Сочинение — самый сложный вид письменной работы в школе. Оно активизирует умственную работу, развивает творческие способности учащихся и их самостоятельность. Среди различных видов сочинений есть и сочинения на литературную тему. Что же следует понимать под этим видом сочинения? Сочинения на литературную тему — это письменные работы, представляющие рассуждения учащихся о литературных героях, о содержании и форме художественных произведений, их языке и композиции. Они получили в преподавании литературы особое признание. Изучение крупных художественных произведений — повестей и романов, драм и комедий — обычно сопровождается сочинениями такого рода.
В проведении сочинений на литературную тему сказываются как достижения, так и недостатки преподавания литературы, в особенности в анализе произведений. Так, в 30—40-х годах в преподавании литературы отразились ошибки литературоведения того времени, когда в анализе художественного произведения уделялось большое внимание его идейно-тематической стороне, а эстетическая специфика литературы как вида искусства обычно предавалась забвению. Художественная литература превращалась в школе в материал для логических и стилистических упражнений. Все это, несомненно, сказалось и на практике школьных сочинений. Господствующими тогда были сочинения логического, типа: индивидуальные, сравнительные и групповые характеристики и рассуждения об идейном содержании произведений. Другие виды сочинений почти не проводились, не было достаточного внимания к разнообразным сочинениям творческого характера. В методической литературе даже появился термин «типовые темы». Это были темы типа: «образ» (индивидуальная характеристика литературного героя), «сравнение образов» (сравнительная характеристика), «группа образов» (групповая характеристика) и т. п.
Стремясь уйти от одностороннего, социологизаторского анализа произведения, учителя стали искать новые пути преподавания литературы. Жизнь поставила перед школой задачу рассматривать художественную литературу как вид искусства. Нужно было раскрыть перед учащимися ее идейное богатство и красоту. Все это вело к тому, чтобы научить школьников читать литературу «по-литературному», воспитывать у них нравственные и эстетические идеалы. Надо было усовершенствовать методы преподавания литературы, активизировать работу учащихся над текстом произведения, развивать их самостоятельность. Естественно, что в этих условиях назрела острая необходимость в перестройке и всей методики сочинений на литературную тему. Необходимо было улучшить систему, методику анализа литературного произведения.
В преподавании литературы сочинение на литературную тему помогает учителю изучать знания и развитие учащихся. «Важно выявить,— справедливо утверждают психологи,— каков уровень усвоения знаний того или иного ученика при изучении им различных разделов программы». Сочинение, написанное самостоятельно, является прекрасным средством решения этой педагогической задачи.
Работа над сочинением на литературную тему служит средством конкретизации восприятия произведения, усвоения его особенностей как произведения искусства, углубления работы над текстом, обогащает ученика литературными знаниями, дисциплинирует и развивает его ум, учит рассуждать о прочитанном, расширяет сферу его эмоций и чувств.
Работа над сочинением творческого характера имеет большое значение и в том отношении, что способствует развитию воображения, внимания и памяти, логического и образного мышления учащихся. Совершенно ясно, например, что невозможно написать сочинение о литературном герое, не представив конкретно его внешнего и внутреннего облика, взаимоотношений с другими героями, отношения его к обществу и природе и т. д. Все это требует работы воображения, умения воспроизвести изображенное в произведении, воспринять жизнь и людей именно такими, какими они показаны писателем. Без внимательного чтения и без мобилизации памяти невозможно выбрать из произведения тот материал, которого требует поставленная перед учеником творческая задача. Такое воображение носит название воссоздающего. Чем сильнее развито у школьника воссоздающее воображение, тем конкретнее воспринимает он образы художественного произведения и их систему. Вместе с тем, как справедливо отмечают психологи, многие преподаватели литературы недооценивают воссоздающего воображения в восприятии произведения, «не подчеркивают перед детьми необходимости точно и правильно воссоздавать литературные образы и даже, наоборот, сами того не желая, содействуют тому, что дети начинают относить свои недочеты в обучении литературе не за счет несовершенства их воображения, а за счет других причин (недостатков памяти, внимания и т. д.)».
