По значению своего оперного творчества А. Н. Серов и А Г. Рубинштейн не могут быть поставлены в один ряд с такими создателями опер, как Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков. Хотя оба они были выдающимися композиторами, история русской культуры в первую очередь ценит иные стороны их музыкальной деятельности. А. Н. Серов известен прежде всего как талантливейший музыкальный критик, А. Г. Рубинштейн - как величайший пианист и организатор профессионального образования в России. Однако это не умаляет заслуг Серова и Рубинштейна в развитии русской оперы. Заслуги эти значительны, и о них следует сказать.
А. Н. Серов (1820-1871 гг.) родился в Петербурге, где он и провел большую часть своей жизни. Отец его, довольно видный чиновник, дал сыну хорошее, разностороннее образование.
А. Н. Серов очень рано овладел несколькими иностранными языками, любил живопись, изучал картины великих мастеров и сам хорошо рисовал и писал красками. Этот дар унаследовал потом его сын, великий русский художник В. А. Серов.
В систему образования А. Н. Серова входила и музыка. Он учился игре на фортепьяно и на виолончели; сначала дома, а затем в училище правоведения. Здесь его интерес к музыке был поддержан товарищем по училищу В. В. Стасовым. К юношеским годам относятся первые попытки Серова сочинять музыку.
Отец Серова, однако, не допускал и мысли, чтобы его сын стал артистом. Он считал возможным для него только одно - карьеру чиновника. Поэтому по окончании училища Серов поступает на службу. Музыкой он занимается урывками, а порой и украдкой, чтобы не вызывать раздражения отца. В этот период, в начале сороковых годов, Серов знакомится с Глинкой. Встречи с великим композитором помогли музыкальному развитию Серова.
В 1850 году Серов оставляет службу. С этого времени в жизни его наступает новый этап: он начинает свою многолетнюю деятельность критика, исследователя музыки. Впрочем, нужда иногда заставляла Серова снова впрягаться в чиновничью лямку; одно время, например, он служил в почтамте в должности «чиновника со знанием иностранных языков».
Серов справедливо считается основателем русской научной музыкальной критики. В своей литературной деятельности он допускал иногда ошибки, но всегда боролся за передовые эстетические идеалы, за народность и реализм музыкального искусства.
Отдавая свою энергию главным образом литературным трудам, Серов не оставлял и музыкального творчества. Из всех музыкальных жанров больше всего влекла его опера. Во второй половине пятидесятых годов он закончил «Майскую ночь» по Гоголю, но, не удовлетворенный ею, уничтожил рукопись Лишь в начале шестидесятых годов, на пятом десятке жизни. Серов завершил свою первую оперу, увидевшую свет сцены,- «Юдифь» (1862 г.). Поставленная вскоре после окончания, «Юдифь» имела очень большой успех и у публики и в музыкальном мире. Вдохновленный успехом «Юдифи», композитор принимается за следующую оперу - «Рогнеду» (1865 г.), тоже вызвавшую сочувствие слушателей. Работа над последней оперой - «Вражья сила» - не была доведена автором до конца.
Оперы Серова со страницами талантливой музыки сыграли в свое время заметную роль в истории русского музыкального театра, хотя эффектность нередко подменяет у композитора глубину раскрытия образов. Лучшая из трех опер Серова - «Юдифь». В следующих операх он уже не смог подняться до ее уровня.
Мысль об опере на сюжет библейского предания о подвиге Юдифи возникла у Серова под впечатлением пьесы Джакометти в исполнении итальянской труппы с участием знаменитой актрисы Ристори. Драма Джакометти и легла в основу либретто оперы Серова.
Еврейская крепость Ветилуя, осажденная ассирийскими войсками, готова сдаться врагу: город лишен воды, и жители испытывают тяжелые мучения. Молодая вдова еврейского военачальника Юдифь, желая спасти город, проникает во вражеский лагерь. Вождь ассирийцев Олоферн, очарованный красотой Юдифи, приказывает привести ее к нему в шатер. После буйной оргии Олоферн засыпает. Оставшись с ним наедине, Юдифь отрубает ему голову. Потрясенные гибелью вождя, ассирийцы снимают осаду с Ветилуи. Юдифь возвращается победительницей страшного врага, спасительницей родного города.
Серов почувствовал и хорошо передал в своей опере возвышенную героику древней легенды. Превосходны массовые сцены «Юдифи»: в первом действии, где показан страдающий в осаде еврейский народ, и в пятом действии, где еврейский народ ликует, узнав о бегстве врагов. В соответствии с сюжетом Серов придает музыке в некоторых сценах восточный колорит. Но он не смог так глубоко проникнуть в дух восточной народной музыки, как Глинка в «Руслане и Людмиле» или позднее Бородин в «Князе Игоре».
Музыкальные образы главных действующих лиц, Юдифи и Олоферна, рельефны, хотя скорее эффектны, чем глубоки. В партии Юдифи выделяется ее монолог «О, родимые горы». В партии Олоферна - «Воинственная песня», рисующая облик мужественного воина. Дикость и свирепость Олоферна раскрываются в оркестровом марше с его нарочито резкими звучаниями. Наиболее драматична сцена Юдифи и Олоферна в стане ассирийского полководца.
В «Юдифи» Серов в известной мере опирался на традиции Глинки. Но едва ли не в большей степени в опере сказались традиции мейерберовской «большой оперы», с ее пышными постановочными эффектами и сценическими контрастами. «Юдифь» имела вначале громадный успех. Но когда появились оперы участников «Могучей кучки» и Чайковского, она не могла выдержать сравнения с ними, и успех ее значительно снизился. Впрочем, «Юдифь» неоднократно возобновлялась на сцене; одно время она шла и в советских музыкальных театрах.
Следующая опера Серова - «Рогнеда». На этот раз Серов обратился к сюжету из жизни древней Киевской Руси. Опера получила название по имени героини, дочери полоцкого князя Рогволода. Рогнеда увезена из родного города князем Владимиром, который убил отца и брата Рогнеды, а ее насильно взял в жены. Гордая, смелая дочь полоцкого князя мечтает отомстить убийце отца. Драма Рогнеды сплетается с борьбой язычества и христианства.
В «Рогнеде» есть страницы талантливой музыки. Заслуженно любима слушателями часто исполняемая баллада Рогнеды «Застонало сине море». В целом же оперу Серова нужно признать творческой неудачей ее автора. Неудачна прежде всего драматургия «Рогнеды». В оперу включены многочисленные сцены, не связанные с развитием основных событий. Музыка по большей части лишена яркости и малосамостоятельна. Воздействие стиля «большой оперы», заметное в «Юдифи», еще сильнее сказалось в «Рогнеде», вступив в непримиримое противоречие с национальным русским сюжетом.
После «Юдифи» и «Рогнеды» Серов стремится отойти от условностей и пышности историко-романтического спектакля мейерберовского типа. Он ищет сюжет более простой и жизненный. Такой сюжет он хочет найти в творениях классиков нашей литературы. Серов думает об операх по гоголевским повестям «Тарас Бульба» и «Ночь перед Рождеством», его привлекает историческая драма Островского «Тушино», наконец, он останавливается на пьесе Островского из городского быта «Не так живи, как хочется».
По просьбе Серова либретто написал сам автор пьесы. Начав работу над оперой, Серов скоро пришел к заключению, что пьеса Островского нуждается в переработке - прежде всего в решительном изменении развязки. Островский не пошел навстречу предложениям композитора, и Серов переработал либретто в соответствии со своим замыслом. Оставшийся незаконченным последний акт оперы, которая получила название «Вражья сила», написал композитор Н. Ф. Соловьев при участии жены Серова - В. С. Серовой.
В центре событий оперы - драма молодого купца Петра и его жены Даши. Петр влюбился в Груню, привлекательную, веселую дочь хозяйки постоялого двора. Узнав, что Петр женат, Груня не хочет больше его видеть и уезжает на масленичное гулянье с влюбленным в нее молодым приказчиком Васей. Кузнец Еремка - воплощение зла в опере - подговаривает Петра освободиться от Даши; по совету Еремки Петр, заманив жену в глухой овраг, убивает ее.
В пьесе Островского развязка иная: Петр, дошедший до отчаяния, решает покончить с собой; он готов броситься в прорубь, но его останавливает церковный звон; звуки колокола производят переворот в душе Петра и заставляют его отказаться от своего намерения. Он возвращается к семье. Отсюда и название пьесы Островского: «Не так живи, как хочется, а так, как бог велит».
Серову это благополучное, мирно-назидательное разрешение драматического конфликта казалось искусственным, фальшивым, и с ним нельзя не согласиться. С другой стороны, кровавую развязку, которой Серов заканчивает «Вражью силу», тоже трудно признать убедительной: она вносит в оперу элемент мелодраматичности. В результате и «Вражья сила» страдает - хотя и в меньшей степени, чем «Рогнеда», - отсутствием строгой драматургической логики.
Задумав оперу по пьесе Островского, Серов хотел создать «музыкально-драматическую картину русского быта». Он справедливо считал, что для верного раскрытия образов пьесы нужна музыка «совсем в характере бесподобных великорусских песен». Действительно, в основу музыки своей оперы Серов положил различные виды русского фольклора: старинные крестьянские песни, бойкие, веселые городские песенки и песни, близкие к сентиментальному городскому романсу. Лишь в немногих случаях Серов вводит подлинные народные напевы, по большей части он создает собственные мелодии в духе русской народной песенности. Лирическая ария Даши «Чуют ли, знают ли в дальнем краю» напоминает старинный чувствительный городской романс; когда Еремка поет: «Ты, купец, со мною лучше не бранись», - кажется, что звучит подлинная народная плясовая с оттенком озорства и «разухабистости» песня. Этот характер напева подчеркивается «балалаечным» аккомпанементом оркестра. А песня Васи «Эх! Востоскуйся, возгорюйся» (на народные слова) близка к лирическим протяжным песням.
Большое значение во «Вражьей силе» имеют народные сцены - сцены масленичного веселья шумливой городской толпы. Особенно удачна колоритная картина народного гулянья под Москвой - предшественница массовых сцен из городского быта в операх Римского-Корсакова. Бесшабашным весельем праздничной толпы контрастно подчеркивается трагедия Даши и Петра, хотя, по существу, в развертывающихся событиях народ участия не принимает.
Колоритные жанровые эпизоды - самое сильное, самое яркое в опере Серова. Трагедия же Даши и Петра раскрыта Серовым несколько упрощенно, без глубокого проникновения в душевный мир героев.
«Вражья сила» - интересный опыт создания музыкальной драмы с бытовым русским сюжетом. Именно это привлекло к ней деятелей советского театра. В послевоенные годы «Вражья сила» была поставлена Большим театром СССР в новой редакции Б. В. Асафьева. Однако недостатки оперы Серова помешали ей удержаться в репертуаре.
А. Г. Рубинштейн (1829-1894 гг.) родился в одной из западных губерний в небогатой, но культурной семье. Музыкальное дарование Рубинштейна проявилось очень рано. Его первой учительницей музыки была мать, дававшая ему уроки фортепьянной игры. В дальнейшем руководителем музыкальных занятий Рубинштейна стал известный в свое время педагог Виллуан. Занимаясь с Виллуаном, Рубинштейн приобрел довольно обширный фортепьянный репертуар, который дал ему возможность в 1841-1844 годах концертировать в ряде европейских городов. Исключительный пианистический талант мальчика отмечался в печати и привлек внимание крупнейших европейских музыкантов, в том числе Шопена и Листа.
В 1844-1846 годах вместе со своим младшим братом Николаем Рубинштейн занимался в Берлине у известного музыкального теоретика Дена, у которого в тридцатые годы учился Глинка.
Сильное впечатление на Рубинштейна произвели революционные события 1848 года в Германии. «Попал я в Берлин,- вспоминает Рубинштейн, - в самый поток революционных идей... И не думал я тогда, какой великий перелом совершается с революционным движением 1848 года - не только в политике, но и в искусстве».
В 1849 году, двадцатилетним юношей, Рубинштейн вернулся в Россию и поселился в Петербурге.
В конце пятидесятых годов он добивается организации Русского музыкального общества, которое в свое время сыграло значительную роль в культурной жизни России. В 1862 году Музыкальное общество открыло первую русскую консерваторию в Петербурге. Во главе ее стал А. Г. Рубинштейн. Через несколько лет Музыкальное общество по инициативе А. Г. Рубинштейна открыло вторую консерваторию - в Москве. Первым директором Московской консерватории стал брат А. Г. Рубинштейна Н. Г. Рубинштейн, великий пианист и замечательный дирижер. Концерты Русского музыкального общества положили начало регулярной концертной жизни в обеих столицах. Консерватории готовили столь нужных русской культуре музыкантов разных специальностей. Много крупнейших русских музыкантов получило образование в основанных братьями Рубинштейнами консерваториях. Достаточно сказать, что одним из первых Петербургскую консерваторию окончил, по классу композиции А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковский.
В 1867 году А. Г. Рубинштейн отказался от руководства консерваторией и дирижирования концертами Русского музыкального общества. В течение двадцати лет он отдает свои силы творческой и исполнительской деятельности. Выступления Рубинштейна в России и за рубежом проходили с огромным и неизменным успехом. Во всем мире за ним прочно укрепилась слава «царя пианистов».
Игра А. Г. Рубинштейна безраздельно покоряла слушателей титанической мощью, богатырским размахом, героическим подъемом, неукротимо порывистой страстностью, а с другой стороны, нежностью, грацией, изяществом. Особенно близки ему были трагические образы в творениях Шопена и Бетховена.
Композиторское наследие Рубинштейна огромно. Он писал произведения самых различных жанров: симфонии, увертюры, камерные ансамбли, концерты, фортепьянные пьесы, оперы, оратории, романсы. Большая часть творческого наследия Рубинштейна не удержалась на сцене и эстраде. Причины этого лежат в особых чертах творческого процесса Рубинштейна. Он обладал очень сильным творческим даром, но ему недоставало критического отношения к собственным сочинениям. Работая очень быстро, порой поспешно, Рубинштейн далеко не всегда с достаточной строгостью оценивал создаваемые им музыкальные образы, а яркие, удачные его музыкальные мысли не всегда получали достойное их развитие. Лишь сравнительно немногие сочинения Рубинштейна не страдают отмеченными недостатками. Но эти немногие сочинения приобрели заслуженную и прочную популярность. Пианисты охотно играют четвертый фортепьянный концерт Рубинштейна. Часто исполняются его небольшие фортепьянные пьесы, например две баркаролы, «Вальс-каприс», «Мелодия». Очень любимы слушателями некоторые романсы Рубинштейна; достаточно назвать «Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый и томный»), «Балладу» («Перед воеводой молча он стоит»), «Персидские песни» (наиболее известны из этого цикла «Клубится волною» и «Зюлейка»).
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.