Свои детские годы М. И. Глинка (1804-1857 гг.) провел в Смоленской губернии, в имении отца, отставного офицера. Первые музыкальные впечатления Глинки - русские народные песни. «Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, - писал Глинка, - были первою причиною того, что я впоследствии стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Когда началась Отечественная война 1812 года, Глинка был восьмилетним ребенком. Приближение вражеских войск заставило семью Глинок переехать в Орел. По возвращении домой, после изгнания наполеоновских войск. Глинка слышал рассказы о героической борьбе партизанских отрядов, о народной войне против захватчиков. Эти рассказы не могли пройти бесследно.
Задумав много лет спустя оперу о бессмертном подвиге русского крестьянина, Глинка, вероятно, вспоминал и о подвигах смоленских крестьян в 1812 году.
Музыке Глинка начал учиться с десяти лет, беря уроки у домашних учителей. В четырнадцатилетнем возрасте Глинка переехал в Петербург и поступил в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. В Петербурге начались и его серьезные занятия музыкой. К окончанию пансиона Глинка был уже превосходным пианистом, отличным певцом и неплохим скрипачом. Работа в летние месяцы с крепостным оркестром, который содержал его дядя, дала будущему композитору дирижерский опыт. Глинка мог бы при желании стать концертирующим артистом, но его гораздо больше влекло творчество. Восемнадцати лет он пишет свое первое произведение - фортепьянные вариации. За ними последовали другие сочинения. Лучшие из них - замечательная элегия «Не искушай меня без нужды» на слова Баратынского и «Грузинская песня» на слова Пушкина.
С Пушкиным на протяжении нескольких лет Глинка встречался неоднократно. Встречался он также в разное время с Грибоедовым, Гоголем, Жуковским, Дельвигом, Мицкевичем и другими деятелями литературы и искусства. Общение с ними, несомненно, расширяло творческий кругозор Глинки.
Глинка не принадлежал к кружкам революционеров-декабристов, но среди декабристов, как говорит сам Глинка, были «очень знакомые» ему люди; один из них - пансионский учитель Глинки, друг Пушкина В. Кюхельбекер.
14 декабря 1825 года Глинка находился на Сенатской площади и стал очевидцем трагических событий, потрясших Россию. Глинка очень скупо и осторожно говорит в своих воспоминаниях о декабрьских событиях, но нельзя сомневаться, что и расстрел на Сенатской площади и последовавшие затем казни и ссылки декабристов произвели на юношу неизгладимое впечатление.
В 1825 году Глинка окончательно оставляет службу и целиком отдается музыке. Он занимается музыкально-теоретическими предметами, пишет сочинения в различных жанрах. Для более углубленного изучения западноевропейской музыкальной культуры предпринимает путешествие за границу.
Четыре года Глинка провел за рубежом, главным образом в Италии. Здесь он знакомится с мастерством выдающихся итальянских певцов, с операми крупнейших итальянских композиторов. В Италии Глинка пишет ряд сочинений на итальянские тексты, на темы из итальянских опер. Эти сочинения привлекли внимание итальянского мира, но сам Глинка ими удовлетворен не был. «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы... убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски».
Несколько месяцев Глинка провел в Берлине, настойчиво работая под руководством известного музыканта-теоретика З. Дена, который, по словам Глинки, «привел в порядок» его музыкальные познания.
В Берлине Глинка продолжает думать о русской национальной музыке, о русской опере. «Мне кажется, - писал он одному из друзей, - что и я тоже мог бы дать нашему театру достойное его произведение... Я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего сюжет, но и музыка также...» Работа над оперой началась тотчас по возвращении Глинки на родину. В конце 1836 года состоялась премьера «Ивана Сусанина» - первой оперы Глинки и первой русской классической оперы.