Без достаточно развитого воссоздающего воображения невозможно полноценное восприятие литературного произведения. Оно совершенно необходимо и во время работы ученика над сочинением на литературную тему. Развитие воссоздающего воображения в процессе преподавания является и подготовкой учащихся к сочинению. Чтобы по-настоящему понять художественное произведение, ученик должен хорошо понимать его лексику, образные средства, поэтический синтаксис, должен уметь вдумчиво читать, видеть людей, события и обстановку, изображенные в произведении. Все это требует внимательного, серьезного, неторопливого чтения, и такому чтению надо учить. Только такое чтение дает материал для самостоятельных сочинений учащихся. В руках учителя сочинение школьника — это показатель того, насколько правильно ученик понял произведение, достаточно ли разобрался в нем, т. е. верно ли он воссоздает прочитанное. Каждое сочинение — это показатель развития учащихся. Читая сочинения, учитель видит, над чем еще надо поработать, чтобы произведение было действительно усвоено учащимися.
Сочинение вместе с тем средство развития мышления ученика. Самый отбор материала для такой письменной работы — сложный логический процесс. Отобранный материал невозможно организовать без соответствующей классификации, которая, в свою очередь, требует напряженной логической работы, и сочинение, таким образом, служит средством развития логического мышления школьника.
Но сама природа художественного произведения такова, что его логика своеобразна — это логика образного отражения жизни, логика образного мышления, и от ученика, пишущего сочинение, требуется не просто умение разумно построить свое рассуждение, а раскрыть в нем понимание образной системы произведения. Самый процесс понимания школьником природы художественного произведения как образного отражения жизни и человеческих характеров есть процесс развития его образного мышления.
Наконец, нельзя забывать и огромного значения сочинения как эффективного средства повышения культуры речи учащихся. Работа над сочинением обогащает их речь новыми словами и образными средствами языка, совершенствует синтаксические конструкции, логику речи.
Одним из условий успешного преподавания литературы в школе служит творческий подход к изучению художественного произведения. Передовые учителя уделяют большое взимание организации литературно-творческих кружков, выпуску литературно-творческих журналов, альманахов, сборников. И конечно, совсем не случайно за последнее время получили развитие такие приемы преподавания литературы, как творческое чтение, творческие пересказы, творческие диктанты и изложения и т. д. В системе письменных работ большое место теперь занимают сочинения творческого характера. Чтобы сразу же уточнить, что мы понимаем под термином «творческое сочинение», необходимо рассмотреть, в каком значении он употребляется и какое содержание следует в него вкладывать.
Одни учителя и методисты понимают под этим термином сочинения, основанные на жизненных наблюдениях и впечатлениях учащихся, другие — не только эти сочинения, но и сочинения на литературную тему, если в них излагается личная точка зрения ученика, привлекается самостоятельно найденный им материал, проявляется стремление сказать о прочитанном свое, новое, оригинальное.
Нам кажется, что вторая точка зрения более полно отражает сложившуюся в нашей школе практику проведения сочинений. Эта же точкд зрения получила отражение и в современной методической науке. Так, проф. В. В. Голубков пользуется термином «творческая характеристика», имея в виду сочинение о литературном герое. Для таких характеристик он предлагает давать темы, стимулирующие школьников к самостоятельному решению вопроса, причем секрет этого видит не только в формулировке темы, но и в процессе работы над тект стом: «Если учитель сумеет возбудить интерес к проблеме, поставленной в произведении, перекинуть мост к тому, что волнует ученика в его собственной жизни, тогда найдется и формулировка темы».
Нередко творческим называют любое самостоятельное сочинение., что, конечно, неверно, так как термины «творческое» и «самостоятельное» неадекватны.
Творческое сочинение отражает индивидуальные особенности пишущего, уровень его развития и общей культуры, стремление к творческому осмыслению материала. Именно поэтому творческие сочинения служат прекрасным средством психологического изучения школьников.
Когда мы говорим о творческих сочинениях, то рассматриваем их как своеобразные упражнения учебного характера, имеющие большое образовательно-воспитательное значение и, безусловно, способствующие литературному развитию учащихся и воспитывающие их литературные вкусы. Это, конечно, не исключает специальной, более или менее углубленной работы над творческими сочинениями тех учащихся, у которых есть литературные способности.
Заметим сразу же, что школа воспитывает культурного читателя, конечно, не только из тех учеников, у которых есть литературные способности, а из всех учащихся.
Итак, творческим называется любое ученическое сочинение, в котором школьник самостоятельно освещает вопрос, поставленный в теме, высказывает свою точку зрения по этому вопросу, стремится создать оригинальное произведение.
Это определение в одинаковой мере относится как к сочинениям, основанным на материале жизненных наблюдений и впечатлений школьников («Мой летний отдых», «Наш поход по родному краю» и т. п.), так и к сочинениям на литературную тему, когда ученики выражают в них свою личную точку зрения («Что меня привлекает в образе Чацкого», «Мое понимание образа Печорина» и др.).
