Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Сочинения о художественной форме произведения


"Творческие сочинения в старших классах", под ред. Н. В. Колокольцева
Изд-во «Просвещение», М., 1966 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Для закрепления знаний о специфике художественного произведения огромную роль играют сочинения о языке и композиции, об особенностях стиля писателя, о жанровом своеобразии его творчества. Однако, как показывает опыт, в практике многих учителей подобные сочинения либо отсутствуют вовсе, либо носят эпизодический характер.
Ведь сочинения — это не только один из видов самостоятельной работы учащихся, но и «одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика».
Предлагаемая статья не преследует цели определить место сочинений о форме художественного произведения в процессе изучения всего курса литературы, хотя этот вопрос и очень актуален. Автор хочет лишь поделиться опытом подготовки и проведения таких сочинений на примере изучения лирики В. Маяковского и романа М. Шолохова «Поднятая целина».
Сочинения подобного рода проводятся после изучения художественного текста: каждому из них предшествует система заданий в процессе анализа произведения, рассчитанных на развитие у школьников интереса к вопросам художественного мастерства писателя, особенностей его стиля. Эти сочинения заставляют школьников еще и еще раз мысленно увидеть все то, о чем идет речь в произведении, перечитать заново некоторые отрывки, чтобы затем синтезировать самые разнообразные мысли, чувства, впечатления. В этом — огромное познавательное и воспитательное значение таких сочинений.
Но необходим обучающий анализ. Мы выбрали для этого стихотворение «Нашему юношеству», где Маяковский с присущей ему страстностью поэта-трибуна и огромной любовью к Родине обращается к молодежи, призывая смотреть на жизнь «без очков и шор», брать все, «что у нашей земли хорошо и что хорошо на Западе». В этом стихотворении, как и во многих других произведениях поэта, в центре — образ лирического героя, активного и убежденного строителя социализма. В беседе мы выяснили: тему стихотворения; те жизненные события и факты, которые послужили поводом для написания стихотворения; каков лирический герой в этом произведении; при помощи каких интонаций автор передает его душевное состояние; какие лексические средства стихотворения помогают выразить его идею; своеобразие художественной манеры Маяковского.
Обучающий анализ заметно «приблизил» Маяковского к учащимся. Они в общем правильно разобрались в идейно-тематическом содержании стихотворения и поняли, как в незначительных на первый взгляд фактах поэт разрабатывает тему патриотизма, тему величия и значения русского языка, ставшего в советскую эпоху языком мира и дружбы между народами. Учащиеся самостоятельно охарактеризовали такие, с их точки зрения, очень яркие художественные средства, как разнообразные интонации (ораторская, размышляющая, ироническая), обилие неологизмов, слов из разговорной речи, ритмика марша, наконец, что особенно отличает стихи Маяковского, своеобразие рифмы и композиции.
Вот некоторые отрывки из ответов учащихся:
Стихотворение Маяковского «Нашему юношеству», написанное в 1927 году, представляет собой гимн поэта социалистической Родине, русскому языку, языку Октябрьской революции. Вначале кажется: ну, что особенного в этом стихотворении? Поэт путешествовал по стране, встречался с людьми разных национальностей. В одинаковой степени резко высмеивал он и ограниченность националистов, и низкопоклонство пресмыкающихся перед Западом. Однако от этих частных фактов поэт подымается до уровня большого, значительного, типического обобщения. ...Это стихотворение, как и многие другие произведения Маяковского, богато разнообразными интонациями, яркими образами, неожиданными рифмами, оригинально своей композицией. Поэт из окна вагона любуется просторами родной страны. В интонации лирического героя звучит гордость и восхищение бескрайностью полей Украины, серебром Дона, белой сединой кавказских хребтов. И вдруг интонация резко меняется. Ирония особенно отчетливо звучит в голосе героя, когда он сталкивается с теми, кому «рамки русского узки».
Наконец, хочется сказать, что здесь много художественно очень выразительных словесных образов, когда одно-два слова помогают воссоздать целую картину: «Когда Октябрь орудийных бурь по улицам кровью лился...»
Кто не знает замечательных слов Маяковского; «Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»! В этих словах выражена основная мысль замечательного стихотворения поэта «Нашему юношеству», написанного накануне X годовщины Октября.
