Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Русская опера и «Могучая кучка» (продолжение)


А. Соловцов, "Книга о русской опере"
Изд-во "Молодая гвардия", М., 1960 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

В конце шестидесятых годов, когда только что началась работа Мусоргского над «Борисом Годуновым» и Римского-Корсакова над «Псковитянкой», историческую оперу задумал и Бородин. На помощь молодому композитору пришел опять-таки Стасов: по его совету Бородин взял в качестве сюжета бессмертный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Много лет работал Бородин над своей оперой, но так и не успел ее довести до конца. Уже после смерти Бородина оперу закончили его друзья, Глазунов и Римский-Корсаков.
Александр Порфирьевич Бородин родился в 1833 году. Отец его, князь Гедианов, не имел большого влияния на воспитание своего сына. Бородин даже не носил фамилию отца: как незаконнорожденный ребенок, он был записан сыном одного из слуг Гедианова - Порфирия Бородина и получил его фамилию. Воспитала Бородина мать, А. К. Антонова, сумевшая дать ему хорошее образование. С детства он много читал, изучал иностранные языки, с детства начались и занятия музыкой: Бородин учился играть на рояле, на флейте, на виолончели. С девяти-десятилетнего возраста он стал сочинять небольшие пьески.
Хотя музыку Бородин очень любил, но больше увлекала его химия. Не только его комната, но и почти вся квартира была заполнена банками, ретортами и препаратами для химических опытов. В семнадцатилетнем возрасте Бородин поступил в петербургскую Медико-хирургическую (Военно-медицинскую) академию. Впоследствии Бородин получил диплом врача и степень доктора медицины. Но врачебная деятельность его не привлекала: в Военно-медицинской академии он занимался главным образом химией.
Окончив академию, Бородин некоторое время была врачом-ординатором военного госпиталя, но вскоре выдвинулся как талантливый научный работник. Три года он провел за границей, изучая химию в лабораториях видных зарубежных ученых. В начале шестидесятых годов Бородин возвратился в Россию. Его исследования, опубликованные в специальных изданиях, вызвали значительный интерес в России и за рубежом. В результате молодой ученый, которому еще не исполнилось тридцати лет, получил предложение занять должность профессора органической химии в той самой Военно-медицинской академии, в которой он учился.
И в годы обучения в академии и во время заграничной командировки Бородин не прекращает занятий музыкой. Он пользуется всяким случаем, чтобы поиграть в любительском ансамбле, пишет сочинения разных жанров. Однако серьезного значения своим музыкальным занятиям Бородин сначала не придавал. Отношение его к музыке изменилось после знакомства с Балакиревым. Так же как несколько раньше для Мусоргского и Римского-Корсакова, встреча с Балакиревым имела решающее значение и для Бородина. От Балакирева он впервые услышал, что «настоящее его дело - композиторство». С этого времени, поверив в свои творческие силы, Бородин пишет с горячим увлечением, с большим подъемом. С этого времени меняется и самый характер его сочинений. Это уже не любительские опыты, а создания великого художника, нашедшего свой самобытный и глубоко национальный стиль. Бородину помогли здесь и советы Балакирева, под руководством которого он работал сначала, а еще больше - та творческая атмосфера, которую ом нашел в кружке новых друзей-музыкантов.
К сожалению, музыке Бородин мог отдавать только часы, свободные от других занятий, поглощавших почти все его время. Бородин читал лекции, писал научные труды, получившие высокую оценку крупнейших химиков, в том числе Менделеева. Очень много времени и сил Бородин отдавал Женским врачебным курсам, основанным по его инициативе. Учащаяся молодежь обращалась к Бородину со всевозможными просьбами, зная его необычайную доброту и отзывчивость, и Бородин старался всем помочь, часто тратя целые дни на хлопоты по делам студентов. И домашняя обстановка редко давала возможность Бородину сосредоточиться на творческой работе. Квартира Бородиных, вспоминает Римский-Корсаков, «часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. В четырех комнатах его квартиры часто ночевало по нескольку таких посторонних лиц, так что спали на диванах и на полу. Частенько оказывалось, что играть на фортепьяно нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит». Жалованье Бородина в значительной доле шло на помощь родственникам и студенческой молодежи, и из-за денежных затруднений композитор иногда не мог даже себе устроить нормального летнего отдыха.
Чтобы найти несколько часов для работы над «Князем Игорем», Бородин нередко вставал в 5-6 часов утра, кончая рабочий день поздно вечером В результате нерегулярной жизни и непосильной работы крепкое от природы здоровье Бородина пошатнулось, развилась тяжелая болезнь сердца, приведшая его к преждевременному концу. Бородин умер пятидесяти четырех лет, в 1887 году.
Об общем тоне музыки Бородина хорошо сказал Стасов: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстностью, нежностью и красотой». Действительно, титаническая эпическая мощь и нежнейшая, глубоко обаятельная лирика - таков эмоциональный диапазон творчества Бородина. Но всегда его музыка - искусство цельного, светлого, оптимистического миросозерцания. Стройность формы, колоритность гармоний и в особенности красота широких, пластичных мелодий - лучшие черты стиля музыки Бородина. Эти черты проявились в разных его произведениях: в популярнейшей «Богатырской симфонии», в квартетах, в романсах, из которых наиболее известна элегия «Для берегов отчизны дальной». Но сильнее всего эти черты сказались в гениальнейшем творении Бородина - опере «Князь Игорь».
Решив писать «Князя Игоря», «Бородин перечитал все, что только могло относиться к его сюжету, - вспоминает Стасов. - Я доставлял ему из Публичной библиотеки летописи, трактаты, сочинения о «Слове о полку Игореве», переложения его в стихи и прозу, исследования о половцах; он читал, сверх того, эпические русские песни, «Задонщину», «Мамаево побоище».. Конечно, все это вместе придало... национальный характер не только его либретто, но еще более и самой музыке».