Вскоре после окончания «Ивана Сусанина» Глинка задумал вторую оперу - по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Знавший о замысле Глинки Пушкин беседовал с ним о тех изменениях, которые он хотел внести в свое юношеское произведение. Смерть Пушкина помешала ему выполнить свое намерение и оборвала намечавшееся творческое содружество великих русских художников. Над своей второй оперой Глинка работал дольше, чем над первой. Премьера «Руслана и Людмилы» состоялась в конце 1842 года.
Спустя полтора года после завершения «Руслана и Людмилы» Глинка снова уезжает за границу. На этот раз он проводит вдали от родины три года. В Париже он знакомится с композитором и дирижером Г. Берлиозом, который в одном из своих концертов исполнил сочинения Глинки. В Париже состоялся и собственный, авторский концерт Глинки; в программу вошли отрывки из глинкинских опер. Оба концерта вызвали большой интерес французского музыкального мира.
Два года Глинка проводит в Испании, изучая испанскую народную музыку. Творческий результат этой поездки - две «испанские увертюры»: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Вернувшись на родину, Глинка пишет самое известное из своих симфонических сочинений - увертюру «Камаринская» на русские народные темы.
В последние годы жизни работе Глинки мешала болезнь. Ему не удалось написать задуманную им симфонию «Тарас Бульба» и оперу «Двумужница».
Творческое наследие Глинки невелико: самое ценное в нем - две оперы, несколько симфонических пьес и ряд романсов. Но эти сравнительно немногочисленные произведения давно и справедливо признаны великим достоянием русской культуры. Глинка показал в музыке духовное богатство русского человека, русского народа, создал новые оперные жанры - новые не только в русской, но и во всей мировой музыке, углубил и расширил понимание народности музыкального искусства, музыкальной речи. Сравнительно редко вводя в свои произведения подлинные народные мелодии, Глинка всей своей музыке придал, однако, глубоко народный характер.
Творчество Глинки многообразно. Но общий, господствующий тон его искусства светлый, жизнеутверждающий. Гармоническое миросозерцание сочетается в искусстве Глинки со стройностью формы, с высоким совершенством воплощения творческих замыслов. В этом отношении Глинку можно поставить рядом с его великим современником Пушкиным.
Мысль написать оперу об Иване Сусанине подал Глинке поэт Жуковский. Глинку сразу увлек предложенный Жуковским сюжет, в особенности картина гибели героя. «Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении», - писал впоследствии Глинка. Либретто предполагал писать Жуковский, однако, написав одну сцену, он отказался от дальнейшей работы и «сдал», как говорит Глинка, оперу посредственному поэту из числа придворных Николая I барону Розену.
Общий план оперы составил сам Глинка. Разработка сценария, очень точного и подробного, протекала в творческом общении композитора с крупнейшими петербургскими литераторами. Есть основания думать, что в обсуждении сценария принимал участие Пушкин. Постоянную помощь оказывали Глинке Жуковский и видный писатель и музыкальный критик Одоевский. Работа же с либреттистом принесла Глинке немало огорчений. Его не удовлетворяли стихи барона Розена. Ему приходилось бороться с «верноподданническим» духом, который старался внести в либретто придворный поэт. Многое в розе-новском либретто Глинка изменил, но полностью преодолеть его недостатки не смог. Глинке пришлось даже отказаться от названия, которое он дал опере: «Иван Сусанин». По прямому указанию императора Николая I опера Глинки получила совершенно не соответствующее всему ее духу «верноподданническое» наименование - «Жизнь за царя». Лишь после Великой Октябрьской революции патриотическое творение Глинки было освобождено от монархического духа, чуждого замыслу композитора и всей музыке оперы. Текст «Ивана Сусанина» переработал советский поэт С. Городецкий. С этим текстом и с подлинным авторским названием опера Глинки ставится в советских оперных театрах.
События, о которых повествует опера Глинки, происходят в конце 1612 года, когда русский народ под руководством Минина и Пожарского заканчивал героическую борьбу за освобождение страны от польских магнатов, захвативших Москву.
