В своих высказываниях по педагогическим вопросам А. М. Горький подчас весьма сдержанно отзывается о теории и практике школьного преподавания. «Не испытав на себе влияния школьной дисциплины, я плохо разбираюсь в вопросах практической педагогии и подозрительно отношусь к философии педагогики»,- утверждал он в одном из писем, относящихся к 1928 году.
Эта сдержанность вполне понятна. Наблюдая жизнь дореволюционной средней школы, Горький видел, как ее формальная, схоластическая система преподавания приглушает живые интересы учащихся, притупляет их ум и чувство, обезличивает характер. В письме к А. П. Чехову (1899) он писал, еще не очень уверенно: «Неужели, как говорят иные, образование, наша средняя школа, убивает индивидуальность, обезличивает человека, выедает из него душу?» Впоследствии Горький не раз подчеркивал, что главная цель буржуазной школы - воспитывать покорных слуг капитализма. Отрицательное отношение вызывали у него и преподаватели казенных гимназий, среди которых заметную часть составляли «люди в футлярах, Передоновы и педагоги-садисты». После Великой Октябрьской социалистической революции, с 1921 по 1928 годы, Горький не имел возможности непосредственно наблюдать жизнь советской школы. Но он более чем достаточно был наслышан о деятельности немногочисленных, но весьма агрессивных педагогов-вульгаризаторов, подходивших к ребенку с позиции педологии и психотехники, чиновников ведомства народного просвещения, травивших А. С. Макаренко и обливавших грязью С. Я. Маршака. В письме к А. С. Макаренко Горький одобрил резко отрицательное изображение в «Педагогической поэме» «соцвосовцев», т. е. работников «отдела социального воспитания» Наркомпроса Украины, принесших немало горя педагогу-новатору. А обращаясь к Маршаку (в письме от 21 марта 1927 года), он писал: «Ваши жалобы на педагогов очень понятны - посмотрите беллетристику и мемуары о школах,- как редки умелые и талантливые педагоги».
Эти суровые, горькие слова, вырвавшиеся у писателя в момент, когда он был тяжело оскорблен несправедливыми нападками педагогов-догматиков на высоко ценимого им поэта, было бы неправильно истолковать как недооценку учительского труда. Наоборот, они свидетельствуют о глубоком уважении Горького к педагогическому делу, стремлении поднять качество, работы учителя на уровень, соответствующий высокому значению выполняемой им ответственной миссии.
Учительское дело было близким и родным Горькому на протяжении всей его жизни. Известно, что еще в Казани, в середине 80-х годов, он готовился в учителя начальной школы, но не был допущен к экзамену, - молодой Пешков уже тогда находился на замечании у полиции.
Позднее, работая в Самаре, Горький нередко посвящает свои очерки и фельетоны в «Самарской газете» вопросам воспитания и просвещения: он сетует на то, что 280 мальчиков, которые в будущем могли бы стать «ценными гражданами», остались вне школы; возмущается бесцеремонным отношением невежественного купца к домашнему учителю; приветствует инициативу Общества книгопечатников, пытающегося организовать досуг детей рабочих.
Еще шире развертывается общественно-просветительская деятельность Горького в конце века, в Нижнем Новгороде. Он устраивает вечера в пользу неимущих учащихся, объявляет сбор наглядных пособий «на помощь школе, детям и учителям», помогает местной секции гигиены воспитания и образования в создании общедоступной читальни и летней площадки для детей, устраивает новогодние детские елки, к организации которых привлекает революционную молодежь города. «Без преувеличения можно сказать, что народное образование в Нижегородской губернии находится в руках противоправительственной партии»,- оценивало положение дела нижегородское жандармское управление в специальном донесении департаменту полиции.
И в дальнейшем А. М. Горький охотно откликается на каждую попытку усовершенствовать школьное преподавание, улучшить организацию культурного досуга детей вне школы. В архиве писателя сохранились письма к нему известного культурного деятеля В. А. Герда от 1910 года, предлагавшего основать «Детский народный дом имени Л. Н. Толстого» с обширной программой внешкольной работы. Горький сразу же отозвался на это обращение, послал деньги, поделился рядом методических соображений. В бумагах писателя хранится текст обращения к русскому обществу, написанный им в связи с организацией Народного
дома.
В том же 1910 году А. М. Горький в связи с приглашением принять участие в Третьем международном конгрессе семейного воспитания обращается к конгрессу с письмом. «Нужно, чтобы ребенок приучился чувствовать себя хозяином мира и наследником всех его благ,- пишет он.- Ведите их к будущему, научив уважать и ценить прошлое,- так мы создадим непрерывную волну творческой энергии».
В 1917 году, после Февральской революции, Горький был одним из инициаторов создания «Лиги социального воспитания детей», ставившей целью коренную реформу всей старой школьной и внешкольной системы воспитания. В «Архиве А. М. Горького» находится коллективное «Воззвание об организации „Лиги социального воспитания детей"». Хотя этот документ сохранился в машинописной копии, без подписи, он, судя по содержанию и стилю, несомненно, написан А. М. Горьким. В воззвании читаем:
«Безумием войны вызван в жизнь вихрь темных чувств,- допустимо ли, чтобы дети беспризорно воспитывались в атмосфере одичания и озверения? Не должны ли мы попытаться противопоставить росту зоологических инстинктов - развитие социальных чувств? ...Не наша ли обязанность взяться за реформу дошкольного и школьного воспитания во всей его широте?»