Маяковский очень любил Родину, ее просторы, ее людей, ее могучий и богатый язык. Вот почему он не мог спокойно относиться к тем, кто пренебрегал родным языком, на котором в Москве решалась судьба «и Киевов и Тифлисов». Именно этим и объясняется то обстоятельство, что это стихотворение обращено к молодежи, к широкой аудитории (как и многие другие произведения поэта), что в нем много самых неожиданных интонаций (и ораторская, и лирическая, и размышляющая, и ироническая), запоминающихся выражений, слов из разговорной речи...
Обучающий анализ убедил нас, что более глубокое восприятие учащимися Маяковского началось именно после того, как учитель помог им увидеть своеобразие стиля поэта, установить в процессе занятий над одним из стихотворений то общее, что объединяет многие его произведения. Последующая работа по изучению лирики Маяковского была ориентирована на усиление именно самостоятельности учащихся, причем, выполняя домашние задания, школьники каждый раз сами анализировали стихотворение, не изучавшееся в классе. В результате они самостоятельно приходили к выводу, что в большинстве стихотворений Маяковского слово, иногда группа слов, является единицей ритма, организованного сильными ударениями с соответствующими паузами, что наличие в них «сильной ударности» и ритмической инверсии подчинено ораторской и разговорной интонации.
Убедившись в том, что учащиеся поняли особенности стиля Маяковского, мы на заключительном уроке по лирике предложили сочинение, цель которого — закрепить умение самостоятельно анализировать особенности стиля писателя. Проводилось сочинение следующим образом: учитель прочитал стихотворение «Разговор с товарищем Лениным» и предложил ученикам сделать его анализ в письменном виде. Текст стихотворения был у всех на руках.
Эта работа завершала систему упражнений, рассчитанных на развитие навыков самостоятельного анализа художественного произведения в единстве его содержания и формы.
Сочинения убеждают, что в результате проведенной работы учащиеся сумели выделить основные идейно-художественные особенности лирики Маяковского. В подтверждение приведем одну из типичных работ:
Тема Ленина в творчестве Маяковского обширна. В 1920 году поэт написал стихотворение «Владимир Ильич», в 1923 — «Мы не верим», в 1924 — поэму «Владимир Ильич Ленин», в 1929 — «Разговор с товарищем Лениным», я 1930 — «Ленинцы». Их объединяет одна обшая мысль — Ленин бессмертен в делах народа, строящего социализм.
Стихотворение «Разговор с товарищем Лениным» написано Маяковским в связи с пятой годовщиной со дня смерти В. И. Ленива — 20 января 1929 года. Построено оно в виде задушевной беседы поэта с вождем, портрет которого висит в комнате на стеке. Поэт рапортует Ленину о том, что совершил народ за пять лет, следуя заветам вождя. Работа «адовая», ведь надо электрифицировать страну («освещать»), одевать «нищь и голь», ширить добычу угля и руды. А кроме того, бороться с теми, кто мешает народу строить социализм, т. е. против внутренней и внешней контрреволюции. Трудно, говорит поэт, но народ выстоит и победит, потому что идет по ленинскому пути. И поэт, обращаясь к Ленину, утверждает: «Мы их всех, конечно, скрутим», потому что «вашим, товарищ, сердцем и именем думаем, дышим, боремся в живем».
В основу стихотворения положен на первый взгляд, казалось бы, незначительный факт. Но,поэт, умеет видеть за обыденным значительное. Фотография Ленина висит в комнате на стене. Но это не просто фотография. Возвращаясь к себе каждый день после трудового дня, поэт делится своими мыслями, переживаниями, проверяет себя по Ильичу. Поэтому-то и живет Ленин «фотографией на белой стене». Поэт видит перед собой не снимок, а живого Ленина, обращенного с речью к народу: «...должно быть, под ним проходят тысячи...» Двумя-тремя фразами Маяковский передает основное содержание многих картин, изображающих Ленина, обращенного с речью к народу. Например: «Выступление Ленина на Красной площади» П. Васильева, «Выступление Ленина на II съезде Советов» В. Серова и др.
Другая особенность этого стихотворения — противопоставление, контраст. Поэт рассказывает о наших достижениях и подчеркивает, что борьба не закончена, потому что «рядом много разной дряни и ерунды».