Первое действие - в селе Домнине. На улице собрались крестьяне; среди них Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида ждет возвращения жениха, ратника Собинина, который повел отряд воинов против захватчиков-поляков, и думает о скорой свадьбе. Что гадать о свадьбе? - слышит она от отца: не о семейных радостях нужно думать русским людям, когда враг еще не изгнан из Руси, когда столица в руках панов. К берегу подплывает лодка, из нее выходит Собинин с ратниками. Крестьяне узнают, что поляки, засевшие в Москве, окружены русскими войсками, что недалек уже день полной победы. Когда будет разгромлен враг, тогда, обещает Сусанин дочери и Собинину, настанет время для семейного торжества и состоится их свадьба.
Второе действие - торжественный бал в замке польского короля Сигизмунда. Польская шляхта мечтает о полном покорении Руси, о новых победах и богатой добыче.
Гонец из России нарушает радостное настроение шляхты: польские войска в Москве осаждены ополчением Минина и Пожарского. Гости короля взволнованы: одни понимают, что близко поражение, но другим кажется, что польским рыцарям нетрудно будет разбить народное ополчение и покорить Русь «огнем и мечом». Отряд шляхтичей отправляется в поход против Минина и Пожарского.
Третье действие - снова в Домнине, в избе Сусанина. Сусанин сообщает Ване, своему приемному сыну, что недалеко от Домнина, в посаде, остановились русские войска во главе с Мининым. Войска готовы двинуться в поход, чтобы изгнать из родной земли захватчиков. Ваня хочет присоединиться к войскам Минина и с мечом в руке защищать родину. Сусанин гордится мужеством сына, но мальчикам не место в рядах воинов.
В это время в доме Сусанина идут приготовления к свадебному пиру; близка победа - «скоро заря за окном над мирной землей загорится», - и Сусанин не хрчет больше откладывать свадьбу дочери и Собинина. Однако события складываются не так, как предполагал Сусанин. Неожиданно в избу входят начальники польского отряда. «Где русские войска?», «Где стоит Минин?», «Как пройти на Москву?»
«В Москву дороги нет чужим!» - гордо и смело отвечает Сусанин. Поляки выхватывают сабли: Сусанину грозит смерть. Но угроза не пугает его: «Страха не страшусь, смерти не боюсь».
Поляки понимают, что гибель старого крестьянина не поможет им найти дорогу в Москву, и решают подкупить Сусанина. Сусанин делает вид, что деньги прельстили его: «Ваша правда! Деньги - сила. Червонцы лучше, чем могила... Панам вельможным услужу, прямым путем вас провожу!» Незаметно для поляков Сусанин посылает Ваню в посад - предупредить Минина о приходе новых польских войск. «Сейчас их всех я в лес веду, - говорит Сусанин Ване, - туда, где глушь, и топь, и тьма. Пусть я умру, но их сгублю!» Поляки уводят Сусанина. Входит Собинин с несколькими крестьянами. Узнав от Антониды, что Сусанин уведен поляками, Собинин собирает дружину для борьбы с врагом и освобождения Сусанина.
Четвертое действие разбито на три картины. Первая картина - ночью, в лесу. Дружина Собинина пытается найти польский отряд, с которым ушел Сусанин. Вторая картина - у монастырского посада. Хотя конь, на котором мчался Ваня, пал под ним, он все же выполнил поручение отца. Ваня добегает до посада и успевает предупредить соратников Минина о новой опасности, грозящей русским войскам. Посадские и ополченцы выходят из монастыря, чтобы дать отпор врагу, не пустить его к Москве.
Третья картина четвертого действия - сцена в лесу. Поляки, еле передвигающие ноги, с трудом пробираются через кусты и снежные сугробы. Впереди идет Сусанин.
