В своем методическом пособии Острогорский предложил целостную систему постепенного обучения учащихся выразительному чтению. Начиная с I класса, утверждает он, преподаватель словесности должен изучить «декламационные средства» каждого ученика, учесть особенности его произношения, силу и выразительность голоса. Свои наблюдения он должен фиксировать в особой тетради с тем, чтобы в дальнейшем индивидуально руководить каждым учеником.
Особенно важно с самого начала учесть все недостатки произношения и чтения ученика. Эти недостатки должны отмечаться и исправляться на уроках русского языка и словесности. Если речь ученика страдает серьезными дефектами, необходимо проводить с ним специальные упражнения вне класса (перечень их приводится в книге). Первоначальные навыки выразительного произношения ученик должен получить еще в младших классах при «курсорном» (сплошном, не сопровождаемом объяснениями) чтении. Одновременно навыки правильного чтения (соблюдение ударений и пауз, повышение и понижение тона, чтение вопросительных и восклицательных предложений, выделение голосом прямой речи) могут прививаться и на уроках грамматики, для чего следует выделять на этих уроках особое время.
В старших классах Острогорский связывает выразительное чтение с литературными разборами. Образцово прочитаз произведение, учитель вместе с учениками выделяет в нем отдельные части, обсуждает особенности отдельных образов, их взаимные связи, обращает внимание на характерные детали изложения, анализирует речь автора и героев и тут же определяет средства выразительного прочтения различных элементов текста. После этого произведение читается вслух, сначала по частям, позднее - целиком.
Острогорский вводит определенную постепенность в выработку навыков чтения. В младших классах читаются произведения несложные, с отрывистой речью; начиная же с V класса следует переходить к более сложным по синтаксической структуре произведениям Карамзина и Гоголя. Наряду с повседневно проводимыми упражнениями Острогорский рекомендует раз в две-три
недели отводить особые уроки для специальных занятий выразительным чтением.
Наиболее ценной особенностью методики В. П. Острогорского является органическое соединение в ней выразительного чтения с литературным анализом. При этом между чтением произведения и разбором его содержания, композиции и языка создается двусторонняя связь. С одной стороны, такой разбор, вводя ученика в понимание художественной ткани произведения, помогает правильно прочитать его. С другой стороны, выразительное чтение, по замечанию Острогорского, «заставляет обращать внимание не только на целое, но на каждое отдельное слово и выражение, находить в них известные оттенки смысла и отношения».
Классные занятия выразительным чтением Острогорский предлагает дополнять работой вне класса. Он рекомендует устраивать периодические конкурсы школьных чтецов в присутствии преподавателей и родственников с оценкой чтения специально назначенным жюря. Предварительно такие конкурсы могут проводиться в классе, в специально отведенные для этого часы.
В книге «Выразительное чтение» наряду с теоретическими сведениями помещен ряд примерных разборов отдельных произведений различных жанров. Эти разборы, как и вся книга, сохраняют свою поучительность и для советского учителя.
Так же горячо, как выразительное чтение, Острогорский рекомендует в качестве метода усвоения литературных произведений заучивание их наизусть. Заучивание наизусть, утверждает он, способствует глубокому восприятию художественного текста (в частности, стихотворного) во всем богатстве его идейного содержания, композиции, языка, интонационного строя, во всей полноте его эмоционального звучания. Оно позволяет легко и быстро привлекать литературный текст при критическом анализе произведения. Оно является прочной основой литературных познаний учеников и облегчает изучение теории и истории литературы в старших классах. Вместе с тем заучивание наизусть стихотворных, а впоследствии и прозаических произведений укрепляет память учащихся, обогащает их большим запасом слов и выражений, способствует прочному усвоению правописания.
Для младших классов Острогорский ограничивает количество поэтов, стихотворения которых должны быть выучены наизусть, восемью именами - Кольцовым, Крыловым, Пушкиным, Жуковским, Лермонтовым, Майковым, Батюшковым и Языковым. Изучение стихотворений этих поэтов сопровождается сообщением некоторых сведений об их авторах. В особых тетрадях переписывается текст стихотворения (ученик должен уметь безошибочно записать его на память), приводятся краткие биографические данные о писателе и примечания теоретического характера (об особенностях стихотворного размера, образного языка и пр.). В средних классах произведения могут разбираться более полно. Здесь выясняются национальные особенности произведения («Зимняя дорога», «Бесы», «Утопленник»), его историческая основа («Полтава», «Медный всадник», «Песня о купце Калашникове»), биографический элемент («Опять на родине»), некоторые вопросы композиции.
В старших классах заучивание и выразительное чтение произведений связывается с развернутыми разборами их в теоретическом и историческом плане. В соответствии с этим для заучивания наизусть избираются произведения, дающие материал либо для теоретических выводов, либо для характеристики писателя в историко-литературном курсе. Наряду с лирическими стихотворениями тут предлагаются для усвоения сочинения и отрывки прозаического и драматургического жанра, от «Слова о полку Игореве» и фольклора до Лермонтова и Гоголя. Рекомендуются также отрывки из драм Шиллера и Шекспира. Исходя из своего опыта, Острогорский считает, что при правильной организации работы общее количество произведений, выученных школьниками, может достигнуть к концу учебного курса до двухсот. Как и в младших классах, эти произведения вместе с примечаниями к ним фиксируются в тетради, которая ведется учениками на протяжении всего срока обучения.
Чтобы выразительное чтение и заучивание наизусть носило осмысленный характер, необходимо знакомить учащихся с биографией каждого изучаемого писателя. Как и Стоюнин, Острогорский подчеркивает не только познавательное значение писательской биографии, но и ее значение для воспитания патриотических чувств учащихся, уважения к литературному труду и общественной деятельности передовых писателей. Кроме того, утверждает он, хорошо составленная биография, характеризуя жизненный и творческий путь писателя, его связь с предшествующей литературой, помогает лучше понять и усвоить его произведения. В таком плане построил Острогорский свою книгу «Двадцать биографий образцовых русских писателей» (1890) - сборник биографических рассказов о писателях XVIII и XIX веков, включая Гончарова, Островского, Тургенева, Некрасова, Достоевского и Л. Толстого.
В. П. Острогорскай выступил в методике как сторонник и продолжатель системы литературного анализа, разработанной В. Я. Стоюниным и В. И. Водовозовьш, одобренной и поддержанной К. Д. Ушинским. Сохранившиеся в записных книжках Острогорского конспекты пособий Стоюнина («О преподавании русской литературы») и Водовозова («Словесность в образцах и разборах») свидетельствуют о его согласии с содержанием и направленностью их методики. В своей собственной практике Острогорский вслед за методистами-шестидесятниками уделял большое внимание конкретному анализу произведений: рассмотрению образов в их взаимных отношениях и связях, осмыслению идейного содержания произведения и его воспитательной роли. Образцовые разборы произведений Крылова, Пушкина, Кольцова и Гоголя мы находим в его статьях и монографиях, посвященных этим писателям и в соответствующих главах его методических руководств.
Однако Острогорский, солидаризуясь со своими учителями, вносил некоторые принципиальные поправки в их методическую систему. Если Стоюнин и Водовозов считали воспитательный разбор произведений основой преподавания, а изучение теории литературы (или, как выражался Стоюнин, «теоретическое изучение литературы») второстепенным и попутным делом, Острогорский, наоборот, подчиняет литературный разбор произведения основной для него задаче - усвоению систематического курса теории и истории словесности. Поэтому он в своих пособиях и преподавательской практике располагает произведения по родам и видам, в соответствии с построением теоретического курса словесности, и изучает их не по особому, специально составленному для каждого произведения плану, как это делал Стоюнин, а на основе стабильного вопросника, относящегося ко всем произведениям данного рода. Отсюда же его стремление ограничить роль воспитательных бесед, заменяя их в ряде случаев систематическим лекционным изложением учебного материала.
В поисках методического пособия, которое бы в наибольшей мере отвечало этим принципам преподавания, Острогорский остановился на книге Л. Эккардта «Руководство к чтению поэтических сочинений».
К пособию Эккардта Острогорский подошел критически. Он отверг ряд эстетических определений, предложенных Эккардтом, в частности его определение прекрасного. Готовя книгу к новым изданиям, он стремился освободить ее от мелких педантических вопросов, отражающих субъективистские идеалистические позиции ее автора. В качестве литературных иллюстраций Острогорский привлек десятки произведений классической русской литературы. В результате этой творческой переработки «Руководство к чтению поэтических сочинений» стало в последнем прижизненном издании в значительной степени оригинальным методическим трудом.