На публичном заседании Лиги в июне 1917 года писатель выступил с речью, в которой дал развернутую характеристику задач и путей воспитания молодежи. Эта речь была напечатана в горьковском журнале «Летопись».
С особым вниманием Горький следил за жизнью советской школы, радуясь каждому ее успеху. В статье «Годовщина исторического постановления», откликаясь на решения XVI съезда партии о введении всеобщего обязательного обучения, он рассматривает это решение как одно из важнейших условий нашего движения к высокой цели - коммунизму. В письме к Р. Роллану от 26 августа 1934 года Горький с большой гордостью сообщает своему корреспонденту: «В эту пятилетку особенное внимание обращено на вопросы культуры и воспитания детей. Реорганизуется вся система преподавания, вводятся новые учебники, школы превращены в десятилетние, создано специальное издательство книг для детей...»
Горький ревниво оберегал авторитет и достоинство советской школы. Он высоко оценивал известную повесть Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика ШКИД», так как, по его убеждению, в ней речь шла «не о босяках, а о человеке». Но когда, прельстившись успехом этой книги, Ольховский и Евстифеев в повести «Последняя гимназия» карикатурно изобразили ту же школу, Горький глубоко возмутился. В письме к Н. К. Крупской от 29 января 1931 года он предлагал заявить в печати протест против необъективного изображения советской школы. «Допустимо ли сгущение красок в изображении столь серьезного и ответственного дела, каково воспитание молодежи?» - писал Горький.
О глубоких связях великого пролетарского писателя со школой убедительно свидетельствует его обширная переписка с учителями и учащимися.
Как известно, Горький «открыл» А. С. Макаренко, сначала как педагога-новатора, потом как писателя, и первый правильно оценил принципиальное значение его воспитательной системы. Именно в связи с деятельностью Макаренко и близких ему по типу педагогов Горький писал: «Мне посчастливилось видеть в Союзе Советов учителей и учительниц, которые, работая в условиях крайне трудных, жестоко трудных, работают со страстью и пафосом художников».
На протяжении ряда лет Горький переписывался с сельским учителем М. И. Романовым, работавшим на далеком Севере, - талантливым краеведом, историком, этнографом, диалектологом, автором ряда оригинальных научных работ. Как видно из письма Горького от 20 февраля 1932 года, он систематически снабжал этого учителя книгами и словарями.
Начиная с 1927 года А. М. Горький ведет переписку с сельским учителем И. В. Соловьевым, а потом и с учениками его школы в селе Фащевка Луганского округа УССР. Он посылает им деньги и книги, интересуется их ученьем, дает им добрые советы.
Часто обращались к Горькому преподаватели-словесники. Сельская учительница Н. А. Сосновская сообщает ему, что хочет написать статью об изживании обломовщины, особенно в женской среде, и просит совета, как лучше это сделать. А. И. Ловля, учитель-словесник из Твери, обращается к нему с просьбой разъяснить причины противоречий в мировоззрении и творчестве Л. Н. Толстого (письмо относится к 1926 году, и автор его, по-видимому, не был знаком со статьями В. И. Ленина о Толстом). Молодой учитель А. Т. Федоров сообщает, что он ведет педагогический дневник и просит Горького ознакомиться с ним (на письме пометка писателя: «Пусть пришлет дневник»).
Многие выступления А. М. Горького получали живой отклик среди учителей. Так, на статью «О темах» сразу же отозвался учитель П. Албычев, просивший прочитать его пособие «Физика на самодельных приборах», написанное, по уверению автора, в духе горьковских советов. Известное письмо к пензенским пионерам вызвало сочувственный отзыв учителя Головина, приветствовавшего борьбу писателя за качество преподавания русского языка, и резкое, грубое письмо учительницы из Донбасса, обвинявшей Горького в излишней «черствости». Накануне I Всесоюзного съезда советских писателей пензенский учитель К. Акулов просит поставить на съезде вопрос об улучшении преподавания и высказывает свои соображения по этому поводу.
Учителя доверчиво делятся с Горьким своими замыслами и методическими идеями, будь то постановка творческих работ, организация детского театра или изобретенная одной учительницей система «воспитания красотой». Обращалась к Горькому за советом и помощью и крупнейшая советская методистка М. А. Рыбникова.
Письма учителей к А. М. Горькому различны по своему содержанию и стилю. Наряду с интересными, искренними, живыми письмами подлинных педагогов (таких писем большинство) здесь встречаются и надуманные, претенциозные, подчас не вполне грамотные послания злопыхателей, врагов советской школы, графоманов, стремящихся стать писателями, вульгаризаторов и прожектеров (об одном из них будет сказано ниже), добивающихся одобрения своих «теорий». Знакомство с такими письмами, естественно, настораживало Горького. Переписка с учителями убеждала великого писателя-гуманиста в колоссальном значении правильной подготовки и тщательного отбора кадров педагогов-воспитателей. Об этом он писал в статье «О безответственных людях и о детской книге наших дней»:
«Рабочий класс, воспитывая и выдвигая из своей среды мастеров культуры, обязан особенно строго и тщательно отбирать из них людей, способных к деятельности педагогической. Основным качеством таких людей должна быть прежде всего любовь к детям, затем - широкое образование».
Большое значение в формировании педагогических убеждений А. М. Горького имело его постоянное и тесное общение с учащейся молодежью.
Известно, что в Казань Горький поехал по настоянию гимназиста Н. Е. Евреинова, который увлек его перспективой поступления в университет. При помощи другого гимназиста - Гурия Плетнева - он несколько позднее готовился в сельские учителя. Тогда же он посещал кружок казанских гимназистов и студентов-первокурсников, в котором читалась «Политическая экономия» Милля с примечаниями Чернышевского.
В Нижнем Новгороде Горький также внимательно следит за жизнью и работой радикально настроенных учащихся средней школы. «Разгром в гимназии. Исключено 2 без права поступления, 8 - с правом», - пишет он в 1901 году К. П. Пятницкому. Многим из исключенных гимназистов Горький оказывает материальную помощь, подыскивает им работу.
Разумеется, что, помимо общения с передовыми учащимися- смелыми борцами с самодержавием, Горький сталкивался и с буржуазными сынками, молодыми карьеристами, будущими «предпринимателями» или либеральными деятелями «свободных профессий». Впоследствии в «Жизни Клима Самгина» он создал целую галерею таких «героев», убедительно раскрыв пути их умственного и нравственного формирования, начиная со средней школы.
Еще в дореволюционное время А. М. Горький часто получал письма от школьников и на многие из них отвечал. Так, в «Архиве А. М. Горького» хранится письмо ученика V класса Керченской гимназии с отзывом о романе «Трое». Ученик VIII класса реального училища выражает в своем письме сочувствие творчеству писателя, которое «полно великого значения». Ученица VIII класса Выборгской гимназии называет Горького «моим любимым писателем наших дней». В Выборге, сообщает она, писателя ненавидят (корреспондентка имеет в виду, разумеется, буржуазные круги города) как социал-демократа. «Меня же лично прежде всего это в Вас и привлекает и до глубины души трогает то высоко-гуманное отношение к несчастному бедному люду, которое Вы проявляете к нему, без различия национальностей, принимая так близко к сердцу все его тяжелые нужды».
Неизмеримо выросла и укрепилась связь Горького со школьной молодежью после Октябрьской революции, особенно начиная с 1925-1926 годов. В письмах к Горькому ребята высказывают свое восхищение его произведениями, делятся своими оценками литературных героев, спрашивают об их дальнейшей судьбе, рассказывают о своей жизни. Некоторые решаются дать Горькому посильный совет - о чем ему писать в будущем.
На страницах детских писем запечатлены правдивые картины жизни-то печальные, то радостные. Ученица VI класса 58-й тифлисской НСШ Мария Володькина хочет заочно познакомиться с великим пролетарским писателем. Его судьба трогает девочку, она тоже сирота: отец умер, мать больна, сестренке семь лет. Но она не просит о помощи, ей хочется только получить от любимого писателя несколько строк. Михаил Бушаев - круглый сирота, мордвин, учащийся VII класса - просит об одном - прислать ему произведения русских писателей, Жюля Верна, Гюго, Дефо. Во втором письме, благодаря Горького за полученные книги, он пишет: «Я рад, когда у нас урок литературы в классе. Когда я читаю книгу, это мое большое удовольствие, все я забываю окружающее и как будто бы участвую с героями книги».
Иные интонации слышатся в письме девочки-второклассницы Киры Воронежской. Она шлет свои стихи и увлеченно пересказывает Горькому содержание его повести «Детство», которую только что прочитала. Родители ее - передовые советские люди. Ученье нравится девочке. Живется ей хорошо. Она счастлива. «Мне очень хотелось бы, чтобы вы пожили на моем месте хоть, один день, когда были маленьким», - пишет она. Своими впечатлениями о романе «Мать» и кинокартине, поставленной по этому произведению, делится с Горьким ученица тифлисской школы Мария Гроздинская. «Я очень люблю книги, где описываются восстания или стачки, а также приключенческие книги», - пишет она. Пионерка, дочь рабочих-ударников, она вместе со всей семьей горячо интересуется вопросами общественной жизни, революционной борьбой рабочего класса за рубежом. «Вечером вся наша семья собирается у стола, где мы читаем статьи, написанные в газете насчет революционного движения за границей, и обсуждаем вопрос, на чьей стороне будет перевес (восстания в Греции, бои в Испании, стачки в США и др.)»
Во многих письмах дети рассуждают о своей учебе, об изучении литературы. Ученица VI класса Мария Прокопенко, живущая в Донбассе, на руднике, проникновенно пишет о том, что она любит мятежные стихи Лермонтова и что в последнее время полюбила творчество Горького. В его произведениях она находит «сильных духом людей, слитых с природой, с развитой горячей любовью к жизни». Ученик VI класса сельской школы Западной области Николай Лебедько клянется в верности литературе, Горькому: «И еще в дальнейшее время буду служить делу изучения Вашего творчества». Суровый пафос первых пятилеток слышится в коллективном письме учащихся VII класса Рузаевской НСШ Карагандинской области В. Белоусова, П. Синенко и других: «Борясь за выполнение программы по литературе, мы встречаем огромные трудности в произведениях (особенно ваших), но, несмотря на это, мы поставили перед собой задачу полностью овладеть Вашими произведениями, как нашего любимого пролетарского писателя Советской страны».
Видимо, под влиянием этих и подобных писем А. М. Горький писал к П. М. Керженцеву: «Каждый раз,- а это каждый день!- получив письмо от какого-нибудь молодого человека, начинающего что-то понимать, чувствуешь ожог, хочется к человеку этому бегом бежать. Какие это интересные люди и как все у них кипит и горит! Славно». Познакомившись со значительной частью детских писем из горьковского архива, мы можем утверждать, что они давали писателю колоссальный материал для понимания духовного роста ребенка и юноши, для выводов о том, как следует воспитывать будущего гражданина Советской страны. Недаром сам Горький часто ссылался на письма своих молодых корреспондентов как на «документы высокого интереса и серьезнейшей социальной значимости» и охотно цитировал их.
А. М. Горький неустанно изучал жизнь, интересы и запросы советских школьников. Он много размышлял о путях коммунистического воспитания молодежи и о роли художественной литературы в воспитательном процессе. Какие же задачи ставил Горький перед учителями и воспитателями молодежи?
А. М. Горький был великим оптимистом, и его оптимизм проявлялся особенно ярко, особенно воинствующе, когда он обращался к детям. В послании к «Школе шалунов», группе детей из демократических семей, организованной бакинскими революционерами в 1909 году, он писал: «Будьте здоровы, любите друг друга и - побольше делайте шалостей». Дети должны быть детьми - здоровыми, веселыми, бодрыми, - этим взглядом неизменно руководствовался писатель в своих педагогических высказываниях.
Выступая в 1913 году против постановки «Бесов» Ф. М. Достоевского на сцене Художественного театра, Горький ссылался в подтверждение своей позиции на анкету, проведенную среди молодежи журналом «Вопросы воспитания», из которой было видно тлетворное влияние реакции на молодежь. «Не Ставрогиных надобно показывать теперь, - писал он, - а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание, необходим возврат к источнику энергии - к демократии, к народу, к общественности и науке».
Но в своих дореволюционных суждениях о молодежи Горький не мог не учитывать, что для проявления в детях бодрости духа, живой мысли, смелой инициативы общественные условия давали слишком мало возможностей.
Иное дело - после Октября. В письме к учащимся 167-й ленинградской школы (1927) Горький ярко раскрыл различие между условиями воспитания детей прежде и теперь: «Я вошел в жизнь, как в чужой город, где почти все для меня было непонятно и враждебно. Вы, дети, счастливее: вы входите з жизнь, где уж много понятной вам честной и мужественной работы ваших отцов. Учитесь ценить и любить эту работу, учитесь смело продолжать ее - это великая работа». А в другом письме - пионерам сотого отряда Бауманского района Москвы (1929) - он так развил свою мысль: «Не бойтесь, ребята, действительности, не склоняйте перед ней головы, вы призваны в жизнь не для того, чтобы подчиняться старому, а чтоб создавать новое, разумное, светлое».
Продолжая традиции великих русских революционеров-демократов Белинского, Чернышевского и Добролюбова, Горький с большим уважением относился к детскому возрасту, высоко оценивал возможности умственного и нравственного развития детей. Как с равными, он беседует в своих письмах с уржумскими пионерами, с детьми далекой Игарки, с иркутскими школьниками, авторами книги «База курносых». «Я беседую с вами серьезно и требовательно, как со взрослыми», - обращается он к последним.
Наряду с этим Горький в известном письме к пензенским школьникам жестоко отчитывает их, и не столько за неграмотность присланного ими письма (неграмотных писем он получал немало), сколько за самоуверенность и беспечность этих ребят, Уважая детей, Горький был требователен к ним.
Горький считал, что дети могут и должны участвовать в жизни взрослых, помогать им в их трудовой деятельности, в их борьбе за коммунизм. Писатель с интересом отмечает участие детей в опытнической работе, «зеленом изобретательстве», в собирании металлолома для промышленности. С восхищением он пишет о героизме пионеров, об их борьбе с врагами советского строя. Образцом советского молодого человека для Горького был Павел Морозов, вступивший в борьбу со своими родственниками, врагами Советской власти, и убитый ими, - об этом пионере-герое писатель неоднократно вспоминает в своих статьях и письмах.
Дети начиная с самого раннего возраста должны жить жизнью своей страны. В заметке «Нужно добиться...» Горький утверждает, что дети шести-семи лет уже должны вникать в смысл общественных явлений. Он считает необходимым создать для этого возраста серию воспитательных игр, которые «физически, наглядно-пластически - давали бы детям ясное представление о социальных связях и взаимоотношениях людей».
В очерке «Советские дети» Горький рассказывает о знакомом ему мальчике-поэте, девяти лет, стихи которого полны ненависти к эксплуататорам. Эта зрелость социальных убеждений и чувств ребенка, по словам писателя, «прекрасна и радостно неожиданна». С таким же восхищением он повествует о другом мальчике, талантливом чтеце. «Как это случилось, что ребенок одиннадцати лет чувствует с такою глубиной и силою пафос революционного дела? - восклицает Горький. - Это - одно из маленьких чудес нашей эпохи, и это - человек, действительно, окрыленный духом революции».
Но, высоко оценивая способность детей правильно понимать социальные отношения и ставя в этом плане большие задачи перед школой, Горький подчеркивал необходимость сочетания умственного развития школьников с воспитанием их как «свободных творцов и художников».
Еще на грани XX века, в 1899 году, в письме к И. Е. Репину, Горький с тревогой отмечал, что «развитие человека с некоторой поры идет криво - развивается ум наш и игнорируются чувства». Старая казенная школа давала пищу только памяти, она парализовала такие качества ребенка, как творческая фантазия, чувство прекрасного, заглушала в нем задатки художника, которые, по убеждению писателя, носит в себе каждый человек.
Только в советское время стало возможным всестороннее воспитание молодежи. Горький с большим удовлетворением констатировал, что развитие советских молодых людей как коллективистов, участников общего дела не только не обезличивает их, но, наоборот, способствует формированию их как резко очерченных индивидуальностей. Он отмечает органическое сочетание в советских молодых людях деловитости с живостью воображения и чувства, трезвого понимания действительности с романтической устремленностью в будущее.
Это устремление вперед, романтическую мечту, столь характерную для образа мысли и действий советского подростка и юноши, Горький рассматривал как выражение могучих творческих сил нового человека, воспитанного революцией. Развитие и совершенствование этого творческого начала з советских детях он считал важнейшей задачей советской педагогики. Поэтому Горький отвергал попытки педагогов-вульгаризаторов, узких рационалистов и догматиков, изгнать из жизни детей элемент творческой выдумки, смелой фантазии. В письме к С. Я. Маршаку от 23 марта 1927 года он писал: «Какое странное заблуждение борьба против «фантазии» в самое фантастическое время! И - героическое время. А возможен ли истинный герой без фантазии, только с одним «расчетом», с мерою, с весом, с числом?». Умственная зрелость и широкий кругозор должны дополняться в детях развитой эстетической восприимчивостью, живостью воображения, яркой эмоциональностью.
В воспитании этих качеств, полагал Горький, особое место должно принадлежать художественной литературе.
Вопросы детского чтения - классного и внеклассного - неизменно привлекали внимание А. М. Горького. Еще в начале века в письме к В. И. Анучину, осуждая современную детскую литературу как «сплошную патоку», он писал: «Это очень хороший признак, если писатель умеет быть интересным для ребят, они ведь очень тонкие ценители, их фразою не обманешь». Впоследствии Горький неоднократно возвращается к вопросу о чтении школьников, изучает существующие каталоги детских книг, является инициатором или участником организаций, занимающихся изданием книг для детей.
Особенно много внимания и сил Горький отдает развитию детской литературы и организации детского чтения после Октября. В конце 1918 года он представляет в Наркомпрос докладную записку об организации нового издательства «Русская литература». Одна из основных задач издательства - «дать единой трудовой школе необходимые ей пособия по русской литературе». «Для нужд школы, - пишет он, - должны быть изданы в самом спешном порядке те произведения, которые указаны в примерной программе Комиссариата народного просвещения Союза коммун Северной области. И в этой серии нужно выйти за пределы XVIII и XIX веков, издать произведения более ранних эпох, в частности ряд сборников устной поэзии, которые, конечно, могут быть использованы и для нужд внешкольного чтения». Одновременно Горький принимает меры к изданию детской литературы через издательство «Всемирная литература», которым он руководил, и через частное издательство З. И. Гржебина.
А. М. Горький был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», который под его руководством становится подлинным пропагандистом коммунистического отношения к труду, принципов советского патриотизма и интернационализма. В 1936 году, незадолго до смерти, он, по свидетельству С. Я. Маршака, задумывает издание большого литературного журнала, всецело посвященного вопросам воспитания.
Размышляя о проблемах детского чтения, Горький имел возможность опереться на свой собственный читательский опыт, столь ярко освещенный в его автобиографических произведениях. Но и в дальнейшем он внимательно изучал литературу для детей и исчерпывающе знал ее. Горького всегда интересовали читательские интересы детей, их реакции на прочитанные книги. Замечателен своеобразный читательский «плебисцит», проведенный им в 1933 году в связи с организацией Детгиза. В «Обращении к пионерам СССР» он просил юных читателей ответить на вопросы: что они читают, что нравится им, какие книги хотели бы прочитать? Через год писатель с удовлетворением отмечал, что от ребят получено «более двух тысяч единоличных и коллективных писем» и что теперь «Детиздат знает, что нужно ему делать».
Как же подходил А. М. Горький к вопросам детского чтения?
Вслед за русскими революционерами-демократами 40-60-х годов XIX века Горький полагал, что детям должен быть открыт весь многообразный мир природы и человеческих отношений. Вместе с ними он возражал против упрощения жизни в детских книгах, против ремесленных переделок классических произведений. По собственному опыту Горький знал, что такие произведения, как «Руслан и Людмила» Пушкина («Стихи звучали как благовест новой жизни», - вспоминает писатель) и «Демон» Лермонтова («Поэма взволновала меня мучительно и сладко»), «Записки охотника», «Семейная хроника» и «В лесах» («Эти книга вымыли мне душу»), «Евгения Гранде» Бальзака («Удивляло, как много в ней правды»), даже если они и не во всем понятны, оставляют глубокий и благотворный след в душе юного читателя.
Но если содержание детской книги должно быть серьезным и значительным, то форма ее должна точно соответствовать возрастным возможностям ребенка, его интересам и склонностям. Горький отвергал популярное в буржуазной педагогике уподобление души ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой воспитатель может начертать любые письмена. «Взгляд на детей, как на воск и глину, как на материал, из которого можно лепить все, что угодно,- давно пора оставить»,- утверждал он. Каждый возраст, как к каждый отдельный ребенок, имеет свои особенности, свой склад, с которым должен считаться и педагог, и детский писатель.
С глубоким вниманием относился Горький к созданию литературы для дошкольного и младшего школьного возраста, периода, когда только начинают формироваться характер и интересы ребенка. Он разрабатывает целую систему требований к книгам, предназначаемым для этой категории детей.
«Природе ребенка свойственно стремление к яркому, необычайному». Поэтому с ним нельзя говорить «суконным языком проповеди». Только живой образ, облеченный в яркое слово, способен вызвать интерес ребенка, воздействовать на его мысль и чувство.
Ребенку свойственна любовь к фантастике, склонность к «выдумке», и это качество, составляющее основу всякого творчества, эту «изумительную способность нашей мысли заглядывать вперед факта» следует всячески развивать в детях.
Ребенок любит игру, шутку, он хорошо чувствует смешное и сам любит посмеяться. Смеясь над уродливым, отжившим, вредным, он отвергает его, возвышается над ним. Поэтому «с ребенком нужно говорить - „забавно"». «Социальные пороки должны быть показаны в легкой сатирической форме как отвратительные и смешные уродства».
Ребенок тонко чувствует язык, он «играет и словом и в слове», усваивая в процессе этой игры тонкости родного языка. Детская книга, подобно народным пословицам, загадкам, считалкам, должна давать детям обильный материал для развития «духа языка».
Учитывая значение наглядности в ознакомлении ребенка с явлениями жизни и развитии его творческих способностей, Горький рекомендовал широко пользоваться наглядными пособиями, начиная с раздвижного глобуса и разборных моделей и кончая классическими иллюстрациями Агина, Боклевского, Трутовского и других к произведениям Гоголя, Островского, Крылова. «Такие издания были бы на своем месте в каждом школьном кабинете родного языка, литературы».
Среди произведений художественного творчества Горький особо выделял устное творчество, народа - былины, сказки, пословицы,-которые, но его убеждению, в наибольшей мере соответствуют характеру восприятия ребенка и задачам его умственного, нравственного и эстетического воспитания. В фантастических, сказочных образах древнейших произведений фольклора, созданных на заре человеческой истории, он видел поэтические гипотезы, лежащие в основе важнейших открытий и изобретений, осуществленных впоследствии людьми. Материал фольклора служил Горькому убедительным подтверждением марксистского, материалистического понимания процессов возникновения и развития культуры. В записке «По поводу плана хрестоматии по русской и мировой литературе» (1935) Горький писал:
«Наша цель не только в том, чтобы дать молодежи интересные, документальные книги по истории литературы, в ее непрерывной связи с историей литературного развития, - наша цель: показать пути и линии, следуя которым марксистская мысль должна пересмотреть, переоценить показания и утверждения буржуазной истории культуры».
Если для детей младшего и среднего возраста фольклор, в частности, сказка и пословица,- это материал для развития воображения, юмора, «чутья языка», то впоследствии для юноши он должен стать источником серьезных раздумий, теоретических обобщений. Поэтому в уже упоминавшейся записке Горький намечает план широкого ознакомления молодежи с русским и зарубежным фольклором. «Нам нельзя «по старинке» ограничиваться греками,- говорит он.- Нужно дать «Гильмагеш», куски «Гайаваты», «Калевалы», «Эдды», «Шах-Наме», курдо-армянского эпоса и т. д.». В критическом осмыслении и обобщении этого материала он видел путь к созданию новой, подлинно научной теории литературы.
Глубокое убеждение Горького в образовательном и воспитательном значении фольклора объясняет страстный тон его полемики с педагогами-вульгаризаторами, пытавшимися изгнать из педагогического обихода волшебную сказку. В основе этого спора лежал «серьезнейший вопрос о методе, о приемах воспитания детей»: воспитывать ли ребенка как ограниченного, бескрылого «поденщика» культурного дела или как инициативного, смелого, активного деятеля, творчески участвующего в созидании новой культуры.
Знаменательно, что Н. К. Крупская в своем письме к A.M. Горькому от 17 июля 1932 года поддержала великого пролетарского писателя в его борьбе с противниками волшебных сказок. Но при этом Н. К. Крупская справедливо указала на необходимость при отборе литературы для детей, в частности сказок, проявлять «большую бдительность». «Сказка, помогающая понять жизнь,- да. Я всячески за нее. Мистические сказки и повести - ни под каким видом»,- подчеркивала она. «Больше всего хотелось бы, чтобы детская литература помогла бы получше понять реальную жизнь, реальную борьбу, живых людей, ту жизнь и борьбу, которая в миллион раз интереснее всякой сказки». Эти суждения Н. К. Крупской не противоречили взглядам Горького, который и сам требовал от детокой литературы правдивого отражения реальной жизни. Но они предупреждали против чрезмерного увлечения сказочной фантастикой в ущерб современной тематике и за счет других жанров детской литературы.
Большое значение придает Горький вопросам чтения старших школьников. Для изучения в классе и внеклассного чтения он рекомендует широкий круг классических произведений русской и зарубежной литературы. На первом месте в этом списке неизменно значатся имена А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Наряду с этими великими именами Горький часто называет такого мастера изображения русской природы и народного быта, тонкого знатока русского языка, как Н. С. Лесков. Чрезвычайно высоко ставит он демократическую литературу начиная с Н. Г. Помяловского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского. Особо выделяет Горький современных ему писателей-гуманистов - Чехова и Короленко. Высоко оценивал он произведения великих писателей Запада - Диккенса и Бальзака, Купера и Вальтера Скотта, Беранже и Гейне - и рекомендовал их молодежи.
Особое внимание уделял А. М. Горький после Октября советской литературе. «Если бы вы знали, как дорога мне каждая строка, которая сейчас пишется в России вами, зачинателями какой-то новой литературы»,- писал он в 1926 году Е. Зозуле. Позднее, в 1930 году, он отмечал появление в советской литературе «отличных книг», мастерски рисующих жизнь и быт ранее угнетенных народов нашей страны, правдиво изображающих войну 1914-1918 годов и «героический и трагический материал гражданской войны». «Незаметно, между прочим, у нас создан подлинный и высокохудожественный исторический роман». Эти книги он также горячо рекомендовал советским подросткам и юношам.
Но не только о художественной литературе, о создании советских романов и повестей для чтения молодежи думал Горький. Вопрос понимался им шире. «Создать для детей новую, советскую, социалистическую популярно-научную и художественно яркую книгу»,- такую задачу ставит перед советскими литераторами Горький.
Важнейшая особенность педагогических убеждений А. М. Горького состоит в том, что он не противопоставлял художественную детскую литературу живо и ярко написанной научно-популярной книге. Задумав еще в конце 1916 года издать для юношества серию художественных биографий великих людей, он привлекал в качестве авторов наряду с Р. Ролланом и Г. Уэллсом знаменитого путешественника Ф. Нансена и крупнейшего русского ученого-биолога К. А. Тимирязева.
Позднее в статье «О темах» (1933) Горький писал: «Нам необходимо строить всю литературу для детей на принципе совершенно новом и открывающем шицочайшие перспективы для образного научно-художественного мышления». И дальше: «Дети должны учиться не только считать, измерять, но и воображать и предвидеть».
Считать и воображать, измерять и предвидеть - в этом действительно заключен новый принцип широкого политехнического воспитания детей, органически связывающий конкретное знание и широкое обобщение, теорию и практику, книгу и жизнь. Недаром Горький так высоко ценил разработку политехнических тем в творчестве М. Ильина, Б. Житкова, В. Бианки, в произведениях С. Маршака.
Наряду с художественной литературой, подчеркивал Горький, мастерски написанная книга о достижениях науки призвана воспитывать у детей эстетическое отношение к труду, пробуждать в них поэзию созидания, волю к творчеству. «Наша книга, - говорил он,- должна давать не только конечные результаты человеческой мысли и опыта, но и вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенное преодоление трудностей и поиски нового метода».
Дети должны понимать великое созидающее значение физического труда, утверждал великий пролетарский писатель. В процессе систематического чтения они должны уразуметь историю трудовой деятельности человечества от создания первых каменных орудий до новейших технических изобретений. Человек труда должен предстать перед юношеством как создатель «второй природы» - культуры во всех ее многообразных и сложных проявлениях. Молодому читателю необходимо знать, в каких мучительно трудных условиях люди труда создавали в прошлом великие ценности культуры. Таким образом, научно-художественная литература призвана не только расширять познавательный кругозор юноши, но и воспитывать его как материалистически и исторически мыслящего человека.
Большое воспитательное значение А. М. Горький также придавал научно-популярным книгам на общественные темы, написанным мастерами - учеными и художниками. Задумывая фундаментальные издания - «Историю гражданской войны», «Историю фабрик и заводов», «Две пятилетки» и др., он имел в виду в первую очередь потребности молодежи. Характеризуя значение этих трудов, Горький прежде всего подчеркивал основную для него задачу - познакомить детей с героизмом их отцов. В письме к А. А. Фадееву от 8 сентября 1932 года читаем: «Ваше предложение издать серию книг, которые осветили бы молодежи нашей условия воспитания революционера в прошлом, имеет совершенно ясную социальную ценность».
Горький подчеркивал значение одного из основных принципов коммунистического воспитания - принципа воспитания на славных традициях революционного прошлого. В том, чго молодые люди плохо знают жизнь старшего поколения, мало знакомы с историей его борьбы за свободу, он видел основную причину распространения потребительского подхода к жизни, иждивенческих и мещанских настроений среди некоторой части советской молодежи. «Знание развивается сравнением,- писал он в статье об «Истории деревни»,- а нашей молодежи не с чем сравнивать то, что ей дано, чем она обладает. Именно поэтому и по силе здоровой жажды хорошей жизни среди молодежи нередко встречаются парнишки и девчонки, которые не умеют ценить все то, что для них завоевано, встречаются задорные орлы, которые преждевременно мечтают об уютном курятнике».
Такая постановка вопроса не утратила своего значения и в наши дни. Привитие молодежи уважения к труду старших и славным традициям освободительной борьбы является важнейшим средством коммунистического воспитания, и этим средством в наибольшей мере может пользоваться как раз учитель литературы.
А. М. Горький отвергал подчеркнуто назидательные книги для детей, боролся с поверхностной тенденциозностью в детской литературе. В статье «Еще о грамотности» он беспощадно высмеял одобренную ГУСом рукопись некоего автора, пронизанную грубой дидактикой. Именно в связи с этой сусальной повестью Горький высказал свое непримиримое отношение к героям переслащенных произведений, «отвратительно прелестным мальчикам», каким-то чудом перекочевавшим со страниц дореволюционных мещанских журналов для детей в сочинения иных советских авторов.
Но Горький настаивал, чтобы литература, предназначенная для школьников, была строго идейной и соответствовала воспитательным задачам школы. В заметке «О детской литературе» (1922) он писал: «Каждая книжка в отдельности может,- как исключение,- прямо не соответствовать тому или иному пункту программы нашего школьного воспитания, но весь план в целом должен быть составлен в таком направлении, чтобы литература, охватывая самые разнообразные области человеческих знаний и работ, вооружила детей мировоззрением коммунизма».
Принцип единства литературы и жизни определяет также методику анализа художественного произведения, применявшуюся А. М. Горьким.
По собственному опыту великий пролетарский писатель знал силу воздействия книги на познавательный кругозор и мировоззрение подростка и юноши. В статье «О том, как я учился писать» он рассказывает: «Мой дед был жесток и скуп, но - я не видел, не понимал его так хорошо, как увидел и понял, прочитав роман Бальзака «Евгения Гранде». ...Книга обладает способностью доказывать мне о человеке то, чего я не вижу, не знаю о нем».
Личный опыт Горького находил подтверждение в многочисленных детских письмах, получаемых писателем. Ученик V класса Кулашкин и его товарищи восприняли «Детство» так, как будто они сами испытали все, о чем рассказывается в повести. «Мы переживали вместе с вами чувство обиды и боли за угнетенных детей»,- пишут они. Ученик VI класса сельской школы Красноярского края Владимир Жгун рассказывает, как враги-подкулачники, пробравшись в колхоз, довели его до нищеты. В образах «Детства» он находит многое, что помогает ему понять людей своего села и их взаимоотношения. Жительница Русского острова за Владивостоком, комсомолка Ольга Масленникова, говоря о романе «Мать», сетует на то, что и теперь еще не все матери такие, как Ниловна. Многие родители не понимают запросов своих детей, пишет она, явно имея в виду обстоятельства собственной жизни. Так для подростка и юноши книга становится подлинной школой жизни, они ставят себя рядом с литературными героями, подражают лучшим, отталкиваются от плохого.
По-видимому, опираясь на эти и подобные суждения своих корреспондентов, Горький писал А. С. Макаренко: «Мне бы хотелось, чтобы осенними вечерами колонисты прочитали мое «Детство», из него они увидят, что я совсем такой же человечек, каковы они, только с юности умел быть настойчивым в моем желании учиться и не боялся никакого труда».
Литература для Горького - это своеобразное явление жизни, обобщенное отражение реальных характеров и обстоятельств. Как о живых людях, говорит он о героях романа «Мать»: «Павел Власов - характер... нередкий. Именно вот такие парни создали партию большевиков. Многие из них уцелели в тюрьмах, в ссылке, в гражданской войне и теперь стоят во главе партии, например Клим Ворошилов и другие такие же талантливые люди. Много было и Наташ; те из них, которые живы, тоже в партии. Людей такого типа, как Находка, Октябрьская революция испугала, и они отошли от нее. Рыбиных очень много перевешал министр Столыпин в 1907-8 годах; из Рыбиных вышли партизаны гражданской войны».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.