Поляки в тревоге. Куда завел их «москаль»? Не видно ни дороги, ни тропинки. Не сбился ли с пути их проводник? «Снежным саваном встречает Русь гостей», - отвечает Сусанин. Загадочный ответ Сусанина не лишает поляков надежды. Измученные долгой и тяжелой дорогой, они засыпают, рассчитывая после рассвета выбраться из леса.
Сусанин понимает, что близится развязка. Протекут немногие часы, и взойдет заря - последняя заря в его жизни. Не придется увидеть ему сына, дочь, зятя. Но сомнений нет в душе Сусанина. Его смерть избавит родину от опасности, и он без колебаний ждет неминуемой гибели. Наступает рассвет. На тревожные вопросы поляков Сусанин торжественно отвечает: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал... Туда завел я вас, где глушь и гладь, где вам от лютой вьюги погибать, где вам голодной смертью помирать!» Мужественно встречает Сусанин смерть.
Сценой в лесу завершается трагедия Сусанина. Но Глинка не заканчивает оперу гибелью своего героя. Замысел Глинки - прославление подвига костромского крестьянина, достойного сына великой страны, в тяжелых боях отстоявшей свою независимость. Поэтому опера Глинки заканчивается эпилогом - апофеозом победы русского народа. На Красной площади в Москве толпы празднично одетого народа. Радостно и торжественно поет народ:
Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна!
В первоначальном плане Глинка назвал «Ивана Сусанина» «отечественной героико-трагической оперой». Действительно, «Иван Сусанин» - опера героическая и одновременно трагическая. Но героическое в творении Глинки, безусловно, берет верх над трагическим. Торжественно-радостное, оптимистическое завершение оперы закономерно вытекает из всего хода событий.
Важнейшее «действующее лицо» оперы - русский народ-Этому нисколько не противоречит то, что в центре событий стоит величавая фигура Ивана Сусанина. Народ и Сусанин составляют единое целое; Сусанин неотделим от народа. Поэтому и в музыке их много общего. Это общее - прежде всего мелодика, корнями своими уходящая в русскую народную песню.
Образ русского народа с наибольшей полнотой, с наибольшей яркостью обрисован в двух хорах, которые «окаймляют» оперу Глинки. Одним из них открывается первое действие. Это хор ополченцев и крестьян «Родина моя! Русская земля!». По мысли Глинки, хор должен выразить «неустрашимость русского народа». Хор звучит как широкая и могучая, полная энергии русская песня Второй - упоминавшийся уже хор «Славься», завершающий оперу. Это песня торжества, ликования, несокрушимой мощи и гордой уверенности в своей силе. Композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал об этом хоре: «Во всех существующих до сих операх нет финального хора, который бы так тесно был сплочен с задачею музыкальной драмы и такою могучею кистью рисовал бы историческую картину данной страны в данную эпоху. Тут Русь времен Минина и Пожарского - в каждом звуке».
Мелодия хора «Славься» необычайно проста и вместе с тем величественна. Это торжественный гимн русскому народу, русской земле. В то же время это грандиозный марш, рисующий отнюдь не только шествие войск и горожан по Красной площади; в музыке «Славься» мы слышим могучую поступь великого народа.
Хор «Славься» - эмоциональный и идейный итог оперы, логическое завершение драматических событий, развертывающихся в «Иване Сусанине». Это значение заключительного хора Глинка раскрывает и в музыке. Тема хора впервые появляется в эпилоге. Однако ее нельзя считать совершенно новым, не знакомым слушателю музыкальным образом. Отдельные интонации, попевки мелодии «Славься» звучали в предшествовавших картинах. Внимательный слушатель заметит, например, что в разговоре Сусанина с поляками (третье действие) на словах «Велик и свят наш край родной» звучит еще не вполне «созревший» мотив «Славься». Точно так же в последних словах Сусанина (финальная картина четвертого действия) легко расслышать интонации заключительного хора на словах «Встает моя заря». Вводя интонации «Славься» в партию Сусанина, Глинка подчеркивает величие подвига крестьянина-патриота, показывает единство чувств и мыслей Сусанина и всего русского народа.