Здесь, как и в других стихотворениях Маяковского, проявилось замечательное умение поэта одним-двумя штрихами создавать типический образ — «целая лента типов тянется... ходят, гордо выпятив груди, в ручках сплошь и в значках нагрудных». Лучше, пожалуй, и не охарактеризуешь тех, кто примазался к революции, создает видимость дела и преданности Советской власти.
Это стихотворение многообразно в интонационном отношении: вначале лирические нотки поэта, обращенного к Ленину; потом ораторский тон рапорта поэта вождю; ирония, когда поэт говорит «о многих мерзавцах»; эмоционально приподнятый тон в конце, где поэт заверяет Ленина в верности народа его заветам. И сам поэт не просто наблюдатель, а активный член большого коллектива созидателей.
В центре стихотворения — образ лирического героя — простого советского человека, сверяющего с Лениным свои мысли, поступки, свою жизнь. Наконец, здесь много, как и всюду у Маяковского ярких метафор, сравнений, эпитетов: «встал со стула, радостью высвечен», «целая лента типов тянется», «в складках лба зажата человечья, в огромный лоб — огромная мысль», «грудой дел, суматохой явлений день отошел, постепенно стемнев».
Уже приведенные примеры художественных особенностей стихотворения «Разговор с товарищем Лениным» говорят о том. что произведения Маяковского нельзя спутать ни с какими другими. Не говоря уже о его знаменитой «лесенке», когда каждое слово, начинающее строку, несет на себе большую идейную нагрузку! И я понимаю, что, научившись читать Маяковского, нельзя не полюбить его!
Приведенное сочинение, как нам кажется, показывает, что ученица сумела правильно понять стихотворение. Она разобралась не только в его содержании, но и в стилистических особенностях, рассмотрев то и другое в единстве.
Теперь о сочинениях, посвященных художественным особенностям романа М. Шолохова «Поднятая целина». Подготовка к ним проходила несколько в ином направлении, чем при работе над лирикой Маяковского. Здесь учитель преследовал цель обратить внимание учащихся на то, как надо анализировать композицию и язык произведения. В процессе изучения предыдущих программных произведений эти вопросы рассматривались наравне с другими. В процессе же анализа романа «Поднятая целина» учитель намеренно акцентировал внимание учащихся именно на разборе композиции и языка произведения.
Анализируя композицию того или иного произведения, следует обращать внимание не только на сюжет, развитие действия, но и на связь характеров, на приемы типизации образов персонажей, на место и роль второстепенных образов в произведении, ибо «только отчетливо уяснив внутренние связи в произведении между различными его компонентами», можно понять, насколько полно и удачно соответствуют они идейному замыслу произведения.
С целью выяснения того, насколько правильно учащиеся понимают значение первых двенадцати глав в развитии действия романа, учитель провел небольшую беседу по содержанию этих глав.
К следующему уроку ученики просматривали всю первую часть романа, наблюдая за его композицией и языком. Урок начался с сообщений учащихся о том, как композиция, язык и другие особенности художественной формы романа помогают раскрытию его идейного содержания. Целью такого задания было выяснение навыков самостоятельной работы учащихся над художественной формой произведения.
В сообщениях и беседах были затронуты следующие вопросы:
1. Развитие сюжета в романе.
2. Характеры.
3. Наиболее яркие (или необходимые в композиционном отношении) эпизоды, их место в развитии действия и роль в раскрытии идейного содержания.
4. Композиционная роль языка автора и речи действующих лиц.
5. Зависимость композиции от идейного содержания романа.
6. Наиболее яркие изобразительные средства языка и их значение в раскрытии идейного содержания романа.
Кратко подытожив ответы учащихся по первым двум вопросам, мы предложили выделить наиболее яркие в композиционном отношении моменты. Ученики читали отрывки из 1, 2, 3, 7, 12-й глав первой части романа и 2, 4, 9-й глав второй части, комментируя их; обращали внимание на то, какое место эти главы занимают в развитии действия; говорили, что композиция романа, развитие действия и характеров в нем подчинены показу народа. Затем внимание учащихся акцентировалось на главах 6 и 7 первой части (раскулачивание), главе 30 (о массовом выходе из колхоза), главе 33 — «бабий бунт», главе 36 (социалистическое соревнование в бригаде Любишкина) и главе 14 (о вступлении казаков в партию).