Историческая основа оперы Бородина и ее литературного источника - столкновение в конце двенадцатого века русских войск с половецкими. Набеги половцев, живших в южных степях, причиняли тяжелые бедствия южной Руси. Князь Новгород-Северский Игорь Святославич решил организовать поход против жестокого врага. Действуя на собственный риск и страх, не предупредив о походе Киевского князя, не заручившись поддержкой со стороны других сильнейших русских князей, он проиграл сражение. Русское войско было разбито, а сам Игорь вместе с сыном Владимиром оказался в половецком плену. Таким образом, успеху похода помешало исконное зло удельной Руси - разрозненные действия русских князей против общего врага. Обо всем этом и повествует гениальный поэт древней Руси, автор «Слова». Идейный смысл его произведения, по словам Маркса, - «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов».
Ход событий в опере Бородина таков На площади в Путивле собралось войско Игоря. Народ провожает воинов, которым предстоит сражаться не на жизнь, а на смерть с сильным и беспощадным противником. Грозное знамение природы предвещает Игорю с войском несчастье: начинается солнечное затмение. Народ в тревоге; Ярославна, жена Игоря, умоляет его отказаться от похода. Игорь не меняет своего решения. Он лишь просит князя Галицкого, Владимира Ярославича, брата Ярославны, заботиться о ней. Войско отправляется в путь. Только гудочники-скоморохи Скула и Ерошка не хотят рисковать жизнью Они незаметно отстают от войска и остаются в Путивле.
Проводив Игоря в надежде на то, что он не вернется, Владимир Галицкий мечтает о княжеской власти:
Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести...
Но не для того нужна Галицкому власть, чтобы заботиться о народе и защищать город от врагов. Она нужна ему, чтобы «пожить всласть». И сейчас, когда нет Игоря, Галицкий пользуется жизнью по-своему. Не только вином тешит он себя. На двор князя вбегает толпа девушек и умоляет отпустить их подругу, захваченную по приказу Галицкого его слугами. Мольбы девушек бесплодны: князь выгоняет их.
Девушки приходят с жалобой на Галицкого в терем Ярославны. Вслед за ними появляется и сам князь. Галицким убеждается, что не ему, а княгине принадлежит власть в Путивле. Он вынужден подчиниться твердому требованию Ярославны - прекратить бесчинства.
Горестную весть приносят Ярославне бояре: в жестокой сече разбито Игорево войско, а сам князь с сыном в плену у половцев. К Путивлю приближаются враги. Тревожный гул набатного колокола созывает народ на защиту города.
Из Путивля действие переносится в половецкий стан. Половецкие девушки пытаются развлечь дочь хана Кончака. Однако не песнями и плясками заняты мысли Кончаковны: она мечтает о юном княжиче, сыне Игоря. Появляется и Владимир Игоревич. Молодые люди полюбили друг друга. Но пока князь Игорь и Владимир в плену, Игорь не дает согласия на брак своего сына с дочерью половецкого хана. Не о свадьбе сына думает Игорь; он мечтает о свободе, о новой борьбе с врагом.
Половецкого хана Кончака, разбившего войско Игоря, Бородин не рисует бессердечным, жестоким деспотом. Кончак с участием относится к пленнику; он даже готов вернуть ему свободу, но при условии, что Игорь даст слово не выступать больше против половцев. Игорь отвечает прямо и гордо:
Лишь только дай ты мне свободу,
Полки я снова соберу
И на тебя ударю вновь ..
Хану нравится откровенный ответ Игоря: «Люблю! Ты смел! И правды не боишься». Кончак хочет развеять мрачные думы русского князя. По приказу хана собираются половцы, половецкие девушки, невольницы. Начинаются песни и пляски.
Следующая картина тоже в половецком стане. Из набега на русские селения возвращается войско другого половецкого хана - Гзака. Игорь видит, как половцы гонят измученных, голодных русских пленников. Помочь им он бессилен; остается одно: бежать из половецкого стана и собирать новую рать для защиты родины. Побег из плена труден, но на помощь Игорю приходит крещеный половец Овлур, втайне друг русских. Вместе с Овлуром ночью Игорь покидает стан Кончака.
Снова Путивль. На городской стене тоскующая Ярославна. В этой сцене Бородин вводит текст «Слова о полку Игореве» - знаменитый «Плач Ярославны». Поэтические образы «Плача» глубоко народны. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, к солнцу, к Днепру, умоляя их помочь любимому. «Плач Ярославны» сменяется хором поселян, идущих из разоренных половцами русских селений: «Ох, не буйный ветер завывал, горе навевал».
Вглядываясь в степь, Ярославна видит двух всадников, приближающихся к городу. Это спасшиеся от погони половцев Игорь и Овлур. Но даже радость встречи с Ярославной не вытесняет у Игоря главной мысли, владеющей им:
Бежал я, чтобы край родной спасти
И кликнуть клич по всей Руси...
На сцене, вдали от Игоря и Ярославны, Скула и Ерошка. Не замечая Игоря, они запевают насмешливую песню о плененном князе. Песня быстро обрывается: гудочники увидели Игоря. Растерянные, перепуганные, они ждут беды: теперь им не миновать суровой кары за побег. Гудочники задумываются: нельзя ли спастись? Размышляют хитрые скоморохи недолго: если они поднимут колокольный звон и первыми известят Путивль о возвращении Игоря, то на радостях их могут пощадить. Расчет оказывается правильным: Игорь и собравшиеся горожане великодушно прощают гудочников.
Опера заканчивается ликующе-торжественным хором. Народ приветствует и славит Игоря, мужественного борца за родину, смелого защитника ее рубежей.
Бородин посвятил свою оперу памяти Глинки. Это посвящение говорит не только о преклонении автора «Князя Игоря» перед творцом «Сусанина» и «Руслана», но и о глубоком творческом родстве композиторов.
На это родство указывал сам Бородин. «Нужно заметить, - писал он, - что во взгляде на оперное дело я всегда расходился со многими из моих товарищей. Чисто речитативный стиль мне не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, к кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким.