У Сусанина, по словам Глинки, «важный характер». Основные черты облика Сусанина - ив поступках его, и в словах, и в музыке, с ним связанной, - степенность, чувство собственного достоинства, гордость, спокойное, без бахвальства, мужество и в то же время большая душевная теплота. Музыка, создающая образ Сусанина, тесно связана с русской народной песней.
Уже в первом действии образ Сусанина показан с различных сторон. Сусанин - любящий отец, человек, умудренный долгой жизнью, к слову которого с уважением прислушиваются односельчане; в первом же действии выявляются и такие черты Сусанина, как мужество, высокий патриотизм. Поэтому отнюдь не кажется неожиданным решение Сусанина - в третьем действии - идти на верную смерть ради спасения Москвы. И в третьем действии облик Сусанина разносторонен. Музыка полна воли, непреклонной твердости, когда Сусанин говорит полякам: «Страха не страшусь, смерти не боюсь». А в плавной мелодии прощания с дочерью (лаконичное ариозо «Ты не кручинься, дитятко мое!») звучит трогающая нежность.
Вершина развития трагедии Сусанина - сцена в лесу. Драматургическая кульминация этой сцены - ария Сусанина «Чуют правду». Глинка не упростил стоявшей перед ним задачи. Сусанин совершает героический подвиг, однако ария «Чуют правду» скорее лирична, чем героична. И в словах Сусанина и в изумительно пластичной, гибкой кантилене звучат горестные раздумья об уходящей жизни, печальные мысли об осиротевшей семье. Но ни на минуту не закрадываются в душу Сусанина сомнения, колебания. Музыка арии, захватывая слушателя глубиной страдания, душевным теплом, остается гордо-мужественной, возвышенной и простой, как скорбная русская песня.
Рядом с Сусаниным по яркости музыкальных образов стоят близкие к нему люди: Антонида, Собинин, Ваня. Так же как Сусанин, это русские люди большой души, любящие родину, мужественные и сердечные.
Ваня - мальчик, полуребенок. По-детски проста и незатейлива его песенка «Как мать убили у малого птенца» (начало третьего действия). Глубокая печаль звучит в его рассказе о смерти Сусанина «Ах, не мне, бедному» (в эпилоге). Но и здесь мы слышим бесхитростную речь подростка. А когда Ваня мечтает о ратных подвигах, в его словах, и еще больше в музыке, появляется героический порыв. Замечательна в этом отношении ария Вани (с хором ополченцев) «Бедный конь в поле пал» у ворот монастырского посада. Совсем не детская твердая решимость чувствуется в упругой, как стальной клинок, мелодии на словах «Где тут Минин стоит?».
У Собинина, по словам Глинки, «удалой характер». Действительно, беззаветная русская удаль чувствуется в рассказе Собинина о боях с врагами (первое действие):
Эх, когда жених к невесте Без подарка приезжал? Я с моей дружиной вместе Вражью шайку разогнал!
В энергичной, четко ритмованной мелодии легко заметить родство с особым, весьма самобытным видом русских песен - с боевыми солдатскими песнями. Еще больше воли, энергии в маршеобразной мелодии, когда Собинин запевает (в том же действии): «Нам привычно, русским людям, гнать врага своим мечом!»
Женственно-мягкий образ Антониды - своего рода контрастное дополнение к мужественному образу Собинина. В плане своей оперы Глинка указывает на две важнейшие черты характера Антониды: «нежность» и «грациозность». Именно эти качества раскрывает каватина Антониды «Ах ты, поле, поле ты мое» (первое действие). Антонида еще не ведает горя, она ждет встречи с любимым, и музыка ее каватины полна светлой радости. Романс с хором «Не о том скорблю, подруженьки» (третье действие) проникнут иными настроениями. Антонида рассказывает подругам о постигшем семью горе: только что враги увели отца. Музыка и здесь полна нежности, но окрашена в задушевно-печальные тона.