Учащиеся правильно отмечали, что в этих главах Шолохов показывает историческую неизбежность и закономерность победы социализма, что приход середняка в колхоз — это результат большой агитационной и практической деятельности сельских коммунистов в борьбе за создание колхоза и вступление в партию не только Майданникова, Ушакова, Любишкина, но и Лощилина — это итог воспитательного воздействия коммунистов на массы.
Правильно и без помощи учителя отмечали учащиеся, что развитие действия в романе идет по двум сюжетным линиям, связанным с борьбой двух противоположных лагерей — народа, возглавленного партией на борьбу за светлое будущее, и лютых врагов коллективизации, агентов иностранного империализма и кулаков-хищников. Анализируя развитие сюжетных линий во втором томе романа, ученики видели, что здесь сюжетные линии тесно связываются с судьбами многихлюдей, приводили примеры контрастности в развитии сюжетных линий и понимали, что уже само соотношение глав (главы о борьбе народа за создание колхоза чередуются с главами, рассказывающими о подрывной деятельности врагов) помогает раскрытию основной идеи романа.
После такой работы на уроке в качестве домашнего задания ученикам предлагалось уже вполне самостоятельно проанализировать особенности композиции и языка в главе 27 первой части романа, определив место главы в развитии действия и значение в раскрытии идейного содержания.
Глава 27, не являясь кульминационной, в то же время повествует о событиях, которые играют большую роль в развитии действия романа. Отказ казаков идти за Половцевым — это первое большое завоевание в деле коллективизации. И хотя еще неизвестно, вступят ли казаки в колхоз, все равно перелом произошел. Поэтому если ученики правильно разберутся в композиции он ном значении этой главы, то поймут основные сюжетные линии и взаимосвязи характеров.
В результате проведенной работы большинство учащихся (30 из 38) справилось с заданием.
Приведем несколько отрывков из сочинений средних по успеваемости учащихся:
...27-я глава, в которой рассказывается о том, как казаки хутора Войскового отказались поддержать Половцева, заявив, что «о своей властью» сами помирятся, является, по-моему, кульминационной в романе. Здесь развитие действия, борьба старого и нового, достигает наивысшего напряжения. Именно здесь мы видим, что мятеж, вооруженное выступление против Советской власти невозможны. Половцев действительно оказывается «полководцем без армии». Хопрова проще было убить. Здесь же выступает масса казанов, которые поняли свое заблуждение, поняли, что разошлись «поврозь стежки-дорожки» врагов и народа.
Ответственности и напряженности момента соответствуют я изобразительные средства, которые использует здесь автор. Это, прежде всего, эмоциональность и выразительность языка. Речь автора в этой главе особенно проста, сжата, порой даже отрывиста. Например: «Половцев вынес седло. Вышли. Взяли лошадей. Тронули рысью». Это помогает, с одной стороны, понять душевное состояние Половцева, которого мучит мысль, успели казаки прочитать сегодняшнюю газету или еще нет, а с другой, подчеркивает всю важность момента. Многословная речь старых казаков, понявших, что им не по пути с «господином есаулом», как бы свидетельствует о том волнении, которое все они испытывают сейчас, после того, как, наконец, пришли к выводу, что им не по пути с врагом Половцевым, И наоборот, немнргословие «бывшего офицера», голос которого «звучал твердо, с сухим накалом», лучше всего передает то состояние потрясения, которое он переживает...
...27-я глава уже потому представляет, большой, интерес, что в ней, как нигде до этого раньше, Шолохов устами самих казаков, раскрывает их сокровенные думы и стремления. Здесь нет определенного лица, с которым бы мы встречались раньше: говорит сначала один, затем его сменяет другой, потом — третий. Это своеобразный художественный прием, который помогает автору типизировать изображаемое, на основании частностей сделать обобщения. Казаки много пережили, передумали, прежде чем нашли отклик своим мыслям в газете. И в том, как спокойно, хотя и многословно, говорят казаки, раскрывается их душевное состояние, то, что сказанное выношено, обдумано и улеглось уже в стройную нить доказательств. Газета от имени всей партии помогла им понять, что «другая линия жизни им выходит», советская линия, которая навсегда лишает Половцева и ему подобных опоры и поддержки в народе. И если в начале романа единицы говорят о своем единстве с Советской властью, то здесь мы уже видим массу, сплоченную выстраданной думой о том, как жить и в какой стороне правильная дорога. Мне кажется, что в этом и состоит большое значение главы 27 в развитии действия романа... Написанная внешне в сдержанных тонах, без ярких и броских красок, эта глава замечательно раскрывает мысль, что «Советская власть — своя народу власть» и ему с ней «по пути».