Одним из самых важных условий успешного проведения сочинений является хорошо продуманный, интересный для учащихся и всегда обогащающий их представления о жизни анализ литературного произведения. Нужно изучать художественное произведение так, чтобы школьники становились образованнее, умнее. Однако ведь каждый учебный предмет (история, география, физика и др.) должен это делать. В чем же состоит особенность литературы как учебного предмета? Ни один учебный предмет, кроме литературы, не раскрывает перед учащимися таких нравственных понятий, как долг и честь, верность и преданность, братство и товарищество, скромность и благородство, самоотверженность и счастье и т. д. Ни одно из этих понятий невозможно раскрыть путем логических рассуждений с такой полнотой, как это делает художник слова — писатель. Достаточно вспомнить, например, картины счастья Елены Стаховой, Наташи Ростевой, Пелагеи Ниловны, Разметнова, Гриши Добросклонова, Павла Корчагина, чтобы представить великую сокровищницу художественной литературы как неисчерпаемый источник духовного развития человека. И чем лучше будет поставлено изучение этого богатства, чем разумнее будет анализ литературного произведения, тем больше раздумий вызовет литература у наших школьников и тем богаче будет у них материал для сочинений. Именно так цодходят теперь учителя-словесники к анализу произведения, рассматривая его как одно из важнейших условий правильной постановки сочинений. Естественно при этом, что главное внимание в анализе произведения уделяется образу и системе образов. Но этому надо учить.
Нужны ли обучающие сочинения? Жизнь показала, что надо учить школьников навыкам письменной речи, умению писать сочинения. Только антинаучная буржуазная теория «свободного воспитания» проповедовала невмешательство в творческую лабораторию ученика.
Советская методическая наука достаточно полно разработала методику обучающих сочинений, проводимых в связи с анализом литературных произведений, однако для этой методики в недавнем прошлом были характерны односторонность и излишне строгая регламентация. Широко были распространены единые схемы планов, по которым писались характеристики героев. Обучение другим видам сочинений обычно не велось. При проведении творческих сочинений изменились, конечно, и пути обучения навыкам сочинения, причем теперь учитель стремится к большему разнообразию приемов над этим видом письменной работы.
Как же следует проводить обучение сочинению? Учитель руководит школьником на всех этапах его работы над сочинением: и во время подготовки к сочинению, и в процессе письменного оформления и исправления написанного. На подготовительном этапе раскрывается процесс работы над сочинением — понимание темы (творческой задачи, поставленной в ней), содержание сочинения, отбор материала и его организация. Обычно все эти вопросы решаются в классе коллективно, под руководством учителя. В соответствии с темой учащиеся рассказывают, о чем и в какой последовательности они будут писать сочинение, указывают материал, приводят убедительные примеры и т. д. В итоге такой работы некоторым ученикам предлагается сообщить сочинение в устной форме (устное сочинение). Сообщения исправляются и дополняются в классе. На первых ступенях обучения целесообразно заканчивать такую работу коллективным составлением плана и показом приемов написания сочинения по плану. Так, перед каждым школьником раскрывается перспектива всей работы над сочинением, ее процесс. Ученик как бы видит свое будущее сочинение, знает, о чем и как надо писать.
Однако такие вопросы могут решаться и в индивидуальной работе. Тогда каждый ученик проделывает всю эту работу самостоятельно и готовится к отчету в классе, т. е. к устному сочинению, которое рассматривается на класснах занятиях как пример возможных вариантов письменного сочинения.
В отдельных случаях индивидуальная разработка планов и их обсуждение в классе являются самостоятельными приемами обучения. В качестве такого же приема выступает и рассмотрение готового плана сочинения (план в данном случае берется или из методических пособий, или из прежних работ учащихся, или составляется самим учителем).
Обучение с опорой на образец осуществляется не только в работе над планом сочинения, но и над текстом готового сочинения, когда его читают в классе, а затем обсуждают. Целенаправленный разбор сочинения показывает учащимся, как следует и как не надо писать сочинение. Возможно рассмотрение двух готовых сочинений — хорошего и плохого — в их сопоставлении.