После постановки «Ивана Сусанина» Гоголь писал, что Глинка «счастливо умел слить в своем творении две славянские музыки; слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого опрометчивый мотив польской мазурки». Гоголь отметил очень важную черту «Ивана Сусанина». Действительно, в опере Глинки музыка рисует две национальные стихии. В этом смысле «Иван Сусанин» - новое слово не только в русской, но и во всей мировой оперной литературе.
Показывая духовное богатство русского народа, Глинка не ставил такой задачи в отношении польского народа. Во втором акте своей оперы, в сцене во дворце Сигизмунда, он рисует польских магнатов, верхушку шляхетства. Здесь звучат польские танцы: торжественный, воинственный полонез, стремительный краковяк, блестящая мазурка. Музыка польских танцев великолепна, они увлекают слушателя зажигательными мелодиями, чеканной ритмикой, красочной инструментовкой. Но слушатель сразу чувствует, что эти пышные, эффектные танцевальные пьесы рисуют не польский народ, а заносчивую, воинственную польскую шляхту. Горделиво-торжественная во втором акте, музыка польских рыцарей решительно меняет свой характер в сцене, где измученные шляхтичи заведены Сусаниным в непроходимый лес. И здесь звучат ритмы мазурки, но в музыке поляков слышатся испуг, растерянность, жалоба; разительный контраст к ним - уверенные, мужественные реплики Сусанина.
«Иван Сусанин» - первая русская опера, в которой отсутствуют разговорные диалоги, столь характерные для русской оперы доглинкинского времени, начиная с «Мельника» и кончая «Аскольдовой могилой». Разговорные диалоги Глинка заменяет речитативами, очень напевными, порой приближающимися к кантилене. Русская народная речь, русская народная песня - основные истоки речитативного стиля «Ивана Сусанина».
Чрезвычайно богаты, многообразны в «Иване Сусанине» оперные формы. Наряду с ариями в «Иване Сусанине» даны и превосходные вокальные ансамбли (трио Антониды, Собинина и Сусанина «Не томи, родимый», квартет Антониды, Вани, Собинина и Сусанина «Милые дети» и другие) и хоры. Одна из особенностей «Ивана Сусанина» - сочетание некоторых арий и ансамблей с хорами. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» сопровождается женским хором (подруги Антониды); ария Вани «Бедный конь в поле пал» сливается с хором ополченцев; хор дружинников подхватывает арию Собинина «Что нам метель» (первая картина четвертого действия); трио «Не томи, родимый», трио Антониды, Вани и Собинина «Не в родной семье» (эпилог) тоже переплетаются с репликами хора. Таким построением ряда арий и ансамблей подчеркивается единство основных героев оперы и народа.
Очень велико в «Иване Сусанине» значение оркестра - и в сопровождении вокальных сцен и в самостоятельных симфонических фрагментах. Кроме упоминавшихся польских танцев (часто исполняемых в концертах), здесь прежде всего нужно указать на замечательную увертюру. Построенная на темах оперы, она вводит слушателя в круг предстоящих событий.
Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября 1836 года в петербургском Большом театре. Спектакль был воспринят передовым русским обществом как очень крупное событие в культурной жизни России. «С оперою Глинки является то, - писал Одоевский, - чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки».
На премьере «Ивана Сусанина» присутствовали многие видные деятели русской культуры. Был на спектакле и Пушкин. Один из современников вспоминает: «Здесь я видел в последний раз Александра Сергеевича: его кресло было крайнее у прохода в 11-м ряду, мое - за ним в 12-м. В антрактах все интеллигентное общество из первых рядов подходило к нему с похвалами Глинке, и вообще опера имела блестящий успех».
Вскоре после премьеры «Ивана Сусанина» состоялось торжественное чествование автора оперы. На чествовании Пушкин, Жуковский, Вяземский и Виельгорский написали шутливый стихотворный экспромт, к которому тут же сочинил музыку Одоевский. Пушкину в этом экспромте принадлежит следующее четверостишие:
Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь.
Слова Пушкина о зависти, злобе, о попытках «затоптать в грязь» Глинку отнюдь не случайны. После первых же спектаклей вокруг «Ивана Сусанина» разгорелась борьба мнений. Передовые люди России во главе с Пушкиным и Гоголем верно оценили огромное историческое значение оперы Глинки. Но нашлись у нее и противники в среде «высшего общества». Правда, опера получила официальное одобрение двора, но отнюдь не за гениальную музыку Глинки, а за «верноподданнический» дух либретто барона Розена. По существу же, патриотическая идея оперы Глинки, мысль о высокой нравственной силе русского народа не могла быть понята и оценена «высшим светом». А музыка Глинки, с ее глубокой народностью, вызвала пренебрежение аристократических кругов, привыкших преклоняться перед иноземным искусством. Один из аристократов - любителей театра писал, что он, слушая оперу, «чуть-чуть не заснул, воображая себя на какой-нибудь станции, между русскими ямщиками, которые, приложив руку к щеке, заливаются в своих бесконечных напевах, всегда однообразных и утомительных, как валдайский колокольчик». Глинку совсем не смущало сравнение его оперы с «кучерской», «ямщицкой» музыкой. «Это хорошо и даже верно, - замечает Глинка, - ибо кучера, по-моему, дельнее господ!» Выразителем мнения «высшего света» в печати стал реакционный журналист Булгарин, в безграмотной статье пытавшийся принизить значение оперы Глинки.
Несмотря на отрицательное отношение высшего света и критику реакционной печати, несмотря на то, что опера Глинки часто искажалась нелепыми сокращениями и плохим исполнением, великое творение первого классика русского музыкального искусства постепенно получило признание в очень широких кругах русского общества.
Мысль об опере на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» подал Глинке драматург Шаховской. По-видимому, он предполагал, что Глинка напишет оперу со всевозможными постановочными эффектами, без глубокого внутреннего содержания. Лучшей и самой популярной оперой такого рода была «Леста, днепровская русалка», о которой шла речь в предыдущей главе. Шаховской, как мы знаем, принимал участие в составлении либретто «Лесты»; естественно, что и в поэме Пушкина он увидел благодарный материал для феерического спектакля.
Глинка не пошел по пути авторов «Лесты», хотя и назвал свое произведение по установившейся традиции «волшебной оперой». Его привлекали в первую очередь народные мотивы в юношеской поэме Пушкина.
Работа над «Русланом и Людмилой» растянулась на несколько лет (1837-1842 гг.). Основным либреттистом «Руслана» был один из друзей Глинки, В. Ф. Ширков. В составлении либретто помогали Глинке и некоторые другие его знакомые. Пушкинских стихов в либретто введено сравнительно немного, но они звучат в нескольких значительных сценах оперы.
Ход событий в опере совпадает в целом с фабулой поэмы, однако Глинка допускает ряд отступлений от Пушкина. В опере у Руслана не три соперника, а два: «Фарлаф, крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей», и «полный страстной думы, младой хазарский хая Ратмир». Третий из соперников Руслана, «Рогдай, воитель смелый», в оперу не вошел.
С другой стороны, некоторые действующие лица приобрели в опере большую значимость по сравнению с литературным первоисточником. Намного полнее обрисованы Ратмир и особенно его возлюбленная Горислава - так назвал Глинка безыменную у Пушкина «подругу нежную» Ратмира. Одним из важных образов оперы стал бегло упомянутый Пушкиным Баян.
Более значительное по сравнению с поэмой участие в действии принимает отец Людмилы князь Светозар - этим именем Глинка назвал князя Владимира.
