на отдельные спектакли, но рефератов, собственных «исследований» о творчестве полюбившихся драматургов, о сценической истории их пьес, о репертуаре любимого театра, сценической биографии любимого актера или режиссера. Все эти «жанры» ученических работ сочетают навыки литературного анализа с анализом сценического произведения. Понимание сущности художественного произведения, стиля писателя-драматурга является основой критики спектакля. Театр вводит в круг читательских интересов учащихся новые имена современных драматургов, знакомит с творческими поисками в области театральных форм, с режиссерскими и актерскими находками.
Рецензии, которые пишут старшеклассники, очень разнообразны и по содержанию и по форме. Для многих рецензия на спектакль — повод для раздумья о пьесе, ее содержании, форма выражения мыслей и чувств, вызванных театром. Вот как выпускница пишет о спектакле «Неравный бой» В. С. Розова в Центральном детском театре:
Когда я пришла смотреть пьесу В. С. Розова «Неравный бой», мне было странно видеть так много взрослых в ЦДТ. И это не случайно. Каждый, кто просмотрит эту пьесу, независимо от возраста, обязательно вынесет что-то для себя. Даже можно сказать, что когда смотришь эту пьесу, то находишь свои стремления, желания, черты характера в характерах действующих лиц. Новая пьеса Розова отвечает на самые острые современные вопросы, и еще больше вопросов она ставит перед зрителем. Эта пьеса — бой за человеческое достоинство, за место человека в жизни, она резко и остро направлена против мещанства, грубости, ограниченности, деспотизма...
Для других учащихся рецензия становится выражением чисто сценических впечатлений. Их авторы увлеченно рассказывают о своеобразии постановки пьесы, о зрелищной стороне спектакля. О постановке по повести А. Кузнецова «Продолжение легенды» ученик пишет:
Первый рабочий день героя... Сцена погружена в полумрак. Шум, грохот, скачущий луч прожектора время от времени освещает фигуру лихорадочно работающего лопатой Анатолия, на которого со всех сторон как будто надвигаются чудовища в виде кранов, бадей, автомобилей, ругающихся шоферов, требующих записать лишнюю ездку. И вдруг тишина, свет.
И зрители вместе с героем мгновение не понимают, что же произошло. Оказывается, рабочий день кончился! А Анатолий в пылу напряженной работы все время думал только о том, что нужно выдержать, выдержать этот первый день.
Изобретательно, ярко поставлена сцена, а ведь оформление ее удивительно несложно: весь эффект достигнут только с помощью света, и шумового оформления...
Очень любопытны рецензии на спектакли, которые побуждают учащихся познакомиться с литературными источниками пьесы или обратиться к истории театра, в связи с отраженной в спектакле театральной традицией, сценической стилизацией. На яркий, очень своеобразно поставленный спектакль ЦДТ «Золотой ключик» (для младших шкелышков) учащийся выпускнего класса написал очень серьезную рецензию. Приведем отрывок из нее:
Первый литературный герой, с которым знакомится маленький читатель, впервые взяв в свои руки книгу,— Буратино, веселый, никогда не унывающий деревянный человек... Читая «Золотом ключик», маленький человек учится понимать, что хорошо и что плохо, учится бороться со злом и побеждать его.
Известно, что прообразом Буратино для А. Толстого послужил герой книги итальянского писателя Карла Леренцини Келлоди «Приключения Пиноккио»... Но Пиноккио Коллоди вавсе не похож на Буратино Толстого. Одинаковы у них лишь длинные носы и обстоятельства рождения. Сильно отличаются друг от друга и сюжеты обеих книг. Герой книги Коллоди в финале становится живым мальчиком, Буратино же так и остается деревянной куклой, но уже с добрым, отзывчивым сердцем... Когда открывается занавес, первые, кого видит зритель,— это цани (или дзани), - слуги просцениума, персонажи итальянской комедии масок. Цани ведут остроумные диалоги: на просцениуме затевают все интриги в пьесе. На первый взгляд их появление в спектакле о Буратино кажется странным. Но не следует забывать, что ближайший родственник Буратино — Пиноккио, а образ Пиноккио возник в Италии, там же, где появилась и комедия масок. Цани незаменимы в спектакле. «Золотой ключик» рассчитан на маленьких зрителей, а им не всегда может быть понятно то, что происходит на сцене. Именно цани и помогают им все понять. Цани являются добрыми гениями Буратино! Они находят выход из трудного положения, когда деревянный человечек попадает в беду, направляют сюжет в ту или другую сторону. Своим вмешательством в ход спектакля они все время напоминают зрителям, что дело происходит в сказочной, ненастоящей, кукольной стране...