Голоса должны быть на первом месте, оркестр - на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления, в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к «Руслану», чем к «Каменному гостю», за это могу поручиться».
Письмо Бородина написано в 1876 году. Тогда еще не было «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. «Майской ночи» и «Снегурочки» Римского-Корсакова с их чудесными напевными мелодиями. В середине семидесятых годов Бородин мог судить об оперном творчестве своих друзей-кучкистов только по «Борису Годунову» и «Псковитянке». А от этих опер, и тем более от «Каменного гостя», «Князь Игорь» значительно отличается по своему стилю. В «Игоре» действительно царит кантилена, в нем действительно преобладают законченные формы: арии, дуэты, хоры. Арии в опере Бородина необычайно разнообразны и создают своего рода «музыкальные портреты» действующих лиц.
Лучшая из «арий-портретов» - ария Игоря. Этот величавый монолог открывается драматическим вступлением «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Вдали от родины, в руках врагов Руси Игорь с горечью, со стыдом размышляет о своем поражении, о гибели русских воинов, «честно за родину голову сложивших», о позоре плена. Музыка вступления трагична, сурова и мужественна. Но не эта музыка главенствует в монологе Игоря. Господствующий музыкальный образ арии - полная героического пафоса мелодия со словами «О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить». Лишь один светлый блик в арии Игоря: полное нежности и ласки воспоминание о Ярославне - «Ты одна, голубка лада».
Ярославна - достойная Игоря спутница его жизни. Она проявляет твердость духа в разговоре с боярами, властность - с Владимиром-Галицким. Ее волевая речь в этих сценах заставляет вспомнить речь самого Игоря. Но основное в женственном облике Ярославны - печаль, тревога за Игоря, боль за страдающий народ. Как тоскливая, протяжная русская песня, звучит ариозо «Немало времени прошло». Необычен по характеру музыки «Плач Ярославны». Здесь слышатся отзвуки народных «причитаний», «плачей», украинских «дум».
В буйной разгульной арии-песне «Только б мне дождаться чести» великолепно выражена натура Галицкого, гуляки и насильника. Владимир Игоревич, по существу, не принимает участия в событиях. Обрисован он как мечтательный юноша лирической каватиной «Медленно день угасал».
Ария Кончака рисует сложный образ половецкого хана. Музыка арии Кончака, то суровая, то вкрадчиво ласковая, красива, темпераментна. В ней можно ощутить восточный колорит. Еще отчетливее передан восточный характер в томной, страстной каватине Кончаковны.
Рядом с Игорем, центральным действующим лицом оперы., и в тесном единении с ним изображен могучий, героический и страдающий русский народ. Полон эпической мощи хор народа в первой картине (прологе) «Солнцу красному слава!». Чувством любви к родине, готовностью к самоотверженной борьбе за нее проникнуты хоры защитников Путивля дружинников-бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервые под стенами городскими». А в хоре разоренных половцами поселян «Ох, не буйный ветер завывал, горе навевал» слышится щемящая тоска. Как горький плач, звучат жалобы обиженных Галицким девушек: «Ой, лихонько, ой, горюшко». В мрачно-зловещей музыке затмения Бородин передает ужас народа, пораженного невиданным явлением природы.
Героические и трагические картины жизни русского народа оттенены комическими сценами с участием гудочников Скулы и Ерошки. В первой половине прошлого века в русскую литературу, в русское искусство вошли образы Востока. Именно в эту эпоху передовые русские писатели обращаются к изображению природы, людей и своеобразной культуры Кавказа. Появляются многочисленные произведения Пушкина, Лермонтова о Кавказе. Несколько позже восточные мотивы вошли в русскую живопись Здесь вспоминаются прежде всего картины Верещагина из жизни народов Средней Азии.
В музыку образы Востока ввел Глинка, если не считать нескольких малоудачных попыток его предшественников. В сороковых годах, как мы знаем, впервые прозвучали «Восточные танцы» из «Руслана». Эта линия творчества Глинки получила дальнейшее развитие у его последователей - «русланистов», участников «Могучей кучки». Лучшие из созданных ими «восточных» произведений: фортепьянная фантазия «Исламей» и симфоническая поэма «Тамара» Балакирева, симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Пляски персидок» из «Хованщины» Мусоргского и, наконец, симфоническая картина «В Средней Азии» и половецкие сцены в «Князе Игорем Бородина.
«Половецкие пляски» объединены общим восточным характером музыки и вместе с тем чрезвычайно разнообразны. Грациозная пляска девушек, с капризной, несколько грустной мелодией; стремительная и в то же время изящная пляска мальчиков; порывистая, необузданная, «дикая», по словам самого Бородина, пляска мужчин - вот основные музыкальные образы «Половецких плясок». Сопоставляя эти образы, переплетая одну тему с другой, Бородин создает грандиозную увлекающую стихийной страстностью симфоническую картину.
Величавая мощь сочетается в «Князе Игоре» с высоким идейным замыслом. Бородин прославляет в своей опере твердость духа, бесстрашие, готовую на всякие жертвы любовь к родине. Из сочинений Бородина ближе всего к «Князю Игорю» вторая симфония, известная под названием «Богатырской» С равным правом и «Князя Игоря» можно назвать «Богатырской русской оперой». Бородин создал поистине гениальную русскую эпическую оперу, которая в русской музыкальной классике занимает место рядом с «Иваном Сусаниным» и «Русланом и Людмилой» Глинки.
Из пяти участников «Могучей кучки» трое - Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин - писали исторические русские оперы. На сказочные же сюжеты писал только один из этих композиторов - Римский-Корсаков. В продолжение многих лет он создал ряд русских сказочных опер, которые представляют собой самостоятельную и чрезвычайно самобытную ветвь русского оперного творчества.