Несколько изменена в опере в сравнении с поэмой последовательность событий.
Первое действие, которому предшествует увертюра, происходит во дворце Светозара. Это, как и у Пушкина, картина древнерусского пира.
В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал.
Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна...
Баян в сопровождении хора (гости Светозара) начинает петь; звучат слова Пушкина, открывающие первую песнь поэмы:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжкие испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдет!» Недолго тревожит новобрачных и гостей таинственное пророчество Баяна. Вновь воцаряется веселье.
Вторая песня Баяна - своеобразное прославление Пушкина. Баян предсказывает, что «младой певец в славу родины на златых струнах запоет. И Людмилу нам с ее витязем от забвения сохранит».
Свадебное торжество внезапно нарушено:
Гром грянул, свет блеснул в тумане...
Людмилы нет во тьме густой. Похищена безвестной силой.
По призыву Светозара Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски Людмилы. «Чей подвиг будет не напрасен, тому отдам ее в супруги», - говорит рыцарям Светозар.
Во втором действии - три сцены; по существу, три самостоятельные музыкальные картины.
Первая сцена - в пещере Финна. И по содержанию и по тексту эта сцена очень близка к соответствующему эпизоду поэмы. Старый Финн открывает Руслану, что в исчезновении Людмилы повинен
Волшебник страшный Черномор, Красавиц давний похититель, Полнощных обладатель гор.
Финн рассказывает Руслану о своей жизни. Руслан узнает, как постиг старец «тайну страшную природы» - овладел силами волшебства. Теперь власть доброго волшебника поможет Руслану спасти Людмилу. Но есть у Черномора союзница - злая колдунья Наина, ненавидящая всех, кому покровительствует Финн. Но и от козней Наины спасется Руслан.
Следующая сцена второго действия - встреча Фарлафа с Наиной. Наина советует Фарлафу возвратиться домой и ждать; она обещает ему найти Людмилу и погубить Руслана. Фарлаф в восторге: «Близок уж час торжества моего»; без трудов и опасностей надеется он получить Людмилу и стать зятем Светозара.
Третья сцена второго действия - встреча Руслана с Головой.
Перед Русланом открывается
...старой битвы поле. Вдали все пусто; здесь и там Желтеют кости; по холмам Разбросаны колчаны, латы...
Печальные размышления овладевают Русланом:
О поле, поле, кто тебя Усеял мертвыми костями?
В боях со встречными недругами пробивая себе путь, Руслан потерял оружие (у Пушкина он лишился оружия в схватке с могучим Рогдаем). Здесь, на поле битвы, Руслан надеется найти боевые доспехи.
Он поднял щит, не выбирая, Нашел и шлем и звонкий рог;
Но лишь меча сыскать не мог. Долину брани объезжая, Он видит множество мечей, Но все легки, да слишком малы, А князь красавец был не вялый. Не то, что витязь наших дней. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, Копье стальное взял он в руки, Кольчугу он надел на грудь...
Руслан обращается с мольбой к Перуну: «Дай, Перун, булатный меч мне по руке». Рассеивается туман.
...смотрит храбрый князь - И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним живая голова.
Руслан слышит мощный голос Головы: «Кто здесь блуждает? Пришлец безрассудный, прочь! Не тревожь позабытых костей!» Голова дует на Руслана. Поднимается буря. Но Руслан поражает Голову копьем.
Кругом росистая трава Кровавой пеной обагрилась, И, зашатавшись, голова Перевернулась, покатилась, И шлем чугунный застучал. Тогда на месте опустелом Меч богатырский засверкал.
Смирившись, Голова рассказывает Руслану о тайне богатырского меча: только этим мечом можно отрубить бороду Черномору и лишить его волшебной силы. В восторге Руслан берет волшебный меч и снова пускается в путь - искать на далеком севере замок Черномора.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.