Шевченко часто думал о том, как притупляются чувства от незаслуженных обид, лишений, неволи. Сам он принадлежал к натурам столь жизнерадостным и стойким, что лишь повеял ветер желанной свободы — душа его расцвела. К Нижнему Новгороду, где кончался рейс «Князя Пожарского», поэт подъезжал в самом радужном настроении. Его занимало все. И даже когда левое колесо парохода вдруг перестало вертеться и машинист сообщил, что лопнул шатун, Шевченко весело крикнул спускавшемуся с капитанского мостика Кишкину: «Что, наш дельфин поползет теперь как черепаха?»
Мечтая о встрече с друзьями, о возвращении к любимому делу, Шевченко и подгонял время и хотел продлить радость каждой минуты.
Ночь простояли на якоре. В одиннадцать часов утра 20 сентября 1857 года «Князь Пожарский» подошел к Нижнему Новгороду. Утро было прекрасно. Солнце приветливо светило. Шевченко жадно всматривался в очертания города. Пассажиры высыпали на палубу, делились впечатлениями, уславливались о встречах.
Оставив вещи на пароходе, Шевченко медленно стал подниматься в гору, все время оглядываясь на красавицу Волгу, как он ее называл.
Слегка задыхаясь от крутого подъема, он наверху остановился перед Георгиевской церковью, прекрасным памятником архитектуры XVII века. Думая, с чего бы начать день в этом городе, Шевченко вспомнил, что недалеко от Георгиевской церкви живет его старый киевский знакомый. При воспоминании о Киеве сильнее забилось сердце. Шевченко предвкушал дружескую встречу, разговор о прошлом. Но приятеля не оказалось дома. День был прекрасен, и Шевченко, не подозревая, что у него впереди будет много времени осматривать город, решил это сделать немедленно.
Он пошел в кремль. Величественны и гармоничны были старинные постройки кремля, но резким контрастом к ним торчало здание нового собора, «огромная квадратная ступа с пятью короткими толкачами», образно, как всегда, подумал поэт. Вкус художника был также уязвлен аляповатым обелиском, поставленным Минину и Пожарскому в память их патриотического подвига. «Этого ли заслужили народные герои? — с горечью подумал Шевченко. — Копеечное, позорящее неблагодарное потомство приношение!»
Походив еще по городу, радуясь последним теплым лучам осеннего солнца, с интересом прислушиваясь к говору нижегородцев, отчеканивающих букву «о», Шевченко без труда нашел квартиру Сапожникова, который настойчиво до назойливости просил посетить его.
— А, сколько лет, сколько зим! — восторженно закричал Сапожников, только этим утром расставшийся с Шевченко.
Тут же появился у Сапожникова главный управляющий компании пароходства «Меркурий» Николай Александрович Брылкин. Вид у него был расстроенный, на шумное приветствие хозяина дома он ответил сдержанно и попросил выйти с ним для разговора в другую комнату. Предчувствие чего-то неприятного омрачило безоблачное до того настроение Шевченко. И предчувствие не обмануло его. Через несколько минут Сапожников позвал его в свой кабинет, и Брылкин сказал по секрету, что получил от полицмейстера предписание сообщить ему, как только Шевченко прибудет в город.
Оказалось, что при амнистии поэту был воспрещен въезд в столицы, а комендант Усков, не зная этого, выдал проездной билет до Петербурга. Полиция должна была немедленно отправить Шевченко в Уральск для получения указа об отставке с известными ограничениями.
Это был страшный удар. Шевченко побледнел. Сердце его стучало так громко, что, казалось, слышали все.
— Д-да... — произнес он протяжно. — Я хоть и тертый калач, но весьма поражен этой вестью. Что же делать теперь?
Добрые карие глаза Брылкина светились участием. Сапожников, любивший всякие сенсации, ходил по комнате большими шагами, размахивал руками, негодовал, но все это мало походило на искреннее чувство.
— Тарас Григорьевич, — сказал после некоторого раздумья Брылкин, — вы не волнуйтесь. Ехать вам в Петербург сейчас никак нельзя, но и в Уральск мы вас не пустим.
— Как же так? — сокрушенно спросил Шевченко.
— Что-нибудь придумаем. Сошлемся на болезнь. Да вы и впрямь больны! Взгляните в зеркало, на вас лица нет.
Кое-как позавтракав у Сапожникова, Шевченко отправился на пароход за своими вещами и документами.
Капитан Кишкин долго тряс на прощанье руку другу.
Побродив перед закатом по городу, Шевченко посетил еще нескольких знакомых и наконец водворился в своей временной квартире у местного архитектора Павла Абрамовича Овсянникова. Квартиру эту устроил Брылкин, всем сердцем проникнувшись сочувствием к Тарасу Григорьевичу.
На следующее утро Овсянников и Брылкин устроили нечто вроде семейного совета, на котором окончательно было решено, что Шевченко должен сказаться больным.
Поэт прекрасно понимал, что это единственно возможный в данную минуту выход из положения. Но сердце его было полно негодования и обиды.
«Вот тебе и Москва! Вот тебе и Петербург! И театр, и академия, и Эрмитаж, и сладкие дружеские объятия земляков, друзей моих... Проклятие вам, корпусные и прочие командиры, мои мучители безнаказанные! Гнусно, бесчеловечно! Отвратительно гнусно!» — записал он у себя в дневнике. Его настроению соответствовала и погода, резко изменившаяся с предыдущего дня. Небо заволокли бесконечные серые тучи. Шел мелкий, назойливый дождь.
Так прошли сутки в Нижнем Новгороде, где поэту суждено было прожить полгода.
Со страстью принялся Шевченко за работу. Сделал множество пейзажных, портретных и архитектурных рисунков. В ясные дни любовался живописными башнями и стенами нижегородского кремля. Прямо перед окнами дома возвышалась изящная Георгиевская церковь. Шевченко подолгу любовался красотой старинных построек, стремясь все запечатлеть. Погода не благоприятствовала, но он ловил каждый луч солнца, чтобы рисовать.
Особенно манили его стены кремля, за которыми скрывалось столько чудесных построек. Он не пропускал и дня, чтобы не побывать там. Однажды, проходя в обычный час по площади кремля, он увидел перед губернаторским дворцом толпу крестьян. В рваной, худой одежде, с непокрытой головой, они являли грустное зрелище. К тому же картина была необыкновенная: чуть ли не целое село пришло ко дворцу губернатора. Что бы это значило?
Шевченко вглядывался в лица. Его особенно привлек мрачный взгляд одного пожилого, обросшего бородой крестьянина. В его серых глазах не было покорности — возмущение и гнев прочел в них Шевченко. Он подошел к нему:
— Вы чьи? О чем просите?
Крестьянин мрачно посмотрел на Шевченко и нехотя ответил:
— Управы просим на барина нашего, помещика Демидова. Может, слыхали?
В это время у входа во дворец показался какой-то чиновник. Крестьянин отошел от Шевченко. В толпе поднялся шум.
«Демидов, Демидов...» — повторял Шевченко. И вдруг вспыхнуло воспоминание. 1837 год. Гатчина. Богатый аристократический дом. Тараса привел туда кирасирский юнкер Демидов, шумный, нагловатый молодой человек.
Юнкер, знакомый Гребенки, хотел заказать портрет своей невесты, и Гребенка, всегда озабоченный тем, чтобы Тарас имел заработок, отрекомендовал его как талантливого портретиста.
Девушка была красива, но глупа. Сколько бился Шевченко, чтобы придать человеческое выражение ее лицу, на котором застыла натянутая улыбка. Юнкер не скупился на похвалы, но когда портрет был закончен, он, как и многие другие, не заплатил ни копейки.
«Интересно, не тот ли это самый Демидов? — думал Шевченко. — Впрочем, фамилия самая обыкновенная».
Но когда через несколько дней Овсянников подробно рассказал ему о крестьянских ходоках, выяснилось, что это тот самый Демидов. Когда-то он обманул бедного крепостного художника; теперь, прожив долгую и беспутную жизнь, промотавшись до нитки, он грабит своих крестьян.
— Вы понимаете, — возмущался Овсянников, — они такого натерпелись, что пришли всем селом жаловаться губернатору,просить управы. А губернатор велел их высечь за дерзость. Пусть, мол, ищут управы по начальству, начиная со станового.
— А лучше бы они просто сами повесили своего грабителя! — буркнул Шевченко.
Слушая рассказ Овсянникова, он все время с грустью вспоминал полюбившиеся ему строки недавно прочитанного стихотворения Тютчева, которое даже списал себе на память:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Страдающие русские братья! Будет ли конец долготерпенью народному? И сердце отвечало: будет!
В Нижнем Новгороде у Шевченко вскоре появилось немало поклонников и друзей. Они снабжали его книгами, показывали достопримечательности города, водили в театр.
Шевченко не пропускал ни одного нового спектакля, смотрел каждый по нескольку раз. Ему нравились многие актеры, а особенно привлекла его внимание совсем молоденькая актриса Екатерина Борисовна Пиунова. Шестнадцатилетняя девушка мастерски исполняла большие и сложные роли.
Чуткий ко всему талантливому, Шевченко думал о том, как нужно беречь ее талант, чтобы он не извратился, не опошлился, чтобы раскрылись и расцвели заложенные в ней возможности.
Со свойственной ему горячностью он рисовал себе картины знакомства Пиуновой с Щепкиным, который оценит ее способности, станет ее учителем, выдвинет на большую сцену.
Благородное желание помочь девушке соединялось с неясным еще ему самому чувством влюбленности в нее. Так долго молчавшее сердце готово было расцвесть. К этому времени Шевченко находился уже в оживленной переписке с Щепкиным. В письмах они обсуждали возможности встречи. Надежда на нее окрыляла Шевченко, вызывала к жизни его творческие силы.
В конце концов, здесь было сносно. Он начал писать. В Нижнем Новгороде были созданы поэма «Неофиты» и лирические стихотворения. Снова с неудержимой страстью выразил он ненависть к самодержавию. Он доказал, что ни солдатская муштра, ни ссылка, ни запрещение писать и рисовать не сломили его воли к борьбе. В «Неофитах» снова зазвучали мотивы поэмы «Сон».
В поэме «Неофиты» Шевченко рисует бесправие народа во времена жестокого римского императора Нерона. Под маской Нерона легко угадывалось лицо Николая I, под видом патрициев — помещики, а плебеи олицетворяли крестьян, угнетенных и замученных деспотической властью.
Неофиты (буквально: новообращенные, приверженцы нового учения) выступали в поэме на защиту народных масс. Неофиты были для Шевченко прообразами декабристов, которых поэт звал «первыми благовестителями свободы». В своей поэме Шевченко призывал:
Молитесь правде на земле,
А больше никому не верьте.
Не поклоняйтесь! Всё обман:
Попы с царями...
Герой поэмы Алкид гибнет в борьбе за свержение Нерона, но борьбу продолжает мать Алкида.
Поэма Шевченко предсказывала, что царю, его чиновникам, помещикам не уйти от народного суда.
Читателям было ясно, что Шевченко говорит не о прошлых веках. Все в этой поэме дышало современностью.
Безотрадна картина страны, истерзанной царскими палачами:
Ни дома, ни семьи не знаю,
Где мать с отцом иль брат с сестрой
В слезах бы нынче не ходили
И не томились бы в тюрьме
Или в далекой стороне,
В британских, галльских легионах
Не муштровались!..
Глухое возмущение живет в народе, и теплится горячая вера в лучшее будущее:
...Все Нерона
Клянут. О деспот! Божий суд,
Внезапный, праведный, нежданный,
Тебя осудит.
Надежды народа обращены к борцам против насилия. Один из них, Алкид, предвещает тот светлый день, когда ладет тирания и царя-деспота закуют в железные оковы. Велики еще силы деспотизма, борьба трудна, но правда восторжествует и загорится ясным светом над освобожденной страной. Порукой этому — «бесстрашные рыцари свободы»:
В их руках мечи стальные
Остры обоюду —
На отмщение языкам
И в науку людям,
Закуют царей несытых
В железные путы
И ручными кандалами
Накрепко окрутят,
Всех неправедных осудят
Судом своим правым,
И вовеки станет слава,
Праведникам слава!
Шевченко посвятил поэму Щепкину. Обращаясь к «актеру-чудотворцу», Шевченко выражал надежду, что его слово
...огнем-слезою
Упадет на нашу землю
И пойдет по странам
Притчей деспотам народным,
Грядущим тиранам.
Через верного человека, ехавшего в Петербург, Шевченко послал свою поэму Кулишу и просил при удобном случае передать ее Щепкину.
Революционный пыл Шевченко испугал Кулиша. Прочитав «Неофитов», он наставительно писал Шевченко в Нижний Новгород:
«Твои «Неофиты», брат Тарас, хорошая штука, но не для печати. Не годится напоминать сыну про отца, ожидая от сына какого бы то ни было добра. Не только печатать эту вещь рано, но позволь мне, брат, не посылать и Щепкину, потому что он с нею будет повсюду носиться, и пойдет про тебя такая слава, что тебя ни в коем случае не следует пускать в столицу».
Под «отцом» Кулиш разумел Николая I, а под «сыном» — Александра II.
Шевченко не запугали доводы Кулиша, и он настойчиво проси передать поэму Щепкину: «Пошли старику потому, что он уже знает, что «Неофиты» в твоих руках».
Шевченко хотел, чтобы Щепкин прочел его поэму, зажегся ею и показал друзьям и единомышленникам. Уж слишком долго поэт таился, пряча за голенищем сапога рожденные в ссылке стихи!
Возмутил его Кулиш и своим письмом о русских повестях.
Украинскому националисту Кулишу не хотелось, чтобы Шевченко печатал произведения на русском языке, даже под вымышленным именем. Он резко написал ему о повестях: «Если бы у меня были деньги, я бы у тебя купил их все вместе и сжег».
Благодаря стараниям таких «друзей» русские повести не были напечатаны при жизни Шевченко. А когда он умер, в журнале «Основа», выходившем в Петербурге, появилось объявление о распродаже рукописей повестей по очень низким ценам. К счастью, повести не разошлись по рукам. Неизвестно, каким путем они попали к Костомарову и пролежали двадцать лет в его письменном столе; после его смерти они увидели свет — частично в журналах, а потом отдельной книгой.
Шевченко, впрочем, не ждал уже от Кулиша ничего хорошего.
Сначала, обосновавшись в Нижнем на неопределенное время до выяснения своей дальнейшей судьбы, думая, что Кулиш сохранил былое отношение к нему, Шевченко попросил его приехать. В простоте души он надеялся, что Кулиш поспешит на свидание. А тот ответил откровенно и холодно:
«Не подобает мне ездить на свидание к тебе в Нижний потому, что о тебе хлопочут, как бы перетащить тебя в столицу. Если же пойдут слухи, что к тебе и теперь съезжаются земляки, то это, того и гляди, повредит твоему делу перед знатными господами. Я, на горе, человек в обществе заметный, и сразу все узнают, что поехал за семь верст киселя хлебать».
Шевченко подчеркнул слова: «Я, на горе, человек заметны й». Эти нотки бахвальства и в прошлом всегда раздражали его. Скромной, щепетильной натуре Шевченко были чужды черты самолюбования. Его большой, из глубины идущий талант был щедр и не нуждался в славословии. А Кулиш отмечал каждый свой шаг, словно говорил: «Вот я какой!»
Шевченко вспомнил, как его давно покоробило одно письмо Кулиша, присланное ему в Петербург вскоре после их знакомства. Кулиш писал о том, что закончил первую часть большой поэмы под общим названием «Украина»:
«Это составит отдельную малороссийскую поэму до Богдана Хмельницкого. Знающие люди восхищаются первой частью и уговорили меня скорей печатать, что я и сделал».
Сколько неприкрытого самодовольства было в этих словах! У Шевченко было такое чувство, словно что-то мутное капнуло ему в сердце. «И ведь не глуп! — пронеслось у него в мыслях. — А совсем не терпит критики: ему не говори правды, если хочешь сохранить с ним добрые отношения». Но он прогнал неприязненное чувство и скоро забыл об этой хвастливой фразе. Ему в ту пору нравилась кипучая энергия Кулиша, его желание ко всему приложить руки. Не раз впоследствии Кулиш словно окатывал его ушатами холодной воды...
Теперь Шевченко уже ясно увидел, что Кулиш — сухой, черствый карьерист. И недалек был тот час, когда он окончательно убедился, что этот карьерист готов ради личных целей «верой и правдой» служить царю. Как ни пытался впоследствии Кулиш восстановить былую дружбу, их отношения были внешне приятельскими, а внутри оставались холодными.
Живя в Нижнем Новгороде, Шевченко продолжал с увлечением читать книги и журналы, от которых он был оторван все эти годы.
Впервые в Нижнем Шевченко увидел «Полярную звезду» Герцена за 1856 год. Сильное впечатление произвели на него портреты казненных декабристов, помещенные на обложке: пять профилей, а под ними на переднем плане — топор и плаха, вдали — мрачный силуэт Петропавловской крепости. С такой обложкой выходили все номера этого альманаха.
«Как бы хорошо было, если бы выбить медаль в память этого гнусного события! — записывает Шевченко в дневнике. — С одной стороны — портреты этих великомучеников с надписью: «Первые русские благовестители свободы», а на другой стороне медали — портрет неудобозабываемого Тормоза с надписью: «Не первый русский коронованный палач»...
Очень взволновала Шевченко встреча в Нижнем Новгороде с декабристом Иваном Александровичем Анненковым, возвратившимся из Сибири. Описывая эту встречу в своем дневнике, поэт снова с горечью помянул «коронованного фельдфебеля».
В отрывке из неоконченной поэмы, озаглавленном «Юродивый» вставали страшные образы фельдфебеля-царя и его верных слуг! Шевченко показал, как они глумились над страной, грабили и разрушали ее, а лучших людей загоняли в Сибирь:
Безбожный царь, источник ала,
Гонитель правды, кат жестокий,
Что натворил ты на земле!
А ты, всевидящее око!
Знать, проглядел твой взор высокий,
Как сотнями в оковах гнали
В Сибирь невольников святых?
Как истязали, распинали
И вешали?! А ты не знало?
Ты видело мученья их
И не ослепло?! Око, око!
Не очень смотришь ты глубоко!
Ты спишь в киоте, а цари...
Да, чур Проклятым тем неронам!
Пусть тешатся кандальным звоном —
Я думой полечу в Сибирь,
Я за Байкалом гляну в горы,
В вертепы темные и норы,
Без дна глубокие, и вас,
Поборников священной воли,
Из тьмы, и смрада, и неволи,
Царям и людям напоказ,
Вперед вас выведу, суровых,
Рядами длинными, в оковах...
Такими жгучими словами обращался поэт к декабристам. Шевченко хорошо теперь знал, что делать. Он понял до конца, в чем назначение народного поэта. В мире лжи, лицемерия и насилия он был призван говорить правду, решительно разоблачающую зло, жестокость.
С волнением прочитал он в Нижнем Новгороде стихотворение Василия Курочкина на смерть Беранже, каждая строфа которого кончалась словами: «Угас поэт — народ осиротел».
Он записал в свой дневник на память это «прекрасное, сердечное стихотворение». Да, истинный поэт всегда с народом!
В Нижнем Новгороде Шевченко раздобыл брошюру Герцена «Крещеная собственность». Он читал и перечитывал тоненькую книжечку, и ему казалось, что Герцен выражает его сокровенные мысли:
«Пусть они знают, что если ни правительство, ни помещики ничего не сделают — сделает топор».
На страницах «Отечественных записок» Шевченко увидел знакомое имя Николая Костомарова. В журнале была напечатана его монография «Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России». Шевченко было вдвойне интересно читать эту работу: и потому, что ее написал Костомаров, и потому, что его давно привлекала фигура Богдана Хмельницкого, возглавившего освободительную войну против польской шляхты. Он назвал его «гениальным бунтовщиком».
Шевченко охватило желание встретиться с Костомаровым, поделиться нахлынувшими на него мыслями.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.