Приведенные высказывания говорят о том, что учащиеся правильно поняли и сумели доказать, каким серьезным в развитии действия романа является момент, когда враги лишаются своей последней опоры — поддержки отсталой части казачества.
Однако не все поняли, что эта глава не является кульминационной, и надо было помочь увидеть разницу между значением данной главы и главы 33 (о «бабьем бунте»), которая и является кульминационной. Поэтому завершает работу урок-диспут, на котором учитель говорит: «Существуют две точки зрения относительно кульминации. Одни утверждают, что кульминационным моментом в романе является отказ казаков хутора Войскового идти за Половцевым. Другие же считают, что «в сценах «бабьего бунта» борьба за новую жизнь достигает наибольшего накала». Какова ваша точка зрения?»
Мнения учащихся разделились. Вот наиболее типичные высказывания:
Конечно, наивысшего напряжения развитие действия достигает в сцене «бабьего бунта». Дело в том, что в момент отказа казаков хутора Войскового поддержать Подовцева еще неизвестно, пойдут ли они в колхоз. А в момент «бабьего бунта», вернее после него, когда вновь собрали семенной хлеб, становится понятным, что колхоз для людей — это уже что-то серьезное, настоящее...
Кульминационным моментом в романе является все же отказ казаков хутора Войскового поддержать Половцева. Ведь это все единоличники, не колхозники, значит, в основном, середняки. И вот если даже они поняли, что Советская власть — это своя народу власть, что Половцев — это враг и с ним не по пути народу,— это значит, что произошел перелом в сознании народа, это значит, что целина поднята...
В сцене «бабьего бунта» развитие действия достигает наивысшего напряжения. Здесь, поддавшись вражеской агитации, многие из гремяченцев, чуть не убив Давыдова, растаскивают по домам семенной хлеб. И вот когда прибывает в хутор Нагульнов, когда он останавливает разъяренную толпу, мы с напряжением ждем, что же будет дальше. Поймут ли казаки, что они были обмануты, что вели себя неправильно? На следующий день весь хлеб был собран. Коммунисты в деревне — это уже сила, с которой считается подавляющее большинство колхозников. Поколебленное доверие восстановлено, и теперь уже прочно...
И все же наивысшего накала действия достигает в момент, когда казаки бросают в лицо Половцеву: «Разошлись наши с вами стежки-дорожки». Вспомним, как единодушно они это говорят, как спокойны и уверенны, и сразу станет понятным то, как мучительно долго они раздумывали над всем происходящим, как верили Советской власти и как хотели найти подтверждение своей вере. И когда они выкладывают начистоту все Половцеву, становится понятно, что рано или поздно, убедившись в необходимости коллективной жизни, они придут в колхоз. Именно с этого момента начинается их путь в колхоз. Произошел переворот в сознании казаков и окончательный поворот в сторону Советской власти.
Следует заметить, что если при анализе 27-й главы мнение учащихся относительно кульминации в романе было еще нечетко выражено и большинство воздерживалось от окончательных выводов, то теперь почти все правильно высказались, обосновав с достаточной доказательностью, что кульминацией в романе является все же сцена «бабьего бунта».
Подытожив высказывания учащихся, учитель вносит некоторые уточнения, обращая внимание на то, что отказ казаков поддержать Половцева относится к одному из важных моментов в развитии действия, но все же не является самым острым. Казаки еще не убеждены, нужны ли колхозы и пойдут ли сами они туда. Казаки уже поняли, что Половцев и все, кто с ним, — враги, люди без родины, а «коммунисты — они нашего рода...»
В дальнейшем, в процессе работы над средствами изображения классовой борьбы в деревне в годы коллективизации сельского хозяйства и руководящей роли Коммунистической партии в воспитании крестьян, внимание учащихся акцентируется на содержании 1, 3, 12, 23, 27, 33, 40-й глав первой части кг 1, 9, 10, 26, 27, 28, 29-й глав второй части романа. Учитель сосредоточивает внимание учащихся на роли пейзажа в композиции романа, показывает, как пейзаж служит в романе одним из средств передачи движения времени, как через него выражается мысль о неизбежности и закономерности победы новой жизни.