В 70-90-х годах «Руководство», изданное Острогорским, сыграло безусловно положительную роль. В условиях, когда преподавание литературы официально направлялось по пути догматического усвоения официальных учебников, а из постепенно вытесняемого из школы «практического» изучения полностью вытравлялось его общественное содержание, «Руководство» ориентировало на конкретный критический анализ художественных произведений « подчеркивало важнейшие аспекты этого анализа. Вопросы, предлагавшиеся Острогорским, были направлены на выяснение объективной жизненной основы произведения (образ в прототип), содержания и взаимосвязи образов, идеи произведения и формы ее выражения (связь идеи с группировкой образов, композицией и сюжетом), нравственного значения произведения. В целях развития критической самостоятельности учеников пособие предлагало оопоставление нескольких произведений на одну тему или ряда различных критических оценок одного произведения с тем, чтобы в заключение учащийся мог высказать свое собственное мнение по обсуждаемому вопросу. Большое внимание в пособии уделялось рассмотрению особенностей отдельных родов и видов (например, басни). Наиболее подробно выяснялась в книге специфика драмы.
Перерабатывая для русской школы пособие Эккардта, Острогорокий стремился практически разрешить две методические проблемы. Во-первых, сочетать разработанную Стоюниным методику разбора отдельного произведения во всем его индивидуальном своеобразии с умением разбирать любое произведение, исходя из общих принципов литературного анализа. Во-вторых, сочетать воспитательный, «этико-эстетический» анализ произведения с систематическим изучением теории словесности. Если бы эти проблемы были решены Острогорским, методика литературы сделала бы значительный шаг вперед сравнительно со Стоюниным. Однако этого не случилось. Опыт Острогорского показал, что:
1. Для выработки у учащихся способности критического восприятия литературы следует идти не от общих схем и стабильных вопросников к осознанию особенностей отдельных произведений, а, наоборот, от специальных, проводимых по особому плану разборов конкретных произведений к пониманию общих закономерностей литературы и путей их анализа.
2. Если изучение литературных произведений в идейно-воспитательном плане вполне можно сочетать с усвоением на их материале ряда теоретических понятий, то органически связать прохождение систематического курса теории словесности с задачей всестороннего воспитательного изучения литературы невозможно. Здесь налицо две различные системы изучения, которые несоединимы.
Таковы основные противоречия методического пособия Эккардта - Острогорского. Впрочем, Острогорский, предлагая свои «общие вопросы для изучения писателя», подчеркивал, что они не исключают разборов «по Стоюнину» и только дополняют их. Выше мы отмечали, что пособиями Стоюнина и Водовозова он охотно пользовался в своей педагогической практике.
Большой интерес представляют суждения Острогорского по вопросам преподавания истории литературы. Основное внимание в историческом курсе он уделял литературе XIX века. Из древней литературы для специального изучения им было оставлено одно «Слово о полку Игореве». Литература XVIII века сохранялась только в лице своих крупнейших представителей - Кантемира,
Ломоносова, Державина, Фонвизина. Острогорский решительно настаивал на включение в школьную программу Новикова и Радищева, «чуть не за ото лет до освобождения скорбевшими за народ, много ими любимый». Правда, при этом Острогорский делает характерную для него оговорку, что изучение этих авторов должно вселить в учащихся уважение к памяти «царя-освободителя». Вопреки официальной программе Острогорский рекомендует для изучения в школе произведения Тургенева, Гончарова и Островского. В программу обязательного внеклассного чтения он включает Л. Толстого и Некрасова. В связи с изучением творчества Гоголя он привлекает в процессе школьного изучения некоторые произведения Достоевского. Обильно в его программе представлены критические статьи В. Г. Белинского.
В течение ряда лет Острогорский готовил большой учебник словесности. Кроме разборов художественных произведений, в книге предполагался «курс прозы и поэзии» и «очерки истории литературы». К сожалению, этот курс не был написан, и методические идеи, высказывавшиеся Острогораким на протяжении многих лет и рассредоточенные во многих его сочинениях, так и не были собраны воедино.
Педагогическая реакция 70-80-х годов особенно тяжело отразилась на постановке школьных письменных работ. В гимназиях на долгие годы утвердились официально одобренные пособия учителя-реакционера И. В. Гаврилова, в частности его книга «Письменные упражнения», содержавшая в себе целую систему схоластических упражнений по русскому языку. Основным типом письменных работ Гаврилов провозгласил сочинения на отвлеченные темы. В «Указателе разъясненных и разделанных (!) тем», включенном в состав этого руководства, центральное место занимали «рассуждения» вроде следующих: «Нам небо посылает случай, к цели он должен быть обделан (!) человеком», «Жизнь не есть высшее из благ», «Его же любит господь, наказует» и т. п. В V классе воскрешалась хрия, «как легчайшая форма рассуждения». Сочинений на темы русской литературы в составленном Гавриловым перечне почти не было. Зато усиленно рекомендуются письменные работы по материалам древних языков. «Неисчерпаемый материал для русских сочинений представляет прочитанное учениками на уроках греческого и латинского языка из древнеклассических писателей».
Наряду с официозными учебными руководствами Гаврилова в 80-е годы приобретает популярность более прогрессивное и свежее в методическом отношении пособие Е. В. Белявского «Метод ведения сочинений в старших классах» (1881). Постепенное усложнение начиная с младших классов типологии и тематики письменных работ, четко спланированная подготовительная работа, устранение наиболее схоластических видов письменных работ (например, «составление периодов»), чтение и разбор в классе лучших сочинений - вое это выделяло пособие Белявского и создавало ему добрую славу среди учителей. Нельзя, однако, не видеть идейной и методической ограниченности этой книги. Как и Гаврилов, Белявский отвергал сочинения на литературные темы, исходя при этом главньим образом из консервативных идеологических соображений.
В. П. Острогорский не посвящал методике письменных работ специальных трудов. В своих «Беседах о преподавании словесности» он солидаризуется с основными положениями книги Белявского и рекомендует ее учителям в качестве наиболее приемлемого систематического руководства по методике письменных работ.
Вместе с тем Острогорский внес в методику Белявского целый ряд принципиальных поправок. Наряду с описаниями общест- венных зданий, местности, явлений природы и пр. он практикует «характеристику лица из разобранного в классе или обязательно прочитанного учениками романа, повести или рассказа». Вслед за описательными характеристиками Онегина, Татьяны, Тараса Бульбы, Лемма (из романа Тургенева «Дворянское гнездо») он вводит и характеристики аналитические, основанные на подборе и систематизации отдельных черт и деталей, из которых складывается образ. Вместе с литературными произведениями Острогорский рекомендует в качестве материала для описаний и характеристик классические произведения живописи, для чего советует проводить экскурсии в Эрмитаж. Допускает он (для желающих) и сочинения творческого характера, например составление программы воображаемой картины.
В старших классах обильный материал для самостоятельных сочинений могут дать литературно-критические статьи, особенно В. Г. Белинского. Учащиеся должны составить план такой статьи, потом рассказать ее устно, наконец изложить письменно ее содержание вместе со своими мыслями о ней.
Излюбленные Белявским отвлеченные темы Острогорский опять-таки предлагает связать с произведениями литературы, т. е. придать им характер литературного анализа. Таковы приводимые им темы: «-Почему Онегин не может назваться полезным членом общества и государства, а также и быть счастливым сам?», «Почему погиб художник Чартков («Портрет» Гоголя)?» и др. Некоторые литературные темы могут вытекать из занятий учащихся по теории словесности. Таковы параллельные характеристики двух героев, анализ композиции произведения или отраженного в нем художественного направления писателя, а также темы, устанавливающие связь произведения с жизнью автора, его эпохой и пр.
В обстановке 70-80-х годов методические суждения Острогорского, как и его практическая деятельность во бласти руководствта письменными работами, безусловно, носили прогрессивный характер. В работах передовых учителей следующего поколения, в частности Ц. П. Балталона, легко увидеть дальнейшее развитие методических взглядов В. П. Острогорского.
Одной из крупнейших заслуг В. П. Острогорского как методиста является разработка теории и практики внеклассной работы по литературе. Учитель-общественник, прекрасный организатор ученической самодеятельности, он уделял много сил созданию школьной библиотеки (в Ларинской гимназии), разработке вопросов внеклассного чтения, устройству литературных бесед, проведению экскурсий в художественные музеи, ознакомлению учащихся с лучшими театральными постановками. Все эти виды методической работы получили освещение в его печатных работах. Проблемы внеклассной работы по литературе привлекали внимание передовых методистов и до Острогорского. Но именно он положил начало теоретической разработке этого важнейшего раздела методики.
Внеклассное чтение детей должно начинаться задолго до поступления ребенка в школу, утверждает Острогорский. В своих «Письмах об эстетическом воспитании», специально посвященных вопросам семейного воспитания, он подчеркивает: «Краеугольный камень всего эстетического воспитания должно составлять, еще в семье, развитие интереса и охоты к чтению великих поэтов и писателей-прозаяков. Образуя же и подготовляя к жизни душу, это чтение является могущественнейшим помощником образованию школьному». На примере своего собственного детства Острогорский показывает, какое большое влияние оказывает чтение на чувство и воображение ребенка, на первоначальное развитие его характера и интеллекта.
Первым литературным воспитателем ребенка должна быть мать. Острогорский констатирует, что большинство матерей, даже из интеллигентных семей, не подготовлены к этой ответственной роли. «Дайте женщине серьезное образование - и государство приобретет в ней новую силу», - восклицает он и в ряде статей специально рассматривает вопросы женского образования и самообразования.
В «Письмах об эстетическом воспитании», обращаясь к матерям, Острогорский призывает их путем правильной организации литературного чтения в семье воспитать в ребенке этико-эстетическую настроенность, которая могла бы предохранить его от развращающего влияния школьного формализма.
Особое внимание Острогорский придает постановке внеклассного чтения в школе. Внеклассное чтение включается им в систему школьного преподавания литературы. Литературные произведения, предназначенные для чтения вне класса, утверждает он, должны сообщаться ученикам с соответствующими пояснениями в начале года и записываться ими в тетради. В старших классах наряду с художественными произведениями ученикам рекомендуется ознакомление с биографией писателя и критическими высказываниями о нем. Чтобы облегчить учащимся восприятие наиболее трудных произведений («Евгений Онегин», «Мертвые души»), в начале года даются ориентировочные вопросы к произведению. Впоследствии, опираясь на эти вопросы, учитель периодически проводит беседы с учащимися, помогая им уяснить и осмыслить свои впечатления от прочитанного. В ряде случаев эти беседы могут дать материал и для письменных работ.
«Без организации чтения нет и настоящего литературного образования»,- утверждает Острогорский. Но правильная организация внеклассного чтения, четкий порядок школьной библиотеки имеют и важное педагогическое значение. Они воспитывают «чувство законности, общественного долга и умения пользоваться общественною собственностью». Поэтому в «Беседах о преподавании словесности» Острогорский предлагает разработанные им подробные «Правила классной библиотеки».
Наряду с вопросами организации Острогорский широко освещает в своих работах и принципы отбора литературы для внеклассного чтения. Вслед за В. Г. Белинским и Н. А. Добролюбовым он решительно отвергает специальную «детскую литературу». «Всякие, какие бы ни было благонамеренные и нравственные, хотя бы и занимательно написанные специально для детей повести или стишки, если только они не имеют общехудожественного интереса и для взрослых, как, например, сказки Андерсена, Гофмана, Пушкина и т. п., только портят вкус». Вместе с Белинским он считал целесообразными переделки для детей некоторых классических произведений, представляющих большую воспитательную и эстетическую ценность, но очень крупных по своему объему и сложных по содержанию. «Подобные переделки литературы взрослых для юношества существуют во всех видах педагогической литературы и, сколько случалось мне видеть, гораздо более интересуют детей, чем так называемые детские повести»,- писал он в предисловии к своему сборнику «Юным читателям рассказ о разных людях», составленному по рекомендованному выше методу. Собственно для детей, подчеркивал Острогорский, должны составляться только книги научного содержания.