В отдельных случаях учитель предлагает свой образец. Именно это имела в виду М. А. Рыбникова, когда писала: «Нужно, чтобы учитель не только бросал отдельные замечания, но чтобы он когда-то сказал ученикам: «Вот сегодня я дам характеристику Татьяны. Вот вам план на доске. Следите за мною». И учитель дает образец хорошо построенной эмоционально поднятой, логически развернутой характеристики героини».
Так проводится обучение сочинению на подготовительном этапе работы, т. е. до того, как ученик начинает писать сочинение. Как только он приступает к такой работе, перед ним встают новые трудности — формулирование мыслей, логика изложения, определение композиции сочинения. На этом этапе учитель уделяет особое внимание индивидуальной работе с учащимися над черновиками их сочинений. Ученикам предлагается подготовить первые варианты сочинения и сдать их учителю на просмотр. При просмотре черновиков учитель обращает особое внимание на то, как ученик развивает главную мысль, обосновывает ее, какова логика изложения и т. д. Указания учителя делаются на полях и в тексте сочинения. В этом случае совершенно необходим такт учителя. Резкое замечание может оскорбить ученика, убить у него желание работать. Замечания и исправления учителя должны учить школьника, как нужно решать поставленную задачу, обращать внимание автора на трудности и способы их преодоления. Большую роль при этом играет рецензия, в которой дается совет, как нужно улучшить сочинение.
Действенным приемом обучения служит редактирование черновика учителем вместе с автором сочинения. Учитель обращает внимание школьника на тот или иной недостаток в тексте черновика и предлагает ему тут же устранить его. В другом случае, когда это трудно сделать ученику, учитель сам правит текст.
Наряду с индивидуальными занятиями учитель проводит групповые и общеклассные консультации в процессе работы учащихся над сочинением. Во время таких консультаций целесообразно прочитывать в классе сочинения предыдущих лет, чтобы показать, как решались и могут решаться подобные вопросы. В ряде случаев на вопросы учащихся отвечают одноклассники, ссылаясь на опыт своей работы над сочинением.
Наконец, обучающая работа осуществляется в процессе анализа написанных сочинений. Учитель проверяет каждое сочинение, делает в нем необходимые исправления или указания к исправлению, пишет краткую рецензию и ставит оценку. Примеры лучших и неудавшихся работ разбираются в классе на специальном уроке. Анализ их дает учителю огромные возможности обучения. Одним из важнейших условий, решающих успех обучения, является строгая целенаправленность разбоpa. Невозможно в течение одного урока выяснить и объяснить все ошибки и недочеты учащихся, поэтому на каждом уроке по анализу и должна быть совершенно определенная цель. Разбор сочинений проводится в определенной системе, соответствующей обучению навыкам выполнения этого вида работы. Если, например, ставится цель научить школьников раскрыть главную мысль сочинения, то именно на эту сторону в процессе анализа и обращается основное внимание.
За последние годы большое распространение получил прием рецензирования ученических письменных работ учащимися. Учитель дает ученику сочинение его товарища по классу и просит написать о работе свое мнение. При этом разъясняется, что в рецензии должны быть указаны и достоинства, и недостатки, и что замечания следует делать продуманно, обоснованно. Правильно поставленное рецензирование не только обучает, но и укрепляет дружбу между учащимися. Сама рецензия рассматривается учителем тоже как творческая работа.
Таковы приемы обучения школьников умению писать сочинение.
Как часто проводятся обучающие сочинения? По этому вопросу есть различные мнения в методике, так как существуют и разные условия обучения. В одних случаях они проводятся чаще, в других — реже, в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся, но обычно не реже двух раз в году (одно — в начале, другое — в середине учебного года).
Когда мы употребляем термин «обучающее сочинение», то имеем в виду специальную письменную работу, целью которой является развитие того или иного навыка сочинения: определение объема и содержания темы, раскрытие темы и построение сочинения, доказательное изложение, стилистическое оформление и т. д. Однако и при проведении других видов сочинений учитель руководит учащимися, все время обучая их навыкам сочинения. О такой обучающей работе говорится и в каждой статье, помещенной в данном сборнике, и это понятно, так как без специальных знаний и навыков невозможно написать хорошее сочинение.
Одна из задач нашего сборника — показать то новое, что уже сложилось в практике преподавания литературы и в работе над сочинением. Многие учителя, активизируя работу учащихся над художественным произведением, стремятся найти новые виды сочинений, которые бы увлекли, захватили школьников, дали бы им простор для творческой работы.