Своеобразный тип рецензии представляют собой работы, посвященные описанию актерской игры. Так, ученица пишет об исполнении роли Гамлета в Театре им. Маяковского актером Марцевичем:
С каким чувством я шла на «Гамлета»? Мне было очень страшно. Я хочу смотреть Гамлета в театре, читать о нем все, что есть. Я очень люблю Гамлета. И конечно, очень страшно увидеть на сцене вдруг не того Гамлета, которого любишь. Но Марцевич — это именно мой Гамлет. Это прекрасное, истерзанное, несчастное существою. В нем столько нежности, доброты и любви, что кажется: Гамлет не человек, а божество с прекрасным, юным, одухотворенным лицом... Гамлет Марцевича, истерзанный всеми и самим собою, отзывается на всякий звук, на любое неосторожнее слово или затаенную коварную мысль... Последняя сцена довела меня до слез. Я не могу понять, в чем сила этой сцены. Ну, погиб Гамлет, умерло что-то прекрасное, но я же не плакала, когда читала! А Марцевич заставил почувствовать живого Гамлета и пережить его гибель...
Другую задачу решают ученики, которые пишут о любимом театре. Вот работа, озаглавленная так: «Театр «Современник» ищет свою драматургию». Это очень большое сочинение, где серьезно и со знанием дела характеризуется репертуар театра, который включает спектакли «Никто» Эдуардо де Филиппо, «Продолжение легенды» по повести А. Кузнецова, «Пять вечеров» Володина, «Голый король» Шварца и «Взломщики тишины» Скачкова. Автор критического обзора вступает в полемику с театральной критикой, защищая постановку пьесы де Филиппо, очень ярко характеризует увлекший его спектакль «Продолжение легенды» и весьма критически рассматривает спектакль «Взломщики тишины»:
...Первые 10 минут «Взломщиков тишины» обещают интересный спектакль. Дается заявка на яркие, самобытные характеры, называются проблемы, которые волнуют и тревожат многих. А дальше... Дальше все идет, как в первые десять минут: дается заявка на характеры, называются проблемы. Естественно, впечатление от этого первого акта интересно, но странно, очень странно. Слишком на многое замахнулся автор, слишком многое пообещал, как же он справится с такой глыбой жизненного материала? Пока идет второй акт, все ждешь главного, ждешь, надеешься, стремясь не обращать внимания на явные несуразности, очевидную безвкусицу многих эпизодов (ведь автор с самого начала сумел внушить доверие!). И вдруг — занавес, спектакль кончился. Это производит ошеломляющее впечатление. Как же так? А где же обещанный серьезный разговор? И с горечью убеждаешься: автор пьесы О. Скачков даже и не попытался разрешить ни одной из названных (трудно в данном случае сказать — поставленных) проблем... «Современник» затратил героические усилия на то, чтобы спасти пьесу. Из нее убрана масса несуразностей, пошлости, вписаны совершенно новые сцены. Режиссер и актеры продолжают поиски современной сценической простоты и естественности, хотя, наверно, очень трудно делать это в пьесе, в которой все, начиная от студента Литературного института и кончая дворником, изъясняются формулами и к которой слова «оригинальничанье» и «претенциозность» подходят куда больше слов «простота» и «естественность»...
Интересно, что учащиеся стремятся к расширению рамок рецензии, предпочитая обзоры, дающие возможность сопоставлять авторов, пьесы, спектакли, или же, избрав какого-то одного драматурга, читают его произведения, знакомятся с их театральной жизнью, с критической литературой. Результатом этого являются творческие работы преимущественно о советских драматургах, такие, как, например, «Мой современник и ровесник в драматургии В. Розова», «Драматургия А. Н. Арбузова», «Маяковский на сцене» и др. Вот почему целесообразнее предлагать в выпускном классе не конкретные темы, а «тематику»: учащиеся сами найдут точное и выразительное название для своего материала. Исследования о советской драматургии, о возобновленных на сцене (или в кино) пьесах Вс. Вишневского, А Афиногенова, К. Тренева, Б. Лавренева, Н. Погодина, Е. Шварца, новые спектакли - новые встречи с драматургами А Арбузовым, Л. Леоновым, В. Розовым и др. способствуют более углубленному изучению курса русской советской литературы в выпускном классе.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.