Нельзя хорошо понять характер сказочных опер Римского-Корсакова, не зная его отношения к русской народной поэзии, русской народной песне. Влечение к русской песне, возникшее еще в детстве, ожило с новой силой в середине семидесятых годов. Римский-Корсаков знакомится с различными обработками народных песен, подумывает о составлении собственного сборника. Поэтому вполне ко времени пришлось предложение Т. И. Филиппова, певца-дилетанта, любителя русской песни, записать с его голоса и гармонизовать несколько десятков песен. Так был создан первый сборник русских народных песен с фортепьянным сопровождением Римского-Корсакова.
Полного удовлетворения Римскому-Корсакову филипповский сборник не дал, так как в него вошли песни, выбранные не самим композитором. А у Римского-Корсакова уже наметилось тяготение к определенным жанрам народной песни: обрядовому и игровому. Эти песни привлекали его, по его словам, как «наиболее древние, доставшиеся от языческих времен и в силу сущности своей сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности». Естественно, что собственный сборник Римский-Корсаков составлял «со включением туда наибольшего, по возможности, числа обрядовых и игровых песен».
«Я увлекся поэтической стороной культа поклонения солнцу и искал его остатков и отзвуков в мелодиях и текстах песен. Картины древнего языческого времени и духа его представлялись мне, как тогда казалось, с большой ясностью и манили прелестью старины. Эти занятия оказали впоследствии огромное влияние на направление моей композиторской деятельности». Увлечение солнечным культом яснее всего сказалось в первой и, пожалуй, лучшей сказочной опере Римского-Корсакова - «Снегурочке» (1880-1881 гг.).
Либретто «Снегурочки» Римский-Корсаков составил по одноименной пьесе-сказке А. Н. Островского, которая была задумана как музыкально-драматический спектакль для постановки объединенными силами Большого и Малого московских театров. Музыку к этому спектаклю, поставленному в 1873 году, написал Чайковский. «Музыкальное происхождение» пьесы Островского и стихотворная форма ее, несомненно, облегчили работу Римского-Корсакова над либретто. Закончив либретто, композитор послал его А. Н. Островскому, у которого он предварительно получил разрешение на переработку пьесы в оперный текст. Островский одобрил труд Римского-Корсакова, написав ему: «Либретто составлено очень хорошо. Я нашел весьма немного стихов, которые, по-моему, требуют исправления».
Фабула «Снегурочки» Римского-Корсакова в самом сжатом изложении такова. Действие происходит в волшебном царстве берендеев. Мирное течение берендейской жизни нарушает юная Снегурочка, дочь красавицы Весны и Деда Мороза. В глухих, недоступных человеку лесных трущобах скрывает Дед Мороз свою дочь, оберегая ее от своего врага и соперника Ярилы-солнца. Поэтому Ярило сердит и на страну берендеев. Скупо посылает он берендеям свои живительные лучи. Короче и холоднее стало лето. Земля утеряла плодородие.
Пятнадцать лет провела Снегурочка в непроходимых лесных чащах. Не раз долетали до нее песни пастуха Леля и манили в мир людей. С согласия Весны и Деда Мороза в теплый весенний день появляется Снегурочка в берендейской слободе. Юная Снегурочка пробуждает любовь в молодом берендее Мизгире, но ей самой чувство любви не знакомо, и ответить на него она не может: Дед Мороз не дал ей «сердечного тепла». От страстных преследований Мизгиря Снегурочка спасается в родном лесу, где старый и верный друг Деда Мороза Леший «отводит глаза» Мизгирю, маня и пугая его призраками.
Снегурочка, понимая, что ей недостает чувств, которые испытывают люди, обращается за помощью к матери. С волшебным венком, подаренным Весною, Снегурочке открывается чувство любви. В первый день лета на утренней заре в Ярилиной долине перед царем Берендеем предстают пары вступающих в брак. Берендей видит среди них Снегурочку рядом с Миз гирем. Но счастье Снегурочки недолговечно: узнав «огонь любви», она стала беззащитной против мести Ярилы-солнца. Под первыми утренними лучами, согревшими людей, Снегурочка тает, исчезает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.
Мудрый Берендей понимает, что гибель Снегурочки избавляет берендейский народ от гнева Ярилы-солнца, который отомстил своему извечному врагу и сопернику Деду Морозу, что настал конец его гневу на берендейскую страну. По знаку Берендея Лель и народ берендейский запевают завершающий оперу величественный гимн Яриле-солнцу.
В «Снегурочке» мы видим противопоставление двух миров. Мир волшебный - Дед Мороз, Леший, Весна-Красна; мир реальный, «земной» - Мизгирь, Купава, Бобыль-Бакула и Бобылиха, приютившие Снегурочку, боярин Бермята и весь берендейский люд. Сама Снегурочка, певец-пастух Лель и царь Берендей - связующее звено между волшебным и реальным, людским миром; это лица, по определению Римского-Корсакова, «полумифические-полуреальные».
Мир волшебный представляет собой олицетворение «вечных, периодически выступающих сил природы». Естественна его неразрывная связь с явлениями природы: Весны - с птицами и цветами, Деда Мороза - с вьюгами и метелями, Лешего - с лесом.
«Вечно старый» Берендей - олицетворение народной мудрости. «Вечно юный» Лель. - «вечного искусства музыки». В многочисленных обрядовых и игровых сценах, без которых картина сказочной Руси не была бы столь красочной, участвуют «берендеи обоего пола и всякого возраста».
Над всем этим царит Ярило-солнце - «творческое начало, вызывающее жизнь в природе и людях». Не принимая прямого участия в развертывании действия, Ярило незримо направляет ход событий.
Из этих характеристик, данных самим композитором, становится ясным «подтекст» сказочного сюжета «Снегурочки». Это борьба благодетельных для человека и враждебных ему сил природы; прославление мощи природы, ее «вечных» сил, несущих человеку жизнь и счастье; прославление искусства, как высшего проявления творческих сил человека, - такой представляется идея оперы Римского-Корсакова при внимательном рассмотрении смысла каждого события, значения каждого персонажа.
Эта идея, весьма характерная и для русской народной поэзии и для оперного творчества Римского-Корсакова, сплетается в «Снегурочке» с другой, не менее важной мыслью - мыслью о могучей силе любви.