Большое внимание при изучении романа было уделено рассмотрению композиционной роли языка автора и речи действующих лиц. И если на предыдущих уроках учащиеся, высказывая свои суждения, опирались на текст романа, то о языке они говорили лишь в общих чертах. Поэтому мы пришли к выводу, что на последующих уроках необходимо проанализировать язык романа. С этой целью мы предложили задание, которое формулировалось так: 1) проанализировать лексику и синтаксис речи Давыдова — глава 35 первой части, от слов «Это что означает вчерашнее выступление недавних колхозников...» и до конца главы, определив, какие приемы помогают писателю раскрыть общественное положение коммуниста; 2) проанализировать лексику отрывка из главы 34 первой части от слов «Верст двадцать от станции Нагульнов проскакал наметом...» и до конца главы, определив, к какому стилю общенародного языка относится большинство слов отрывка и какие из слов в наибольшей степени помогают раскрытию характера Нагульнова, окружающей обстановки, какие наиболее яркие, удачные и необходимые слова, выражения употребляет здесь автор.
Работы учащихся показали, что они всесторонне подошли к рассмотрению особенностей языка романа, и задача учителя состояла в том, чтобы помочь старшеклассникам привести их наблюдения в определенную систему. Поэтому в лекции, которая последовала за самостоятельной работой, учитель обратил внимание на то, что, анализируя композицию и язык произведения, необходимо раскрыть вопросы о развитии действия, о движении основной мысли в романе, о развитии характеров.
Целью дальнейшей работы было закрепление полученных знаний и умений, с одной стороны, и обогащение речи учащихся — с другой. Был предложен устный пересказ одной из глав с сохранением шолоховского стиля.
В конце изучения романа ученики писали сочинение об особенностях языка романа. Вот отрывки иа таких работ:
...Давыдов — коммунист, руководитель и организатор, проводник идей партии в деревне. В его речи много политических терминов, неологизмов («кулацкий элемент», «в мировом масштабе», «одурманены поповщиной», «большевики», «колхозники» и др.)
«Но характерно, что все эти слова естественно вплетаются в речь Давыдова и звучат как обыденные. Поэтому чувствуешь, что все, что он говорит, понятно и доступно колхозникам. Это тоже характеризует Давыдова как руководителя, который тесно связан с массами. В речи Давыдова, в отличие от речи Нагульнова, совсем нет местных слов и выражений. Он путиловския рабочий, приехал из Ленинграда, и простота его речи, богатый словарный запас но сравнению с речью гремяченских коммунистов характеризуют Давыдова как не простого рабочего, а передового.
Речь Семена Давыдова является одним из важнейших средств его характеристики. Вот он выступает на собрании после «бабьего бунта», выступает как коммунист и руководитель колхоза, кого-рый понимает, что женщины бушевали, подстрекаемые каким-то скрытым врагом. И поэтому в речи Давыдова, наряду с твердыми интонациями, наряду с обвинением, звучит и доверие к этим простым людям, порой слышны даже нотки теплоты и добродушного юмора. Забыв личную обиду, он просто и доходчиво объясняет колхозникам случившееся: «Это позорный факт, что они качнулись в сторону наших врагов...» Но Давыдов большевик, и собравшиеся чувствуют это, когда он говорит: «На коленях большевики ни перед кем не стояли и никогда стоять не будут!»
Семен Давыдов не только руководитель, организатор, но и воспитатель масс, он проводник политики партии, вот почему дальше он объясняет, что за случившееся никто наказан не будет, потому что большевики «не мстят, а беспощадно карают только врагов». И по речи его мы сразу чувствуем, что перед нами руководитель, человек, которому поручено большое дело — вести людей к новой жизни. Он чувствует себя а ответе за них перед партией, поэтому заканчивает выступление Давыдов твердо, тоном, не допускающим другого решения: «Поволынили, граждане, и будет! Зябь перестаивает, время уходит, надо работать, а не валять дурака, факт!» Простота и ясность, четкость речи Давыдова переданы Шолоховым при помощи простых предложений, законченных синтаксически и по мысли...
...Речь героя, как и его внутренние монологн, является одним нз средств раскрытия его характера. И замечательно то, что Шолохов, передавая раздумья Нагульнова, воспроизвел их с присущей Макару неуравновешенностыо, резкостью, порой даже грубостью, способствуя тем самым углублению первоначального представления о характере этого очень интересного человека. Заостренный весь на «мировую революцию», Макар отказывается от самоубийства потому, что еще не всю контру «довел до точки». Как всегда, в речи, в мыслях Макара, когда касается дело врагов революции, преобладают злобные нотки, восклицательные короткие предложения, речь его начинает изобиловать отрывочными, незаконченными фразами: «Ни черта! Сначала вас всех угроблю, а после уж и я выйду в расход! Проклятые...» Выражается он всегда эмоционально. И речь автора, когда он рассказывает о Нагульнове, тоже чаще всего эмоционально окрашена: «Макар шагал по высохшей комкастой зяби в ярости и гневе...», «...из-под его шапки катился пот, рубаха на спине потемнела, губы пересохли...»
Шолохов сумел найти такие краски, которые помогают не только понять то, о чем он рассказывает, но и увидеть, услышать окружающее... Вот Нагульнов нагоняет ушедшего коня. И мы словно видим, как «из некоей на склоне балки ходил дудак, сторожа покой залегшей самки...» В этом проявляется замечательное качество шолоховского языка — его простота и в то же время образность, идущая от глубокого знания писателем жизни во всех ее проявлениях, что и определяет поразительную точность воспроизведения действительности. Вот, например, если бы в определениях земли, которую берет Макар и растирает пальцами, не было слов «высохшая, комкастая», «черноземный прах в хрупки» волокнах умерщвленных трав был сух и горяч», трудно было бы представить себе причину гнева Макара и непонятны были бы слова: «Припозднились! Загубили землю!..» А так мы понимаем, что Нагульнов уже полностью очнулся от своих невеселых дум, раз понял, что земля уже высохла, что срочно нужно сеять, иначе будет поздно...
Эти отрывки из сочинений, конечно, не говорят о том, что учащиеся уже умеют самостоятельно анализировать язык художественного произведения в целом, по они показывают, что ученики уже могут сами разобраться в особенностях языка автора и речи действующих лиц, понимают, в какой степени необходимо обращаться к языку при анализе всего произведения. Сочинения учащихся позволяют также сделать вывод о том, что проведенная в процессе изучения романа «Поднятая целина» работа не только помогла им овладеть определенными знаниями о композиции и языке романа, но и расширила их представления о форме художественного произведения вообще, обогатила их речь. Однако опыт убеждает, что, прежде чем проводить такие сочинения, следует учащихся к ним подготовить. В заключение нам хочется сделать следующие рекомендации.
1. Необходимо поощрять в ответе обоснованные самостоятельные суждения, личные оценки и мнения о художественном произведении. Поэтому, прежде чем начать в классе разговор о художественной форме, следует выяснить, что могут ученики сказать сами, в какой степени у них развито умение воспринимать художественный текст в единстве содержания и формы.
2. Следует учить школьников вчитываться, вдумываться в художественный текст, чтобы видеть те качества произведения, которые делают его художественным. Поэтому учитель далее, после предварительных высказываний учащихся, выделяет основные моменты, иа которые школьники не обратили внимания, и предлагает им вернуться к определенным главам, эпизодам, сценам еще и еще раз. Такая целенаправленная работа поможет учащимся дополнить выводы, наблюдения, сделанные самостоятельно, и пробудит стремление к дальнейшим «поискам» и «открытиям». В этом случае каждый раз классная работа завершается самостоятельной домашней работой над текстом.
3. Задача дальнейшей работы учителя — помочь учащимся привести в определенную систему выводы, наблюдения и дополнить их необходимыми комментариями, теоретическими обобщениями.
4. В заключение предлагается контрольное сочинение, которое служит не только средством проверки знаний и умений учащихся, но и следующим этапом в их литературном развитии, так как темы, предлагаемые учителем, рассчитаны на более глубокое, обобщенное восприятие прочитанного произведения.
Таким образом, проведение сочинений о художественной форме произведения возможно лишь в результате систематической, целенаправленной работы по развитию у школьников умения воспринимать текст в единстве содержания и формы. Поэтому творческий подход к различным литературным явлениям и всевозможные виды творческой работы учащихся, которые этому сопутствуют, приобретают большое значение.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +