Надежда на встречу с Щепкиным становилась все определеннее. Старый друг приглашал Шевченко в подмосковное имение своего сына, но, понимая, что Тарас Григорьевич стеснен в деньгах, решил сам приехать к нему в Нижний Новгород, «...поговорить бы о многом нужно. Может быть, моя старая голова навела бы и твою на добрую мысль», — писал он.
Тепло становилосьна сердце поэта от этих слов. Хороша жизнь, если есть такие друзья!
И вот теперь, когда твердо знал, что Щепкин приедет, он загорелся желанием увидеть великого артиста на сцене нижегородского театра. «Напишу ему, пускай едет сюда и пускай на здешней бедной сцене тряхнет стариной. Как бы он возвеселил меня и своих нижегородских поклонников!»—думал он.
Директор театра с восторгом откликнулся на предложение Шевченко, сказал, что согласен на любые условия. Оставалось получить согласие самого Щепкина.
С юношеским жаром уговаривал поэт своего друга не отвергать его просьбу. А сам в мечтах своих рисовал, как Щепкин будет пленять всех в «Москале-чарiвнике». На роль Тетяны он начал готовить Катю Пиунову, обучая ее украинскому языку.
Молодая, но уже очень практичная девушка старательно занималась. Шутка ли, играть с самим Щепкиным! От этого, возможно, зависела вся ее дальнейшая судьба.
Щепкин согласился дать несколько спектаклей, хотя и не очень ему этого хотелось, «...мы и без театра обойдемся», — писал он, сообщая о том, что намерен приехать на рождественские праздники.
Перед рождеством в Нижнем начиналось обычное оживление. Предстояли дворянские выборы. В город съехались помещики со всей губернии.
23 декабря с утра шел густой снег. Белые хлопья, кружась, не спеша опускались на землю. Лихо неслись по нижегородским улицам санки. Мальчишки, играли в снежки. Рано стемнело.
В этот день Шевченко ждал Щепкина. Шли часы за часами, а Щепкин все не приезжал. В такую погоду трудно было точно рассчитать время приезда —снег и вьюга могли задержать в пути. Щепкин и в письме предупреждал: «Ежели приеду днем, то заверну к тебе; а ежели ночью, то где-нибудь остановлюсь в гостинице». Да разве мог Шевченко усидеть хоть минуту спокойно в ожидании друга или подумать только, что не встретит его сразу же по приезде! Несмотря на вьюгу, усилившуюся к ночи, Шевченко дважды бегал на почтовую станцию. Наконец он решил просто не уходить оттуда.
В три часа ночи подъехали широкие сани. Закутанный в теплую шубу Щепкин вылез и сразу попал в объятия друга.
— Да нет, нет, — кричал Тарас, без конца обнимая его, — какой ты старик — ты юноша, сердечный, пламенный юноша, артист-патриарх!
— Ты свободен, Тарас! Ты свободен! — то и дело восклицал Щепкин.
— Хороша свобода! Словно собака на привязи, — мрачно ответил Шевченко, но тут же снова посветлел.
Начались счастливейшие шесть дней в жизни Шевченко. Друзья говорили о многом. То весело, по-детски смеялись, то плакали оба радостными слезами.
День Шевченко проводил в театре на репетициях. Щепкин на сцене сбрасывал с плеч тяжесть лет и неутомимо работал с актерами, заставляя их много раз повторять одну и ту же фразу, жест или позу.
— В искусстве нет мелочей, — говорил он.
Среди молодых актрис Щепкин особо отметил Катю Пиунову. Как и мечтал Шевченко, Михаил Семенович поручил ей роль Тетяны, и ласкательное имя Тетяся утвердилось за Катей Пиуновой и в жизни. Шевченко иначе теперь ее не называл.
Пиунова впитывала в себя, как губка, все, чему ее учил великий актер, а он, оценив ее понятливость и талант, поощрял то словами, то взглядом. В день спектакля, проходившего при полном сборе, Пиунова прекрасно сыграла роль. Театр дрожал от рукоплесканий.
Шевченко наслаждался. Он словно впервые видел Щепкина в этой пьесе — с такой свежестью чувств воспринимал его игру. А Катя — Тетяна, грациозная, легкая, естественная, как вошла она в роль, какие глубокие, певучие ноты появились в ее голосе! Щепкин словно окрылил ее.
Он не преминул сказать Щепкину об этом:
— Михайло Семенович, друже, как благодетельно подействовал ты на это милое и даровитое создание! Она выросла, поумнела, похорошела после «Москаля-чарiвника».
А старый актер, большой знаток человеческой души, понимающе посмотрел на Тараса Григорьевича и сказал:
— Да, да, я тоже давно не играл с таким наслаждением Чупруна, как с ней. Иные знаменитые в подметки не годятся этой начинающей актрисе скромного провинциального театра. Люби и жалуй нашу Тетясю.
Щепкин, уезжая, обещал позаботиться о ее дальнейшей судьбе.
Дни, проведенные в обществе Щепкина, были так наполнены дружбой, любовью, искусством, что после его отъезда Шевченко ощутил страшную пустоту.
Поэт вновь и вновь вспоминал эту замечательную встречу. В одном из писем в Петербург он писал: «Каков старец? За четыреста верст приехал навестить давно не виданного друга. Вот это что называется друг!»
Шевченко все чаще бывал теперь у Пиуновых, радовался, что может посидеть в семье, в уюте; разговаривая с родителями, влюбленно смотрел на Катю. Они читали вместе стихи, говорили о театре, обдумывали ее будущее. Катя жаловалась на то, что в театре ее затирают, платят мало, актрисы постарше завидуют ей, обижают.
Все эти разговоры Шевченко, по-детски доверчивый, воспринимал как особую дружескую откровенность; был счастлив оттого, что его милая Тетяся перед ним раскрывает свою душу.
А в действительности — за талантом актрисы и прелестью юного лица он не разглядел ее дурные черты: расчетливость, эгоизм. Во многом была повинна среда, воспитание, привитое родителями с детства стремление прежде всего получше устроиться в жизни.
В то время как Шевченко обдумывал, какие книги давать Пиуновой, чтобы воспитать ее вкус, обогатить знания, Катя и ее родители взвешивали, какую пользу можно извлечь из дружбы с поэтом. Видя преданность и поклонение Шевченко, Катя начала догадываться о его намерениях жениться на ней. Это никак не соответствовало желаниям шестнадцатилетней девушки, но ей очень хотелось попасть в труппу харьковского театра, а Шевченко обещал с помощью Щепкина устроить ее там. И она хитрила с ним, то ласково улыбаясь, то напуская на себя холодность. Она играла в жизни так же искусно, как на сцене.
Однажды на прогулке в ответ на какой-то намек с его стороны Катя запела:
Меня миленький он журил, бранил,
Он журил, бранил, добром говорил,
Ай люли-люли, выговаривал:
Не ходи, девка, молода замуж,
Наберись, девка, ума-разума...
Пение Кати восхитило Шевченко, как все, что она делала. Содержание песни он принял за милую шутку и вскоре, придя к ней, как обычно с новой пачкой книг, попросил ее стать его женой. Ни «да», ни «нет» не сказала ему юная актриса. Лицо ее тоже было непроницаемо. Разговору помешала «старая ворчунья-мать», как ее мысленно называл Шевченко. В его сердце, когда он уходил от Пиуновых, теплилась еще надежда, но на другой день Катя отослала ему книги, не прочитав их.
Что это — отказ? В задушевном письме выразил он ей все свои чувства, заверяя, что если она не хочет быть его женой, он попрежнему останется ее верным, почтительным другом.
К этому времени пришло письмо от Щепкина: Михаил Семенович выражал готовность помочыгереезду Пиуновой в Харьков. Снова начались встречи с Катей. Шевченко снова верил в возможность счастья. На бенефис Пиуновой Шевченко откликнулся похвальной рецензией и даже нажил из-за этого врага в лице актрисы, обиженной невыгодным сравнением с Пиуновой.
Увлеченный, легко загорающийся, Шевченко видел Катю в ролях героинь любимых его произведений; он верил в то, что она чутка к прекрасному. Послав ей «Фауста» Гёте, он с нетерпением ждал встречи, думая, что Катя сразу выучила роль Маргариты. Он предвкушал радость услышать ее голос, произносящий слова великого произведения. Но Катя поразила его, сказав, что находит неудобным читать сцены с Маргаритой.
Впервые понял он, что это не только от молодости, но и от дурного, мещанского воспитания.
Разговаривала она в этот день сухо, отрывочно, словно заучила слова, и на ее миловидном лице появилось несвойственное ему надменное выражение. Очевидно, она заранее договорилась с матерью, и та вскоре позвала ее в другую комнату. Шевченко напрасно прождал Катю полчаса, скучая в обществе ее болтливого отца, — Катя не вернулась.
В ту же ночь она приснилась ему. В рубище, с протянутой рукой, она просила у него подаяния. Так претворилась во сне ее духовная бедность в подлинную нищету.
А дело было очень просто: переговоры с Харьковом затягивались, и пока Шевченко горячо хлопотал за нее и забрасывал Щепкина письмами, она, не ставя его в известность, заключила договор с другим театром.
Узнав об этом, Шевченко был потрясен. «Я скорее простил бы ей самое бойкое кокетство, нежели эту мелкую несамостоятельность, которая меня, а главное, моего старого знаменитого друга поставила в самое неприятное положение, — поверял дневнику свои чувства Шевченко. — Я много перенес испытаний и неудач в своей жизни. Казалось бы, пора уже освоиться с этими мерзостями. Не могу!»
Так грубо было оборвано благородное, красивое чувство Шевченко.
Дольше оставаться в Нижнем Новгороде было невыносимо. До каких же пор жить на перекрестке! Где-то шла большая, содержательная жизнь, а он все еще пережидает на промежуточной станции. Все здесь случайно: творчество, чувства, дом...
Шевченко рвался в Петербург, где надеялся встретиться со старыми друзьями и найти новых единомышленников — соратников в борьбе.
Часто ему снились прямые, широкие петербургские улицы, знакомые дома, классы Академии художеств, красивые памятники...
Шевченко просыпался с тяжелым чувством. Сны уходили, а наяву оставалось только терпеть и ждать, ждать... до каких пор? Его нисколько не радовало, что в Нижнем он стал известным человеком. Многие заказывали ему портреты. Шевченко не отказывался от работы. Это был единственный источник существования, если не считать помощи друзей, которая хоть и трогала его, но всегда вызывала чувство неловкости.
Он выехал из Новопетровского укрепления со ста рублями в кармане, из которых семьдесят пять были присланы одним старым другом.
Шевченко неохотно писал эти случайные заказные портреты и только дневнику поверял, как все это надоело: эксцентричные дамы, их дети, собаки, лошади, все подробности жизни так называемого светского общества.
Его записи в дневнике этого времени полны язвительных острот:
«Кончил портрет своей отчаянной амазонки и начал милое чадо. Мальчик лет пяти, избалованный, будущий собачник, камер-юнкер и вообще человек-дрянь».
Иногда ему казалось, что все его забыли, что время безжалостно обогнало его. Явились новые люди, новые горячие идеи зажгли их сердца, а он отстал, старый кобзарь, заблудился среди пыльных дорог. Но это бывало лишь в минуты слабости, не чаще. Он хорошо знал, что в его душе хватит еще огня, что он еще годен для великой работы, которой отдаст всего себя, без остатка...
Именно здесь, в эти печальные дни, он написал замечательные, глубокие стихи: «Муза», «Слава», «Доля».
Ты не лукавила со мною,
Ты другом, братом и сестрою
Бедняге стала. Ты взяла
Меня за слабенькую руку
И к пьяному дьячку в науку
Меня, мальчонку, отвела.
«Учися, милый мой! Авось
Мы в люди выйдем!» — ты шепнула.
И мне учиться довелось.
А ты! Ты просто обманула.
Какие люди мы сейчас?
Мы не лукавили с тобою,
Мы прямо шли. И нет у нас
Зерна неправды за собою.
Пойдем же, доленька моя,
Мой друг простой и нелукавый!
Пойдем, пойдем! Там дальше слава,
А слава —заповедь моя! —
обращался поэт к своей доле.
Шевченко утверждал мысль, что подлинная поэзия всегда должна быть правдивой. Обращаясь к музе, поэт писал:
Не оставляй меня. В ночи,
И днем, и в утреннем тумане
Ты надо мной витай, учи,
Учи нелживыми устами
Вещать лишь правду в наши дни.
В день рождения, 9 марта 1858 года, Шевченко получил радостную весть: ему разрешили поселиться в Петербурге. Правда, радость была омрачена: ему дозволялось там жить под надзором полиции.
Он поехал в Петербург через Москву, чтобы еще раз повидаться с Щепкиным. Накануне он получил письмо от приятеля; тот писал, что Щепкин замечательно читает стихи Шевченко «Пустка» («Заброшенная хата»). Это были стихи, посвященные Щепкину, а название «Пустка» придумано самим артистом. «Совершенно не помню этой вещи, — недоумевал поэт, — хотя слышу о ней не впервые». Но сердце у него замирало от счастья при мысли, что слова, давно им забытые, вдохновляют такого артиста, как Щепкин, и волнуют многочисленных его слушателей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.