Опера Римского-Корсакоза (как и пьеса Островского) носит название «весенней сказки». «Снегурочка» действительно поэма о весне. «Это именно весенняя сказка, - говорит о «Снегурочке» А. П. Бородин, - со всей красотою, поэзиею весны, всем благоуханием».
Ставя своей задачей изобразить в музыке «необычайное», Римский-Корсаков настойчиво искал новые, «необычные» выразительные средства. Это прежде всего сложные красочные гармонии. Различие в обрисовке волшебного и реального мира ясно выявляется и в мелодиях. У фантастических персонажей они нередко инструментального происхождения, у представителей «земного» мира мелодика обычно носит вокальный, песенный характер.
В своих операх Римский-Корсаков охотно пользуется лейтмотивами. Обильные, многообразные лейтмотивы «Снегурочки» складываются в целую систему.
Среди фантастических персонажей «Снегурочки» оригинальностью музыкальной обрисовки выделяется Леший. Музыка Римского-Корсакова подчеркивает «нечеловечность» Лешего. Мифический властитель лесных чащ изображен таким, каким изображают его народные сказки, каким он представлялся человеку по древним народным поверьям. Основной лейтмотив Лешего, по определению Римского-Корсакова, - «дикий, ленивый, потягивающийся». Слушателям запоминается и созвучие, появляющееся в сцене в лесу, когда Леший оборачивается сухим пнем и когда сменяются одно другим чудесные превращения - «проказы Лешего», который пугает Мизгиря. Это созвучие с его действительно «пугающей» окраской возвращается каждый раз в одной и той же инструментовке: четыре валторны и тарелки.
Музыка, связанная с Лешим, по существу, чисто симфоническая. Насколько богат, колоритен оркестр в сцене заколдованного леса, настолько ограничена вокальная партия Лешего. Отказывая Лешему в мелодичности, Римский-Корсаков подчеркивает чуждость, враждебность человеку этого сказочного существа.
Несколько иной облик владыки снежных метелей и зимних холодов Деда Мороза Его основной лейтмотив тоже оркестровый. Он создает, по словам Римского-Корсакова, «настроение суровое, унылое». Лейтмотив этот скорее передает колорит зимней стихии, сковывающей все живое, чем рисует облик самого Деда Мороза, который не кажется слушателю суровым и угрюмым. Это не столько повелитель грозных сил природы, сколько добродушный святочный дед. И песня его, в сущности, - хвастливый рассказ о безобидных проделках:
По богатым посадским домам
Колотить по углам,
У ворот вереями скрипеть,
Под полозьями петь
Любо мне, любо, любо, любо!
У Ярилы-солнца лишь одна тема. В полном виде, в гимне, завершающем оперу, она звучит торжественно и величаво. Но лейтмотив Ярилы, несколько видоизмененный, полон грозной мощи в сцене, когда Мороз сообщает Весне, что солнце «сбирается сгубить Снегурку».
Особое место среди персонажей фантастического мира занимает Весна-Красна. В ее музыкальном облике нет ни подчеркнутой «нечеловечности», как в образе Лешего, ни «надземного» величия, как в музыке Ярилы-солнца, ни суровой угрюмости, как в лейтмотивах зимних холодов и снежных бурь. Музыка Весны мелодична, светла, полна обаяния. Однако при всей поистине пленительной красоте этой музыки и Весна - музыкально-сценическое воплощение стихии - прекрасной, благодетельной для человека, но все же лишь стихии.
Полнее всего образ Весны раскрывается в прологе, когда Весна вспоминает о теплых южных краях, которые она покинула, чтобы «будить от сна могучую природу», «обогревать угрюмую страну беспечного народа». В капризной ритмике некоторых фрагментов арии Весны явственно слышатся отголоски восточных наигрышей и напевов. А чудесная кантилена заставляет вспомнить итальянские народные песни. Восточное и итальянское не вступают в противоречие: тончайшим мастерством композитора они слиты в цельный глубоко лирический художественный образ; ария Весны покоряет слушателя благородным спокойствием и вместе с тем полнотой чувства, томно-страстной негой.
Создавая «Снегурочку», Римский-Корсаков, по его словам, «прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества». «Голоса природы» - это прежде всего птичьи напевы. В начале пролога крик петуха возвещает о прибытии Весны. В «Песне и пляске птиц» звучат мотивы кукушки, кобчика и т. д. Напев снегиря стал одним из лейтмотивов Весны.
Говоря о «голосах народного творчества», Римский-Корсаков имеет в виду введенные в оперу народнопесенные мелодии и интонации. «В этой опере я в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствуя их преимущественно из моего сборника... Сверх того многие мелкие мотивы или по-певки, составные части более или менее длинных мелодий, несомненно, черпались мною из подобных же мелких попевок а различных народных мелодиях, не вошедших целиком в оперу».
В «Снегурочке» большое место занимают обрядовые и игровые песни. Эти песни в значительной своей части выражают отношение берендейского народа к природе, показывают, что жизнь берендеев протекает в постоянном общении с природой. Содержание этих песен-сцен меняется в соответствии с временем года. «Проводы масленицы» в прологе - прощание берендеев с зимой. В третьем действии - празднество берендеев, ожидающих наступления лета. Здесь звучат веселые песни - хоровая «Аи, во поле липенька» и песня Бобыля «Купался бобер», а также оркестровая «Пляска скоморохов». То же значение - радостной встречи лета - имеет хоровая песня «А мы просо сеяли» в четвертом действии.
Народные мотивы и фрагменты народных мелодий звучат и в других сценах.
Особое место в «Снегурочке» занимают три хора: гимн Яриле, хор слепых гусляров и гимн берендеев. Гимн Яриле, конечно, по художественной силе самый яркий из хоровых эпических «сказов» «Снегурочки». Но примечательны и другие хоры, особенно хор слепых гусляров, мерно-торжественный, архаически-суровый.