В этом сборнике помещена статья М. А. Цейтлина «Сочинения в связи с анализом художественного образа», которая показывает, что прежде всего надо учить школьников понимать образ, выражение в нем воплощения авторского замысла. Чтобы правильно понять образ и его место в системе образов, утверждает автор статьи, необходимо выяснить с учащимися проблематику произведения, общественную позицию писателя, его идеи и мировоззрение. Без такой работы не может быть понято ни одно художественное произведение, не может быть создано и основы для сочинений на литературную тему. Приведенные в статье сочинения учащихся — «В чем заключается ценность образа Манилова», «Композиция образа Чичикова», «Какие мотивы лирики Лермонтова я слышу в романе «Герой нашего времени» — убедительно показывают, что при правильном подходе к анализу литературного произведения учащиеся получают возможность глубоко понять его и написать вполне самостоятельные сочинения о художественных образах, их идейной проблематике и мастерстве писателя. Художественная литература при этом воспринимается в ее специфике как искусство слова, что и является одной из задач преподавания литературы.
Сочинение на литературную тему должно всегда способствовать углублению работы учащихся над текстом произведения, и чем больше сочинение выполняет эту функцию, тем оно целесообразнее как средство литературного образования.
Углубленной работе над текстом произведения способствуют, в частности, так называемые творческие пересказы, когда речь в сочинении ведется от лица одного из героев произведения. Художественная литература дает для таких пересказов богатый материал. Так, в процессе анализа романа «Война и мир» внимание учащихся обращается на то, что описание Шенграбенского сражения дано Толстым с разных точек зрения: с точки зрения князя Андрея, Николая Ростова и капитана Тушина. Писатель это сделал с той целью, чтобы более объективно и полно представить картину сражения.
В процессе же анализа такой прием изображения событий предоставляет возможность для творческого пересказа от лица каждого из этих трех героев. Пересказ от лица героя может быть успешно осуществлен только при условии глубокого проникновения читателя в текст художественного произведения, понимания характеров действующих лиц и особенностей их речи. Вместе с тем творческий пересказ как вид сочинения служит прекрасным средством развития воображения и образной речи учащихся.
В этом сборнике мы помещаем статью В. Г. Седовой, в которой рассказывается о содержании, системе и методике работы над пересказом от лица героя.
Многие учителя за последние годы уделяют большое внимание сочинениям о художественной форме произведений. Нет никакого сомнения, что сочинения такого рода помогают понять природу литературного произведения как вида искусства. Работа над подобными сочинениями ведет учащихся к практическому изучению ряда теоретико-литературных понятий (сюжета, портрета, пейзажа, интерьера и т. д.). Этот вид сочинения не новый, но, как известно, в годы увлечения сочинениями типа характеристики он почти не проводился и поэтому воспринимается нами в настоящее время как один из новых рядов письменной работы.
Различные подходы к сочинениям на темы художественной формы произведения показаны в статьях Г. Н. Левицкой, К. Р. Лапиной и О. Ю. Бурлаченко-Богдановой. В них освещаются вопросы методики изучения языка и композиции произведений, в частности роли пейзажа в его образной системе.
К. этой группе примыкает и статья Н. Б. Гордеевой «Сочинения о «музыкальных страницах» романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в которой рассматривается композиционная роль музыки в создании Толстым образов своих любимых героев. Это один из новых подходов к изучению образов-персонажей. По существу говоря, сочинения такого рода — это новый вид характеристики литературного героя.
Новым в практике проведения сочинений в школе является и то, что советская литература теперь стала материалом для сочинений во всех старших классах, в то время как до действующей программы она служила материалом для сочинений лишь в выпускном классе. Объясняется это введением специальных уроков-бесед по советской литературе. Во всех старших классах теперь пишутся отзывы о прочитанных новинках советской литературы и сочинения на такие темы, как «Образ нашего современника в произведениях советских писателей», «Что я знаю о писателях — лауреатах Ленинской премии», «Книги, которые учат побеждать», «Образ молодого человека нашего времени», «Наши советские девушки», «Что мне хочется сказать о новой поэзии» и т. д. Частично такая работа отражена в статье Ф. С. Мисяк «Старшеклассники пишут о современной советской поэзии».
В этой статье рассказывается об обучающей работе со старшими школьниками, подготавливающей их к самостоятельному анализу стихотворного текста, в частности лирических стихотворений. В результате такой работы ученики с большим интересом пишут о лирике современных советских поэтов.
Особый вид творческой работы на литературную тему представляют сочинения о театре. Это чаще всего отзывы о спектакле или об игре отдельных актеров. При правильной постановке такие сочинения являются прекрасным средством анализа драматического произведения, в частности драм и комедий, изучаемых в школе, а описание игры актеров — средством характеристики действующих лиц. С интересом пишут школьники и о своих любимых театрах, об удачах и неудачах их репертуара и т. д.
Сочинения о театре — это не только действенное средство воспитания культурного зрителя, но и средство литературного развития учащихся, так как, работая над такими сочинениями, учащиеся глубже познают природу драматического произведения, специфику драматического образа. Огромное значение в литературном образовании имеют и сочинения о спектаклях-инсценировках, в особенности об инсценировках литературных произведений, изучаемых в школе. Со знанием дела рассказывает о содержании такой работы Т. С. Зепалова в статье «Старшеклассники пишут о театре».
Многие учителя обратились к лучшему опыту прошлого и стали предлагать учащимся при изучении прозаических произведений составление инсценировок. Методика проведения таких видов письменных работ показана Т. А. Липаевой в статье «Сочинение-инсценировка». Хочется в связи с этим отметить также как весьма отрадное явление в постановке сочинений составление учащимися режиссерских указаний к отдельным сценам и явлениям изучаемых в школе пьес, описание декораций к ним, разработку киносценариев на основе эпических литературных произведений и т. д.
Наконец, нельзя не отметить, что за последнее время большое внимание учителя уделяют сочинениям, основанным на материале внеклассного чтения. Такие сочинения дают возможность учащимся высказаться о прочитанном, проверить свое понимание прочитанного, поделиться с товарищами по классу. И совсем не случайно все большее распространение получают районные и городские конкурсы на лучшее сочинение учащихся. Среди работ, поступающих на эти конкурсы, немало сочинений, вызывающих большой интерес.
В этом сборнике мы знакомим своих читателей с опытом Многолетней работы по проведению таких конкурсов в Куйбышевском дворце пионеров. Об этом опыте рассказывается в статье В. П. Финкельштейна «Конкурс на лучшее сочинение». Автор рассказывает, какие конкурсы были проведены, как они подготавливались и проходили, какие результаты дали. Отмечается большая роль конкурсов в литературном развитии и эстетическом воспитании учащихся.
Из сказанного ясно, что для преподавания литературы в последние годы характерен совершенно новый подход к изучению этого предмета в школе. Очень важно отметить, что в связи с творческим подходом к сочинениям на литературную тему у школьников возникает интерес и к литературному творчеству. В сочинениях отражаются думы учащихся о подвиге, дружбе, счастье, мечте. С увлечением пишут они о будущем нашей Родины, о созидательном труде отцов и т. д. М. А. Рыбникова, в свое время уделявшая большое внимание сочинениям на жизненные темы, справедливо утверждала: «Заставляя учащихся писать, мы вводим их в понимание значения и радости творческого труда, мы приобщаем их к замыслу, к плану литературного произведения, мы даем им литературное образование».
Сочинения творческого характера, проводимые в настоящее время,— бесспорное достижение школы в ее борьбе за повышение качества преподавания литературы. Однако стремление уйти от штампов в сочинениях на литературную тему подчас приводит некоторых учителей к отрицанию сочинений типа характеристики.
В поисках нового порой намечаются и неприемлемые формы сочинения, когда учащиеся пишут письма о своих встречах с литературными героями, например с Базаровым, Обломовым и др. (в одном из таких сочинений Ольга Ильинская, ставшая старухой, рассказывает об истории своей любви к Обломову); письма к литературным героям, как к живым людям (одно из таких писем, обращенных к Чацкому, начиналось: «Дорогой Александр Андреевич, пишет вам ученик...»); составляют открытые письма давно умершим писателям (в одном из сочинений доказывалось, что Обломов не виноват, что он «Обломов»). В некоторых сочинениях литературные герои XIX века переносились в нашу эпоху и «становились» строителями коммунизма. Но будем надеяться, что все это — прошлое.
* * * В постановке сочинений в школе в настоящее время достигнуты значительные успехи, однако все то новое, что сделано, нужно считать лишь началом желаемого. Эти успехи являются одним из следствий того, что советской педагогической наукой за последние годы разработаны основные принципы обучения — связь преподавания с жизнью и единство обучения и воспитания. Задача состоит в том, чтобы в дальнейшем непрестанно осуществлять все новые и новые поиски в области преподавания литературы, неотъемлемой частью которого являются творческие сочинения учащихся, способствующие развитию их творческих способностей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.