Отвергая расхожую «детскую литературу», Острогорский вводит в читательский обиход учащихся широкий круг художественных произведений. В составленный им рекомендательный список он включает большое количество произведений западной и восточной литературы различных эпох и жанров. «Гюго, Диккенс, даже Теккерей, Гофман, Жорж Занд, Андерсен, Ауэрбах, многие писательницы, как Амичис, Элиза Ожешко и др., писатели славянские вообще и северные, как шведские, норвежские, финские, молодая литература армян и грузин, сколько во всем этом можно найти интересного, живого, задушевного, облагораживающего душу!». Из воспоминаний об Острогорском известно, что в своей практической деятельности он не ограничивался одними добрыми пожеланиями. Широко и всесторонне начитанный словесник, он умел увлечь молодежь трагедиями античных драматургов и романтическими драмами Шиллера, финской «Калевалой» и лирикой грузинских поэтов.
Однако в центре внимания Острогорокого неизменно остается русская классическая литература. Стремясь популяризировать среди учителей произведения русских писателей и облегчить им руководство внеклассным чтением учеников, он публикует серию критика-биографических статей, которые в 1872 году объединяет в книгу «Русские писатели как воспитательный материал для занятий с детьми». Эту книгу Острогорский считал своим «самым важным» м методическим трудом.
В книге В. П. Острогорского нет ни вопросов, ни планов бесед, ставших традиционными после методических пособий В. Я. Стоюнина и В. И. Водовозова. По разъяснению автора, задача его руководства - дать «отбор» произведений с указанием их полезности для учащихся различных возрастов. В соответствии с этим Острогорский включил в книгу рекомендательные характеристики творчества писателей-классиков и их отдельных произведений. В большинстве случаев эти произведения группировались по тематическому принципу и по признаку пригодности для того или иного возраста. Обычно указывался порядок чтения, в произведениях выделялись отдельные части и отрывки, имеющие наибольшее воспитательно-эстетическое значение. Давались в книге и некоторые методические советы: о желательном построении биографического рассказа (в очерке об И. С. Никитине), о методике чтения и разбора отдельных произведений (М. Ю. Лермонтов), об использовании литературной критики при изучении творчества писателя (И. А. Гончаров), об истолковании тем и образов басен применительно к жизни школьников (И. А. Крылов) и др.
Книга В. П. Острогорского (особенно ее поздние издания) вводила в школьный обиход множество новых, не включенных в школьную программу авторов - Некрасова, Тургенева, Гончарова, Л. Толстого. Однако идейная ограниченность Острогорского, его либеральные политические позиции наложили тяжелый отпечаток на это его сочинение, посвященное конкретным вопросам литературы. Так, он рекомендует учащимся с одинаково одобрительными характеристиками статьи Добролюбова и Дружинина о Гончарове. У Некрасова он бракует почти все сатирические произведения, но горячо рекомендует стихотворение «Крестьянские дети», которое рассматривает как «грациозную идиллию». Разбирая произведения Шевченко, он допускает прямой выпад против народных восстаний.
Руководство внеклассным чтением В. П. Острогорский дополнял организацией в гимназии литературных бесед и чтений. В архивном деле министерства «О разрешении устроить в Ларинской гимназии, во внеклассное время, литературные чтения с учениками трех старших классов» сохранилась представленная в 1873 году министру докладная записка В. П. Острогорского об организации литературных чтений в школе. В период наибольшего разгула реакции в области просвещения Острогорский принужден был формулировать свои методические планы с большой осторожностью. Центр тяжести в организуемых им чтениях переносится на вступительное слово преподавателя, в котором должны сообщаться краткие сведения о писателе и его значении, раскрываться значение самого произведения и характер его героев. Ученики выступают здесь только в качестве чтецов. Для чтения наряду с русскими авторами рекомендуются произведения зарубежной литературы - «Антигона» Софокла, «Гамлет» Шекспира, «Скупой» Мольера, «Дон-Карлос» Шиллера и др.
Впоследствии, в «Беседах о преподавании словесности», подробно разрабатывая методику внеклассных литературных бесед, Острогорский предоставил учащимся гораздо больше самостоятельности. Для обсуждения здесь рекомендуются темы аналитического характера: «Белинский как критик Шекспира», «Сентиментализм в письмах и повестях Карамзина», «Лишние люди у Тургенева». Рефераты могут выполняться не только в письменной форме, но и в виде устного выступления по конспекту. Оппоненты либо предварительно записываются для участия в обсуждении, либо выступают без предварительного предупреждения,- в том и другом случае добровольно. Подробный протокол заседания - также в добровольном порядке - ведется одним из участников беседы. Обязанность преподавателя - консультировать докладчиков, руководить обсуждением и резюмировать содержание беседы.
Литературные беседы в школе Острогорский дополнял посещением- вместе с учениками литературных чтений и вечеров, проводившихся различными культурными организациями в Петербурге. Профессор И. М. Греве, обучавшийся в Ларинской гимназии в 70-х годах, вспоминает: «Мы посещали устраивавшиеся тогда Литературным фондом интереснейшие чтения, в которых принимали участие первоклассные писатели». Иногда в таких чтениях принимал участие и сам Острогорский. При изучении драматических писателей Острогорскии нередко отправлялся с учащимися в театр. «С Грибоедовым, Гоголем, Островским,- свидетельствует Греве,- мы сроднились в театре, куда и сам он нас часто сопровождал». В связи с изучением литературы и выполнением письменных работ учащиеся вместе с учителем посещали музеи и художественные выставки. Под влиянием Острогорского в Ларинской гимназии в разное время создавались и интересно работали литературные кружки.
Переработанное и дополненное издание своей книги «Русские писатели» Острогорский предназначил не только для «занятий с детьми», но и для «чтения народу». Он упорно подчеркивал ненужность и вредность особой «литературы для народа». Народному читателю следует давать «только сочинения лучших, талантливейших писателей». «Никакие поучительные нравственные повести или басни и сказки, написанные народными доброжелателями, со всякими благими рассуждениями, пояснениями и подделкой под народную речь, никакие даже талантливые, но пустые по содержанию сказочки не должны иметь место». Особое значение придавал Острогорский организации чтений для деревенских женщин, «у которых относительно (особенно зимой) больше времени слушать чтения (пряжа, посиделки и т. п.) и в руках которых лежит все воспитание домашнее и сосредоточивается основа семьи». Характеризуя аначение выразительного чтения, он специально подчеркивал его значение для народного учителя, работающего в сельской школе. Недаром он с такой готовностью и любовью вел занятия по выразительному чтению на курсах сельских учителей.
Острогорсвий составил несколько популярных книжек специально для народного чтения.
Прогрессивные в целом, методические взгляды В. П. Острогорского заключали в себе, однако, серьезные противоречия, обусловленные в первую очередь ограниченностью и противоречивостью его идейно-политических позиций. Преклонение перед Белинским - и непонимание революционной сущности его критики. Высокая оценка современной литературы - и совершенно искаженная оценка романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина, социальной лирики Н. А. Некрасова. Ненависть к реакционным порядкам - и отрицание революционной борьбы, пиетет перед «царем-освободителем». Горькие сетования на «пошлость» и «буржуазность» современного общества - и нежелание видеть рост революционной молодежи, новые общественные силы. Естественно, что все это не могло не отразиться на методических позициях Острогорского, их общественной направленности и идейной четкости.
Особо следует подчеркнуть, что важнейший вопрос методики - вопрос о принципах и методах анализа художественного произведения - не получил у Острогорского полного и самостоятельного освещения. Избрав в качестве образца систему Эккардта, Острогорский уделил недостаточное внимание разработке собственной системы литературного анализа.
Однако при всем этом вклад В. П. Острогорского в методическую науку чрезвычайно велик. Им создана оригинальная система методики, во многом дополняющая теорию и практику методистов-шестидесятников. Если В. Я. Стоюнин как просветитель-рационалист обращался в своей работе преимущественно к разуму учащегося, к его способности логически мыслить, рассуждать, то В. П. Острогорский придавал особое значение эмоциональному восприятию произведения, развитию воображения и эстетического вкуса ученика. Если Стоюнин стремился убедить учеников в правильности и разумности прогрессивных идей, воплощенных в художественных произведениях, то Острогорский больше всего заботился о воспитании в учащихся нравственного чувства, восприимчивости ко всему доброму, того «душевного настроения», которое он называл этико-эстетическим. Отсюда обостренный интерес В. П. Острогорского к вопросам эмоционального восприятия произведения и глубокая разработка методов и приемов, связанных с этой стороной педагогического процесса. Весьма ценна и поучительна для современной методики разработанная Острогорским система литературного образования от первого и до выпускного класса, четко продуманная преемственность обучения, точно определенный круг знаний и навыков для каждого класса и для оканчивающего школьный курс. Было бы очень полезно и в советской школе установить в свете марксистской педагогики и возрастной психологии точный, научно мотивированный объем начитанности, теоретических знаний, аналитических умений и литературных навыков для учащихся каждого класса, сообразуя с этим программу и методику прэподавания литературы.
Поучительны для советского читателя разработанные Острогорским принципы увязки классного и внеклассного чтения. В последнее время, когда в учебных программах нашей школы количество изучаемых произведений сокращено до весьма жесткого минимума, правильная и четкая организация внеклассного чтения и контроля за ним, включение внеклассного материала в систему школьного преподавания литературы и использование его в классных занятиях могло бы значительно облегчить работу учителя и улучшить подготовку учеников. В этой связи представляют интерес практиковавшиеся Острогороким способы включения произведений иностранной литературы в круг литературного образования школьников и самый отбор этих произведений.
Крупнейшим достижением методики Острогорского является обоснование им значения выразительного чтения в системе литературной подготовки учащихся и разработка программы и методики обучения выразительному чтению. Такой педагогически обоснованной, детальной и убедительной системы обучения выразительному чтению не было в русской методике ни до, ни после Острогорского. Создание подобного пособия для советской школы в высшей степени необходимо. Пока же этого не сделано, книга Острогорского «Выразительное чтение» может быть с интересом прочитана и с пользой применена (разумеется, при критическом к ней отношении) советским учителем в практике его работы.
Много интересного заключает в себе разработанная Острогорским методика заучивания наизусть. Особенность этой методики заключается в том, что заучивание связывается методистом с упражнением в выразительном чтении, с литературным анализом, с изучением теории литературы (поэтики) и даже с обучением орфографии. С другой стороны, выученные на память стихотворения читаются не только в классе, но и на школьных вечерах. Таким образом, заучивание наизусть органически включается методистом в систему литературного образования и является одним из его важных средств.
Достойно внимания умение Острогорского знакомить учащихся с вопросами методологии и критики. В «Беседах о преподавании словесности» методист демонстрирует весьма простые и доступные средства, с помощью которых он доводит до сознания учеников такие трудные для них теоретические вопросы, как понятие об особенностях литературы, эстетическом идеале в искусстве, художественной типизации и др. При анализе художественного произведения он то и дело обращается к литературной критике. Изложение и оценка высказываний критика (например, Белинского), по определенному вопросу, сопоставление высказываний двух критиков об одном произведении, письменная характеристика критической статьи - таковы его обычные методы использования критики в практике преподавания. Этот опыт также может быть с пользой изучен советским учителем.
Заслуживает внимания успешно осуществлявшаяся Острогорским связь литературы с искусством, в частности с театром и живописью. Посещение театров и музеев, параллельное изучение произведений литературы и живописи, обсуждение театральных постановок осуществлялось Острогорским не только в порядке внеклассной работы, но и как органический элемент классного изучения литературы. Острогорский был первым русским учителем-словесником, широко применившим в практике преподавания метод наглядности. Литературные беседы, использованные Н. Г. Чернышевским в 50-х годах XIX века для революционного воспитания учеников Саратовской гимназии, широко примененные Н. И. Пироговым в Киевском и Одесском учебных округах, образцово поставленные В. Я. Стоюниным и В. И. Водовозовым в 60-х годах, с замечательной энергией и умением проводились В. П. Острогорским в тяжелые 70-80-е годы. Практика проведения литературных бесед в целом и в частности опыт Острогорского также должны быть учтены советской методикой. Наконец, с большой пользой советский учитель ознакомится с мыслями В. П. Острогорского о подготовке и самоподготовке преподавателя-словесника. В целом эти мысли правильно определяют высокие требования, которым должен удовлетворять педагог-мастер, призванный осуществлять задачи воспитания высокообразованных и идейных граждан своей страны.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.