На фоне идиллических и эпических песенно-хоровых сцен, рисующих сказочно-условную, безоблачно-спокойную жизнь берендеев, рельефно выделяются образы Купавы и Мизгиря с их страстными чувствами. Ариетта Купавы («Снегурочка, я счастлива»), рассказывающей о своей любви к Мизгирю, радостна и взволнованна. Негодование Купавы, увидевшей измену возлюбленного («Сыпучими песками закрой глаза мои»), выражено бурно-порывистой музыкой. Когда Купава жалуется подругам на постигшее ее несчастье («Голубушки, подружки, поглядите»), в ее речи звучит род народного причета.
Музыка Мизгиря создает облик человека, готового на все, чтобы добиться своей цели - завоевать любовь Снегурочки.
Господствующий тон музыки Мизгиря - бурная порывистость, властность, неукротимая пылкость. В иные тона окрашено часто исполняемое ариозо Мизгиря «На теплом синем море». Это род баркаролы с плавно льющейся мелодией, с мягким, «покачивающимся» сопровождением. Впрочем, ариозо не воспринимается как штрих в музыкальной характеристике Мизгиря. Это скорее поэтическое воспоминание о далеких заморских краях. Хотя рассказ ведется здесь не чужестранцем, все же ариозо «На теплом синем море» имеет общее с песнями иноземных гостей в опере-былине «Садко».
Из лиц «полумифических-полуреальных» ближе всего к реальному, людскому миру, конечно, пастух Лель. Бесхитростной натуре Леля хорошо соответствует единственный его лейтмотив - очень простой, светлый, мечтательный. Это подлинный пастушеский наигрыш.
Сложнее облик царя Берендея. В сцене торжественного шествия Берендея и его свиты звучит марш, рисующий, по разъяснению Римского-Корсакова, «внешний облик» Берендея, добродушного старика.
Душевная мягкость, старческое добродушие - существенные, но не важнейшие черты образа Берендея. Берендей - поэт, влюбленный в красоту природы, преклоняющийся перед ее величием. Одна из самых ярких страниц оперы - первая каватина Берендея, проникновенно-лирический гимн, воспевающий природу:
Полна, полна чудес могучая природа,
Дары свои обильно рассыпая;
Причудливо она играет,
Бросит в забытом уголке цветок весенний,
Задумчиво склоненный ландыш;
Серебряной росою брызнет,
И дышит цветик неуловимым запахом весны.
Тревожа взор и обонянье.
Музыка каватины завораживающая. Однотонно-мерное, «колыбельное» сопровождение образует фон, на котором неторопливо течет спокойная, мечтательно-раздумчивая кантилена. Восторг перед красотой природы нашел выражение не в экстатическом порыве, а во вдохновенном созерцании.
Для стиля «Снегурочки» показательно, что даже восточные интонации, неожиданно проникшие в каватину Берендея, не отнимают у нее чисто русской песенной шири. Подчеркивая сказочный колорит, они придают музыке оттенок «необычности»: словно перед слушателями предстал кудесник с явно русским обличьем, не в вытканной прихотливыми узорами шапке восточного мага.
Особое место в опере занимает Снегурочка. Образ ее в отличие от остальных действующих лиц динамичен. Дед Мороз и Весна, Берендей и Лель, как олицетворения вечного и неизменного, не получают развития. Образы Мизгиря и Купавы не столько развиваются, сколько показываются различными гранями. И в любви и в ревности Купава одна и та же, но в зависимости от хода событий раскрываются различные стороны ее натуры; то же и Мизгирь. Лишь Снегурочка от действия к действию меняется; и это постепенное превращение ее из «прелестной, но холодной» девочки в горячо любящую женщину нашло гениальное музыкальное воплощение в опере Римского-Корсакова. «Музыка Корсакова к моей Снегурочке удивительна, - сказал А. Н Островский одному из друзей композитора, С. Н. Кругликову, - я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Основа музыкальной характеристики Снегурочки - группа лейтмотивов, которые получают необычайно богатое, разностороннее развитие. Напомним лишь один из многих примеров преобразования лейтмотивов Снегурочки. Музыка смерти Снегурочки («Люблю и таю от сладких чувств любви») кажется слушателю знакомой; он легко узнает в ней светло-мечтательную мелодию ариетты «Слыхала я». И вместе с тем музыка сцены смерти так не похожа на музыку ариетты! Изменения как будто не слишком значительны, но они создают совершенно иной художественный образ. В ариетте Снегурочка - наивное дитя, еще не знающее чувства любви, а только инстинктивно тянущееся к нему. В сцене смерти - та же Снегурочка, но любящая и любимая, страдающая от трагического сознания близящейся гибели.
Сцена гибели Снегурочки лишь небольшим речитативным эпизодом отделена от завершающего оперу гимна Яриле-солнцу. С глинкинской мощью звучит этот великолепный гимн, но в сознании слушателя все же прочнее остается трагедия погибшей Снегурочки. «Нам жалко Снегурочки, - говорит замечательный исследователь русской музыки Б. В. Асафьев, - жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами».
«Снегурочка» - создание художника, достигшего высокого мастерства и полного расцвета своего огромного дарования. «Кончая «Снегурочку», - замечает Римский-Корсаков, - я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».
Фантастическим сюжетом и мыслью о борьбе добрых и злых волшебных сил перекликается со «Снегурочкой» опера-балет «Млада» (1889-1890 гг.). Но это произведение не принадлежит к числу творческих удач Римского-Корсакова.
Когда участники «Могучей кучки» создавали оперы на сюжеты из русской истории и русской народной поэзии, они шли по пути, начатому Глинкой в «Иване Сусанине» и «Руслане и Людмиле». Но, кроме исторической и сказочной оперы, в творчестве кучкистов есть оперный жанр, которого нет у Глинки. Это комическая опера. По существу, она представляет собой самостоятельный, новый вид оперы, созданный именно участниками «Могучей кучки».
Читатель, познакомившийся во второй главе настоящего очерка с историей западноевропейской и русской оперы, может возразить: как можно говорить, что кучкисты создали комическую оперу, когда она возникла задолго до кучкистов, пройдя сложный путь в Западной Европе и в России? Это верно, и все же комические оперы русских композиторов девятнадцатого века можно считать произведениями особого, весьма самобытного музыкально-театрального жанра.
Познакомившись с сюжетами опер, о которых пойдет сейчас речь, мы заметим, что все они написаны по произведениям Гоголя. Мы уже говорили о незаконченной опере Мусоргского на сюжет Гоголя - «Женитьбе». «Женитьба» - единственная из гоголевских опер русских композиторов, которую можно считать чисто комической. Остальные же оперы правильнее называть лирико-комическими. Все они написаны по повестям гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Первым обратился к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Мусоргский. В 1874 году он начал работу над «Сорочинской ярмаркой». В это же время, как мы знаем, он писал «Хованщину». Обе оперы остались незаконченными. Однако «Хованщину» Мусоргский написал почти полностью, а «Сорочинская ярмарка» оказалась очень далекой от завершения. Римский-Корсаков, редактировавший посмертные сочинения Мусоргского, пришел к выводу, что закончить «Сорочинскую ярмарку» на основе написанных Мусоргским сцен невозможно. Поэтому он ограничился редакцией нескольких лучших эпизодов оперы.
Попытку завершить «Сорочинскую ярмарку» сделал Аядов, но не довел эту работу до конца. Незадолго до Октябрьской революции престарелый Ц. А. Кюи, когда-то участник «Могучей кучки» и друг Мусоргского, закончил «Сорочинскую ярмарку». В редакции Кюи опера Мусоргского была поставлена в Петрограде.
Редакция Кюи имела существенные недостатки. Поэтому в начале тридцатых годов советский композитор В. Я. Шебалин с помощью советского историка музыки П. А. Ламма восстановил все, что было написано Мусоргским, и создал новую редакцию «Сорочинской ярмарки». В редакции Шебалина эта опера и ставится на советских сценах.
«Сорочинскую ярмарку» с полным правом можно назвать самой светлой, самой радостной, самой безоблачной из всех русских классических опер.
События в опере Мусоргского развиваются приблизительно так же, как и в повести Гоголя. Мусоргский сделал лишь некоторые сокращения, не меняющие сколько-нибудь существенно гоголевскую фабулу.
Работая над оперой, композитор поставил своей задачей передать в музыке национальный украинский колорит. Задачу эту он считал настолько важной, что одно время даже отказался от мысли писать «Сорочинскую ярмарку», находя, что ему не удается «овладеть малорусским речитативом и всеми оттенками и особенностями музыкального контура малорусской речи».
Тщательно изучив украинскую песню, Мусоргский преодолел эту трудность. Во время концертной поездки по Украине с певицей Леоновой он играл отрывки из «Сорочинской ярмарки» своим знакомым и с гордостью писал Стасову: «Украинцы и украинки признали характер музыки «Сорочинской» вполне народным, да и сам я в этом убедился, проверив себя на украинских землях». Музыка «Сорочинской ярмарки» действительно глубоко народна. Украинские народные мелодии, большей частью с народным текстом, введены в некоторые эпизоды оперы. Например, ожидающая своего возлюбленного Хивря поет народные песни «Ой ты, дивчина» (слова Шевченко), «Утоптала стеженьку» и, наконец, веселую плясовую песню о Брудэусе. Речитативные сцены также построены в значительной мере на попевках народных мелодий.
Трудно сказать, что сильнее в лирико-комической «Сорочинской ярмарке» - лирика или юмор. Метко схвачены ленивые интонации неповоротливого Черевика и подвыпившего Кума. Великолепна сатирическая сцена Хиври с ее возлюбленным Поповичем. Одинаково забавны и жеманящаяся Хивря и Попович, велеречиво изъясняющийся на мотивы церковных песнопений. А в «Думке Параси» перед нами встает обаятельный облик лукавой и мечтательной девушки. Сначала легкая печаль слышится в напевной мелодии («Ты не грусти, Парася»). Но долго грустить Парася не может и вскоре пускается в пляс, напевая веселую песню «Зелененький барвиночку» (подлинная украинская песня, упоминаемая Гоголем в соответствующей сцене). О любви к Парасе говорит «Думка Грицько» - «Зачем ты, сердце, рыдаешь и стонешь?».
Превосходны, как всегда у Мусоргского, народные сцены, особенно картины ярмарки. Три симфонических эпизода имеют программное содержание.
Обрамляют оперу вступление и гопак. Оба фрагмента иллюстрируют гоголевские описания. Вступление, по мысли Мусоргского, рисует картину, которой начинается гоголевская повесть.
«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно-жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой, неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих!» Вступление - поэтичный музыкальный пейзаж, а вместе с тем и образ юной Параси.
Не совсем обычная форма гопака, в котором Мусоргский развивает народную украинскую песню «На бережку у ставка», тоже выросла из гоголевской повести: «Гром, хохот, песни слышались тише и тише. Смычок умирал, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха. Еще слышалось где-то топание, что-то похожее на ропот отдаленного моря, и скоро все стало пусто и глухо». Третий эпизод - симфоническое интермеццо с хором и балетом «Видение сонного парубка». Спящему Грицько чудятся Чернобог и его страшная свита: Кащей, Чума, Смерть и прочие злые силы. В этой сцене Мусоргский использовал написанную им на много лет ранее «Сорочинской ярмарки» симфоническую картину «Ночь на Лысой горе».
В годы, когда Мусоргский работал над «Сорочинской ярмаркой», на гоголевский сюжет написал оперу и Римский-Корсаков. Его привлекла повесть «Майская ночь, или утопленница»; по этой повести он написал оперу «Майская ночь» (1878-1879 гг.). Основной эмоциональный тон «Майской ночи» - мягкий светлый лиризм. Теплотой и задушевностью пленяют обе песни Левко, особенно вторая («Спи, моя красавица»), так охотно исполняемая певцами.
Очень важное место в драматургии оперы занимают хоровые песни. Они образуют тот фон, создают ту светло-поэтическую атмосферу «зеленых святок», в которой развиваются события, хорошо всем известные по гоголевской повести. Обрядово-игровые песни либо перемежают, либо органически входят в действие. Например, песней парубков, высмеивающих Голову, завершается первый акт; та же песня врывается в сцену Головы, Винокура и Свояченицы во втором акте. Свадебной хоровой песней «Солнышку красному слава» завершается опера.
В комических жанровых сценах достойное воплощение нашел юмор гоголевской повести. Очень хороши сцены со Свояченицей, сцены подвыпившего Каленика, а также другие юмористические эпизоды. В вокальных партиях комических эпизодов в отличие от кантилены лирических сцен широкое применение получает речитатив. Народные мелодии для речитативных эпизодов Римский-Корсаков выбирает скорее декламационного, чем напевного склада. При этом у каждого персонажа своя индивидуально-характерная речь: медлительная речь Головы полна тупой важности, сварливая Свояченица изъясняется злобной скороговоркой.
Интересно пародийное использование музыкальных жанров и форм в комических сценах. Например, трио в хате Головы написано в форме полонеза. Торжественность полонезного ритма вступает в забавное противоречие с содержанием разговора Винокура, Головы и Свояченицы, беседующих о предстоящем открытии винокурни. Явно издевательский характер имеет трио Головы, Писаря и Винокура на слова «Пусть узнают, что значит власть». Впечатление музыкальной сатиры производит и сцена тех же персонажей: «Сатана, сатана, это сам сатана».
Особое место в «Майской ночи» занимает ночная сцена у пруда - встреча Левко с Панночкой и русалками. Фантастические образы в этой сцене слиты, что часто бывает у Римского-Корсакова, с образами природы. Как поэтичный ночной пейзаж воспринимается краткое оркестровое вступление, которому композитор дал название «Украинская ночь», вероятно имея в виду известные строки гоголевской повести:
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий... Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов».
В музыкальной обрисовке Панночки преобладают тона мягкие, нежно-печальные С наибольшей полнотой обаятельный облик Панночки раскрывается в ее лаконичном дуэтино с Лев-ко. Глубоко лиричная музыка дуэтино грустно-мечтательна Не столько о радости избавления от гнета злой мачехи говорит она, сколько о печальной судьбе и страданиях погибшей девушки. Музыка дуэтино подлинно человечна, но вместе с тем здесь ясно ощутим оттенок волшебности.
В творческой жизни Римского-Корсакова «Майская ночь» - заняла важное место. «Майская ночь» во многом определила направление оперного творчества Римского Корсакова. Фантастика, мысль о борьбе добрых и злых сил (здесь Панночка и Мачеха), тяготение к картинам древнего народного быта, к об-рядово-игровым сценам и песням, а также явно наметившиеся элементы сатиры - все это получило многообразное развитие в дальнейшем оперном творчестве автора «Майской ночи».
Чтобы не прерывать рассказ о гоголевских операх композиторов «Могучей кучки», нам придется сделать отступление от хронологии, сказав несколько слов об опере Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», написанной на много лет позже «Майской ночи», в 1894 году.
Идея оперы «Ночь перед Рождеством» во многом напоминает идею «Снегурочки». В обеих операх - столкновение враждебных человеку и благодетельных для него волшебных сил.
По сравнению с литературным первоисточником в опере Римского-Корсакова гораздо большее значение приобрели элементы фантастики.
Развивая фантастические элементы, намеченные Гоголем. Римский-Корсаков бережно сохраняет бытовую народную основу повести, а по возможности и гоголевскую речь. Юмористические персонажи - Чуб и Голова - очерчены в тоне мягкого добродушия. Да и нечистая сила (Черт, Пацюк и Солоха) не пугает, а лишь забавляет слушателя. В фигуре Дьяка - по музыкальной обрисовке близкого родственника Афанасия Ивановича из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского - заметен сатирический элемент.
Превосходны обрядово-игровые сцены, столь любимые Римским-Корсаковым. В соответствии с сюжетом это украинские рождественские колядки (отсюда подзаголовок оперы: «Быль-колядка»).
Лирическая линия, представленная Вакулой и Оксаной, не достигает, пожалуй, теплоты «Майской ночи». Оксана жизненнее, музыкально богаче Вакулы. В этом сказалась обычная внимательность Римского-Корсакова прежде всего к женским ролям. В партии Оксаны выделяются две арии. В первой Оксана - своенравная, капризная кокетка, во второй - любящая девушка. В соответствии с этим меняется характер музыки: прихотливые колоратуры первой арии уступают место задушевной песенности в арии последней картины.
Опера завершается необычным финалом; славословием Гоголю в виде заключительного ансамбля Оксаны, Вакулы и других персонажей.
Ц. А. Кюи ни по масштабам дарования, довольно скромным, ни по характеру творчества не может быть поставлен рядом со своими товарищами по «Могучей кучке». Творческий облик Кюи сложился под воздействием западноевропейской романтической музыки и лишь отчасти под влиянием русских композиторов.
Кюи. написал несколько опер, но лишь две из них привлекли внимание (впрочем, ненадолго) музыкального мира и публики: «Вильям Ратклиф» (поставлена в 1869 году) и «Анджело» (поставлена в 1876 году). Однако и эти оперы не могли выдержать сравнения с великими творениями Мусоргского и Римского-Корсакова.
Мы говорили в этой главе о всех операх Мусоргского, о единственной опере Бородина, о нескольких операх Римского-Корсакова. Однако оперное наследие Римского-Корсакова освещено далеко не полностью. Большая часть опер Римского-Корсакова создана им после распада балакиревского кружка. И хотя Римский-Корсаков и в поздних операх остается, по существу, кучкистом, все же эти оперы правильнее рассматривать не в главе, посвященной «Могучей кучке», а в отдельной главе, завершающей обзор русских классических опер.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +